Юрты в наличии. Фальшивая история человечества

Главная / Психология

Только самые холодные месяцы года кочевые башкиры проводят в деревянных домах. Большую же часть года они пользуются временным жильем. Тирмэ – традиционная башкирская юрта всегда одаривает скотоводов-кочевников теплом холодными ночами и приятной прохладой в летний зной. Она заслуженно пользуется репутацией идеального временного жилья: легка в транспортировке, проста в сборке (разборке), устойчива к пронзительным степным ветрам и ураганам. Покров юрты надежно удерживает стабильную температуру внутри.

Конструкция башкирской юрты

Основной принцип построения жилья кочевых народов – простота. Юрта складывается из нескольких незаменимых конструкций:

  1. остов. Он включает четыре-шесть складных решеток (канатов) из дерева. Постройка зажиточной семьи может состоять из восьми-девяти таких компонентов
  2. крыша. Традиционно выполнена в форме конуса. Нижним краем крепится к остову. Состоит из набора уков (тонких жердей) определенной длины. Одним концом они опираются на деревянные решетки основания, а верхним примыкают к сагараку (деревянный круг). Последний элемент образует проем, который служит одновременно и окном и вытяжкой для дыма от костра
  3. кошмы. Как правило, изготовлены они из натуральной овечьей шерсти (натуральный войлок). Покрытия служат в качестве утеплителя на стенах и на полу конструкции.

Кошмы к остову юрты вяжутся при помощи специально предусмотренных веревочек, которые пришиваются к углам войлочного покрытия и посредине каждого из краев. Для придания прочности снаружи по всей длине кошмы опутываются волосяными веревками. Концы бечевок (арканы) прикрепляются к вбитым в землю колышкам. Устанавливается только три точки крепления: так обеспечивается наиболее высокая устойчивость к ветровым нагрузкам.
Сагарак днем не накрывается. Только ночью или в непогоду он накрывается четырехугольной кошмой. Когда необходимо проветривание, войлок немножко приподымается длинной жердью. Если рассветало или погода сменивалась на солнечную, войлок свертывается, но остается на вершине юрты.
Одностворчатая дверь чаще всего выполнялась из дерева и окрашивалась в красный или темно-красный оттенок. Основание жилища тоже окрашивалось таким же цветом. Реже юрта башкирская встречается с откидной войлочной дверью.

Распределение жилищного пространства

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть, которой отводится роль стола. Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.


Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

  1. женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее
  2. мужскую . Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности. Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжение воина, украшенное национальными орнаментами. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Значение юрты для кочевников

Издавна для кочевых народов юрта являлась центром мироздания на земле. Это реальность, а не громкие слова. Именно здесь начинается путь жителя степей, и здесь он заканчивается. Долгое время она воплощала модель мира. Сначала она была плоской (одноярусной), затем – объемной: внизу – земля, вверху – небо и звезды.


Подобно космосу по вертикали юрта трехуровневая: пол символизирует землю, внутреннее пространство подобно воздуху, а купол олицетворяет небосвод. Для кочевых племен пол всегда имел особое значение по сравнению с землепашцами. На полу принимали самых дорогих гостей, ели и спали. Здесь же отмечали праздники и печальные события, здесь рождались и умирали.
Именно поэтому его оформлению уделялось особое внимание, а уход был трепетным. Пол всегда застилали яркими кошмами, узорными коврами и дрожками. По сравнению со стенами он выглядел нарядней и ярче. Именно пол формировал художественный интерьер древнего жилища.
Стены закрывались домоткаными паласами и тканями с традиционными для народности узорами. На фоне больших полотен в башкирской юрте красовались вышитые полотенца меньших размеров. Тут же хранились праздничные костюмы, дорогая сбруя, семейные реликвии. Вместе с узорами на полу создавался своеобразный ансамбль. Купол символизировал небосвод, а отверстие для выхода дыма олицетворяло солнце. Сагарак носил сакральный смысл и передавался из поколения в поколение по отцовской линии.
Юрта как традиционное жилище кочевых народов Башкирии в наши дни практически не сохранилась. Оформленное в народных традициях жилье можно увидеть разве что на весеннем празднике «Сабантуй» или в музеях страны. Однако бесследно она не исчезла, а ее значение для кочевников Башкортостана осталось неизменным.

Башкиры относятся кочевым народом, поэтому проводят большую часть жизни не в возведенных ими домах, а в небольших сооружениях, носящих временный характер. Самый распространенным жилищем являлась юрта.

История и описание юрты

Юрта сыграла огромную роль в развитии человечества, это изобретение часто сравнивают с парусом. Дело в том, что создание юрты позволило быстро перемещаться на большие расстояния, что очень важно для кочевых народов.

Первые кочевники совершали свои путешествия в кибитках и палатках, которые ставили на колеса. Однако, эти кибитки были не так удобны как юрты, которые можно было в любой момент собрать и перевезти в форме вьюка. Такая форма собранной юрты позволила передвигаться там, где раньше народы передвигаться не могли. Например, на узких тропах или в дремучих лесах. Для тех, кто передвигается в дорожных кибитках, такие препятствия, как река или лес были практически непреодолимыми, в то же время лошадь, несущая свернутую юрту, могла легко пройти по самой узкой тропинке.

Если юрта имеет диаметр четыре метра, она переносится двумя лошадьми. Последние могут преодолевать с таким грузом до нескольких десятков километров в день, при этом не перетруждаясь и отдыхая в достаточном количестве. Так как у большинства семей имелось много лошадей, при необходимости несколько десятков километров превращались в почти сотню. Таким образом, буквально за две недели кочевники могли преодолеть до тысячи километров. Это сыграло роль в завоеваниях кочевников, которые они осуществляли очень быстро и на больших расстояниях.

Юрта существовала несколько тысяч лет, за это время ее усовершенствовали и отсекали лишнее элементы. Каждая часть юрты может быть заменена другой, каждая часть носит универсальный характер.

Башкирская юрта

Несмотря на то что юрту изобрели несколько тысяч лет назад, ее использование остаётся актуальным и в настоящее время. Это популярность обуславливается маленьким весом, и хорошей компактностью. В то же время она не мешает мобильности перемещения и может использоваться практически в любую погоду.

Помимо вышеописанных качеств, юрта обладает еще одним очень важным качеством – низкой стоимостью. Материалы стоят достаточно дёшево, а установка и обслуживание такого жилья не требуют специальных навыков. Стоимость юрты составляет одну третью часть от других сооружений, которые можно возвести очень быстро.

башкирка в юрте

Юрты используются в современном мире, к примеру, в Башкирии. Этот регион обладает замечательной природой, которая привлекает множество туристов. Однако, если стоит вопрос о возведении специальной туристической базы, всё упирается в денежные средства. Туроператоры не готовы предлагать своим клиентам палатки, так как последнии не обеспечивают нужную степень комфорта. Именно здесь можно применять юрту. Она находится в средней категории цены и качества и является тем самым необходимым компромиссом.

Таким образом, туроператоры могут организовывать передвижные туристические базы. Например, один грузовик может привести до нескольких юрт, в каждом переносном доме можно с комфортом поселить несколько человек. Получается практически полноценная туристическая база, которая может размещаться каждый раз в разных места абсолютно без усилий.

Башкирская юрта. Конструкция

Сама по себе юрта представляет собой переносной дом, имеющий разборный каркас. Стены дома, как правило, были из войлока. Установка юрты происходила поэтапно, со строгим соблюдением несложной технологии. Если от последней отой, есть опасность замерзнуть или погасить домашний очаг. В первую очередь, определяли место, в котором нужно установить переносной дом. Именно в этом месте размещалось все необходимое имущество. После этого устанавливались дверная рама и решётки, которые скрепляются веревками между собой. Этот каркас покрывали войлоком. Последний прикреплялся к каркасу небольшими веревочками из волос. Стоит заметить, что войлочное покрытие устанавливалось в соответствии с определенным порядком. В первую очередь закидывали кошму с юго-запада, затем с юго-востока. После этого накидывали оставшиеся кошмы так, чтобы их края имели возможность придавить края первых.

Конструкция башкирской юрты

Лучшие куски войлока использовались для стен и кровли. Важно было лучше утеплить сторону, выходящую на север. Это делалось, очевидно, для защиты от холодных ветров. Кроме того, необходимо было проследить, чтобы дождевая вода не заливала алтарь. Размер юрты говорил об обеспеченности ее хозяина.

Конструкция башкирской юрты

Благодаря полукочевому образу жизни, в обиходе башкиров появились различные предметы быта, которые не могли появиться ни при каком другом образе жизни. Например, ковровые изделия, направленные на различное использование. Они употреблялись для утепления жилья, в качестве мебели, чемоданов или чехлов. Ковёр никогда не играл только декоративную роль, он всегда использовался для практических целей.

Конструкция башкирской юрты

К примеру, большие ковры использовались для того, чтобы застилать пол. Одежда и прочие принадлежности хранились в ковровых мешках, которые вешались на стену. Накидка из ковра использовалась для занавешивания входа в юрту, то есть как дверь.

Распределение жилищного пространства

По традиции, вход располагается к югу. Это имеет практическое значение – северную сторону необходимо утеплить и укрепить, дверь только помешает. Часть жилища, которая располагается у северной стены, считается наиболее важной. Как правило, ее выделяют гостям хозяина. На фото башкирской юрты можно увидеть что данное жилище всегда обращено в одну сторону.

В центре находится очаг. Такое расположение источника тепла позволяет обогреть круглое жилище равномерно. Кроме того, над костром непосредственно располагается отверстие в крыше, для отвода дыма. В другой части юрты данное отверстие было бы неудобным. Когда очаг выносят на улицу, в центре жилища располагают скатерть, которая играет роль обеденного стола. Вокруг импровизированного стола размещаются члены семьи и гости, садясь на специальные подушки, предварительно раскинутые вокруг.

Шаршау – очень важная часть каждой юрты. По сути, она представляет собой плотный занавес, который используется в качестве перегородки. Последние необходимы для разделения жилья. Иными словами, шаршау это стены квартиры.

Юрта традиционно делится на две части: женскую и мужскую.

внутри юрты

Женская часть жилища всегда меньше. Она находится по правую руку от двери. В этой части юрты располагаются различные хозяйственные принадлежности и женская одежда. Проецируя юрту на современное жилье, можно сказать что в женской части находилась кухня и гардеробная. Все, что нужно женщине, не заинтересованной в карьере. Кроме того, в этой части юрты располагалась детская. В современном мире такое разделение невозможно хотя бы потому что женщины и мужчины играют примерно одинаковую роль в семье. Однако, кочевники жили во времена патриархата, когда мужчина занимал главенствующую роль, женщина была второстепенной. Поэтому того, что располагалось в правой части юрты, было вполне достаточно.

Распределение жилищного пространства

Мужская часть была больше чем женская. Она исполняла роль гостиной, позволяя хозяину хижины принимать гостей. Как правило, эта часть юрты украшалась различным текстилем: коврами, скатертями, полотенцами. Кроме того, здесь хранилось все имущество мужчины: оружие, доспехи. Вид футляров для пороха, конской упряжи, подсумок для дроби абсолютно привычен для этой части юрты.

Особое место выделяется для тех, кто пришел в гости. Это почетное место выделяется напротив дверей. у самой утепленной стены. В этой части юрты также размещается и сундук с ценнейшими вещами семьи. В их число, как правило, входили различные ковры, одеяла, постельные принадлежности.

Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« УКРАИНСКАЯ ШКОЛА »

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

План-конспект занятия

« Традиционные жилища башкир »

педагог дополнительного образования

МБУ ДО « УШ » г. Салавата

8-917-450-45-39

Салават 2018 г.

Музейная педагогика .

План-конспект занятия.

Тема : «Традиционные жилища башкир».

Цель: познакомить учащихся с традиционной постройкой жилья башкир.
Задачи:
1.Познакомить с бытом и культурой башкирского народа.
2.Помочь раскрыть гармонию башкирской юрты с природой.
3.Рассмотреть конструкцию юрты и интерьер.
4.Воспитывать чувство уважения к культуре и традициям наших предков.
Оборудование: презентация.

Ход занятия. 1. Организация группы. 2. Вступительная беседа. Ведя кочевой и полукочевой образ жизни, башкиры нуждались в постоянных и временных жилищах. Соответственно и сооружались жилища постоянные и временные. Временные жилища сооружались на летних стойбищах башкир. К ним относились юрты; конические корьевые, лубяные, берестяные конусные шалаши - ; балаганчики; бревенчатые избушки - ; кошомные шатры - сатыр, войлочные кибитки - . По южным отрогам Уральских гор в Зилаирском, Зианчуринском и Кугарчи нском районах РБ сооружались сборные - аласыки.

Универсальным жилищем была юрта. Постоянные жилища строились каркасной конструкции. Промежутки заполнялись деревом, землёй, глиной, соломой, саманом. Фундамент был бревенчатым, из камней или каменных плит. Пол дощатый, иногда земляной ил глинобитный. Крыши на слегах или стропилах. Для предохранения покрытия от гниения, крыши делали без фронтонов. В горнолесных районах Башкортостана на крышах отсутствовали коньковые бревна. В качестве подсобного помещения для приготовления пищи и хранения продуктов рядом с домом сооружался - асалык из луба, тына или плетня.

В 19 веке, в зависимости от мест расселения, башкирами строились дома следующих типов: каменные - прямоугольной формы с более высокими фасадными стенами; срубные - 4-стенная изба (дүрт мөйөшлө өй, һыңар йорт) с сенями (солан); саманные (саман өй) - из сырцовых кирпичей, с плоской или покатой крышей; плетнёвые - из кольев, оплетённых тальником и обмазанных внутри и снаружи глиной; дерновые или пластовые дома (кәс өй) - из дёрна, уложенного травой вниз. Дёрн для укрепления прокладывали жердями.

В постоянных жилищах были окна. По поверьям башкир, через них можно было подвергнуться тяжёлому сглазу, поэтому нельзя разговаривать через окно.

3. Физ. минутка. 4. Новый материал. Юрта. Юрты башкиры сооружали из шерсти, дерева и кожи. В её нижней части была решетка, скрепленная ремнями. Вверху - деревянный круг для прохода дыма и света. Занавесь (шаршау) разделяла юрту на две части. Правая, меньшая часть была женской, в ней была спальня с предметами хозяйственной необходимости, одеждой и припасами. Левая часть была для мужчин - гостевая. Вход в юрту располагался с южной стороны.

Украшения дома. Оберегающей функцией у башкир обладал красный цвет. В красно - коричневый цвет окрашивали остов юрты, дверь, чтобы сделать их непроходимыми для нечистых сил. Фасад дома украшался больше, чем выходящая во двор сторона. Начиная с 19 века окна башкирских изб, украшались декоративными наличниками с узорами по мотивам, имеющими символические значения (ромб и круг). Особое внимание уделялось украшению их верхних частей. Надоконная доска орнаментировалась выемчатой резьбой, ромбами, квадратами. Основной отличительной чертой в оформлении современных наличников - раскраска. Чаще выбираются контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивается в темные тона (темно - синий), то накладные фигуры светлые, и наоборот. Башкиры для украшения внутри жилища использовали вышитые ковры, полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие.

5. Сообщение ученика.

Внутреннее убранство . Северная часть башкирского жилища, противоположная входу, считалась главной и предназначалась для гостей. В центре жилища был очаг, над ним - дымовое отверстие. Если очаг был во дворе, то в центре жилища расстилалась скатерть, вокруг неё раскладывали подушки, мягкие подстилки, . На полу лежали коврики и подушки. Текстильные изделия, ковры, паласы, войлоки, скатерти, занавеси, салфетки и полотенца имели в доме смысловое значение - делали дом защищённой территорией. В мужской половине жилища размещались сундуки на деревянных подставках с паласами, кошмами, одеялами, подушками, тюфяками. На стенах развешивали праздничную одежду. На видном месте - седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля. На женской половине красовалась кухонная утварь. К основным принадлежностям относились деревянные нары на подпорках. Нары покрывали войлоками и паласами, подушками, тюфяками, стегаными одеялами. На нарах спали и ели. Края нар украшались геометрическим орнаментом с символическими ромбиками, обозначающими четыре стороны света. В постоянных жилищах тепло в доме в холодное время года обеспечивала печь. Наиболее распространенной формой печи была каминная печь (сувал). По древним представлениям башкир, в печи обитает домовой, а через печную трубу в дом может проникнуть шайтан. Поэтому все отверстия в печах после топки закрывались. Печи стоят и в современных башкирских дома на случай окончания централизованного отопления . 6. Итог занятия.

Как же назывались жилища башкир?
- Из чего их строили?
- Какие элементы интерьера запомнили?
7. Домашнее задание.
Нарисовать эскиз интерьера юрты.

А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. Рассмотрим по пунктам:

1. Отопление. Юрта отапливается открытым очагом, дым (и большая часть тепла) от которого выходит через отверстие в крыше. Необходимо сделать полугодовой запас сухих дров, т.к. топиться сушеными отходами конской жизнедеятельности (как, например, это делают в Казахстане, Киргизии или Тибете)-это верная холодная смерть. А значит, вам нельзя удаляться от леса.

2. Питание. Единственным животным, доступным для разведения в кочевых условиях, в этой климатической зоне является лошадь. Только она способна выжить в мороз под открытым небом на скудном подножном корме. Вопрос: где вы станете искать свой табун (чтобы отведать свежего мяса) в чистом поле по колено в снегу? Значит вы должны создать для своей семьи запас продовольствия на всю зиму. А для этого необходимо выкопать рядом с юртой надежный ледник для хранения грибов, ягод, рыбы, вяленого и мороженого мяса, иначе ваши запасы станут легкой добычей для грызунов, лис, волков и медведей-шатунов. И это нелегкий труд, чтобы заниматься им каждый год на новом месте. В пешей доступности должен располагаться источник питьевой воды: ручей или река. Т.к. топленый снег-это дистиллированная вода, малопригодная в пищу.

3. Конструкция. В условиях обильного снегопада велика вероятность того, что свод будет продавлен снежной массой- ведь снег не имеет обыкновения скатываться с шершавой поверхности. Обитатели должны регулярно счищать его. невзирая на холод, ветер и время суток.

Согласитесь-все это мало походит на вольную и беззаботную кочевую жизнь.

К слову: в условиях открытого очага уже через несколько месяцев вся ваша одежда и скарб прокоптятся до неузнаваемости. В этом отношении юрта мало чем отличается от чукотского чума. А потому красочное убранство выставочных башкирских юрт имеет мало общего с жизнью.

Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: юрта, в условиях башкирского климата, является чисто летним жилищем, т.е. мобильным летним домиком. А башкирскую зиму комфортнее и безопаснее проводить в деревянном срубе. И официальная историческая наука нас в этом выводе поддерживает. Читаем везде: от кочевого образа жизни башкиры перешли к полукочевому. Т.е. зиму они проводили в стационарных теплых жилищах, которые удовлетворяли всем, перечисленным выше требованиям, а летом кочевали вслед за своими табунами, перевозя с собой юрту. Да, все правильно, скажет большинство читателей. Нет, все не так-скажу я. Почему? Потому что все эти кочевые и полукочевые термины придуманы людьми, писавшими подобные исторические сказки в теплых кабинетах и никогда не жившими в условиях натурального хозяйства. Нет и не может быть в условиях башкирского климата ни кочевого, ни полукочевого образа жизни, а только оседлый. БАШКИРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ КОЧЕВНИКАМИ! Поясню:

Летом вы пасете свой табун, подсчитываете приплод-все хорошо. Наступает осень, нужно возвращаться на зимние квартиры и делать запасы на зиму. Вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ С ТАБУНОМ?! Ответ неожиданный и единственно возможный: БРОСИТЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ! Без вариантов! Наедине с волками, зимней стужей и бескормицей-лошади ведь не гуси и на юг не улетают. Парадокс? Но вы же кочевник и не занимаетесь заготовкой кормов на зиму. Да и при всем желании сделать это невозможно: у вас нет ни трактора, ни даже косы... Да и металла вы не знаете. А если бы и знали, то речь идет о табуне а не об одной лошади, а это совершенно несоизмеримые масштабы. И где же вам искать свой табун по весне, вернее то, что от него останется? И останется ли... Ведь поголовье волков, с помощью лука и стрел, сократить невозможно, а конокрадство во все времена было легким и доходным криминальным бизнесом. К тому же лошадь-это не домашнее животное и она легко обходится без человека в природе, и по весне к вам сама не вернется. А Башкирия - это не африканский парк Серенгети, где, по окончании зимы, вы пойдете и наловите новый табун.

И что же делать? А нужно вам, уважаемый кочевник, умерить свои аппетиты с табуна до пары свиней, пары коров, десятка куриц или гусей, десятка овец (непонятно лишь, где их взять - ведь в природе не встречаются, ни домашние свиньи, ни коровы, ни овцы, ни курицы и ни гуси?) и одной лошадки. Поселиться в обществе себе подобных (чтобы не так страшно было) в деревянном срубе (если, конечно, у вас есть топор, пусть даже каменный, и силы для его строительства) , поскольку жизнь в землянке человеческому здоровью противопоказана а в юрте холодно, сыро, дымно, темно и небезопасно, на берегу реки, чтобы было где наловить рыбы, вблизи леса, чтобы было куда сходить по грибы, по ягоды и по дрова, и все лето не загорать на солнцепеке, поглядывая на пасущиеся стада, а обильно поливать землю-матушку собственным потом, заготавливая корма для скотины на долгую зиму (хотя, я слабо себе представляю, как это можно сделать без металлической косы). Сажать огород для себя и своей семьи (с деревянной лопатой можно). Заготавливать дрова и дикоросы. А если, не дай бог, вам уже известны злаки, то- пиши пропало: вы уже не человек, а рабочая скотина и закончите свой век в борозде. Потому что такие физические нагрузки, что прописали вам жизнерадостные мужи от исторической науки в своих учебниках, ни один человеческий организм выдержать не в состоянии.

Представьте, ваш покорный слуга жил подобной (с большой натяжкой, конечно) жизнью в глухой забайкальской деревне в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы прокормить зимой 5 голов крупного рогатого скота, 2 свиньи и десяток куриц, мы с отцом все лето махали косами. А еще был огород, а еще бескрайнее картофельное поле. Каждодневный уход за всей этой скотиной-помню, как однажды зимней ночью (-42) помогали разродиться первотелке, вытягивая теленка за передние ноги.... А родители еще работали в совхозе. А коров надо доить в 5 утра, а питьевую воду привезти в двухсотлитровой бочке на телеге (на санях) с реки за несколько километров... А машину дров на зиму привезти за 120 километров, напилить и наколоть их. И т.д и т.п. Непрерывный физический труд, который нельзя отложить на завтра. И это при наличии электричества, техники и цивилизации-поначалу даже работала общественная баня! И хлеб не пекли а покупали в магазине - его привозили из райцентра за 50 километров.+

1. Башкиры никогда не были ни кочевниками, ни полукочевниками-потому что такой образ жизни невозможен в климатических условиях Башкортостана.

2. Юрта не является национальным жилищем башкир, поскольку в ней не было необходимости. У людей попросту не было времени выезжать с юртой на природу и нюхать цветочки-летом их ждал каторжный труд на земле.+

3. Почему башкиры считают себя кочевниками? Думаю, что КТО-ТО (или ЧТО-ТО), ИМЕЮЩИЙ ВЛАСТЬ НАД НАМИ, просто вложил эту мысль в их (и наши) умы.

Тот, кто не согласен с моими выводами, пусть объяснит: почему башкиры вольную, сытую и беззаботную кочевую жизнь вдруг сменили на полную лишений, каторжного труда и нищеты оседлость? НА ЧТО ОНИ ПРОМЕНЯЛИ СВОИ ТАБУНЫ?!

Елена Павлова
Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище - юрта»

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи ,

Дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта ,

Показать характерные особенности украшения юрты,

Закрепить раннее изученные слова,

Познакомить с башкирскими словами .

Словарная работа : юрта-тирме , аул (башкирская деревня , бабушка-олосей, дедушка-олотай, папа-атай, мама-эсей, дети-балалар, здравствуйте-хаумахагаз.

Оборудование : иллюстрации с изображением юрты, куклы в башкирских национальных костюмах , картинки башкирского орнамента ; аудиозаписи, платки, салфетки, цветная бумага, клей, кисть.

Ход занятия:

Воспитатель в национальном башкирском костюме . Слышатся мелодия курая (запись) . Стихи детей.

1 реб. Башкортостан !

Моя земля и небо!

Моя любовь! Мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

2 реб. А мне он пел…

Была ночная степь,

Горел костер,

Маячили зарницы,

Когда мы просим друга спеть

И полились причудливые звуки.

3 реб. На просторах башкирской земли

Много разных народов живет,

Все народы, как братья равны

Всем народам любовь и почет!

Правильно на башкирских землях живет много разных народов, но основное население это – башкиры , и сегодня мы с вами познакомимся с их национальным жилищем .

Акто знает где жили башкиры ? (в степи) . Башкиры занимались разведением животных и им нужно было жилье которое легко собирается и разбирается

Может кто-нибудь знает башкирское жилище ? Правильно - юрта , а по башкирски будет - тирме . Давайте повторим юрта – тирме .

Показ слайдов

- Юрта сделана из живых материалов : шерсти, дерева и кожи. Нижняя часть – решетка, слегка скреплена в перекрестках ремнями так, чтобы было удобно складывать, когда нужно вести юрту; и раздвигать когда юрту ставят. Деревяный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывалась отдельной верхней кашмой. Важнейшим элементом башкирской юрты была зановесь (шаршау, которая разделяла жилище на 2 неравные части . Правая от двери, меньшая была женская (спальня, там хранились предметы хозяйственной необходимости, одежда, припасы. Левая большая предназначена для мужчин была гостевая. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры , вышитые полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие .

Игра “Юрта” .

Ребята мы с вами сегодня также попробуем себя в роли мастеров художников, мы будем работать в мастерской, занимайте рабочие места. Сейчас мы с вами будем украшать юрты для башкирского народа .

Дети, какие цвета обычно используются в башкирских орнаментах ? (черный, красный, желтый, зеленый)

С чего начинаем работу?

Какие элементы вы видете? (ромб, квадрат, полосы)

Обратите внимание на то, что полосы могут соединятся друг с другом, а могут быть и на расстоянии. А теперь преступаем к работе.

Итог : - Ребята как называлось жилище башкир (юрта , а по башкирски (тирме) .

Чем украшали юрту изнутри? (Коврами, паласами, одеждой ит. д.)

Кого мы сегодня поселили в юрту (Бабушку - олосей, дедушку - олотай, маму - эсей, папу - атай, детей - балалар). Молодцы ребята за то что вы внимательно слушали и сделали для Айгуль и Айрата юрту они для вас принесли угощения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры