Все произведения камю. Альбер Камю: Жизнь – это сотворение души

Главная / Психология

Albert Camus; Франция, Париж; 07.11.1913 – 04.01.1960

Альберт Камю является одним из наиболее известных французских писателей и философов 20-го века. В 1957 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе, его труды переведены на множество языков мира, а в СССР он получил прозвище «Совесть Запада». Хотя в зрелый период своего творчества всячески выступал противником тоталитарного режима СССР.

Биография Альберта Камю

Альберт Камю родился в городке Дреан на северо-востоке Алжира. С началом Первой мировой войны отец Альберта был призван в армию и вскоре погиб. К этому времени мальчику не исполнился даже один год. Неграмотная и полу глухая мать Камю решает перебраться в портовый город Белькур, где проживала бабушка Альберта. Семья жила довольно бедно, но это не помешало им в пять лет отдать Альберта на обучение в школу. Талантливого и многообещающего мальчика практически сразу заметил один из преподавателей — Луи Жермен. Именно он в 1923 году после окончания школы настоял на дальнейшем обучении Альберта и выбил для него стипендию.

В лицее Альберт Камю знакомится с французской литературой и увлекается футболом. Но когда мальчику исполнилось 17 лет у него обнаружили туберкулез. Два месяца он провел в санаториях и излечился от болезни, но последствия недуга все оставшуюся жизнь напоминали о себе. В 1932 году будущий писатель поступает в Алжирский университет. Здесь он изучает философию, знакомится с , встречает свою первую любовь — Симону Ийе с которой развелся уже через пять лет. Во время обучения ему приходилось подрабатывать преподавателем, продавцом и ассистентом в институте. В это же время началась работа над первой книгой Камю «Счастливая смерть».

После окончания университета Алберт Камю работал редактором в разнообразных изданиях, пишет книгу «Бракосочетание» и пьесу «Калигула». В 1940 году вместе со своей будущей женой Франсис Фор переезжает во Францию. Здесь он работает техническим редактором в «Пари – суар», а также сближается с левой подпольной организацией «Комба». Во время Второй мировой войны он был признан негодным к прохождению службы и сосредоточился на своей литературной деятельности. Но большинство книг Альберта Камю, написанных в то время вышли уже после окончания войны. Так в 1947 году выходит одно из наиболее знаменитых произведений Камю «Чума». В это же время начинается уход от левых идей, которое окончательно воплотилось в книге «Бунтующий человек», которая вышла в 1951 году. Примерно в это же время Альберт все больше увлекается театром и пишет целый ряд пьес.

В 1957 году Альберт Камю удостаивается Нобелевской премии по литературе. Ее он посвящает своему школьному учителю Луи Жермену, который много лет назад настоял на продолжении обучения мальчика. Умер Альберт Камю в январе 1960 года в результате автокатастрофы. Он вместе с приятелем и его семьей ехали из Прованса в Париж. В результате несчастного случая они вылете с дороги и врезались в платан. Альберт Камю погиб на месте.

Книги Альберта Камю на сайте Топ книг

Книги Альберта Камю читать сейчас все так же популярно. Причиной того во многом служит наличие его произведений в учебной программе. Но и без этого произведения Камю достаточно популярны и скорее всего еще не раз попадут в наш рейтинг . В то же время в рейтинге могут быть представлены сразу несколько романов писателя.

Альберт Камю список книг

  1. Брачный пир
  2. Бунтующий человек
  3. Ветер в Джемила
  4. Возвращение в Типаса
  5. Восстание в Астурии
  6. Изгнание и царство
  7. Изнанка и лицо
  8. Калигула
  9. Недоразумение
  10. Осадное положение
  11. Падение
  12. Первый человек

Французский писатель, эссеист и драматург Альбер Камю был литературным представителем своего поколения. Одержимость философскими проблемами смысла жизни и поиск истинных ценностей обеспечили писателю культовый статус среди читателей и принесли Нобелевскую премию по литературе в 44 года.

Детство и юность

Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.

Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он "жил в нищете, но также и в чувственном восторге". Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.

В алжирском университете он блестяще изучал философию - ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.


Его первыми опубликованными работами были "Изнанка и лицо" в 1937 году и "Брачный пир" в 1939-м - собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.

Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд - это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и "восстать" против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.

Книги

Первый роман Камю "Посторонний", опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.


Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его "чужим" в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.

Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу "Миф о Сизифе", также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.

В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе "Сопротивления" и занимался подпольной журналистикой до "Освобождения" в 1944-го, когда стал редактором газеты "Бой" на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: "Недоразумение" в 1944-м и "Калигула" в 1945-м.

Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.


В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман "Чума". В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.

Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал "честности" - это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.


На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. "Чума" получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями - главными моральными проблемами человечества.

Следующей важной книгой Камю стал "Бунтующий человек". В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма. В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю - это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.

Личная жизнь

16 июня 1934 года Камю женился на Симоне Хи, которая ранее была помолвлена с другом писателя Макс-Полем Фуше. Однако счастливая личная жизнь молодоженов продлилась недолго - пара рассталась к июлю 1936-го, а развод был завершен в сентябре 1940-го.


3 декабря 1940-го Камю женился на Франсине Форе, пианистке и учительнице математики, с которой познакомился в 1937 году. Хотя Альбер любил свою жену, он не верил в институт брак. Несмотря на это, у пары были дочери-близнецы Кэтрин и Жан, родившиеся 5 сентября 1945 года.

Смерть

В 1957 году Камю получил Нобелевскую премию по литературе за свои произведения. В том же году Альбер начал работать над четвертым важным романом, а также собирался стать директором крупного парижского театра.

4 января 1960 года он погиб в автомобильной катастрофе в небольшом городке Вильблевен. Писателю было 46 лет. Хотя многие предположили, что причиной смерти писателя стала организованная Советами авария, нет никаких доказательств этого. Камю пережили его жена и дети.


Две его работы были опубликованы посмертно: "Счастливая смерть", написанная в конце 1930-х годов, а опубликованная в 1971-м, и "Первый человек" (1994), которого Камю писал на период своей смерти. Кончина писателя стала трагической потерей для литературы, так как ему еще предстояло написать произведения в более зрелом и осознанном возрасте и расширить свою творческую биографию.

После смерти Альбера Камю многие мировые режиссеры взялись за произведения француза, чтобы экранизировать их. Вышли уже 6 фильмов, основанных на книгах философа, и одна художественная биография, в которой приводятся оригинальные цитаты писателя и показываются его настоящие фото.

Цитаты

"Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир"
"Я не хочу быть гением, мне хватает тех проблем, с которыми я сталкиваюсь, пытаясь быть просто человеком"
"Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку"
"Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя"

Библиография

  • 1937 - "Изнанка и лицо"
  • 1942 - "Посторонний"
  • 1942 - "Миф о Сизифе"
  • 1947 - "Чума"
  • 1951 - "Бунтующий человек"
  • 1956 - "Падение"
  • 1957 - "Гостеприимство"
  • 1971 - "Счастливая смерть"
  • 1978 - "Дневник путешествия"
  • 1994 - "Первый человек"

КАМЮ, АЛЬБЕР (Camus, Albert) (1913-1960). Родился 7 ноября 1913 в алжирской деревне Мондови, в 24 км к югу от г.Бон (ныне Аннаба), в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец, погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г.Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, заканчивая лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю жизнь. Став студентом Алжирского университета, изучал философию, перебивался случайными заработками.

Озабоченность социальными проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год он вышел из нее. Организовал самодеятельный театр, с 1938 занялся журналистикой. Освобожденный в 1939 от военного призыва по состоянию здоровья, в 1942 вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал ее нелегальную газету с тем же названием. Оставив в 1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи, собранные впоследствии в трех книгах под общим названием Злободневные заметки (Actuelles, 1950, 1953, 1958).

Книги (10)

Изнанка и лицо. Сочинения

В данной книге представлено философское наследие лауреата Нобелевской премии Альбера Камю.

Философию Камю, как и всякую хорошую литературу, невозможно пересказать. С ней можно заговорить, соглашаясь и возражая, но ставя на кон не абстрактные аргументы, а опыт собственной «экзистенции», метафизическую выверенность своей судьбы, в которой появится мудрый и глубокий собеседник.

Калигула

«Калигула». Пьеса, ставшая своеобразным творческим манифестом французской экзистенциалистской литературы — и до сих пор не сходящая со сцен всего мира. Пьеса, в которой, по словам Жана Поля Сартра, «свобода становится болью, а боль освобождает».

Минули годы, десятилетия, — однако и литературные критики, и читатели по-прежнему пытаются — каждый по-своему! — постичь суть трагедии безумного молодого императора, дерзнувшего заглянуть в бездну вечности...

Миф о Сизифе

Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Правда, согласно другому источнику, он промышлял разбоем. Я не вижу здесь противоречия. Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали прежде всего за легкомысленное отношение к богам. Он разглашал их секреты. Эгипа, дочь Асона, была похищена Юпитером. Отец удивился этому исчезновению и пожаловался Сизифу. Тот, зная о похищении, предложил Асопу помощь, при условии, что Асоп даст воду цитадели Коринфа. Небесным молниям он предпочел благословение земных вод. Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы Смерть.

Падение

Как бы там ни было, но после долгого изучения самого себя я установил глубокую двуликость человеческой природы.

Порывшись в своей памяти, я понял тогда, что скромность помогла мне блистать, смирение — побеждать, а благородство — угнетать. Я вел войну мирными средствами и, выказывая бескорыстие, добивался всего, чего мне хотелось. Я, например, никогда не жаловался, что меня не поздравили с днем рождения, позабыли эту знаменательную дату; знакомые удивлялись моей скромности и почти восхищались ею.

Посторонний

Своего рода творческий манифест, воплотивший в себе образ поисков абсолютной свободы. «Посторонний» отрицает узость моральных норм современной буржуазной культуры.

Повесть написана необычном стиле — короткие фразы в прошедшем времени. Холодный слог автора оказал в дальнейшем огромное влияние на европейских авторов второй половины XX века.

В повести раскрывается история человека, совершившего убийство, не раскаявшегося, отказавшегося от защиты в суде и приговорённого к смертной казни.

Первая фраза книги стала знаменитой — «Моя мать умерла сегодня. А может и вчера, не знаю точно». Яркоен полное экзистенции произведение, принёсшее Камю Мировую известность.

Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.

Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.

В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.

В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».

В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».

В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов.

В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».

В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.

Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.

Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.

Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности - с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.

Будучи еще начинающим писателем А. Камю составил план будущего творческого пути, который должен был объединить три грани его таланта и соответственно три направления его интересов – литературу, философию и театр. Там были такие этапы – «абсурд», «бунт», «любовь». Писатель последовательно реализовывал свой план, увы, на третьем этапе его творческий путь оборвала смерть.

4 января 1960 года Париж потрясла страшная новость. Автомобиль, в котором ехал известный писатель Альбер Камю с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, возвращаясь из Прованса, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Знаменитый писатель, самый молодой лауреат Нобелевской премии 1957 года, погиб на месте, ему было всего 46 лет.

«Совесть Запада» – Альбер Камю

Альбер Камю – французский писатель, журналист, эссеист, философ, член французского движения Сопротивления. Одна из ключевых фигур мировой литературы. Он вместе с Сартром стоял у истоков экзистенциализма. Но позже отошел от него, став продолжателем традиции философской прозы. Камю – один из самых пламенных гуманистов в истории литературы. Его называли «совестью Запада». Этика его запрещает убийство, даже если оно совершено во имя великой идеи, Камю отвергает тех, кто строит из себя Прометеев и готов пожертвовать другими ради построения светлого будущего.

После аварии по Парижу поползли слухи, что это не просто авария, а заказное убийство. За свою короткую жизнь Камю нажил множество врагов. Он возглавлял движение сопротивления колониализму. Но был против развязанного на его родине террора против колонизаторов. Его не терпели ни правые французы, отстаивавшие колониальное господство Франции в Алжире, ни террористы, которые хотели уничтожить колонизаторов. Он хотел примирить непримиримых.

Родился Камю в Алжире 7 ноября 1913 года в бедной семье сельскохозяйственных рабочих. Отца призвали на фронт во время первой мировой войны, через две недели он был убит. Неграмотная полуглухая мать перебралась с детьми в бедняцкий район.

В 1923 году ее сын окончил начальную школу и должен был идти работать, чтобы помогать матери прокормить семью. Но учитель уговорил мать отдать мальчика в лицей. Учитель говорил, что когда-нибудь ее сын принесет семье славу. «У него несомненный талант, вы будете им гордиться», – твердил он и мать согласилась отдать сына в лицей, где он проявил себя с лучшей стороны. Тут обнаружилась его склонность к футболу, он подавал большие надежды как спортсмен.

После лицея Альбер поступил на философский факультет Алжирского университета. Играл в футбол. Ему прочили блестящее спортивное будущее. Но в 17 лет у него обнаружили туберкулез, и пришлось распрощаться с футболом. Будущее было туманно, но оно принадлежало только ему. «Я находился где-то на полпути между солнцем и нищетой. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории. А солнце научило меня, что история – это еще не все. Изменить жизнь – да, но только не мир, в котором я буду творить».

Учебу нужно было оплачивать и Альбер не гнушался никакой работы: частным учителем, продавцом запчастей, ассистентом в метеорологическом институте. Он пользовался успехом у женщин. Но Симона – его первая жена – оказалась морфинисткой. Брак распался.

В 1935 году Камю увлекся марксизмом и вступил в компартию Алжира. Мечтал об освобождении человека труда. Однако он быстро обнаружил, что политика компартии конъюнктурна, завязана на Москву. В 1937 году вышел из партии. Вместе со своей театральной труппой «Театр труда», которая была связана с коммунистическими ячейками, Камю объехала весь Алжир. Он был и постановщик, и актер. Писал для театра. Планировал учиться дальше. Но обострившийся туберкулез не позволил этого. Зато не мешал ему писать. Камю стал журналистом в нескольких газетах. Основная тема – ужасное положение коренного населения Алжира. «Я учился свободе не по Марксу, – пишет он в своих записных книжках, – меня научила ей нищета».

Одна за другой стали выходить его книги «Изнанка и лицо», «Бракосочетание», пьеса «Калигула».
Весной 1940 Камю перебрался во Францию. Возглавил газету «Пари Суар». Женился на своей однокласснице Франсин Фор. Ему так нужен был тихий дом и забота любящей женщины. Тихое семейное счастье длилось недолго. 25 июня 1940 года Франция капитулировала. Камю был уволен с поста редактора. Уехал в эвакуацию. Но через два года вернулся в Париж и активно включился в деятельность французского сопротивления. Он стал членом подпольной организации «Комба» и познакомился с актрисой Марией Казарез, к которой у него вспыхнула глубокая и страстная любовь. Это было опасное и тяжелое время. Он писал, а на глазах его происходило поражение Парижа коричневой чумой.

Коктейль из любви и риска – вот что такое жизнь Камю в это время. Любовная идиллия с Мари длилась год. А в 1944 году Франсин вернулась в Париж к мужу. Мари была потрясена, оказывается, ее возлюбленный женат. Она дала Камю неделю на размышление, чтобы он сделал окончательный выбор между нею и Франсин. Это было невыносимо. Альбер разрывался между любовью и долгом. По существу он женился на Франсин не по любви, а из-за своей болезни. Он поддался слабости. Но был благодарен ей за заботу и тепло. За то, что она была рядом в трудные минуты жизни. Теперь жена нуждалась в его защите. Она была беременна. Он не мог ее бросить. Решение приняла Мария. Узнав о двойняшках, она сама ушла от Альбера.

Камю очень страдал. Писал ей длинные письма. Внутри него не на жизнь, а на смерть сражались любовь и долг. Эта личная драма разворачивалась на фоне событий в Париже. В конце войны пришло время расплаты над теми, кто поддерживал нацистов. Началась волна самосудов и расправ. Камю был категорически против террора и мести, он был убежден, что нельзя становиться на сторону гильотины. Охота на ведьм, на тех, кто сотрудничал с фашистами, выбивала его из творческой колеи. Каждая статья о нем в газетах – это негодование: «С кем вы, господин писатель?»

А он единственный среди французских писателей, кто оказался против бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Камю был убежден – бомбардировка – это не окончательная победа, это начало новой более изнурительной войны. И ее нужно остановить.

В 1948 году, через три года после расставания Альбер однажды увидел Мари на улице. И все началось сначала. Они ничего не могли с этим поделать. Это был союз, заключенный на небесах. Счастье, упоительное и всепоглощающее, накрыло их, и ничто больше не могло их разлучить. Теперь он известный писатель. Его уже не воспринимают как любовника известной актрисы. Когда-то он сказал: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье». Ему посчастливилось испытать и то, и другое одновременно. И все же он был счастлив, потому что любил.

Уйти от Франсин он даже не помышлял. Но жена его раздражала. От семейных неурядиц и двойной жизни его спасало творчество. «Свободен тот, кто может не лгать», – писал Камю. В творчестве он был предельно честен перед читателем и самим собой.

В это время он написал свое знаменитое произведение «Бунтующий человек» – эссе о бунте и человеке. В нем Камю исследовал анатомию бунта и пришел к шокирующим выводам. Бунт против абсурда естественен, нормален. Но революция – это насилие, приводящее к тирании. Она направлена на подавление бунта человека против абсурда. А значит революция неприемлема. Так Камю развенчал марксистскую идею. И полностью разошелся с экзистенциалистами. Он стал гуманистом . «Я ненавижу только палачей, – писал он. – Остальные люди разные. Они действуют чаще всего по неведению. Не ведают, что творят, поэтому чаще всего совершают зло. Но они не палачи». Это была попытка просветить других.

«Бунтующий человек» рассорил Камю с Сартром, хотя до этого они 10 лет были неразлучны. Благодаря этой дружбе, творчество Камю до сих пор ошибочно причисляют к философии экзистенциализма. «У меня слишком мало точек соприкосновения с модным учением экзистенциализма, выводы которого ложны» , – писал Камю.

Еще в 1945 году, опьяненные победой, они с Сартром ожесточенно спорили, можно ли поступиться своим внутренним чувством ради общего блага. Сартр утверждал: «Сделать революцию, не замарав рук, невозможно». Камю считал, что «в выборе того, что может вас обесчестить, случайного нет» . В «Бунтующем человеке» Камю посягнул на святое. Он подверг критике идеологию марксизма.

Он разбирает в этом произведении, к чему бунт ведет. Да, он может вести к освобождению. Но побочным эффектом является то, что появляются Человеко-боги, Прометеи, которые потом загоняют в концлагеря людей. Скандал вышел немыслимый. Камю ругали и левые, и правые. Началась бешеная травля писателя. «Юманите» объявило Камю «поджигателем войны». Сартр опубликовал пьесу «Дьявол и господь Бог», которая заканчивалась словами: «Начинается царство человека, и я в нем буду палачом и мясником» . Сартр окончательно перешел на сторону палача. То есть прямо назвал себя тем, кого Камю ненавидел. Дальнейшие отношения были невозможны.

Осенью 1957 года Альбера Камю номинировали на получение Нобелевской премии в литературе, формулировка была такой: «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Это был как гром среди ясного неба. Камю был в растерянности. Его «Бунтующего человека» не ругает разве только ленивый, его травят и высмеивают. А тут престижная премия. Камю смущен.

Номинированы Жан-Поль Сартр, Борис Пастернак, Сэмюель Беккет, Андре Мальро. «Премию получит Мальро», – твердит Камю как заклинание. Но в Стокгольм пришлось ехать ему – самому молодому из номинантов. Он считал себя недостойным такого признания. В какой-то момент даже хотел отказаться от премии, послать нобелевскую речь по почте. Друзья убедили, чтобы он прочел её лично.

«Каждое поколение убеждено, что его назначение состоит в том, чтобы переделать мир. Мое уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать этому миру погибнуть. Я слишком крепко привязан к галере нашего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже если буду уверен, что галера провоняла селедкой, и в ней слишком много надсмотрщиков, и взят неверный курс ». Выступление было встречено овациями.

Один студент из Алжира спросил писателя: «Вы написали так много книг, но ничего не сделали для своей родной страны? Алжир будет свободным?» Камю ответил: «Я стою за справедливость. Но я против террора и, если мне доведется, буду защищать не Алжир, а свою мать».

На улицах его родного города, действительно, звучали выстрелы и проходили теракты, жертвами которых были ни в чем не повинные люди, могла стать и его мать.

Кроме маленького домика в Провансе, первого собственного жилья, никакой иной радости премия Камю не принесла. Как только стало известно, что он удостоился престижной награды, газеты запестрили издевательскими заголовками. «Какие такие выдающиеся идеи? Его творениям не хватает глубины и фантазии. Нобелевский комитет поощряет исписавшийся талант!» Начались издевательства. «Посмотрите, кому вручали нобелевку? Собственный покой и страдания матери ему дороже целой страны». Алжирские повстанцы кипели негодованием. «Он предал интересы родного народа». Наиболее негативно реагировала советская пресса. «Совершенно очевидно, – писала «Правда», – что он получил премию по политическим мотивам за нападки на СССР. А ведь когда-то был членом компартии».
Не удивительно, что после гибели Камю многие стали поговаривать, будто аварию подстроили агенты КГБ.

А может Камю решил сам свести счеты с жизнью? Семейная и любовная драма, разрыв с Сартром, травля в прессе. «В человеке всегда есть нечто, отвергающее любовь, та часть его существа, которая хочет умереть. Вся моя жизнь – история отложенного самоубийства» , – писал он в «Мифе о Сизифе». Но хорошо знавшие его люди говорили, что он был далек от самоубийства и не стал бы рисковать жизнью близких друзей, сидевших с ним в одной машине.

Что же случилось по дроге из Прованса в Париж в 1960 году? Скорее всего, случайность. «Мое самое заветное желание – тихая смерть, которая не заставила бы слишком переживать дорогих мне людей», – писал он незадолго до смерти. Но тихой смерти не получилось. В дорожной сумке писателя обнаружили рукопись автобиографического романа «Первый человек». В набросках сохранилось замечание автора «Книга должна быть незаконченной». Его последняя книга осталась незавершенной, как и его семейная жизнь и любовь, как и вся жизнь, оборвавшаяся так внезапно. Но, видимо, душа его была к этому готова.

«Если душа существует, неверно было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни. Сама жизнь – не что иное, как эти долгие и мучительные роды. Когда сотворение души, которым человек обязан себе и страданию, завершается, приходит смерть» (А. Камю. Миф о Сизифе).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры