Стих русские женщины. Николай Некрасов поэма «Русские женщины

Главная / Психология

Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова имела первоначальное название "Декабристки". Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, - он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская", в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком "Бабушкины записки" написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой - более задушевный, доверительный.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

  • Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" - это нелегкая.

  • Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

    Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

  • Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

    "Есть женщины в русских селеньях. "(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

  • Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    (По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")«Величавая славянка".

  • Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ поэмы Некрасова «Саша»

    Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

    Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

    Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

    Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

    Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

    Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

    Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

    Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

    Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

    «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова

    «Русские женщины» - сочинение

    Поэма Некрасова "Русские женщины" рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение - "Декабристки", но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины - они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение - это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

    Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, - это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

    Поэма "Русские женщины" представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ "русской женщины" - это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова - это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам - вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались - Русскими Женщинами с большой буквы!

    Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

    Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

    Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

    Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

    Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

    Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

    Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

    Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

    Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
    источник

    Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Русские женщины

  • Некрасов Николай

    Русские женщины

    Николай Алексеевич Некрасов

    Русские женщины

    КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок;

    Сам граф-отец не раз, не два Его попробовал сперва.

    Шесть лошадей в него впрягли, Фонарь внутри его зажгли.

    Сам граф подушки поправлял, Медвежью полость в ноги стлал,

    Творя молитву, образок Повесил в правый уголок

    И - зарыдал... Княгиня-дочь... Куда-то едет в эту ночь...

    Да, рвем мы сердце пополам

    Друг другу, но, родной, Скажи, что ж больше делать нам?

    Поможешь ли тоской!

    Один, кто мог бы нам помочь

    Теперь... Прости, прости! Благослови родную дочь

    И с миром отпусти!

    Бог весть, увидимся ли вновь,

    Увы! надежды нет. Прости и знай: твою любовь,

    Последний твой завет Я буду помнить глубоко

    В далекой стороне... Не плачу я, но нелегко

    С тобой расстаться мне!

    О, видит бог!... Но долг другой,

    И выше и трудней, Меня зовет... Прости, родной!

    Напрасных слез не лей! Далек мой путь, тяжел мой путь,

    Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь...

    Гордись - я дочь твоя!

    Прости и ты, мой край родной,

    Прости, несчастный край! И ты... о город роковой,

    Гнездо царей... прощай! Кто видел Лондон и Париж,

    Венецию и Рим, Того ты блеском не прельстишь,

    Но был ты мной любим

    Счастливо молодость моя

    Прошла в стенах твоих, Твои балы любила я,

    Катанья с гор крутых, Любила плеск Невы твоей

    В вечерней тишине, И эту площадь перед ней

    С героем на коне...

    Мне не забыть... Потом, потом

    Расскажут нашу быль... А ты будь проклят, мрачный дом,

    Где первую кадриль Я танцевала... Та рука

    Досель мне руку жжет... Ликуй. . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . .?

    Покоен, прочен и легок, Катится городом возок.

    Вся в черном, мертвенно-бледна, Княгиня едет в нем одна,

    А секретарь отца (в крестах, Чтоб наводить дорогой страх)

    С прислугой скачет впереди... Свища бичом, крича: "Пади!"

    Ямщик столицу миновал... Далек княгине путь лежал,

    Была суровая зима... На каждой станции сама

    Выходит путница: "Скорей Перепрягайте лошадей!"

    И сыплет щедрою рукой Червонцы челяди ямской.

    Но труден путь! В двадцатый день Едва приехали в Тюмень,

    Еще скакали десять дней, ?Увидим скоро Енисей,

    Сказал княгине секретать. Не ездит так и государь!...?

    Вперед! Душа полна тоски,

    Дорога всJ трудней, Но грезы мирны и легки

    Приснилась юность ей. Богатство, блеск! Высокий дом

    На берегу Невы, Обита лестница ковром,

    Перед подъездом львы, Изящно убран пышный зал,

    Огнями весь горит. О радость! нынче детский бал,

    Чу! музыка гремит! Ей ленты алые вплели

    В две русские косы, Цветы, наряды принесли

    Невиданной красы. Пришел папаша - сед, румян,

    К гостям ее зовет: ?Ну, Катя! чудо сарафан!

    Он всех с ума сведет!? Ей любо, любо без границ.

    Кружится перед ней Цветник из милых детских лиц,

    Головок и кудрей. Нарядны дети, как цветы,

    Нарядней старики: Плюмажи, ленты и кресты,

    Со звоном каблуки... Танцует, прыгает дитя,

    Не мысля ни о чем, И детство резвое шутя

    Проносится... Потом Другое время, бал другой

    Ей снится: перед ней Стоит красавец молодой,

    Он что-то шепчет ей... Потом опять балы, балы...

    Она - хозяйка их, У них сановники, послы,

    Весь модный свет у них...

    О милый! что ты так угрюм?

    Что на сердце твоем?? - Дитя! Мне скучен светский шум, Уйдем скорей, уйдем!

    И вот уехала она

    С избранником своим. Пред нею чудная страна,

    Пред нею - вечный Рим... Ах! чем бы жизнь нам помянуть

    Не будь у нас тех дней, Когда, урвавшись как-нибудь

    Из родины своей И скучный север миновав,

    Примчимся мы на юг. До нас нужды, над нами прав

    Ни у кого... Сам-друг Всегда лишь с тем, кто дорог нам,

    Живем мы, как хотим; Сегодня смотрим древний храм,

    А завтра посетим Дворец, развалины, музей..

    Как весело притом Делиться мыслию своей

    С любимым существом!

    Под обаяньем красоты,

    Во власти строгих дум, По Ватикану бродишь ты,

    Подавлен и угрюм; Отжившим миром окружен,

    Не помнишь о живом. Зато как странно поражен

    Ты в первый миг потом, Когда, покинув Ватикан,

    Вернешься в мир живой, Где ржет осел, шумит фонтан,

    Поет мастеровой; Торговля бойкая кипит,

    Кричат на все лады: ?Кораллов! раковин! улит!

    Мороженой воды!? Танцует, ест, дерется голь,

    Довольная собой, И косу черную как смоль

    Римлянке молодой Старуха чешет... Жарок день,

    Несносен черни гам, Где нам найти покой и тень?

    Заходим в первый храм.

    Не слышен здесь житейский шум,

    Прохлада, тишина И полусумрак... Строгих дум

    Опять душа полна. Святых и ангелов толпой

    Вверху украшен храм, Порфир и яшма под ногой,

    И мрамор по стенам...

    Как сладко слушать моря шум!

    Сидишь по часу нем; Неугнетенный, бодрый ум

    Работает меж тем... До солнца горною тропой

    Взберешься высоко Какое утро пред тобой!

    Как дышится легко! Но жарче, жарче южный день,

    На зелени долин Росинки нет... Уйдем под тень

    Зонтообразных пинн...

    Княгине памятны те дни

    Прогулок и бесед, В душе оставили они

    Неизгладимый след. Но не вернуть ей дней былых,

    Тех дней надежд и грез, Как не вернуть потом о них

    Пролитых ею слез!..

    Исчезли радужные сны,

    Пред нею ряд картин Забитой, загнанной страны:2

    Суровый господин И жалкий труженик-мужик

    С понурой головой... Как первый властвовать привык,

    Как рабствует второй! Ей снятся группы беняков

    На нивах, на лугах, Ей снятся стоны бурлаков

    На волжских берегах... Наивным ужасом полна,

    Она не ест, не спит, Засыпать спутника она

    Вопросами спешит: ?Скажи, ужель весь край таков? Довольства тени нет?..? - Ты в царстве нищих и рабов! Короткий был ответ...

    Она проснулась - в руку сон!

    Чу, слышен впереди Печальный звон - кандальный звон!

    Эй, кучер, погоди!? То ссыльных партия идет,

    Больней заныла грудь, Княгиня деньги им дает,

    Спасибо, добрый путь!? Ей долго, долго лица их

    Мерещатся потом, И не прогнать ей дум своих,

    Не позабыться сном! ?И та здесь партия была... Да... нет других путей... Но след их вьюга замела. Скорей, ямщик, скорей!..?

    Мороз сильней, пустынней путь,

    Чем дале на восток; На триста верст какой-нибудь

    Убогий городок, Зато как радостно глядишь

    На темный ряд домов, Но где же люди? Всюду тишь,

    Не слышно даже псов. Под кровлю всех загнал мороз,

    Чаек от скуки пьют. Прошел солдат, проехал воз,

    Куранты где-то бьют. Замерзли окна... огонек

    В одном чуть-чуть мелькнул... Собор... на выезде острог...

    Ямщик кнутом махнул: ?Эй вы!? - и нет уж городка,

    Последний дом исчез... Направо - горы и река,

    Налево - темный лес...

    Кипит больной, усталый ум,

    Бессонный до утра, Тоскует сердце. Смена дум

    Мучительно быстра; Княгиня видит то друзей,

    То мрачную тюрьму, И тут же думается ей

    Бог знает почему, Что небо звездное - песком

    Посыпанный листок, А месяц - красным сургучом

    Оттистнутый кружок...

    Пропали горы; началась

    Равнина без конца. Еще мертвей! Не встретит глаз

    Живого деревца. ?А вот и тундра!? - говорит

    Ямщик, бурят степной. Княгиня пристально глядит

    И думает с тоской: Сюда-то жадный человек

    За золотом идет! Оно лежит по руслам рек,

    Оно на дне болот. Трудна добыча на реке,

    Болота страшны в зной, Но хуже, хуже в руднике,

    Глубоко под землей!.. Там гробовая тишина,

    Там безрассветный мрак... Зачем, проклятая страна,

    Нашел тебя Ермак?..

    Чредой спустилась ночи мгла,

    Опять взошла луна. Княгиня долго не спала,

    Тяжелых дум полна... Уснула... Башня снится ей...

    Она вверху стоит; Знакомый город перед ней

    Волнуется, шумит; К обширной площади бегут3

    Несметные толпы: Чиновный люд, торговый люд,

    Разносчики, попы; Пестреют шляпки, бархат, шелк,

    Тулупы, армяки... Стоял уж там какой-то полк,4

    Пришли еще полки, Побольше тысячи солдат Сошлось. Они "ура!" кричат,

    Они чего-то ждут... Народ галдел, народ зевал, Едва ли сотый понимал,

    Что делается тут... Зато посмеивался в ус,

    Лукаво щуря взор, Знакомый с бурями француз,

    Столичный куафер...

    Приспели новые полки:

    Сдавайтесь!? - тем кричат. Ответ им - пули и штыки,

    Сдаваться не хотят. Какой-то бравый генерал, Влетев в каре, грозиться стал

    С коня снесли его. Другой приблизился к рядам: ?Прощенье царь дарует вам!?

    Убили и того.

    Явился сам митрополит

    С хоругвями, с крестом: ?Покайтесь, братия! - гласит,

    Падите пред царем!? Солдаты слушали, крестясь,

    Но дружен был ответ: - Уйди, старик! молись за нас! Тебе здесь дела нет...

    Тогда-то пушки навели, Сам царь скомандовал: "Па-ли!.." ?...О, милый! Жив ли ты?? Княгиня, память потеряв, Вперед рванулась и стремглав

    1
    КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ
    (1826 год)

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    Покоен, прочен и легок
    На диво слаженный возок;

    Сам граф-отец не раз, не два
    Его попробовал сперва.

    Шесть лошадей в него впрягли,
    Фонарь внутри его зажгли.

    Сам граф подушки поправлял,
    Медвежью полость в ноги стлал,

    Творя молитву, образок
    Повесил в правый уголок

    И — зарыдал… Княгиня-дочь
    Куда-то едет в эту ночь…

    «Да, рвем мы сердце пополам
    Друг другу, но, родной,
    Скажи, что ж больше делать нам?
    Поможешь ли тоской!
    Один, кто мог бы нам помочь
    Теперь… Прости, прости!
    Благослови родную дочь
    И с миром отпусти!

    Бог весть, увидимся ли вновь,
    Увы! надежды нет.
    Прости и знай: твою любовь,
    Последний твой завет
    Я буду помнить глубоко
    В далекой стороне…
    Не плачу я, но не легко
    С тобой расстаться мне!

    О, видит бог!.. Но долг другой,
    И выше и трудней,
    Меня зовет… Прости, родной!
    Напрасных слез не лей!
    Далек мой путь, тяжел мой путь,
    Страшна судьба моя,
    Но сталью я одела грудь…
    Гордись — я дочь твоя!

    Прости и ты, мой край родной,
    Прости, несчастный край!
    И ты… о город роковой,
    Гнездо царей… прощай!
    Кто видел Лондон и Париж,
    Венецию и Рим,
    Того ты блеском не прельстишь,
    Но был ты мной любим —

    Счастливо молодость моя
    Прошла в стенах твоих,
    Твои балы любила я,
    Катанья с гор крутых,
    Любила блеск Невы твоей
    В вечерней тишине,
    И эту площадь перед ней
    С героем на коне…

    Покоен, прочен и легок,
    Катится городом возок.

    Вся в черном, мертвенно бледна,
    Княгиня едет в нем одна,

    А секретарь отца (в крестах,
    Чтоб наводить дорогой страх)

    С прислугой скачет впереди…
    Свища бичом, крича: «Пади!»

    Ямщик столицу миновал….
    Далек княгине путь лежал,

    Была суровая зима…
    На каждой станции сама

    Выходит путница: «Скорей
    Перепрягайте лошадей!»

    И сыплет щедрою рукой
    Червонцы челяди ямской.

    Но труден путь! В двадцатый день
    Едва приехали в Тюмень,

    Еще скакали десять дней,
    «Увидим скоро Енисей, —

    Сказал княгине секретарь, —
    Не ездит так и государь!..»

    пышный зал,
    Огнями весь горит.
    О радость! нынче детский бал,
    Чу! музыка гремит!
    Ей ленты алые вплели
    В две русые косы,
    Цветы, наряды принесли
    Невиданной красы.
    Пришел папаша — сед, румян,-
    К гостям ее зовет.
    «Ну, Катя! чудо сарафан!
    Он всех с ума сведет!»
    Ей любо, любо без границ.
    Кружится перед ней
    Цветник из милых детских лиц,
    Головок и кудрей.
    Нарядны дети, как цветы,
    Нарядней старики:
    Плюмажи, ленты и кресты,
    Со звоном каблуки…
    Танцует, прыгает дитя,
    Не мысля ни о чем,
    И детство резвое шутя
    Проносится… Потом
    Другое время, бал другой
    Ей снится: перед ней
    Стоит красавец молодой,
    Он что-то шепчет ей…
    Потом опять балы, балы…
    Она — хозяйка их,
    У них сановники, послы,
    Весь модный свет у них…
    «О милый! что ты так угрюм?
    Что на сердце твоем?»
    — «Дитя! мне скучен светский шум,
    Уйдем скорей, уйдем!»

    север миновав,
    Примчимся мы на юг.
    До нас нужды, над нами прав
    Ни у кого… Сам-друг
    Всегда лишь с тем, кто дорог нам,
    Живем мы, как хотим;
    Сегодня смотрим древний храм,
    А завтра посетим
    Дворец, развалины, музей…
    Как весело притом
    Делиться мыслию своей
    С любимым существом!

    Ватикан,
    Вернешься в мир живой,
    Где ржет осел, шумит фонтан,
    Поет мастеровой;
    Торговля бойкая кипит,
    Кричат на все лады:
    «Кораллов! раковин! улит!
    Мороженой воды!»
    Танцует, ест, дерется голь,
    Довольная собой,
    И косу черную как смоль
    Римлянке молодой
    Старуха чешет… Жарок день,
    Несносен черни гам,
    Где нам найти покой и тень?
    Заходим в первый храм.

    Не слышен здесь житейский шум,
    Прохлада, тишина
    И полусумрак… Строгих дум
    Опять душа полна.
    Святых и ангелов толпой
    Вверху украшен храм,
    Порфир и яшма под ногой
    И мрамор по стенам…

    Как сладко слушать моря шум!
    Сидишь по часу нем,
    Неугнетенный, бодрый ум
    Работает меж тем….
    До солнца горною тропой
    Взберешься высоко —
    Какое утро пред тобой!
    Как дышится легко!
    Но жарче, жарче южный день,
    На зелени долин
    Росинки нет… Уйдем под тень
    Зонтообразных пинн…

    Княгине памятны те дни
    Прогулок и бесед,
    В душе оставили они
    Неизгладимый след.
    Но не вернуть ей дней былых,
    Тех дней надежд и грез,
    Как не вернуть потом о них
    Пролитых ею слез!..

    Исчезли радужные сны,
    Пред нею ряд картин
    Забитой, загнанной страны:
    Суровый господин
    И жалкий труженик-мужик
    С понурой головой…
    Как первый властвовать привык!
    Как рабствует второй!
    Ей снятся группы бедняков
    На нивах, на лугах,
    Ей снятся стоны бурлаков
    На волжских берегах…
    Наивным ужасом полна,
    Она не ест, не спит,
    Засыпать спутника она
    Вопросами спешит:
    «Скажи, ужель весь край таков?
    Довольства тени нет?..»
    — «Ты в царстве нищих и рабов!» —
    Короткий был ответ…

    Она проснулась — в руку сон!
    Чу, слышен впереди
    Печальный звон — кандальный звон!
    «Эй, кучер, погоди!»
    То ссыльных партия идет,
    Больней заныла грудь.
    Княгиня деньги им дает,-
    «Спасибо, добрый путь!»
    Ей долго, долго лица их
    Мерещатся потом,
    И не прогнать ей дум своих,
    Не позабыться сном!
    «И та здесь партия была…
    Да… нет других путей…
    Но след их вьюга замела.
    Скорей, ямщик, скорей!..»

    Мороз сильней, пустынней путь,
    Чем дале на восток;
    На триста верст какой-нибудь
    Убогий городок,
    Зато как радостно глядишь
    На темный ряд домов,
    Но где же люди? Всюду тишь,
    Не слышно даже псов.
    Под кровлю всех загнал мороз,
    Чаек от скуки пьют.
    Прошел солдат, проехал воз,
    Куранты где-то бьют.
    Замерзли окна… огонек
    В одном чуть-чуть мелькнул…
    Собор… на выезде острог…
    Ямщик кнутом махнул:
    «Эй вы!» — и нет уж городка,
    Последний дом исчез…
    Направо — горы и река,
    Налево темный лес…

    Кипит больной, усталый ум,
    Бессонный до утра,
    Тоскует сердце. Смена дум
    Мучительно быстра:
    Княгиня видит то друзей,
    То мрачную тюрьму,
    И тут же думается ей —
    Бог знает почему,-
    Что небо звездное — песком
    Посыпанный листок,
    А месяц — красным сургучом
    Оттиснутый кружок…

    Пропали горы; началась
    Равнина без конца.
    Еще мертвей! Не встретит глаз
    Живого деревца.
    «А вот и тундра!» — говорит
    Ямщик, бурят степной.
    Княгиня пристально глядит
    И думает с тоской:
    Сюда-то жадный человек
    За золотом идет!
    Оно лежит по руслам рек,
    Оно на дне болот.
    Трудна добыча на реке,
    Болота страшны в зной,
    Но хуже, хуже в руднике,
    Глубоко под землей!..
    Там гробовая тишина,
    Там безрассветный мрак…
    Зачем, проклятая страна,
    Нашел тебя Ермак?..

    площади бегут
    Несметные толпы:
    Чиновный люд, торговый люд,
    Разносчики, попы;
    Пестреют шляпки, бархат, шелк,
    Тулупы, армяки…
    Стоял уж там какой-то полк,
    Пришли еще полки,
    Побольше тысячи солдат
    Сошлось. Они «ура!» кричат,
    Они чего-то ждут…
    Народ галдел, народ зевал,
    Едва ли сотый понимал,
    Что делается тут…
    Зато посмеивался в ус,
    Лукаво щуря взор,
    Знакомый с бурями француз,
    Столичный куафер…

    Приспели новые полки:
    «Сдавайтесь!»- тем кричат.
    Ответ им — пули и штыки,
    Сдаваться не хотят.
    Какой-то бравый генерал,
    Влетев в каре, грозиться стал —
    С коня снесли его.
    Другой приблизился к рядам:
    «Прощенье царь дарует вам!»
    Убили и того.

    Явился сам митрополит
    С хоругвями, с крестом:
    «Покайтесь, братия! — гласит, —
    Падите пред царем!»
    Солдаты слушали, крестясь,
    Но дружен был ответ:
    «Уйди, старик! молись за нас!
    Тебе здесь дела нет…»

    Тогда-то пушки навели,
    Сам царь скомандовал: «па-ли!..»
    Картечь свистит, ядро ревет,
    Рядами валится народ…
    «О, милый! жив ли ты?..»
    Княгиня, память потеряв,
    Вперед рванулась и стремглав
    Упала с высоты!

    Пред нею длинный и сырой
    Подземный коридор,
    У каждой двери часовой,
    Все двери на запор.
    Прибою волн подобный плеск
    Снаружи слышен ей;
    Внутри — бряцанье, ружей блеск
    При свете фонарей;
    Да отдаленный шум шагов
    И долгий гул от них,
    Да перекрестный бой часов,
    Да крики часовых…

    С ключами, старый и седой,
    Усатый инвалид.
    «Иди, печальница, за мной! —
    Ей тихо говорит. —
    Я проведу тебя к нему,
    Он жив и невредим…»
    Она доверилась ему,
    Она пошла за ним…

    мстить!
    Достанет мужества в груди,
    Готовность горяча,
    Просить ли надо?..» — «Не ходи,
    Не тронешь палача!»
    — «О милый! Что сказал ты? Слов
    Не слышу я твоих.
    То этот страшный бой часов,
    То крики часовых!
    Зачем тут третий между нас?..»
    — «Наивен твой вопрос».

    «Пора! пробил урочный час!» —
    Тот «третий» произнес…

    Княгиня вздрогнула,- глядит
    Испуганно кругом,
    Ей ужас сердце леденит:
    Не всё тут было сном!..

    Луна плыла среди небес
    Без блеска, без лучей,
    Налево был угрюмый лес,
    Направо — Енисей.
    Темно! Навстречу ни души,
    Ямщик на козлах спал,
    Голодный волк в лесной глуши
    Пронзительно стонал,
    Да ветер бился и ревел,
    Играя на реке,
    Да инородец где-то пел
    На странном языке.
    Суровым пафосом звучал
    Неведомый язык
    И пуще сердце надрывал,
    Как в бурю чайки крик…

    Княгине холодно; в ту ночь
    Мороз был нестерпим,
    Упали силы; ей невмочь
    Бороться больше с ним.
    Рассудком ужас овладел,
    Что не доехать ей.
    Ямщик давно уже не пел,
    Не понукал коней,
    Передней тройки не слыхать.
    «Эй! жив ли ты, ямщик?
    Что ты замолк? не вздумай спать!»
    — «Не бойтесь, я привык…»

    Летят… Из мерзлого окна
    Не видно ничего,
    Опасный гонит сон она,
    Но не прогнать его!
    Он волю женщины больной
    Мгновенно покорил
    И, как волшебник, в край иной
    Ее переселил.
    Тот край — он ей уже знаком,-
    Как прежде неги полн,
    И теплым солнечным лучом
    И сладким пеньем волн
    Ее приветствовал, как друг…
    Куда ни поглядит:
    «Да, это — юг! да, это юг!» —
    Всё взору говорит…

    Ни тучки в небе голубом,
    Долина вся в цветах,
    Всё солнцем залито, — на всем,
    Внизу и на горах,
    Печать могучей красоты,
    Ликует всё вокруг;
    Ей солнце, море и цветы
    Поют: «Да — это юг!»

    В долине между цепью гор
    И морем голубым
    Она летит во весь опор
    С избранником своим.
    Дорога их — роскошный сад,
    С деревьев льется аромат,
    На каждом дереве горит
    Румяный, пышный плод;
    Сквозь ветви темные сквозит
    Лазурь небес и вод;
    По морю реют корабли,
    Мелькают паруса,
    А горы, видные вдали,
    Уходят в небеса.
    Как чудны краски их! За час
    Рубины рдели там,
    Теперь заискрился топаз
    По белым их хребтам…
    Вот вьючный мул идет шажком,
    В бубенчиках, в цветах,
    За мулом — женщина с венком,
    С корзиною в руках.
    Она кричит им: «Добрый путь!» —
    И, засмеявшись вдруг,
    Бросает быстро ей на грудь
    Цветок… да! это юг!
    Страна античных, смуглых дев
    И вечных роз страна…
    Чу! мелодический напев,
    Чу! музыка слышна!..
    «Да, это юг! да, это юг!
    (Поет ей добрый сон.)
    Опять с тобой любимый друг,
    Опять свободен он!..»

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    Уже два месяца почти
    Бессменно день и ночь в пути

    На диво слаженный возок,
    А всё конец пути далек!

    Княгинин спутник так устал,
    Что под Иркутском захворал.

    Ее в Иркутске встретил сам
    Начальник городской;
    Как мощи сух, как палка прям,
    Высокий и седой.
    Сползла с плеча его доха,
    Под ней — кресты, мундир,
    На шляпе — перья петуха.
    Почтенный бригадир,
    Ругнув за что-то ямщика,
    Поспешно подскочил
    И дверцы прочного возка
    Княгине отворил…

    (входит в станционный дом

    В Нерчинск! Закладывать скорей!

    ГУБЕРНАТОР

    Пришел я — встретить вас.

    Велите ж дать мне лошадей!

    ГУБЕРНАТОР

    Прошу помедлить час.
    Дорога наша так дурна,
    Вам нужно отдохнуть…

    Благодарю вас! Я сильна…
    Уж недалек мой путь…

    ГУБЕРНАТОР

    ваш редкий человек
    По сердцу, по уму,
    Запечатлев в душе навек
    Признательность к нему,
    К услугам дочери его
    Готов я… весь я ваш…

    Но мне не нужно ничего!

    (Отворяя дверь в сени.)

    Готов ли экипаж?

    ГУБЕРНАТОР

    Покуда я не прикажу,
    Его не подадут…

    Так прикажите ж! Я прошу…

    ГУБЕРНАТОР

    Но есть зацепка тут:
    С последней почтой прислана
    Бумага…

    Что же в ней:
    Уж не вернуться ль я должна?

    ГУБЕРНАТОР

    Да-с, было бы верней.

    Да кто ж прислал вам и о чем
    Бумагу? что же — там
    Шутили, что ли, над отцом?
    Он всё устроил сам!

    ГУБЕРНАТОР

    Нет… не решусь я утверждать…
    Но путь еще далек…

    Так что же даром и болтать!
    Готов ли мой возок?

    ГУБЕРНАТОР

    Нет! Я еще не приказал…
    Княгиня! здесь я — царь!
    Садитесь! Я уже сказал,
    Что знал я графа встарь,
    А граф… хоть он вас отпустил,
    По доброте своей,
    Но ваш отъезд его убил…
    Вернитесь поскорей!

    Нет! что однажды решено —
    Исполню до конца!
    Мне вам рассказывать смешно,
    Как я люблю отца,
    Как любит он. Но долг другой,
    И выше и святей,
    Меня зовет. Мучитель мой!
    Давайте лошадей!

    ГУБЕРНАТОР

    Позвольте-с. Я согласен сам,
    Что дорог каждый час,
    Но хорошо ль известно вам,
    Что ожидает вас?
    Бесплодна наша сторона,
    А та — еще бедней,
    Короче нашей там весна,
    Зима — еще длинней.
    Да-с, восемь месяцев зима
    Там — знаете ли вы?
    Там люди редки без клейма,
    И те душой черствы;
    На воле рыскают кругом
    Там только варнаки;
    Ужасен там тюремный дом,
    Глубоки рудники.
    Вам не придется с мужем быть
    Минуты глаз на глаз:
    В казарме общей надо жить,
    А пища: хлеб да квас.
    Пять тысяч каторжников там,
    Озлоблены судьбой,
    Заводят драки по ночам,
    Убийства и разбой;
    Короток им и страшен суд,
    Грознее нет суда!
    И вы, княгиня, вечно тут
    Свидетельницей… Да!
    Поверьте, вас не пощадят,
    Не сжалится никто!
    Пускай ваш муж — он виноват…
    А вам терпеть… за что?

    Ужасно будет, знаю я,
    Жизнь мужа моего.
    Пускай же будет и моя
    Не радостней его!

    ГУБЕРНАТОР

    и холод круглый год,
    А в краткие жары —
    Непросыхающих болот
    Зловредные пары?
    Да… Страшный край! Оттуда прочь
    Бежит и зверь лесной,
    Когда стосуточная ночь
    Повиснет над страной…

    Живут же люди в том краю,
    Привыкну я шутя…

    ГУБЕРНАТОР

    бешено стуча
    В окно, как домовой.
    С глухих лесов, с пустынных рек
    Сбирая дань свою,
    Окреп туземный человек
    С природою в бою,
    А вы?..

    Пусть смерть мне суждена —
    Мне нечего жалеть!..
    Я еду! еду! я должна
    Близ мужа умереть.

    ГУБЕРНАТОР

    Да, вы умрете, но сперва
    Измучите того,
    Чья безвозвратно голова
    Погибла. Для него
    Прошу: не ездите туда!
    Сноснее одному,
    Устав от тяжкого труда,
    Прийти в свою тюрьму,
    Прийти — и лечь на голый пол
    И с черствым сухарем
    Заснуть… а добрый сон пришел —
    И узник стал царем!
    Летя мечтой к родным, к друзьям,
    Увидя вас самих,
    Проснется он, к дневным трудам
    И бодр, и сердцем тих,
    А с вами?.. с вами не знавать
    Ему счастливых грез,
    В себе он будет сознавать
    Причину ваших слез.

    Ах!.. Эти речи поберечь
    Вам лучше для других.
    Всем вашим пыткам не извлечь
    Слезу из глаз моих!
    Покинув родину, друзей,
    Любимого отца,
    Приняв обет в душе моей
    Исполнить до конца
    Мой долг,- я слез не принесу
    В проклятую тюрьму —
    Я гордость, гордость в нем спасу,
    Я силы дам ему!
    Презренье к нашим палачам,
    Сознанье правоты
    Опорой верной будет нам.

    ГУБЕРНАТОР

    Прекрасные мечты!
    Но их достанет на пять дней.
    Не век же вам грустить?
    Поверьте совести моей,
    Захочется вам жить.
    Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
    Нужда и вечный гнет,
    А там балы, блестящий двор,
    Свобода и почет.
    Как знать? Быть может, бог судил…
    Понравится другой,
    Закон вас права не лишил…

    Молчите!.. Боже мой!..

    ГУБЕРНАТОР

    Да, откровенно говорю,
    Вернитесь лучше в свет.

    А женщины — рабы.
    Что там найду я? Ханжество,
    Поруганную честь,
    Нахальной дряни торжество
    И подленькую месть.
    Нет, в этот вырубленный лес
    Меня не заманят,
    Где были дубы до небес,
    А ныне пни торчат!

    Поэма «Русские женщины» написана в двух частях, первая «Княгиня Трубецкая» и вторая – «Княгиня М.Н. Волконская». Из названий можно понять, что повествование будет вестись о двух этих женщинах, русских княгинях.

    Начинается поэма с трепетной сцены, где героиня прощается со своим отцом графом и отправляется в дальний путь из Петербурга в Нерчинск. С грустью и тоской княгиня спешит за своим мужем, сосланным в Сибирь. Много морозных зимних дней и ночей была она в пути. Ей снятся сны о былой беззаботной жизни, балах и развлечениях. Ей вспоминается как со своим любимым путешествует по Риму. Ей мерещится встреча с мужем в темнице.

    Будучи почти два месяца в изнуряющей дороге, отважная путница приехала в Иркутск. Там ее встретил губернатор города, который несколько дней не давал лошадей и пытался отговорить от продолжения пути, описывая, как тяжела будет ее жизнь в ссылке. Прибегнув даже к обману, сказав, будто граф требует подписать отречение от наследства у своей дочери. Но ее это не смутило, она была готова на все!

    Такая настойчивость не смогла оставить генерала равнодушным, и он, со слезами на глазах, приказал доставить жену к мужу как можно скорее.

    Вторая часть поэмы – это воспоминания княгини Волконской, которая рассказывает своим внукам о молодости и тягостном пути в Сибирь за своим мужем декабристом.

    Семья героини была богатого дворянского рода, отец в молодости участвовал в войнах, слыл отважным полководцем, а в старости отдыхал и устраивал шикарные балы. В 19 лет было решено отдать любимую дочь замуж за генерала Сергея Волконского.

    Но спокойной семейной жизнью удалось пожить недолго. Сергей впопыхах уехал, не рассказав беременной жене что же произошло. Все скрывали страшную правду, что Волконский участвовал в заговоре против царя и будет сослан в Сибирь.

    На встрече в тюремной камере Мария была поражена измученным видом и печальным взглядом своего мужа. Она сказала ему, что любит по-прежнему и готова отправиться с ним в ссылку.

    Вся семья несчастной Маши уговаривала ее не ехать в Сибирь к мужу. Молодой девушке, не знавшей ранее забот, сделать свой выбор было очень тяжело. Но она приняла решение – быть рядом с мужем. А иначе придется Жить размеренной сытой жизнью, но понимать что любимый мужчина страдает, мучиться угрызениями совести и терпеть косые взгляды знакомых. И поймет ли ее выбор сын, если вырастет без отца?

    Приехав к сестре Зинаиде в Москву, был устроен прощальный бал, где в поддержку собралось много людей. Там Мария встретила Пушкина, они были друзьями детства и вспоминали проведенные вместе беззаботные дни в Крыму.

    Тяжелый путь проделала княжна Волконская до Нерчинска, где встретила подругу по несчастью – княжну Трубецкую. Девушки добрались до места ссылки вместе.

    Мария Волконская, проснувшись рано, отправилась на встречу с мужем. Она добралась до рудника, где трудились заключенные, закованные в цепи. Все замерли, наблюдая трепетную сцену воссоединения отважной жены и узника-мужа.

    Это произведение о самоотречении богатых русских женщин. Которые пожертвовали беззаботной жизнью ради чести и для своих мужей.

    Можете использовать этот текст для читательского дневника

    Некрасов Н. А.. Все произведения

    • Дедушка
    • Русские женщины
    • Школьник

    Русские женщины. Картинка к рассказу

    Сейчас читают

    • Краткое содержание Алданов Чертов мост

      В книге автор рассказывает о повседневной жизни Суворова, и раскрывает ее скрытые мотивы. Несмотря на его победоносный характер и великое звание Полководец, он оказывается замешан в грязные махинации доблестной австрийской армии

    • Краткое содержание Голубая комната Мериме

      В вокзальном зале в волнении ходил молодой человек. Звали его Леон. Он смотрел по сторонам и поминутно взирал на часы. Не глядел он только лишь в одну сторону.

    • Краткое содержание Карась-идеалист Салтыков-Щедрин

      Заспорили как-то карась и ерш. Первый считал, что по правде можно жить, а второй в это не верил и утверждал, что без лукавства обойтись нельзя. Карась считал такое подлостью.

    • Краткое содержание Дом Абрамова

      Произведение повествует о многочисленном семействе Пряслиных, которых жизненная судьба разбросала в разные концы света, но основной костяк семьи в качестве брата и сестры Михаила и Лизы остаются жить в родной деревне.

    • Краткое содержание Князь Серебряный Толстой А. К.

      Суровые времена Ивана Грозного всегда волновали не только критиков, историков, но и писателей. Не остался в стороне и Алексей Константинович. Создавая свое произведение, автор брал некоторые выдержки из книг А.В.Терещенко и Н.М.Карамзина.

    Зимой 1826 г., ночью, княгиня Екатерина Трубецкая отправилась вслед за мужем-декабристом в Сибирь. Ее отец, старый граф, провожал дочь:

    Сам граф подушки поправлял,

    Медвежью полость в ноги стлал,

    Творя молитву, образок Повесил в правый уголок

    И - зарыдал... Княгиня-дочь...

    Куда-то едет в эту ночь...

    Княгине тяжело покидать отца, но долг требует, чтобы она находилась рядом с мужем.

    Далек мой путь, тяжел мой путь,

    Страшна судьба моя,

    Но сталью я одела грудь...

    Гордись - я дочь твоя!

    Княгиня прощается не только с семьей, но и с родным Петербургом, который любила больше всех виденных ею городов, в котором счастливо прошла ее молодость. После ареста мужа Петербург стал для женщины роковым городом.

    Прости и ты, мой край родной,

    Прости, несчастный край!

    И ты... о город роковой,

    Гнездо царей... прощай!

    Кто видел Лондон и Париж,

    Венецию и Рим,

    Того ты блеском не прельстишь,

    Но был ты мной любим...

    Она проклинает царя - палача декабристов, с которым танцевала на балу. Простившись с отцом и любимым городом, Трубецкая вместе с секретарем отца едет за мужем в Сибирь. Путь ей предстоит трудный. Несмотря на то что на каждой станции княгиня щедро награждает ямщиков, путь до Тюмени занимает " двадцать дней.

    По дороге женщина вспоминает детство, беспечную юность, балы в отцовском доме, на которые съезжался весь модный свет:

    Вперед! Душа полна тоски,

    Дорога все трудней,

    Но грезы мирны и легки -

    Приснилась юность ей.

    Богатство, блеск! Высокий дом На берегу Невы,

    Обита лестница ковром,

    Перед подъездом львы...

    Танцует, прыгает дитя,

    Не мысля ни о чем,

    И детство резвое шутя Проносится... Потом Другое время, бал другой Ей снится: перед ней Стоит красавец молодой,

    Он что-то шепчет ей...

    Эти воспоминания сменяются картинами свадебного путешествия по Италии, прогулок и бесед с любимым мужем.

    Грезы княгини, в отличие от дорожных впечатлений, легки и радостны. Потом перед ней проходят картины ее страны.

    Во сне княгиня Трубецкая ощущает, а наяву видит царство рабов и нищих:

    Суровый господин И жалкий труженик-мужик С понурой головой...

    Как первый властвовать привык,

    Как рабствует второй!

    Чу, слышен впереди Печальный звон - кандальный звон!

    «Эй, кучер, погоди!»

    То ссыльных партия идет...

    Зрелище ссыльных в кандалах оказывается тяжелым для княгини. Она представляет себе своего мужа, который несколько раньше прошел тем же путем. С каждым днем мороз все сильнее, а путь - пустыннее.

    В Сибири на триста верст попадается один убогий городок, жители которого сидят по домам из-за страшного мороза:

    Но где же люди? Всюду тишь,

    Не слышно даже псов.

    Под кровлю всех загнал мороз,

    Чаек от скуки пьют.

    Прошел солдат, проехал воз,

    Куранты где-то бьют.

    Замерзли окна... огонек В одном чуть-чуть мелькнул...

    Собор... на выезде острог...

    «Зачем, проклятая страна, //Нашел тебя Ермак?..» - в отчаянии думает Трубецкая. В Сибирь сгоняют людей на поиски золота:

    Оно лежит по руслам рек,

    Оно на дне болот.

    Трудна добыча на реке,

    Болота страшны в зной,

    Но хуже, хуже в руднике,

    Глубоко под землей!..

    Княгиня понимает, что обречена завершить свои дни в Сибири, и вспоминает события, предшествовавшие ее путешествию: восстание декабристов, свидание с арестованным мужем. Ужас леденит ей сердце, когда она слышит пронзительный вой голодного волка, рев ветра по берегам Енисея, надрывную песню инородца и понимает, что может не доехать до цели. Стоит мороз, какого княгиня еще не испытывала, и у нее уже нет сил терпеть. Ужас овладел ее рассудком. Не сумевшей перебороть холод уснувшей княгине приснился юг:

    «Да, это юг! да, это юг!

    (Поет ей добрый сон.)

    Опять с тобой любимый друг,

    Опять свободен он!..»

    Прошло два месяца в пути. Трубецкой пришлось расстаться с секретарем - тот заболел под Иркутском, княгиня прождала его два дня и отправилась (дальше. В Иркутске ее встретил губернатор. На просьбу княгини дать ей лошадей до Нерчинска иркутский губернатор пытается отговорить ее от дальнейшего путешествия. Он уверяет ее в своей преданности, вспоминает отца Трубецкой, под чьим началом служил семь лет. Губернатор взывает к дочерним чувствам Трубецкой, уговаривая ее вернуться назад. Трубецкая отказывается:

    Нет! что однажды решено -

    Исполню до конца!

    Мне вам рассказывать смешно,

    Как я люблю отца,

    Как любит он. Но долг другой,

    И выше и святей,

    Меня зовет. Мучитель мой!

    Давайте лошадей!

    Губернатор пытается напугать княгиню ужасами Сибири, где «люди редки без клейма, //И те душой черствы». Он объясняет, что ей придется жить не вместе с мужем, а в общей казарме, среди каторжников, - но княгиня повторяет, что хочет разделить все ужасы жизни мужа и умереть рядом с ним. Губернатор требует, чтобы княгиня подписала отреченье от всех своих прав, - та без раздумий соглашается оказаться в положении нищей простолюдинки. На все увещевания губернатора у княгини один ответ:

    Приняв обет в душе моей Исполнить до конца Мой долг, - я слез не принесу В проклятую тюрьму -

    Я гордость, гордость в нем спасу,

    Я силы дам ему!

    Презренье к нашим палачам,

    Сознанье правоты Опорой верной будет нам.

    Трубецкая говорит о Петербурге. Это горькие и гневные строки:

    И прежде был там рай земной,

    А нынче этот рай

    Своей заботливой рукой

    Расчистил Николай.

    Там люди заживо гниют -

    Ходячие гробы,

    Мужчины - сборище Иуд,

    А женщины - рабы.

    Неделю продержав Трубецкую в Нерчинске, губернатор заявил, что не может дать ей лошадей: она должна следовать далее пешим этапом, с конвоем, вместе с каторжниками. Но, услышав ее ответ: «Иду! мне все равно!..» - старый генерал со слезами отказывается тиранить княгиню. Он уверяет, что делал это по личному приказу царя, и приказывает запрягать лошадей:

    Позором, ужасом, трудом Этапного пути Я вас старался напугать.

    Не испугались вы!

    И хоть бы мне не удержать На плечах головы,

    Я не могу, я не хочу Тиранить больше вас...

    Я вас в три дня туда домчу...

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры