Сонечка Мармеладова: характеристика. Кто такая Соня Мармеладова? Духовный подвиг сони мармеладовой Жизнь сонечки мармеладовой

Главная / Психология

Ф.М. Достоевский – роман «Преступление и наказание».

В черновиках «Преступления и наказания» Достоевский за­мечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслужива­ет свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой неспра­ведливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретает­ся опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». Жертвенную душу, героиню, принявшую страдание, писатель представляет нам в романе.

Соня Мармеладова жертвует собой, становится продажной женщиной во имя спасения своей семьи. Раскольников, по­знакомившись с Соней, пытается найти что-то родственное в их судьбах. «Ты же переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это все рав­но!)». Однако в жизненной позиции героев есть существенная разница. Раскольников разрешил себе «кровь по совести». Соня же признает ценность жизни любого человека, незави­симо от его нравственных качеств. Преступление для нее не­возможно.

Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Ро­дион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Она прекрасно сознает всю мерзость своего ремесла. Думала она и о том, чтобы покончить с жиз­нью. Однако даже этого она не может себе позволить.

« – Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!

А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, стра­дальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению. Раскольников странно смот­рел на нее.

Он все прочел в одном ее взгляде. Стало быть, действитель­но у нее самой была уже эта мысль. Может быть, много раз и серьезно обдумывала она в отчаянии, как бы разом покон­чить, и до того серьезно, что теперь почти и не удивилась пред­ложению его. Даже жестокости слов его не заметила… Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, до сих пор останавливать реши­мость ее покончить разом? И тут он понял вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая по­лусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием о стену головою».

Д. Писарев говорит, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать цел­ковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка». Положение героини – неиз­бежный результат условий социальной жизни. Писарев заме­чает, что ни Мармеладова, ни его дочь, ни всю их семью нельзя ни винить, ни презирать. Вина за их состояние лежит не на них, а на обстоятельствах жизни, социальных условиях, ког­да человеку больше «некуда идти». Соня не имеет ни положе­ния, ни образования, ни какой-либо профессии. В семье – нищета, болезнь Катерины Ивановны, пьянство отца, плач несчастных детей. Она пытается спасти свою семью, делая маленькое, частное добро. На жизненном пути ее поддержи­вает кротость, смирение, вера в Бога.

Сюжет Сони Мармеладовой развивает в романе мотив блуд­ницы. В евангельской притче Христос спас блудницу от лю­дей, собиравшихся закидать ее камнями. И библейская блуд­ница оставила свое ремесло, стала святой. Таким образом, библейская героиня всегда имела свободу выбора. Соня же у Достоевского, как мы уже отмечали выше, этой свободы вы­бора лишена. Тем не менее эту героиню нельзя назвать пас­сивной. Соня – натура деятельная, активная. Профессия про­ститутки позорна, унизительна, отвратительна, но цели, ради которых она выбрала этот путь, по мысли писателя, самоотвер­женны и святы. И здесь у Достоевского по-новому звучит мотив воскресения. Всю свою прошлую жизнь героиня считает мерт­вым сном. И лишь беда, несчастья семьи заставляют ее пробу­диться. Она воскресает для новой жизни. «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня». В окончательном вариан­те романа этих слов нет, они были лишь в черновиках романа. Однако мотив воскресения реализуется и в образе Сони.

Вместе с тем этот образ развивает в романе библейский мотив всепрощения, христианской любви. Соня Мармеладо­ва оценивает людей по их внутренним качествам, не придавая большого значения внешности, материальному положению. Даже плохого человека, подлеца и негодяя, она не торопится осуждать, пытается понять, что стоит за этим внешним злом. В отличие от Раскольникова она не разуверилась в людях. Поведением этой героини управляет всепрощающая, самоот­верженная любовь. И спасает она не только собственную се­мью, но и Раскольникова, который не может вынести совер­шенного им убийства. И в этом, по Достоевскому, – истин­ная красота человеческого поступка, нравственная высота личности. И может быть, именно таковым было понимание счастья у этой героини. Счастье – жизнь ради своих близких. Соня постигает свое счастье путем страдания.

Итак, в образе Сони Мармеладовой Достоевский выра­зил свою веру в добро, справедливость, милосердие. Эта ге­роиня – нравственный идеал писателя.

Здесь искали:

  • образ сони мармеладовой
  • образ сони мармеладовой сочинение
  • Сочинение образ сони мармеладовой

После совершенного им убийства, сыграла главная женская героиня «Преступления и наказания » Соня Мармеладова.

Дочь бедного чиновника , она, чтобы спасти от голода мачеху и детей, ведет жизнь падшей женщины. Сознающая ужас своего положения, свой позор, робкая, загнанная, эта девушка сохранила чистой свою душу и отличалась исключительной любовью к людям и пламенной религиозностью. Безропотно, молчаливо, не жалуясь, несет Соня свой крест, жертвуя всею своею жизнью, подвергаясь ради близких людей тяжкому позору.

Соня Мармеладова. Образ евангельской Любви

Это безропотное страдание удивляет Раскольникова, он понимает душу этой девушки, и она является для него как бы олицетворением всего человеческого страдания. Потрясенный всем испытанным в последние дни, он в каком-то восторженном порыве кланяется ей в ноги. – «Я не тебе поклонился, – говорит он, – я всему страданию человеческому поклонился».

Но внутренний мир Сони совершенно иной, чем у Раскольникова; она отрицает категорически его теорию о праве сильных ; для неё самоценна каждая человеческая жизнь, к которой у неё отношение религиозное, и она не может допустить, чтобы жизнь одного человека могла служить средством для другого. Она исповедует закон Христовой любви, жалеет Раскольникова, ибо преступник для неё, как и для простого народа, – несчастный. Она плачет над ним и посылает его принять страдание и искупить грех, ибо того требуют высшие законы духовной жизни.

«Пойди сейчас, сию же минуту, – говорит она ему, – стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: я убил! Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

Однако несмотря на все попытки и душевную борьбу, Раскольников не может понять её отношение к преступлению и даже на каторгу уезжает, непримиренный и не чувствующий раскаяния. Замкнутость и гордость Раскольникова вызывают у каторжан враждебное отношение к нему, между тем как к Соне они проникаются любовью, чувствуя её душевное отношение к людям, и называют ее: «мать ты наша нежная, болезная».

Но влияние Сони всё же одержало победу над душой Раскольникова, пережившего полный жизненный перелом, на который только намекается в эпилоге романа. «Тут начинается новая история, – говорит Достоевский , – история постепенного обновления человека, – история постепенного перерождения его – постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры