Техника акриловой живописи: основы. Как рисовать акриловыми красками на холсте, бумаге, советы Рисунки акриловыми красками на бумаге

Главная / Психология

Акварель, карандаши, фломастеры - все это знакомо нам еще с детства. А вот акриловые краски для рисования появились в продаже относительно недавно, и не все знают, как правильно ими рисовать. Эта статья поможет разобраться в данном вопросе.

Немного об акриловых красках

Акриловые краски для рисования - вариант универсальный: ими можно рисовать на самых различных поверхностях. Бумага, картон, стекло, дерево, пластик, холст и даже металл - все эти материалы отлично подходят для живописных и декоративных работ акриловыми красками. Большой творческий простор, возможность реализации своих идей и фантазии - вот за что многие полюбили этот вид красок.

Для рисования ими подойдут как натуральные кисти, так и синтетические, а также мастихин и, если правильно разбавить краски водой, аэрограф. Тем, кто раньше уже рисовал гуашью или акварелью, рисовать акриловыми красками будет проще простого. Если вы приобретете набор акриловых красок для рисования, то получите ряд преимуществ перед другими видами красок: они не растекаются, не выгорают, не растрескиваются и быстро сохнут.

Рисование акриловыми красками для начинающих: инструкция

Если научиться рисовать акриловыми красками, то можно добиться превосходных результатов. Например, если смешать краску с водой, то удастся добиться эффекта акварели. Если использовать для рисования мастихин или грубую щетинистую кисть, то будет эффект картины, написанной масляной краской. Итак, поговорим о самом процессе подробнее.

Рабочее состояние краски

В связи с тем что акриловые краски для рисования невероятно быстро сохнут, следует выдавливать их из тюбика совсем понемногу. И обязательно стоит приобрести распылитель для увлажнения краски в случае использования обычной, невлажной палитры.

Вытирайте кисть

Каждый раз при мытье кисточек необходимо вытирать их тряпочкой или же бумажным полотенцем. В этом случае капли, стекающие с кисти, не будут попадать на рисунок и оставлять на нем некрасивых разводов.

Прозрачность цвета

Если рисовать акриловыми красками толстым слоем прямо из тюбика или же лишь слегка разбавить их водой на палитре, то цвет будет насыщенным и непрозрачным. А если развести водой, то прозрачность цвета будет такой же, как у акварельных красок.

Отличие акриловой размывки от акварельной

В отличие от акварельной, акриловая размывка быстро высыхает, фиксируется на поверхности и становится нерастворимой. А это позволяет наносить на высохшие слои новые, не боясь повредить предыдущие.

Лессировка

Если нужна лессировка в несколько полупрозрачных слоев, то слои нужно наносить очень тоненько, чтобы был виден нижний слой. То есть акриловую краску необходимо наносить на поверхность очень аккуратно, равномерно, тонко.

Текучесть

Улучшить текучесть таким образом, чтобы не изменилась интенсивность цвета, можно специальным разбавителем, но не водой.

Смешивание цветов

Так как акриловые краски для рисования сохнут очень быстро, то и цвета нужно смешивать быстро. Если смешивание происходит не на палитре, а на бумаге, стоит предварительно увлажнить ее - это увеличит скорость.

Резкость границ

Чтобы углы получились резко и остро очерченными, можно без вреда для рисунка на высохшую краску наклеить маскирующую малярную ленту. Но необходимо убедиться, что края прилегают плотно. Также не следует рисовать слишком быстро по краям ленты.

Рисование акриловыми красками на холсте: особенности

Для того чтобы придать холсту белизну, его следует покрыть акриловой грунтовкой. Но если есть желание придать работе контраст, то можно использовать и темную акриловую эмульсию. Нанести грунтовку можно с помощью кисти в один или два слоя. Но если поверхность большая, то это не очень удобно. В этом случае холст следует разместить горизонтально и вылить на него грунтовку, при этом скребком распределяя ее тонким слоем по всей площади холста.

Правильное освещение для работы с акриловыми красками

Умелая организация рабочего места положительно влияет на процесс творчества. Стоит соблюдать некоторые правила, чтобы работать было комфортнее и быстрее. Освещение должно быть ровное и рассеянное, одинаковое в течение всего рабочего процесса. Свет должен находиться слева от холста и ни в коем случае не должен слепить творца.

Проще говоря, чем больше слоев вы наносите, тем менее прозрачной становится краска и тем сильнее она скроет лежащие в основе цвета и тона. Следовательно, гораздо важнее понять, как это предотвратить и освоить методы, которые не будут полностью покрывать и заливать базовый слой краски. Наример, выцарапывание, лессировка и выделение цветов.

Для этого метода подходит идеально гладкая поверхность, так как мазки кистью будут на ней текстурно выделяться. Ничто не будет мешать ровным аккуратным мазкам, что очень важно для рисования мелких деталей.

В зависимости от того, как вы подготовили грунтовку, вы можете выбрать впитывающий или невпитывающий метод работы. В данном случае грунтовка является очень впитывающей. Поскольку мы используем акриловые краски, эта особенность особенно затрагивает только первый слой акрила, поскольку эта краска очень чувствительно реагирует на рельефную поверхность расписываемого объекта.

Всегда смачивайте кисть перед тем, как погрузить ее в краску. Вода смягчает краску, замедляет ее высыхание.

Края мелкого акрилового мазка сохнут очень быстро, так что смешивание его с другим цветом или разбавление водой невозможно.

Если вначале смочить небольшую область, то можно будет нанести мягкие мазки...

А также выиграть время для того, чтобы добавить другие цвета и дать им смешаться.

Чтобы улучшить распространение и смешивание красок, добавьте небольшое количество замедлителя густения для акрила (медиума), который сохнет быстрее, чем вода.

Цвета, смешавшись с водой, тускнеют и теряют глубину (матовый замедлитель густения имеет тот же эффект)

Достойный компромисс: используйте смесь воды и глянцевого замедлителя, чтобы смочить поверхность или смешайте ее с краской.

Если цвета высохли и потускнели, нанесите тонкую полоску смеси, чтобы вернуть блеск.

Немного цветной краски, смешанной с замедлителем загустения создает эффект лессировки, перелива – и добавляет богатства цвету.

Немного белого добавляет оттенок основному цвету – мягкость и глубину.

Большое количество краски на кисточке позволяет нанести жирный мазок или слой краски.

Края густого мазка остаются влажными намного дольше, так что с помощью мокрой кисти их можно «размазать».

Мазки. Добавка замедлителя загустения к цвету добавляет прозрачности.

Эти быстросохнущие смеси наносятся быстро, образуя блики.

Неразбавленная краска из тюбика придаст форму кисточке...

Для лессировки. Возникающая структура развивается по мере наложения слоев.

Dry Brushing– растушевка переходов между смежными областями разных цветов с помощью сухой кисти;

Feathering – соединение смежных областей резкими острыми линиями;

Stippling – для создания выпуклых точек на рисунке используйте метод точечного раскрашивания.

Инструкция

Акриловая краска, разбавленная водой, приобретает характерные черты акварели – прозрачность и нежность оттенков. Чтобы достичь такого эффекта в рисунке, приготовьте две емкости для воды – в одной вы будете мыть кисточку, другая должна оставаться чистой.

Используйте для работы с разведенным акрилом мягкие кисточки, подходящие для акварели: для заливки больших поверхностей подойдет , для проработки деталей в письме по сухому листу – колонок.

Чтобы получить плавный переход одного цвета в другой, используйте технику «по сырому». Смочите лист чистой водой и сразу же нанесите на него слои разных оттенков. В месте их соприкосновения краски будут смешиваться и образовывать живописные наплывы.

Особенность акрила заключается в его быстром высыхании. Корректируйте рисунок и размывайте его границы непосредственно после нанесения краски, через несколько секунд она застынет, и все грани мазка станут четкими и заметными.

Дождавшись, когда высохнет первый слой краски, нанесите на него следующий, другого оттенка. В отличие от акварели, акриловые краски не смешаются в «грязный» цвет, а будут просвечивать через все последующие тонкие слои. Благодаря этому с помощью наложения можно получить глубокие сложные тона.

Пятна акрила разного цвета можно «объединить» завершающим слоем нейтрального оттенка. Он задаст один тон всем участкам рисунка, но не смешается с цветом ни одного из них.

Если акрил не разводить водой, им можно писать как маслом. В качестве основы подойдет как бумага, так и загрунтованный холст. В этом случае лучше взять жесткие кисти – щетину и синтетику.

Акриловые краски обладают хорошей укрывистостью, поэтому ими можно зарисовать неудавшийся фрагмент и по этой основе пройтись новым слоем краски. Это удобно при «послойном» создании рисунка: можно закрасить цветом весь фон, затем предмет на нем залить белой основой и расписать любым цветом – оттенок будет ярким и чистым.

Акрил можно использовать не только как основной материал, но и как вспомогательный. Часто им создается так называемый подмалевок в , которые будут завершены маслом.

Видео по теме

Акриловая краска - это эмульсия, которая получается путем добавления в воду пигментов, а также связующей основы на базе полимеров в виде полиакрилатов или же их сополимеров. Такое сочетание практически можно назвать акриловым латексом, ведь краски потрясающе устойчивы и «некапризны».

Частицы полимеров и пигменты акриловых красок не способны растворяться в водной среде, что обеспечивает получение стойкого и прочного цветного покрытия при нанесении состава на поверхность после испарения воды из него.

Применение

Акриловая краска может применяться для окрашивания различных поверхностей. Ею отделывают стены и потолки, выполненные из кирпича, наносят сверху штукатурки, обоев, гипсокартона, а также окрашивают элементы конструкций из ДВП и ДСП.

Такое широкое использование акриловых красок можно объяснить их хорошими качественными показателями и преимуществами перед иными видами красок. В первую очередь на них не влияют перепады температур, а составы отличаются своей цветоустойчивостью - их оттенки и текстура не изменяется по истечению времени. Кроме того, некоторые акриловые краски являются влагостойкими. Также на поверхности сухой смеси не образуется трещин, что обеспечивает ее целостность - покрытие имеет эластичную основу, которая устойчива к механическим влияниям различного рода.

Еще одним преимуществом акриловой краски можно назвать ее высокое укрывающее действие и надежное закрашивание нижних слоев или других погрешностей. Краски на основе акрила не токсичны, не имеют резкого запаха и быстро сохнут после нанесения.

Работа с акрилом

Нанесение акриловой краски может осуществляться на любые поверхности при помощи кисти, валика или же специально предназначенных устройств в виде распылителей, что позволяет самостоятельно окрашивать потолки и стены. При помощи таких красок имеется возможность создавать уникальные интерьерные решения, наполненные широкой цветовой палитрой. Что же касается оттенка, то можно купить акриловую краску белого цвета и любой колер для нее - добавляя небольшими порциями выбранного цвета, можно достичь желаемого оттенка. Следует отметить, что в большинстве случаев предлагается матовая краска, однако существует смесь с приятным шелковым отблеском.

Выбор красящего состава

Современный строительный рынок предлагает потребительскому спросу широкий ассортимент акриловых красок - для использования при наружной и внутренней отделке, для облицовки фасадов, покрытий стен и потолков, а также комбинированные типы смесей, предназначенных как для наружных и внутренних работ, так и для отделки потолка и стен.

Сказать, что та или иная марка сегодня лучшая на рынке, нельзя, однако есть ряд параметров, которые доминируют у производителей качественных материалов. Так, для внутренних отделочных работ выбирайте краски, которые имеют маркировку «для внутренних работ», такие краски практически не имеют запаха. Подойдут и краски с маркировкой «для потолков и стен». Универсальные являются вариантом компромиссным, для декорирования их использовать не стоит, обычно приобретают их строители для чистовых работ в новых помещениях.

По цветопередаче и эстетичности лучшими считаются глянцевые акриловые краски, но для росписи или докаративно прикладного творчества использовать все же нужно полуглянцевые. Матовые краски – оптимальный вариант для тех, кто увлекается бакиком.

По желанию потребитель может выбрать ударопрочную, моющуюся, а также устойчивую к истиранию акриловую краску. Качественная акриловая краска способна прослужить по своему назначению до 10 лет.

Акрил относительно новый материал в художественном мире и гораздо моложе масла, но может стать его прекрасной альтернативой. Акриловая краска представляет собой водно-дисперсную краску на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутил акрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей. Это значит, что рисовать ей можно с применением воды, не требуется никаких разбавителей и масел.

В зависимости от техники акрил может быть похожим на акварель или масло. После высыхания краска превращается в эластичную пленку, не тускнеет со временем и может даже выставляться на улице, так как устойчива к внешним воздействиям. После высыхания акрил немного темнеет, это стоит учитывать при рисовании.


Акрил - вещь прекрасная, он почти не пахнет, дешевле масла и рисовать им можно практически на любой поверхности. Подойдет и бумажный скетчбук (листы лучше брать поплотнее, потому что бумага может пойти волнами), и холст на картоне, и картон. Если рисовать на деревянной поверхности, лучше ее сначала прогрунтовать. Рисовать удобнее всего синтетикой и щетиной, потому что краска тяжелая и нежные кисточки вроде белки или пони быстро портятся, плюс кисти сразу же после работы необходимо мыть, иначе краска засохнет и кисть будет безнадежно испорчена. В банку с водой лучше наливать прохладную, а не теплую воду - от нее акрил может застывать в основании пучка кистей. После работы следите, чтобы все тюбики и банки с краской были плотно закрыты, иначе краска высохнет.

Если использовать больше воды - акрил может быть прозрачным, хотя и уступает акварели, но рисовать лессировками все равно можно. После высыхания акриловые лессировки не размываются, поэтому можно без опаски рисовать сверху. Я предпочитаю имитировать масло, поэтому пишу жирными мазками. В этом случае можно вообще не использовать воду, но я все-таки промываю в процессе кисти, правда отжимаю их, чтобы лишнюю воду не нести на холст. Можно писать прозрачными мазками поверх плотной подложки. Самый крутой вариант - писать на холсте на картоне. Такую картинку удобно вставить в раму, если нужно, она легкая и выглядит более презентабельно, фактура же полностью имитирует холст, что добавляет иллюзию масляной живописи, особенно если использовать мастихин.


Прелесть и одновременно сложность акриловых красок в том, что они быстро сохнут, поэтому даже на палитре краски высыхают. Можно использовать замедлитель высыхания, однако о нем я сказать ничего не могу, не пробовала.
Я использую специальную палитру, чтобы слегка замедлить высыхание.

Беру фарфоровую или стеклянную тарелку (она более устойчивая), застилаю ее бумажными полотенцами и мочу под краном всю конструкцию. Воды должно быть прилично, но немного отжать полотенца стоит. Поверх полотенец кладу лист обычной кальки, у меня она слегка глянцевая, что удобно, кисточки лучше скользят. Слегка прижимаю кальку, чтобы она стала влажной, но не промокла совсем. Теперь можно выдавливать краску на кальку, под ней будет вода и краска в этом случае сохнет медленнее. Сразу много краски выдавливать не стоит. После работы можно закрыть палитру пищевой пленкой и поставить в холодильник, краски могут остаться жидкими до нескольких дней. Такой способ на самом деле позволяет экономить краски. Очень удобно в процессе работы пользоваться небольшим пульверизатором смачивая краски на палитре. Перед рисованием кисти можно замочить на ночь в воде, так они вберут в себя некоторое количество воды и не будут впитывать ее в процесс работы.

Я пробовала акрил разных производителей, зарубежные марки круты несомненно, из отечественных мне очень нравится серия Мастер-класс и Ладога, рисую в основном ими. Если попадется акрил Гамма - не тратьте деньги, он ужасен и отвратителен. Акрил бывает в банках и тюбиках, в манках краска более жидкая, в тюбиках более густая. Я предпочитаю тюбики, они удобнее, занимают меньше места и краска более маловероятно высохнет внутри тюбика. Идеальный акрил слегка жидковатый и одновременно густой, по консистенции должен быть примерно как майонез. В нем не должно быть комков и он не должен быть совсем густым, как зубная паста. В этом случае очень трудно делать плавные гладкие градиенты и сложно вообще размазать его по поверхности. Гамма как раз с комками и слишком густая, причем в каждом тюбике краска будет разной по консистенции.

Для того, чтобы попробовать, не обязательно покупать 100500 цветов сразу, акрил хорошо смешивается и набора в 6-12 цветов может оказаться вполне достаточно.
По своему опыту советую избегать ультрамарина в качестве базового синего цвета, лучше взять что-нибудь вроде голубой ФЦ или кобальта синего. Также стоит подобрать нейтральную зелень - зеленую среднюю например. Белила самые лучшие титановые, они не желтеют со временем. Вот идеальный на мой взгляд набор для новичков, очень бюджетный по цене и отличного качества.

Есть еще такой момент - если у вас предполагается темный фон, не закрашивайте все полотно. Лучше оставить незакрашенными те участки, которые должны быть другого цвета. Акрилом очень сложно перекрываются темные цвета типа черного и темно-синего. В противном случае придется закрашивать объекты белым и лишь после этого писать поверх нужным цветом.

Акрил прекрасно сочетается с другими материалами, например маркеры, тушь, цветные ручки, та же акварель, пастель. Возможности практически безграничны, поэтому акрил так любят художники работающие в технике mixed-media.

Акрил почти не отмывается с одежды, поэтому фартук может оказаться очень не лишним.

Напоследок в галерее несколько дополнительных картинок в разных техниках, все картинки в посте взяты с пинтереста.

Желание украшать мир во круг себя – естественное чувство для каждого человека, для этого в помощь приходят различные материалы. И на первом месте стоят, конечно, краски. Как пользоваться правильно и пошагово акриловыми красками специально для рисования на определённых материалах вы узнаете из этой статьи.

Как пользоваться акриловыми красками для рисования на разных материалах

Сначала давайте разберёмся, из чего делают акриловую краску. В её состав входят:

  • пигмент, который предаёт краске цвет;
  • связующее вещество, которое называют акриловой полимерной эмульсией;
  • вода, что позволяет разбавлять краску до требуемой вязкости.

Акрил широко применяется для поделок и прочих видов творческих работ, так как он хорошо сохнет, а цвет всегда отличается яркостью, не выгорает на солнце и не темнеет с течением времени. Краски из акрила полностью безопасны, поэтому их можно использовать даже для росписи детских игрушек.

Акриловые краски удобны в работе. Они достаточно быстро высыхают, их можно разбавлять до нужной вязкости или использовать прямо из упаковки. Между собой краски хорошо смешиваются, что позволяет получить желаемый оттенок даже из небольшого набора цветов.

Такие краски продаются в специализированных отделах и в простых канцтоваров. Можно найти изделия и естественных и иностранных производителей.

Изучаем область применения акриловых красок

Акрилом пишут картины на картоне и бумаге. Акриловые краски широко применяются для батика и рисования на ткани и коже.

Краска так же используется для рисования на деревянные изделиях, металле, стекле, пластике и много другом. Интересным вариантом декларирования может стать роспись на камнях. Вы можете сделать панно, картину, сувенир и даже украшение наподобие тех, что представлены на фото.

Рассмотрим применение акриловых красок для росписи пластмассы

Чтобы окрасить пластик, как и любой материал его нужно очистить и обезжирить. На изделии категорически должны отсутствовать пятна жира, масел и битума.

Неровные места или шершавые поверхности лучше аккуратно пройтись шкуркой или мелкой наждачной бумагой. Рекомендуется проводить этот процесс под водой. Если пластмасса ранее уже окрашивалась – обработайте её растворителем и снимите старую поверхность.

Не лишним для пластмассы станет применение антистатика, так как пластик накапливает статическое напряжение и в процессе окраски к поверхности могут притягиваться ворсинки и пыль.

Если изделие повреждено, то разумно воспользоваться специальной шпатлевкой, чтобы выровнять поверхность.

Не исключается и использование кисти. В этом случае важно исключить попадания ворсинок на поверхность. Помните, что кисточкой удобно работать с мелкими деталями, но затруднительно, если окрасить нужно большую поверхность. Так же, краска, нанесённая кистью дольше сохнет, что увеличивает опасность попадания загрязнений. Поэтому требуется позаботиться о защите изделия от пыли.

Краска наносится в несколько слоёв, в зависимости от желаемого результата. Не забывайте давать слоям сохнуть, обычно достаточно минут 20.

Последним наносится лак, для закрепления полученного результата, но только после того как поверхность высохнет

Применяем акриловые краски для декорирования стеклянных изделий

Хороши акриловые краски и для росписи по стеклу. Производители выпускаю специальные наборы и отдельные тубы. Рассмотрим данный вид творчества при помощи небольшого мастер класса точечной росписи.

Для этого понадобятся:

  1. непосредственно само изделие – это может быть ваза, бокал, тарелка, украшение, подсвечник, или прямоугольник стекла, из которого вы потом сделаете картину;
  2. краска – для точечной техники удобно применение контуров по стеклу;
  3. тонкая кисть – в случае, если вы решите рисовать краской из баночек;
  4. специальный инструмент для росписи на ногтях, с шариком на конце – может стать хорошей альтернативой для кисти;
  5. зубочистки, ватные палочки, салфетки – понадобятся для корректирования изображения и стирания не удовлетворивших деталей.

Для начала необходимо подготовить поверхность, для этого полностью очистите стекло. При помощи горячей воды удалите этикетку, если она есть. Остатки клея можно снять жёсткой губкой, для лучшего эффекта добавьте соду. Обязательно обезжирьте стекло. Для этого можно использовать специальные средства, спирт или даже жидкость для снятия лака. Дождитесь полного высыхания поверхности и приступайте к росписи.

Если процесс для вас нов, потренируйтесь рисовать точки на бумаге. Нужно добиться, что бы их размер был одинаковый и только тогда приступайте к самому изделию.

При желании стекло можно оставить прозрачной или окрасить. В последнем случае дождитесь полного высыхания поверхности.

Осталось дело за малым – проявить фантазию и произвести шедевр.

Что бы рисунок выглядел более фактурным чередуйте точки разных размеров.

Чтобы было проще рисовать, под стекло можно подложить трафарет.

В результате вы получите очень необычные изделия, сделанные своими руками, которые замечательно украсят интерьер.

Не все знают, что акрил можно применять не только как краску, а, например, как клей. Да, именно клей при создании коллажа, если приклеивается не сзильно тяжёлый предмет.

А так же в качестве грунтовки для декупажа, что бы фон не просвечивался через салфетку. Для этого поверхность покрывается белой краской. После такой подготовки рисунок выглядит ярче и красочнее, и не кажется прозрачной после покрытия лаком.

Видео по теме статьи

Пример рисования на ткани:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры