Солженицын матренин двор персонажи. Характеристика Матрены («Матренин двор» А

Главная / Психология

Меню статьи:

Это произведение – второе в списке опубликованных автором, главным диссидентом Александром Солженицыным. «Матренин двор», главные герои которого будут охарактеризованы ниже, имеет любопытную историю публикации. Название, под которым вышел рассказ, – не «родное» для творения писателя. Изначально Солженицын дал произведению наименование «Не стоит село без праведника», но редакция не пропустила текст в печать: цензура.

Что такое «деревенская литература»?

Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”

Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…

«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа

Предыстория

Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.

Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.

Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.

Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.

Сюжетная карта рассказа Солженицына

Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.

Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.

Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Солженицын

Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.

Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.

Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»

Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.

Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.

Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.

Рассказчик

Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.

Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.

Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.


Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.


В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.

Матрена Васильевна

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве. Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей. Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

Супруг женщины не вернулся с войны: долгое время Матрена ждала, что тот придет, но муж так и не пришел. Женщина со временем прекратила ожидание. По ее словам, мужа Матрена любила по-своему, ведь тот относился к супруге хорошо, не поднимал на жену руку. Другие мужчины в деревне часто избивали жен, а потому Матрена ценила супруга за его нежное отношение к ней.

Муж Матрены любил жену, но женщина относилась к супругу скорее с благодарностью, чем с любовью: она готовилась стать женой старшего брата пропавшего мужа – Фаддея. Но Фаддей тоже пропал, не вернувшись с фронта. Поэтому Матрена вышла замуж (из-за давления родни) за брата суженого – Ефима.

Однако жизнь иногда поворачивается к людям неожиданными сторонами: с фронта внезапно возвращается Фаддей. В ярости, тот чуть было не убил Матрену и Ефима, но остановился, ведь Ефим – его младший брат.

Фаддей испытывал к Матрене сильные чувства: в жены мужчина выбирает девушку тоже с именем Матрена. Девушка родила Фаддею шестеро детей, а у Ефима все дети умерли, не прожив и трех месяцев. Жена Ефима решила, что испорчена. Поэтому Матрена берет на воспитание одну из дочерей Фаддея. Девочка (Кира) воспитывается в семье Ефима десятилетие, а потом уезжает, выйдя замуж.

Матрена никогда не жила «для себя». Постоянно жертвуя собой – ради колхоза, детей, мужа, родственников и соседей – женщина не знала, что такое забота о себе.

Работа Матрены была тяжелой, «мужицкой», но помощь женщина просить не привыкла. Кроме силы физической, рассказчик отмечает в героине силу внутреннюю. Матрена принадлежит к когорте женщин, которые могут «остановить коня на скаку и войти в горящую избу».

Но Матрена – не неотесанная крестьянка. Героиня – простая, но тонко чувствующая мир женщина. Она плачет, когда слышит музыку Глинки, проявляет мудрость в молчании и немногословии. Женщина также имеет собственные взгляды на мир, жизнь, политическое и экономическое развитие общества.

Роль праведника

Характеристика Матрены ведет нас к необходимости упомянуть идею праведности. Солженицын, словами рассказчика, делает вывод, что на праведниках, жертвующих собой, отдающих себя другим, и стоит Россия.

Судьба праведника и гибель Матрены

Матрена любит Киру – девочку, которую воспитала. Погибает женщина глупой смертью: героиня надрывается в попытке перевезти через рельсы свою избу (точнее часть дома), чтобы помочь Кире.

Фаддей

Обозленный на Матрену – невесту, по случайности доставшуюся младшему брату, – мужчина. Фаддей испытывает к Матрене страсть, которая перерождается в жестокость. Гибель героини связана с желанием Фаддея взять завещанное дочери – Кире – имущество до того, как умрет Матрена. Женщина, стараясь привезти часть дома девушке, получает увечье и умирает.

Примечательно, что на похоронах Матрены родня женщины плакала из вежливости и традиции, но не от искренности. Родственники тоже ждут раздела имущества. А Фаддей не посещает и поминки бывшей невесты.

Фаддей описан как стойкий, крепкий мужчина. На нем не сказался возраст.

Это – характеристика центральных героев рассказа «Матренин двор». Но есть также и второстепенные фигуры.

Персонажи второго плана

Кира

Не имея собственных детей (ведь все новорожденные умерли в младенческие годы), Матрена, несчастная женщина, просит у Фаддея и его супруги отдать ей девочку – на воспитание. Кира – это приемная дочь главной героини.

Кира искренне относится к приемной матери, а та часто передает девочке подарки, продукты, а также завещает дочери часть имущества.

Матренина сестра

Пример родственницы, которую интересует лишь наследство.

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ , главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».

как раскрывается характер главной героини в рассказе матренин двор и получил лучший ответ

Ответ от Ketpol[гуру]
«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ - спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями - придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию”.
Матрена Васильевна - одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это - конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост

Игнатьич

Повествование в рассказе ведется от лица рассказчика – Игнатьича. Рассказчик – автобиографический образ, судьба героя во многом похожа на судьбу самого писателя. Игнатьич возвращается в среднюю полосу России, он хочет поселиться в тихой спокойной деревушке где-нибудь в глуши страны. По распределению рассказчика назначают учителем математики в деревню Тальново. Там герой становится постояльцем у пожилой женщины Матрены.

Игнатьич спокойный неприхотливый человек. Он способен замечать важные вещи, умеет слушать и видеть то, что порой не подвластно окружающим. Именно Игнатьич увидел в простоте, необычной силе характера и доброте Матрены глубокого душевного человека. Рассказчик называет Матрену праведником, одним из тех, на которых держится вся страна.

Матрена

Григорьева Матрена Васильевна – главный герой рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». На момент повествования Матрене около 60 лет. Это одинокая простая женщина из маленькой деревни Тальново. Матрена живет в доме одна, ее муж без вести пропал на войне, а шестеро детей умерли в младенчестве. Жизнь Матрены Васильевны наполнена делами и заботами. Эта сильная духом и очень добрая женщина старается помочь окружающим: соседям, знакомым, родственникам. Она умет радоваться чужим достижениям, как своим собственным. Матрена никого не осуждает, много молчит, ее жизнь строится на народном календаре и поверьях.

Около 10 лет назад Матрена Васильевна взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Женщина очень любит свою воспитанницу, заботится о ней. Кира выросла, вышла замуж за машиниста и переехала в другую деревню. Там молодым дали участок земли, чтобы не потерять права на него супругам необходимо было поставить какую-нибудь постройку. Фаддей уговорил Матрену отдать для этих целей горницу, которую женщина завещала своей воспитаннице. Матрена лично помогала разбирать часть своего дома, также она участвовала и в перевозе горницы в другую деревню. Когда сруб перевозили через железную дорогу, сани развалились. Матрена погибла под колесами поезда.

Фаддей

Фаддей Миронович Григорьев - крепкий старик, не смотря на пожилые годы, его не тронула седина. Фаддей приходится старшим братом мужа Матрены. В молодости Матрена и Фаддей должны были пожениться, но мужчина пропал на войне. Спустя три года Матрену выдали замуж за его младшего брата, а через несколько месяцев Фаддей вернулся домой из плена.

Вернувшись в родную деревню, Фаддей женился на женщине с именем, как и у его бывшей невесты, Матрена. У них родилось шесть детей. Фаддей бил свою жену, и та часто приходила жаловать на мужа Матрене Васильевне.

Именно Фаддей стал инициатором разбора избы Матрены, что привело к трагической гибели женщины.

Второстепенные герои

Кира

Дочь Фаддея, которую Матрена «выпросила» себе на воспитание. Кира живет в соседней деревне с мужем. Она любит Матрену, как родную мать. Кире не часто удается навестить пожилую женщину, девушка передает Матрене продукты, время от времени помогает ей. Кира и жена Фаддея одни из немногих кто искренне горюет по погибшей Матрене.

Сестры Матрены

Корыстные люди. Они всего лишь раз пришли навестить Матрену. Когда женщина решила уступить свою горницу Кире, ее сестры, узнав об этом, пришли отговорить Матрену. Не достигнув желаемого, сестры Матрены поругались с ней.

Вариант 2

Игнатьич.

Этот персонаж является рассказчиком. Он одинок и снимает жилье у главной героини этого произведения Матрены. Мужчина средних лет, который раньше служил на фронте. А после военных действий он сидел в тюрьме. Герой долгое время отсутствует и затем возвращается в Россию. Игнатьича берут на работу учителем мате матики в село.

В доме Матрены он был родным человеком, они с хозяйкой очень сблизились и жили мирно. Когда героиня погибла, то тот очень переживает. Игнатьич очень спокойный и умный мужчина. Также очень мудр.

Эта героиня является простой женщиной лет шестидесяти. из небольшого села. У нее было шесть детей, но они погибли еще будучи младенцами. Матрена одинока, осталась без мужа. Ее супруг не вернулся с войны, и она перестала ждать его. У крестьянки много забот и работы. Она никогда не сидит на месте. Она хозяйственная женщина. Матрена очень любит слушать романсы. Матрена Васильевна способна радоваться каждому своему дню. Пожилая женщина больна, и периодически у нее случаются приступы. Она очень добродушная, у нее большое сердце. Также она вежлива и отзывчива. Никогда не стремилась на чем-либо наживиться, радуется тому, что у нее имеется. Она абсолютно бескорыстна, пыталась всегда помогать людям за просто так. У Матроны в хозяйстве имеется огород, на котором она выращивает картофель, а также держит козу. Она любит цветы и выращивает у себя дома. Также с ней живет кошка, которую она пожалела и взяла с улицы. У Матрены есть только одна единственная верная подруга, которая ее любит, также помогает ей по хозяйству и доит козу.

Старый мужчина, но без седины на волосах, является братом супруга Матрены. Фаддей должен был стать мужем Матрены, но он пропал на войне и его не было очень долгое время. В это время героине пришлось выйти замуж за его брата. Позже, когда Фаддей вернулся и отыскал девушки с таким же именем Матрены и взял ее в жены.

Эта героиня является дочерью Фаддея а также приемной Матрены. Матрена попросила отдать супругов Киру ей. Матрона хотела воспитывать ее как родную. Девушка очень любит приемную мать и помогает ей. Но раздел имущества, в котором Кира поторопилась, привел к беде.

Сёстры Матрёны.

Героини являются сестрами Матрены Васильевы. Они очень корыстны, думают только о себе. Никогда не навещали сестру, но когда та отдала часть своего дома, то пришли, чтобы с ней разругаться по этому поводу.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Два брата две судьбы по повести Тарас бульба

    В произведении «Тарас Бульба» одними из главных героев являются братья. Росли Остап и Андрий в одинаковых условиях, однако имели разные характеры. Младший брат Андрий был близок к матери, а Остап старался во всем быть похожим на своего отца.

  • Сочинение Как мы лепили снеговика 3 класс

    Выглянув утром в окно, я увидел, что все усыпано легким, сверкающим снегом. Внутри все ликовало, ведь пришла зима, а это значит, что наступила пора санок, лыж, коньков и лепки снеговика.

  • Сочинение Как я в первый раз встал на коньки 7 класс

    Зима - самое прекрасное время года. Снег, каникулы, Новый Год и, естественно, подарки. На зимние каникулы мы всегда отправляемся в деревню к бабушке. Далеко, конечно, сто восемьдесят километров от города, но это того стоило.

  • Сочинение Почему между родными возникает вражда

    Люди очень часто не ценят того, что они имеют. Часто ругаются, ссорятся, неправильно расставляют приоритеты. Самые страшные ссоры возникают между родственниками, ведь недопонимание может привести к вражде на всю жизнь.

  • Характеристика и образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

И анализ рассказа «Матренин двор»] воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке. Справедливо отмечалось ее сходство с тургеневской Лукерьей из рассказа «Живые мощи » , с праведниками Лескова .

Можно бы и расширить литературную родословную солженицынской героини. Так, многое роднит ее с Платоном Каратаевым . Та же беспредельная доброжелательность к людям , те же незлобивость, простодушие, мудрое сердце, привычка к труду, певучая образная речь. Светлые грани народной души, столь любовно отраженные Толстым в его герое, горят-переливаются и в Матрене. Есть даже нечто общее в их внешнем облике: вспомним ее «круглое» лицо (эпитет этот повторяется не раз), ее «лучезарную добрую» улыбку.

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Эти черты отчетливо проявляются в неподцензурной редакции «Матренина двора» . Вот, например, как изменился рассказ Матрены о работе в колхозе: «А только ни к столбу, ни к перилу у них работа: станут бабы, об лопаты опершись, и ждут, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /... / По мне работать – так чтоб звуку не было...» (журнальный текст). В подлинной редакции эти слова Матрены выглядят совсем иначе: «Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /.../ Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было...» .

В окончательном тексте рассказа восстановлены штрихи, свидетельствующие об отношении Матрены и к другим явлениям советской действительности. «В тот год повелось по две – по три иностранных делегации в неделю принимать, провожать и возить по многим городам, собирая митинги /... / Матрена хмурилась, неодобрительно вздыхала: "Ездят-ездят, чего-нибудь наездят" /... / Еще в тот год обещали искусственные спутники Земли. Матрена качала головой с печи: "Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето"».

Темная тальновская крестьянка чует какое-то неблагополучие вокруг. «Но лоб ее недолго оставался омраченным», – отмечает автор. И свой крест несет она тихо, спокойно, мужественно. Сохранять душевное равновесие помогает Матрене работа.

Ей присуща не только удивительная духовная сила, но и физическая. «Все мешки мои были», – вспоминает она о том, как работала в молодости. И хотя она вовсе не отличается бесстрашием (боится пожара, молнии, поезда), в ней живет отважная, решительная душа. Как о чем-то вполне заурядном, рассказывает Матрена про «стихового коня»: «Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила».

В другой раз, когда загорелась ночью изба, Матрена не растерялась и кинулась спасать свои любимые фикусы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры