Танцы минус. История группы танцы минус Танцы минус состав группы

Главная / Психология

До 1992 г. Вячеслав Петкун играл пост-панк в питерской группе "Тайное голосование". Группа "Танцы минус" собралась в 1995 г. и вскоре после этого приняла участие в фестивале "Поколение 96", где спела песню "Десять капель" … Читать всё

Коллектив, выросший из брит-попа и русского рока. Легкие, незамысловатые, романтичные мелодии. Солист Вячеслав Петкун прославился своей прямолинейностью и нелюбовью к журналистам.

До 1992 г. Вячеслав Петкун играл пост-панк в питерской группе "Тайное голосование". Группа "Танцы минус" собралась в 1995 г. и вскоре после этого приняла участие в фестивале "Поколение 96", где спела песню "Десять капель" и заняла четвертое место. В июле 1996 г. Вячеслав Петкун с басистом Олегом Полевщиковым переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. В 1997-1998 гг. коллектив активно играет в московских клубах. В то же время был записан дебютный альбом группы "Десять капель", представлявший собой синтез свинга, джаза и новой волны и примечательный использованием саксофона и виолончели. Состав музыкантов, участвовавших в записи альбома, был смешанный - питерско-московский (нынешний состав группы формировался долго: сменился не один гитарист, басист. - из первоначального состава остался только Вячеслав Петкун), звукорежиссером был Владимир Овчинников. Некоторые песни из альбома "Десять капель" были включены в сборники молодежной гитарной музыки "2000% живой энергии", средили основателей сборника был сам Петкун. Режиссер А.Новоселов снял клип на песню "Десять капель", давшую название альбому. Популярность пришла к группе после того, как в 1999 г. вышел "Сборник совершенно иной музыки У1" с песней "Город": на "Хит-параде слушателей У1" композиция заняла третье место и зазвучала на радиостанциях. "Танцы минус" успешно выступили на "Максидроме-99", в ДС "Юбилейный" и в Лужниках на фестивале "Мегахауса". В том же году группа записала свой второй альбом "Флора/Фауна" (звукорежиссер Иван Евдокимов, первоначальный вариант названия "Без испуга."). На презентации диска присутствовали всевозможные обитатели зоопарка: удав, крокодил, леопард и др. Альбом был признан одним из самых удачных поп-альбомов года. По крайней мере, четыре песни с этого альбома стали хитами: "Город", "Танцы", "Иду", "Цветут цветы". Режиссер Лина Овдиенко сняла футуристический компьютерный клип на песню "Цветут цветы" (на студии мосфильм-Эмми). Также снят видеоклип на песню "Город". Весной 2000 г. режиссер и сценарист Алексей Сеченов снял клип на песню "Дерево" с участием Вячеслава Петкуна, Кати Масловской (примы Мюзикла "Метро"), а также ящериц и тараканов.

После - "Теряя Тень", представленный публике как последний альбом коллектива. Несмотря на скорейшую риенкорнацию, группе потребовалось около трех лет чтобы устроить релиз пластинки "ЭЮЯ", в подарочном издании которой было выпущенно приложение со всеми клипами "Танцев Минус".

На данный момент к выходу готовится шестой альбом группы. Единственная песня с которого поступила в ротацию радиостанций "НАШЕ" и "Maximum"- называется "Оно".

В Минске побывали «Танцы минус» - группа, пик популярности которой пришелся на конец 1990–х, когда суперхиты про «город–сказку» и цветущие среди зимы цветы заполнили все теле– и радиоэфиры. Потом было еще много хороших и грустных песен, благодаря которым лидера коллектива Вячеслава Петкуна немедленно записали в новые рок–герои, однако настоящая (всенародная!) известность пришла к музыканту в 2002 году. Сегодня Петкун практически не поет ту самую Belle: признается, что за два года участия в российской версии мюзикла Notre–Dame de Paris порядком от нее подустал. К слову, свою работу в постановке (помните его горбуна Квазимодо?) Петкун вспоминать тоже не любит, иначе как ошибкой молодости то время музыкант не называет. В последние годы популярность «Танцев минус» поутихла, однако народная любовь остыть не успела: бесплатное выступление коллектива в столичном парке Победы на День танкистов собрало, по подсчетам организаторов, более 100 тысяч человек.

ФОТО ALLINMOS.RU

Последние несколько лет о вас ничего не было слышно. В Беларуси по крайней мере. Эта позиция сознательная или вынужденная?

Мы продолжаем делать то, что делали все это время: пишем музыку, играем концерты. Те, кто интересуется нашим творчеством, знают, что мы никуда не пропадали. Минск, Екатеринбург, Москва, Петербург - у нас нормальная гастрольная жизнь. Другое дело, что мы пропали из средств массовой информации - и сделали это совершенно сознательно. Мы практически не даем интервью, принципиально не снимаем клипы и соответственно не мелькаем в телевизоре. Считаю, что все это уже давно никому не нужно. У меня изменились приоритеты, сейчас я ориентируюсь на семейные ценности, музыку, но никак не на популярность. Шел, например, по Минску на концерт, и меня никто не узнал.

- Вас это огорчило?

Не особо. Хотя я никогда не испытывал дискомфорта от того, что меня узнают на улицах, просят автографы или фото на память. Был момент, когда я состриг свои длинные волосы и меня вообще перестали узнавать. Жить однозначно стало легче.

- А когда вас называют рок–героем - импонирует?

Никаким героем я себя, в принципе, никогда не ощущал. Пишут, конечно, всякое, но я даже не могу сказать, что музыка, которую мы играем, это чистый рок. Для себя я всегда определял идеологию рока как некую позицию отрицания всего официально существующего. Может, кто–то осудит, скажет, что для известности нужно больше пиара, мелькания в шоу, но нам это не нужно. И это наша жесткая позиция, которая сейчас наиболее проста и удобна. Это позволяет нам делать все, что захочется. Например, раз в год играем акустические концерты. Самый первый был во МХАТе.

К слову, о театре. После «Нотр–Дам» вы отвечали категорическим отказом на любое другое предложение вновь сыграть в мюзикле. Почему?

Потому что мне это уже неинтересно.

- А тогда, получается, было интересно?

И тогда было неинтересно. Ошибкой молодости это было, понимаете? Я вообще не собирался там участвовать. Проблема в том, что в те годы я находился в состоянии волчка, мне было без разницы, куда он меня закрутит. И я согласился, не смог сказать хорошим людям «нет». До последнего думал, что соскочу. Но не получилось, пришлось играть. Около двух лет продлилась эта история, и когда она наконец закончилась, я выдохнул спокойно.

- А если предложат сейчас, но за очень большие деньги, согласитесь?

Откажусь. Деньги вообще никогда не были стимулом. А что было? Личный интерес. Все, что я делаю, это для того, чтобы не было скучно, чтобы не чувствовать себя погибающим листком. Позвали на концерт в Минске - с удовольствием приехал. Даже не вспомню, когда был здесь в последний раз. Поразило, что каким чистым был город, таким он и остался. Это радует. Вообще, Минск напоминает машину времени в хорошем смысле. Я как будто в детство вернулся.

Коллектив, выросший из брит-попа и русского рока. Легкие, незамысловатые, романтичные мелодии. Солист Вячеслав Петкун прославился своей прямолинейностью и нелюбовью к журналистам.
До 1992 г. Вячеслав Петкун играл пост-панк в питерской группе "Тайное голосование". Группа "Танцы минус" собралась в 1995 г. и вскоре после этого приняла участие в фестивале "Поколение 96", где спела песню "Десять капель" и заняла четвертое место. В июле 1996 г. Вячеслав Петкун с басистом Олегом Полевщиковым переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. В 1997-1998 гг. коллектив активно играет в московских клубах. В то же время был записан дебютный альбом группы "Десять капель", представлявший собой синтез свинга, джаза и новой волны и примечательный использованием саксофона и виолончели. Состав музыкантов, участвовавших в записи альбома, был смешанный - питерско-московский (нынешний состав группы формировался долго: сменился не один гитарист, басист. - из первоначального состава остался только Вячеслав Петкун), звукорежиссером был Владимир Овчинников. Некоторые песни из альбома "Десять капель" были включены в сборники молодежной гитарной музыки "2000% живой энергии", средили основателей сборника был сам Петкун. Режиссер А.Новоселов снял клип на песню "Десять капель", давшую название альбому. Популярность пришла к группе после того, как в 1999 г. вышел "Сборник совершенно иной музыки У1" с песней "Город": на "Хит-параде слушателей У1" композиция заняла третье место и зазвучала на радиостанциях. "Танцы минус" успешно выступили на "Максидроме-99", в ДС "Юбилейный" и в Лужниках на фестивале "Мегахауса". В том же году группа записала свой второй альбом "Флора/Фауна" (звукорежиссер Иван Евдокимов, первоначальный вариант названия "Без испуга."). На презентации диска присутствовали всевозможные обитатели зоопарка: удав, крокодил, леопард и др. Альбом был признан одним из самых удачных поп-альбомов года. По крайней мере, четыре песни с этого альбома стали хитами: "Город", "Танцы", "Иду", "Цветут цветы". Режиссер Лина Овдиенко сняла футуристический компьютерный клип на песню "Цветут цветы" (на студии мосфильм-Эмми). Также снят видеоклип на песню "Город". Весной 2000 г. режиссер и сценарист Алексей Сеченов снял клип на песню "Дерево" с участием Вячеслава Петкуна, Кати Масловской (примы Мюзикла "Метро"), а также ящериц и тараканов.
Далее последовал саундтрек к фильму "Выход", что так и прошел незамеченным на российских кинопремьерах.
После - "Теряя Тень", представленный публике как последний альбом коллектива. Несмотря на скорейшую риенкорнацию, группе потребовалось около трех лет чтобы устроить релиз пластинки "ЭЮЯ", в подарочном издании которой было выпущенно приложение со всеми клипами "Танцев Минус".
На данный момент к выходу готовится шестой альбом группы. Единственная песня с которого поступила в ротацию радиостанций "НАШЕ" и "Maximum"- называется "Оно".

До этого лидер группы Слава Петкун выступал в ленинградской панк-формации "Тайное голосование" - вплоть до 92 года.


"Танцы Минус" собрались незадолго до фестиваля "Поколение 96", на котором и были замечены.

Период с 92 по 95 он занимается чем угодно, только не музыкой. Стабилизировав состав, Петкун вместе с басистом Олегом Полевщиковым переезжает в Москву. В столице у них был всего один друг... Дело было в июле 96 года. 1997-1998 года группа беспрерывно выступала в московских клубах - порой до трех сетов в день.

"После сезона 98 года я подсчитал количество концертов, -вспоминает Петкун. - Получилось больше ста. Я просто охренел". Параллельно концертам смешанным составом московско- питерских музыкантов был записан дебютный альбом "10 капель", музыка в котором тяготела к синтезу свинга, джаза и новой волны.

Примечательно, что в записи (звукорежиссер -Владимир Овчинников) использовались такие инструменты, как саксофон и виолончель. "В этом альбоме мы не думали о том, чтобы выдерживать какую-то музыкальную эстетику, - вспоминает Петкун. - Совершенно точно, что мы не отдавали себя отчета в том, что делаем". Часть песен с альбома впоследствии вышли на сборниках молодежной гитарной. музыки "2000% живой энергии". Но до высшей лиги было еще далеко. Прорыв произошел в 1999 году - вскоре после выхода песни "Город" на "Сборнике совершенно иной музыки У1".

После подведения итогов "Хит-парада слушателей У1" "Город" занял на сборнике почетное третье место, пропустив вперед лишь "Мумий Тролль" с Земфирой. Затем последовало успешное выступление Танцев минус¬ на "Максидроме - 99", в ДС "Юбилейный" и в Лужниках на фестивале "Мегахауса". Летом - осенью 99 года группа закончила работу над своим вторым альбомом "Флора и фауна". Примерно в это же время были сняты видеоклипы на песни "Город" и "Цветут цветы".

Лидер группы «Танцы Минус» - культовый персонаж Слава Петкун - остается одной из самых ярких и нестандартных фигур отечественного музыкального пространства. Мастер эпатажа, артистичный циник, «ходячий скандал», как называют его журналисты, Петкун всегда умудряется оставаться самим собой: на сцене, в мюзикле или в роли ведущего телевизионного ток-шоу.
Вячеслав и его группа не из тех кол­лек­тивов, кто искусственно раздувают шумиху вокруг себя: никаких телешоу из разряда «Звезды пляшут и поют». Этот подход себя оправдывает, ведь поклонники любят «Танцы Минус», прежде всего, именно за творчество, старое и новое: за любимые мелодии, за те песни, которые навсегда отпечатались в памяти жителей двух столиц, за какую-то свою харизму, какой нет у их последователей или подражателей.В своей фирменной манере, сочетающей дозированную скандальность, обаяние и «пофигизм», Петкун сенсационно легко и быстро занял первые места в хит-парадах и весьма заметную нишу в шоу-бизнесе. На счету «Танцев Минус» – пять альбомов, 11 клипов, а также огромное количество слухов, мифов и легенд, сопровождающих каждый шаг Петкуна.

Петкун постоянно (и крайне успешно!) пробует себя в новых и новых амплуа: актера (см. недавний фильм Александра Миндадзе «В субботу», попавший прямиком в конкурс Берлинского кинофе­сти­ва­ля), арт-директора «16 Тонн» или, например, спортивного комментатора в теле- и радиоэфирах. Его выступления в специализированных изданиях и телепрограммах с разгромной и одновременно глубоко компетентной критикой игры сборной России по футболу давно уже стали «притчей во языцех».
В то же время Петкун не забывает и о своей музыкальной ипостаси: все без исключения хиты группы уверенно штурмуют музыкальные хит-парады и Интернет – пространство, а на счету «Танцев Минус» успешные альбомы, клипы и полные залы от Калининграда до Владивостока.

"Танцы Минус" собрались незадолго до фестиваля "Поколение 96", на котором и были замечены. До этого лидер группы Слава Петкун выступал в ленинградской панк-формации "Тайное голосование" - вплоть до 92 года. Период с 92 по 95 он занимается чем угодно, только не музыкой. Стабилизировав состав, Петкун вместе с басистом Олегом Полевщиковым переезжает в Москву. В столице у них был всего один друг... Дело было в июле 96 года. 1997-1998 года группа беспрерывно выступала в московских клубах - порой до трех сетов в день.
"После сезона 98 года я подсчитал количество концертов, -вспоминает Петкун. - Получилось больше ста. Я просто охренел". Параллельно концертам смешанным составом московско-питерских музыкантов был записан дебютный альбом "10 капель", музыка в котором тяготела к синтезу свинга, джаза и новой волны.
Примечательно, что в записи (звукорежиссер -Владимир Овчинников) использовались такие инструменты, как саксофон и виолончель. "В этом альбоме мы не думали о том, чтобы выдерживать какую-то музыкальную эстетику, - вспоминает Петкун. - Совершенно точно, что мы не отдавали себя отчета в том, что делаем". Часть песен с альбома впоследствии вышли на сборниках молодежной гитарной. музыки "2000% живой энергии". Но до высшей лиги было еще далеко. Прорыв произошел в 1999 году - вскоре после выхода песни "Город" на "Сборнике совершенно иной музыки У1".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры