Славянские мадонны венецианов скачать презентацию. Венецианов А.Г

Главная / Психология

Биография (1780 -1847) Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца (торговал саженцами деревьев). Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию. В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу в Департамент почт. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров

Графика, офорт, литография Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военнопатриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Шаржи …находилось место в творчестве Венецианова и юмористическим шаржам. В 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур» , девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы» . Данный журнал должен был представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только 2 гравюры. Перед самым выпуском 3 -ей гравюры по распоряжению царя Александра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К. И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком.

Первый успех В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы» . Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве - бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Гумно …картина «Гумно» впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

«Гумно» и дальше Картина «Гумно» открывает целый ряд произведений «сельского, домашнего рода» , как выразился В. И. Григорович

Мировоззрение Венецианов - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в. Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.

Женитьба В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов.

Утро помещицы? На пашне? В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы» . Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна» .

На пашне «Но все летит над полем то ли крестьянка, то ли богиня, и разумным прекрасным космосом встает вокруг светлый мир. . . »

Школа Венецианова После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников.

Отношение к школе Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела.

Тяготы В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей

Судьба В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете.

Письмо 1836 года «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и надобья в рот влили. Дня через два‑три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так. Отняли у меня: кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром… Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу – да как же, раз по пяти и по шести в день… (устал)» .

Оценка "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и к нашему. . . ", -- писал П. П. Свиньин, создатель "Русского Музеума" в Петербурге.

Алексей Гаврилович Венецианов

Портрет Венецианова (К.С.Зарянко)

Русский живописец,
мастер жанровых
сцен из
крестьянской жизни,
педагог,
член Петербургской
академии
художеств.
Портрет
Венецианова
(К.С.Зарянко)

Кисти Венецианова принадлежит портретная
галерея его современников: художник писал
Н. В. Гоголя, В. П. Кочубея, Н. М. Карамзина.
На звание академика Венецианову было
предложено написать портрет инспектора
Воспитательного училища Академии
К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов
изобразил его в окружении трёх мальчиков,
символизировавших союз «трех знатнейших
художеств»: живописи, скульптуры и
архитектуры. Портрет также олицетворял
единство старой Академии с новой. Однако
наибольшую известность А. Г. Венецианову
принесли написанные им образы крестьян.
«Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже
почти два столетия своей свежестью и
искренностью привлекают внимание зрителя.

«Жнецы»

Портрет Головачевского

Венецианов погиб в результате
несчастного случая во время поездки по
дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в
селе Поддубье Тверской губернии.
Венецианов похоронен на сельском
кладбище деревни Дубровское (ныне
Венецианово) в Удомельском районе
Тверской области.

1 слайд

Урок изобразительного искусства в 7 классе Заяц Л.А., учитель изобразительного искусства ЗМОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Заречный Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.

2 слайд

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве - изображение сцен и событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения. Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль». Этим словом в XVII–XVIII вв. обозначали картины, имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность.

3 слайд

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Автопортрет 1830 г.

4 слайд

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью - брал уроки у Боровиковского Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления. Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек Из биографии художника…

5 слайд

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй. Сенокос Крестьянские дети в поле 1810 г.

6 слайд

Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Фигуры, натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем. Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь. Захарка.1825 ГТГ Жница. 1826 Встреча у колодца. 1843

7 слайд

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. Кормилица с ребенком. 1830 Девушка с васильками. 1820

8 слайд

В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками. Сенокос

9 слайд

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.

10 слайд

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.

11 слайд

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности. Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.

12 слайд

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане изображена мать художника, Анна Степановна. В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста. «Жнецы». сер.1820

13 слайд

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

14 слайд

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

15 слайд

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины Автопортрет. 1830 г.

16 слайд

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург. В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным.

17 слайд

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»

18 слайд

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. . Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора

19 слайд

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета. Свежий кавалер. 1846 г. ГТГ

20 слайд

«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении.

21 слайд

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780-1847

Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся русский художник, основоположник бытового жанра в русской живописи. Родился в Москве в семье купца. Работал сначала землемером, а затем мелким чиновником. Художником стал довольно поздно. Первые работы Венецианова – портреты маслом и пастелью, одна из них – «Портрет матери». Одно время был частным учеником Боровиковского. В 1807 году основал «Журнал карикатур», который позже был запрещен. За портрет Головачевского получил звание академика. Во время войны 1812 года создал множества патриотических карикатур, высмеивающих Наполеона. В 20-х годах оставил службу и переехал в деревню, где писал портреты простых людей, а также сцены из крестьянской жизни – «Гумно», «Чистка свеклы», «Утро помещицы», «На жатве. Лето» и прочие картины повествовательного сюжета. После того, как эти работы увидели свет, Венецианов стал очень знаменитым. Жизнь художника оборвалась совершенно случайно – переходившего через дорогу Венецианова сбил мчащийся экипаж.

Алексей ВЕНЕЦИАНОВ (1780-1847) Девушка в платке

Мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей. Однако настойчивость победила, и в V классе он завоевал свое любимое занятие и рисовал масляными красками на полотне. Мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером. Ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей. Однако настойчивость победила, и в V классе он завоевал свое любимое занятие и рисовал масляными красками на полотне. Далее у некоего живописца Пахомыча он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Далее у некоего живописца Пахомыча он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость. Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель.


О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению – портрету матери А.Л.Венециановой О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению – портрету матери А.Л.Венециановой (1801) (1801)


В 1807 году Алексей приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. В 1807 году Алексей приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись». Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме. Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», и живет у него в доме.


В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист. В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии. Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками,1811


В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых Девушка с крынкой


Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Уже первые картины Венецианова в новом жанре убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».


Первый план освещен ровным светом, далее - там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине - снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны - это результат тонких наблюдений художника на натуре. В годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. В годах Венецианов пишет картину «Гумно». Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна. Гумно


На Академической выставке, которая была открыта На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии. системы Академии.


Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», «Жница», «Жница», «Утро помещицы». «Утро помещицы». Чистка свеклы




«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». «Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку.




Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает на двадцатые - тридцатые годы. Подлинный расцвет творческого дарования Венецианова падает на двадцатые - тридцатые годы. Вершиной зрелого творчества художника являются картины Вершиной зрелого творчества художника являются картины «На пашне. Весна» «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето». «На жатве. Лето». На жатве. Лето


Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему», - писал журнал «Отечественные записки». - писал журнал «Отечественные записки».


Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства Венецианов создал целую галерею русских крестьян - сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства Крестьянка с васильками.




С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорит о большом жизненном опыте, душевной силе. Выражение одухотворенного мыслью лица говорит о большом жизненном опыте, душевной силе. Голова старого крестьянина


Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки. Захарки. Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность. Захарка


Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза. В годы Венециановым была написана картина "Спящий пастушок". В годы Венециановым была написана картина "Спящий пастушок". На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей. На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей.


Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Сам художник счел ее слишком необычной. Сам художник счел ее слишком необычной. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов. На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.


Картина стала новшеством в живописи. Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Хотя сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.


«Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. «Жнецы» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником.


Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде». «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. «Бытовой жанр» не считался ими равноправным среди других жанров. Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы» Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы»


В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам. К счастью, все обошлось. В декабре 1836 года художник слег и сам. К счастью, все обошлось.


В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин - «Спящая девушка», Среди лучших его картин - «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами. Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами. Гадание на картах. Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года. Это случилось 16 декабря 1847 года.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры