Самые необычные мифические существа мира. Список чудовищ, демонов, великанов и волшебных существ древнегреческой мифологии

Главная / Психология


Сегодня киноэкраны заполонили зомби, вурдалаки, вампиры и прочие монстры. Но на самом деле ужасные существа – это далеко не всегда порождение фантазии современных сценаристов и режиссёром. В древних мифах и в фольклоре существуют и более страшные сущности, правда, многие из них не такие распиаренные, как попавшие на экраны.

1. Блеммия


Блеммии - довольно древние существа. Впервые упоминания о них появились у древних греков и римлян. Физически они очень похожи на обычных людей за одним существенным отличием - у блеммий нет головы. Рты, глаза и носы находятся у них на груди. Согласно древним источникам (к примеру, о блеммиях писал Плиний), эти существа были довольно широко распространены по всей Северной Африке и на Ближнем Востоке. В более поздней литературе блеммий также описывали, как каннибалов.

2. Сфена


Сфена - монстр из греческой мифологии. Намного больше людей знает ее сестрицу Медузу. Знаменитая горгона была младшей из семейки, у нее было 2 старшие сестры - Евриала и Сфена.

Как и у ее сестер, у Сфены были длинные острые клыки и змеи красного цвета вместо волос. Истории рассказывают, что Сфена была самой свирепой и кровожадной из семьи, она убила больше мужчин, чем обе ее сестры, вместе взятые.

3. Хитоцумэ-кодзо


В японских мифах рассказывается о множестве сверхъестественных монстров, которых как правило называют Ёкай. Одна из разновидностей Ёкай - хитоцумэ-кодзо, который является чем-то вроде Циклопа: он имеет только один гигантский глаз посередине лица. Тем не менее, хитоцумэ-кодзо еще более жуткий, чем циклоп, поскольку выглядит, как маленький лысый ребенок.

4. Мананангал


Это отвратительное существо происходит из Филиппин. Оно имеет некоторые общие черты с вампиром, хотя мананангал более отталкивающий, как по внешнему виду, так и по поведению. Мананангал обычно изображается как очень некрасивая женщина, которая способна отрывать себе нижнюю часть тела, отращивать гигантские крылья и летать в ночное время. Мананангалы имеют длинный хоботок на месте языка, который они используют, чтобы высасывать у спящих людей кровь. Больше всего они любят беременных женщин, а если быть конкретнее, то высасывать сердце их плода.

Тем, кто столкнется с мананангалом, стоит избегать летающего туловища и попробовать посыпать чесноком и солью отделенную нижнюю часть тела этого существа - это убьет его.

5. Келпи


Один из самых известных монстров в кельтской мифологии, келпи - существо, которое выглядит как лошадь и водится в озёрахр Шотландии. Келпи любят заманивать людей, топить их в озерах, затаскивать к себе в логово и съедать.

Одной из отличительных черт келпи является их способность превращаться из лошади в человека. Чаще всего они принимают облик привлекательного мужчины, который заманивает жертв в свою берлогу. Намного реже келпи появляется в виде красивой женщины. Согласно легенде, одним из способов определить келпи в человеческой форме являются их волосы, которые постоянно влажные и полны водорослей. В некоторых историях также говорится, что келпи сохраняют копыта даже в человеческой форме.

6. Стригой


Стригои, которые похожи на более известных полтергейстов, являются одними из самых древних существ в этом перечне. Они относятся к дакийской мифологии и позже были переняты румынской культурой. Это злые духи, которые воскресли из мертвых и пытаются возобновить нормальную жизнь, которую они вели когда-то. Но при этом существовании стригои пьют саму сущность жизни из своих родственников. Они чем-то похожи своими действиями на вампиров.

Нет никаких сомнений, что люди по всей Восточной Европе смертельно боялись стригоев. Что примечательно, эта вера сохранилась и поныне, особенно в сельских районах Румынии. Всего 10 лет назад родственники недавно умершего вырыли его труп и сожгли сердце, поскольку считали, что усопший превратился в стригоя.

7. Йогорумо


Наверняка никто бы не отказался, если бы его соблазнила самая красивая женщина в мире, после чего повела его к себе домой. Сначала такой мужчина чувствовал бы себя самым счастливым человеком, но это мнение наверняка вскоре изменилось бы, когда эта красивая женщина показала бы свою истинную сущность - гигантского паука-людоеда. Очередной японский монстр из рода Ёкай - йогорумо. Это гигантский паук, способный превращаться в красивую женщину, чтобы завлекать добычу. После того, как йогорумо овладевает человеком, он заворачивает его в шелковую паутину, впрыскивает яд, а затем пожирает добычу.

8. Черная Аннис


Также известная как Черная Агнес, эта ведьма является традиционным персонажем в английском фольклоре. Некоторые полагают, что ее корни можно проследить гораздо дальше - до кельтской или германской мифологии. У Черной Аннис отвратительное синее лицо и железные когти, а еще она любит питаться людьми, особенно маленькими детьми. Ее любимое занятие - бродить по оврагам в ночное время, в поисках ничего не подозревающих детей, похищать их, затаскивать в свою пещеру, после чего готовить детей на ужин. После того, как Аннис доедает детей, она делает из их кожи одежду.

9. Леший


Леший - дух лесов и парков во многих славянских культурах. По сути, он является защитником леса. Леший дружит с животными, которых он может позвать себе на помощь и недолюбливает людей, хотя, в некоторых случаях, фермерам удается подружиться с лешими. В этом случае они защищают посевы людей и даже могут научить их магии.

Физически, лешие описываются как высокие люди с волосами и бородой из лозы и травы. Тем не менее, они также являются оборотнями, способными изменяться в размере: от самого высокого дерева в лесу до мельчайшей травинки. Они могут даже превращаться в обычных людей. При этом леших могут выдать светящиеся глаза и обувь, одетая задом наперед.

Лешие - это вовсе не злые существа, скорее они обманщики и любят озорство. К примеру, они любят запутывать людей в лесу, а иногда и заманивать людей в свои пещеры, имитируя голоса их близких (после этого, заблудившихся могут защекотать до смерти).

10. Домовой


В славянской мифологии считается, что в каждом доме есть свой домовой. Обычно его описывают, как маленького бородача, покрытого волосами. Он считает себя хранителем дома и не обязательно злой. Его действия полностью зависят от поведения жителей. Домовой злится на людей, которые пренебрегают своим домом и которые ругаются. А тем, кто хорошо себя ведет и заботиться о доме, домовой незаметно помогает с домашними хлопотами. Также ему нравится наблюдать за спящими людьми.

Не стоит злить домового, ведь он начинает мстить людям. Сначала в доме начнут раздаваться потусторонние стоны, биться тарелки и пропадать вещи. А если домового окончательно довести, то он может убить людей в их собственной кровати.

Для любителей истории и непознанного . Читайте сами, рассказывайте детям.

По материалам сайта dawdlez.com

Мифологический жанр (от греч. слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.

Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.
В 17-ом — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).

В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в 19-ом и 20-ом веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов.
На рубеже 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени, В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в графике П. Пикассо. См. подробнее Исторический жанр.

Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.

Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.

В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.

Амазонки

Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком.

Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней.

Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.

Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания.

Волхвы и Маги

Волхвы(волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Кедригерн и другие маги
Дин Моррисси
В истории волхвов упомянаеться о истории пророчества, о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матфей, II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний.
Но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться, показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.
По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда говорит, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников.

Гарпии

Гарпии, в греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц-полуженщин.

Гарпии
Брюс Пеннингтон

В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ. От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее — в царстве мертвых.

Гномы в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.

Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы. Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.

Гоблины

В мифологии Западной Европы гоблинами называют озорных уродливых существ, живущих под землей, в пещерах, не переносящих солнечного света, ведущих активную ночную жизнь. Происхождение слова гоблин по-видимому связано с духом Gobelinus, который обитал в землях Эвре и упоминания о котором встречаются в рукописях XIII века.

Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.

Считается, что гоблины обожают причинять людям мелкие пакости - насылать ночные кошмары, нервировать шумом, разбивать посуду с молоком, давить куриные яйца, выдувать сажу из печи в чистый дом, напускать на людей мух, комаров и ос, задувать свечи и портить молоко.

Горгоны

Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное.

Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое.

Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам.

Горгоны (В. Богурэ)

Демоны и Бесы

Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.

В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода

В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.

По народным верованиям, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.

ДЕМОНЫ АДА

Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п .

Суета сует — Всё суета

Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

Драконы

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них.

Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун.

Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона.

В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом

Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон

Хирон , в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, — легенда о "кентавромахии" - битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку. На пиру захмелевший кентавр Эвритион оскорбил царя лапифов Пирифоя, пытаясь похитить его невесту Гипподамию. "Кентавромахию" Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", она вдохновила Рубенса, Пьеро ди Козимо, Себастьяно Риччи, Якобо Бассано, Шарля Лебрена и других художников.

Живописец Джордано, Лука изобразил сюжет известной истории битвы лапифов с кентаврами, которые решили похитить дочь царя лапифо

РЕНИ ГВИДО Деянира, похищаемая

Нимфы и Русалки

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д.

Нереида
Дж. У. Уотерхаус 1901

Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.


GHEYN Jacob de II - Neptune And Amphitrite

Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.


Herbert James Draper. Морские мелодии, 1904





Сатиры

Сатир в изгнании Брюс Пеннингтон

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие.

Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Тролли

Етуны, турсы, в скандинавской мифологии великаны, в позднейшей скандинавской традиции — тролли. С одной стороны — это древние исполины, первонаселенцы мира, по времени предшествующие богам и людям.

С другой стороны, ётуны — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил

Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.


Феи

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи.

Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.

Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.

Происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей.

Эльфы

Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов духи, представления о которых восходят к низшим природным духам. Подобно альвам, эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии — добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить.

Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром светлых эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п. Темные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в недрах гор сокровища. В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли)

Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами

В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост, Гамаюн и Стратим.

Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.










ПО ТЕМЕ



ЗА ГРАНЬЮ

Мировой фольклор населен огромным количеством удивительных фантастических животных. В разных культурах им приписывали невероятные свойства или умения. Несмотря на многообразие и непохожесть, все мифические существа имеют неоспоримую общность - нет научного подтверждения их бытия в реальной жизни.

Это не останавливало сочинителей трактатов, рассказывающих о животном мире планеты, где реальные факты переплетались с выдумкой, небылицами и легендами. Большинство их описано в сборнике статей по зоологии, его ещё называют "Бестиарий мифических существ".

Причины возникновения

Окружающая природа со своими катаклизмами, зачастую не всегда понятными явлениями, внушала ужас. Не в силах найти объяснение или как-то логично понять цепочку событий, человек своеобразно трактовал то или иное происшествие. На помощь призывались мифические существа, виновные, по мнению людей, в происходящем.

В старые времен силы природы стояли на высшем пьедестале. Вера в них была безоговорочной. Древние мифические существа служили богами. Им поклонялись, приносили жертвы в благодарность за богатый урожай, удачную охоту, благополучный исход любого дела. Злить и обижать мифические существа опасались.

Но есть и другая теория их появления. Вероятность сосуществования нескольких параллельных миров признают некоторые ученые, опираясь на теорию вероятности Эйнштейна. Есть предположение, что все эти удивительные особи на самом деле существуют, только не в нашей действительности.

Какие они были

"Бестиарий мифических существ" был в числе основных источников получения информации. Не так много было изданий, систематизирующих животный мир планеты. О его достоверности говорить сложно. Туда заносились и очень подробно описывались в том числе и совершенно мифические существа. Карандашом сделанные иллюстрации поражали воображение, настолько тщательно и подробно были прорисованы мельчайшие детали чудовищ.

Обычно эти особи соединяли в себе черты сразу нескольких, иногда по логике несовместимых представителей животного мира. Такими, в основном, были мифические существа Древней Греции. Но они могли соединять в себе и человеческие черты.

Многие навыки мифических существ заимствованы из окружающей среды. Свойство отращивать новые головы перекликается со способностью ящериц восстанавливать оторванный хвост. Умение изрыгать пламя можно сравнить с тем, как некоторые змеи могут плеваться ядом на расстояние до 3 метров.

Отдельной группой выделяются змеевидные и подобные драконам чудовища. Возможно, древние люди жили в одно время с последними вымирающими динозаврами. Останки громадных животных тоже могли дать пищу и волю для воображения, чтобы представить, как выглядят мифические существа. Картинки с их изображениями есть у разных народностей.

Полулюди

В вымышленных образах присутствовали и человеческие черты. Они использовались в разных вариантах: животное с частями тела человека, или наоборот - человек с особенностями какого-либо животного. Отдельную группу во многих культурах представляют полулюди (мифические существа). Список возглавляет, пожалуй, самый известный персонаж - кентавр. Человеческий торс на туловище лошади - таким изображали его древние греки. Сильные особи отличались очень буйным нравом. Они жили в горах и лесных чащах.

По всей вероятности, его близкая родня - онокентавр, получеловек-полуосёл. Имел подленький характер и считался редким лицемером, часто сравнивался с Сатаной.

Знаменитый минотавр имеет прямое отношение к отряду «мифические существа». Картинки с его изображением встречаются на предметах быта времен Древней Греции. Жуткое создание с бычьей головой, согласно мифу, держало в страхе Афины, требуя ежегодную жертву в виде семерых юношей и девушек. Чудовище пожирало несчастных в своем лабиринте на острове Крит.

Огромной силы особь с торсом человека, с мощными рогами и туловищем быка называли букентавр (человек-бык). Обладал способностью вызывать ненависть между представителями разных полов на почве ревности.

Гарпии считались духами ветра. Колоритные полуженщины-полуптицы, дикие, хищные, с отвратительным невыносимым запахом. Боги посылали их для наказания провинившихся людей. Заключалось оно в том, что эти стремительные твари отбирали у человека еду, обрекая его на голодную смерть. Приписывали им кражу детей и человеческих душ.

Полудева-полузмея ехидна, привлекательна внешне, но страшна по своей змеиной сути. Специализировалась на похищении путников. Была матерью целого ряда чудищ.

Сирены представали перед путешественниками в образе хищных красавиц, с головой и туловищем изящной женщины. Вместо рук у них были страшные птичьи лапы с огромными когтями. Прекрасный мелодичный голос, доставшийся им от матери, служил приманкой для людей. Плывя на завораживающее пение, корабли разбивались о камни, а моряки погибали, растерзанные сиренами.

Сфинкс был редким чудовищем - грудь и лицо женщины, тело льва с размашистыми крыльями. Его тяга к загадкам стала причиной гибели массы людей. Он убивал всех, кто не мог дать правильный ответ на его вопрос. По представлению греков, сфинкс был олицетворением мудрости.

Водные существа

Мифические существа Грециижили и в водах океанов, морей, рек, болот. Населяли их наяды. Источники, в которых они обитали, почти всегда были целебными. За неуважительное отношение к природе, например загрязнение источника, могли наказать человека безумием.

Сцилла и Харибда были когда-то привлекательными нимфами. Гнев богов сделал из них страшных чудовищ. Харибда умела создавать могучий водоворот, возникающий трижды в день. Он затягивал все проплывающие мимо корабли. Сцилла подстерегала мореходов возле пещеры в скале Сицилийского пролива. Беда была по обе стороны узкой полоски воды. И сегодня выражение «попасть между Харибдой и Сциллой» означает угрозу с двух сторон.

Ещё один колоритный представитель морских пучин - гиппокамус, или водяная лошадь. По описанию он действительно имел вид коня, но туловище его заканчивалось рыбьим хвостом. Он служил средством передвижения для морских божков - нереид и тритонов.

Летающие существа

Некоторые мифические существа умели летать. Только человеку с богатым воображением мог привидеться грифон. Его описывают как птицу с телом льва, передние ноги заменяют птичьи лапы с огромными когтями, а голова напоминает орлиную. От его крика гибло все живое. Люди считали, что грифоны охраняли сокровища скифов. Ещё их использовала богиня Немезида как тягловых животных для своей повозки, что символизировало неизбежность и быстроту наказания за совершенные грехи.

Феникс представлял собой некую смесь из разных видов птиц. В его облике можно было обнаружить черты журавля, павлина, орла. Древние греки считали его бессмертным. А способность феникса перерождаться символизировала стремление человека к самосовершенствованию.

Нет в мифологии более благородного существа, способного к самопожертвованию. Раз в пятьсот лет в храме Солнца феникс добровольно бросается в пламя. Его смерть возвращает в мир людей гармонию и счастье. Через три дня из пепла возрождается обновленная птица, готовая повторить свою судьбу ради благополучия человеческого рода.

Стимфалийские птицы, покрытые бронзовыми перьями, с медными когтями и клювами, внушали страх всем, кто их видел. Их бурное размножение не давало шансов на выживание окружающей местности. Подобно саранче, поедали все, что им попадалось, превращая цветущие долины в пустыни. Их перья были грозным оружием. Птицы поражали ими как стрелами.

Крылатый конь Пегас хоть и был рожден из головы умирающей горгоны, стал символом надежного друга, таланта и безграничного интеллекта. Он объединил в себе мощь независимого существа от земного притяжения, скакуна и жизненную силу. Грациозный, стремительный, свободный, прекрасный крылатый конь до сих пор служит для людей искусства.

Женские мифические существа

В славянской культуре женские мифические существа служили для погибели людей. Целая армия кикимор, русалок, ведьм при первой возможности старались извести человека со свету.

Не менее страшные и злые женские мифические существа Древней Греции. Не все изначально были рождены в образе чудовищ. Многие стали таковыми по воле богов, приняв страшный образ в наказание за какие-либо проступки. Они отличаются «местом проживания» и образом жизни. Объединяет их стремление уничтожить человека, этим и живут злобные мифические существа. Список их длинный:

  • химера;
  • горгона;
  • сирена;
  • саламандра;
  • пума;
  • нимфа;
  • гарпия;
  • валькирия и другие «приятные» дамы.

Славянская мифология

В отличие от других культур, славянские мифические существа несут в себе опыт и мудрость всех поколений пращуров. Предания и легенды передавались в устной форме. Отсутствие письменности не повлияло на описание необычных созданий, населявших, по мнению древних славян, их мир.

В основном славянские мифические существа имеют человеческий облик. Все они наделены сверхъестественными способностями и четко подразделяются по местам обитания.

Полу-мифическое существо - волкодлак (оборотень) - жило среди людей. Ему приписывали способности превращаться в волка. Причем, в отличие от преданий других народов, происходило это не обязательно в полнолуние. Считалось, что казачье войско непобедимо именно потому, что воины-казаки могли принимать образ волка в любое момент и нападать на врагов.

«Домашние» существа

Домовой - дух человеческого жилища, оберегал дом от всяких бед и неприятностей, в том числе от воров и пожаров. Он обладал способностью невидимости, но кошки его замечали. Когда семья переезжала на другое место, домового обязательно звали с собой, проводя соответствующие обряды. Обычай пускать в дом первой кошку имеет простое объяснение - на ней въезжает домовой.

Он всегда хорошо относится к домочадцам, но ленивых и сварливых не терпит. Битая посуда или рассыпанная крупа четко дает понять о его недовольстве. Если семья к нему не прислушивается и не исправляется, домовой может уйти. Тогда дом обречен на гибель, пожар или другая напасть не заставят себя ждать.

В прямом подчинении у домового служит дворовой. В его обязанности входит присматривать за хозяйством вне дома: хлевом, амбарами, двором. К людям он, скорее, равнодушен, но злить его не рекомендуется.

Ещё один дух - анчутка - подразделяется по месту проживания: полевой, водяной и домашний. Мелкий пакостник, не рекомендованный к общению. Никакой полезной информацией анчутка не обладает, лицемерие и способность к обману заложена в нем на генетическом уровне. Главное его развлечение - издавать различные звуки, человека со слабой психикой может довести до сумасшествия. Выгнать дух из дома невозможно, но человеку уравновешенному он совершенно безвреден.

Кикимора живет в правом углу от входа, куда по обычаю сметали весь мусор. Это энергетическое создание, лишенное плоти, но имеющее способность воздействия на физический мир. Предполагают, что она может очень далеко видеть, быстро бегать и становиться невидимой. Любопытны и версии появления кикимор, их несколько и все считаются правильными:

  • кикиморой может стать умерший младенец, в эту же группу включают всех мертворожденных, недоношенных детей или выкидышей;
  • дети, рожденные от греховной связи огненного змея и обычной женщины;
  • детки, проклятые своими родителями, причина может быть самой разной.

Кикиморы в качестве своего оружия используют для детей ночные кошмары, взрослым навевают жуткие галлюцинации. Таким образом, они могут лишить человека рассудка или довести до суицида. Но против них есть специальные заговоры, которыми пользовались ведуньи и волхвы. Подойдет и более простой способ: зарытый серебряный предмет под порогом не пустит кикимору в дом.

Следует отметить, что, несмотря на широко употребляемое выражение «кикимора болотная», к настоящим представительницам такого рода сущностей это не относится. По всей видимости, речь идет о русалках или о лихе, как раз и проживающих в болотах.

Мифические существа природы

Одно из самых известных мифических существ, живущих в лесу, в славянской мифологии - это леший. Ему, как хозяину, принадлежит все - от травинки с ягодами и грибами до деревьев и животных.

Как правило, леший к человеку настроен дружелюбно. Но такое отношение будет только к людям с чистой и светлой душой. Он и грибные, ягодные места укажет, и на короткую дорогу выведет. А если путник проявит уважение к лешему и гостинцем побалует, яйцом или кусочком сыра, то может рассчитывать на защиту от лютых зверей или сил темных.

По виду самого леса можно было определить, светлый леший хозяйничает, или он перекинулся на сторону Чернобога. В этом случае владения неухоженные, заросшие, дремучие и непроходимые. Таких нерадивых «хозяев» наказывает сам бог Велес. Он изгоняет их из леса и передает владения другому лешему.

Лихо, как ни странно, живет в болоте. По сути, оно представляет собой комплексную аллегорию неблагоприятного стечения обстоятельств, связанных с конкретными поступками человека. Из этого можно сделать вывод, что каждый сам провоцирует появление лиха. Первым оно никогда не нападает, его появление является адекватной реакцией на человеческие действия.

Как описывают, это сильное, злопамятное и свирепое существо в разной ипостаси - то в образе великана, то высокой сутулой женщины-нежити. Схожи они в одном - у лиха всего один глаз, но несмотря на это, никому не удавалось от него ускользнуть.

Встреча с лихом опасна. Его проклятия и способность насылать на человека неприятности могут в конце концов привести к летальному исходу.

Целую группу водных мифических существ, представляют русалки. Бывают:

  • Водяницы. Живут только в воде, на землю никогда не выходят, служат водяному, абсолютно безвредные, могут только напугать своей щекоткой. Выглядят как обычные обнаженные девушки, могут ненадолго обращаться в рыб или лебедей.
  • Лоскотухи. Особенный вид русалок. Их время - ночное, они могут выходить на берег рек и озер. Обнаженные красавицы заманивают беспечных путников и топят. Ради собственной забавы, могут до смерти защекотать человека. Через их прозрачные спины можно разглядеть внутренние органы.
  • Мавки. Этот вид русалок самый распространенный и имеет конкретную причину своего появления. Легенда гласит, Кострома выяснила, что её муж Купала приходится ей братом. Понимая, что вместе им не быть, девушка кинулась с обрыва в реку и утонула. С тех пор бродит по берегу реки, ищет своего мужа. Каждого симпатичного парня затягивает в омут. Там, приглядевшись и поняв, что затянула в омут не того, отпускает. Правда, молодому человеку это уже не помогает, к тому времени он успевает утонуть. Это единственный вид русалок, который «специализируется» исключительно на молодых мужчинах.
  • Лобаста. Самый страшный тип русалок. Они продают свою душу Чернобогу. Выглядят жутко, как чудовища с некоторыми частями женского тела. Сильные и злобные создания, могут нападать поодиночке и группами. Лучшее средство спасения - бежать от них.

Несмотря на такое разнообразие, все русалки имеют отношение к женскому полу. Принято считать, что в них обращаются девушки, гибель которых так или иначе связана с водой.

Всем водоемам, будь то река или озеро, нужен был свой смотритель. Таковым являлся водяной. Он отвечал за порядок на берегу и чистоту воды. Он руководил всеми русалками, а в случае необходимости мог собрать из них довольно мощную армию. Это требовалось для защиты водоема от заболачивания (так проявлялось наступление темных сил).

Водяной почитался, как мудрый хранитель знаний. К нему часто обращались за советом. Сила водяного велика - он мог и дарить жизнь (вода - основной её источник), и забирать её, насылая страшные стихийные бедствия: потопы и наводнения. Но без причины водяной свой гнев не проявлял и к людям всегда относился доброжелательно.

Мифические существа и кино

Современная компьютерная графика позволяет снимать фильмы на тему мифических существ без всяких ограничений. Благодатная неиссякаемая тема вдохновляет целую армию кинематографистов.

Сценарии пишутся по мотивам известных эпосов, мифов, легенд с примесью мистики и суеверий. Фильмы про мифических существ снимают и в жанре фэнтези, ужасов, мистики.

Но не только художественное кино привлекает зрителей. Попытки разгадать природу сущностей ученые не оставляют до сих пор. Есть очень интересные по содержанию, предположениям, научным выводам документальные фильмы про мифических существ.

Мифические существа в современном мире

Копание человека в самом себе, попытки узнать о своей личности как можно больше привели к созданию массы разнообразных тестов. Разработан и пользуется широкой популярностью тест «Какое ты мифическое существо?». Ответив на целый ряд вопросов, тестируемый получает свою характеристику. В ней указывается и мифическое создание, которому он более всего соответствует.

Попытки объяснить невероятные явления, связанные с домовыми, барабашками и прочими «соседями», толкают исследователей на отчаянные попытки сделать фото мифических существ. Современная чувствительная техника дает надежду исследователям запечатлеть желаемые объекты. Иногда на фотографиях проявляются некие светлые пятна или затемнения. Что-либо утверждать наверняка не берется ни один специалист. Трудно с уверенностью сказать, что фото мифических существ четко видно, и подтверждает их бесспорное присутствие.

Мир не такой уж и простой, каким он кажется на первый взгляд. Ученые уже много раз твердили о том, что где-то существуют параллельные миры, из которых приходят различные мифические существа, ранее не ведомые человеку. Получается, что сказки, легенды и мифы не являются выдумкой, их, скорее всего, можно назвать былинами.

Существует некий бестиарий – средневековый сборник, в которых представлено подробное описание различных вымышленных мифических существ. Ниже в статье будет представлено описание мифических существ – список с картинками и названиями.

Единороги

Если говорить о «добрых» мифических существах, то нельзя не упомянуть такого, как единорог . Но какие они, единороги? Чаще всего на фото и картинках в виде единорога изображаются красивые белые лошади, во лбу которых есть один острый рог. Единороги всегда считались символом целомудрия и борьбы за справедливость. Эзотерики также утверждают, что они должны быть с синими глазами, красной головой и белым туловищем. Раньше единороги изображались с телом быка или козла, и только недавно их тело приобрело вид лошади.

Если верить мифам, то эти существа обладают невероятным запасом энергии. Приручить их весьма непросто, но они могут покорно лечь на землю, если к ним подойдет девственница. Для того, чтобы оседлать единорога, необходимо обзавестись золотой уздечкой.

Что касается быта такого мифического существа , то он тоже является весьма сложным. Единороги едят исключительно цветы, а в качестве питья употребляют только утреннюю росу. Купаются они только в чистых лесных водоемах, в которых после этого вода приобретает целебные свойства. Главная сила единорогов сосредоточена в их роге, которому тоже приписывают целебные силы. Эзотерики утверждают, что человек, который встретил единорога, станет безумно счастливым.

Пегас

Пегас – еще одно мифическое существо , которое схоже с лошадью. Во многих энциклопедиях пишут, что этот крылатый конь является сыном медузы Гаргоны и Посейдона – Бога морей, жившего в Древней Греции. Основной функцией Пегаса было нахождение на Олимпе, где он передавал своему отцу молнии и громы. Когда Пегас спустился на землю, он своим копытом выбил Гиппокрену. Гиппокреной называется источник муз, который выполнял функцию вдохновения всех творческих личностей на полезные действия.

Валькирии

Отдельного внимания стоят мифические существа женского пола, среди которых обязательно стоит упомянуть валькирий. Валькириями называются некие девы-воительницы, которые также выполняют роль спутниц и исполнительниц воли Одина – верховного Бога в германо-скандинавской мифологии. Валькириями можно назвать символы почетной смерти в боях. Когда во время боевых действий умирал воин, к нему прилетали валькирии на крылатых лошадях и забирали погибшего в небесный замок Валгаллу, в котором начинают прислуживать ему за столом. У этих существ есть еще одна отличительная способность – они могут предсказывать будущее.

Названия других мифических существ женского пола:

  • Норны – прядущие женщины, которые могут определять рождение, жизнь и смерть человека;
  • Парки – три сестры и дочери ночи, которые тоже имеют способность предопределить жизнь любого человека. Первую дочь зовут Клота. Она прядет нить жизни. Вторая дочь – Лахесис, является хранительницей жизни. Атропос – третья дочь, которая обрезает жизненную нить;
  • Эриннии – богини мести. Как правило, на фото и картинках они изображаются всегда с факелами в руках. Такие существа подталкивают человека совершать мстительные действия за какие-либо обиды;
  • Дриады – женщины, которые охраняют деревья. Все свою жизнь они проводят в деревьях, а также умирают вместе с ними. У дриад есть свои подопечные, которые им помогают сажать и выращивать деревья;
  • Грации – мифические существа, которые являются олицетворением юной прелести и красоты. Основная цель граций – возбуждение любви в юных девичьих сердцах. Кроме этого, грации всегда приносили радость тем, кто попадался им на пути.

Мифические птицы

Говоря о мифических существах, необходимо обязательно упомянуть птиц , так как они тоже занимали ведущие места в различных сказаниях и легендах.

Грифоны и ему подобные

Продолжают список мифических существ чудовища , являющиеся результатом скрещивания двух или нескольких могущественных животных.

  • Грифоны – крылатые существа, у которых есть голова орла и туловище льва. Грифоны охраняли золото и сокровища Рипейских гор. Их крик является весьма опасным для всего живого. От звука, которые издают грифоны, погибает все в округе, даже человек;
  • Гиппогрифы являются результатом скрещивания грифа и лошади. У гиппогрифов имелись также крылья;
  • Мантикора – существо с человеческим лицом. У мантикоры есть три ряда зубов, тело льва и хвост скорпиона. Глаза у нее наливаются кровью. Перемещаются мантикоры молниеносно. В пищу употребляют только человеческие тела;
  • Сфинкс имеет женскую голову, грудь и львиное туловище. Его основной задачей было охранять Фивы. Каждому, кто проходил мимо сфинкса, он загадывал загадку. Если человек не мог ее отгадать, то сфинкс его убивал.

Драконы

В список мифических существ попадают и чудовища , которые внешне очень напоминают драконов.

Русские мифические существа

Теперь стоит рассмотреть мифические существа, жившие в России .

  • Злыдни — проживали в болотах и приставали к людям. Имели способность вселиться в старого человека, у которого нет детей. Злыдни являлись олицетворением мрака, нищеты и бедности. В доме эти существа поселялись за печью, запрыгивали человеку на спину и ездили на нем;
  • Хухлик – ряженый водяной черт. Этот нечистый дух живет в водоемах и любит шутить над людьми и устраивать им разные пакости. Наиболее активным хухлик является во время Святок.

Колыбель человеческой цивилизации.

Рассмотрев такой список мифических существ, следует отметить, что все они являются выдуманными. И это будет считаться именно так до тех пор, пока не будут предоставлены какие-то факты, свидетельствующие об их действительном существовании.

Я уже однажды в рубрике рассказывал вам о даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках , да потому что русалка - это мифическое существо, встречающееся во многих рассказах, сказках. И на этот раз хочу рассказать о мифических существах , существовавших в свое время по приданиям: Гранты, Дриады, Кракен, Грифоны, Мандрагора, Гиппогриф, Пегас, Лернейская гидра, Сфинкс, Химера, Цербер, Феникс, Василиск, Единорог, Виверн . Познакомимся поближе с этими существами.


Видео с канала "Интересные факты"

1. Виверн


Виверн -Это существо считается "родственником" дракона, но у него всего две ноги. вместо передней - нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.

2. Аспид

]


Аспид - В старинных Азбуковниках встречается упоминание об аспиде - это змей (или змея, аспида) "крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит". То есть все кругом разрушится и опустошится. У известного ученого М.Забылина сказано, что аспида, по народному поверью, можно встретить в мрачных северных горах и что на землю он никогда не садиться, а только на камень. Заговорить и извести змея - разрушителя можно лишь "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал"

3. Единорог


Единорог - Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
"Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск")
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

4. Василиск


Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона(по некоторым источникам огромный ящер) которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .
5. Мантикора


Мантикора - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах. В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.

6. Валькирии


Валькирии - прекрасные девы-воительницы, исполняющие волю Одина и являющиеся его спутницами. Они невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому, кому присуждают ее боги, а потом уносят погибших воинов в Валгалу, замок внебесном Асгарде, и там прислуживают им за столом. Сказания называют и небесных валькирий, которые определяют судьбу каждого человека.

7. Анка


Анка - В мусульманской мифологии чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день: просто их столько мало, что встречаются они крайне редко. Анка во многом сходны своими свойствами с птицей феникс, обитавшей в аравийской пустыне(можно предположить,что анка - это и есть феникс).

8. Феникс


Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:

"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."

9. Ехидна


Ехидна - полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру,Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса)

10. Злыдни


Злыдни - языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.

11. Цербер


Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея.. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата. Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит.

12. Химера


Химера - в греческой мифологии извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ(например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей.

13. Сфинкс


Сфинк с или Сфинга в древнегреческой мифологии крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкса связано с глаголом "сфинго" - "Сжимать, удушать". Насланная Герой на Фивы в наказанье. Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем.

14. Лернейская гидра


Лернейская гидра - чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Жила гидра в болоте около города Лерна. Выползала из своего логова и уничтожала целые стада. Победа над гидрой была одним из подвигов Геракла.

15. Наяды


Наяды - Каждая река, каждый источник либо ручей в греческой мифологии имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч.
«все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает название потока лишь тот, кто вблизи обитает»

16. Рухх


Рухх - На Востоке издавна рассказывали о гигантской птице Рухх (или Рук, Страх-рах, Ногой, Нагай). Кое-кто с ней даже встречался. Например, герой арабских сказок Синдбад-мореход. Однажды он оказался на необитаемом острове. Осмотревшись, он увидел огромный белый купол без окон и дверей, такой большой, что не смог на него влезть.
«И я, - повествует Синдбад, - обошел вокруг купола, измеряя его окружность, и насчитал пятьдесят полных шагов. Вдруг солнце скрылось, и воздух потемнел, и свет загородился от меня. И я подумал, что на солнце нашло облако (а это было летнее время), и удивился, и поднял голову, и увидел птицу с огромным телом и широкими крыльями, которая летела по воздуху, - и это она покрыла солнце и загородила его над островом. И я вспомнил одну историю, которую давно рассказывали люди странствующие и путешествующие, а именно: на неких островах есть птица, называемая Рухх, которая кормит своих детей слонами. И я убедился, что купол, который я обошел, - яйцо Рухх. И принялся я удивляться тому, что сотворил Аллах великий. А в это время птица вдруг опустилась на купол, и обняла его крыльями, и вытянула ноги на земле сзади него, и заснула на нем, да будет славен Аллах, который никогда не спит! И тогда я, развязав чалму, привязал себя к ногам этой птицы, говоря себе: „Может быть, она перенесет меня в страны с городами и населением. Это будет лучше, чем сидеть здесь, на этом острове". А когда поднялась заря и взошел день, птица снялась с яйца и взвилась со мной в воздух. А потом стала спускаться и опустилась на какую-то землю, и, достигнув земли, я быстро отвязался от ее ног, боясь птицы, но птица не знала обо мне и меня не почувствовала».

Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость. Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! автор энциклопеди Александрова Анастасия Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты.
«Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», - повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века.
Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то - гриф!» Только... сильно подросший в человеческом воображении.

17. Хухлик


Хухлик в русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

18. Пегас


Пегас - в греческой мифологии крылатый конь. Сын Посейдона и горгоны Медузы. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.Имя Пегас получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой. По другому мифу, боги подарили Пегаса. Беллерофонту, и тот, взлетев на нём, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну.

19 Гиппогриф


Гиппогриф - в мифологии европейского средневековья, желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы или грифоны – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение «Jungentur jam grypes eguis» («скрещивать грифов с лошадьми») стало поговоркой; в начале шестнадцатого века Людовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное создание, даже чем крылатый Пегас. В «Неистовом Роланде» дано подробное описание гиппогрифа, словно бы предназначалось для учебника фантастической зоологии:

Не призрачный под магом конь – кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф;
В отца он птицей был ширококрылой, -
В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот – гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными

20 Мандрагора


Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла - «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия. В старых травниках корни Мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

21. Грифоны


Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

22. Кракен


Кракен - это скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Спина у Кракена шириною в полторы мили, в его щупальца способны охватить самый большой корабль. Огромная эта спина выступает из моря, подобно огромному острову. У Кракена есть привычка затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Такое утверждение породило гипотезу, что Кракен - это осьминог, только увеличенный. Среди юношеских произведений Тенисона можно найти стихотворение, посвященное этому примечательному существу:

Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный лучь скользит.
Над ним колышутся гиганты губки,
И из глубинных, темных нор
Полипов несчислимый хор
Протягивает щупальца, как руки.
Тысячелетья Кракен там почиет,
Так было и так будет впредь,
Пока последний огонь прожжет пучину
И жаром опалит живую твердь.
Тогда он ото сна воспрянет,
Пред ангелами и людьми предстанет
И, с воем всплывши, встретит смерть.

23. Золотая собака


Золотая собака .- Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос. То, что Тантал не захотел отдавать эту собаку, было первым сильным его проступком перед богами, который потом боги ему учли при выборе наказания.

«…На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
- Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
- Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам…

24. Дриады


Дриады - в греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.

25. Гранты


Грант - В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант - городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату Встреча с грантом предвещает несчастье - пожар или что-нибудь еще в том же духе.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры