Вклад в развитие стиля поп-арт.

Главная / Психология

А мериканский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт».

В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долларов. Наиболее высоко ценятся крупноформатные холсты 1962-1964 годов, цены на которые могут доходить до 100 млн долларов. В ноябре 2013 года был установлен рекорд - 105,4 млн долларов за «Серебряную автокатастрофу (двойную)» (1963). За период с 1985 по 2010 год средние аукционные цены на работы Уорхола выросли на 3400 %, что примерно вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период.

К артины Энди Уорхола

Д иптих Мэрилин

Знаменитое шелкографическое полотно художника, выполненное в стиле поп-арт. Работа Уорхола над картиной началась спустя неделю после смерти Мэрилин Монро, в августе 1962 года. Местно нахождения, музей – Галерея Тейт.

К амуфляж Автопортрет – Self-Portrait

Автопортрет Энди Уорхол сделал за несколько месяцев до его смерти, который был в феврале 1986 года. Существует контраст между безличности камуфляжа, который намекает на опасность, а также личность книжной традиции, где есть прямой контакт со зрителем, хотя и в этом случае с защитным иллюзорном покрытием. Неоднозначное использование камуфляжа-привлекает внимания и дает картине модный вид. Картина находится в Нью-Йорк, Метрополитене.

Э тель Скалл 36 Раз – Ethel Scull 36 Times

Картина состоит из четырех строк и девять равных столбцов, с изображением черепа Этель Реднер, известный коллекционер современного искусства. 1963 год.

Б етховен

Б итлз

Ч ёрный Ленин

Энди Уорхол (Andy Warhol), настоящее имя - Эндрю Вархола (Andrew Warhola; русин. Андрій Варгола). Родился 6 августа 1928 года - умер 22 февраля 1987 года. Американский художник, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт-движения и современного искусства в целом. Основатель идеологии «homo universale», создатель произведений, которые являются синонимом понятия «коммерческий поп-арт».

В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы The Velvet Underground. О жизни Уорхола снято несколько художественных и документальных фильмов.

Эндрю Вархола родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов-русинов из села Микова у Стропкова на северо-востоке современной Словакии, части бывшей Австро-Венгерской империи.

Первый ребёнок - дочь Юстина, родившаяся ещё в Словакии, умерла до переезда в США. Отец Уорхола Андрей в поисках работы иммигрировал в Соединённые Штаты в 1914 году, мать Юлия (в девичестве Завацкая) присоединилась к нему в 1921 году, после смерти бабушки и дедушки Уорхола. Члены глубоко религиозной семьи были прихожанами Русинской греко-католической церкви. Отец Уорхол работал в угольной шахте, не владевшая английским мать подрабатывала мытьём окон и уборкой, а также изготавливала и продавала цветы из консервных банок и гофрированной бумаги. К 1934 году Уорхолы переехали из трущоб в более комфортабельный район. Семья жила на улице Белен, 55, а затем в Доусон-Стрит, 3252 в Окленде, окрестностях Питтсбурга. У Энди было два старших брата, Павел (Пол), родившийся в 1923 году, и Джон, родившийся в 1925 году. Сын Павла, Джеймс Уорхола, стал иллюстратором детских книжек.

В третьем классе Уорхол заболел хореей Сиденгама, также называемой «Плясками св. Витта», которая явилась следствием перенесённой ранее скарлатины, после чего большую часть времени был прикован к постели. В классе он становится изгоем. Появилась мнительность, развилась боязнь врачей и больниц (которая не отпустит его до смерти). Во время, когда он прикован к постели, начинает увлекаться рисованием, собирать фотографии кинозвёзд и делать коллажи из газетных вырезок. Сам Уорхол позже упоминал этот период как очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения.

Когда Энди было 13 лет, в результате несчастного случая на шахте погиб его отец. В 1945 году Уорхол закончил среднюю школу Шенли.

Планировал получить художественное образование в Университете Питтсбурга, чтобы потом преподавать рисунок. Но потом планы изменились, и он поступил в Технологический институт Карнеги, рассчитывая сделать карьеру в качестве коммерческого иллюстратора. В 1949 году он получил степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна. Успевал в учёбе хорошо, но часто не находил общий язык с преподавателями и сокурсниками.

После окончания в 1949 году переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимают на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper"s Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий. В этот период он американизировал свою фамилию, начав писать её без последней буквы a, - «Уорхол» (Warhol).

Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании «И. Миллер». На рекламных плакатах была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.

В 1962 году Уорхол провёл первую свою крупную выставку, которая принесла ему популярность. К этому времени Уорхол смог купить собственный дом на Манхэттене, на 33-й Восточной улице. Доходы его поднялись до отметки 100 тысяч долларов в год, и это дало ему возможность больше увлекаться любимым делом - рисованием, и мечтать о «высоком искусстве».

В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».

Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные, нарисованные от руки изображения. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Применение шелкографического метода было одним из этапов в стремлении Уорхола к массовому репродуцированию и тиражированию художественных произведений, вопреки всей критике , который писал о потере ауры и ценности произведения в век его технической воспроизводимости.

Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой пленкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком на деревянной ручке чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений: многократно повторяющихся , Элизабет Тэйлор и других. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений. Внедрение инновационных технологий в процесс создания образов ставило искусство на коммерческую основу.

В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. Начиная с 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид.

В 1960 году Уорхол создаёт дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. В начале шестидесятых Уорхол всё больше занимается графикой, создавая, в основном, только произведения с изображением долларовых банкнот.


Уже в 1952 году работы Уорхола были представлены на выставке в Нью-Йорке, а в 1956 он получил почетный приз «Клуба художественных редакторов». К этому времени художник зарабатывал около ста тысяч долларов в год, однако не переставал мечтать о «высоком искусстве».

В 1960 году Уорхол рисует своё первое произведение из серии Кока-Кола. В 1960-1962 появляется цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл (Campbell’s Soup Can). Первоначально плакаты с банками супа исполнялись в технике живописи: «Банка с супом Кэмпбелл (рисово-томатный)» (Campbell’s Soup Can (Tomato Rice), 1961, а с 1962 года - в технике шелкографии («Тридцать две банки супа Кэмпбелл», «Сто банок супа Кэмпбелл», «Двести банок супа Кэмпбелл» - все 1962). Также, в 1962 году, поворотном для себя, Уорхол создаёт серии «Зелёные бутылки кока-колы». Рисунки банок в ярких тонах стали «визитной карточкой» Уорхола. Показ работ на выставке в галерее «Stabl» вызвал большой резонанс среди общественности. Хотя, по мнению критиков, эти картины отражали безликость и пошлость культуры массового потребления, менталитет западной цивилизации. После этой выставки Уорхола причислили к представителям поп-арта и концептуального искусства, таким как Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и Рой Лихтенштейн.

Начиная с этого периода Уорхол как фотограф и художник работал с образами звёзд эстрады и кино: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Мика Джаггера и , а также с образами политиков, например, Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и («Красный Ленин», «Чёрный Ленин»). После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актрисы. По состоянию на 2011 год Диптих Мэрилин выставлен в филиале лондонской Галереи Тейт в Ливерпуле. 2 декабря 2004 года газета «The Guardian» опубликовала список 500 наиболее выдающихся произведений современного искусства, где это произведение Уорхола занимает почётное третье место. У Уорхола был своеобразный, постоянно меняющийся подход к живописи. Одним из новшеств стало применение красок кислотных оттенков.

В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, здание получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений современного искусства. В 1964 году состоялась первая выставка арт-объектов Уорхола, не вписывающихся в рамки понятия живописи. Экспозиция заключалась в демонстрации около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа «Хайнц» и стирального порошка «Brillo». По случаю открытия выставки Уорхол устроил презентацию своей новой необычной студии, «Фабрики», стены которой были выкрашены в серебряный цвет. В студии царила обстановка вседозволенности, проводились вечеринки. Это помещение нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте. «Фабрика» и её хозяин стали часто фигурировать в репортажах светской хроники, о них стали писать в журналах и средствах массовой информации. Создаёт Уорхол и собственный проект - журнал «Интервью», где знаменитости брали интервью у знаменитостей.

«Фабрика» была организованным производством, которое выпускало до 80 печатных произведений в день, то есть несколько тысяч отпечатков в год. Был нанят коллектив рабочих, осуществлявших массовое производство поставленных на поток репродукций с портретами знаменитостей. Героев своих тиражируемых произведений Уорхол фотографировал у себя в мастерской, делая Полароидом серию моментальных снимков. Из множества кадров выбирался лучший, увеличивался, и методом шелкографии переносился на холст. Поверхность холста покрывалась краской либо до репродуцирования, либо Уорхол наносил масляную краску по уже репродуцированному отпечатку. Обычно делалось несколько вариантов одного произведения. Таким образом Уорхол превратил искусство в «бизнес-арт», руководя исполнителями, которые технически воспроизводили его собственные работы.

Уорхол придерживался мнения, что знаменитости на портретах должны были выглядеть идеально и без изъянов: картина «До и после» из цикла «Рекламные объявления» (1960), давала анонс «нового лица от Уорхола», якобы «улучшенной версии тебя самого». Он ретушировал морщины и дефекты кожи лица, убирал лишние подбородки, подрисовывал ярче глаза и губы, придавая лицам идеализированные черты. Среди клиентов Уорхола - всё семейство иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Джон Леннон, Дайана Росс, Бриджит Бардо и многие другие знаменитости.

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол начинает снимать кинофильмы, однако как режиссёр успеха добивается только в узких кругах. В период с 1963 по 1968 годы Уорхол снял несколько сотен лент, в том числе 472 четырёхминутные черно-белые портретные кинопробы (Screen Tests), десятки короткометражных фильмов и более 150 фильмов с сюжетами, только 60 из которых увидели свет.

Большинство его фильмов, снятых в тот период, не имели никакого сюжета. В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки, например: «мужчина примеряет трусы». Основным смыслом фильмов Уорхола было раскрытие сути сексуальной революции. В середине 1960-х Уорхол перешел от съёмки чёрно-белых немых кинолент к цветному кино со сценарием (чаще всего эротического содержания). Стремясь раздвинуть рамки традиционного кино, Уорхол занялся съёмкой «неподвижных фильмов». Самыми значимыми из них стали «Спи» (1963) и «Эмпайр» (1964). Первый представлял собой чёрно-белую 5-часовую съёмку спящего человека - американского поэта Джона Джиорно, не сопровождавшуюся никакими звуками. Премьерный показ фильма состоялся 17 января 1964 года в The Film-Makers" Cooperative при участии режиссёра Йонаса Мекаса, «крёстного отца» нью-йоркского киноавангарда. Всего присутствовало девять зрителей, двое из них ушли с просмотра в течение первого часа. Первоначально вместо Джиорно Уорхол хотел заснять сон Брижит Бардо.

Сюжет второй ленты заключался в 8-часовом показе снятого в режиме замедленной съёмки нью-йоркского небоскрёба Эмпайр Стейт Билдинг в период с вечера 25 июля по утро 26 июля 1964 года. Своими пробами и перформансами в киноискусстве Уорхол хотел открыть новые направления в кинематографе и заинтересовать и удивить ими пресыщенного зрителя.

Энди Уорхол никогда не делал каминг-аута, но жил жизнью открытого гея. Гомосексуальность художника активно проявилась в его творчестве. В качестве примеров можно упомянуть живописные серии «Sex Parts» и «Torso», фильмы «Sleep», «Blow Job», «My Hustler» и «Lonesome Cowboys». То есть Энди Уорхола ко всему прочему можно причислить к пионерам и основателям квир-искусства. Бойфрендами художника в разное время были Билли Нейм, Джон Джиорно, Джед Джонсон и Джон Гулд.

3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно. После покушения художнику пришлось носить поддерживающий корсет больше года, так как почти все его внутренние органы были повреждены. Уорхол отказался давать обвинительные показания в полиции, в результате чего Соланас получила только три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице. В его работах начинают преобладать темы, связанные с насильственной смертью. Впрочем, эта тематика занимала Уорхола ещё и до покушения, катастрофы волновали его своей притягательностью. Боязнь смерти и увечий Уорхол выражал посредством изображения электрических стульев, самоубийств, аварий, похорон, ядерных взрывов, траура Жаклин Кеннеди, посмертных портретов Мэрилин Монро и больной Элизабет Тейлор. Одна из ярких иллюстраций этой фобии Уорхола - картина 1963 года «Катастрофа с тунцом», в которой воспроизведены газетные вырезки и фото двух женщин, отравившихся консервированным тунцом A&P, банка из-под которого также фигурирует в изображении.

В 1979 году он занялся художественной раскраской гоночного автомобиля. По его мнению, движущееся в пространстве произведение искусства - это новое слово, новое явление в живописи, сущность красоты которого открывалась в динамике движения. Росписью кузова автомашины Уорхол занимался лично. Краски наносил разнообразным подручным материалом, в том числе и пальцем. Сохранилось его высказывание: «Я пытался нарисовать, как выглядит скорость. Когда машина движется на большой скорости, все линии и цвета смазываются».

Уорхол скончался во сне от остановки сердца в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря в 1987 году. Похоронен в родном Питтсбурге. На похоронах присутствовала Йоко Оно.


Сегодня исполняется 86 лет со дня рождения Энди Уорхола – знаменитого американского художника, дизайнера, скульптора, продюсера, режиссера, писателя, издателя журналов, родоначальника идеологии «homouniversale» и автора работ, которые уже стали синонимом понятия коммерческий поп-арт. Энди Уорхол сделал искусство доступным широким массам, чтобы люди научились видеть красоту повседневных вещей и понимать, что всё, что их окружает – прекрасно по своей сути. По случаю дня рождения гения-провокатора мы вспомнили 10 самых известных его работ.

1. Диптих Мэрилин

Диптих Мэрилин, 1962

Полотно было написано сразу после смерти Мэрилин Монро. Энди Уорхол соединил две картины: пятьдесят грубо раскрашенных растиражированных портретов актрисы и точно такую же, но черно-белую. На втором полотне большинство портретов плохо видны или смазаны. Таким образом, художнику удалось показать облик смерти, преследовавший Мэрилин, и подчеркнуть контраст с ее жизнью. Сейчас картина находится в Лондоне, в Галерее Тейт.

2. Банка супа «Кэмпбелл»

Банка супа «Кэмпбелл», 1962

Эта картина, по мнению художника, была его лучшей работой. Началось всё с одной картины, потом родилась целая серия. В ней выражено стремление Уорхола раскрыть поверхностную суть вещей и дать возможность каждому понять, что утюг или пылесос так же прекрасны, как зеленые холмы или поляна с цветами. Свою страсть к рисованию обыденного Уорхол объяснял очень просто: «Я работаю с тем, что мне нравится». А супы «Кэмпбелл» он действительно любил, поедал их прямо из банки. Эта картина уже после смерти Уорхола была продана за 24 миллиона долларов. Сам же автор в свое время, ни о чем не подозревая, продавал подобные по 100 баксов.

3. Пистолет

Пистолет, 1981-1982

3 июня 1968 года Энди Уорхол пережил покушение на свою жизнь – он получил три пулевых ранения в живот. Близкая встреча со смертью вдохновила новатора поп-арта на создание нескольких картин, в том числе и знаменитого «Пистолета» – копией револьвера, из которого он чуть не был застрелен. На красном фоне изображено трафаретное изображение револьвера в черном и белом цветовых решениях. Сегодня эта работа оценивается в 6-7 миллионов долларов.

4. Банан

Банан, 1967

Уорхол был продюсером группы Velvet Underground. Главным его вкладом стало создание обложки дебютного альбома The Velvet Underground and Nico. Именно на ней были впервые изображены знаменитый ярко-желтый банан, подпись художника и надпись «Peel slowly and see». А первые тиражи альбома были снабжены наклеенным на конверты желтым бананом, оторвав который, можно было обнаружить еще один фрукт – на этот раз розового цвета и очищенный.

5. 200 однодолларовых купюр

200 однодолларовых купюр, 1962

Уорхол рассказывал: «Я попросил несколько моих знакомых предложить темы для моих работ. Наконец одна подруга задала правильный вопрос: «Слушай, а ты сам-то, что больше всего любишь?» Вот так я и начал рисовать деньги!». Энди Уорхол как пропагандист всего, что имеет характер массовости не смог обойти своим вниманием такую привычную для американца вещь, как однодоллоровая купюра. Именно в этой картине он максимально раскрыл тему духовных и материальных ценностей. На картине нет ничего, кроме денег. Тем не менее, это произведение входит в число самых дорогих: оно было продано за 43,8 миллионов долларов. Тем самым Уорхол доказал свою главную идею «искусство – это прибыль, если оно хорошо продается».

6. Восемь Элвисов

Восемь Элвисов, 1963

Пальма первенства среди самых дорогих работ Уорхола принадлежит полотну «Восемь Элвисов», на которое художника вдохновил безвременно ушедший король рок-н-ролла. Эти несколько Пресли стоят 108,1 млн. долларов. Художник хотел не только вспомнить Элвиса, но и отразить свою любимую тему в искусстве – тему бренности славы, монотонного повторения одинаковых образов и страха смерти. Выполнил Уорхол картину в своем любимом цвете – серебряном.

7. Зеленые бутылки Кока-Колы

Зеленые бутылки Кока-Колы, 1962

Что могло быть проще – просто изобразить всем известную бутылку? Но в этом и был весь секрет искусства Энди Уорхола – оно должно быть понятно каждому, а Кока-Колу пьют все: от президента до простого рабочего. Художник сделал ставку не на элитарность, а на массовость, и не прогадал. «В этой стране удивительно то, что она породила новую традицию потребления – богатые покупают совершенно те же продукты, что и бедные. Президент пьет Колу, Лиз Тейлор пьет Колу и, только подумай, – ты тоже пьешь Колу», – говорил он.

8. Красный Ленин

Красный Ленин, 1987

От знаменитостей, которых Энди Уорхол рисовал очень часто, художник перешел к политикам. Одной из его поздних работ стала картина «Красный Ленин», которая до недавнего времени принадлежала Борису Березовскому. Еще до своей смерти олигарх продал произведение искусства и «Красный Ленин» ушел с молотка почти за 202 тысячи долларов частному коллекционеру. Изначально шелкографическая репродукция Уорхола оценивалась в 45-75 тысяч долларов.

9. Королева Елизавета II

Королева Елизавета II, 1985

Изображения Елизаветы II размером 100 на 80 сантиметров были написаны по фотографии королевы, сделанной в 1975 году фотографом Питером Грюжоном и были включены Уорхолом в подборку «Правящие королевы». В нее вошли также его портреты королевы Нидерландов Беатрикс, Дании – Маргрете II и Свазиленда – Нтомби Твала. Британская королева изображена на работах художника во Владимирской тиаре, принадлежавшей когда-то представительницам российского императорского дома Романовых. Недавно Елизавета II купила для Королевского собрания четыре своих портрета, написанных Энди Уорхолом.

10. Че Гевара

Че Гевара, 1968

Мало кто знает, что известная версия постера Че Гевары «Героический партизан» не принадлежит Энди Уорхолу. Дело в том, что его компаньон Джерард Маланга создал это произведение в стиле Уорхола, выдав работу за рисунок последнего ради прибыли. Но афера Герарда раскрылась и его ждала тюрьма. Тогда ситуацию спас Уорхол – он согласился признать фальшивку своей работой при условии, что весь доход от продажи достанется ему.

Считался одним из самых известных художников Америки. Но простых людей привлекало не столько его творчество, сколько стиль жизни. Скандалы, смелые высказывания в прессе. Все это работало на имидж короля поп-арта. Казалось, что он родился и вырос в этой среде, где царила вечная атмосфера праздника, и каждый день загорались новые звезды.

Детские и юношеские годы будущей знаменитости

Лишь немногие знали, что еще около двадцати лет назад Энди Уорхол, картины которого стали безумно популярны, был совершенно другим человеком. Он родился в промышленном Питсбурге в тысяча девятьсот двадцать восьмом в простой семье эмигрантов из Словакии. И он часто задавался вопросом о том, почему к нему так несправедлива жизнь. Кто-то купается в роскоши, а ему приходится донашивать одежду за старшими братьями. Ведь он ничем не хуже детей богачей. Тем более, природа наградила его талантом. Он замечательно умел рисовать.

В тысяча девятьсот сорок седьмом году будущий художник Энди Уорхол поступил в технический университет на факультет дизайнерского искусства. На его обучение родители отдали все свои сбережения. Энди был просто счастлив. Он, наконец, попал в творческую атмосферу.

Более того, многие сокурсники и педагоги восхищались талантом, которым обладал Энди Уорхол. Работы его были полны энергии, они буквально дышали жизнью. И никто не догадывался, что у этого способного парня далеко идущие планы. Он хотел не просто рисовать, а зарабатывать на этом огромные деньги.

Начало творческой деятельности

Сразу после окончания университета в тысяча девятьсот сорок девятом Энди переезжает в Нью-Йорк. Это был город, в котором, как он считал, каждый мог стать звездой. И первое, что он сделал - это купил белый элегантный костюм и принялся за поиски работы. Все полученные заказы Энди Уорхол выполнял талантливо и в срок. И все его руководители были им очень довольны.

Неожиданно у скромного юноши обнаружилось еще одно уникальное качество. Он лучше многих художников улавливал коньюктуру рынка. И интуитивно чувствовал, как подать рекламный образ талантливо и красиво.

Его первой профессиональной работой было создание иллюстраций к статье "Успех". Это была работа для журнала "Гламур". Через год он сделал плакат против наркотиков для малоизвестной молодежной прередачи о проблемах молодежи сразу повысился, а сам плакат был признан лучшей рекламой года.

Полная смена образа

Гонорары Энди резко поползли вверх. Но ему хотелось славы, признания общественности и светской жизни. Тогда Энди Уорхол, картины которого на сегодняшний по праву считаются лучшими в искусстве поп-арта, решает полностью изменить свой имидж и стилистику работы.

Теперь он не пропускал ни одной модной вечеринки. Вскоре он становится своим среди богемной публики. Его считали забавным парнем, подающим большие надежды художником. Но Уорхола это не устраивало. Таких, как он, было много, а ему хотелось быть единственным.

Возникновение нового направления в искусстве

В это время в Америке начал зарождаться поп-арт. Направление, где объектом для живописи могло стать все что угодно. Газетные вырезки, кричащие рекламы или герои мультфильмов. Энди никогда не боялся экспериментов. И начал трудиться в этом направлении.

В тысяча девятьсот пятьдесят втором в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка. Но она не имела успеха. Энди не отчаивался. Он продолжал искать новые образы и приемы, пробовал новые сочетания цветов и продолжал посещать многочисленные вечеринки.

В тысяча девятьсот шестьдесят втором в Лос-Анджелесе открылась очередная выставка работ, которые создал Энди Уорхол. Картины, находящиеся на ней, озадачили многих пришедших зрителей. Экспозиции напоминали полки супермаркетов. На стенах висели рисунки с изображениями кока-колы, долларов, банок супов. Причем повторяющихся неоднократно.

Но шок мгновенно сменился восторгом. Это было именно то, чего все ждали. Глянцевые этикетки товаров, красота по-американски. Как ни странно, но до Энди Уорхола никому в голову не приходило изобразить то, перед чем преклонялись миллионы американцев: мир денег и вещей.

Рождение нового короля

Так всего за несколько часов из мало кому известного художника рекламы, пусть и зарабатывавшего около ста пятидесяти тысяч в год, Энди Уорхол, картины которого произвели настоящий фурор, превратился в короля поп-арта.

Прямо на выставке ему задали вопрос о том, что он намерен теперь рисовать. И Энди не задумываясь, ответил, что возможно даже и Но нарисовал Мерлин Монро. Краски для печати он выбрал кислотные.

Знаменитые картины Энди Уорхола. Фото изображений

Изображение актрисы получилось странным. Лимонные волосы, и ярко накрашенные губы. Никто и никогда не рисовал главный секс-символ Голливуда именно так. Ведь все привыкли считать ее красивой пустой куклой. А на самом деле она была глубоко несчастной женщиной. Художник вновь тонко уловил настроение миллионов.

После смерти Монро стала идолом. И все предметы, отображающие образ, стали безумно популярны, в том числе и эта работа - картина Мерлин Монро. Энди Уорхола вдохновил этот замысел, и он, решив, что движется в правильном направлении, создал целую серию портретов кумиров шестидесятых: король рок-н-ролла Элвис Пресли, актриса Элизабет Тейлор, боксер и многие другие звезды. Люди превратились в образы.

Тысячи новых портретов

Он никогда не заставлял свои модели позировать. Зачем проводить долгие часы в мастерской, если есть "полароид"? Энди совсем забросил масляные краски. Какой смысл, когда есть шелкография. Лицо, выполненное при помощи этой техники, выходило идеальным. Ни морщин, ни прыщей, ни Именно так, как нравится обывателям.

К тому при помощи этой техники можно было сделать не один портрет, а сотни и даже тысячи. Портреты Энди Уорхола стали пользоваться неимоверной популярностью. И он не скрывал, что перед ним новая цель. Он хотел поставить современное искусство на конвейер. И в тысяча девятьсот шестьдесят третьем году открыл свою фабрику.

Создание собственной фабрики

Это помещение, выкрашенное в серебристый цвет, было одновременно клубом, апартаментами и мастерской. Сюда приходили художники, музыканты, режиссеры и просто яркие личности. Кто-то танцевал, пел, другие просто обсуждали последние новости, а Энди в это время творил. Правда, львиную долю работы выполняли ассистенты. Вырезали трафареты, заливали в них краску. Уорхол лишь руководил процессом.

Он никого не звал на свою фабрику. Туда приходили сами и были счастливы, если могли быть хоть чем-то полезны Энди Уорхолу. Окружив себя странными людьми, он черпал в этой атмосфере свое вдохновение.

Однажды этому неутомимому искателю новых идей приходит в голову мысль снять на камеру своего спящего друга. После просмотра полученного материала Энди решает снимать кино. С этого дня съемка на фабрике шла постоянно.

Творческое затишье

А семидесятые стали для Уорхола годами затишья. Он делал портреты для богатых заказчиков и изображал новых кумиров: Лайзу Минелли, Дайану Росс, Джона Леннона и других звезд. Он продолжал оставаться самым высокооплачиваемым художником. Его называли человеком-легендой.

Персональные выставки Энди Уорхола проходили в Италии, Франции, Голландии. А в тысяча девятьсот семьдесят пятом он побывал даже в Москве, где было открыто собрание экспозиций современного искусства.

Он был художником, скульптором, дизайнером, режиссером, продюсером, писателем… Энди Уорхол - одна из самых противоречивых фигур в искусстве второй половины ХХ столетия. Его работы стали своеобразным символом триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Творчество Уорхола оказало огромное влияние на направление развития современного искусства.

Я просыпаюсь каждое утро. Открываю глаза и думаю: вот, опять все сначала.

В 1962 году Уорхол создал известную серию полотен, на которых были изображены в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов и знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл» , ставшие впоследствии визитной карточкой Энди Уорхола.

В 1963 году Уорхол покупает здание в Манхэттене, оно позже получает название «Фабрика», тут Энди ставит на поток создание произведений искусства. В здании царит обстановка вседозволенности, проводятся всевозможные вечеринки. Здание Энди Уорхола нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте, где он творит свои шедевры.


Уорхол стал создавать эпатажные произведения, выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Мика Джаггера, Элвиса Пресли, Мао Цзэдуна.


Во второй половине 1960-х Уорхол проявлял большой интерес к кино. Фильмы, которые он снимал вместе с Полом Морисси - первые нотки сексуальной революции. Одна из самых ранних короткометражек Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Большинство из его киноработ - бессюжетные фильмы, продолжительностью до 25 часов, в течение которых на экране появляются голые участники Уорхоловой «фабрики», так называемые «суперзвезды» Энди Уорхола, вроде Джо Далессандро и Эди Седжвик.


- День за днем я смотрю в зеркало и каждый раз все-таки что-нибудь да вижу: еще один прыщ, например. Если пропадает прыщик сверху на правой щеке, выскакивает новый снизу на левой, на скуле, возле уха, на кончике носа, среди волосков в бровях, на переносице, ровно между глаз. Наверное, это один и тот же прыщ передвигается с место на место.

По предложению Энди Уорхола обложкой лучшего альбома группы The Rolling Stones, Sticky Fingers (1971), был выбран снимок одетого в облегающие джинсы Далессандро. Застежка-молния джинсов была настоящей и при расстегивании открывала взору исподнее с метками участников. В 2003 году телеканал VH1 признал обложку лучшей за всю историю музыки.


Автопортрет


Я обожаю униформу! Потому что если ты - пустое место, то и одежда не делает из тебя человека. Лучше всего носить одно и то же и знать, что в тебе любят тебя самого, а не то, что из тебя может сделать одежда.


Энди фотографирует Мохаммеда Али и его дочку, 1977 год.


Вокруг Энди Уорхола всегда крутилась особая субкультура молодежи, одна из участниц которой - феминистка Валери Соланас - в 1968 году выстрелила в своего «учителя», при этом тяжело ранив его. Хотя жизнь Уорхола и удалось спасти, в течение долгих лет он оставался инвалидом, а в 1987 году умер от последствий ранения.

Муза Энди Уорхола. Эди Сэджвик.

Она была восхитительное, красивое пустое место.

Метр 63см ростом девушка с ямочками на щеках, муза Энди Уорхола, киноактриса, модель, признанная it-girl Нью-Йорка бурных шестидесятых, прожила яркую жизнь длиною в 28 лет.

В январе 1965-го друг Эди привел ее на «Фабрику» Энди Уорхола.Они были очарованы друг другом. Эди проводила на «Фабрике» почти все время. Уорхол заявил, что откроет в Седжвик «бедную богатую девочку» и сделает ее королевой «Фабрики» Энди снимал Эди в своих бесконечных фильмах («Винил», «Кухня», «Девушки из Челси» и другие), они вместе блистали в обществе; в это время Эди часто называла себя «миссис Уорхол». Они были вместе больше года. Король и королева Манхэттена, с одинаково подстриженными обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде.

На самом деле, "красивые" меня не так уж и привлекают. Больше мне нравятся разговорчивые… Разговорчивые люди что-то делают. Красивые - чем-то являются. Это не обязательно плохо, просто мне непонятно, чем именно они являются.



Диана Вриланд, редактор американского Harper"s Bazaar, возносила Эди к небесам; она говорила, что «у наркоманов чудесная кожа».Эди стала богиней стиля - короткие платья, черные колготки, длинные серьги, подведенные глаза и короткие белые волосы копировали тысячи девушек, желавших быти похожими на Эди, стать ближе к искусству.

К концу того года Эди плотно сидела на кокаине и героине. К 1968-му почти не могла говорить. В июле 1971-го Эди вышла замуж за соседа по реабилитационной клинике Майкла Поста. Через несколько месяцев она появилась на фэшн-показе во всем блеске, покрутилась перед камерами; придя домой приняла из рук мужа положенную порцию снотворного легла спать. Утром была зафиксирована смерть от передозировки.

И несмотря на то, что ее судьбу далеко нельзя назвать счастливой, Эди Седжвик и сегодня - героиня и объект для подражания, ведь тысячи девушек любят веселье, наркотики и людей искусства, но мало кому из них удается своей любовью повлиять на мир, как это сделала Эди Седжвик, девушка из «Фабрики».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры