В чем заключается трагизм существования Печорина? Является ли Печорин трагическим героем? Страдания печорина.

Главная / Психология

Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.

Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»

В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.

В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Эксперименты

Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.

Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.

Никчемность и невостребованность

Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.

Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба. Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого... Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "... тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина. Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "... первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками. "Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину. Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе". Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия... ". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

В чем заключается трагизм судьбы. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) со­здан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называе­мых критиками «лишними людьми». Печорин - это «Онегин своего времени», - утверждал В. Г. Белинский. Но были ли уж такими «лишними» Онегин и Печорин?

Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он за­ключает в своей душе «силы необъятные», но на его совести мно­го зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действую­щего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему ге­рою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагиз­ма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!»

Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным спо­собностям, «необъятным душевным силам», но обречен истори­ческой действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера, напротив… я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерть не минуешь!»

Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка ге­роя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэ­лы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «…Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; не­вежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокет­ство другой». Герой обречен на непонимание окружающих (иск­лючением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни до­бросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находится на Кавказе. Не по­нимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: «…его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной си­ле переживаний Григория Александровича.

Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем нагляд­но подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие Печорина к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капи- таном». Офицер-повествователь догадывается, что поведение Гри­гория Александровича не является проявлением духовной пус­тоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак или зло­го нрава, или глубокой постоянной грусти». В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Пе­чорина».

Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, ко­торые «пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку». Григорий Алек­сандрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтаю­щего «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувству­ются глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план «обольщения» Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благород­но. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.

Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к иск­реннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувст­во к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. «При возможности поте­рять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - до­роже жизни, чести, счастья!» - признается Печорин. Загнав ко­ня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и как ребенок за­плакал». Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.

История с Грушницким - иллюстрация того, что незауряд­ные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печо­рин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено», - комментирует Печорин. Пере­ливы добра и зла в душе героя -- большое художественное откры­тие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александро­вич заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предос­тавить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Груш- ницкого скатывается в пропасть… Но победа не доставляет Печо­рину радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».

Подведем итоги практической «деятельности» Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Аза­мат; гибнут от рук Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Каз- бич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина «топором в руках судьбы»?

Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной це- ли - углубить социально-психологический и философский ана­лиз образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - при­знак ранней «омертвелости», того, что перед нами действитель­но полутруп, у которого «царствует в душе какой-то холод тай­ный, когда огонь кипит в крови». Многие современники Лермон­това пытались ограничить все богатство образа Печорина одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печо­рина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм…» Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли…» Честолюбие, жажда влас­ти, желание подчинять своей воле окружающих овладевают ду­шой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только не­сколько идей - и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «…зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне на­значенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы не­объятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приман­ками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни».

Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к свет­скому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя познанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, ес­тественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии ис­целить мятущуюся душу героя.

Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами… А закончить сочинение мне хочется строками из замечательного стихотворения Я. П. Полонского:

И душа на простор вырывается Из-под власти кавказских громад -

Колокольчик звенит-заливается…

Кони юношу к северу мчат…

В стороне слышу карканье ворона,

Различаю впотьмах труп коня -

Погоняй, погоняй! Тень Печорина По следам догоняет меня…

“Герой нашего времени”, написанный М. Ю. Лермонтовым в 1840 году, стал первым психологическим романом в отечественной литературе. Автор ставил перед собой цель детально и разносторонне показать характер главного действующего лица, выпавшего из круговорота отживающей эпохи.

Мне кажется, трагизм судьбы Григория Александровича Печорина заключен в его сложном характере. Лермонтов представил на суд читателя психологический портрет современника, обладающего двойственностью натуры.

Холодность, равнодушие, эгоизм, расточительность

и склонность к самоанализу были присущи многим представителям “лишних людей”, обреченным на бездействие. Умному, образованному герою скучно и тоскливо от бессмысленно меняющихся дней, от череды предсказуемых событий.

Печорин не питает доверия ни к дружбе, ни к любви, поэтому страдает от одиночества. Он сам не способен на глубокие чувства и приносит страдания окружающим. Григорий чувствует, что в нем уживаются два человека и этим объясняет двойственность поведения. Данную мысль подтверждает Максим Максимович рассказом о Печорине, который мог в непогоду в одиночку смело отправиться охотиться на кабана, а

порой выглядел трусом – вздрагивал и бледнел от стука оконных ставен.

Поведение героя противоречиво, он быстро остывает к любым начинаниям, не может отыскать свое предназначение. Вспомнить хотя бы его стремления добиться расположения Бэлы и быстрое охлаждение к полюбившей его горной красавице. Личность Печорина вырисовывается из отношений, в которые он вступает с окружающими. Его поступки достойны осуждения, но можно и понять героя, ведь он принадлежит к людям своего времени, успевшим разочароваться в жизни.

Не найдя смысла бытия, Печорин решает отбыть в долгое странствие, которое когда-то завершится смертью. Ему самому неприятно, что он становится причиной бед других людей: из-за него погибают Бэла и Грушницкий, страдают Вера и княжна Мери, незаслуженно обижен Максим Максимович. Трагичность героя в том, что он мечется в поисках своего места в жизни, но в то же время всегда поступает так, как считает нужным.

Таким образом, трагизм судьбы лермонтовского героя заключен в нем самом: в характере, в анализе любой ситуации. Бремя познания сделало его циником, он потерял естественность и простоту. В итоге у Печорина нет ни целей, ни обязательств, ни привязанностей… Но если сам человек теряет интерес к жизни, видя в ней лишь скуку, то даже врачующая сила природы вряд ли способна исцелить душу.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. М. Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени” решает сложную задачу: представить одновременно привлекательного и в то же время отталкивающего персонажа. Каким же образом автор...
  2. Сколько загадок дал Лермонтов литературным критикам, представив на суд их характер Печорина! Рассудок отвергал этого странного героя, а сердце никак не хотело с ним расставаться,...
  3. “Зачем я жил? Для какой цели родился?”. Пожалуй, данные вопросы являются ключевыми в моем рассуждении. Книга “Герой нашего времени” знакомит нас с замечательным персонажем –...
  4. Сегодня нам известны сотни различных произведений. Все они собирают вокруг себя публику, где вкусы людей совпадают. Но только некоторые творения могут заставить проникнуться абсолютно всех....
  5. Печорин и Грушницкий из романа “Герой нашего времени” – два молодых дворянина, познакомившихся во время службы на Кавказе. Они оба были недурны собой, но вели...
  6. Белинский весьма точно описал личность Печорина, назвав его героем нашего времени, своеобразным Онегиным. И они столь похожи, что расстояние между реками Печорою и Онегою гораздо...
  7. Глава “Тамань” открывает журнал Печорина. Именно в истории с контрабандистами Григорий Александрович приоткрывает завесу собственного внутреннего мира, проявляет интереснейшие черты характера: наблюдательность, активность, решимость и...
  8. Формирование Лермонтова-художника завершилось после того, как дворянская революция потерпела поражение. Этот период многие его современники восприняли, как крушение истории. По причине краха идей декабризма произошла...

Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.

Но за все это время, он очень много пережил сам и многим повлиял на жизнь других людей. Надо сказать, влияние это было не из лучших - за свою жизнь он разрушил много человеческих судеб - княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...

Зачем, неужели он такой злодей? Делает ли он это специально или это у него выходит произвольно? Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей.

Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорин записывает в своем дневнике: "...

Тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума... ". Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания.

Да, он эгоист. И в этом его трагедия.

Но один ли Печорин в этом виноват? Нет! И сам Печорин, объясняясь Мери, рассказывает: "... Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... ". Итак, "все". Кого он имеет в виду?

Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина.

Так, Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои чувства в глубине сердца, там они и умерли". Итак, с одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества. В дневнике Печорина мы читаем: "...

Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти". Так вот что для него любовь - всего лишь удовлетворение собственного честолюбия! А как же его любовь к Вере - она такая же? Отчасти да, между Печориным и Верой стояла преграда Вера была замужем, и это привлекало Печорина, который стремился, как истинный борец, преодолевать все препятствия, неизвестно, как повел бы себя Печорин, если бы этой преграды не было... Но эта любовь, любовь к Вере, однако, больше, чем просто игра, Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, в то же время лишь Вера знала и любила Печорина не вымышленного, а Печорина настоящего реального, со всеми его достоинствами и недостатками, со всеми его пороками.

"Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме страданий", - говорит она Печорину.

Но она не может его ненавидеть... Однако эгоизм берет свое - все люди находящиеся вокруг Печорина отворачиваются от него. В разговоре он как-то признается своему другу Вернеру: "Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе".

Вот она, его трагедия, трагедия его судьбы, его жизни. Надо сказать, в своих дневниках Печорин это признает, анализируя свою жизнь, он пишет: "... я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...

". И как результат его одиночество: "... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совер

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры