Сборник идеальных эссе по обществознанию. Однажды я от жены письмо получил Мимолетное возвращение к чудакам

Главная / Психология

В мартовском и апрельском номерах журнала «Урал» за 2004 год… (по Н. Горлановой)

В своём повествовании Горланова выдвигает проблему отношения к учителю, к личности в нашем обществе.

На мой взгляд, данная проблема актуальна в наше время, потому что роль учителя в социальной сфере занижена, работать в школе учителем непрестижно для молодого поколения.

Автор текста утверждает, что «время – честный человек». Елена Николаевна любила своих учеников, хранила в сердце память о каждом из них, что отразилось в её глубоких, ярких письмах к ним. И ученики отплатили ей взаимностью. Когда она «страдала от ностальгии, одиночества и болезней», они «писали, приезжали, помогали…».

Я тоже думаю, что время – «честный человек» и справедливый судья. Оно отметает всё пустое, ничтожное, оставляя только истинное, ценное. Настоящий учитель всегда играет большую роль в жизни подрастающего поколения, оставляет глубокий след в сердцах своих учеников.

Вспомним рассказ В. Распутина «Уроки французского». Молодая учительница Лидия Михайловна не только учила ребят французскому языку. Её уроки – это уроки доброты, человечности. Она играла на деньги со своим учеником, специально проигрывая ему, чтобы мальчик имел возможность купить хотя бы кружку молока в день. Учился он старательно, но в то тяжёлое послевоенное время голодал, жил у чужих людей. И герой рассказа, и мы, читатели, запомнили учителя Лидию Михайловну, потому что в ней было главное – неравнодушие к чужой судьбе.

«Учителями славится Россия», — писал поэт А. Дементьев в своём стихотворении. Мне хочется добавить: «Учителями славится наша школа». Они отдают все свои силы, чтобы ученики получили хорошие знания, которые пригодятся им в жизни. Не жалеют своего времени для дополнительных занятий. Но не только это важно. Фестивали, праздники, походы, конкурсы – это тоже часть нашей школьной жизни. И везде – с нами рядом учитель – друг, помощник, воспитатель.

Со своим первым учителем Ириной Петровной я общаюсь до сих пор. Езжу навестить, звоню, поздравляю с праздниками и днём рождения. Она учила нас, школьников-малышей, не только читать и писать, но и видеть мир, уважать старших, помогать друг другу, развивать свои способности, быть личностями. И сейчас её волнует наше настоящее и будущее. Поэтому для меня она близкий и дорогой мне человек.

В заключение хотелось бы сказать, что такие учителя, как Елена Николаевна, Лидия Михайловна, Ирина Петровна и многие другие — это Учителя с большой буквы.

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть одна – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Сочинение

В определенный момент жизни у каждого человека возникает ряд вопросов, касающихся его предназначения, смысла его бытия и сущности всего, что он делал, делает и будет делать. Десятки философских течений, сотни теорий, несчетное количество публикаций и статей, споров и размышлений – и все для того, чтобы каждый смог ответить для себя на один лишь вопрос. В чем смысл жизни? Над этой проблемой предлагает нам в своем тексте порассуждать Д.С. Лихачев.

Каждое столетие этот вопрос тревожит умы людей, и, отвечая на него, автор текста обращается, в первую очередь, к тому фундаменту, из которого строится личность: к человеческим принципам и достоинству, к альтруистическим идеям и жесткому, но справедливому самоконтролю. Писатель указывает нам на то, что в нашей жизни «хорошее» зачастую идет наряду с «плохим», и поэтому важно уметь расставлять приоритеты, ценить и уважать себя и свою жизнь, а также находить в себе силы отказываться от незначительных в разной степени вещей ради чего-то большего – а «что-то большее» всегда должно служить для нас путеводной звездой, одной единственной и несменной. В тексте Д.С. Лихачев буквально ведет с нами беседу, кратко отвечая на одни вопросы, и оставляя открытыми другие, попутно подводя нас к мысли о том, что каждый по-своему интерпретирует ту «созидательную тенденцию», ту творческую ценность, которую вложила в наше создание природа, и проецирует это на свою жизнь, сохраняя основу, но при этом добавляя что-то своё, что-то новое и исключительное, что-то более масштабное, чем все остальное, что-то, что будет приносить удовлетворение и счастье самого индивида и всех окружающих его людей - и в этом автор видит суть человеческого бытия.

Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек, движимый одной единственной целью, должен на протяжении всей жизни сохранять и совершенствовать тот творческий посыл, с которым создала его природа, делать счастливым себя и окружающих, не размениваться на мелкие и гнусные поступки и с достоинством совершать что-то исключительное и масштабное, что-то, что может и должно остаться новой страницей в мировой истории, или хотя бы одной в ней строкой.

Мне близка позиция автора, и я тоже считаю, что смысл жизни человека в постоянном творческом созидании и совершенствовании того, что уже существует. Многие считают, что подобный образ жизни, основой которого является самоконтроль, достоинство и уважение, мешает человеку прочувствовать «все прелести жизни», однако, как мне кажется, унылыми и жалкими являются попытки многих разрушать и разлагать все то, что было выкроено до нас – это несложно и по-настоящему скучно. Созидание – вот, ради чего стоит жить, оно разнообразно, многолико и вечно, ведь только с помощью созидания мы имеем возможность остаться штрихом, какой-либо деталью во всемирной истории, а это многого стоит. «Человек осужден быть свободным» - осужден, потому что был создан не по своей воле, путем внешнего вмешательства - но свободен, потому как сам в праве делать ярче и значительнее собственную жизнь и жизнь окружающих.

Проблема смысла жизни нередко поднималась многими авторами в различных произведениях, А.С. Пушкин не стал исключением. В своем романе «Евгений Онегин» автор описывает жизнь незаурядной, но запутавшейся личности, в действиях которой не было определенной установки, не было конкретики – главный герой действовал по воле собственных желаний, что в итоге обернулось трагедией сразу нескольких персонажей. Евгений Онегин не был за созидание – он скорее разрушал, чаще осознанно, что, конечно же, не приносило ни ему, ни окружающим никакой пользы. Он отказал в любви Татьяне, убил на дуэли творческую и по-настоящему достойную личность, имеющую цели и желания, а сам не имел интереса ни к чему и просто плыл по течению жизни. В существовании Евгения Онегина не было никакого смысла в начале романа, он не смог обрести его и к концу, однако виновен в этом только сам герой, на протяжении всего романа приносящий лишь разрушения и ничего не делающий для спасения собственной личности.

С такой же проблемой столкнулся Григорий Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий, подобно Евгению Онегину, с самого детства стал закутываться в клубок непонимания и отторжения, он разрушал жизни людей и в какой-то степени наслаждался этим, а вместе с тем терял собственное лицо, разрушал себя как личность и к концу своей жизни запутался окончательно, так и не сумев понять, зачем он появился и к чему шел. Главный герой не был счастлив сам, отказывая себе в любви и радости, а также намеренно рушил счастье Беллы, Мэри, Грушницкого и многих других, тем самым принося в свой мир лишь разрушения. В жизни Печорина были только боль, несчастье, тоска и апатия его и окружающих, герой с каждым днем сам от себя отдалял собственное счастье, собственный покой и смысл существования, что изначально не могло привести к чему-то хорошему.

«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», - Аристотель. Наша жизнь в наших же руках, с этой мыслью нужно засыпать и просыпаться, всегда имея перед собой главный ориентир – цель всей жизни, мечту, стремление, желание действовать и приносить в этот мир счастье. Иначе, что остается человеку, если все это не будет иметь смысл?

Тоже совпадение случайное, странное: именно в день рождения она приходит к человеку, оказавшемуся в незнакомом городе, в больнице.

Но ведь если бы не поехала, то и не было бы этого странного совпадения. А если бы, читая и перечитывая его стихи, не захотела познакомиться с их автором, то и не поехала бы. А если бы не любила вообще стихов, то не открыла бы и этот сборник. Но в этом случае она уже и не была бы Антониной Александровной Стрельцовой, а совсем, совсем другим человеком… Вот и получается, что странные до неправдоподобности совпадения объясняются на редкость просто - в данной истории тем, что Стрельцова была Стрельцовой, а Терехов - Тереховым.

С хорошими людьми, которые имеют мужество всегда оставаться самими собой, часто приключаются интереснейшие вещи.

Антонина Александровна поставила цветы в воду (она пришла с цветами просто так, как полагается ходить в больницу, а оказалось, подарок ко дню рождения) и поздравила Александра Сергеевича. Он рассказал ей, что, мальчиком, в оккупированной деревне был жесточайше избит и изуродован фашистами, на его глазах расстреляли мать, он долго болел, потом поправился, начал ходить, писать стихи…

Недавно решил Терехов побывать на родной Орловщине, посетить школу, в которой учился до войны, - он почетный пионер этой школы. И вот но дороге из Ульяновска в Орел через Москву ему стало хуже.

Через несколько дней Стрельцова опять поехала в больницу. Терехов рассказал ей о жене, сыне и дочери, которых он может только обнять, но не увидеть.

«Перед силой души этого человека, - написала потом в письме А. А. Стрельцова, - свои собственные невзгоды кажутся мелкими, незначительными».

Умение встречать, видеть хороших людей - талант, доступный каждому. Чтобы обнаружить этот талант, вовсе необязательно ехать в больницу к незнакомому человеку.

«Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, ее глава и хранительница - бабушка Серафима Ивановна - осталась с нами.

Да и как мы могли без нее? Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы. Когда ее младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как ученость ума не прибавляет. „Бери, Маша, иголку в руки и покажи свое искусство“, - прибавила она. И действительно моя тетка всю жизнь замечательно шьет и хорошо зарабатывает, и все вокруг нее ходят нарядные. А еще до моего рождения в доме, где жила бабушка, был пожар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: „Вот и прекрасно, начнем сначала, а то заросли вещами“. Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: „Слава богу! Давно она мне надоела“.

Жизнь у нее была нелегкая, но радости почему-то не отняла. В войну она проводила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). На сына получила бумагу: „Пропал без вести“. Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолеты бомбят поезд. Мы лежим в яме, на земле. И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона маленьких детей - в соседнем вагоне везли детский дом - и одного за другим, а то и по двое, но трое на руках бегом относит в заросли кустарника. Самолеты летают низко и поливают беженцев из пулеметов. А она как будто не видит этого.

Разместили нас потом в деревне под Кировом. И помню, как бабушка приходила с полевых работ, уставшая, и приносила овощи, но никогда не давала нам одним все съесть. „Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили“, - говорила она, и мы шли в соседнюю избу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой, а дети кричали: „Добавка пришла!“

И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуждался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыш.

Но когда в дом приходило горе, бабушка плакала навзрыд и горевала открыто и очень сильно. Помню, как неистово она просила прощения, стоя у гроба своего мужа: „Прости меня, Христа ради, что не любила тебя, не берегла, что перечила тебе при всяком случае, что не кормила тебя, как надо, и вообще сгубила я тебя, Миша…“ Хотя она любила, и берегла деда, и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. Она добавила ему несколько лет жизни своим уходом за ним, когда он уже не мог вставать.

Сейчас моей бабушки уже нет в живых. Но она всегда у меня перед глазами, как живая. Как бы она поступила? Что бы сказала? Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. Такая правда от нее исходила. Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.

Когда ее внук, а мой брат Саша решил разводиться, бабушка сказала: „Иди проветрись, поживи где-нибудь, подумай, а тогда решай. Наташку я из дому не отпущу, я ее дочерью на твоей свадьбе назвала“. Саша около года снимал комнату, а потом вернулся к своей Наталье и сказал: „Я без бабушки жить не могу“.

Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой возраст она хотела бы вернуться. Мне самой было двадцать четыре, и я надеялась, что бабушка скажет: „В твой“. А она задумалась, глаза ее затуманились, и ответила: „Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть - тридцать восемь мне опять стало…“ Я ужаснулась: „Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?“ Она смеется: „Это ты про двадцать лет, что ли, думаешь? Это пустой возраст. Еще ничего человек не понимает. А вот сорок - это да!“ Кажется, мимолетный разговор, а как скрасил он мне жизнь! Свое тридцатилетие я встретила с радостью. Вот, думаю, приближаюсь к любимому бабушкиному возрасту…

Жизнь у меня, как у всех, течет. Бывают минуты, когда кажется, что с ума сойдешь от отчаяния. И, как спасение, вспоминаю бабушку, и думаю: нет, еще не все потеряно. Она умела радоваться жизни до своего последнего дня.

Е. Константинова, медсестра. Московская область».

А. А. Стрельцова поехала к человеку незнакомому совершенно, открыла в нем красоту души, которая будет согревать ее всю жизнь, и сама доставила ему часы большой радости. Медсестра Е. Константинова увидела эту красоту в родной семье. А семья Пыхтеевых из Омска, подобно Кузьме Авдеевичу Веселову, захотела помочь человеку нелегкой судьбы…

В одном из номеров «Литературной газеты» были опубликованы письма заключенного Ивана Бакшеева - человека изломанной, тяжкой судьбы. И вот что семья Пыхтеевых решила:

«Здравствуйте, уважаемая редакция!

Нас очень заинтересовала судьба Ивана Бакшеева. Решили послать ему письмо с вашей помощью. Надо же ему опереться на кого-то на первых порах, а вы пишете, что у него только старенькая мать».

«Здравствуйте, Иван!

В „Литературной газете“ прочли ваши письма. Решили написать вам. Вы скоро выйдете на свободу, надо будет с чего-нибудь начинать. Вот мы и предлагаем вам: приезжайте в наш город.

Вы пишете, что хотели поработать в большом молодежном коллективе на заводе или на стройке. Наш огромный, с почти миллионным населением, город - сплошная стройка. И еще. Вы любите машины. У нас в городе автохозяйства, есть автодорожный техникум с вечерним отделением. Если вы приедете к нам в Омск, мы вас встретим и поможем устроиться на работу. У нас большущая рабочая семья: есть и студенты, и рабочие, и врачи, и летчик, и преподаватель института и т. д. Так что вы сразу обзаведетесь массой друзей. Вы любите машины - у нас в семье два шофера. В них вы найдете единомышленников. Вы любите книги - у нас в семье тоже любят читать, есть уже приличная библиотека. Может быть, это письмо несколько суховато, но мы надеемся, что вы поверите в нашу искренность.

Передайте привет от нас начальнику вашего отряда Матвееву, который так вам помогает обрести веру в себя, в жизнь. Чувствуем, что это умный, сильный человек. Когда думаешь о ценностях жизни, то именно такие люди, как Матвеев, утверждают в мысли, что жить стоит, такими людьми сильна и прекрасна жизнь.

Когда получите это письмо, напишите нам обязательно. Надеемся, что наша семья сможет стать вам полезной. Привет вашей маме».

Как человек ведёт себя в трудных жизненных обстоятельствах, в опасной для него ситуации? Опускает руки и плывёт по течению или, гордо подняв голову, несёт бремя, при этом не теряя себя и любви к жизни? Автор также рассуждает на эту тему и пытается ответить на эти вопросы.

В своём тексте Евгений Михайлович рассказывает о Серафиме Ивановне - женщине-оптимистке, которой не страшна ни одна бытовая проблема. Что бы ни произошло, она не теряла оптимизма и поддерживала всех членов своей семьи. «Она так легко и весело решала все проблемы и жизненные неурядицы».

Но она встречала в жизни вещи намного страшнее и опаснее, чем мелкие обычные проблемы. Кажется, что жизнь выбирает своей мишенью именно таких жизнерадостных людей, как будто хочет проверить, на что они способны. Так, Серафима Ивановна проходит войну, выживает под обстрелом врага и спасает других. Делится едой не только со своими детьми, но и с теми, кто остался один после войны. И даже после смерти она была примером для подражания.

Так автор сопоставляет эти примеры и акцентирует наше внимание на таких качествах человека, как жизнерадостность, доброта, оптимизм. Именно они помогают нам проходить все жизненные испытания и при этом не опустить руки.

Обновлено: 2020-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 14 вариантов заданий

ВАРИАНТ 11

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица, каждая из которых существовала в IX - X веках, однако буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. (2)Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи, и добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. (3) кириллица, многократно преображённая и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени, была использована для русского языка.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Глаголица и кириллица - две славянские азбуки, которые существовали в IX-X веках и дошли до нашего времени изменёнными многократно в соответствии с требованиями времени.

2) Из двух славянских азбук - глаголицы и кириллицы, существовавших в IX-X веках, для русской письменности была выбрана впоследствии многократно изменённая кириллица, более простая в начертании букв и способная передавать особенности славянской речи.

3) Буквы кириллицы геометрически просты и удобны для письма: двадцать четыре буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма, к ним были добавлены буквы, передающие звуковые особенности славянской речи.

4) В кириллице использовались двадцать четыре буквы, которые были заимствованы из византийского уставного письма, причём добавленные буквы сохраняли общий стиль азбуки.

5) Кириллица - славянская азбука, существовавшая в IX-X веках одновременно с глаголицей и впоследствии многократно изменённая, была использована для русской письменности, что объяснялось простым начертанием букв и способностью передавать особенности славянской речи.

Ответ:

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, / Именно / Несмотря на это, / Даже / Вопреки этому

Ответ: __________________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам; ср.

1) Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2) Пора дня, года. Вечернее в. Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

3) Последовательная смена часов, дней, лет. В. идёт, в. летит, в. тянется.

4) Определённый момент, в который происходит что-либо. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5) Период, эпоха (в жизни человечества, какого-либо народа, государства, общества и т.п.). Военное в. Новое, старое в. Во время (времена) Петра I.

6) Период или момент, не занятый чем-либо, свободный от чего-либо. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.

Ответ: __________________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

красИвее / квартАл / заселенА / прИданое / началА

Ответ: __________________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ здание крупной тепловой электростанции, построенное по проекту архитектора В.Н. Башкирова, - один из лучших образцов промышленной архитектуры в Москве.

Филологи подчёркивали ВЫСОКОЕ патриотическое звучание найденных писем, использование в них разнообразных литературных источников, среди которых значительное место занимали античные.

В русских сказках заяц обычно ПУГЛИВЫЙ, словно от латинского наименования вида Lepus timidus - «робкий заяц».

Осенью мы иногда жалуемся на РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, упадок сил, нарушенный сон и списываем всё на унылый пейзаж и отсутствие солнечных лучей.

Семейных конфликтов здесь не бывает, СОСЕДСКИЕ распри крайне редки, люди по отношению друг к другу неизменно доброжелательны и отзывчивы.

Ответ: __________________________________.

6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДИРЕКТОРА школ / наперекор ИМ / отряд ПАРТИЗАНОВ / МУРЛЫЧЕТ котёнок

на ДВУХСТАХ листах

Ответ: __________________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Картину А.И. Куинджи «Радугу» искусствоведы считают одним из шедевров позднего периода творчества художника.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) Исследователи считают, что местом первичного обитания индоевропейцев было Северное Причерноморье.

B) нарушение в построении предложения с однородными членами

3) Рататуй - овощное рагу южан, сегодня оно завоевало не только любовь французов, но и всего мира: слово «рататуй», согласно «Историческому словарю французского языка», впервые упоминается в 1778 году.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) В словаре-справочнике «Правильность русской речи» представлен развёрнутый список лексических штампов.

Д) нарушение в построении сложного предложения

5) В продолжение очень недолгого времени стоит предвещающая тишина перемену погоды, и гряда тёмно-серых туч, неожиданно появившихся на небосклоне, движется в юго- восточном направлении.

6) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.

7) Приблизившись к оконному стеклу, была видна даже тончайшая паутинка, протянувшаяся между тёмно-зелёными и чуть желтеющими ветвями.

8) В романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый» существуют заметные «семантические сдвиги», создающие впечатление архаичности языка.

9) Михаил Васильевич Ломоносов установил то, что северное сияние имеет электрическую природу.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эквив..лент / вет..ринар / верн..саж /зап..реть / обог..щать

Ответ: __________________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..писал, бе..личный / под..скал, супер..гра / пр..подал, приемлемо / ин..екция, порт..ера

ис..тари, и..целение

Ответ: __________________________________.

10. И .

дотраг..ваться / реч..вой / однофамил..ц / просе..ть / притягат..льный

Ответ: __________________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

бор..щийся (с опасностью) / (они) посе..т (рожь) / стел..щийся (тростник) (мужчины) бре..тся

кле..щий (карандаш)

Ответ: __________________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вопрос о технологии возведения египетских пирамид порождает самые разные, в том числе (НЕ)ВЕРОЯТНЫЕ, гипотезы, вплоть до существования в древние времена принципиально иной цивилизации.

По-уральски пион называется «марьиным корнем», я особенно полюбил этот цветок, (НЕ)ДОПУСКАЮЩИЙСЯ обычно раньше конца мая.

Украшающие избу занавески, коврики и полотенца вовсе (НЕ)РУЧНОЙ работы, они созданы местной промышленностью.

(НЕ)ТАК давно осьминогов считали «живыми ископаемыми», близкими к исчезновению, но оказалось, что эти представления далеки от действительности.

Конечно, я выполнил предписание командира корабля, (НЕ)СКРЫВ при этом, что оно шло навстречу моему желанию.

Ответ: __________________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Этот бульвар и всегда КАК(БУДТО) пустынный, а в знойный полдень тем более ВРЯД (ЛИ) здесь кого увидишь.

Обрывистые (СЕРО)БУРЫЕ скалы громоздятся, КАК(БЫ) поднимаясь к облакам, глубокие долины покрыты вечными снегами, деревья здесь не растут.

По бездорожью лошадь идти не хотела, (ТЕМ)БОЛЕЕ через заросли, и путники остановились (В)ЗАМЕШАТЕЛЬСТВЕ.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ В.А. Обручев продемонстрировал коллекцию из нескольких тысяч геологических и палеонтологических образцов, а ТАК(ЖЕ) предоставил ценные сведения по географии и этнографии исследованных территорий.

Брат знал, ТАК(ЖЕ) как знала и сестра, что рано или поздно наступит день, когда они (ПО)НЕВОЛЕ заговорят и простят друг другу долгое молчание.

Ответ: __________________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н .

Территория парка была запуще(1)а: в нём не существовало ни аллей, ни дорожек, верхушки берёз были усея(2)ы вороньими гнёздами, и эти птицы по утрам поднимали такой неслыха(3)ый гвалт, что соверше(4)о заглушали человеческие голоса.

Ответ: __________________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Специфическими чертами ландшафта Тулы можно считать чёткое построение силуэта города и нарастание архитектурной значимости застройки от периферии к центру.

2) Возле дома и в саду не слышно ни шороха ни шелеста.

3) Московский Кремль и по сей день является градообразующим и историческим и культурным и политическим центром города.

4) Яблони груши вишни непередаваемо хороши в пору цветения.

5) В Талашкине удалось возродить всё великолепие былой действительности и никогда ещё городское творчество не соприкасалось так тесно с развивавшимся в течение многих столетий искусством народа.

Ответ: __________________________________.

16.

И.И. Левитан (1) вглядываясь в небесную синеву (2) сквозящую в жаркий день в верхушках деревьев (3) словно купающихся в этой синеве (4) вдохновенно работал.

Ответ: __________________________________.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архитектура садовых домов в России была самой разнообразной и (1) пожалуй (2) более свободной, чем в городе, так как дачное строительство не так строго регламентировалось, как городское; среди построек (3) как известно (4) преобладал стиль, навеянный Средневековьем; много было сооружений в неорусском стиле.

Ответ: __________________________________.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В усадьбе «Ясная Поляна» восстановлен уникальный сад (1) из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

Ответ: __________________________________.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много (3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

Ответ: __________________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной победы не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.

Ответ: __________________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21 -26.

(1)Однажды я получил письмо от Елены Константиновой. (2)Вот оно.

«(3)Когда сносили наш старый дом в Сокольниках, предлагали нам три отдельные квартиры, но ни дочери, ни зятья не согласились отделиться от бабушки. (4)Так мы и въехали в одну большую квартиру все вместе, зато душа семьи, её глава и хранительница - бабушка Серафима Ивановна - осталась с нами. (5)Да и как мы могли без неё? (6)Она так легко и весело решала все наши проблемы и жизненные неурядицы... (7)Когда её младшая дочь провалилась на экзаменах в институт, дед гневался, а бабушка сказала, что она даже рада, так как учёность ума не прибавляет. «(8)Бери, Маша, иголку в руки и покажи своё искусство», - прибавила она. (9)И действительно, моя тётя всю жизнь замечательно шьёт и хорошо зарабатывает, и все вокруг неё ходят нарядные. (10)А ещё до моего рождения в доме, где жила бабушка, был пожар, и все вещи сгорели, семья плакала, а бабушка смеялась: «Вот и прекрасно, начнём сначала, а то заросли вещами». (Н)Разбивалась чашка в доме, бабушка всегда говорила: «Слава богу! (12)Давно она мне надоела».

(13)Жизнь у неё была нелёгкая, но радости почему-то не отняла. (14)В войну она проводила на фронт сына, дочь и зятя (дед был инвалидом). (15)На сына получила бумагу: «Пропал без вести». (16)Нас, всех остальных, бабушка увезла в эвакуацию. (17)И среди первых моих детских впечатлений есть такое: самолёты бомбят поезд. (18)Мы лежим в яме, на земле. (19)И я из своего укрытия пристально слежу за бабушкой, которая выносит из горящего вагона маленьких детей - в соседнем вагоне везли детский дом - и одного за другим, а то и по двое, по трое на руках бегом относит в заросли кустарника. (20)Самолёты летают низко и поливают беженцев из пулемётов. (21)А она как будто не видит этого.

(22)Разместили нас потом в деревне под Кировом. (23)И помню, как бабушка приходила с полевых работ уставшая и приносила овощи, но никогда не давала нам одним всё съесть. «(24)Сначала спросим, чем сегодня сирот кормили», - говорила она, и мы шли в соседнюю избу, где поселили детский дом, и бабушка разворачивала из телогрейки чугунок с картошкой. (25)А дети кричали: «Добавка пришла!» (26)И там, в эвакуации, и позже, в Москве, бабушка на каждый Новый год наряжалась Дедом Морозом и придумывала разные игры для взрослых и детей. (27)Вообще всеми праздниками распоряжалась она, и чей-нибудь день рождения обсуждался заранее сообща: подарки, шутки, розыгрыши. (28)Но когда в дом приходило горе, бабушка плакала и горевала открыто и очень сильно. (29)Помню, как неистово она просила прощения, стоя у гроба своего мужа. (30)Хотя она любила и берегла деда и всегда делала вид, что его слово решающее в семье. (31)Она добавила ему несколько лет жизни своей заботой о нём, когда он уже не мог вставать.

(32)Сейчас моей бабушки уже нет в живых. (33)Но она всегда у меня перед глазами как живая. (34)Как бы бабушка поступила? (35)Что бы сказала? (36)Так я часто думаю, оказываясь в безвыходной ситуации. (37)Такая правда от неё исходила. (38)Правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души.

(39)Однажды я спросила бабушку, какие годы ей запомнились больше всего, в какой возраст она хотела бы вернуться. (40)Я надеялась, что бабушка скажет: «В твой». (41)А она задумалась, глаза её затуманились. (42)И она ответила: «Хотела бы, чтобы лет тридцать шесть - тридцать восемь мне опять стало...» (43)Я ужаснулась: «Бабушка, разве тебе молодой не хочется стать?» (44)Она смеётся: «Это ты про шестнадцать лет, что ли, думаешь? (45)Это пустой возраст. (46)Ещё ничего человек не понимает. (47)А вот сорок - это да!» (48)Кажется, мимолётный разговор, а как скрасил он мне жизнь!

(49)Жизнь у меня, как у всех, течёт. (50)Бывают минуты, когда кажется, что сил не хватает. (51)И, как спасение, вспоминаю бабушку и думаю: нет, ещё не всё потеряно. (52)Она умела радоваться жизни до своего последнего дня». (По Е.М. Богату *)

*Евгений Михайлович Богат (1923-1985 гг.) - советский журналист, писатель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица вспоминает, как горевала Серафима Ивановна, когда её дочь не поступила в институт.

2) Сын Серафимы Ивановны - бабушки рассказчицы - без вести пропал на фронте.

3) Во время эвакуации в деревне под Кировом Серафима Ивановна работала на поле, заработанную еду делила между своей семьёй и детьми из детского дома.

4) Серафима Ивановна бережно относилась к вещам и жалела, когда какая-либо домашняя утварь ломалась, билась.

5) Бабушка рассказчицы считала, что в шестнадцать лет человек ещё ничего не понимает в жизни.

Ответ: __________________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 30-31 включают рассуждение.

3) Предложения 32 и 33 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 34-36 представлено повествование.

5) В предложениях 45-48 представлено описание.

Ответ: __________________________________.

23. Из предложений 27-31 выпишите один фразеологизм.

Ответ: __________________________________.

24. Среди предложений 32-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: __________________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Елена Константинова сумела создать живой и запоминающийся образ бабушки - человека, который помог ей сформировать своё мировоззрение и мировосприятие. Речь автора письма эмоциональна, образна, наполнена разнообразными средствами выразительности, позволяющими точнее и ярче выразить мысли и чувства. Среди использованных рассказчицей средств выразительности синтаксическое средство - (А)___ (предложение 5), приём - (Б)___ (в предложении 13, предложения 20-21); тропы: (В)___ («душа семьи» в предложении 4) и (Г)___ («как спасение» в предложении 51)».

Список терминов:

1) сравнение

4) риторический вопрос

5) противопоставление

6) вводные слова

7) гипербола

8) метафора

9) цитирование

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры