Скульптуры из людей в каталонии. Скульптуры таррагоны

Главная / Психология

Что это — спорт или искусство? Этого наверняка не могут сказать даже сами castells, участники, строители и строительный материал «живых сооружений». Пирамидами построенных из живых людей уже давно никого не удивишь. Но когда эти «живые башни» становятся национальным помешательством, частью национального колорита, традицией и предлогом гордости Каталонии, это наводит на мысли. (Хорошо, что традиционное перетягивание каната на Руси осталось лишь народной забавой) И действительно, практически каждый поселок, деревушка, не говоря уже о городе, имеет свою colla — группу кастельеров (castellers). Да и каждый уважающий себя испанский теле- и радио канал или газета считают своим долгом осветить моменты происходящего.

Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.


Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.


Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия — завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.


Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» — pinya. Он же назначает и «иглу» — agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos — представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.


Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.


Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8-9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

В испанском городе Таррагона состоялись 25-е соревнования по возведению «живых башен» - кастель. В мероприятии приняли участие более 30 команд со всей страны. Цель соревнования - построение наиболее высокой башни из людей. Красочное зрелище устраивается раз в два года и собирает сотни тысяч зрителей. Стоит отметить, что четыре года назад ЮНЕСКО внёс «живые башни» в список нематериального культурного наследия человечества.

Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона . “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии.

Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.

В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках). Всего уровней может быть до десяти – это самая сложная композиция, стандарт – 7-8.

За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.

Замечено, что большинство башен рушится именно во время «демонтажа». Со стороны это смотрится очень весело – этакий фэйл, а вот самим конкурсантам частенько не до веселья: и лететь с 20-метровой высоты не особо приятно, и принимать на себя удар такой махины тем, кто снизу, тоже не сахар. Вот и дежурит у стадиона скорая, оказывая кастельерам первую помощь с помощью останавливающих носовое кровотечение тампонов и мази от синяков. Для тех, кому повезло меньше, наготове носилки. Но несмотря на такую травмоопасность, праздник жил, жив и будет жить благодаря вечной тяге испанцев к приключениям и их же оптимизму с изрядной долей мазохизма.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Испа

Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера - faixa. Это - черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это - верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана - это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса - тут все ясно - это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия - завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» - pinya. Он же назначает и «иглу» - agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos - представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos - два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador - некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он - «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

Строительство человеческих башен - одна из важнейших каталонских традиций. Этим занимаются все: и стар и млад. Туристы с удивлением и интересом наблюдают за построением башен, об этом вы можете прочитать более подробно в статье , а пока обратите внимание на памятник этой замечательной забаве.

Памятник крайне оригинален, как оригинальна и традиция, которой он посвящен. Важен тот момент, что данный вариант досуга - строительство человеческих башен, существует только в Каталонии. Это интереснейшее действие, при построении задействуется несколько сотен человек. Как раз этому процессу и посвящён памятник Кастельс, который полностью отражает процесс возведение башни и показывает основных людей.

Монумент появился не так давно, но уже завоевал любовь местных жителей и гостей города. На удивление, это один из немногих памятников, который пришелся по душе всем.

История monument als Castells

Автор данной композиции - Франсеск Англес (Francesc Annglés). Изначально была сделана гипсовая скульптурная группа, которая послужила макетом для современного памятника. Сама законченная композиция вылита из бронзы.

Пока скульптура изготавливалась среди жителей города проводилось открытое голосование, на котором нужно было решить, в каком месте (из предложенных четырех) можно разместить памятник. Где он будет выгоднее смотреться. В итоге по результатам было выбрано место на центральной улице Рамбла Нова, вероятно потому, что эта точка очень близка к стадиону Tarraco Square Arena, где проводится конкурс Кастельс, да и улица туристическая, популярная, дополнительный монумент только повысит ее привлекательность.

Кстати, в Таррагоне раз в 2 года официальные соревнования Кастельс групп, сюда съезжаются лучшие команды со всей провинции, чтобы посоревноваться в мастерстве и показать свои умения. Незабываемое зрелище.

Внешний вид памятника Кастельс

Монумент изображает композицию из 219 человек, которые составляют конструкцию quatre de vuit (четыре человека на уровне в башне, состоящей из 8 уровней). Наверху находится ребенок, завершающий конструкцию, взмах рукой означает, что башня построена. По сути, это изображение каталонской башни из людей в тот момент, когда она считается завершенной.

В основной композиции есть скульптуры, посвященные известным личностям, например в нижней части построения можно найти Пабло Пикассо (художник) или Хуана Самаранча (испанский политик), а также художник изобразил себя.


Кроме самой башни рядом располагается 4 скульптуры - это образы участников, выполняющих определенные роли в реальном построении. Там есть руководитель, который следит за формированием башни и дает рекомендации, а также три музыканта, которые отбивают ритм.

Высота памятника - 11 метров, вес 12 тонн.

Местоположение: пересечение улиц Rambla Nova и Carrer del Pare Palau; Rambla Nova 129

// 2-oi-shans.livejournal.com


Так уж случилось, что из всех дней нашего короткого отдыха на морском побережье Испании, в Таррагону мы выбрались именно 11 сентября, в день, когда вся Каталонии праздновала День Независимости. Мы конечно ожидали, что в Таррагоне этот день должен быть каким-то праздничным, но не могли себе даже и представить, что предстояло нам там увидеть.

Таррагона древнейший римский город, который до сих пор хранит остатки былого величия Римской империи. Когда мы ехали туда, то планировали просто погулять, посмотреть на старый город, с его средневековой архитектурой,

// 2-oi-shans.livejournal.com


ну, и как все заезжие туристы, постоять на "Балконе Средиземноморья", полюбоваться видами на море, город и развалины римского амфитеатра.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Но, когда оказались в центре старого города, то попали в настоящий людской водоворот. Сразу стало понятно, что в городе сегодня праздник и все жители города куда-то направляются. Всё, что нам оставалось - присоединится к людскому потоку и двигаться вместе с ним. Так мы оказались на одной из площадей, в самом центре людской воронки.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Здесь играла музыка, выступали музыкальные коллективы, а транспаранты на домах, указывали на то, что здесь скоро должно что-то произойти.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Пока мы глазели по сторонам, людей становилось все больше и больше. И что сразу бросалось в глаза, так это то, что половина из них была одета в одинаковые костюмы - белые брюки и цветные рубашки. Рубашки были разных цветов, и это наводило на мысль о том, что они принадлежат участникам каких-то команд.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Расспросы местных жителей, с помощью жестов и простейших вопросительных предложений на ломаном испанском, заканчивались тем, что нам показывали рукой на лестницу и произносили загадочное кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


Лестница вела на небольшую площадь перед собором, где уже начинали собираться группы людей в одинаковых костюмах.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Разгадка загадочного кастельс нашлась в витрине одного домов. Все сразу стало понятно... кастельс - это живые замки или башни из людей. Можно было и догадаться... Ведь в написании каталонское castells = ангийскому сastels, и означает замки. Но все дело видимо было в произношении, ударении и в скорости, с которой местные произносили это кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


О том, что в Каталонии проводятся состязания по строительству живых пирамид мы конечно же знали, и не раз видели по телевизору, как это происходит в той же Барселоне, но видеть это шоу "живьем" еще не доводилось. Оказывается традиции проведения состязаний по строительству живых замков зародились именно в Таррагоне, и уходят своими корнями в глубь средних веков.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Постепенно площадь перед собором начала заполняться зрителями, участниками состязаний, их помощниками, и начались "обматывания". И надо сказать, что эти обматывания, по зрелищности мало чем уступают самому процессу "строительства".

// 2-oi-shans.livejournal.com


В Таррагоне четыре команды кастельеров. У каждой команды свой цвет рубашек и эмблема, которая указывает на принадлежность к определенному клубу. Кроме цветных рубашек и белых брюк, форма каждого из участников включает широкий черный пояс и бандану. Пояс нужен для поддержки спины и для более удобного подъёма и спуска, позволяя зацепиться ногой и ухватиться руками.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Тем временем на площадь продолжали прибывать участники команд и весь этот процесс сопровождался грохотом барабанов и звуками духовых инструментов.

// 2-oi-shans.livejournal.com


К 12 часам площадь забилась людьми "под завязку" и самым интересным было то, что команды участников никак не были отделены от зрителей, и просто располагались в их толпе.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Мы ждали, что будут какие-то объявления о начале состязаний, но ничего подобного не случилось.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Началось все даже без громких команд. Просто в какой-то момент все увидели, что состязания начались и над землей начала расти колонна из участников первой команды.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Интересен тот факт, это хорошо видно на всех фотографиях, что участники всех команд не испытывают друг к другу ни какой конкурентной "нелюбви" и охотно помогают держать основание башни своим соперникам.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Кому-то с местами "в зрительном зале" очень повезло.

У каталонской Таррагоны длинная и интересная история. Еще до прихода римлян на месте будущей колонии существовало иберийское поселение. Город расцвел в эпоху Римской империи: во II-III веках построили амфитеатр, цирк и кольцо крепостных стен, которые сохранились до наших дней и до сих пор напоминают о величии и несокрушимости той эпохи.

И все же, туристы приезжают сюда не за экскурсиями, несмотря на то, что в городе действительное есть на что посмотреть. Главная цель – великолепные пляжи Коста-Дорады, отдых и ласковое солнце Каталонии. Осмотр достопримечательностей многие оставляют на потом, когда тело уже полностью насладиться нежными водами Средиземного моря, а мозг захочет новых впечатлений.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Таррагоне?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Античный амфитеатр II века, построенный прямо на побережье. Арена вмещала до 13 тысяч зрителей. Здесь проходили гладиаторские бои и травля первых христиан дикими животными. В IV веке после признания христианской религии, на арене в память о мучениках был построен храм, от которого сегодня сохранились только руины. Амфитеатр обнаружили в середине XX века во время археологических раскопок.

Католический храм, возведенный в стиле ранней готики в XII-XIII столетиях. Он находится в историческом центре города, который окружен сохранившейся со времен Римской империи крепостной стеной. Ранее на месте собора находился античный храм Юпитера, раннехристианская базилика вестготов и мечеть. Внутреннее пространство украшает алтарь XV века, скамьи и лепные потолки XIV столетия.

Бульвар с широкой пешеходной частью, который тянется от автовокзала до побережья Средиземного моря. Вдоль аллеи расположены живописные здания в стиле модерн и необычные памятники. Здесь прочно обосновались рестораны, где можно продегустировать кухню разных регионов Испании. На Рамбла Нова всегда кипит жизнь: прогуливаются туристы, выступают уличные музыканты, демонстрируют свое умение «живые» скульптуры.

Цирк построили в I веке еще раньше амфитеатра. Как и все подобные сооружения, в Древнем Риме, он предназначался для скачек на колесницах. Представления здесь проходили вплоть до V века, так как христианская религия, ставшая к тому времени официальной, ничего не имела против таких развлечений. До наших дней дошла только часть сооружения: каменные лестницы, трибуны и фрагменты фасада.

Остатки крепостной стены города Таррако, которые, по мнению многих экспертов, являются наиболее хорошо сохранившимися образцами военного зодчества периода Римской империи. Оборонительные укрепления были возведены во II веке до нашей эры для целей защиты города. В 2000 году они попали в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня вдоль стен проходит популярный туристический маршрут.

Коллекция музея размещена на трех этажах и состоит из предметов, найденных в ходе археологических раскопок на территории Таррагоны. Здесь можно полюбоваться на древнюю скульптуру, керамику, римскую мозаику, оружие, монеты и другие артефакты. Посетители также могут посмотреть фильм об истории города. Выставка появилась в середине XIX века, сегодня она почетно носит звание самого старого музея Каталонии.

Старинный особняк XV столетия, который с XVIII века принадлежал Карлосу де Кастелярнау. После покупки аристократ перестроил здание в стиле барокко, однако в облике фасада все равно сохранились черты готики и ренессанса. Комнаты особняка декорированы мебелью XVIII-XIX веков, изящным китайским фарфором, изразцовыми фресками и богатой росписью. Жители Таррагоны верят, что в доме обитает привидение – дух безумной дочери Карлоса де Кастелярнау.

Экспозиция современного искусства начала работу в 1976 году, она была организована на территории трех особняков XVIII века. В музее можно посмотреть на работы каталонских художников Л. Саумелса, Р. Каррете, С. Мартореля и других мастеров. Помимо полотен, здесь выставляются гобелены, скульптуры, мебель и ювелирные изделия. Часть коллекции относится к периоду XII-XVIII веков.

У жителей Каталонии существует интересная традиция — во время народных праздников и гуляний они сооружают «живые» пирамиды. Ее истоки восходят к XVII веку: в то время в Валенсии был весьма популярен танец муйшаранга, который заканчивался строительством «живой» башни. Памятник «Кастельерос» посвящен этой традиции. Он изображает группу людей, стоящих на плечах друг у друга. На вершину пирамиды помещена фигура машущего рукой ребенка.

Арена для боя быков была возведена в 1888 году в стиле модерн архитектором Р. С. Рикомой. В 2006 году ее закрыли на реставрацию, которая продолжалась 4 года. Но обновленному ристалищу не суждено было вновь распахнуть свои двери перед отважными тореадорами, так как в Каталонии приняли закон о запрете корриды. Сегодня арену используют для проведения спортивных соревнований и концертов.

Кладбище III-V веков, которое было обнаружено во время строительства табачной фабрики в начале XX столетия. Некрополь состоит из 2 тысяч захоронений. Судя по надгробиям, здесь хоронили представителей разных сословий. Согласно многочисленным свидетельствам, добытым во время раскопок, раньше здесь стояла базилика, посвященная загубленным на арене христианским мученикам.

Каменоломня расположена примерно в 4 км от Таррагоны. Ее разработка началась еще во времена Римской империи во II веке до нашей эры. Местный камень использовался для строительства колонии Таррако (современная Таррагона). Карьер уже давно не действует, но является весьма привлекательным для туристов. Здесь стоит 16-метровая каменная колонна-обелиск, откуда, предположительно, и началась добыча.

Каменное сооружение, некогда служившее для доставки воды в город. Всего в Таррагоне было два акведука, до наших дней сохранился только один. Конструкция протянулась над глубоким ущельем, в высоту она достигает 27 метров. Название «Чертов мост» акведук получил благодаря легенде, согласно которой его помогал строить сам дьявол в обмен на душу того, кто первым пройдет по мосту.

Береговая линия Таррагоны растянулась почти на 15 км. Город находится в центре Коста-Дорады – популярного туристического региона Каталонии и всей Испании. Почти все местные пляжи обладают пологим входом в море и отлично подходят для отдыха с детьми, многие из них удостоены престижной отметки Голубой флаг. Большинство пляжей оборудованы инфраструктурой, часть располагается в безлюдных местах.

Смотровая площадка, расположенная на высоте 23 метра над уровнем моря. Отсюда открывается прекрасный вид на набережную, море, крыши домов, а также на римский амфитеатр. Площадка защищена чугунной оградой. Согласно поверьям, если подержаться за железные прутья, то удача обязательно придет. Здесь есть кафе, где можно перекусить, и скамейки, сидя на которых можно долго любоваться завораживающими пейзажами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры