Тема урока: Конструкция головы человека и её основные пропорции. Конспект урока по изо "конструкция головы человека и ее основные пропорции" Портрет конструкция головы человека и ее пропорции

Главная / Психология

«Пропорции в жизни» - Ф. Решетников. Золотая спираль. Метод аппликации. Соотношение частей тела у ребенка. Леонардо Пигано Фибоначчи. Соотношение. Композиция пропорций человека. Проверка. Продолжите последовательность чисел. Парфенон. Разделите каждое из чисел последовательности Фибоначчи на предыдущее. Леонардо да Винчи.

«Задачи на пропорции» - Проверьте решение. Чебурашка и крокодил Гена. Однажды Муха-Цокотуха пошла по полю и нашла денежку. Задачи на пропорции. Скорость движения автомобиля. Физкультминутка. Две величины обратно пропорциональны. Хозяйственный кот Матроскин из Простоквашино. Где-то есть ель в лесу, под елью белка. Решите задачу.

««Пропорция» математика» - 90 человек. Решите уравнения. Для «олимпиадников»: Простейшие преобразования пропорций: В пятых классах школы 80 человек. Пропорции. Пропорция: В шестых классах 90 человек. Основное свойство пропорции: Составьте новые пропорции из заданной. Отличники составляют 20%. В каких классах больше отличников и на сколько человек?

««Отношения и пропорции» 6 класс» - В 1794 году Лежандр привёл более строгое доказательство иррациональности чисел? и?2. Кукурузой засеяли 45% всей площади. Отношения 2:10=0,2 Отношение 2к10 равно 0,2 39:3=13 Отношение 39к3 равно 13. И среди первое место по праву принадлежит Парфенону. Масштаб бывает: числовой, линейный. 80/100 * 0.45 = 0.36 -то есть засеяно кукурузой 36 га.

««Пропорции» математика 6 класс» - Одинаковые отношения запишем в виде равенства. Средние члены. Составьте 4 верные пропорции. Тема урока. Основное свойство пропорции. Из отношений выберите равные. Отгадай ребус. Равенство двух отношений называют пропорцией. Пропорции. Заполните таблицу. Что же такое пропорция.

«Целое и часть» - Отношения частей и целого в окружающем мире и в математике. Авторы: Атаманова Лиза Нехорошкова Надя. Наблюдение за предметами окружающего мира и числовыми равенствами. Цели исследования. Посмотрим вокруг… Используемые материалы. Ход исследования. Выводы. Части и целое есть в предметах окружающего мира и в числовых равенствах.

Всего в теме 26 презентаций

Работаем по программе Б.М.Неменского.

Второй урок в 3 четверти. 6 класс.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Провела Марина О.Н.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Цель урока:


  1. Ознакомить учащихся с жанром портрета. Информировать о портретах в разные эпохи.Научить отражать пропорции и мимику лица в портрете. Показать соответствие пропорции мимика лица в соответствии.

  2. Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки; осуществлять меж предметные связи (литература, искусство, история, музыка).

  3. Воспитывать у людей любовь к искусству.

План урока.


  1. Организационный момент. Формулировка темы.

  2. Объяснение темы. Пояснения по выполнению практической работы.

  3. Практическая часть урока.

  4. Выставка работ и самооценка. Подведение итогов.
Оборудование: для учителя – презентация по теме портрета, музыка, макет изображения человека, 25 шаблонов по теме; для учащихся – графические материалы, альбом.

Зрительный ряд: репродукции картин Василий Пукирев «Неравный брак», Алексей Антропов «Портрет Петра II»I, Владимир Боровиковский «Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной» и т.д.

Литературный ряд: Николай Гумилев «Она», Анна Ахматова «Надпись на неоконченном портрете».
Ход урока:


  1. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас,

О русских портретах сказ.

Ребята мы сегодня попали в картинную галерею (показ картин разных пейзажей,. несколько работ с изображением животных и портреты).

Давайте вспомним, как называют художников, которые пишут такие картины? (Пейзажисты) Как зовут художников, которые рисуют животных? (Анималисты) И как зовутхудожников, которые рисуют портреты? (Портретисты)

Внимание я читаю стихотворение, закончив его вы скажете какой теме посвящен наш сегодняшний урок. (Читаю стихотворение).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет. (Хором)

Так вот по какой теме мы будем работать

В далекие времена до нашей эры не было компьютеров,фотоаппаратов,телевидения, видеокамер,а человеку всегда хотелось оставить о себе память.Об этом задумался и человек, результатом воплощения стало рождение творческих воплощений наскальных рисунков. Скульптур, архитектурные сооружений, произведения живописи и рисунка и т.д.

Художники всех времен передавали, прежде всего, характер человека, через мимику лица, через высоту статуи передать положение человека в обществе,передача красоты человека через классические пропорции строения человека.

Мы отправляемся в зал,где расположены работы художников портретистов.

Ккакому виду относитсяпортреты, изображенные на слайдах?

Ответы: семейный, парадный, групповой, автопортрет.

Пояснения к игровой части урока.

Угадай, что я чувствую?(задание по карточкам)(я чувствую радость, боль, я удивлен, я тоскую, я думаю, я в гневе.)

Что изменили ребята в своем лице для передачи настроения.(Ответы)


  1. Практическая часть. Пропорции лица человека

Учитель. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7-1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропор­ций человеческой фигуры принято какую-нибудь ее часть прини­мать за единицу измерения - модуль, который укладывается в вы­соте всей фигуры и ее отдельных частей определенное число раз.

Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, ко­торая во всей фигуре укладывалась 8 % раза.

А вот профессор Петербург­ской академии художеств А. Сапожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональ­ное членение человеческой фигу­ры с помощью более мелкого мо­дуля. За единицу отсчета он при­нял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, уклады­ваются в высоте идеальной фигу­ры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие еди­ницы и, следовательно, укладыва­ется в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.

Все эти общие, ориентиро­вочные данные «идеально» чело­веческой фигуры нужны худож­нику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной че­ловеческой фигуры, всегда легко и точно находить ее индивиду­альные особенности. Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.



Основным методом нашего изуче­ния нового материала будет составление портрета.

Откройте конверты расположенные на ваших столах в них вы видите заготовки:овалы головы,глаз,волосы, головные уборы.

Я предлагаю вам выполнить портрет восполненный пропорциями лица,с передачей эмоций. Работа будет оцениваться по следующим критериям:

1)аккуратность при выполнении работы.

2)соблюдений пропорций лица.

3)передача настроения своего героя.


  1. Подведение итогов урока
Прошу расположить свои работы таким образом:под солнышком работы, где выполнены все требования. Под солнышком с тучкой работы,где есть замечания.Если вы не успели или другие причины,то расположите свою работу под критериями.

Подведение итогов. Задание на дом: подобрать картинки-иллюстрации с изображением различных образов человека,попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности,переживания изображаемого на портрете



Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека

Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конструкция головы человека и её основные пропорции Автор: Каяткина Ольга Владимировна МАОУ СОШ №84 г. Челябинск, Челябинская область Урок изобразительного искусства в 6 классе

Цель: Познакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека, активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения. Оборудование: портретные эскизы людей разных возрастов, выполненные на классной доске зарисовки головы.

Пропорции головы человека Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием.

Чтобы научиться рисовать портрет, следует изучить части лица.

Голова в целом построена по принципу геометрических объемов и ее изображение состоит из комбинации усложненных геометрических тел. А. Дюрер Аналитический рисунок построения головы человека

Как нарисовать глаза Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы, глазное яблоко имеет шаровидную форму). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого глаза. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.

Рисуем нос Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характерные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с горбинкой (3).

Носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика.

Схема рисования носа

Рисуем губы Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно нижняя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

Рисуем уши Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Рисуем волосы Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.

Практическая работа первый способ выполнения рисунка Выполнить рисунок головы с различно соотнесёнными деталями лица (нос, губы, глаза, брови и так далее)

второй способ выполнения рисунка

Домашнее задание: дорисовать портрет


Тема урока: Конструкция головы человека и ее основные пропорции (наброски головы человека).
Цель: изучить закономерности в конструкции головы человека и пропорций лица.
Задачи:
Сформировать навыки изображения головы человека в соответствии с пропорцией.
Воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем облике человека.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Материалы: бумага, простой карандаш.
Использование компьютера при подготовке к уроку: Педагог в программе Power Point создает презентацию с информативно-иллюстративными материалами; в программе Word готовит разработки урока.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном.
Ход урока:
Организационный момент
1) Приветствие, позитивная установка на урок.
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Определение степени готовности к уроку.
Беседа
Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.
Для того, чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы. На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.
- Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)
- А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо (овоид)).
Важно также знать, что наша голова состоит из двух частей – черепной и лицевой. Обращая внимание на голову человека, мы прежде всего обращаем внимание на лицо человека и всегда преувеличиваем его в масштабе относительно черепа. Посмотрите внимательно на лица друг друга. Заметьте, что линия глаз находится приблизительно посередине общего абриса головы. Высота лба по линии волос и высота головы до темени, покрытая волосами, практически равны. Нижние части головы также имеют равные пропорции. Пропорции – это соотношения величин частей, которые составляют одно целое. Соблюдение пропорций в изображении человеческой головы наиболее важно (слайд 2)
Очень важно в рисунке правильно определить место глаз. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Ни в коем случае не стоит уменьшать расстояние между глазами, это может привести к искажению изображаемого лица. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону, боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри. Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул и виски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа (но мы должны помнить о том, что в жизни можно встретить людей с не очень правильными и пропорциональными чертами лица, тут будут иметь место внешние особенности данного человека) (слайд 3).
Впервые представления об идеальных пропорциях человека появились в Древней Греции, так как древнегреческие мыслители искали идеал любого явления. Скульптор Поликлет (слайд 4) создал знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. В этом трактате он уделил большое внимание пифагорейской теории золотого деления. В древности считалось, что фигура человека создана на основе положений пифагореизма, т.е. вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей. Но истинным каноном Поликлета является его скульптура «Дорифор» - иное название «Копьеносец» (слайд 5). В основе композиции произведения лежит принцип ассиметрии, вся фигура выражает движение. Что касается лица, то расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется 1/7, а от глаз до подбородка - 1/16, высота лица - 1/10. Творение Поликлета явилось первым и едва ли не самым лучшим примером идеальных пропорций.
Позднее представления об идеальных пропорциях изменялись, но интерес мастеров к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека по-прежнему остался.
Творческое задание
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать лицо человека, соблюдая все правила и пропорции. Для работы нам понадобятся бумага, карандаш.
Если смотреть на лицо человека в анфас, то мы заметим, что его ширина составляет примерно две трети высоты головы. А если посмотреть на него в профиль, то ширина будет соответствовать 7/8 его высоты. Голову человека можно условно разделить на четыре части. Первая часть (самая верхняя) – расстояние от макушки до линии роста волос. Вторая часть – расстояние от волос до глаз. Третья часть представляет собой глаза, уши и нос. Четвертая часть - это расстояние от носа до подбородка. Все четыре части практически равны. Деление головы на части будет верно в том случае, если лицо, на которое вы смотрите, находится на уровне ваших глаз.
Начинать рисовать лицо следует с глаз. Обратите внимание на то, что глаза находятся посередине головы. Если вы посмотрите на лицо в анфас, то увидите, что расстояние между глазами равняется расстоянию от краев лица до глаз. Это расстояние равно также ширине носа.
Чтобы изобразить уши, необходимо посмотреть на лицо в профиль. Мы увидим, что ухо находится слева от вертикальной линии, которой условно можно разделить голову пополам.
Если посмотреть на лицо в анфас, то треугольник носа начинается с середины головы. Если же посмотреть на голову в профиль, то глаза, нос и рот вписываются в прямоугольник.
В действительности редко встречаются у людей идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры (слайд 6).
Постарайтесь подойти к этой работе творчески. Не забывая об основных правилах рисунка, смело экспериментируйте, работайте с душой!
Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
– Что такое конструкция?
– Что такое пропорция? Какую роль играет пропорция в изображении чего-либо?
– Кем впервые были представлены идеальные пропорции человека?


Приложенные файлы

Урок № 19 (ИЗО в 6 классе) ____________________

Тема урока: Конструкция головы человека и её пропорции

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта, научить изображать голову человека; развивать наблюдательность, творческую активность; воспитывать эстетический вкус, активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

Материалы: карандаши, альбом, ластик.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности обучающихся к уроку

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из наиболее сложных и привлекательных жанров – портретным.

Тема нашего урока: «Конструкция головы человека и её пропорции».

Цель урока предлагается сформировать самим обучающимся с помощью таблицы «Узнать, изучить, научиться, применить, создать» .

    Повторение и проверка Д/З

Опрос учащихся по заданному на дом материалу: беседа, тесты, работа по карточкам по теме «Образ человека – главная тема искусства».

У доски у двоих обучающихся проверяются знания о видах портретов.

Для слабых учеников выдаются тесты по истории возникновения портрета. Для сильных карточки с великими художниками-портретистами с «пропусками» фамилий художников. Пока идет работа у доски, фронтально опрашивается класс.

На экран выведены портреты Древнего Рима, эпохи Возрождения, Нового времени. Фронтально опрашивается соответствие изображения человека искусствам разных эпох.

    Работа над темой.

Ребята, если вы посмотрите друг на друга, то увидите, что у всех на лице есть рот, нос, два глаза, над ними брови, лоб, волосы. Но, тем не менее, все совершенно разные. Почему? Да потому, что все не похожи друг на друга – у всех разные формы и размеры глаз, губ, носов.

Наше лицо очень подвижно и способно мгновенно выражать внутреннее состояние.

Если мы грустим, вот-вот заплачем, уголки губ опускаются вниз, брови собираются в складку на переносице или поднимаются вверх. А если нам весело? Губы «расплываются» в улыбке, уголки поднимаются вверх, возле глаз появляются лучики-складки и глаза начинают сиять как солнышко. А если мы сердимся – губы поднимаются в «полосочку», брови надвигаются на глаза. Все эти движения мышц на лице мы называем мимикой.

А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека. (Демонстрация схемы мимики основных десяти эмоций, где штрихами показаны положения и форма глаз, рта и лба человека).

Но этого ещё не достаточно, чтобы нарисовать портрет. Без знания пропорций, рисунок получается нескладный.

Повторение пропорций (материал предыдущего урока)

Пропорции – это соотношения величин частей, составляющих одно целое.

Установлено, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. (Демонстрация и обсуждение схематического рисунка строения головы человека). Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется что темя займёт 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точи подбородка – по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина – 1/7 высоты головы – оказывается модулем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Расстояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних точек висков – всё равно единице.

Голова симметрична и рисовать её можно на основе условной линии, которая проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется средней и служит для построения парных симметричных форм.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы, уши.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). (Демонстрация рисунков основных форм носа, глаз, губ). Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они очень разнообразны по форме. Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые и т. п.

4. Закрепление учебного материала: творческая практическая работа.

Цель: отработать и закрепить приёмы изображения головы человека.

Задание: выполнить рисунок головы человека.

Давайте нарисуем овал яйцевидной формы. Разделим овал пополам по горизонтали – получим линию глаз и по вертикали. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

Заштрихуем зрачок темнее, радужную оболочку – светлее. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко, рисуем ресницы.

Над глазами находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья. Нарисуем их. Заштрихуем их в направлении от носа.

А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно как рисуется нос. От бровей ведём две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Губы у всех людей разные, но запомните, что линия рта располагается на 1/3 расстояния от основания носа до конца подбородка, уголки губ находятся на уровне зрачков глаз. Проводим линии от зрачков вниз. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Заштрихуем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, так как на неё падает свет.

Рисуем надгубные складки.

Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочу уха, обозначаем ямки.

Выделяем мягким карандашом брови, ресницы, зрачок, ноздри, губы.

Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учащихся делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе; контроль объёма и качества выполненной работы.

    Итог урока. Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Я попробую…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры