Скачать презентацию на тему война и мир. Презентация на тему "Л.Н

Главная / Психология

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Садовская сош №1» Огулькова С.И.
«Толстой – это целый мир.Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.» М.Горький
«Это для нас, молодых,откровение, целый новый мир.» Ги де Мопассан
Совесть русской литературы.
1828 – 1910 г.г.
Если бы понадобилось назватьроман, соответствующийопределению, столь дорогомусердцу составителей литературных анкет:«величайший роман в мире»,-я выбрал бы «Войну и мир». Джон Голсуорси
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбес бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Л.Н.Толстой
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Л.Н.Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею, хотел добраться до самой сути. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь даётся в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
Проблемы начала века:
«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема – судьба народа, народ – основа нравственных и моральных устоев общества.3. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.4. Истинный и ложный патриотизм.5. Назначение женщины – сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права – реформы 60-х годов.2. Постепенный уход дворянства с «арены» борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.3. Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.4. Вопрос об освобождении женщины, о её женской эмансипации.
В романе IV тома и эпилог:
I том – 1805 год.II том – 1806- 1811 годы.III том – 1812 год.IV том – 1812- 1813 годы.Эпилог – 1820 год.
Специфика жанра роман-эпопея:
Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная формаэпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов. («Словарь литературоведческих терминов» по ред. Л.И.Тимофеева)
1. Что такое роман-эпопея?
2. Черты эпопеи в романе «Война и мир».
Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение).События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея;бунт богучаровских крестьян, возмущения московских ремесленников).Показ различных слоёв населения (поместное, московское, Петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.)Огромное количество человеческих характеров.-Большая протяжённость во времени (15 лет).Широкий охват пространства (Петербурга, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
«Чтобы жить честно…»
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно боротьсяи лишаться. А спокойствие – душевнаяподлость» (из письма Л.Н.Толстого от 18 октября 1857 года)
Жизненный путь Андрея Болконского
«Дорога чести»
Вечер в салоне А.П.Шерер.
Почему он здесь «чужой»?
«Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество… Эта жизнь, которую я веду здесь,эта жизнь – не по мне».
Военная кампания 1805- 1807 гг. в судьбе князя Андрея. Честолюбивые мечты Болконского. Отношение князя к Бонапарту. Участие в Шенграбенском сражении.
Аустерлицкая битва. Бой на Праценской высоте.Вечное небо Аустерлица и слова «Le petit caporal».«Вот прекрасная смерть!»Катастрофа Аустерлица,осознание Андреемпротиворечия между разумом и «откровениями»сердца.
- Переоценка жизненных ценностей и глубокий душевный кризис.Семейная драма князя Андрея.Реформаторская деятельностьв комиссии М.М.Сперанского.хозяйственные заботы в Богучарове. Закон о вольных хлебопашцах. Мысли Андрея орастлевающем влиянии крепостногоправа на владельцев «крещеной собственности».
- Душевное возрождение Андрея. Любовь к Наташе.
Причины разрыва с Наташей.
Отечественная война 1812 года в судьбе князя. Бородинское сражение
Смертельное ранение. Отрешение от собственной судьбы и опыт страдания. Примирение со всеми, последняя встреча с Наташей.
« Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».
Эпилог. Сын Андрея Болконского – Николенька.
«… видите, какой я добрый и славный малый».
Жизненный путь Пьера Безухова
«Якобинец», «невоспитанный бонапартист» в гостиной А.П.ШерерУвлечение бретерством, внешним блеском и развлечениями «золотой» столичной молодёжи.
- Дружба с Андреем Болконским. «Золотое сердце» Пьера.
Иллюзорность семейного счастья. Женитьба на Элен. Нравственное потрясение Пьера при столкновении с Долоховым.
Встреча с Долоховым. Дуэль.
Масонство. Разочарование в «братстве вольных каменщиков»«Для чего жить и что такое я, зачем я живу?»
Хозяйственно-экономическая деятельность Пьера в киевских имениях; освобождение крестьян от крепостной зависимости, строительство школ и больниц. Непрактичность Пьера Безухова.
Бородинское поле в судьбе Пьера. Отношение к Наполеону. Решение остаться в Москве.- Ожидание смерти.
Жизнь в плену, встреча с Платоном Каратаевым.«Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого, меня? Меня?Меня – мою бессмертную душу». Обретение внутренней свободы.
Душевное возрождение Пьера. Любовь к Наташе. Программная речь Пьера, активное участие в политической оппозиции.
…что есть красота,и почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде. Н.Заболоцкий
Женские образы в романе «Война и мир».
Элен Курагина.
«… блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошлаМежду расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, новсем улыбаясь и как бы любезно предоставляя право любоватьсякрасотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашнеймоде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала…»
«- Quelle belle personne! – говорил каждый, кто её видел.»
« что было в общей улыбке, украшавшей всегда её лицо…»
«… la femme la seduisante dePetersbourg, молодая, маленькаякнягиня Болконская…»«… хорошенькая, румяная, …маленькая княгиня Болконская…»
Лиза Болконская
« Княжна Марья повернулась к брату и сквозь любовный, теплый, кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз …»
« Из больших глаз её светились лучи доброго и робкогосвета. Глаза эти освещали всё болезненное, худоелицо и делали его прекрасным.»
Наташа Ростова – самый обаятельный девичий образ в мировойхудожественной литературе. Она - сама естественность. Она ласкова, чувствительна и отзывчива, по-детски наивна и женственна, романтична, порывиста, нежна, своевольна, капризнаи полна неиссякаемого очарования.
- «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, …,была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнокещё не девушка…»- «…смеясь глазами и краснея», «…расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «… сквозьслёзы смеха…»
« Где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которымона дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы Но дух и приёмы эти были те самые, неизучаемые, русские…»
Наташа проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни,
… через кажущееся счастье от помолвки с князем Андреем…
, … через ошибки жизни – измену князю Андрею с Анатолем,
… через духовный кризис и разочарование в себе,
… через возрождение под влиянием необходимости помощи близким, через высокую любовь к раненому князю Андрею …
- к постижению смысла жизни в роли жены и матери.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи: Проанализировать, как Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» изображает действия армии в Отечественной войны 1812 года. Показать значение народных сил в освобождении России от французских войск. Выявить роль образа Кутузова в романе Толстого.

4 слайд

Описание слайда:

План исследования Изображение Толстым в романе «Война и мир» действий армии. Бородинское сражение как центральное событие Отечественной войны 1812 года. Батарея Раевского. Пьер Безухов на Бородинском поле. «Дубина народной войны…» Партизанская война в романе. 1. Отряды Денисова и Долохова. 2. Образ Тихона Щербатого. Образ Кутузова в идейной направленности романа.

5 слайд

Описание слайда:

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

6 слайд

Описание слайда:

Толстой рисует события Отечественной войны: переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, победоносное завершение войны.

7 слайд

Описание слайда:

Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Подготовка к описанию Бородинского боя потребовала от писателя особенно много сил. Толстой 25-27 сентября 1867 года совершил поездку на Бородинское поле, взяв с собой Стёпу Берса, младшего брата Софьи Андреевны. На местности он сделал необходимые записи. Впоследствии С. А. Берс вспоминал: «Два дня Лев Николаевич ходил и ездил по той местности… Он делал свои заметки и рисовал план сражения…»

8 слайд

Описание слайда:

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..» Центральным событием Отечественной войны явилась Бородинская битва. Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют самоуверенного Наполеона, не знавшего поражения в Европе. Панорама Бородинского сражения

9 слайд

Описание слайда:

«Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой…» Толстой при изображении самого сражения раскрывает бодрость духа, проявление стойкости, выносливости солдат и в солдатском юморе, и в чувстве товарищества, и в сознании общности дела. Солдаты и офицеры батареи Раевского выполняют свой долг, всё время заняты: подносят снаряды, заряжают орудия. В батарее Раевского «чувствовалось одинаковое и общее всем оживление». Писатель далёк от идеализации солдат. Солдаты до конца тверды и спокойны. Бой за батарею Раевского. Гравюра А. Адама.

10 слайд

Описание слайда:

Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских стоять насмерть. Посещение Бородинского поля в момент знаменитого сражения стало важным этапом на пути исканий героя. Безухов одобрительно воспринимает слова неизвестного солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

11 слайд

Описание слайда:

«Дубина народной войны…» Партизанская война «Чувство мести, лежавшее в душе каждого человека и всего русского народа, породило партизанскую войну…» «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Были партии мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». (Прототипом послужила Василиса Кожина – крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии). «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…» Л. Н. Толстой. Василиса Кожина

12 слайд

Описание слайда:

«Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародёры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками…»(Т. 4, гл.3; 12,13). Возникновение партизанской войны писатель относит к периоду вступления неприятеля в Смоленск. Толстой посвящает ряд ярких картин действиям партизан. Писатель создал замечательные образы командиров партизанских отрядов. Прототипом толстовского Долохова послужил знаменитый командир отряда капитан Фигнер, совершивший многочисленные подвиги. А прототипом Денисова стал Денис Васильевич Давыдов. В изображении их смелых похождений нет ничего надуманного и преувеличенного. Целый ряд документов подтверждает достоверность толстовского повествования. Д. В. Давыдов А. С. Фигнер

13 слайд

Описание слайда:

Тихон Щербатый – «самый нужный человек в отряде» В центре повествования о партизанской войне стоит образ Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты воюющего крестьянского народа. Ещё до прихода в отряд Денисова он вел самостоятельную борьбу с французами. Тихон стал «самым нужным человеком в отряде» Денисова. Толстой показывает в герое силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, в тоже время автор подчеркивает в Тихоне стихийность и интуитивность. Партизанская война в понимании Щербатого – это возмездие за разорение и гибель. Тихон «пленных не брал», тем самым вступал в противоречие с тактическими планами Денисова, которому нужен был «язык». Однако даже сердящийся на него Денисов признает справедливость героя действовать именно так, как он хочет.

14 слайд

Описание слайда:

Образ Кутузова в идейной направленности романа Михаил Илларионович Кутузов показан в романе как человек, воплотивший в себя дух народа. Кутузов – руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Писатель рисует Кутузова простым и скромным. Изображая внешность полководца, Толстой, верный своей творческой манере, не выписывает весь портрет, а выделяет наиболее типичные детали. Автор отмечает тучность, грузность старческую слабость и даже «вытекший белый глаз на оплывшем лице». Но именно эти детали делают его облик обыкновенным, человечным. Притягательная сила русского полководца не становится слабее. Кутузов внимателен к нуждам солдат, заботится о них как старший боевой товарищ. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории, поэтому писатель делает Кутузова выразителем своих собственных взглядов на военное искусство. Вот почему его герой в деле победы признаёт один моральный фактор, «называемый духом войска». Эта теория Толстого ошибочна.

Описание слайда:

Выводы Основным событием 3 и 4 тома романа «Война и мир» стала Отечественная война 1812года. Толстой показал патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения, размах и величие партизанской войны. Кульминационным событием войны стала Бородинская битва, в которой писатель показал мужество, героизм участников. Представителем народной войны стал полководец Кутузов. В романе он является воплощением народной мудрости, «простоты, добра и правды».


  • определить отношение автора к нормам жизни высшего света;
  • отметить приёмы, помогающие Л.Н. Толстому при характеристике героев;
  • показать срывание «масок» с представителей великосветского общества;
  • проанализировать речь лиц, приближённых к царскому двору;
  • определить значение 1 главы в композиции романа.

  • С какими героями, в какой последовательности знакомит автор читателя в первых главах романа?
  • Проследить, как автор срывает маски со своих героев.
  • Герои, «не вписывающиеся» в гостиную А.П. Шерер?
  • Соотношение французского и русского языка во время приёма. Роль «анекдота» князя Ипполита в конце вечера.

  • Почему С. Бондарчук пропускает в своём фильме фрагмент разговора А.П. Шерер с князем Василием?
  • На чём режиссёр фокусирует зрительское внимание?
  • Важна ли для понимания авторского замысла 1 глава, пропущенная в фильме?
  • Какова её роль?

  • Естественность первого знакомства с героем через описание внешности.
  • Глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений.
  • Выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица кн. Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный, робкий взгляд Пьера…).


  • Как относится Л.Н. Толстой к нормам жизни светского общества?
  • Ко всем ли представителям высшего общества автор испытывает одинаковые чувства?
  • Какие художественные приёмы помогли нам осознать, что хотел сказать Л.Н. Толстой?

Проанализировать эпизод «Семья Ростовых. Именины». (Ч.1. гл. 7-11; 14-17).

  • Связь эпизода «Именины» с предыдущим («Салон Шерер»).
  • Приём хозяевами гостей. Характер, темы бесед.
  • Появление молодёжи. Интересы и поведение.
  • Значение подарка графини-матери Анне Друбецкой.
  • Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.
  • Развлечения и обычаи у Ростовых.


Разобраться в характере военной кампании 1805 – 1807гг.;

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны.;

Выявить отношение к войне Л.Н. Толстого.


  • Историческая конкретность в изображении Толстым войны.
  • Многогранность изображения войны.
  • Показ автором ненужности и неподготовленности этой войны. Отношение к ней Кутузова и солдат (сцена смотра в Браунау, ч.2, гл.2 ) Сочетание массовых сцен и крупного плана в романе.

  • Отношение Толстого к войне. Утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Н. Ростова, её роль (ч. 2 гл.4,8, 15)
  • Сложность построения фразы у Толстого (ч.2, гл 9)
  • Как должен себя вести в описываемых условиях опытный стратег? (ч.2, гл. 2, 14)

а) изображение трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. 2, гл. 20-21);

б) Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3,12, 20-21)


  • а) кем и как оно было задумано, ироническое отношение автора к «диспозициям» (гл. 12);
  • б)влияние природы на ход сражения (ч.3, гл. 14);
  • в) Кутузов и император Александр; бегство русских (гл.15-16);
  • г) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч.3,гл.16,19);

Отсутствие нравственного стимула для ведения войны, непонятность и чуждость её целей солдатам, недоверие между союзниками, неразбериха в войсках – всё это было причиной поражения русских.

«Эпоха наших неудач и нашего срама» - так определил эту войну сам Толстой.

Слайд 2

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине!Критик Н. Страхов.

Слайд 3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  1. Встреча с Пущиным и Волконским
  2. Роман «Война и мир»
  3. Восстание на Сенатской площади
  4. Повесть «Декабристы»
  5. Отечественная война
  6. Война с Наполеоном в союзе с Австрией
  • Слайд 4

    «Я старался писать историю народа»

    • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
    • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
    • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

    Вывод: накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

    Слайд 5

    «Война и мир» (1805 – 1820)

    • I том 1805
    • II том 1806 – 1811
    • III том 1812
    • IV том 1812 – 1813
    • Эпилог 1820
  • Слайд 6

    Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир». Историческая основа романа

    Первый – второй тома. Русско-австро-французская война 1805 года.

    Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.

    Третий – четвёртый тома. Отечественная война 1812 года.

    Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

    Основные события 1812 года:

    • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
    • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
    • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
    • 28 августа – Бородинское сражение;
    • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
    • 2-6 сентября – пожар Москвы;
    • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
    • 14-16 ноября – сражение при Березине;
    • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
    • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Слайд 7

    Жанр романа

    • «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
    • «..Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная» (Н.Страхов)
    • «Оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов» (И.С.Тургенев)
  • Слайд 8

    Роман-эпопея

    Роман-эпопея

    «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

    Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

    Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры