Умерла народная артистка ссср татьяна шмыга. биография

Главная / Психология

Актриса согласилась на операцию только ради любимого мужа

3 февраля исполнился год, как не стало народной артистки СССР, певицы и актрисы Татьяны ШМЫГИ. Ее супруг композитор Анатолий КРЕМЕР накануне памятной даты рассказал о жизни со звездой. К нему Шмыга ушла от гражданского мужа - художественного руководителя Театра оперетты Владимира КАНДЕЛАКИ.

Считаю, что врачи ее убили, - говорит Анатолий Кремер . - За день до смерти это была не Таня, а обрубок: ногу из-за гангрены до бедра ампутировали. Когда пришла в сознание, сказала: «Толя, я жить хочу!» Это были ее последние ее слова.
Анатолий Львович до сих пор не может простить врачей, которые, по его мнению, сделали не все для спасения Татьяны Ивановны.
- Таня не соглашалась на операцию. Когда собрали консилиум, врачи вынесли вердикт: ампутировать ногу. Как она кричала, когда медики сообщили ей об операции! Я стоял за дверью и слышал: «Нет, не надо!!!» Потом заведующий вышел ко мне: «Анатолий Львович, придется вам ее уговорить. Жизнь без ноги, это - тоже жизнь». - «Вы ведь обещали. Что ампутауии не будет!» Он только руками развел. Сорок минут я разговаривал с ней: «Танечка, будешь ездить в коляске, ничего, поживем, листочки зеленые будут». Танечка, понимая, что это может быть наша последняя встреча, схватила меня за шею из последних сил. Обратно ее привезли уже без ноги. Когда Таня очнулась, прошептала: «Я жить хочу!» Поняла, что все кончено: ноги нет, а воспалительный процесс идет. Боль адова, фантомная: это когда вместо ноги пустота, а она болит. Корю себя, что не увез ее на лечение в Германию…

Супербабник Канделаки

Первый брак Шмыги с журналистом Рудольфом Борецким был недолгим: от него она ушла к Владимиру Канделаки . Татьяна в это время окончила ГИТИС и пришла работать в Московский театр оперетты, который в 1953 году возглавил Канделаки. Хотя в биографии Татьяны Ивановны он значится мужем, официально они не были расписаны.
- Канделаки был супербабник, - считает Анатолий Львович. - Когда влюблялся, ухаживал красиво. Когда Таня ехала на троллейбусе домой, видела, как автомобиль «Победа» мчался следом. И так было каждый день. Сначала Канделаки ей не нравился. Во-первых, ей 28, а ему 48, во-вторых, он был толстый. Кроме того, у нее была обида на него как на главного режиссера: Таня играла по 18 - 19 спектаклей в месяц. Это зверство. Канделаки отдавал ей роли, которые никто играть не хотел. А она отказаться не могла. Сразу скажут: жена режиссера.
Рудик пытался удержать Шмыгу: запер у себя в рабочем кабинете на телевидении. Но Таня не передумала. Так же поступил и Канделаки, который был женат на балерине Галине Кузнецовой и растил дочь Нателлу. Первое время влюбленные снимали комнату, потом Татьяне Ивановне выделили однокомнатную квартиру. Как вспоминает подруга Татьяны Ивановны, регистрации не было, но была свадьба:
- Для Тани был важен не штамп. А в театре все считали ее женой режиссера. Дочь Канделаки сначала не любила Татьяну Ивановну, но спустя годы поняла отца.
Через 20 лет жизни с Канделаки Шмыга соберет вещи и уйдет на съемную квартиру.

Влюбился в спину Тани

С Анатолием Кремером Шмыга познакомилась в 1957 году на Фестивале молодежи и студентов.
- Второй раз мы встретились, когда я пришел в Театр оперетты ассистентом дирижера, - вспоминает Кремер. - Ничего между нами быть не могло: она замужем за руководителем театра.
Только после поездки в Париж в 1976 году артистка нашла в себе силы уйти от Канделаки, который к тому времени уже не руководил театром.
Как признался Анатолий Львович, сначала он влюбился в… спину Шмыги.
- Помню, в день отъезда в Париж мы собирались на площади Революции. Сели в автобус, чтобы ехать в аэропорт. Я устроился за Таней. Можно сказать, сначала влюбился в ее спину, голову, прическу. Таня призналась, что я ей был симпатичен еще в 69-м году, когда мы вместе работали над фильмом «Эксперимент». Таня сказала: «Ты меня сильно тогда задел».

Доронина потребовала песни Шмыги

В «Эксперименте» снимались Татьяна Шмыга, Наталья Фатеева , Людмила Гурченко … Я на картине был композитором, - говорит Кремер. - Татьяна Доронина , которая должна была тоже сниматься, заявила: или она все лучшие партии поет, или не будет участвовать. Я сказал, что какие-то номера ей давать нельзя - не вытянет, и поставил в известность режиссера, что с Дорониной записывать не буду. В итоге Таня спела вместо Дорониной.
У Шмыги не так много художественных фильмов, в основном это фильмы-спектакли. Особняком стоит картина Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятая 50 лет назад.
- Таня не смотрела «Гусарскую балладу», так как не любила этот фильм. Рязанов позвал Таню, так как не хватало женского начала. Лариса Голубкина , игравшая главную роль, была еще девочкой. Рязанов так и говорил: «Если Танечка появится, есть гарантия, что четверть мужчин пойдет смотреть фильм». Таня мне так говорила о сыгранной роли: «Ну что это за роль? Ни начала, ни конца».

Таня первой ушла от Канделаки

Когда Шмыга поняла, что влюбилась в Кремера, она сразу съехала от Канделаки на съемную квартиру.
- Это был решительный шаг с ее стороны, - считает Кремер. - Как Канделаки уход воспринял, не знаю. Но, поскольку он был неофициальным мужем, Тане было проще, чем мне.
Жена Кремера - уролог Роза Романова тяжело восприняла уход мужа, с которым прожила 20 лет.
- Для Розы это была трагедия. Она потеряла 18 кг. Я приходил в нашу когда-то общую квартиру, оставался, вызывал «скорую». Замуж она больше не вышла, - говорит Анатолий Львович.
Через десять лет совместной жизни Шмыга и Кремер расписались:
- Нам надо было ехать за границу, и нам сказали, что вместе нас не поселят. Мы расписались, приехали, а номера нам дали… отдельные.
С Кремером Татьяна Ивановна прожила 35 лет. Этот союз она называла самым счастливым. Муж написал для супруги несколько оперетт: «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал…», «Катрин», «Джулия Ламберт».
- Изготовление памятника на могиле Танечки взяло на себя Министерство культуры. Эскиз я сам придумал: расходящийся занавес и ее силуэт в образе Карамболины. Сверху занавес сойдется в купол.

Юрий Ершов: Пошила шубы, чтобы деньги не сгорели


Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995). Супруг - Кремер Анатолий Львович (1933г.рожд.), композитор, дирижер, работает главным дирижером в Театре сатиры.

"Нет уменя никакой биографии, - сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна. - Родилась, училась, теперь работаю". И, подумав, добавила: "В ролях вся моя биография...". Редко в театральном мире встречается человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится впрямую к искусству. В ролях Шмыги не только биография самой актрисы - в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества.

Детство Тани было благополучным. Ее родители были образованными и воспитанными людьми, хотя к искусству прямого отношения не имели. Отец - инженер-металлист, много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама была для дочери просто мамой, красавицей и умницей. Родители очень любили друг друга. А еще они любили театр, слушали Лещенко и Утесова, танцевали настоящие бальные танцы и даже брали за них призы.

Сначала она хотела быть юристом, но увлечение в школе песнями и танцами переросло в серьезную привязанность к музыке, и Таня начала брать частные уроки пения. "Я в детстве была очень серьезной и молчаливой, - вспоминала Т. Шмыга. - Хотела стать камерной певицей и даже поступила стажером в училище при Московской консерватории". Потом ее пригласили солисткой в хор при Министерстве кинематографии. Первое ее выступление, по сути, "боевое крещение", состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И.Туманова и С.Штейна. В 1953 году Т.Шмыга закончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра". Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М.Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но в ту пору, в начале артистической карьеры, впереди был огромный упорный труд. И только он мог проторить ей путь к славе.

Первые шаги в театре стали для нее как бы аспирантурой после студенческих лет. Татьяне повезло в том, что она попала в коллектив людей, преданных искусству оперетты, влюбленных в него. Главным режиссером театра был тогда И.Туманов, дирижером - Г.Столяров, балетмейстером - Г.Шаховская, главный художник - Г.Л.Кигель, художником по костюмам - Р.Вайнсберг. Великолепные мастера жанра оперетты Т.Бах, К.Новикова, Р.Лазарева, Т.Санина, В.Вольская, В.Володин, С.Аникеев, М.Качалов, Н.Рубан, В.Шишкин, Г.Ярон очень тепло встретили молодую выпускницу ГИТИСа, а она, в свою очередь, встретила великолепного наставника, артиста В.А.Канделаки, который год спустя стал главным режиссером Театра оперетты. Он был вторым мужем Татьяны Ивановны. Они прожили вместе 20 лет.

К.С.Станиславский говорил, что оперетта, водевиль - это хорошая школа для артистов. На них можно учиться драматическому искусству, вырабатывать артистическую технику. Во время VI московского международного фестиваля молодежи и студентов театр оперетты принял к постановке новую оперетту Ю.Милютина "Поцелуй Чаниты". Главную роль поручили молодой актрисе Татьяне Шмыге. После "Поцелуя Чаниты" роли Шмыги шли параллельно по нескольким линиям и слились воедино в работе, которую долгое время считали у нее лучшей - роли Глории Розетти в оперетте Ю.Милютина "Цирк зажигает огни".

Очень скоро Т.Шмыга стала ведущей солисткой театра. Одного ее имени на афише очередного спектакля было достаточно, чтобы заполнить зал. После Виолетты - ее первой роли - почитатели оперетты познакомились с ее Аделью в "Летучей мыши", Валентиной в "Веселой вдове", Анжелью в "Графе Люксембурге". В 1969г. Шмыга выступила в новой постановке "Фиалки...", но уже в роли "звезды Монмартра", примадонны Нинон. Успех был потрясающий, а знаменитая "Карамболина" на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961г. Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962г. Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Ее, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссером Э.Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо, хотя, быть может, она не сыграла всего, что хотела сыграть. В репертуаре Шмыги было, к сожалению, немного ролей классических авторов - Ж.Оффенбаха, Ш.Лекока, И.Штрауса, Ф.Легара, И.Кальмана, Ф.Эрве. Они в то время считались "буржуазными" и были в немилости у чиновников от культуры. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современиц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях - таких, как "Белая акация", "Цирк зажигает огни", "Конкурс красоты", "Севастопольский вальс", "Поцелуй Чаниты". Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой.

Творческий путь Т.И.Шмыги - это более 60 ролей на сцене и на экране. Среди них - Виолетта ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1954г.), Тоня Чумакова ("Белая акация" И.Дунаевского, 1955г.), Чана ("Поцелуй Чаниты" Ю.Милютина, 1956г.), Дези ("Бал в Савойе" Абрахама, 1957г.), Лидочка ("Москва-Черемушки" Д.Шостаковича, 1958г.), Оля ("Простая девушка" К.Хачатуряна, 1959г.), Глория Розетти ("Цирк зажигает огни" Ю.Милютина, 1960г.), Анжель ("Граф Люксембург" Ф.Легара), Любаша Толмачева ("Севастопольский вальс" К.Листова, 1961г.), Адель ("Летучая мышь" И.Штрауса, 1962г.), Луиза Жермон ("Гусарская баллада", реж. Э.Рязанов, 1962г.), Делия ("Куба - любовь моя" Р.Гаджиева, 1963г.), Элиза Дулитл ("Моя прекрасная леди" Ф.Лоу, 1964г.), Мария ("Вестсайдская история" Л.Бернстайна, 1965г.), Галя ("Настоящий мужчина" М.Зива, 1966г.), Мери Ив ("Девушка с голубыми глазами" В.Мурадели, 1967г.), Галя Смирнова ("Конкурс красоты" А.Долуханяна, 1967г.), Дарья Ланская ("Белая ночь" Т.Хренникова, 1968г.), Нинон ("Фиалка Монмартра" И.Кальмана, 1969г.), Вера ("Нет меня счастливей" А.Эшпая, 1970г.), Марфа ("Девичий переполох" Ю.Милютина, 1971г.), Зоя-Зюка ("Пусть гитара играет" О.Фельцмана, 1976г.), Любовь Яровая ("Товарищ Любовь" Ильина, 1977г.), Диана-актриса ("Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал" А.Кремера, 1977г.), Роксана ("Неистовый гасконец" Кара-Караева, 1978г.), Сашенька ("Господа артисты" М.Зива, 1981г.), а также главные роли в опереттах: "Катрин" А.Кремера (1984г.), "Великая герцогиня Герольштейнская" Ж.Оффенбаха (1988г.), "Джулия Ламберт" А.Кремера (1993г.) и "Джейн" А.Кремера (1998г.).

В концертном репертуаре актрисы - Мариетта ("Баядера" И.Кальмана), Сильва ("Сильва" И.Кальмана), Ганна Главари ("Веселая вдова" Ф.Легара), Долли Галахер ("Хелло, Долли"), Марица ("Марица" И.Кальмана), Николь ("Кварталы Парижа" Минха) и др.

В ноябре 1969г. Т.И.Шмыге было присвоено почетное звание Народной артистки РСФСР. Окрыленная успехом и признанием она блистательно играла спектакль за спектаклем. Вступив в пору творческой зрелости Т.Шмыга, актриса тонкого психологического плана, сохранила всю прелесть своего жанра, в котором есть и искристость, и эстрадная экстравагантность. Сочетание нежного, неповторимого тембра голоса, удивительной пластичности и танцевальности создает творческий феномен Татьяны Шмыги, а превосходный дар не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы позволяет ей исполнять противоположные по характеру роли и вокальные партии. Многое в творчестве этой удивительной актрисы объяснено, но тайной остается ее женское очарование, прелесть застенчивой грации.

Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки. Она награждена орденами "Знак Почета", "Трудового Красного Знамени" и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Сегодня ее можно увидеть и услышать в двух специально поставленных для нее спектаклях - оперетте "Катрин" А.Кремера и его же мюзикле "Джейн Ламберт", созданном по мотивам произведений С.Моэма. В театре "Московская оперетта" также идет спектакль "Оперетта, оперетта".

Продолжается и ее гастрольная деятельность. Т.Шмыга объездила почти всю страну. Ее искусство знают и любят не только в России, но и на Украине, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Болгарии, Чехии, Словакии, Бразилии, США и других странах.

Не всегда в творческой жизни Т.Шмыги были удачи и триумфы. Знала она и поражения, разочарования, но не в ее характере опускать руки. Лучшее лекарство от печали для нее - работа. Она всегда в форме, неустанно самосовершенствуется, а это - сплошной, повседневный труд. Оперетта - это суверенная сказочная страна, и у этой страны есть своя Королева. Ее имя - Татьяна Шмыга.

В свободное время Татьяна Шмыга любит читать русскую классику, поэзию, слушать симфоническую и фортепианную музыку, романсы. Очень любит живопись. Ее любимые театральные и киноактеры - О.Борисов, И.Смоктуновский, А.Фрейндлих, Н.Гундарева, Н.Анненков, Ю.Борисова, Е.Евстигнеев, О.Табаков и другие. Очень любит балет, М.Плисецкую, Г.Уланову, Е.Максимову, В.Васильева и М.Лавровского. Среди любимых эстрадных артистов - Т.Гвердцители и А.Пугачева.

Живет и работает в Москве.

Татьяна Ивановна Шмыга (31 декабря 1928, Москва) - выдающаяся советская и российская певица (лирическое сопрано), актриса оперетты, театра и кино, народная артистка СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки (1974).

Родилась 31 декабря 1928 года в г. Москве. Отец - Шмыга Иван Артемьевич (1899-1982). Мать - Шмыга Зинаида Григорьевна (1908-1995).

Детство артистки было благополучным. Родители Татьяны были интеллигентными людьми, любили театр, слушали Лещенко и Утёсова, вечерами устраивали домашние балы, где танцевали самые настоящие бальные танцы.

В 1947 году Татьяна поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем была учеба в ГИТИСе имени А.В. Луначарского, где она успешно занималась вокалом в классе Д.Б. Белявской и овладевала секретами актерского мастерства у педагога И. Туманова и С. Штейна. В 1953 году Татьяна Шмыга окончила факультет музыкальной комедии ГИТИСа и получила специальность "артистка музыкального театра".

Сразу по окончании вуза она была принята в труппу Московского театра оперетты и замечена с первой же роли - Виолетты в "Фиалке Монмартра" в постановке Г.М. Ярона. Ныне имя Татьяны Шмыги известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

После Виолетты - её первой роли - почитатели оперетты познакомились с её Аделью в «Летучей мыши», Валентиной в «Весёлой вдове» и Анжелью в «Графе Люксембурге». В 1969 году Шмыга выступила в новой постановке «Фиалки…», но уже в роли «звезды Монмартра», примадонны Нинон. Знаменитая «Карамболина» на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

В 1961 Татьяна Шмыга стала Заслуженной артисткой РСФСР. Вскоре при участии нового главного режиссера театра Г.Л.Ансимова Т.И.Шмыга находит себя на новом направлении. В ее репертуар входит жанр мюзикла. В феврале 1965г. в театре прошла первая премьера мюзикла "Моя прекрасная леди" Ф.Лоу по пьесе Б.Шоу "Пигмалион", где она сыграла роль Э.Дулитл.

В 1962 году Татьяна Шмыга впервые снялась в кино. Её, человека, преданного театру, привлекла возможностьтворческого общения с талантливыми актерами и с интересным режиссёром Эльдаром Рязановым в фильме "Гусарская баллада". Шмыга сыграла эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.

Лучшие роли в Московском театре оперетты (часто - первая исполнительница) были связаны с произведениями советских авторов: Тоня («Белая акация» И. Дунаевского), Чанита, Глория и Марфа («Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни» и «Девичий переполох» Ю. Милютина), Любаша («Севастопольский вальс» К. Листова), Галя («Конкурс красоты» А. Долуханяна), Роксана («Неистовый гасконец» К. Караева), Зюка («Пусть гитара играет» О. Фельцмана), Любовь Яровая («Товарищ Любовь» В. Ильина), Самарина («Господа артисты» М. Зива), Диана, Джулия Ламберт, Катрин, Джейн («Эспаньола», «Джулия Ламберт», «Катрин», «Джейн» - все А. Кремера). Также исполняла некоторые главные роли в опереттах западно-европейских композиторов: помимо упомянутых, Герцогиня Герольштейнская («Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха).

В ноябре 1969 года Т. И. Шмыге было присвоено почётное звание Народной артистки РСФСP. Эта актриса по праву заслужила не только народное, но и государственное признание. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание «Народная артистка СССР» (1978). Она удостоена Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, награждена орденами «Знак Почёта», «Трудового Красного Знамени» и «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Личная жизнь

Первый муж: Владимир Канделаки (1908-1994) - известный советский певец (бас-баритон) и режиссёр, солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1929-1994). Также выступал и ставил спектакли в московском Театре оперетты, впоследствии его главный режиссёр (1954-1964).

Нынешний супруг: Анатолий Кремер (род. 1933) - композитор, работал главным дирижёром в Театре сатиры. Автор музыки к многочисленным спектаклям и фильмам. Музыкальные комедии «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал», «Катрин», «Джулия Ламберт» и «Джейн» были написаны специально для Т. И. Шмыги, некоторые до сих пор с успехом идут в театре «Московская оперетта». Они вместе уже более 30 лет.

Королеве оперетты ампутировали ногу

Королеве оперетты ампутировали ногу

«Я пью всё мне мало, уж пьяною стала» - когда-то этот хит звучал отовсюду, и многие с удовольствием раз за разом пересматривали «Гусарскую балладу», где роль французской актрисы Жермон сыграла звезда оперетты Татьяна ШМЫГА. А поклонники актрисы с восторгом рукоплескали красавице с неповторимым тембром голоса, которая блистала в спектаклях «Сильва», «Цирк зажигает огни», «Летучая мышь», «Веселая вдова»... Вот уже несколько месяцев Татьяна Ивановна прикована к больничной койке. За 81-летней примадонной неустанно ухаживает ее супруг - композитор Анатолий КРЕМЕР.

Хотя пожилую даму давно беспокоили разные недуги, она мужественно держалась, старалась сохранять форму и даже иногда выходила на сцену, как, например, на праздновании своего 80-летия. Однако годы берут свое, и в последнее время состояние Татьяны Шмыги резко ухудшилось. У нее появились серьезные проблемы с сосудами ног, и ее госпитализировали в одну из столичных клиник. К сожалению, медикаментозная терапия оказалась бессильна. Дело дошло до ампутации.

Груз забот

Поклонники, возможно, так и не узнали бы об этой беде их любимицы, но недавно историк моды и телеведущий Александр Васильев во время одной из своих лекций в Санкт-Петербурге обмолвился, что Шмыге отняли ногу. Вскоре у актрисы сильно прихватило сердце. Врачи поставили нешуточный диагноз - тахикардия на фоне ишемической болезни.

Татьяна Ивановна и сейчас находится в больнице. Она, бедная, уже четыре операции перенесла! - тяжело вздыхая, поделилась с «Экспресс газетой» консьержка подъезда, в котором живет Шмыга.

Бог не дал ей детей, поэтому весь груз забот по уходу за больной лег на плечи супруга Анатолия Кремера . Преданной помощницей в эти нелегкие дни композитору остается домработница Нелли Николаевна. Несмотря на то что она ровесница Татьяны Ивановны, держится бодро и тянет на себе весь дом. Нелли Николаевна постоянно бегает то в больницу, чтобы помочь Анатолию Львовичу, то возвращается в квартиру в Леонтьевском переулке хлопотать по хозяйству. А сам убитый горем супруг буквально днюет и ночует у койки жены, боясь оставить ее даже на пару часов.

До чего ж он постарел за последнее время! - с грустью замечают соседи звездной четы. - И очень устал, это заметно. Львович никогда ни на что не жалуется и ничего ни у кого не просит. С Татьяной Ивановной они больше 30 лет вместе, и переживает болезнь жены он страшно.

Стало лучше

Свидетельницей этой драмы стала народная артистка Элина Быстрицкая , которая живет в том же доме.

Анатолий Львович, ну давайте же я вам хоть чем-нибудь помогу! - не выдержала однажды Элина Авраамовна и осторожно обратилась к соседу. - Ведь я все-таки медик, еще с войны научилась разбираться в таких вещах. Знаю подход к лежачим больным и смогу быть полезной Татьяне Ивановне.

Но гордый Кремер от помощи отказался. Он не привык утруждать кого бы то ни было и сам продолжает бороться за жизнь любимой супруги.

- Сейчас Татьяне Ивановне стало чуть лучше. Теперь она уже может сидеть в постели, - сообщили нам в Театре оперетты, где весь персонал и труппа верят, что Шмыга еще порадует зрителей своей блистательной игрой.

Ее любимые мужчины

* С первым мужем Рудольфом Борецким Татьяна познакомилась в студенческую пору. Их брак продержался чуть больше года, до прихода начинающей актрисы в Театр оперетты, где внимание красавицы привлек певец Канделаки.

* Несмотря на то что Владимир Канделаки был старше Татьяны почти на 20 лет, он сумел вскружить ей голову. Еще бы! Известный артист, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Ради него Шмыга ушла от мужа, а Владимир расстался со своей супругой. Через год Канделаки стал главным режиссером Театра оперетты, и злые языки заговорили, что Татьяна живет с ним по расчету, хотя сама актриса всегда утверждала, что вышла по любви. Тем не менее супруг-главреж обладал суровым нравом и заставлял жену играть роль, даже если она ей была не по душе. Шмыга и Канделаки прожили вместе 20 лет.

* С нынешним супругом Анатолием Кремером , который моложе ее на четыре года, Татьяна Ивановна сблизилась во время турпоездки во Францию. Романтические отношения певицы и композитора продолжились в Москве.

Татьяна и Анатолий были не свободны и какое-то время вынуждены были обмениваться нежными любовными письмами. Вскоре они поняли, что должны быть вместе. И вот уже больше 30 лет не разлучаются.

СПРАВКА

* Татьяна ШМЫГА родилась в 1928 году в Москве.

* В 1953 году ее приняли в труппу Московского театра оперетты. Известность принесла уже первая роль - Виолетты в «Фиалке Монмартра». Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра.

* В 1962 году певица снялась в музыкальном фильме «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.

* В 1978 году стала народной артисткой СССР.

БЕЗ ТОЧКИ ОПОРЫ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры