Солист группы ногу свело максим покровский биография. Биография группы "ногу свело"

Главная / Психология

Ногу Свело

биография
дата добавления: 04.07.2008

Среди участников группы "Ногу свело": солист и басист Максим Покровский, ударник Якомульский Антон, клавишник Медведев Виктор, гитарист Игорь Лапухин и Максим Лихачёв, владеющий игрой на тромбоне.

Встреча Макса Покровского и Антона Якомульского произошла в 1988 году, по весьма забавному поводу - заключался договор по приобретению ячеек, в которых раньше находились куриные яйца. Дело в том, что тогда это являлось способом для создания более хорошей акустики в студиях.
12 января 1989 года "Ногу свело" сделалась участником Московской рок-лаборатории. Чуть позже были презентованы композиции "Фанта", "Лысая девочка", "Поликлиника" и прочие.

На протяжении пары лет прошло огромное число выступлений в столице, однако когда в 1990 году появился диск "1-0 в пользу девочек" от компании "Рекорд", Антон и Максим Покровский отказываются от услуг прочих участников группы, желая слегка поменять саунд.
Спустя некоторое время в группе появляется гитарист Игорь Лапухин. В новом составе группа уезжает на фестиваль Надежд.
Чуть позже сделан диск "Капризы манекенщиц", вызвавший отличные отзывы.

Летом 1992 года начинается работа над третьим диском "Хару Мамбуру", который в итоге оказался состоящим из 22 композиций, в их числе были и 3 варианта "Хару Мамбуру".

Июль 1993 года приносит группе премию гран-при конкурса "Поколение 93".
Композиция "Хару Мамбуру" постоянно слышна на многих радиостанциях, выходит видео песни.
В 1994 году группа уезжает на "Евровидение", чтобы исполнить на этом знаменитом конкурсе композицию "Сибирская любовь". Песня моментально взлетает в рейтингах.
В 1995 году выходит диск с таким же названием. Диск представляется в концертном зале "Россия", концерт проходит при участии симфорнического оркестра и духового ансамбля ФСБ.

Через пару лет группа получает награду "Звезда" как лучший альтернативный коллектив. А также участникам группы вручена "Овация" - они названы открытием года.

Чуть позже появляется диск "Счастлива, потому что беременна. Синий...". Видел на сингл "Московский романс" побеждает на конкурсе "Fantasy", благодаря признанной лучшей компьютерной графике. А также премируется на конкурсе "Поколение" в качестве самого эпотажного видео года.

1999 год - появление второй части "Счастлива, потому что беременна. Зеленый альбом". Сделаны пару видео на синглы "День рождения" и "Волки".
В это же время группа празднует - отмечает 10 лет с момента создания.
Появляется на свет диск невыпущенных ранее композиций "Каллы". Диск состоит из самых неожиданных, неформатных синглов.

В 2000 году появляется следующий диск "Бокс".
Выходит эпотажный сингл "Х..й". Причём - это оригинальное название, которое было подредактировано студией на "Матную песню".

Диск "В темноте" со ставшими популярными композициями "Бензин" и "Наши юные смешные голоса" появляется в 2002 году.

Последний месяц весны 2004 года ознаменовал появлением сборника поэзии, текстов к композициям, рисунков и фото, авторство всего вышеперчисленного принадлежит Максу Покровскому. Проект носит название "Детские рисунки".

Лидер группы "Ногу свело!" Максим Покровский отмечает в этом году сразу два юбилея: свое 50-летие (музыкант родился 17 июня) и день рождения группы, которую он создал в 20 лет. О своем отношении к хиту "Хару Мамбуру", совместных проектах с новичками, а также о том, почему группа не играет в барах, - певец, композитор и автор песен рассказал в интервью ТАСС.

- Максим, для вас этот год дважды юбилейный - вам 50 лет, а группе "Ногу свело!" - 30. Какая дата важнее?

Для меня, сто пудов, важнее юбилей "Ногу свело!", потому что личные дни рождения я вообще не отмечаю. Юбилей группы будем отмечать в Кремле 30 ноября концертом под названием "30 лет назло шоу-бизнесу".

Насколько я знаю, у концерта есть подзаголовок: "Панки в Кремле". Вы неоднократно призывали не подводить творчество группы под строгие жанровые определения. Получается, к 30 годам все же определились, что "Ногу свело!" - это панк-группа?

Отчасти. Дело в том, что когда меня спрашивают о музыкальном стиле группы, то я вынужден напоминать, что мы полистилистичны. Возвращаясь к былым годам, когда мы были членами Московской рок-лаборатории, нас формально определяли как пост-панк. Но так можно назвать все, что угодно, сделанное после панка. Что касается моего стиля поведения, то все знают, что я на протяжении всей моей карьеры много начудил и набедокурил. В этом есть элементы панка. Но опять же не в чистом виде.

Необязательно играть чистый панк-рок, чтобы использовать такую контроверсию: панки в Кремле. Мы подумали, что будет забавно использовать такой хештег. Но поскольку Кремль и все, что с ним связано, - это такая официальная история, мы не могли вынести такое название на афишу.

Как вы относитесь к тому, что при упоминании "Ногу свело!" большинство вспоминает песню "Хару Мамбуру"? Ведь она почти ровесник группы. Какую песню вы лично считаете главной для коллектива?

Песня была написана в 1992 году, и я считаю ее действительно одной из главных для нас. Я с удовольствием исполняю ее на концертах, обычно она завершает программу. Она одна из самых ярких, и она проложила нам путь на большую сцену. Мне могло бы быть обидно, что нас ассоциируют с "Хару Мамбуру", если после нее не было бы больших и очень больших хитов.

Что касается самой значимой песни, то в каждый период времени она своя.

- А прямо сейчас?

Для меня важны те песни, над которыми я работаю в данный момент. Сейчас мы только-только закончили работу над песней "Самурай", и я живу ею. Кроме того, я живу несколькими песнями, которые находятся в работе. Одна из них называется "Самолеты-поезда", другая - "Эротические сны". Они еще не закончены, их пока никто не слышал.

Есть еще такое понятие, как самая популярная песня. Таких у нас несколько, одна из них - "Наши юные смешные голоса", которая держит пальму первенства на нашем YouTube-канале. На концертах она, кстати, идет не менее, а может, и более на ура, чем "Хару Мамбуру".

- Какой самый большой гонорар за выступление получила группа за эти 30 лет?

Она одна из самых ярких, и она проложила нам путь на большую сцену

Я не очень люблю об этом говорить. Во-вторых, все привязано к курсу доллара. Я отвечу так: самый большой гонорар, собранный нами на песне "Московский романс", составил 35 тыс. рублей (исполняя эту песню, музыканты традиционно обходят зал со шляпой - прим. ТАСС). Обычно этот сбор денег носит чисто символический характер, мы собираем несколько сотен рублей, иногда пару-тройку тысяч. Рекорд поставили около трех недель назад в Екатеринбурге.

- Это ведь та история с плохой организацией вашего концерта?

Нас угораздило связаться с жуликами-организаторами. Сначала они радостно сообщали, как все замечательно, а потом стали рассказывать, что продажи идут безумно плохо. В назначенный срок они не заплатили нам львиную долю гонорара. А за два дня до концерта - за день до вылета - предложили перенести выступление. В день же вылета они сообщили, что билетов на самолет нет. Это большая промашка нашего менеджмента, который мы сейчас меняем.

Наш офис выяснил, что билеты на концерт продолжают продаваться. Мы на свой страх и риск полетели почти всей группой. И мы дали там полноценный концерт, но на другой площадке - в баре, чего мы стараемся не делать.

Нам пришлось буквально собирать деньги, которые были необходимы на дорогу, на билеты на самолет. Ситуация была всем известна, и люди сознательно давали нам, кто сколько мог.

- А почему вы избегаете концертов в клубах, барах?

Мы любим играть для малой аудитории, но важно качество. Группы такого уровня, как "Ногу свело!", должны давать концерты в залах, где созданы необходимые условия. Это, конечно, не противоречит выступлению, допустим, на квартирнике. Но не таком, как это было 20 лет назад, а, например, на "Квартирнике Маргулиса". Там зрители сидят близко к музыкантам, мы общаемся с залом и так далее.

- Насколько вы вообще открыты для поклонников? Например, общаетесь ли с ними в соцсетях?

Я очень открыт для поклонников, это подтверждают многочисленные автограф-сессии, которые мы устраиваем после концертов, невзирая на усталость. Общение посредством социальных сетей также более чем активное. Страницу "Ногу свело!" во "ВКонтакте" я просматриваю, иногда делаю перепосты на личную страницу. Личную же страницу я веду практически сам, иногда чисто технически нажатие клавиши делает другой человек. Но картинка и надпись исходят от меня. Страницу в Instagram вообще веду я сам.

- Блогером не хотите стать? Это сейчас модно.

Искусство одной страны привлекает, радует представителей другой страны

Разумеется, основное количество людей - процентов 90 - это русскоязычные люди. Но я специально употребил этот термин - русскоязычные люди, потому что они бывают разные. Во-первых, те, кого вы назвали эмигрантами. Во-вторых, это их дети, которые впитали и русскую культуру, и культуру страны, где они выросли, а зачастую и родились. Их уже нельзя назвать эмигрантской аудиторией. Конечно, тех, кто не имеет никакого отношения ни к русской культуре, ни к русскому языку, очень мало. У нас есть определенное количество песен на английском языке, но мы остаемся русскоязычной группой.

- У вас ведь был сольный проект на Западе.

Я работал и в Великобритании, и в США. В какой-то момент времени я выдал от своего имени несколько синглов, самым ярким из них был Shopping. Но потом я понял, что нет смысла подавать что-то от своего имени по двум причинам. Во-первых, мое имя и имя "Ногу свело!" в сознании людей связаны. Во-вторых, потому, что я не веду какой-либо отдельной концертной жизни как сольный артист. Можно сказать, что я сольно продюсирую нашу работу: я научился подбирать людей для конкретной песни - скажем так, собирать схему.

С высоты тридцатилетия группы вы можете уже рассуждать и о подрастающем поколении артистов. Что можете сказать о новичках?

В общем, мне это интересно. После глобального застоя музыкальная жизнь сейчас оживилась. К большому сожалению, она оживилась во многом чисто механически: коллективов стало много, многие становятся очень популярными, но не много музыкально интересных вещей. Наверное, просто нашей поп-рок-музыке предстоит пройти еще какое-то количество стадий, чтобы стать мощной. Но интересные артисты есть.

Недавно я с большим удовольствием составил дуэт хип-хоп-артисту Мэйти (настоящее имя Михаил Тютькин - прим. ТАСС), мы вместе исполнили "Черная рыжая". Там остался припев "Ногу свело!", а куплеты и другие элементы песни сделал Миша вместе с пацанами из группы 25/17.

- Какие-то еще совместные проекты с другими артистами готовите?

У нас только-только родилась мысль, и я не уверен, что она найдет продолжение, но тем не менее. Мы хотим к 30-летию "Ногу свело!" предложить разным молодым артистам коллаборации, в основном, конечно, на базе песен нашей группы. Но, с другой стороны, мы не хотим их ограничивать. Вот у 25/17 есть субпроект под названием "Лед 9". С ними мы "терли" по поводу чего-то совсем нового. С 25/17 мы "потерли" по поводу проекта к 30-летию "Ногу свело!". Точно так же мы "потерли" с Ваней Noize MC, который искренне рад коллаборации, при этом я не удивлюсь, если он не сможет в силу своей колоссальной загруженности. Чуть менее подробно мы "потерли" с Антохой Беляевым, Therr Maitz, который, кстати, является сопродюсером некоторых наших песен.

- Резко набирает популярность певица Монеточка…

В теории мы были бы рады и с ней поработать. Но я не знаю, будет ли она рада.

- О каком формате коллаборации к юбилею вы говорите - альбом или концерт?

Альбом. Но это все на уровне идеи. Я допускаю, что многим молодым артистам было бы по кайфу и за честь поработать с "Ногу свело!", но, с другой стороны, у них своя жизнь, и они могут и отказать нам. Я не воспринимаю все это как должное.

- А каким будет тот самый концерт панков в Кремле?

Ничего точно пока не могу сказать. У нас идет обсуждение творческой концепции концерта. Пока режиссер Кирилл Золотарев, который, возможно, займется постановкой шоу, предложил такую концепцию, в которую не вписываются дуэты и приглашенные артисты. Более того, мы не очень хотим спекулировать именами других артистов на своей афише. И это не поза. Будем исходить из понятия естественности: если коллаборации будут соответствовать концепту шоу, то будут и они.

Беседовала Анастасия Силкина

Основатель и лидер группы «Ногу свело!» не очень любит общаться с журналистами на темы, касающиеся его личной жизни. Жена Максима Покровского Татьяна сторонится публичности и тоже старается держаться подальше от представителей прессы. Все, кто близко знаком с их семьей, замечают, что это на редкость и на удивление дружная семья, между всеми членами которой царят любовь и взаимопонимание.

На фото - Максим Покровский с женой

Максим, переживший в детстве развод родителей, уже тогда решил, что в его взрослой жизни этого никогда не случится, и создавал семью, исходя из этого принципа. Жена Максима Покровского полностью соответствует его образу надежной любящей жены.Татьяна посвятила свою жизнь мужу и детям – сыну Илье и дочке Тасе. Она всегда хотела, чтобы ее детям не был уготован традиционный уклад жизни – с яслями, детским садом и продленкой в школе, и судьба позволила ей это осуществить – супруг достаточно хорошо зарабатывает, чтобы у нее была возможность не работать, а заниматься домом и семьей.

Жена Максима Покровского старается, как можно больше продлить детство своих детей – даже свою дочку она отдала в школу немного позже, чем положено по возрасту. Для Максима Покровского семья является главной ценностью в жизни. Для жены и детей он построил большой загородный дом и теперь занимается его обустройством. И хотя они любят проводить время на природе в окружении подмосковных лесов, в отпуск семья Макса Покровского выезжает в Испанию, где он с женой и детьми снимает апартаменты и прекрасно проводит там время. Для того чтобы осмотреть местные достопримечательности Покровские арендуют автомобиль, на котором совершают путешествие по красивым местам Испании. Жена Максима Покровского превосходная гостеприимная хозяйка, с радостью встречающая всех его друзей, часто приезжающих к ним на дачу. Она вместе с гостями готовит разные вкусности, демонстрируя свои кулинарные способности, чем очень радует всех друзей своего мужа.

На фото - с женой и дочкой

Максим ПОКРОВСКИЙ музыкант, основатель и солист группы "Ногу свело!"

Есть два вопроса, которые мне постоянно задают, и я уже устал на них отвечать. Первый — это вопрос о том, откуда взялось название "Ногу свело!". Второй — это вопрос о том, как переводится или какой смысл заложен в песню "Харумамбуру". Эти вопросы — просто какой-то кошмар для меня!

Когда мне было около полутора лет, я лежал в больнице, и мне вырезали грыжу. После операции я все время плакал и почему-то говорил, что хочу к дедушке и к маме. У изголовья кроватки стояла мерзкая медсестра и постоянно повторяла: "Щщщас свяжу!". Это мое первое детское воспоминание.

Если бы у меня была возможность снова пережить какой-то момент своей жизни, я выбрал бы тот день, когда закончился 4-й сезон проекта "Последний герой". И не потому, что я был собой очень доволен. А скорее потому, что это был очень торжественный и романтический момент, когда я понял, что я прошел весьма серьезное испытание в своей жизни. Тогда я еще не знал, что год спустя, на 5-м проекте, мне будет дана возможность исправить те ошибки, которые я совершил в 4-м проекте.

Впервые я взял руки бас-гитару, когда мне было лет 18. Мы тогда как раз создавали группу, и она у нас была практически дворовая (мы репетировали в квартире одного из наших товарищей). Что меня на это сподвигло? Тот басист, который был в этой группе до меня, был исключительно тугой, тяжелый на подъем, совсем никудышный сноб. До этого я пробовал петь и играть на клавишах. Играть на бас-гитаре было мне просто показалось легче (кстати, на шестиструнной гитаре я не умею играть до сих пор). Вскоре я понял, что ритмическая согласованность пения и игры на бас-гитаре мне не доставляет никаких сложностей, и при этом с гитарой на сцене стоять круче, чем стоять у клавишной стойки. С тех пор я считаю бас мужским инструментом. Я до сих пор не научился играть на нем прилично, но всегда стараюсь делать это с энергией.

Я учился в школе, в которой вместо практики УПК, во время которой мальчики становились водителями, а девушки — швеями, у меня было программирование. Это вообще была школа с углубленным изучением математики. Поэтому после школы я вполне закономерно выбрал технический ВУЗ, а именно Московский авиационный институт. Более того, в этом институте была военная кафедра, а посещая ее, я мог не бояться, что меня заберут в армию, куда я категорически не хотел идти. Я жил тогда на Октябрьском поле (это один из районов Москвы, ну так, условно), и авиационный институт был достаточно близко — это, конечно, тоже повлияло на выбор учебного заведения.

По окончанию ВУЗа я получил профессию инженер-электрик по системам информации испытаний летательных аппаратов. Конечно, сегодня я никак не использую полученные в годы учебы знания. В свое время довольно хорошо знал актуальные на то время языки программирования: Fortran, PL, Assembler и Basic — но на данный момент я в программировании полный ноль. Тем не менее способность мыслить логически у меня в университете развилась, хотя изначально она мне как музыканту совсем не свойственна. Главный же урок, который я усвоил в университете, — это урок о том, как важно постоянно обучаться самостоятельно. Преподаватели все время твердили: "Мы учим вас учиться". И научили, нужно сказать. Сегодня я умею сам ставить себе задачу и находить пути ее решения, хотя по натуре своей и даже в силу своего знака зодиака (я близнецы) процесс принятия решения для меня мучителен. Но не получи я этот навык в авиационном институте, наверное, дела с этим обстояли бы еще хуже…

Быть хорошим музыкантом означает стремиться делать свое, быть индивидуальностью и всем своим существом, кишками и желудком, понимать, что ты несешь определенную энергию. В каком-то смысле я сейчас оправдываю свое незнание нот, гармонии, истории музыки и вообще свою музыкальную безграмотность. Если принимать, что хороший музыкант — это музыкальный эрудит, то я не очень хороший музыкант. Но если говорить в более широком смысле, то есть, имея в виду то, что я сказал изначально — об энергии и индивидуальности — то здесь относительно меня лично все сложнее. Как Вы понимаете, оценок самому себе я давать не могу…

В ноябре 2007 года я записал свой первый сольный сингл "Шоппинг". Произошло это по весьма тривиальной причине. Дело все в том, что в тот момент некоторыми людьми (к слову, я с ними уже не работаю) культивировалась мысль о том, что без них я мало, что значу. Что, мол, я поднялся только благодаря им, точнее — нашей совместной работе. Безусловно, в этом много смысла. Единственное — меня не устраивало слово "только". Мне необходимо было самому себе доказать, что я могу сделать что-то сам. "Сам", кстати, вовсе не означает "один". Именно тогда я стал учиться коммуницировать и творить с новыми людьми. Продюсером песни "Шоппинг" стал Антон Беляев, замечательный человек, который недавно очень преуспел в русском "Голосе". Он, кстати, стал продюcером одной из песен альбома "Fast Food Kids"— "Have a nice flight" (русскоязычная версия этой песни вошла в альбом "Съешь мое сердце").

Мой первый сольный альбом — "Fast Food Kids" — в конечном итоге перестал быть сольным: ряд песен я перенес в альбом "Съешь мое сердце", который записывал уже с "Ногу свело!". Кстати, хочу обозначить, что "FastFood Kids" и "Съешь мое сердце" — это не близнецы. Да, там есть ряд песен, которые отличаются только языком, на котором они исполнены, но все-таки это две совершенно разные работы.

Я выпустил "Fast Food Kids" здесь, в Америке, под именем Мах . Для меня этот альбом значит очень многое. Например, это в определенном смысле это победа над стереотипами: я работал вместе с американскими авторами и продюсерами, а они показали мне много нового, чего я до этого момента не знал. Безусловно, этот альбом для меня — достижение давней цели. Он, на мой взгляд, получился очень достойный, и я им горжусь (это, правда, только мой взгляд).Кстати, когда в России "Ногу свело!" исполняют композиции с альбома "Fast FoodKids", мы звучим намного мощнее и в хорошем смысле проще — это тоже очень значимо для меня. Этот альбом также является экспериментом. В первую очередь организационным экспериментом: нужно было найти время, средства, найти в себе силы для того, чтобы сменить многое в технологии. Этот альбом — расширение творческих границ. Я бы сказал, что в какой-то мере "Fast Food Kids" — это баловство и прикол. У меня пока нет возможности заниматься этим серьезно (например, приступить к записи второго альбома под именем Мах). Так что с коммерческой точки зрения (особенно в США), это является для меня баловством. И, да, это стало для меня новым этапом: альбом сподвиг меня на то, чтобы начать концертировать в США. В основном, конечно, я выступаю для русскоязычной публики, но я начинаю добавлять свои англоязычные композиции в выступления и потихоньку все-таки вовлекать американскую аудиторию тоже. Работая над "Fast Food Kids", я совершил бешенное количество ошибок. Но, наверное, в этих ошибках заключается главная ценность альбома, ведь на ошибках учатся.

Находясь в США, я в основном выступаю для русскоговорящей публики , хотя среди них есть прям американцы-американцы. Есть многие, кто давно переехал, но группу нашу знают и любят. Есть дети, рожденные уже в Штатах, но которые узнали от своих родителей о "Ногу свело!" и даже стали нашими фанатами (это, кстати, очень для нас лестно и приятно).

Американская публика ценит посыл, ценит энергию артиста. Люди на концертах чувствуют энергию незамедлительно, практически мгновенно, как только артист выходит на сцену. Я не скажу, что российская публика не чувствует энергию, но американцы чувствуют ее как-то по-другому, это точно. Например, парень, который помогал нам подключать микрофоны во время репетиций, сразу уловил посыл и помогал нам так, будто уже много лет работает с коллективом, хотя на самом деле он не понимал ни слова из того, что мы поем. Или еще пример. Владелец одной из площадок в Нью-Йорке, где мы выступали, затыкал уши и морщился, пока мы делали саунд-чек: "Зачем так громко? Кто вообще ко мне пришел? Что это такое?" — ну и все в таком духе. А после концерта он подошел и сказал: "Ребята, в любое время приезжайте, играйте, я оставлю для вас любую дату". Месяц назад я зашел туда просто пожать ему руку и выпить кружку пивка, и он повторил мне все то же самое. Люди здесь чувствуют, когда все делается искренне и с душой, и я лично за это очень люблю и ценю американскую публику.

Вопрос эпатажа для меня очень сложный. Меня и мою группу всегда считали эпатажными... С одной стороны, если здраво взглянуть на нас, я буду вынужден с этим согласиться. Но с другой стороны, все, что мы делали, мы делали совершенно естественно для себя, без желания нарочно вызвать какой-то эффект. Мы просто делали, потому что нам так делалось, без мыслей о том, эпатируем мы кого-то или нет.

Границей между эпатажем и вульгарностью, наверное, является наличие или отсутствие естественности в том, что ты делаешь. Если артист эпатирует публику просто ради того, чтобы эпатировать, то многие вещи, которые в основе своей не очень вульгарные, начинают таковыми выглядеть, потому что это все не искренне. Если же артист искренен и через какие-то близкие к вульгарным или вульгарные формы несет что-то, в чем есть искра и есть искусство, то, пожалуй, можно воздержаться от того, чтобы назвать это вульгарностью. Да, пожалуй, так: граница между эпатажем и вульгарностью — это уровень естественности и таланта.

Умение удивлять публику — это прежде всего умение удивлять самого себя. Даже по сотому или тысячному разу исполняя какую-то песню, какой-то сет, какую-то связку из песен, важно все равно удивляться тому, как прекрасно то, что ты делаешь. Как прекрасно, что пришли люди на твой концерт. Как прекрасно, что сыгранность и опять же многократное повторение материала все равно дарят тебе чувство свободы. Иногда, играя на концерте песни, которые в репертуаре уже очень давно и я их уже очень хорошо знаю, я ловлю себя на мысли, что думаю во время исполнения о чем-то другом. Это не значит, что лодырничаю на концертах, нет. Это значит, что я так свободен, что могу думать о том, что буду делать дальше. И я сам всегда этому удивляюсь. Удивление публики — это следствие моего собственного удивления.

Зритель всегда ждет шоу. Секрет хорошего шоу, по моему мнению, заключается в трех вещах. Во-первых, каждое шоу, каждый концерт не должны восприниматься как что-то, что ты должен отработать. Но при этом, и это во-вторых, важно помнить, что каждый концерт как раз таки серьезнейшая работа, серьезнейшая подготовка. Перед каждым выходом на сцену я очень волнуюсь и считаю, что надо волноваться. Ну и третье — любое шоу должно быть сделать хорошо с технической точки зрения.

Последнее шоу, которое меня по-настоящему поразило, — это "Mamma Mia" на Бродвее. Здесь необходимо сделать ремарку о том, что я абсолютный невежда, у меня нет времени ходить на концерты (и я очень от этого страдаю). Когда у меня выдался свободный денек в Нью-Йорке, я пошел на это представление. Оно было совершенно тривиальным в общепринятом смысле, но очень оригинальным меня — я никогда на подобные шоу не ходит и на мюзиклах вообще до этого никогда не был. Так что это была стерильная история — все было для меня впервые. Своей покоряющей простотой это шоу привело меня в состояние умиления.

Мне кажется, большинство людей не способны воспринимать выбивающиеся из общепринятых рамок вещи. Тут, конечно, очень многое зависит от среды обитания. Образно говоря, если ты не живешь в племени людоедов, то тебе трудно принять поедание людей. Большую часть времени я общаюсь, конечно, с русскими людьми. Так вот русские люди очень тяжело принимают что-то новое, что-то, к чему они не привыкли. Поэтому я бы даже переформулировать: не большинство не способны принимать что-то новое, а скорее единицы способны это делать.

Восприимчивость ко всему новому зависит от уровня внутренней свободы . Наверное, минимальный процент внутренней свободы во мне все же есть, ведь мне не только нравится все новое, но я еще и постоянно ищу для себя что-то новое. Это, конечно, не очень скромно, что я "якаю", но я не могу говорить за кого-то другого, кроме как за себя самого. Помню одну историю. Я был в пабе недалеко от своего дома в Москве. Будучи совершенно гетеросексуальным по своей сути, я попытался что-то сказать на тему того, что гомосексуалисты должны иметь права на все, на что они имеют права здесь, в Штатах. Я, конечно, на неприятности тогда не нарвался — все-таки я Макс из "Ногу свело!" — но мне очень доходчиво дали понять, что в тот момент я находился в обществе внутренне не свободных людей и высказанную мною мысль мне лучше было не озвучивать…

Я горжусь тем , что мне удалось быть ни на кого не похожим. Более того, я горжусь тем, что мне удалось выжить, будучи ни на кого не похожим. Это сложно — не вписываться в рамки какого-то стиля. Особенно, кстати говоря, это тяжело в Америке, где любят все четкое, все понятное. А вообще я больше всего горжусь тем, что будучи очень стрёмным и подвопросным с точки зрения будущей карьеры музыкантом, мне все-таки удалось стать музыкантом и сделать какую-то карьеру. "Ногу свело!", может, и не самый первый коллектив в России и в русскоговорящем пространстве, а мой проект "Мах", может, и не гремит пока в Соединенных Штатах, но мне удалось сделать действительно интересные вещи, а не поддаться слабости и пойти по какому-то другому пути.

Группу "Ногу свело!" называют одним из сильнейших концертных коллективов, думаю, потому , что мы умеем сочетать любовь к своему делу с любовью к публике и с каким-никаким профессионализмом (о профессионализме я всегда говорю очень осторожно). Если простым языком, то нас прёт так, что мы скачем до седьмого, нет, до сто двадцать седьмого пота. И не потому, что нам за это заплатят (нам заплатят даже если мы просидим весь концерт на стуле), а потому, что мы по-другому не умеем, мы не можем не выкладываться. Вот, наверное, поэтому наша группка не так уж и слаба на концертах…

У меня нет хобби, и я этим горжусь. Моя профессия настолько многогранна, что даже если брать ту ее часть, которая является только музыкой (то есть если не говорить о какой-то телевизионной деятельности и блаблабла), то музыка столько всего в себе таит, что я не устаю ее открывать. В свое время я увлекался поиском каких-то новых электронных звуков: сидел синтезировал бэйс драм годами — мне было это жутко интересно. Так что моя профессия является моим самым главным увлечением. Если же вести речь о том, что не связано с музыкой, то я иногда бы ездил верхом. Повторюсь, хобби у меня нет, но пару-тройку часов занятиям верховой ездой я бы мог уделять.

Если бы мне нужно было выбрать 5 песен, которые максимально представят творчество "Ногу Свело!" для кого-то, кто нас вообще не знает, я выбрал бы первые три, ни секунды не думая. Это: "Харумамбуру", "Московский романс" и "Наши юные смешные голоса". Еще две выбрать сложнее — хочется выбрать помощнее и в то же время помелодичнее. Пожалуй, на сегодняшний день это песни "Бензин" и концертная версия песни "Масло" с нового альбома "Съешь мое сердце" (кстати, мы сейчас ее смонтировали в концертном варианте и вYouTube можно найти клип).

Помню, как после первой экзаменационной сессии в Московском авиационном институте, я ходил по заснеженному полю в кирзовых сапогах, а в кармане у меня лежало письмо из "Рок-лаборатории" о том, что я действительно руководитель группы. Я тогда только начинал "Ногу свело!". Ходил я тогда по гаражам, подвалам, по мусоркам разным — искал репетиционную базу. Каким-то чудом нашел. Потом мы заваривали дверь, чтобы пьяные рабочие не смогли вломиться. Потом затыкали внутри все тряпками и забивали фанерой, чтобы не раздражать жителей на соседней стороне улицы. В общем, это история очень долгая и очень душещипательная. Лет 8-10 назад я начал скитаться по Западному миру в поисках новой музыки. Начал с Великобритании — там у меня был друг, русский по происхождению. Я ему рассказал историю, о том, как я начинал, и добавил, что больше я, наверное, так уже не смогу. Тогда, эти 8-10 лет назад, я был очень молод и глуп. Ведь с того момента и по сей день мне предстояло пройти путь намного более серьезный и намного более тяжелый, чем тот по заснеженному полю в кирзовых сапогах.

Главная мудрость, к которой я пришел к своим годам: никогда не нужно говорить, что самое сложное в своей жизни ты уже сделал и на что-то подобное или тем более что-то более сложное тебя не хватит. Ты никогда не знаешь, что тебя ждет, и должен быть готов ко всему.

Максим Покровский - известный музыкант, певец, поэт и композитор, лидер группы «Ногу свело», продюсер и актер театра и кино. Родился в 1968 году в столице в семье спортивного журналиста.

Окончил Московский Авиационный Институт. Практически сразу понял, что данная профессия не для него, но учебу бросать не стал, а на третьем курсе вместе с Антоном Якомульским основал музыкальную группу, став для неё основным автором текстов и музыки. По полученной профессии никогда не работал.

Параллельно с работой в группе занимается сольной карьерой, исполняя песни, написанные его хорошим другом Михаилом Гуцериевым. Много участвует в разнообразных телешоу и ведет телепередачи.

Личная жизнь

Женат на Татьяне Покровской с которой познакомился в 1994 году на одном из рок концертов. Она в тот период увлекалась рок музыкой и в свободное от учебы время ездила на музыкальные мероприятия. У супругов есть двое детей, сын Илья и дочь Таисия.

Вся семья активно занимается конной ездой. Отдыхать Покровские предпочитают за границей, но не в гостинице, а снимают апартаменты, так им удается сохранить уединение и отдохнуть без лишнего вмешательства поклонников и журналистов.

Загородный дом Максима Покровского

Более десяти лет назад семья приобрела несколько земельных участков в деревне Таболово (расположенных на месте базы ПВО), на одном из которых находится настоящее бомбоубежище. Участки удалось грамотно соединить в один и построить большой дом, баню и детскую площадку.

Жилище вышло очень уютным. Хозяевам не всегда удаётся выбраться на дачу, хотя каждый новый год они празднуют именно здесь. В отличие от городской квартиры, здесь можно наряжать настоящие деревья, кататься на лыжах и запускать фейерверки.

Места вокруг великолепные: рядом два водохранилища и лес. Данное место Максим выбрал не случайно, как-то раз он гостил у своих друзей на Озернинском водохранилище и ему там так понравилось, что дом он решил строить только в этих краях. Со временем ему удалось найти подходящую землю рядом с городом Руза.

Коттедж полностью построен из дерева. Гостиная имеет популярный на сегодняшний день «второй свет» для увеличения пространства. С потолка свисает огромная люстра со свечами. На втором этаже расположены спальни хозяев и их детей с небольшими балкончиками.

В гостиной стоит большой диван с обивкой в стиле коровьей шкуры и в такой же черно-белой расцветке ковер. В обеденной зоне деревянный стол прямоугольной формы и белый камин. Его, кстати, пришлось перекладывать. Строители при выкладке допустили образование свищей, из-за чего хозяева чуть не лишились дома в пожаре, которого удалось избежать по чистой случайности.

Кухня оформлена в очень необычном русском цветочном стиле. Всю мебель здесь собственноручно расписала Татьяна. Одна из стен украшена необычными предметами: старинными ножницами, картинками и кувшином в таком же стиле.

Вокруг дома организована большая терраса в техасском стиле, на которой можно отдыхать теплыми вечерами с друзьями или в кругу семьи. Помимо большого коттеджа в два этажа здесь имеется аккуратный искусственный пруд, просторная беседка, небольшой мангал под навесом, где хозяин и его друзья жарят шашлыки, а также детская площадка.

Кроме детской площадки есть розовый домик в стиле Барби, построенный для Таисии. В нем стоит кухонная плитка, диванчик и стол. У маленькой хозяйки свой полноценный домик из дерева.

Когда Максим только заехал на этот участок он планировал из бомбоубежища сделать сауну и комнату для отдыха, но впоследствии понял что стены там слишком толстые, да и сама конструкция не позволит сделать качественную русскую баню. Поэтому её он построил отдельно из дерева. В предбаннике стоит просторный красный диван, стол и висит множество березовых веников.

На большом участке растет множество деревьев, высаженных Максимом, а так же большой палисадник с разнообразными цветами.

По данным ЦИАН, покупка недвижимости в деревне Таболово обойдется от 6 млн. до 190 млн. рублей. Цена во многом зависит от размеров земли и её расположения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры