Владимирская икона Божией матери: значение, описание, молитвы, история. Икона Владимирской Богоматери

Главная / Психология

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной семинарии кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.

По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.

По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки.

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.
Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

Во время мятежа 1175 года, когда был убит св. благ. кн. Андрей, священник Николай с клиром совершили крестный ход с иконой «Владимирской Богоматери» по улицам города – и мятеж утих. Преемники св. блгв. кн. Андрея Боголюбского -Ярополк и Мстислав – незаконно присвоили себе многие богатства, в том числе, и сокровища храмов, а икону Богородицы отдали князю Глебу Рязанскому. Возмущенные беззакониями и кощунством жители города прогнали князей, а икону вернули обратно.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь.

В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города « <…> от уного и до старца и сущего младенца <…>«. Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ «Владимирской Богоматери» лишился драгоценного оклада: «чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым…».

Но вскоре икона «Владимирской Богоматери» была вновь украшена радением боголюбивых горожан и поставлена в Успенском соборе. Возможно, именно к этому времени относится и увеличение размеров иконы, благодаря добавлению широких полей. Первоначальный размер иконы 0, 78 ? 0,54 м; с добавлениями – 1, 036 ? 0, 68 м.

За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми.

В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 26 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.

Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте.

В начале XV в. для иконы было устроено два золотых оклада, один из которых, впрочем, предназначался для списка (XIV-XV вв.). К одному из окладов была присоединена часть уцелевшего басменного оклада XIII века с изображением семифигурного Деисуса. Второй оклад на икону представлял собой золотое поле, покрытое сканью (средник иконы не был закрыт). На нем были укреплены 12 килевидных пластин с чеканными изображениями двунадесятых праздников. В XVII веке все поле иконы (кроме ликов) было закрыто золотой ризой. В это же время были добавлены золотые венцы с изумрудами и рубинами и цата – подвеска, усыпанная крупным жемчугом.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте. Киот был устроен наподобие бывшего в Успенском соборе Владимира. Это достаточно глубокий футляр, в глубине которого помещалась икона. Киот венчался килевидным завершением и был украшен басменным окладом из серебра. У киота были две глухие створки, которые закрывали икону. Створки открывали только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед этой иконой. После закрытия Успенского собора в 1919 году, в 1921 году икону «Владимирской Богоматери» отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В 1993 году, в тяжелый для России период икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет), икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II с сонмом епископов, духовенства и многочисленных мирян.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в храм свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Сегодня икона не представляет собой памятника иконописи, созданного кистью одного иконописца, но является совмещением разновременных добавлений к уцелевшим фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа.

Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, но Богу было угодно сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на все жесткие испытания, которым вместе с русской государственностью и Церковью подвергалась эта икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики.

Около левого глаза Богоматери сохранился небольшой фрагмент зеленовато-синего чепца, с правой стороны – фрагмент желтой каймы мафория с золотыми штрихами, оставшимися от первоначального живописного слоя. Из первоначальных облачений Богомладенца сохранилась лишь часть около правого плеча, по характеру и отделке она характерна фрагменту мафория. Ниже идут уже поздние вставки; самая древняя из них, видимо, принадлежит XIII веку и, вероятно, вызвана была той порчей, которая была причинена иконе татарским разгромом. Здесь, на фоне рубашки темно-багряного цвета с золотым асистом уцелели еще кончики пальцев левой руки Богоматери. Фрагмент прозрачной белой рубашки на той же правой руке Младенца и несколько фрагментов фона с частью надписи дополняют наше представление о первоначальном виде и колорите иконы.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа. Существует и огромное количество списков с этой иконы, прославленных как чудотворные. Например, иконографический образ, который известен на Руси как «Умиление».

С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих столетий. Всемилостивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих.


Небольшая особенность Владимирской иконы: это единственное изображение, на котором видна стопа Иисуса.

Образ Богоматери для православного мира - один из главных. Его ставят наряду со Святой Троицей, Святым Духом и Спасителем. Богородица - заступница, наставительница для каждого отдельного христианина и всей страны целиком.

Иконы Богоматери можно встретить в каждой церкви, каждом жилище православного. Через них она проявляет свою волю, внимает молящимся, помогает. Одно из наиболее почитаемых изображений - Владимирское. Оно фигурирует в важных исторических событиях России. Икона исцелила множество людей от недугов, с которыми не способна справиться современная медицина.

История Владимирской иконы Богоматери очень интересна, но не менее интересно её описание, данное искусствоведами, иконографами и учеными. Она является ярким образцом Византийской живописи XII века, имеет неповторимые черты.

Описание

На Владимирской иконе Дева Мария изображена в темно-красном одеянии. На руках - младенец Спаситель. На его одежде есть небольшая зеленая полоса - клав, символ царской власти. Фон - золотой. По бокам нанесены монограммы.

Иконографический тип иконы - «Умиление». Специалисты по иконописи утверждают, что она сделана в Византии. Предположительное время создания - XI-XII век. Изображение является ярким примером перемен в искусстве той местности. Художники, иконописцы отошли от нарочитой графичности, перестали противопоставлять линии объему. Характерны слабые, почти невидимые мазки, которые создают ощущение нерукотворности святыни. Линии - плавные, вытекающие одна из другой.

Тип «Умиление» характерен способом изображения Богоматери и Младенца Спасителя. Дева Мария держит Иисуса на руках, голова склонена к нему. Маленький Спаситель прижимается своей щекой к щеке матери. Распространенно мнение, что именно такое изображение пользовалось особым почетом в Константинополе. Тип сформировался в XI–XII веках нашей эры. Иконы «Умиление» обладают многогранным символизмом.

Символизм

«Умиление» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, оно символизирует жертву, приносимую матерью ради всего человечества. Каждая ли мать готова отдать своего ребенка на муки, чтобы спасти кого бы то ни было? Жертва Девы Марии безгранична. Она знала, что Сын Божий проживет нелегкую земную жизнь. Поэтому её душевные терзания можно сравнить со всей болью, которую испытал её сын.

Также иконы «Умиление» - символ материнской любови. Богородица является общей матерью всех христиан, она защищает нас, помогает в трудные моменты, заступается перед Отцом-Господом за каждого.

Появление святыни на Руси и первые чудеса

Данная икона написана предположительно в XII веке. Согласно приданию, это список с изображения, сделанного Лукой при жизни Девы Марии. Холстом послужила столешница от стола, за которым обедал Спаситель с Иосифом и своей матерью. В V веке эта икона попала в Константинополь, а почти через 700 лет священнослужитель Лука сделал с неё список и отправил в дар Юрию Долгорукому.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский, отправился со святыней на другой конец страны, чтобы основать там независимое от Киева царство. Проездом он был во Владимире. И здесь икона впервые проявила себя, как чудотворная. Не успел Андрей отдалиться от города, как кони встали, как вкопанные. Никто не мог сдвинуть их с места. Тогда заменили лошадей, но и эти отказывались отдаляться от Владимира. Юрий понял, что это знак, и начал усердно молиться. Ему явилась Божья Матерь, которая сказала, что место иконы - в этом городе. Для неё было велено построить храм. Князь повиновался. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Сотворенные чудеса

Владимирская икона с момента появления на Руси почиталась всеми слоями населения - от крестьян до князей. История знает минимум 3 случая, когда через святыню Дева Мария несколько раз изъявляла свою волю, миловала целые города, защищая их от погибели.

Кратко о трех самых известных чудесах:

  • Спасение от хана Мехмета. В 1521 году татарский предводитель собирался захватить Москву, собрал для этого многочисленное войско. Все православное население, епископы и правление молилось перед иконой Божьей Матери. В итоге она спасла город, явившись Мехмету во сне с огромным войском. Он испугался этого знака и отступил.
  • Спасение от хана Ахмата. Противостояние было выиграно не начавшись. Ахмат привел войска к реке Угре и ждал действий от противоположной стороны. Князь не повел воинов в наступление, а занял удобные позиции. Побоявшись ловушки, враг отступил. Перед этим одной благочестивой монахине во сне явилась Божья Мать, показав, что нельзя выносить икону за пределы города. Хан отступил после того, как остановили епископов, собиравшихся это сделать, прочли искреннюю молитву.
  • Спасение от хана Тамерлана. Он отступил, увидев Богородицу в своем сне.

В честь каждого из этих чудес устраиваются празднования иконы.

Откликалась Божья Матерь и на молитвы простых людей. Многих она исцелила от болезней, которые не способна победить медицина: слепота, пороки сердца, рак.

Чудотворные списки

Отличительная особенность Волоколамской иконы - изображение святителей Киприана и Геронтия, с которыми связано прибытие святыни в Москву

  • Волоколамский список с иконы Богородицы находится в Московском Успенском соборе. В 1572 году её привезли из Звенигорода в монастырь Иосифа Волоцкого. Святители Киприан и Леонид сыграли важную роль в судьбе Владимирской святыни, поэтому были удостоены попасть на её список. Первый перевез икону из Владимира в Москву. При втором она окончательно укрепилась в столице, было решено оставить её здесь если не навсегда, то на очень продолжительное время. В 1588 году Волоколамской святыне посвятили церковь, а после перенесли её в Успенский собор. Святыня считается чудотворной.
  • Селигерский список. Принадлежал преподобному Нилу Столбенскому, который жил у озера Селигер, на острове Столбном. Хранится рядом с его мощами. При жизни священнослужителя пытались ограбить: войдя в его келию, преступники увидели лишь икону. И сразу же ослепли - Господь защитил Нила, покарав злоумышленников. Они раскаялись, начали слезно просить преподобного о прощении. Простив их, Столбный помолился Господу о прощении мужчин. К ним вернулось зрение.

На Селигерской иконе Младенец изображен справа от Девы Марии.

Владимирской иконе чаще всего молятся о спасении души, наставлении на истинный путь, о защите детей. Божья Матерь готова защитить каждого, кто обратился к ней в искренней молитве. Были случаи, когда она помогала даже иноверцам.

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет ».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую! » В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.


Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию. Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.


Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу . Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав ».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери — заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры. Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно — Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии. 12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре» . Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией. Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“ …»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование .

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году .

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .


Нашествие крымских татар

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.»Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9) .

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованны й (греч. Этимасия) - богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова - Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России .

Закон Божий. Владимирская икона Божией Матери

Царица Небесная. Богоматерь Владимирская (2010)

О фильме:
По церковному преданию, икона Богоматери была написана евангелистом Лукой на доске стола, который находился в доме Иосифа, Марии и Иисуса. Икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а затем в женский монастырь под Киевом, в Вышгород. Сбежав из Вышгорода на север, князь Андрей Боголюбский привез икону во Владимир, по которому она и была названа.

Во время нашествия Тамерлана, при Василии I, чтимая икона была перенесена в Москву как защитница города. И примером заступничества Богоматери Владимирской считается то, что войска Тамерлана без особых причин ушли, не дойдя до Москвы.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икона Владимирской Божьей Матери считается главной защитницей России, о чем свидетельствуют многочисленные исторические справки. Относится этот образ по своему типу к иконам Елеуса, то есть «Умиление» – Богомладенец умильно прикасается к щеке Богородицы, а она в свою очередь склоняет голову к своему Сыну. В лице сосредоточена вся возможная в мире материнская боль. Еще одна значимая деталь именно этой иконы, которой нет на подобных этому типу образах – проявление пяточки Младенца. К тому же стоит заметить, что икона двухсторонняя и на другой стороне изображается престол и Символы страстей. Считается, что в иконе заложена глубокая идея – страдания Богородицы из-за жертвы Иисуса. С оригинального изображения было сделано огромное количество списков.

Стоит разобраться в том, что означает Сретение Владимирской иконы Божьей Матери. Это самое главное празднование этого образа, поскольку именно в этот день московский народ смог защититься от войск Тамерлана. Считается, что произошло это только благодаря молитвам возле чудотворного образа. Это торжество отмечается 26 августа. Еще один праздник иконы Владимирской Божьей Матери, связан с избавлением Руси от Золотой Орды Ахмата, принято отмечать 6 июля. Почитают икону также 21 мая в честь спасения русского народа от хана Махмет-Гирея.

История возникновения иконы Владимирской Божьей Матери

Согласно существующему преданию образ был написан апостолом Лукой еще в те времена, когда была жива Богородица. За основу была взята доска от стола, где именно проходила трапеза Святого Семейства. Вначале образ находился в Иерусалиме и в 450 году его перенаправили в Константинополь, где он простоял около 650 лет. В один день икона Владимирской Божьей Матери была подарена Киевской Руси и ее направили в Вышгород. Через некоторое время оттуда ее забрал Андрей Боголюбский, который возил образ во время своих странствий. Останавливаясь во Владимире, он увидел знамение Богородицы, и тогда было решено построить в этом месте храм, где и остался образ. Именно с тех пор икону начали называть Владимирской. Сегодня в этом храме находится список, сделанный Рублевым, а оригинал помещен в храм Святителя Николая.

В чем помогает икона Владимирской Божьей Матери?

Уже несколько столетий этот образ почитается как чудотворный. Огромное количество людей в своих молитвах обращается к иконе и просит об избавлении от различных заболеваний. Наибольшую силу Владимирская Божья Матерь проявляет в лечении болезней связанных с сердечно-сосудистой системой. Возносят прошения перед иконой, чтобы защититься от различных трагедий, проблем и от недругов.

Молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери помогает разобраться в своих душевных переживаниях и увидеть тот самый «светлый луч в темном царстве». Если поместить этот образ у себя дома, то можно примерить враждующих, смягчить человеческую злобу и укрепить веру.

В Сказании приведены чудеса, связанные с иконой Владимирской Богоматери:

  1. Проводник князя Андрея во время путешествия из Вышгорода в Переславль, переходя речку, оступился и начал тонуть в реке. Чтобы спасти своего сопроводителя, князь начал перед иконой, что позволило ему выжить.
  2. У жены князя Андрея были сложные роды, а происходило это в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Чудотворную икону обмывали водой, а после отдали ее выпить княгине. В результате она родила здорового малыша.

Этот только небольшой перечень чудес, которые связаны с иконой Владимирской Божьей Матери. Она помогла огромному количеству людей избавиться от серьезных болезней и избежать смерти.

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры