Васнецов аленушка загадки и символы в картине. История шедевра: "Аленушка" Художник Виктор Васнецов

Главная / Психология

История создания картины Аленушка кисти русского художника Виктора Васнецова интересна не меньше, чем история создания других произведений этого гениального автора, а также реальные факты биографии самого мастера. Этот лирический образ девушки над водой был навеян старой русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Однако у живописного полотна был и реальный прототип.

История создания картины Аленушка Виктора Васнецова

В один из дней в усадьбе Ахтырка художник Васнецов заметил девушку, чей беззащитный поэтический образ так поразил воображение мастера, что он решил написать именно ее в своей давно задуманной картине. Столько тоски, покинутости, столько русской печали было в ее глазах, так веяло от ее образа русским духом, что живописец решил, что это и есть та Аленушка, которая давно уже жила в его голове.

Эта чудесная картина Аленушка, написанная в стиле русской реалистической живописи, имеет лирическую сказочную взаимосвязь с удивительным миром былин, с тем русским духом, зерно которого уронено в каждую русскую душу, и который интуитивно чувствует каждый человек, родившийся на этой древней и прекрасной земле. При всей красоте известной картины Аленушка великого мастера. Именно эта отчаянная попытка достучаться до сердец русских людей – самое ценное, что заключает в себе полотно В. М. Васнецова Аленушка.

Описание картины Аленушка кисти великого художника Васнецова

Оригинал известной картины Аленушка Виктора Васнецова сегодня хранится в Государственной Третьяковской галерее. Еще очень юная девушка, почти ребенок, смотрит на нас большими печальными глазами, в которых столько одиночества и тоски, такая тревожная дума, что трудно отвести взгляд от этого бледного лица. Она, утомившаяся поисками пропавшего братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на камне над темным лесным прудом, склоня голову на колени. За ее спиной стеной встает хвойный лес, непроходимая чаща как архаичный образ Руси – дикой, непонятой, могучей и свободной. На своей картине русский живописец В.М. Васнецов показал Аленушку такой, каковы в реальности были простые русские девушки с непростыми, а порой и трагическими судьбами – на ней старый темненький сарафан, она босая, а в глазах ее застыла печаль.

Не покидают ее тревожные мысли о братце, переживает, что не уследила, потеряла единственного дорогого человека. И даже природа грустит вместе с ней. В рисунке Аленушка великолепно написан пейзаж, где героиня тесно связана с природой. Ни один фрагмент картины Аленушка русского художника Виктора Михайловича Васнецова не отвлекает зрителя от главного, но в то же время каждая деталь картины наводит на неспешные размышления. Здесь, в этом полотне, с помощью живописных средств, известному мастеру удалось зрительно выразить то неуловимое и дорогое, что зовется душой русского народа.

«Преданья старины глубокой» ожили благодаря кисти Виктора Васнецова. Богатыри и царевны вышли за рамки книжных строк и иллюстраций. Художник вырос в глуши уральских лесов на русских сказках, звучавших под треск лучины. И уже будучи в Петербурге, воспоминания детства не забыл и перенес те волшебные истории на холст. Рассматриваем сказочные полотна с Натальей Летниковой .

Аленушка

Босая простоволосая девушка на берегу лесной реки. С невыразимой печалью смотрит в глубокий омут. Грустная картина навеяна сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, а рисовал сироту с крестьянской девушки из усадьбы Ахтырка, добавляя, как признавался сам, черты Веруши Мамонтовой - дочери известного московского мецената. Девичьей печали вторит и природа, переплетаясь с поэзией народных сказаний.

Иван Царевич на Сером Волке

Мрачный темный лес. И вполне ожидаемый для такой чащи серый волк. Только вместо злобного оскала у хищника человеческие глаза, а на нем - два седока. Настороженный Иванушка бережно придерживает покорную судьбе Елену Прекрасную. Узнаваем не только сюжет русской сказки, но и образ девушки. Художник наделил сказочную героиню реальными чертами - племянницы Саввы Мамонтова, Натальи.

В.М. Васнецов. Алёнушка. 1881 г.

В.М. Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889 г.

Богатыри

Виктор Васнецов. Богатыри. 1898

Одной из самых известных картин в русской живописи Васнецов посвятил 20 лет жизни. «Богатыри» стали и самой масштабной картиной художника. Размер полотна - почти 3 на 4,5 метра. Богатыри - образ собирательный. Илья, к примеру, это крестьянин Иван Петров, и кузнец из Абрамцева, и извозчик с Крымского моста. В основе картины - детские ощущения автора. «Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства».

Песнь радости и печали

Виктор Васнецов. Сирин и алконост. Песнь радости и печали. 1896

Алконост и сирин. Две полуптицы с призрачными обещаниями безоблачного рая в будущем и с сожалениями о рае утраченном. Васнецов приукрасил бесполых птиц, подарив мифическим существам прекрасные женские лица и богатые короны. Пение сирина столь печально, что почернели листья векового дерева, восторг алконоста может заставить забыть обо всем… если задержаться взглядом на картине.

Ковер-самолет

Виктор Васнецов. Ковер-самолет. 1880

Картина для Управления железной дороги. Не поезд и даже не почтовая тройка. Ковер-самолет. Так откликнулся Виктор Васнецов на просьбу Саввы Мамонтова написать картину для нового проекта промышленника. Сказочный летательный аппарат - символ победы над пространством озадачил членов правления и вдохновил самого художника. Мамонтов приобрел картину, а Васнецов открыл для себя новый мир. В котором нет места обыденности.

Три царевны подземного царства

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1884

Золото, медь и уголь. Три богатства, что скрыты в недрах земли. Три сказочные царевны - воплощение благ земных. Гордая и надменная золотая, любопытная медная и робкая угольная. Царевны - хозяйки горных рудников, привыкшие повелевать людьми. Картин с таким сюжетом сразу две. На одной из них в углу - в качестве просителей фигуры двух мужиков, угодливо заглядывающих в красивые холодные лица.

Кощей Бессмертный

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный. 1917–1926

Богатые хоромы с шоколадными, красными и золотыми оттенками. Роскошь парчи и редких пород дерева - достойное обрамление для неподъемных сундуков с сокровищами, и главного сокровища, что Кощею в руки не дается, - молодой красавицы. Девушку интересует меч, которым, правда, Кощея не победить. Образ главного сказочного злодея Виктор Васнецов писал девять лет. Хронологически картина стала для художника последней.


Название картины: «Алёнушка»

Холст, масло.
Размер: 173 × 121 см

Краткая история создания

Описание и анализ

Картина «Аленушка» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Алёнушка»
Картина написана: 1880 - 1881 г.
Холст, масло.
Размер: 173 × 121 см

Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Краткая история создания

Идея картины «Аленушка» была навеяна одноименным лирическим образом известной русской сказки «О сестрице Аленушке и её братце Иванушке». Прототипом для написания картины стала реальная девушка, которую художник встретил во время своего пребывания в усадьбе Ахтырка летом 1880 года. В случайной девушке художник увидел, по его словам, море тоски, одиночества и какой-то чисто русской печали. С неё же был сделан первый набросок и практически сразу Васнецов решил для себя концепцию будущей картины. Несмотря на незамысловатость сюжета, «Аленушка» имеет интересную историю.

Работу над картиной художник начал в 1880 году. До настоящего времени сохранилось несколько сделанных им в этот период этюдов, предшествовавших написанию «Аленушки»: «Пруд в Ахтырке», «Аленушкин пруд», «Осока». Васнецов также выполнил в красках несколько предварительных натурных эскизов сидящей на камне девушки. Мастер признавался, что при написании главной героини на основном полотне он вглядывался в черты лица Веруши Мамонтовой – дочери известного московского мецената Саввы Мамонтова. Сама картина была закончена зимой 1881 года, после чего автор отправил её на выставку художников-передвижников, которая проходила в Москве.

Изначально картине было дано название «Дурочка Аленушка». По некоторым источникам словом «дурочка» в то время называли сирот или юродивых. Художник не сразу упомянул о том, что картина имеет сказочный сюжет. Известно также, что Васнецов неоднократно её корректировал и дорабатывал. Специалисты сделали рентгеновские снимки картины, в результате чего удалось установить – лицо, шея, плечо девушки, а также колористическая гамма картины в целом, были переработаны. По-видимому, в первом варианте «Аленушка» вызвала в свой адрес немало критических замечаний со стороны знакомых и коллег художника. В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее, однако во время первой выставки, на которой она была представлена, Третьяков, несмотря на все старания Васнецова, не удостоил «Аленушку» своим вниманием, и картина была куплена А.И.Мамонтовым за пятьсот рублей.

Описание и анализ

Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки, привлекает своей простой естественной красотой. В её грустных глазах читаются глубокие переживания – печаль и вместе с тем мечта о счастливом времени, которое когда-то наступит, девичьи грезы и тоска по младшему брату. Художнику удалось мастерски передать общее печально-умиротворенное настроение в картине, которое усиливается образами природы – неподвижными деревьями, медленно плывущими над головой облаками.

В картине «Аленушка» мастер великолепно отображает тесную взаимосвязь простого русского человека с окружающей природой. Кажется, что природа также опечалена, как и сама девушка, изображенная на полотне. Ни один фрагмент картины не отвлекает зрителя от главного сюжета, а, напротив, усиливает и подчеркивает его. Каждая деталь изображения наводит на грустные размышления.

Русским народом и русскими писателями написано множество сказок, передающихся от поколения к поколению. Заслуга Васнецова состоит в том, что ему удалось посредством живописных средств создать убедительные художественные образы, наполненные истинно народным русским духом.

Работая над сюжетом картины, Васнецов решил поместить беззащитную юную девушку в по-настоящему гиблое место. Видимо, автор стремился таким способом вызвать устойчивое щемление в сердцах зрителей. Художник удачно использовал сказочный сюжет, чтобы в полной мере раскрыть неоднозначный и сложный русский характер. Несмотря на юный возраст героини, она испытывает по-настоящему взрослую грусть. Внешний облик девушки с неубранными рыжими волосами, темными глазами и пухлым алым ртом выдает в ней ребенка с трудной судьбой.

На самом деле в облике Аленушки полностью отсутствует что-либо сказочное и фантастическое, а вся сказочность сюжета подчеркивается единственной деталью в композиции – группой ласточек, сидящих над головой девушки. Известно, что ласточки издавна являлись символом надежды. Этим необычным приемом Васнецов воспользовался, желая уравновесить полный тоски образ главной героини и привнести надежду на счастливое окончание русской сказки.

Художник мастерски наполнил общий пейзаж картины атмосферой грусти и тишины. Ему отлично удалось изобразить застывшую водную гладь пруда, осоку и неподвижные ели. Тишина, спокойствие – даже пруд отражает главную героиню едва заметно, очень деликатно. Слегка трепещут молодые деревца, чуть хмурится небо. Темно-зеленые тона окружающего пейзажа контрастируют с нежным румянцем на лице девушки, а осенняя печаль – с яркими цветами на обветшалом сарафане Аленушки. Согласно народным приданиям природа оживает на исходе дня и обретает волшебную способность чувствовать синхронно с человеком. Подобная уникальная способность жить в резонансе с природой была присуща и самому художнику. Поэтому так согласованы в картине чувства Аленушки с состоянием окружающего леса. У зрителя, всматривающегося в картину, возникает ощущение, что через мгновение сказка продолжится…

Лирический образ простой русской девушки с печальным взглядом побудил Васнецова к написанию картины, от которой веет исконно русским духом. Эта работа известного живописца отличается особой душевностью и простотой.

В 2013 году поисковая система Google в честь юбилея со дня рождения художника на своей главной странице изменила обычный логотип на дудл, основанный на сюжете «Аленушки». Кусты на заднем фоне логотипа были перерисованы таким образом, чтобы из них складывалось название компании.

Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины

  • - Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна).
  • - Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • - Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. «Я всегда жил и живу Русью», - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.

Комплексный анализ картины под руководством учителя

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Описание Алёнушки

Кого вы видите в центре картины?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине)

Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви)

Как Виктор Михайлович относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

Описание природы

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Обобщите сказанное. (Сильный ученик)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

Отношение к картине

Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание)

Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей)

Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.


Виктор Васнецов - Алёнушка. 1881. Холст, масло. 173 × 121 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

За основу сюжета была взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Аленушка, уставшая от безрезультатных поисков своего брата, сидит в сиротливой позе на большом камне у мрачного пруда, склонив голову к коленям. Тревожные мысли о братце Иванушке не покидают её. Тоскует Аленушка - не смогла уследить за братиком - а вместе с ней тоскует и природа вокруг…

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось 3 этюда того времени.


Пруд в Ахтырке 1880 год


Алёнушкин пруд (Пруд в Ахтырке), 1880 год


Осока, 1880 год
В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
В картине ни один фрагмент не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.


Виктор Васнецов. Этюды к картине «Аленушка», 1881
Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой.

Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне. Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа.

Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926)
Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры