В помощь школьнику. Литература в помощь учителю

Главная / Психология

В этой статье мы поговорим об очень интересном романе и подробно изложим его краткое содержание. «Дети Арбата» были написаны в конце 20 века замечательным русским писателем Анатолием Рыбаковым. Эта трилогия рассказывает о молодых людях, рожденных в 30-х годах. Роман стал для многих шокирующим открытием - еще никто так правдиво не описывал этот период. Не удивительно, что его впервые опубликовали лишь в 1987 году, когда цензура уже не была особенно жестокой.

О произведении

Сначала немного поговорим о романе, а потом рассмотрим его краткое содержание. «Дети Арбата» включают три книги: «Тридцать пятый и другие годы», «Страх», «Прах и пепел».

Самой удачной среди критиков считается первая часть. Последующие книги продолжили историю героев. Но были оценены критикой как менее значимые в художественном плане. В целом, трилогия является самым знаменитым и выдающимся произведением Рыбакова.

«Дети Арбата» (книга): краткое содержание. Завязка

Роман начинается с описания самого большого дома на Арбате. Он стоит между Денежным и Никольским переулками. В нем обитают четыре человека, когда-то бывшие одноклассниками. Трое из них в детстве были активистами. Это Сашка Панкратов, секретарь школьной комсомольской ячейки, Максим Костин, сын лифтерши, К ним присоединился Юра Шарок, сын портного. Он отличается от них лукавостью и особой осторожностью в вопросах политики. В его семье недавно пришедших «хозяев жизни» презрительно прозывали «товарищами». К ним когда-то примыкала еще Лена Булягина, дочка дипломата-большевика.

Рассказывает о жизни простых юношей и девушек, попавших в водоворот исторических событий, трилогия «Дети Арбата» (краткое содержание это подтверждает). Итак, наши герои не так давно окончили школу. Нина стала учительницей, Лена пошла в переводчицы, Максим оканчивает пехотное училище, Юра учится на юридическом, а Саша - в техническом вузе. К их компании относится и Вадим Марасевич, сын прославленного врача. Юноша метит в театральные и литературные критики. Часто заходят сестра Нины Варя и Вика, сестра Вадима. Всей компанией они встречают 1934 год.

Арест Сашки

Продолжается наше краткое содержание («Дети Арбата»). У Саши большие неприятности - его исключили из комсомола и института. А все из-за того, что его эпиграмма в стенгазете была оценена начальством как враждебная советской власти. После этого он побывал в ЦКК, и его восстановили. Но как-то ночью раздался звонок, и Сашку забрали красноармейцы. Теперь он сидит в Бутырке.

На допросе у него спрашивают, за что Саша попал за решетку. Юноша предполагает, что дело может быть в Марке Рязанове, его дяде, первом металлурге страны. Марк уже в курсе, что произошло с его племянником, и пытается разобраться в чем дело.

Ссылка

Рыбаков изображает не приукрашенную соцреализмом действительность, что подтверждает и краткое содержание («Дети Арбата»). Заместитель главы ОПТУ Березин прекрасно знает, что Саша невиновен. Но его дело тянется. Из рук Криворучко, замдиректора Сашкиного института, оно попадает к замнаркому тяжелой промышленности. А наркомом в те годы был Орджоникидзе. Но что причина именно в этом, Березин, входящий в коллегию НКВД, даже не догадывается. А все дело в том, что Сталин не до конца доверяет Орджоникидзе.

Софье Александровне, матери Саши, разрешили свидание с сыном и велели взять для него продукты и теплые вещи. А это значит, что приговор заключенному уже вынесен. Варя Иванова, знакомя Софьи, помогала ей возить передачи и ходить за продуктами. Она провожала Максима Костина на Дальний Восток и случайно увидела, как двое красноармейцев вели заросшего бородой Сашу. Бледный парень шел покорно, неся в руках чемодан, а за плечами висела сумка.

От былой компании почти никого не осталось. Максим отправился на Дальний Восток, безвинный идейный Саша попал в ссылку. Зато двуличный Шарок устроился в прокуратуру и стал вершителем судеб. Да и остальные живут каждый своей жизнью.

Новые знакомства

Не только эпоху, но и человеческие взаимоотношения отлично изображает в своей трилогии Рыбаков. «Дети Арбата» (краткое содержание служит прямым тому доказательством) рассказывает о том, как быстро становятся чужими друг другу школьные друзьям.

Однажды Варя случайно встретила красотку Вику Марасевич на Арбате. Девушка была в компании франтоватого мужчины и пригласила Варю заходить в гости и звонить. Хотя раньше Варя никогда этого не делала, она решила воспользоваться приглашением. Девушка оказалась в абсолютно другом мире. Здесь царит заграничная мода и пьют кофе с ликером, а не ютятся в коммуналках и стоят в очередях.

У Вари началась другая жизнь. Коренная москвичка, она только слышала такие названия, как «Савой», «Метрополь», «Националь». С Костей, одним из новых знакомых, она едет отдыхать на море. Этот самоуверенный мужчина совсем не похож на Сашу, уж он точно не будет покоряться палачам.

Вернувшись, Варя с Костей селятся у мамы Саши. Они посещают дорогие рестораны, ходят в театры.

Ссыльная жизнь

Показывает и другую сторону советской жизни краткое содержание. «Дети Арбата» Рыбакова отражают много граней действительности, и одной из них стала жизнь в ссылке.

Первое письмо от Саши пришло из села Богучаны, что в Канской губернии. Он рассказывает, как товарищ рассказал ему о местной жизни. Там, куда отправили Сашу, можно встретить эсеров, меньшевиков, троцкистов, анархистов, национал-уклонистов. За время пути он познакомился со многими ссыльными, и далеко не все они интересовались политикой.

Сашиным местом ссылки стала деревня Мозгова. Квартиру ему приходится снимать. Иногда Саша ремонтирует старый общественный сепаратор. Однажды устройство ломается, и его обвиняют в умышленной порче имущества. Давать объяснения приходится сотруднику НКВД. Саше обещают дать минимум 10 лет за вредительство и берут под арест. Но вскоре его все-таки освобождают. Героя охватывает уныние и разочарование. Он рос в надежде на прекрасное будущее, был убежденным коммунистом и верил в партию, а в итоге оказался ни за что выслан в Сибирь.

Развязка

Подходит к концу роман «Дети Арбата» (краткое содержание). Шарока переводят в ленинградский отдел НКВД. Сталин недоволен поведением «зиновьевской оппозиции» и планирует начать террор в Питере. Организация его поручена Запорожцу, начальнику Шарока. Березин начинает догадываться о планах вождя и передает свои опасения Орджоникидзе, но тот даже не догадывается, к чему приведут подобные события.

Варя узнает, что у Кости есть жена, к тому же он игрок. Девушка решает, что пора самой устраивать свою жизнь и устраивается на работу чертежницей. Отношения с молодым человеком ухудшаются, и Варя решает разойтись. Девушка все чаще начинает вспоминать Сашу, и в итоге решает ему написать.

Получив послание, ссыльный понимает, что все еще любит Варю. Саша вновь задумывается о будущем, ему кажется, что не все потеряно. Но вскоре до него доходит известие об убийстве Кирова в Ленинграде. Это говорит о том, что наступают темные времена.

Характеристика героев

Поговорим немного о героях книги «Дети Арбата». Краткое содержание по главам дало нам понять, что основными действующими лицами являются Шарок, Саша и Варя. Второстепенные персонажи - Нина Иванова, Лена Будягина, Вадим Марасевич и Максим Костин.

Главным антиподами романа, на которых строится все повествование, являются Юрий Шарок и Саша Панкратов.

Первый, сын портного, у которого во время революции отобрали мастерскую, не может простить советской власти национализации. Юрий - индивидуалист, который сосредоточен лишь на своей карьере и устройстве быта.

Саша другой, это герой, близкий автору. Он является выразителем взглядов своего поколения. Однако автор практически не изображает его внутреннего мира, у героя отсутствует самоанализ. Концепцию персонажа читателю виден, но индивидуально неповторимый характер отсутствует.

Варя отличается от обоих персонажей, и в то же вбирает в себя их черты. Девушка, изначально влюбленная в Сашу, попадает в новый мир и начинает презирать прежнего возлюбленного. Чтобы оценить достоинства Панкратова, ей приходится узнать, что скрывается за блеском и роскошью.

Анализ романа А. Рыбакова «Дети арбата»

Я хочу дать рецензию на произведение Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», которое было напечатано в журнале «Чайка» за 2001 год. Оно произвело на меня особенное впечатление среди произведений современной русской литературы этого периода. Она писалась в «тёмные» времена, а была напечатана в «светлые». У романа было несколько вариантов с новыми сюжетными линиями, с новыми персонажами, с новой исторической и психологической информацией ко ни один из них не вышел. Несколько лет назад Анатолий Наумович в беседе на страницах журнала «Вопросы литературы» отмечал, что первоначальный замысел книги включал семь романов, объединенных историей главного героя, показывающих разные социальные слои общества. Предполагалось провести героев через 30-е предвоенные годы, войну, первые послевоенные годы, в которых тоже немало тяжких и мрачных сторон жизни народа. Завершающими должны были стать 50-е годы, связывающие прошлое с XX съездом КПСС.

Расскажу немного об авторе произведения и его творчестве. В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 год, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.

В 1989 году вышло его продолжение - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

Роман «Дети Арбата» автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши – это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют и волновали события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период. Сейчас, когда в нашей стране демократия и гласность, необходимо высвечивать все тёмные пятна нашей истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение «Дети Арбата». В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен.

В романе можно выделить следующие темы:

История и философия власти.

Роль школьного товарищества в жизни человека.

Мужество советских людей, глубина их убеждений, верность долгу.

Материнская любовь.

Но основная тема произведения - историческая и художественная правда о трагическом периоде в развитии нашего общества.

Проблема - воссоздать пласты недавней живой истории - как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии. Раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью - главный конфликт времени.

Идея романа - через историю семерых самых разных по характеру и социальному положению людей, переживших 34-й год, «обозначить кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбы».

Сюжет - в основе его - жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: на воле и в заточении. Сюжетные линии существуют параллельно, не пересекаясь. Яростное столкновение мировоззрений происходит и в том, и в другом планах. Спор полярных этических установок происходит между людьми, внешне никак между собой не связанными.

В художественной литературе можно найти ответы на многочисленные вопросы, касающиеся истории нашего общества. Не все в нашем прошлом можно оценить однозначно. Нередко к фактам истории мы подходим субъективно. Вот почему голос автора, его оценка исторических событий, особенно связанных с эпохой сталинизма, очень важны для понимания этого времени.
30-е годы считаются наиболее сложными и противоречивыми. Это время бурных успехов индустриализации, время спортивных праздников, воздушных парадов, время неуклонного роста военной мощи СССР. И все-таки именно тридцатые годы являются самым кровавым и страшным временем семидесятилетней истории советской России. Долгое время правда об этом времени скрывалась. Сейчас мы многое знаем, но эта правда горька и страшна.
Роман А. Рыбакова «Дети Арбата» помогает нам понять, что же произошло в те годы. Это было одно из первых произведений о страшной эпохе сталинизма. Рассматривая драматический период советской истории, Рыбаков сосредоточивает свое внимание на очень молодых лицах: Саша Панкратов, его бывшие одноклассники Лена Будягина, Юра Шарок, Вадим Марасевич, Нина Иванова, ее сестра Варя.
Начинается роман со вступления в жизнь молодых людей, исполненных радостными надеждами в стране, которая так же бодра и молода. Одно название съезда чего стоит: съезд победителей! Но потом события складываются тревожно и печально. За неблаговидные высказывания, стенгазету с эпиграммами, «опошляющими ударничество», Сашу Панкратова посадили. Его судьба очень показательна и типична. Он только пешка в комбинации, разыгрываемой органами, которым требуется крупномасштабный заговор. Почему же все окутано подозрительностью, почему под подозрение мог попасть любой? Роман дает на эти вопросы точный, художественно убедительный ответ.
Два образа, по сути, являются главными в «Детях Арбата»: Саши Панкратова и Сталина. Фигура Сталина уже не раз изображалась в литературе и искусстве. Но прежде это была, как правило, парадная фигура. Набивание знакомой трубки, знакомый прищур глаз, сопровождавшиеся мудрыми сталинскими словами, - вот привычные атрибуты, кочевавшие из прозы в живопись, из живописи в кино.
Но у Рыбакова перед нами другой вождь. Автор дает своему герою не только социально-политическую характеристику, но и психологическое обоснование его характера. В соответствии с жизнью писатель показывает вместе, неразличимо «правильное» и «неправильное» в сталинских принципах. Надо было поднимать страну из бедности, надо было наращивать ее индустриальную мощь. Какой ценой? Ценой неслыханных человеческих жертв? Существует точка зрения, что цель оправдывает средства. Так вот Рыбаков отчетливо определил именно цель. Но не ту, что декларировали в лозунгах и плакатах, речах и учебниках, а тайную и истинную. Эта цель - личная власть. Гений власти - вот что такое Сталин. «Власть, основанная на любви народа к диктатору, - слабая власть, ибо зависит от народа; власть, основанная на страхе народа перед диктатором, - сильная власть, ибо она зависит только от самого диктатора». Сталин у Рыбакова выводит еще более страшную в своем цинизме формулу: «Великий правитель тот, кто через страх сумел внушить людям любовь к себе». Постепенно перед нами вырастает зловещая фигура человека, возомнившего себя «вождем». Он готов принести в жертву самому себе жизнь миллионов людей. И в стране льется кровь. Гибнут не только простые люди. Гибнут и те, что стояли у истоков революции, кого все знали как соратников Ленина.
Киров понял, что тот путь развития общества, на который выводит страну Сталин, заканчивается страшным тупиком. «Наука, литература, техника, - думает Киров, - требуют свободного обмена мыслями. Насилие станет мертвой преградой на пути развития страны. Логика исторических процессов неумолима. Сталину придется подчиняться этой логике». Однако сам «вождь» думает иначе. «Народ надо заставить пойти на жертвы. Для этого нужна сильная власть, внушающая народу страх...» Себя Сталин отождествлял с советской властью. Те, кто против него, - следовательно, против советской власти. А такие подлежат физическому уничтожению. Так мастерски строится в романе Система страха вокруг «вождя всех народов».
Характерным эпизодом романа стало посещение Сталина зубным врачом. Липман, прекрасный протезист, ставит Сталину новую коронку. Работает Липман очень хорошо, все объясняет (товарищ Сталин не любит, когда ему что-то непонятно), сперва устанавливает подголовник, потом приглашает сесть в кресло (товарищ Сталин не любит, когда возятся за его спиной), удачно обезболивает, удачно делает мост. Товарищу Сталину нравится его работа. Тем не менее он срывает на докторе гнев, причиной которого был Киров. Узнав, что врач и Киров перекинулись парой добродушных слов, через секретаря изгоняет его из кремлевской больницы. В этом эпизоде характер Сталина как на ладони.
Хождением по мукам, порожденным сталинизмом, можно назвать скитания Саши Панкратова от камеры до ссылки. Еще их можно назвать его «университетами». И то, и другое будет верно. Но «университетами» того времени можно назвать и жизненные дороги остальных людей Сашиного поко- ления. Одни оставались твердокаменными, не размышляющими, другие сделались осведомителями, третьи, в душе ненавидя строй и общество, приспособились, извлекая попьзу для себя. То, что происходит с Викой Марасевич, и с Варей Ивановой, и особенно с Сашей Панкратовым, - напоминает документ, почти дневник.
Примечательно, что Саша Панкратов не «страдательный герой», а человек сильный, крепкий телом и духом. И если поначалу он еще сомневается и колеблется, то потом испытания закаляют его, очень скоро он обнаруживает настоящую мужскую зрелость. Он не пасует ни перед изощренностью следователя в камере, ни перед злобными нападками подонка Тимофея в тайге. Саша воплощает в себе лучшие черты поколения, представляя то большинство, которое, несмотря на репрессии и личные горестные потери, осталось чистым и несломленным и вынесло на своих плечах все, что поспедовало дальше, включая и тридцать седьмой, и сорок первый годы.
Герои романа - это сверстники сегодняшних двадцатилетних. И важен роман в большей степени для молодежи. Прошлое не проходит. Оно есть, оно с нами и в нас. Вдуматься в то, что было, - значит, принять участие в том, что будет, сознанием и делом.

Я хочу написать сочинение по книге Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» - моему любимому произведению современной русской литературы. Роман этот автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало от судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши - это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период - «темные пятна» нашей истории. И в этом огромная роль литературы и писателя Анатолия Рыбакова, в частности.

Очевидно, что одна из главных задач романа «Дети Арбата» - показать, как утверждался культ Сталина. Действие романа начинается с 1934 года, когда культ этот начал превращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе - исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей, определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешне противоречивую логику действий тирана. Вот, к примеру, эпизод со стоматологом - один из наиболее живых в сталинских сценах. Прекрасный специалист проявляет профессиональную гордость, решив сделать Сталину пластинчатый протез, несмотря на то, что высокий пациент настаивает на бюгельном. Сталин соглашается испытать новый протез, поносить один только день, как просит врач, и признает, что врач прав. Признать признает и даже в пример образцового отношения к делу ставит, но все же распоряжается зубного врача заменить другим и из кремлевской больницы уволить. Почему? Должного страха нет, беспрекословного подчинения. Осмеливается возражать, а в окружении нужны люди другие, не возражающие, не рассуждающие, слепо преданные. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставит себя вне человеческих отношений, ему не нужны друзья и родные, а только исполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими, когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много.

Прочитав роман «Дети Арбата», я понял, почему и как произошли в тридцатые годы трагические события, лучше осознал, что Сталин сам возглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей, понял, какие побуждения им руководили, как это было страшно. Он заставил меня размышлять. «Дети Арбата », я считаю, должен прочесть каждый. Ведь книга эта не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней нашей истории, она рассказывает правду о том времени. Рыбаков написал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этих двух личностей он увидел главный конфликт времени. Панкратов - один из главных неисторических героев романа - понастоящему хороший и честный человек, который никогда не поступает против совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша - человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент может быть и опасным. Шарок вспоминает, как при приеме в комсомол Саша отказался голосовать за него, коротко бросив: «Не верю». Легко представить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали свое «не верю» не только таким, как Шарок.

Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него - это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко, не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Сашино дело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, как снежный ком. Стенгазета - уже антипартийный листок, политическая диверсия, организованная группой, окопавшейся в институте, во главе с Криворучко. Как результат обыск, арест, ужас потрясенной матери, тюрьма, допросы, ссылка и долгий крестный путь по дорогам Сибири. Путь духовного становления личности, путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаются представления Саши о единомнении как основе общества, миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волею судеб попал в меньшинство. Нина Иванова, бывшая одноклассница Саши, сначала поражена его арестом. Несомненный лидер класса, школы, честный, верящий в те идеалы, которыми все они живут, - как может он быть врагом? Недоразумение, конечно же, скоро разберутся. Но не «разбираются ». И в сознании Нины происходят перемены, и вот она уже говорит матери Саши, что, мол, активизация классовой борьбы требует «особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива». Всегда можно найти объяснения, почему карающий меч обрушился на другого, и питать надежду, что он минует тебя. «Он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто», - так мучается в Мозгове Саша Панкратов. Но он выстоял, потому что знал - «даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческие ценности. Сострадание - одно из них». «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». С этим сознанием встречает Саша декабрь 1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери он находит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которую Саша может тоже лишь после своего долгого пути: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делает человека Человеком».

Саша Панкратов с его покореженной судьбой вызывает во мне боль за все поколение молодых людей, судьбы которых также были сломаны сталинскими репрессиями. Роман А. Рыбакова дал мне пищу для размышлений о времени, истории, психологии общества, судьбах того поколения, которое в центре внимания писателя. Автор преподал нам эти два урока - урок истории и урок нравственности. Главная мысль романа - надо жить так, чтобы история и нравственность были неотделимы.

Прочитав роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», я осознал, что лишь правда воспитывает людей мужественных, преданных и честных. И это - главный моральный урок, вытекающий для меня из книги Анатолия Рыбакова.

). Выдержал большую паузу, чтобы не делать скоропалительных выводов.

С одной стороны, понятно, что экранизировать «Детей Арбата» сложно. У Рыбакова «разлогий» язык, длиннейшие рассуждения, даже не страницами, а главами.

Но с другой...

Рыбаков стремился воссоздать атмосферу страха и безысходности, царившую в 30—40-х гг. И это ему удалось: роман «Дети Арбата» тяжелый, а описанные в нем события страшные. В наши дни, если экранизировать его «слово в слово», смотреть это будет тяжело: каждый вечер (сериалы обычно смотрят по вечерам) у зрителя будет испорчено настроение и, просмотрев пару серий, он переключит канал. Так снимать нельзя — «не пойдет». Не киногенично. Поэтому перед режиссером стояла обратная задача: «развеселить» сериал, наполнить его милыми приятными мелочами, расставить акценты так, чтобы зритель не сильно пугался и не сбежал. И — что важно — заинтересовать женскую аудиторию, потому что роман, хоть и написан отстраненно, все равно говорит языком мужчины.

Многие неприятные сцены опущены или сглажены, сняты с необычного ракурса, в диалоги добавлены шутки, удалены неуместные в фильме размышления. Многие эпизоды и целые события придуманы с нуля (проходящие через весь сериал осколки Тунгусского метеорита и особенно отсутствующие в романе встречи Саши с Варей). Начиная с какого-то момента фильм настолько переполняется этими придумками, что кажется не экранизацией, а самостоятельным произведением. Многие из них — действительно находки режиссера (те же осколки). Но есть и странные.

Одним словом, создатели изо всех сил старались разнообразить, драматизировать сюжет. Но получилось слишком много «слишком».

Слишком искажена и в разы сокращена роль Сталина. В романе ему посвящена чуть ли не треть текста, это полноправный, если не главный его герой: целые главы отведены под его размышления, он — причина всех тех несчастий, через мясорубку которых проходят остальные герои. В романе Он (именно так, с большой буквы) — вождь, мыслит народами и поколениями, Он над всеми, у любого человека при его появлении мурашки бегут по коже от ужаса. Это отражено даже в названии одной из частей трилогии — «Страх»: это тот самый страх, в котором Сталин держал целую страну и который предопределяет судьбы героев. В сериале Сталин — обычный, но очень властный человек: он (с маленькой буквы) постоянно разговаривает с пищей во рту (и это даже раздражает: как-то слишком уж нарочито это жевание преподносится), он занимается сугубо «человеческими» делами. Особенно поразила сцена, где Сталин заигрывает с Валей: флирт с девушкой, которая подает ему еду, ну никак с вождизмом не сочетается. В романе Сталина боятся абсолютно все; в фильме к нему подчеркнуто уважительно относятся, некоторые даже фамильярно (та же Валя).

Несмотря на обилие женских персонажей, «Дети Арбата» — роман откровенно мужской. Главные генераторы событий — Саша и Сталин. В сериале резко усилена роль женщин. Акценты смещены в сторону отношений Саши и Вари.

Цыганов слишком зажат, Хаматова — слишком взбалмошна. Взбалмошны вообще многие женские персонажи.

Слишком все по-цифровому как-то. Фильм о 30—40-х годах — мне кажется, был смысл как-нибудь отразить этот факт в методе съемки или какой-нибудь фильтр применить, есть масса способов. Но нет: глухая цифра. Слишком правильно светит свет: видно, что это не естественное освещение, а юпитера. Слишком заметно, что актрисы в париках. Слишком бросается в глаза косметика.

Герои слишком «функциональны». Слишком видны отдельные детали, на которые возложена функция что-либо показать. Например, за полгода сидения в тюрьме у Саши выросла борода — прикрепляем на актера бороду. Но если в тюрьме полгода посидишь, одной бородой не отделаешься: побледнеет кожа, ходить будешь иначе, выражение лица должно как-то поменяться от тех мыслей, которые там человека давят. Здесь герой выходит из тюрьмы таким же, каким вошел, только с бородой, даже прическа, по-моему, осталась та же. Другой пример: Лена Будягина решается на аборт каким-то варварским методом — держит ноги в кипятке и горчице. Ну ноги же должны быть красные после этого, волдыри должны появляться! А у нее они так — порозовевшие. И таких моментов много: на лицах, в осанке, в походке героев не отражаются события, которые с ними происходят, меняются только функциональные детали облика.

Странный, как мне кажется, выбор актера на роль Кости. Костя в романе — развязный, самоуверенный тип. В сериале его играет интеллигентный Юрий Колокольников .

С подбором актеров вообще весело. В жизни Ирина Леонова (Лена Будягина) — жена Евгения Цыганова (Саша Панкратов). Евгения Симонова (Софья Александровна) — жена режиссера Андрея Эшпая , Зоя Кайдановская (Вика Марасевич) — дочь Симоновой, а Алексей Захаров (Максим Костин) — ее (Кайдановской) муж.

Чем ближе к концу, тем сильнее сериал отклоняется от романа и тем больше напоминает фантазию на заданную тему. Исчезают целые сюжетные линии, на месте них разрастаются новые, искусственно привитые ветви.

— В романе Варя, понимая, что до Саши ей не добраться и чтобы обезопасить себя от нападок, выходит-таки замуж за своего начальника. В сериале зрителя (зрительниц) пожалели и только обозначили такую возможность.

— В романе Саша и Варя никак не могут встретиться; в сериале они регулярно видятся.

— С началом войны Шарок в романе просто исчезает, растворяясь где-то за границей. В сериале его убивают. Видимо, потакая возникшему у зрителя желанию отмстить подлецу, создатели хотели показать, что жестокая судьба постигла не только положительных, но и отрицательных героев.

— Придумана сцена с привлечением Лены Будягиной на фронт в качестве переводчицы. В романе она безвестно пропадает в лагерях.

— Самое серьезное изменение — полностью искаженный финал: в романе Варя погибает, а Саша, не видя смысла жить дальше, решается на самоубийственный бой с наступающими фашистами; в сериале фашисты картинно расстреливают их обоих в грузовике. Т. е. Саша и Варя хотели бы жить дальше, но им «не дали».

В целом сериал производит впечатление репетиции, прогона материала перед «основным» показом. Он воспринимается не как длинный многоплановый фильм, а именно как сериал, со всеми присущими сериалам недостатками.

Сериал изменил отношение и к самому роману. Сейчас я понимаю, что его популярность во многом объясняется тем, что он появился в удачное время. Если бы он появился вот сейчас, эффекта разорвавшейся бомбы он не произвел бы: эта тема уже несколько «ушла».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры