Сергей Янковский: «Проще, легче, выше, веселее! Антарова. Беседы со Станиславским Что такое он подразумевает под словом «искусство»

Главная / Психология

Поклонники сюрреализма и просто те, кто ценит приятный досуг, не могут пропустить спектакль «Безумная жизнь Сальвадора Дали », который будет показан в Петербурге в феврале. «ВД» побеседовал с исполнителем главной роли Сергеем Янковским о постановке, великом художнике и современном искусстве.

— Спектакль о великом живописце, на мой взгляд, требует неординарной сценографии…

— Нам изначально хотелось сделать постановку с интересным визуальным решением, именно поэтому декорация спектакля апеллирует к произведениям нашего главного героя. То и дело на сцене появляются картины, но они возникают не как иллюстрации. Персонажи полотен оживают и начинают взаимодействовать с главным героем, оказывают на него влияние.

— А какие персонажи картин Дали появляются в спектакле?

— Его первый учитель Рамон Пичот, Поль Элюар, Гитлер, Ленин, Кружевница Вермеера, доктор Фрейд и даже Слон.

— Что для вас было важнее, интереснее в работе над спектаклем — произведения Сальвадора Дали или его судьба?

— Мне кажется, это настолько взаимосвязано, что одно неотделимо от другого. В процессе написания пьесы мне было интересно другое: тотальное мифотворчество, которое распространялось на все сферы его жизни. Его книги — это гремучая смесь художественной и автобиографической литературы. Зачастую, когда он описывает событие, имевшее место, вдруг понимаешь, что это выдумка, этого никогда не было и не могло быть. Например, Дали вспоминает, что, когда был ребенком, он увидел в театре оптических иллюзий своего учителя, Россию и маленькую девочку, которая, как он пишет, была Галой. Это, конечно, красиво, но думаю, что в тот момент он не слышал ни про какую Россию.

— Когда вы писали пьесу, не было ли у вас соблазна присочинить еще какой-нибудь эпизод, якобы из биографии Сальвадора Дали?

— Нет, прежде всего, стояла задача отсечь все ненужное и не удариться в сюрреализм на сцене. Попытка перенести на сцену сюрреализм в чистом виде часто заканчивается тем, что зрителю элементарно непонятно, что происходит. На мой взгляд, важно уметь внятно рассказать историю.

— А вы сами понимаете, где правда, а где фантазия художника?

— Известны события, которые были абсолютно точно. Например, когда ему приносили счет в ресторане, он, выписывая чек, ставил свой автограф, зная, что этот чек никогда не будет обналичен, потому что на нем подпись самого Сальвадора Дали, или более значимые события — например, его первая встреча с Галой. Эти факты встречаются в разных книгах, и становится очевидно, что это было. Именно они и стали основой спектакля.

— Дали был новатором в живописи. А вам не хотелось привнести в театральный язык постановки нечто новаторское?

— Мне от современного новаторства хочется куда-то спрятаться. Любой язык — театральный или литературный — прежде всего, подразумевает разговор одного человека с другим. Автора — со зрителем. Этот разговор предполагает, что один человек донесет до другого некую информацию. Практически все современное искусство не стремится к тому, чтобы быть понятным для обыкновенного зрителя. Современные художники часто помещают рядом со своими «произведениями» целые поясняющие трактаты. Читая эти трактаты, удивляешься тому, что они никакого отношения не имеют к самому произведению... Подобное новаторство захлестнуло все виды искусства, и театр в том числе. Я, как зритель, не понимаю, о чем они говорят. Поэтому цели сделать новаторский спектакль, в современном смысле этого слова, у меня не было, нет и не будет! Задача искусства состоит в том, чтобы донести мысль, настроение, эмоции — и особенно положительные.

— Положительные эмоции? Они редко встречаются в современном театре...

— Это правда. Мне нравится, когда театр является для зрителя праздником. И этот праздник мы видим сейчас только в классическом балете, где звучит классическая музыка, где все красиво. Почему этого праздника нет в драматическом театре?! В основном, все окутано каким-то мраком. Все мрачное, все черное или, в лучшем случае, серое. Все плохо, либо еще хуже. Я заметил, что на выставках современного искусства — например, в экспозициях, которые были представлены на биеннале «Манифеста 10 » или в «Эрарте », — нет красоты, нет той составляющей, которая ценилась во все времена. Смотришь современные картины — все некрасиво! Пусть это каким-то критиком признано гениальным, но все равно это некрасиво. Зрителю не хочется погружаться в темноту, во все черное, страшное, мрачное и, к тому же, еще и грязное. Если человек хоть немного в себе, то для него вполне естественно стремление получить приятные эмоции, положительный заряд и насладиться красотой. Станиславский говорил, а мы вечно повторяем то, что он говорил: «“Проще, легче, выше, веселее”. Вот первые слова, которые должны были бы висеть над каждым театром...»

— По-вашему, театр должен быть праздником. Значит ли это, что в спектакле должны отсутствовать драматические линии, и зрители не будут сопереживать героям?

— Конечно, не значит. В нашем спектакле зрители обязательно будут сопереживать и даже могут заплакать в конце, особенно девушки. Под праздником я подразумеваю подъем человеческого духа. Просмотр интересного фильма, спектакля или прочтение книги нас вдохновляет, мы испытываем подъем. Чего не скажешь о современном искусстве: после просмотра хочется найти веревку, мыло и фонарный столб. Я очень люблю фильмы Франко Дзеффирелли . Возьмем самый известный — «Ромео и Джульетта », — все, что там происходит, мы воспринимаем как возвышенную историю о невероятной силе любви, а не о том, как все умерли. Не о том, как Джульетта заколола себя ножом, заляпала все кровью, а он выпил яд и корчился на полу возле ее усыпальницы. После этого фильма задаешься вопросами: «Есть ли это во мне?», «Могу ли я так любить?» Испытываешь подъем, начинаешь искать это в повседневной жизни, ценить людей, которые рядом. Это и есть настоящий праздник!

Премьера
Культовый мюзикл Романа Полански «Бал вампиров» (Венская версия 2009 года).

«Бал вампиров» - музыкальный ремейк фильма Полански «Бесстрашные убийцы вампиров» (1967 год). Фильм имел большой успех в кинопрокате. Спустя 30 лет после выхода картины Эндрю Браунсберг, продюсер и друг Романа Полански, предложил режиссеру создать на основе киноматериала театральный мюзикл. К работе над «Балом вампиров» были привлечены такие мастера, как композитор Джим Стейнман (соавтор Эндрю Ллойд-Уэббера, автор множества хитов, пишущий для Бонни Тайлер, Мит Лоуф и Селин Дион) и либреттист Михаэль Кунце (главный переводчик всех мировых мюзиклов на немецкий язык).

«Бал вампиров» («Tanz der Vampire») - один из самых успешных проектов в истории современного европейского музыкального театра, по праву вошедший в число самых известных мировых мюзиклов. Грандиозные декорации, великолепные костюмы, эффектная хореография и, конечно, мощная, завораживающая музыка - все это сделало «Бал вампиров» настоящим шедевром.
Следует отметить, что одной из основных тем мюзикла является мелодия из хита Бонни Тайлер «Total eclipse of a heart», получившем премию «Грэмми» в 1983 году.

С первого показа в венском театре «Раймунд», состоявшегося в 1997 году, и по сей день, «Бал вампиров» триумфально шествует по лучшим сценам Европы. За 14 лет «Бал вампиров» увидели миллионы зрителей в Австрии, Германии, США, Японии, Венгрии, Польше, Бельгии, Эстонии. В 2009 году авторы создали новую, Венскую версию мюзикла, с более ярким сценическим оформлением. Художник-постановщик из Венгрии Кентауэр наполняет спектакль атмосферой готической чувственности, а музыкальный супервайзер Майкл Рид по-новому аранжирует все оркестровые материалы. Благодаря мастерству Корнелиуса Балтуса, со-режиссера Романа Полански, постановка становится еще более изящной, глубокой и приобретает множество остроумных нюансов. Балетмейстер проекта - Денис Каллохан.

О масштабах проекта можно судить по одним только фактам: в процессе представления декорации сменяются 75 раз, созданы более 220 оригинальных костюмов, париков и вариантов грима, а помощники режиссера должны отдать указания о различных сценических переменах 600 раз!

Впечатления

О мюзикле писать подробно не буду, во-первых, и так уже двести-пятьсот раз про него все слышали. Во-вторых, писала . В-третьих, я на него ходила 2 раза и это уже о многом говорит, ибо по два раза я ни фильмы, ни спектакли не смотрю. Душит цена билетов, очень душит! Но, имхо, если идти на этот мюзикл - то из-за впечатляющих декораций, костюмов и голосов. Голоса, конечно, везде слышно, а вот декорации и костюмы я сомневаюсь, что с отдаленных рядов балкона можно разглядеть. Так что, если действительно хотите посмотреть и получить приятные впечатления - welcome в партер и на первые ряды балкона!
В целом, говорю и всегда говорила, что в Питере что-то похожее на этот мюзикл еще не делали и дай Бог когда-нибуль сделают!

2. "Я боюсь любви", т. им. Ленсовета
на bileter.ru
Спектакль "Я боюсь любви"

Сцены из жизни города.
Пьеса отсылает нас к лучшим образцам российской драматургии, к володинскому «Стыдно быть несчастливым» и «С любимыми не расставайтесь», к «104 страницам про любовь» Радзинского.
«Я боюсь, что влюблюсь, а… не получится. А у меня больше нет сил на облом. У меня только на счастливую любовь силы есть» - говорит одна из героинь спектакля. А можно ли получить гарантии, что не будет больно, не будет разочарований и расставаний? Шесть актёров играют встречи, признания, обманы и самообманы десятков разных мужчин и женщин. Прежний опыт неудачных love story управляет новыми встречами. Герои боятся попасть в зависимость от чувств, боятся новых капканов судьбы. Может быть, и правда - «кофе утром - это уже отношения» и «надо на пике обрывать, пока утром в глаза не посмотрели»? Герои спектакля обременены любовным опытом, детьми, бывшими мужьями, женами, оставленными любовницами и немилыми любовниками… Жизнь научила быть осторожными.
В этой истории каждый зритель найдёт черты нынешнего времени и самого себя: кто-то бесстрашно ринется навстречу новой любви, а кто-то выберет душевную тишину.

Впечатления
Действительно сильный, глубокий спектакль. Была в конце декабря. Спектакль собрал в себе большое количество сомнений, переживаний и мыслей совершенно обычных людей. Поразила игра нар.артиски России А.Алексахиной. Благодаря ей передалась энергетика спектакля, экспрессия и чувства.
Спекталь - набор сцен, складывающийся в одну историю. Историю любви. Немного наивно, иногда - жестоко, но в целом - жизненно. Действительно, наверняка каждый найдет в этой истории самого себя, свои мысли и чувства.
Не могу сказать, что сильно захватывает, но 1ч.40мин. без антракта смотрится легко! Вышли с подругой со смешанными впечатлениями, полчаса пили кофе, чтобы "осмыслить". Понравилось однозначно, но, на мой взгляд, "под настроение". Если есть желание "покопаться в себе", изучить свои чувства, однозначно - "да"! Если вы далеки от романтизма и прочей сентиментальной ерунды и хотите увидеть циничную сторону любви - возможно, "да". Если такими темами вообще не интересуетесь - на этом спектакле вам явно будет скучно и уныло.

3. "Довлатов. Пять углов", МДТ
на bileter.ru
Спектакль "Довлатов. Пять углов"

Центр реализации творческих проектов «Адмиралтейский» представляет премьеру спектакля «Довлатов. Пять углов».

Композиция по рассказам, письмам, стихам.
Спектакль "Довлатов. Пять углов" - это попытка отразить время и его героев на основе рассказов, стихотворений, передач на радио, писем…
«Пять углов» - название ненапечатанного романа и одновременно места, где жил писатель в Ленинграде в период своего литературного становления - городе, возвращение в который стало недостижимой мечтой Довлатова в эмиграции.
В спектакле использованы письма Сергея Довлатова от самых ранних (армейских) до последних (написанных в Нью-Йорке), стихи, и три рассказа из цикла «Чемодан» и «Наши». Так же звучит голос Довлатова.

Спектакль идет без антракта.

Музыка - Н.Волкова. Художник - И. Каневский. Художник по свету - А.Махалова.

Впечатления
Хороший и интересный спектакль, особенно для любителей Довлатова. Я в свое время зачитала до дыр его произведение "Наши", а также кучу других книг, поэтому мне этот спектакль был особенно интересен! Удивилась, что одна из глав книги была прочитана фактически дословно наизусть, "с чувством, с толком, с расстановкой". Прекрасный харизматичный актер, прекрасный выбор отрывков произведений! Если вы любите Довлатова "так, как люблю его я", обязательно сходите. Для меня он и его произведения предстали в новом свете и обрели вторую жизнь. Дома даже перечитывала любимые отрывки произведений.
Из минусов - тяжело очень без антракта и неудобные стулья в камерном зале! Плюс фактически полное отсутствие гардероба и совершенно крошечное помещение для ожидания, совмещенное с "гардеробом" - то есть стоящими вдоль стены вешалками.

4. "И.О. или роман с переодеванием", т. Буфф
на bileter.ru
Спектакль "И.О., или Роман с переодеванием"

Остросюжетная комедия о любви. Но любовь не существует сама по себе - она вписана в определенное время, в конкретное общество. И по какому-то печальному закону любовь и общество почти всегда оказываются антагонистами.

Роман с переодеванием оказывается шуткой, вскрывающей, между тем, многие проблемы современной жизни. Использованный автором мотив "перепутывания" героев напоминает сюжет гоголевского "Ревизора". Однако сатирическая линия развивается параллельно с лирической, которая в конце концов, приводит к неожиданной развязке.

Спектакль идет с одним антрактом.

Спектакль рассчитан на аудиторию от 14 лет.


Впечатления
На спектакль в т.Буфф попала фактически случайно. Так как театр находится в 2х шагах от дома, мне и маме стало интересно, чем же так отличился этот театр, что ему дали новое здание. Изначально мама тщательно пыталась создать негативное мнение о театре, но я старалась быть объективной. Что можно сказать - однозначно это никакая не "остросюжетная комедия". На это даже намека не было! В целом, спектакль просто "никакой", его нельзя назвать ни плохим, ни хорошим. Достаточно плоские и предсказуемые шутки, во многом посредственная игра актеров. Не понимаю, почему любители т.Буфф так восторгаются Е.Александровым, на мой взгляд он основательно переигрывал, даже делая скидку на жанр. Понравилась только игра М. Султаниязова, действительно от души и очень профессионально.
В спектакле я не увидела никакого смысла, никакого обоснованного сюжета, ничего. Шутки, повторюсь, были весьма посредственными. Хотя в зале при малейшем намеке на юмор был слышен дружный смех первых рядов.
Ушли во время антракта, но здесь больше сказалось состояние здоровья и дела вечером, не хотелось тратить еще полтора часа времени на в общем-то бестолковый спектакль. Но досмотреть до конца в теории можно было, хотя бы для того, чтобы составить целостное впечатление. Достаточно много людей ушло, как минимум, человек 10-15.
Плюсы - удобные кресла в новом отреставрированном зале, очень хорошо расположены - на возвышении друг от друга! Еще раз в т.Буфф бы сходила, но на первый ряд балкона (дабы не жалеть о потраченных деньгах на билеты в случае чего). Интересно посмотреть концепции других спектаклей и сформировать полное мнение.
Как я поняла, в театре крайне специфическая публика (мадам в прозрачном леопарде видела как минимум пять) и крайне специфические постановки. Не мое точно, но не настолько плохо, как я ожидала.

5. "Целуй меня, Кэт", т.Муз.Комедии
на bileter.ru
Мюзикл "Целуй меня, Кэт"

Бродвейский хит на сцене театра музыкальной комедии
По нему сходила с ума вся Америка в течение многих лет. Это один из ярчайших хитов Бродвея наряду с "Моей прекрасной леди", "Кошками" и "Фантомом оперы".

Музыка Кола Портера мелодична и легко запоминается, в ней пронзительная лиричность сочетается с юмором и легкостью, а несколько мелодий из этого спектакля стали классикой современного джаза. Как и все мюзиклы, "Целуй меня, Кэт!" имеет качественную драматургию. Авторы оригинального либретто Самюэль и Белла Спивак взяли за основу комедию Шекспира "Укрощение строптивой". Действие в мюзикле происходит в середине двадцатого века, за кулисами театра, во время премьеры музыкальной версии "Укрощения строптивой". В "Целуй меня, Кэт!" взаимоотношения актеров причудливо переплетаются с взаимоотношениями героев Шекспира. В мюзикле много юмора и присутствуют элементы детектива.

Музыка и стихи Кола Портера. Либретто Сэма и Беллы Спивак. Постановка - А.Исаков. Балетмейстер - Н.Реутов.

Впечатления
Яркий, колоритный и прекрасный мюзикл! Пожалуй, лучшее из всего, что я смотрела за последнее время. Легкий, смотрится буквально на одном дыхании. Великолепная игра актеров и интересный, многогранный сюжет. Очень красивые костюмы (как и всегда в Муз.Комедии). Потрясающий голос главной героини, мелодичные и проникновенные композиции! Вызвали восхищение и истинный восторг гангстеры, особенно покорил Д.Дмитриев. Прекрасный и легкий юмор, в отличие от т.Буфф, шутки вызывали улыбку и создавали позитивное настроение. Много танцевальных номеров, хореография очень понравилась. Действительно достойный, интересный и очень удачный мюзикл! Хотелось бы увидеть его еще раз!


Впереди еще несколько постановок, билеты есть и я в предвкушении. Советам на апрель принимаются с отдельным "мерси".

12 сентября 2013 года в пресс-центре Иркутского академического театра состоялся Круглый стол под названием «Театр - сила, защищающая человека от нравственной опустошенности, социального одиночества» , который открыл цикл дискуссий театральной общественности, объединенных общим направлением - театр и современность.

Фестиваль современной драматургии имени Вампилова уже не первый раз собирает филологов, писателей, журналистов, литературоведов и театроведов, чтобы ответить на вопросы о природе и влиянии театра на общество, актуальности его воспитательной функции сегодня, его миссии, взаимоотношениях со зрителем и сложившейся театральной аудитории, ее ожиданиях, предпочтениях. Встречу 2013 года можно назвать продолжением уже традиционных фестивальных бесед.

Елена Стрельцова, театровед, кандидат искусствоведения:

«Работа театра идет или на разрушение, и сюда вписывается только прагматизм: только материальное, только деньги, только выгода, отсюда постоянная жизнь антрепризы, которая изнутри во многом разрушает ансамблевую природу театра. С другой стороны то, что сейчас девальвировано - духовная сторона театра. Все поруганные сегодня слова: воспитание, миссия, которые даже невозможно сказать с нормальной интонацией - все начинают ёрничать, иронизировать…

Сейчас все повторяют идеальную программу театра, который виделся Станиславскому. Четыре слова: «проще, легче, выше, веселее». И понятно, что веселее и легче - вот оно, а проще и выше - трудно, забыто, оболгано. Здесь не может быть примирения, может быть или-или, третьего не дано. Или вы встаете на одну сторону, сторону цинизма и прагматизма, или вы встаете на лестницу, которая ведет вверх. Это гораздо сложнее. И время сейчас, может быть, не для этого, но надо противостоять, как-то выбираться».

Театральный критик Вера Максимова, ведущая Круглого стола:

«Как ни странно, я тоже хотела поставить на обсуждение эту фразу. Само приобщение, и хоть маленькое право на творчество дают такое огромное счастье. Понимаете, акцент ставится на «легче и веселее». Легкость, конечно, обязательное качество гения. Тяжеловесный, потеющий гений не бывает. Вахтангов был легок, говорил Немирович. А спектакли были о чем? О жизни и смерти. Ведь это была ошибка, что мы долгие годы по «Турандот» мерили Вахтангова. «Турандот» был единственным спектаклем откровенного веселья, даже в «Свадьбе» чума была, и в Чехове чума ему чудилась, и он заминался только одной главной темой - взаимоотношением жизни и смерти. Он был толстовец. Я не знаю, насколько он был христианин, верил ли он в бессмертие. Мрачные спектакли, философские спектакли, жанр любимейший - трагедии, и при этом совершенно легок в своих фантазиях, легок в своих композициях, построении, легок в актере. Он безумно ценил красоту. О чем вообще не вспоминают сегодня - вопрос красоты, воздействия красоты и воспитательной функции красоты. Вот вам Вахтангов. Так что же такое для меня в этой четверке дороже всего - «выше».

Также в формате Круглого стола были затронуты и другие вопросы, такие как взаимоотношение театра и религии, существует ли сегодня борьба между театрами-стационарами (репертуарными театрами) и театром новым, чему учит, к чему подвигает человека новый театр, на что воздействует он воздействует, какова миссия его лидеров.

Фото : Анатолий Бызов


ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры и актерского мастерства

С.П.Кутьмин

Краткий словарь театральных терминов

для студентов режиссерской специализации

Издательство

Тюменского государственного института искусств и культуры

ББК 85.33 я 2

Кутьмин, С.П.

Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с.

В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры театра и массовых праздников, их мы постоянно слышим в работе над спектаклем, представлением, в работе актера над ролью. Словарь предназначен для студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений искусств и культуры.

Рецензент: Жабровец, М.В. к.п.н, доцент, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства

© Кутьмин С.П., 2003

© Тюменский государственный институт искусств и культуры, 2003

Предисловие

Настоящий словарь имеет целью дать лишь краткое, самое основное объяснение терминов, часто встречающихся в процессе обучения режиссуре, в работе над спектаклем, представлением, ролью. Искусство - сфера деятельности, которая крайне сложно поддается систематизации, обобщениям, теоретизации, а также точным определениям и формулировкам. Каждый термин имеет много толкований. И каждое толкование не вполне точное и исчерпывающее. Сколько творцов режиссеров - столько и мнений по поводу профессиональной терминологии. Ведь любое теоретическое положение - вытекает из конкретного творческого практического опыта, а творчество всегда индивидуально и неповторимо. Даже у К.С. Станиславского наблюдается постоянная эволюция в понимании того или иного термина. В процессе жизни и творческих поисков, терминология понятий видоизменялась, уточнялась, дополнялась. Формулировки К.С. Станиславского были творчески осмыслены и развиты в трудах его учеников и последователей - М. Кнебель, М. Чехова, В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Г. Кристи, Г. Товстоногова, Б.Захавы, А. Паламишева, Б. Голубовского, А.Эфроса и многих других. К. С. Станиславский призывал подходить к делу творчески, а не относится к нему догматически. Поэтому, при работе со словарем начинающий режиссер должен усвоить только сущность того или иного понятия, а далее попытаться “присвоить и соотнести” его с собственным восприятием и творческими поисками. Словарь содержит около 490 слов и терминов. Этого объема, конечно, недостаточно. Словарь требует дальнейших доработок, дополнений и уточнений. Надеюсь, он будет постепенно увеличиваться в объеме, а количество слов и терминов пополнятся и уточнятся. Если при работе со словарем у читателей возникнут пожелания, замечания, они будут учтены в следующем издании словаря.


Проще, выше, легче, веселей”. К.С.Станиславский

Абстракция (лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа. Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности произведения. Если произведение развивается в определённой последовательности и логике событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд - это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж. Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом). Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого, направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж (фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт (фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.

Актер (лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство - искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера.

Актуальный (лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего момента, злободневность, современность.

Аллегория (гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия (лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность (лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту. Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция (лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа (фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр (гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах - ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ (гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

Аналогия (гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент (фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на определённый срок.

Анекдот (гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии.

Анонс (фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях. Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль (фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое. Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п. Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создаётся единство действия.

Антракт (фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антрепренёр (фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии, телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж (фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг (нем. - удар) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошёл при полном аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.)- сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб (фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз (гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо зрелища.

Арена (лат. - песок) - круглая площадка (в цирке), на которой даются представления. Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин (ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника - техника, направленная на развитие совершенствования психической и физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений, воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”. Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы или композицию.

Арьерсцена (фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент -это лицо, помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.)– картины и представления, вытекающие одно из другого по их совместимости или противоположности.

Ассоциация (лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар)- окружающие условия, обстановка. В искусстве театра атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера..

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо. Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не пострадает.

Аттракцион (фр. - притяжение) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша (фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.

Аффект (лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния).

люди, архитектура, животный мир - т.е. всё, что окружает человека.

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры и актерского мастерства

С.П.Кутьмин

Краткий словарь театральных терминов

для студентов режиссерской специализации

Издательство

Тюменского государственного института искусств и культуры

ББК 85.33 я 2

Кутьмин, С.П.

Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с.

В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры театра и массовых праздников, их мы постоянно слышим в работе над спектаклем, представлением, в работе актера над ролью. Словарь предназначен для студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений искусств и культуры.

Рецензент: Жабровец, М.В. к.п.н, доцент, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства

© Кутьмин С.П., 2003

© Тюменский государственный институт искусств и культуры, 2003

Предисловие

Настоящий словарь имеет целью дать лишь краткое, самое основное объяснение терминов, часто встречающихся в процессе обучения режиссуре, в работе над спектаклем, представлением, ролью. Искусство - сфера деятельности, которая крайне сложно поддается систематизации, обобщениям, теоретизации, а также точным определениям и формулировкам. Каждый термин имеет много толкований. И каждое толкование не вполне точное и исчерпывающее. Сколько творцов режиссеров - столько и мнений по поводу профессиональной терминологии. Ведь любое теоретическое положение - вытекает из конкретного творческого практического опыта, а творчество всегда индивидуально и неповторимо. Даже у К.С. Станиславского наблюдается постоянная эволюция в понимании того или иного термина. В процессе жизни и творческих поисков, терминология понятий видоизменялась, уточнялась, дополнялась. Формулировки К.С. Станиславского были творчески осмыслены и развиты в трудах его учеников и последователей - М. Кнебель, М. Чехова, В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Г. Кристи, Г. Товстоногова, Б.Захавы, А. Паламишева, Б. Голубовского, А.Эфроса и многих других. К. С. Станиславский призывал подходить к делу творчески, а не относится к нему догматически. Поэтому, при работе со словарем начинающий режиссер должен усвоить только сущность того или иного понятия, а далее попытаться “присвоить и соотнести” его с собственным восприятием и творческими поисками. Словарь содержит около 490 слов и терминов. Этого объема, конечно, недостаточно. Словарь требует дальнейших доработок, дополнений и уточнений. Надеюсь, он будет постепенно увеличиваться в объеме, а количество слов и терминов пополнятся и уточнятся. Если при работе со словарем у читателей возникнут пожелания, замечания, они будут учтены в следующем издании словаря.

Проще, выше, легче, веселей”. К.С.Станиславский

Абстракция (лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа. Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности произведения. Если произведение развивается в определённой последовательности и логике событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд - это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж. Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом). Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого, направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж (фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт (фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.



Актер (лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство - искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера.

Актуальный (лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего момента, злободневность, современность.

Аллегория (гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия (лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность (лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту. Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция (лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа (фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр (гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах - ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ (гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

Аналогия (гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент (фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на определённый срок.

Анекдот (гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии.

Анонс (фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях. Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль (фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое. Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п. Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создаётся единство действия.

Антракт (фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антрепренёр (фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии, телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж (фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг (нем. - удар) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошёл при полном аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.)- сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб (фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз (гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо зрелища.

Арена (лат. - песок) - круглая площадка (в цирке), на которой даются представления. Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин (ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника - техника, направленная на развитие совершенствования психической и физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений, воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”. Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы или композицию.

Арьерсцена (фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент -это лицо, помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.)– картины и представления, вытекающие одно из другого по их совместимости или противоположности.

Ассоциация (лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар)- окружающие условия, обстановка. В искусстве театра атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера..

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо. Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не пострадает.

Аттракцион (фр. - притяжение) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша (фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.

Аффект (лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния).

люди, архитектура, животный мир - т.е. всё, что окружает человека.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры