Святая ложь (Ложь во спасение). Ложь во спасение и белая ложь

Главная / Психология

Ложь во спасение — не всякая неправда губительна. Иногда соврать или просто не сказать правды, промолчать — значит помочь, спасти, уберечь. А уж когда наступает момент этого «иногда», решает сам человек. В каком-то смысле выражение «ложь во спасение» продолжение мысли «не будите спящую собаку»

Происхождением фраза «ложь во спасение» обязана церковно-славянскому переводу 32 Псалома, 17 строки Ветхого завета: «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется», что переводится «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею»

12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе.
13 С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих;
14 с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле:
15 Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.
16 Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
18 Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
19 что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.

Синонимы выражение «ложь во спасение»

  • Святая ложь
  • Сладкая ложь лучше горькой правды
  • Живут же люди неправдой — и нам не лопнуть стать
  • Умная ложь лучше глупой правды
  • Красное словцо не ложь
  • Хороша святая правда — да в люди не годится
  • С правдой шутить — что с огнем
  • Правда — что мутовка: повертев, да не покинешь.
  • Прямой, что дурной
  • Прямиковое слово, что рогатина
  • Прямой, что слепой: ломит зря
  • Не во всяком камне искра
  • Правда, что цепная собака

Использование фразеологизма в литературе

    «И в газетном интервью я подтвердил: да, в февральском, хотя в это время ее только еще «изучали» в Воронеже. Это была ложь во спасение . Судьбу романа Василия Гроссмана, слова, им сказанные незадолго до смерти ― «Меня задушили в подворотне», ― эти слова я помнил» (Г. Я. Бакланов. «Жизнь, подаренная дважды»)
    «Если ты считаешь, что понятие «ложь во спасение» годится лишь для проповедей ― верь» (Сергей Лукьяненко «Ночной дозор»)
    «Возможно, что это и так, но не способна я на эту ложь во спасение » (В. А. Каверин «Перед зеркалом»)
    «Они облечены внешней искренностью и внутренней ложью ― не только у людей злой воли, но иногда и в устах честных и правдивых. У последних ― ложь во спасение » (А. И. Деникин «Очерки русской смуты»)
    «Лучше приму грех на душу, нежели возмущу спокойство истиною. И ложь во спасение! ― Не знаю, ― отвечал он Ряполовскому, ― разве этот боярин прятался от меня в мышью норку ― я не видал его у моего родителя» (Н. А. Полевой. «Клятва при гробе Господнем»)

Ложь во спасение

Ложь во спасение
Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая - оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия.
Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Русский перевод этого стиха: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».
Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании. Речь идет только о том, что спасти человека может только один Бог, что и на коне человек не сможет ускакать от того, чему предписано случиться.
Смысл выражения: имеется в виду ложь (сознательное введение в заблуждение), которая, по замыслу солгавшего, должна стать благом для обманываемого человека, в отличие от правды, которая, как полагает «благонамеренный» обманщик, принесет вред.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Ложь во спасение

Выражение это возникло из Библии, из неверно понятого церковнославянского текста (Псал., 32, 17): "Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется"; в русском переводе: "Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею". Выражение это употребляется в значении: ложь для блага обманываемого.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Ложь во спасение" в других словарях:

    Ложь во спасение - крыл. сл. Выражение это возникло из Библии, из неверно понятого церк. слав. текста (Псал. 32, 17): «Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется»; в русском переводе: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Искупительная ложь, ложь ради спасения кого л. /i>

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтв … Википедия

    Ложь - Если во сне вам пришлось солгать во избежание наказания – в реальной жизни вы бесчестно поступите с невиновным человеком. Ложь во спасение снится к незаслуженной критике. Во сне вы с помощью лжи пытались защитить друга, а в реальной жизни … Большой универсальный сонник

    Кривая ложь. Народн. Устар. Неодобр. Клевета, напраслина. БМС 1998, 348. Ложь во спасение. Книжн. Искупительная ложь, ложь ради спасения кого л. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 348 … Большой словарь русских поговорок

    ЛОЖЬ - Как таковая ложь во сне предупреждает о грозящей опасности. Если во сне вы пускаетесь на ложь ради корыстных интересов – наяву с вами поступят бесчестно. Ложь во спасение предвещает, что вам укажут на допущенные ошибки из самых лучших… … Сонник Мельникова

    ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка к рых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт… … Большая психологическая энциклопедия

    ЛОЖЬ, лжи, жен. Намеренное искажение истины, неправда, обман. Уличить во лжи. Мысль изречённая есть л. (афоризм). Л. во спасение и святая л. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.). У лжи короткие ноги (посл.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    СПАСЕНИЕ, я, ср. 1. см. спасти, сь. 2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.). Спасенья нет от кого (чего) (разг. неод.) о том, кого (чего) очень много; некуда… … Толковый словарь Ожегова

    Ложь - сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Ложь во спасение , Робертс Н.. Решившись на побег из родительского дома, чтобы выйти замуж за бизнесмена, юная Шелби не могла предположить, что спустя четыре года вернется в родной городок без мужа и с многомиллионными…

Мы в 2016 году будем свидетелями беспрецедентного предательства Московской патриархии своих прихожан. 2016 год начался предательством лжепатриарха Кирилла в Шамбези, через подписание проекта документов «Всеправославного собора». Один из них «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром». Который узаконивает экуменизм. Далее 2-3 февраля на «архиерейском соборе» МП все они были утверждены. Смотрите постановление «архиерейского собора», пункт 1,2,3. Нужно подчеркнуть, то, что не один архиерей не выступил против этих документов. Зато после собора митрополит Владивостокский Вениамин осуждал экуменизм. Какое лицемерие! Сначала проголосовал за, а потом делает вид, что он невинное дитя. Если бы у этого «дитяти» было бы, хоть немного совести, он бы отозвал свою подпись. Также не слышно «истинных» борцов за православие митрополита Онуфрия Киевского и митрополита Владимира Кишеневского. Вывод очевиден все они предатели! Одни идейные католики, другие страха ради иудейского.

И на этом фоне обращение схииеромонаха Рафаила (Берестова) к своим «владыченькам» о покоянии выглядит просто безумием. Сам Рафаил является частью этой экуменистической системы. Так как он призывает не покидать МП. В МП все архиереи экуменисты, но, по словам этого лжестарца она является благодатной. Вывод простой - лжестарец Рафаил сам еретик и причастник ереси экуменизма!!!

12 февраля 2016 г. состоялась встреча двух еретиков в Гаванском аэропорту. Облабызав друг друга, они назвали себя братьями. Подписали совместное заявление из 30 иудиных пунктов. С 1-ого по 7-ой пункт самое интересное - это, по сути, подтверждение Баламандской унии. Но пункт 5-ый среди них особенный:- « Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, происшедшей вопреки Преосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21).

Оказывается, католики отпали не за уклонение в многочисленные ереси, а раскол произошел из-за человеческой слабости и греховности. Это прямое богохульство и хула на святых Православной Церкви, которые, боролись с латинской ересью. Получается, по словам этих безумцев и предателей, наши святые заблуждались по человеческой слабости и греховности. Пункт 6 гласит: « Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призвать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников». ЭТО ЕРЕТИКИ КАТОЛИКИ УЧЕНИКИ ГОСПОДА?!

Можно долго обсуждать этот документ, но мы обсудим дальнейшие шаги МП к унии, а они очевидны. Но прежде ответим, тем, кто говорит, что встреча двух еретиков была не легитимна, так как «архиерейский собор» не уполномочивал лжепатриарха Кирилла на эту встречу. ГОСПОДА ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА И ПРОЧИСТИТЕ ВАШИ УШИ!!! 2-3 февраля был единогласно принят документ « Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром». Где такие встречи с еретиками приветствуются и узакониваются, поэтому-то еретик Кирилл после этой архиерейской сходки и полетел к своему папе, извините брату. Все архиереи МП косвенно благословили Кирилла на эту встречу. А далее будет интересней. С 19 по 27 июня сего года на о. Крит пройдет так называемый «Святой и Великий Собор Православной Церкви». Где будет окончательно

утвержден экуменизм - как учение Православной Церкви. И дорога к унии с католиками будет открыта. Об этом немного подробнее. Для нас, очевидно, что они уже в конце этого пути. Мы видим, что после этого « Вселенского Собора» разница в вероучении и обрядах уже не будет препятствием для объединения. Препятствие останется одно, папа требует принять свой примат - ПЕРВЕНСТВО НАД ПРАВОСЛАВНЫМИ!!!

Вам сообщаем, что документ «На пути к общему пониманию соборности и примата в Церкви в первом тысячелетии» готов! В нем, закрепляется первенство папы Римского над братом Кириллом и другими «Поместными Церквями мирового Православия».

18 сентября 2015 года в Риме члены Координационного Комитета Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между православными и католиками одобрили проект документа, который, будет направлен на рассмотрение 14-ой пленарной сессии Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между «Православной Церковью и Римско - Католической Церковью» в сентябре 2016 году. После подписания этого документа, на основании 14-ого и 15-ого пунктов документа «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром», который, будет утвержден «Всеправославным Собором» будет восстановлено полное общение с римо-католиками. Под это событие готов уже новый катехизис, который, даст новое толкование Символа Веры. Он вступит в силу примерно в сентябре (см. постановление архиерейского собора 2-3 февраля пункт 16).

Вот так хитро, в одно мгновение члены МП благодаря своим архиереям-предателям станут католиками, а католики их передадут в лапы антихриста!!!

ЧТОЖЕ ЕЩЕ ДОЛЖНЫ СОВЕРШИТЬ АРХИЕРЕИ-ПРЕДАТЕЛИ, ЧТОБЫ ЧЛЕНЫ МП ПОНЯЛИ, ЧТО ОНИ НАХОДЯТСЯ В ЛЖЕЦЕРКВИ И ПЕРЕСТАЛИ СЕБЯ УСПОКАИВАТЬ ПРОПОВЕДЯМИ ЛЖЕСТАРЦА РАФАИЛА (БЕРЕСТОВА) И ЕГО ПОДРУЧНОГО ЛЖЕИНОКА МИХАИЛА И ПОДОБНЫХ ИМ???!

Николай, Епископ Брянский.

) - ложь оправданная необходимостью, с благой целью; книжн. (Толковый словарь русского языка , Н. Ю. Шведова, 1992).

Это выражение буквальный перевод латинского Pia fraus. Выражение применил Овидий в рассказе о дочери Лигда («Метаморфозы», IX, 711). Лигд сказал своей беременной супруге, что она обязана родить мальчика. Если же та родит дочь, то он убьет младенца. Беременная Телетуза увидела во сне богиню, вдохновившую её, и когда родилась девочка, ради спасения выдала её за мальчика.

"705 Выпало: дочь родилась, а отец и не ведал об этом.
Девочку вскармливать мать отдает, объявив, что родился
Мальчик. Поверили все. Лишь кормилица знает про тайну.
Клятвы снимает отец и дает ему дедово имя,
Ифис - так звали того. Мать рада: то имя подходит
710 И для мужчин и для женщин; никто заподозрить не может.
Так незаметно обман покрывается ложью невинной ".

Девочка получила имя Ифис и её растили как мальчика, пока она не достигла совершеннолетия. К Ифис была посватана невеста, в которую та, считая себя мужчиной, влюбилась. Тогда её мать обратилась к богине, и та обратила Ифис в настоящего мужчину.

Близка по смыслу русская пословица - .

Фраза "Ложь во спасение" из Библии, но применяемое значение этого выражение расходится со смыслом этой фразы в Библии. Так, в старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17): «Ложь конь во спасение , во множестве же силы своея не спасется». Русский синодальный перевод этой фразы: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

Как видим, эта цитата из Библии не оправдывает ложь, но в речи фраза "ложь во спасение" означает оправданную ложь.

Примеры

"- Про какую это вы тетю говорили давеча? Что еще за тетя?

- Это ложь во спасение , - рассмеялась Ариадна. - Они не должны знать, что я без спутницы"

Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Георгий Горбачук, ректор Владимирской духовной семинарии, настоятель Спасо-Преображенского храма у Золотых Ворот, Владимир

Всегда ли спасительна правда?

Ответ, казалось бы, очевиден. Ложь - это грех, следовательно, она не может быть спасительна.

Но всё ли так однозначно? Всегда ли спасительна правда?

Давайте обратимся к Евангелию. Иуда не солгал. Он не Петра поцеловал, сказав, что это Иисус, и не Фому… Но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, является предательством и считается тягчайшим грехом. Такая правда - прямой путь в ад и она не может быть спасительна.

А если правда не всегда спасительна, логично предположить, что иногда лучше солгать, чем сказать правду.

Чтобы пояснить это утверждение, приведу следующий пример.

В советское время меня неоднократно вызывали в Комитет государственной безопасности для «проработки» (он располагался в здании, где теперь находится Владимирская духовная семинария). Как-то раз мне показали список фамилий и спросили, крестил ли я названных там людей.

Если бы я сказал правду и признался в совершении таинства, людей, занесённых в список, стали бы прорабатывать на партийных собраниях, лишили бы премий, сняли бы с очереди на квартиры и т. д. Поэтому я ответил сотруднику КГБ, что не крестил названных в списке, и объяснил суть проблемы следующим образом: «Мимо меня бежит человек в большом страхе, я вижу, как он прячется в кустах. Вскоре прибегает другой, с дубиной в руках, и спрашивает: «Не пробегал ли здесь кто-либо?» Если я покажу неверное направление, спрятавшийся будет спасён. Поэтому я отвечаю: не крестил никого из указанных Вами лиц». Он негодовал, но дело на том и закончилось.

Итак, Иудина правда погибельна, а ложь иногда необходима. Вынужденно необходима. Сказать, что она спасительна, было бы неверно. Ведь в ситуации, когда к Вам подбегает человек с дубиной, есть ещё один вариант поведения - быть мучеником правды и ответить: «Здесь был человек, я знаю, где он, но не скажу, даже если мне придётся умереть». Вопрос только в том, все ли способны на это?

Протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, Санкт-Петербург

Определить «наименьшее зло»

Если кто думает, что «ложъ во спасение» - цитата из Библии, то он ошибается. Это искаженная цитата из 32 псалма: Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложъ конь во спасенiе, во множестве же силы своея не спасется (Пс 32:16–17), по-русски: Ненадежен конь для спасения. Ложъ - в данном случае славянское краткое прилагательное мужского рода (в русском Синодальном переводе оно и переведено как «ненадежен»). Речь идет, как мы видим, о коне, однако в пословицу вошел совсем другой смысл. Другой пример употребления того же слова (и снова в Псалтири) - это псалом 115: Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложъ (Пс 115:2), то есть опять-таки «ненадежен». Мне кажется, когда мы стоим перед вопросом «лгать или не лгать» и при этом в пользу «лгать» нас склоняют различные соображения о благе или преодолении какого-то вреда, мы сталкиваемся с классической ситуацией выбора «наименьшего зла». Мы-то знаем, что в принципе, лгать - плохо, это грех, за это так или иначе если не угрызает, то укалывает совесть. Но бывают ситуации, когда на противоположной чаше весов («не лгать») оказываются перспективы еще худших последствий. Главный вопрос здесь, как всегда, в том, чтобы определить, что есть в той или иной ситуации «наименьшее зло». В самом ли деле данное конкретное вранье будет меньшим грехом и принесет меньше вреда, чем «правда-матка», которую человек готов «резать» по полной программе при любом раскладе? Не говоря уже о том, что совестливому человеку лгать даже «во спасение», даже в какой-то небольшой мелочи трудно и дискомфортно, так что обманывает он зачастую довольно неумело, и в конечном итоге от этого может выйти еще большее зло.

Если конкретизировать проблему, то нужно сказать, что ложь «в свою пользу» запретна, и прежде всего потому, что чаще всего «применяется», чтобы избежать неприятных последствий, наказания за преступление или расплаты за какую-либо ошибку. Допустимо солгать ради спасения жизни ближнего, укрывая его от преследования; иногда допустимо уклониться от истины, говоря о диагнозе смертельно больному человеку (подчеркиваю - иногда, так как очень многое зависит от самых разнообразных дополнительных обстоятельств). В целом же, если «ложь во спасение» и можно в каких-то конкретных редких ситуациях оправдать любовью к ближнему, то вообще она является весьма опасным инструментом, «замыливающим» глаз между любовью к ближним и неким «благом» по собственному разумению.

Священник Иоанн Охлобыстин, сценарист, писатель, Москва

В черном белого быть не может

Мне кажется, говоря о лжи, надо четко разграничивать два понятия - «ложь» и «утаивание». Ложь во спасение невозможна, а вот утаивание - да, в некоторых случаях оно, действительно, спасительно. Предположим, человек смертельно болен - это форс-мажорная ситуация, в которой сокрытие страшной правды - иногда единственный способ не дать ему пасть духом.

Но все-таки очень непросто самостоятельно, полагаясь лишь на свое представление о благе, решать, будет ли ложь в конкретном случае спасением. Мир существует по определенным законам, и событийный ряд - проявление этих законов, соответственно, он находится под патронажем Бога. Так или иначе, если ситуация произошла, значит она угодна Господу, либо спровоцирована нашими же поступками по попущению Божьему. Говоря неправду, мы коверкаем истину: в черном белого быть не может.

Протоиерей Георгий Блатинский, настоятель храма Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца, Флоренция, Константинопольский Патриархат

Ложная правда

Нет, я считаю, что ложь, под каким бы соусом она ни подавалась, недопустима. В Евангелии написано, что отец лжи - дьявол (Ин 8:44). Если мы творим ложь, думая, что спасаем кого-то или что-то - это обман. Ложь, а другими словами лукавство, к добру привести никого и никаким образом не может. Лукавство Духом Святым не совершается. Поэтому нужно стараться не допускать лжи в наших речах или поступках.

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать - это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород

Истлевшие лохмотья глянцевой лжи

Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу».

Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь - «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды.

При этом «ложь во избавление» - это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении.

Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест

Нельзя врать Богу

Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи - покаяние. Другой вопрос - говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

Авва Дорофей в своих поучениях писал, что «когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а должен каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения».

Мне кажется, проблема современных людей - разорвать круг лжи в их собственной жизни. Человек надевает одну маску в общении с близкими, другую - на работе, ещё одну - в кругу друзей, и, самое страшное, он надевает маску, когда начинает читать молитвенное правило или идёт в церковь. Он начинает врать Богу и теряет себя. В этой лжи распадается его собственная душа. Насколько человек духовно развивается, настолько же он освобождается от всякой лжи.

Священник Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург

С какой целью произнесена неправда?

Сказанная один раз неправда - это еще не сама ложь. Всякий может споткнуться, испугаться, попасть под давление более сильного. Ложь - это внутренняя установка, сложившееся мировоззрение или даже намеренное служение «отцу лжи». В основе лжи лежит неправильный жизненный ориентир. Поэтому нужно различать - с какой целью произнесена неправда?

Если я скрываю местоположение человека от людей, которые хотят подвергнуть его насилию, будет ли это ложью? Нет, потому что в основе есть желание послужить правде. Разве служили лжи герои-подпольщики, не выдавая своих товарищей? А будем ли мы служить лжи, если будем беречь своих детей от разлагающей информации? Конечно, нет. Но если мы в процессе их воспитания не будем исправлять свои недостатки, а просто всеми средствами скрывать их, - это будет ложью. Будем ли мы служить лжи, сберегая человека, ставшего на путь исправления, от прежних развращающих его связей? Нет, мы, например, вправе сказать старым дружкам, что того, за кого мы боремся, нет дома или он уехал.

Но можем ли мы не говорить человеку, что он смертельно болен? Если человек болен нравственно, нельзя от него это скрывать. Если человек болен физически и дни его сочтены, он тоже должен быть об этом извещен. Ему надо примириться с Богом, ближними, осознать реальность встречи с иным миром и быть готовым к ней. И часто в этой ситуации близкие выбирают путь «заговаривания зубов». «Мы его обманываем ради него». Но здесь есть лукавство. Создать человеку покойную атмосферу осмысления пройденного пути и расположить его к покаянию - большая и серьезная работа. И мы не хотим взваливать на себя еще и этот психологический груз.

Архимандрит Алексий (Шинкевич), ответственный сотрудник Белорусского экзархата по связям со СМИ, Минск

Промолчать ради любви

К сожалению, в пастырской жизни бывают такие ситуации, когда приходится не говорить истинную правду, но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Но не менее ответственна ситуация, когда приходится открывать истину, как бы нелицеприятна она ни была. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Вспоминаются слова отца Павла Флоренского, который заметил, что даже истина, даже правда - антиномична, противоречива.

Ибо не может быть у Бога неправда (Иов 34:10).

Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение, содействующий истине и правде особый внутренний голос Божий, или, как говорит апостол Иоанн, здесь нужен ум, имеющий мудрость (Откр 17:9).

Иеромонах Никон (Бачманов), преподаватель Ставропольской православной духовной семинарии, Ставрополь

Ложь - то, чего нет

Для человека размышляющего ответ очевиден, никакой грех (а ложь - это грех) не может нас сделать ближе к Богу, т. к. ложь есть злой вымысел сатаны, ложь - это, по сути, то, чего нет. Священное Писание осуждает ложь в любой форме: всякая неправда есть грех (1 Ин 5:17). Но вот когда приходится спускаться из области размышлений к реалиям жизни, то наша падшая природа подводит. Всякий человек лжив (Рим 3:4), говорит нам апостол Павел о нашей природе. Здесь, однако, нет противоречия. Если мы обратимся к Священному Писанию и житиям святых, то увидим, что в них ложь и хитрость либо однозначно осуждаются, либо имеют плачевные последствия. Например, ветхозаветному Иакову за обман отца пришлось долго терпеть скитание вдали от родного дома и ненависть брата. Да и сами каноны церковные не освобождают от ответственности тех, кто хотя и по нужде, но согрешил обманом (Последование о исповеди. Требник). Сказать, безусловно, возможна ли ложь во спасение, - нельзя. А вот на вопрос, приведет ли ложь к спасению нашей души, ответ однозначный - нет! «Ложь заключает двери к молитве. Ложь изгоняет веру из сердца человека. Господь удаляется от человека, творящего ложь» (свт. Феофан Затворник).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры