Служба по умершему. Когда проводят панихиду по усопшим

Главная / Психология

После смерти человека душа просит молитв и воспоминаний о нем. Поэтому родные покойного должны молиться за него и просить Бога смилостивиться над грешным рабом. Помимо и добрых слов у могилы, родственники должны знать, что заказывают в церкви на годовщину смерти. Годовщина смерти - это один из важных моментов новой жизни души. Поэтому так важно правильно провести ритуал поминовения.

Церковные обряды, связанные с похоронами

Похороны - самый древний ритуал, который нужно проводить по всем правилам. Принято подразделять похороны на 3 этапа:

  • подготовка умирающего к смерти;
  • церемония похорон;
  • поминание.

Подготовка к смерти сводится к тому, что человек, который знает, что скоро покинет этот мир, должен исповедаться у священника. Батюшка должен отпустить ему все грехи, чтобы душа спокойно могла отправиться в другой мир.

После кончины умершего нужно обмыть. Этот обряд очень важен, так как помимо очищения от грехов, нужно очистить и тело. Во время омовения читаются молитвы «Господи помилуй», «Тресвятое». Покойника одевают в новые или чистые одежды, брызгают святой водой и кладут в гроб. Обязательно на покойнике должен быть одет нательный крест.

До момента выноса раньше, не прерываясь, читали молитвы. Сейчас принято приглашать священника для того, чтобы произнести канон «Последование по исходе души из тела».

До отпевания умершего нужно заказать сорокоуст.

Для того, чтобы начать процесс отпевания, гроб устанавливают около алтаря. На лбу у покойника должен лежать венец с «Трисвятым», в руках небольшая иконка с Иисусом Христом. Около головы кладется крест, который близкие могут целовать при прощании.

Отпевание сопровождается пением «Вечной памяти» и «Отпусту». Все присутствующие должны стоять с зажженными свечами. Когда пение заканчивается, гроб с телом выносится из храма.

Чтобы попрощаться с усопшим, родным разрешается целовать венец на лбу покойного и иконку в руках. Класть в гроб какие-либо предметы церковь не разрешает, считая это отголоском язычества.

После того, как гроб опустят в могилу, все присутствующие должны бросить туда горсть земли. Соорудив могильный холм, на него кладутся венки и живые цветы. Наступает последний этап - поминки.

Поминальная трапеза объединяет в себе воспоминания об усопшем, его мирские дела. Все слова должны быть пропитаны добротой и любовью к человеку, которого нет теперь среди живых.

Такие поминки принято проводить на 9-й и 40-й день после смерти. Особенной датой также является годовщина смерти.

В годовщину смерти в церкви принято заказывать следующие таинства:

  1. Поминание во время утренней литургии. Каждую службу в течение 40 дней (сорокоуст) имя покойного будет упоминаться в молитвах. Во время богослужения из освященного хлеба вынимаются крошки за упокоившихся.
  2. Панихида. В основном она проводится по субботам. Но по договоренности со священнослужителем можно заказать панихиду именно в годовщину смерти человека.
  3. Лития. По времени она длится меньше, чем панихида. Её можно произнести на кладбище у могилы покойного.

Конечно, батюшка знает, как правильно провести все церемонии и службы, но главное - это молитвы близких людей о покойном. Ведь только родной человек может об усопшем. Не лишним будет завести специальную книжечку, куда вписываются имена умерших людей. Её можно брать с собой в церковь, чтобы никого не пропустить. Для того чтобы переход души из земной жизни в Царствие небесное был легким, нужно каждый день вспоминать умершего в своих молитвах.

Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения а так же схожа с утреней. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом: "Благословен еси, Господи..." и читается псалом 50-й. Поется канон, который разделяется малыми ектениями. После канона читается трисвятое, Отче наш, тропари и ектения, после которой бывает отпуст.

Заказать панихиду можно через интернет на сайте Русской Православной Церкви Онлайн. Выберите интересующий вас храм, заполните обязательные поля и служба будет заказана. Ответственные сотрудники свяжутся с вами по факту проведения службы.

Когда нужно заказать панихиду по умершему

При потере близкого человека святое почитание православных традиций предполагает выполнение определенных церковных обычаев, которые рекомендуют заказать панихиду по умершему. Для чего это необходимо? Мы не в силах вернуть нашего родственника обратно в земную жизнь, однако непрестанно вспоминая о нем, мы своими молитвами помогаем ему обрести долгожданный покой на небесах. Даже находясь в другом мире, его душа может мучиться нераскаянными грехами, страдать угрызениями совести, поэтому мы молимся об умершем и просим Господа даровать ему облегчение и спокойствие.

Панихида по усопшему проводится на 3, 9 и 40 день после смерти. Ее заказывают родные или другие люди, которые любят и помнят умершего. Заказ можно делать еще до отпевания и погребения покойника, что позволяет облегчить переход его души в потусторонний мир. В разных храмах стоимость панихиды в церкви не имеет фиксированных значений. О ее размерах следует заранее справиться у тех духовных лиц, которые будут проводить богослужение.

Панихида на 3-ий день

Поминовение на третий день связано с событием из Нового Завета, согласно которому Иисус Христос воскрес спустя три дня после своей мученической смерти. По церковным поверьям, в эти сутки душа покойника вместе с сопровождающими ее Ангелами пребывает в тех местах, где находится его тело и где он проживал до отхода в иной мир.

Панихида на 9 дней

На девятый день богослужение совершается во имя девяти ангельских чинов, пришествия которых ожидает душа приставленного. Молитвы родных в этот день играют особую роль, а вопрос, сколько стоит заказать панихиду в церкви, не имеет большого значения, так как до сорокового дня душа ищет новое пристанище, и очень важно просить Всевышнего помочь ей приблизиться к Святым Ангелам.

Панихида на 40 дней

В 40 дней душа умершего возносится к Господу на поклонение, где определяется место ее пребывания до нового пришествия Иисуса Христа. И в это время молитвы считаются не менее важными, поскольку при их прочтении родственники просят Бога простить покойнику его прегрешения и впустить в рай.

Как заказать панихиду онлайн

Духовенство хорошо понимает, что у родных усопшего не всегда есть время для посещения храма и заказа богослужения собственноручно. Поэтому на сайте Русской Православной Церкви имеется уникальная возможность заказать панихиду онлайн. Мы содействуем всем верующим, которые хотят помолиться об умершем человеке, и уверяем, что такая заявка не будет ни в чем отличаться от панихиды, заказанной лично.

После составления заказа через специальную онлайн-форму наши сотрудники свяжутся с вами и ответят на любые вопросы, в том числе, сколько стоит панихида в церкви на 9 и 40 дней. Цена оплаты станет вашим осознанным пожертвованием церкви и Господу Богу, а заказанная панихида будет единственной и правильной помощью, которую вы сможете оказать умершему в отпущении его грехов и ниспослании благодати вечной жизни.

Для людей верующих церковные службы и обряды важны на протяжении всей жизни. При рождении ребёнка крестят, как бы вверяя его судьбу в руки Господа. Затем следует первое причастие. Дальше, когда человек становится взрослым и создаёт семью, – венчание. Чтобы очиститься от грехов, он исповедуется. Чтобы поддержать здоровье, заказывает соответствующие молебны. И в последний путь уходят воцерквлённые люди тоже с напутствием священника, соборовавшего их и служащего по ним панихиду.

Значение слова

Для тех, кто не знает, панихида – что это такое, поясним. Это всенощная по умершему человеку. То есть служба, которая длится в течение ночи и переходит в заутреню, или заупокойную утреннюю службу. Следует отметить, объясняя, что представляет собой панихида, что это обряд, характерный именно для православия. В католичестве и протестантских конфессиях его не совершают. Правда, как поясняют священники, дома, в частном (келейном) порядке можно помолиться об иноверце, почитать псалмы. В храме же для таких представившихся не проводится панихида. Что это означает для умершего? Если его не проводят в последний путь согласно его религии, то он предстанет перед своим Создателем без отпевания. Для людей верующих такая смерть является большой трагедией, ибо молитвы за душу грешную крайне важны. Помимо церковной, существует и гражданская панихида. Что это – изложим ниже.

Виды церковных панихид

Первая из заупокойных служб совершается над только что умершим телом – до того, как его погребут в земле. Следующая проводится на третий день после отхода его в мир иной. Затем на 9-ый, 40-ой. Дальше отмечается первая и последующие годовщины смерти, дни рождения и именины – на них тоже заказывается в церкви панихида. Что это имеется в виду: по каждому умершему в день его святого обязательно правится служба. Кроме отдельных, существуют и общие панихиды – их называют Вселенскими. Это традиционные дни, когда поминают всех умерших. Например, Родительская Суббота. Панихида по усопшему имеет ещё одно, историческое церковное наименование: заупокойное чинопоследование. Совершается оно и дома, когда специально по вызову приходит священник, и в храме, и на кладбище.

Гражданская панихида

Это официальная торжественная церемония, не связанная с духовными сферами. Такая панихида по усопшему обычно делается для высокопоставленных лиц, глав государств или известных, прославленных личностей. На похоронах знаменитых актёров, писателей, музыкантов и других представителей культурной элиты, видных политиков, военачальников говорятся прощальные речи, за гробом следуют длинные процессии. Гражданская панихида может включать почётный караул, траурные митинги, обязательное возложение венков и букетов, торжественный салют. Иногда подобные действа перерастают в манифестации, политические акции, если умерший был членом какой-либо неформальной или диссидентской организации. В этом плане гражданская панихида коренным образом отличается от церковной. Правда, в отдельных случаях оба ритуала могут совмещаться.

Структура древнерусской заупокойной службы

Служба за упокой за время своего существования претерпела ряд структурных изменений.

  1. Первоначально, в эпоху Древней Руси, образцом для богослужения были византийские каноны и правила. В то время начиналось оно примерно в первой половине ночи и включало в себя:
  • Ектении (слова, призывающие к молитве, содержащие ряд прошений и прославление Господа).
  • 3 антифона (песнопения хора, символизирующие голоса ангелов, также славящих Всевышнего).
  • 5 особых молитв. Такое чинопоследование существовало в русском христианстве примерно с 8-го века. Песенная служба за упокой часто проводилась в именины святых мучеников, особенно в местах их упокоения. Это определяло, каким святым молиться следует в конкретный день. Впоследствии произошло перенесение обряда по времени на вторую половину ночи. Отдельные панихиды сводились к общему поминовению усопших, другие – к параклисисам.

Панихида в православии

Позднее, уже в русском православии, сложился свой регламент отправления панихиды. Вначале Устав предписывал проводить её на Троицкую субботу (перед святым праздником) и ещё в одну субботу, называемую «мясопустной». Затем такие панихиды были наречены «Вселенскими». К ним относятся сейчас, помимо уже перечисленных дат, службы Дмитриевской субботы, панихиды на субботы второй, третьей и четвёртой Великопостных недель, на Радоницу (Фомин понедельник и вторник) и в субботу перед Покровом.

В это время было принято поминать родных и близких, всех братьев и сестёр по вере и тех христиан, кого настигла скоропостижная смерть, кто не был отпет вовремя. Тогда же было принято решение проводить панихиды над умершим до его предания земле и затем по определённым дням и годовщинам.

Порядок проведения службы был записан в специально для этого предназначенных Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших». Там же содержатся предписания о том, каким святым молиться, какие духовные тексты читать.

Обычная панихида состоит из заупокойной утрени (основная часть) и литии (заключения). На столик с распятием и свечами, перед которым производится ритуал, ставится кутья (её ещё называют коливом). Это кушанье после обряда едят за помин все собравшиеся. Литию читают, когда покойника выносят из дома или другого помещения, где он находился, а также при вносе его в притвор храма, после возвращения похоронной процессии с кладбища и т. д. Последнее песнопение панихиды – «Вечная память». Песню поют все, кто присутствует на службе. Если человек умер в Великий пост, по нему служится только лития.

Стоимость обряда

Предположим, вам по умершим близким нужна панихида. "Сколько стоит обряд?" – вопрос достаточно актуальный и совсем не праздный. Естественно, что единого тарифа нет, а в каждом приходе свои цены. О них следует заранее справиться у духовных лиц, к которым собираетесь обратиться с требой. Например, просто поминальная записка, то есть проскомидия, может стоить от 10 рублей и выше; стоимость сорокоустов начинается от ста рублей, только панихиды стоят столько же, а отпевание – примерно 500. В разных храмах эти цифры могут колебаться в пределах 50-100 рублей.

Для чего нужна панихида

Какую роль играют песнопения панихиды, молитвы во время неё и вообще, для чего умершему человеку весь этот обряд? Во-первых, он облегчает душе переход из одного состояния в другое, от нахождения в теле до бестелесности. Когда за усопшего молятся, раздают милостыни и пожертвования, это является своего рода ходатайством за его душу перед Всевышним. И чем больше милосердных дел будет совершено и молитв прочитано, тем больше оснований для того, чтобы многие грехи покойного были ему прощены.

Об этом повествуют жития святых и говорится в Писании. Как учит Церковь, в первый и второй дни после смерти душу сопровождает посланный за нею ангел, вместе с которым она путешествует по местам, которые были дороги умершему. Она вспоминает потерянную жизнь и одним событиям умиляется, за другие раскаивается. На третий день душа должна предстать перед Богом, чтобы поклониться Ему. Это очень важный и ответственный момент, потому на него обязательно проводится панихида. Она является первым ходатайством за грешников, коими все мы являемся. С третьего по девятый дни душа находится в созерцании райской обители, наслаждаясь её красотою и благами, которые сулит пребывание в ней. А на 9-ый она снова идёт к Богу на поклонение. Поэтому именно к этой дате приурочена следующая панихида, на которой усиленно молятся о прощении души и о том, чтобы она была оставлена в раю с другими святыми душами.

Следующее местопребывания души умершего – в преддвериях ада, где она с содроганием лицезреет муки грешников. На сороковой день она в третий раз появляется пред престолом Господним. И особую силу имеет проведённая панихида на 40 дней, ведь решается участь преставившейся души в зависимости от её прижизненных дел. И молитвы, поминание за умершего смягчают Божий приговор и могут даже полностью оправдать отошедшего в мир иной человека.

Символика цифр

Как заказать панихиду? Об этом можно узнать у священника в храме. Вам подробно объяснят, что нужно делать, к кому обращаться и т. д. Мы же вновь вернёмся к символике цифр. Трёхдневная панихида совершается также в честь Воскресенья Христа и Святой Троицы. Девятидневная – для прославления 9-ти ангельских чинов, которые перед Царём Небесным просят о помиловании грешника. Панихида на 40-й день служится в память о сорокадневном плаче евреев по Моисею; о посте такой же длительности, после которого Моисей удостоился говорить с Богом и получил скрижали от Него; о 40-летнем хождении евреев по пустыне; о вознесении Иисуса Христа на небо после того, как тот умер, воскрес и ещё 40 дней был со своими учениками на земле. Именно поэтому Христианская Православная Церковь и советует совершать поминовение усопших на 40-ые сутки, чтобы их души могли взойти на Небесный Синай, лицезреть Отца нашего, достигнуть обещанного Всевышним блаженства и остаться в райских кущах среди праведников. Поэтому столь важно, чтобы в каждый из указанных дней родными умершего заказывалась служба, подавалась поминальная записка. Панихида и литургия очень полезны душам.

Регламент действа 1-й части

Рассмотрим теперь подробно содержательную сторону обряда. Обычный регламент его таков. С возгласа «Благословен всегда наш Бог, и ныне, и присно, и во веки веков» начинается панихида. Текст ее неизменен на протяжении многих столетий. Потом священник и все присутствующие трижды читают главную молитву верующих – «Отче наш». Следом двенадцатикратное повторение возгласа «Господи, помилуй!», православные молитвы «Слава и ныне», «Придите и поклонимся». Далее читается важнейший для всех христиан псалом №90, известный более по первой строке своей: «Живый в помощи…». Он является утешительным для всех, кто живёт с Богом в сердце, так как рисует картину счастливого перехода души от земных мытарств к вечной радостной и беззаботной жизни на небе, рядом с Творцом.

Через изображение фантастических чудовищ, аспидов и драконов в псалме аллегорически отражаются преграды, стоящие на пути усопшего для его сближения с Отцом Небесным. Однако Господь не оставляет Своих детей в одиночестве, поддерживая их во всех испытаниях, в том числе и в этих. Данный псалом как бы составляет основу службы. Панихиды не обходятся без него, ведь суть ритуала глубоко отражена в этом произведении.

Затем в последование звучит ектения «Миром Господу помолимся». Батюшка читает прошения – обычные и об умерших. Первое из прошений – об оставлении (прощении) грехов. Ведь именно они могут не пустить душу в рай, а уготовить ей вечные муки. Заканчивается прошение возгласом: «Господу помолимся!» Второе прошение – о больных, немощных, скорбящих, жаждущих утешения. Завершается оно традиционным воззванием помолиться Богу, чтобы Он избавил от всяких напастей и болей, послал свет надежды и ободрения. Третье прошение – о душе умершего, дабы отправил её Господь в «места злачные», где пребывают все праведники. Завершается оно всё тем же «Господу помолимся» и славословием Святой Троице. Заканчивается ектения исполнением «Аллилуйи». Завершают эту часть такие песнопения панихиды, как тропарь «Голубиная мудрость».

Регламент действа 2-й части

Следом поют ещё тропарь «О непорочных», в припеве которого есть такие слова: «Благословен, Господи еси…». Потом произносят новую ектению – заупокойную – и поют «Покой, Спасе…». После этого священник читает 50-ый псалом и со своими служками поёт канон. Между его частями (после песен 3, 6, 9) читают малые ектении заупокойные. Должны звучать кондак «Со святыми упокой» и икосы «Сам Един…». Лития – заключительная часть панихиды. Она начинается с чтения «Трисвятого», продолжается тропарём 4 гласа «Со духи праведных», ектенией «Помилуй нас» и песнопением «Вечной памяти».

Парастас

Так называется великая панихида. Во время богослужения хор поёт «Непорочны» и весь канон целиком. Слово «парастас» переводится с древнегреческого как «ходатайство». А великое оно потому, что молебны проводятся за всех умерших христиан. Начинается служба в пятницу вечером и продолжается ночью (всенощная) на родительские субботы. Состоит такая панихида из традиционного начала, великой ектении, тропарей, кафизсы 17, 50-го псалма, канона и малого служения.

Кладбищенская панихида

Каким образом проходит панихида на кладбище? В проведении ритуала есть свои особенности. В первую очередь отличие состоит в том, что у могилы совершается лития, то есть часть панихиды. Причина этого кроется в характере самой службы. Заупокойная утреня должна проводиться в церкви, так как там находится святой престол, стол с распятием и другие необходимые предметы культа. Начинается она с «Благословен Бог», по окончанию которого все присутствующие и певчие произносят: «Аминь». Потом трижды читается «Отче наш» и поются тропари (заупокойные) «Со духи праведных».

После этого следует собственно заупокойная ектения, возглас «Слава Тебе, Христе…» и отпуст, когда присутствующие духовные лица трижды восклицают «Вечная память…». В самом конце обряда тихо проговаривается «Бог да ублажит…». Это очень важная молитва, которая объединяет всех верующих, живых и усопших, в одно целое в лоне Святой Церкви перед лицом Господа. Кутья для такой литии обычно не приносится. Исключение могут составлять пятничные панихиды, более торжественные и потому выделяемые особо.

Записки о поминании

В церквях принято подавать записки для поминовения, но касается это только тех умерших, которые были крещены, то есть относятся к православию. Написана она должна быть чисто и аккуратно, разборчиво, чтобы священник прочёл всё правильно. Как конкретно должна выглядеть записка? Панихида служится по тем усопшим, которые представлены следующим образом:

  • Имя обязательно записывается в родительном падеже (кого? – Анны).
  • Форма имени должна быть полной, не сокращённой или уменьшительно-ласкательной. Касается это не только взрослых, но и умерших детей. Потому указывают: не Дима, а Димитрий.
  • Обязательно нужно узнать церковный вариант светских, мирских имён. Например, у Егора духовный аналог Георгий, у Полины – Апполинария.
  • Если в записке речь идёт о ребёнке, то до 7-ми годов он записывается как «младенец», далее, до 15, – отрок (отроковица).
  • Фамилии и отчества, гражданство, чин, национальность или степени родства в поминальных записках не указываются.
  • Можно отметить, как давно человек покинул этот мир. Писать «новопреставленный» следует, если ещё не прошло 40 дней, «покойный» - при более позднем сроке. Употребляется термин «приснопамятный», если у усопшего в данный день памятная дата.
  • В записках не поминаются те, кто Церковью признан святым. В записках «о упокоении» любой может написать не только имена кровных родных, но и своих покойных друзей, учителей, вообще дорогих людей.

Годовщина смерти

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они – отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Сороковины

Очень важной считается панихида на 40 дней. Её обязательно нужно заказать (или сорокоуст) и заплатить деньги. По одним поверьям, душа покидает в этот день землю, отправляется навсегда в иной мир для ожидания судного дня. По другим, наоборот, она на краткое время возвращается к людям, чтобы попрощаться и расстаться навсегда с теми, кто был некогда дорог. Молитвы, панихида и сорокоуст крайне важны именно теперь, так как могут определить место, где пребывать душе вечность. Церковь считает крайне полезным до этого срока заказать Неусыпаемую Псалтирь. Обряды в церкви проводятся по заведённому порядку.

После службы основной попросите провести панихиду. Можно заказать на кладбище литию. Подаются поминальные записки, посещаются могилы, организуются угощения. Или же поступают христиане так: накануне важного дня заказывают в храме поминание во время Литургии, на сами сороковины совершают панихиду, днём читают псалтырь, вечером делают поминки. День должен быть проведён степенно, в разговорах и воспоминаниях о том, ради кого всё совершается. Без соблюдения этих ритуалов душе очень сложно в своей новой обители. Поэтому нельзя, чтобы живые отказывали мёртвым в поддержке через Господа.

Приходит время и смерть берёт своё. Человек прощается с жизнью на земле и переходит в жизнь бесплотную. Почти никто не знает заранее, когда к нему придёт смерть, поэтому встретить её надо во всеоружии. А когда смерть уже пришла, то облегчить путь человека в вечную жизнь поможет панихида.

Но что делать тем людям, которые оказываются в положении, когда их родственник умирает? Бывают конечно разные случаи, мы не рассматриваем кому, но есть те действия, которые позволят уже в этом положении облегчить участь человека.
Если человек умирает, то исповедь и причастие - это то спасительное таинство, которое точно облегчит путь человека ко Господу. Нужно, чтобы человек перед принятием Святых Христовых Таинств обязательно поисповедовался, добровольно. Некрещенного человека нужно покрестить, в такой ситуации покрестить может даже мирянин, с согласия крещаемого.

В такой ситуации человек начинает переходить в другой "иной" мир и начинает видеть другой мир, мир духовный. Это то сотсояние, когда человек переходит от клинической к биологической смерти. То, что человек видит в этот момент может влиять на него. А на душу неподготовленную наверняка повлияет. Неподготовленная, это та душа, которая не жила духовной жизнью. В момент отхода человека нужно читать и молиться по канону молебному на отход души от тела. Канон можно читать как над телом, так и в любом другом месте(в не похабном главное).
Про такие молитвы Апостол Тимофей говорил "Итак, прежде всего прошу совершать молитвы прошения..." 1Тим 2,1
Кроме того, что душа умершего будет готова ко встрече с Богом если всё вышесказанное исполнить, так же и наша душа будет немного подготовленна ко встрече со Христом.

Молитва за умерших необходима.

Наш Господь, Иисус Христос, когда был распят на кресте, он сказал следующие слова преступнику: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" в ответ нас слова самого разбойника:"Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое" Лк 23:42.
Молитва церковная, особенно за усопших необходима.
"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" Иак 5:16. Так говорит апостол Иаков.

С другой стороны над телом усопшего должна совершаться молитва самими церковнослужителями и в храме."Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" Мф 18 - 19,20.

А до пришествия Христа, был такой праведник как Иуда, он по своей праведности, увидев нескольких израильтян, помолился о них. А эти самые израильтяне были убиты за явный кощунственный проступок.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

"На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.
И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям; и сделалось всем явно, по какой причине они пали.Итак, все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное,и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых.Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха."

Апостол Лука точно выражает одну мысль, что все мы у бога живы: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" Лк 20:38
Поэтому молитва и за живых и мертвых должна производиться нами. Так Он и говорит, что все живы, и даже ты, кто отошли в мир иной.
Вот человек уже умер. Что необходимо нам делать?

Сперва человека омывают, начиная с головы и заканчивая ногами. Крестообразно отирают тело и все части тела три раза. Усопший человек в гробу должен лежать на спине. Губы должны быть прижаты, то есть сомкнутыми. На теле обязательно должен быть крестик. Особенность есть и у рук - они складываются крест на крест, правая поверх левой на груди. Веки должны быть закрыты. Саван - это такое специальное покрывало для усопшего. Им покрывают тело усопшего. На голову кладут символ победы - венец, венчик. Это бумажная полоска и на ней пишется Трисвятое. Ещё один существенный момент: в руку правую кладут иконку или распятие.

Родственники дают погибшему последнее целование. Трижды обходят все родственники гроб с телом. Вспоминают всё хорошее о человеке и просят простить за обиды что были между покойным и тем, кто прощается с ним. После 3 обхода целую в венчик на лбу и прикладываются к иконе. Далее происходит предание земле. Тело покойного сперва ещё в открытом гробу крестообразно посыпают землей и закрывают крышку. Разрешительная молитва не является прощением всех грехов, но только тех, которые покойный осознал. Немного о том, как по православному опускают и ставят гроб. Гроб ставят и опускают так, чтобы лицо усопшего было обращено лицом к Востоку. Когда будет второе пришествие Христово, то человек лицом будет обернут на встречу Христу в таком случае. Когда гроб опускают то поется Трисвятое. У гроба, там где ноги усопшего, ставят крест с распятием. Распятие ставят к лицу.

Во время самой панихиды родственники держат свечу и вместе молятся, по желанию.

Очень рекомендуется всем родственникам помолиться ещё и келейно, дома. Просто от себя, со своих слов. Можно постараться больше и почитать псалтирь. Можно купить специальный канон по усопшему и по нему помолиться. В храм к свечнице нужно подойти сразу в 1-й день и подать записку о новопреставленном(так в записке до 40 дня и пишется) и сказать, что это панихида. Желательно взять продуктов в знак жертвы и любви. Это могут быть любые продукты кроме мяса.

Псалтирь читается сразу же. Можно пригласить псаломщицу или самим потрудиться трудом усердным. Это не простой труд, но помощь большая от Псалтири. И сам покойный успокаивается и вам помощь, духовная помощь!

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

По канонам нужно в течение 3 дней непрестанно читать Псалтирь. Если не получается, то хотя бы круг чтения проделать. Можно читать в любом месте, как над телом, так и на удалении. Главное перед иконой читать. Все 40 дней нужно усиленно молиться за усопшего.
В молитве об усопшем, в панихиде, изображается судьба человека и человечества. То есть первородный грех, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая за непослушание. То как Господь упоминает о нашей тленности словами: "земля ты есть и в землю обратишься" Быт 3, 19.
Панихиду обычно проводят в храме, но могут проводить и над могилой, тогда панихида называется литией.
Если панихида в храме, то нужно принести кутью и продукты в знак жертвы. Родственники читают молитвы об упокоении души и держат горящие свечи. На канун ставят тоже свечи.


Панихида - это только часть спасения души усопшего, что в наших силах. Что же ещё можем мы сделать, чтобы душе покойного стало легче?
Нужно тварить милостыню, молиться за эту душу, поститься. Человек, перешедший в мир иной, нуждается в нашей поддержке и через такие делания душа погибшего получает облегчение. В этом тайный смысл. Мы приводим в милость Бога таким образом.

Панихида бывает двух типов: 1) индивидуальная 2) общая(вселенская и родительская).
Индивидуальная проводится на 1, 3, 9, 40 день, в день ангела, полгода и годовщины.
Вселенские или родительские субботы, панихиды:

Мясопустная
- Троицкая
- 2-я,
- 3-я
- 4-я субботы Великого поста
- Радоница
- День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября
- Димитриевская суббота

Молиться за душу надо дома до 40 дня усиленно и интенсивно. Православной церковью утвержден специальный канон по усопшим, где можно упоминать имя усопшего. В помяннике, в утренних молитвах, есть упоминание усопших, тут тоже хорошо упоминать имя усопшего.
Мытарства и путешествия души в ином мире могут лучше представить и лучше дать понять человеку что каждого из нас ждёт и почему такие богослужения и в такие-то дни служатся.

В первые 2 суток душа погибшего пребывает с ангелом и посещает те места радости и скорби, в которых жила при телесной жизни, в доме своём, вне дома. На 3 день Господь призывает к Себе на поклонение.

С 3 по 9 день душа отправляется в Рай, вместе с ангелами. Там душа погибшего видит всё благолепие и красоту. Там до 9 дня и пребывает душа.
На 9 день Господь снова призывает к Себе.

С 9 по 40 день ангелы отводят душу в ад и сами сопровождают человека в этом пути. Этой бедной душе показывают весь кошмар и всю боль адской жизни. на 40 день душа приходит к Богу на поклонение в 3 раз. Тогда и определяется то место, где будет душа пребывать до скончания века. Вот смысл напряженной молитвы за душу человека до 40 дня. В это время решается судьба человека.

А ещё 3, 9 и 40 день обозначают следующее:
3 день сам Господь воскрес.
9 день - 9 чинов ангельских
40 день - Господь вознесся на небо.

Поэтому и служатся панихиды на 1, 3, 9 и 40 день. Эти дни особо важны.
Панихида не служится по самоубийцам, неверующим. Особенные службы служатся по младенцам до 7 лет. Не упоминается о их грехах. Считается, что они являются особенными ходатаями за тех, кто их горячо любил.

Панихида на кладбище - это лития, она немного короче. В любом месте и каждый день надо стараться поминать добрыми мыслями человека.

Смысл панихиды - помянуть человека перед Богом. Панихида служится несколько раз в году и поэтому панихида имеет тройное значение:
1) помянуть человека, вспомнить о нём
2) помянуть его перед Богом
3) самим раскаяться в зле которое мы совершили перед этим человеком и перед Богом.

Поэтому молитвой мы спасаем и ближнего и самих себя. Панихида - необходимость для христианина!

Панихида - это церковная служба по умершему.

Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного.
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ - ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день . Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая . Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы . Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница . Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры