Жизнь, как она есть. Стойбище ханты

Главная / Психология

Морозным воскресным днём в конце января мы, журналисты пресс-центра «Импульс» Фёдоровской школы № 5 и школы № 1, приехали на хантыйское стойбище Лук-Яун, расположенное в 10 километрах от нашего посёлка.

У самых ворот нас уже встречала экскурсовод Светлана Юрьевна Токарева. Мы прошли обряд очищения дымом, впервые полакомились свежей морошкой и по узенькой тропинке прошли вслед за хозяйкой.

Морошка - наша первая северная ягода, поспевает в самом начале июля. Ярко-жёлтого цвета, формой похожа на ежевику. Нам она о-о-очень понравилась, туесок с замороженными ягодками мы забрали с собой в избушку и лакомились непрестанно.

Сюда мы приехали по приглашению хозяина стойбища, Александра Анатольевича Продана, с целью написать статью об этом замечательном месте. К сожалению, медведицу Машку, которую мы в прошлый наш (осенний) приезд кормили сахаром, уже давно уложили в спячку (весной увидимся, Машка!), а хаски отправили временно на другое стойбище. Также очень жаль, что не удалось увидеть северных оленей. Как нам рассказала Светлана Юрьевна, уже трижды закупали стадо, но все олени погибали - то ли медведи загрызли, то ли одичавшие собаки. Нас обнадёжили, что совсем скоро олени будут привезены сюда вновь. И мы сможем покататься на огромных санях, запряжённых в настоящую оленью или собачью упряжку.

Хозяйка пригласила нас в настоящий хантыйский чум, в котором расположена выставка с поделками творчества народа ханты. Светлана Юрьевна - настоящая мастерица. Сам чум и все расположенные в нём поделки выполнены ею лично. Она постоянная участница разнообразных конкурсов, выставок и мастер-классов. Ещё мы увидели её замечательные рисунки. Поверьте, это рука настоящего художника!

В переводе с хантыйского языка на казымском диалекте Лук-Яун переводится как «глухариная речка». Речка здесь действительно есть, причём очень красивая.

Следующая остановка - возле хантыйской глинобитной печи - нянь кер (хлеб по-хантыйски «нянь»). В ней пекут хлеб, а потом успевают ещё и рыбу приготовить. Кстати, заготовление дров, хождение по воду у ханты считается женской работой. Бедные хантыйские женщины, решили мы с девчонками дружно!

Неподалёку от чума - лабаз. Оказывается, это не магазин в нашем посёлке, а такой склад, сарайчик для хранения продуктов, очень умно устроенный - на него ни мышка не залезет, чтобы полакомиться припасами, ни мишка.

Светлана Юрьевна пригласила нас в хантыйский зимний домик. Погрелись около печурки, повалялись на настоящих медвежьих шкурах. Хозяйка угостила щукой, приготовленной по хантыйскому рецепту. Понравилось! Затем провела с нами мастер-класс по изготовлению хантыйской куклы. Каждая из нас смастерила такую куколку и забрала с собой на память о сегодняшнем дне. Ещё мы вдоволь настрелялись из хантыйского оружия - лука.

Попрощались с гостеприимной хозяйкой у священного дерева, на котором завязали цветные ленточки - загадали желания. Это тоже хантыйский обычай.

Мы благодарим своих руководителей Наталью Юрьевну и Евгения Николаевича Горловых за то, что они подарили нам, своим воспитанникам, такую интересную и познавательную встречу. А всем жителям Сургутского района советуем обязательно совершить поездку на стойбище Лук-Яун. Здесь вы познакомитесь с жизнью и бытом народа ханты, станете участниками национальных обрядов и просто отдохнёте от городской суеты. Можно остаться здесь ночевать, приготовить шашлыки, поиграть в разные игры, покататься на буранах и оленьих упряжках.

Анжела Мурзаева, Наталья Яковлева, Виктория Крук (пресс-центр «Импульс» ФСОШ № 5) и Вероника Дегтяренко (ФСОШ № 1).

В плановом облёте стойбищ ханты Нефтеюганского района участвуют представители органов власти, врачи, правоохранители, церковнослужители, учёные-этнографы.

Вертолёт проследовал по привычному маршруту: юрты Павловы - Пунси - Владимирские - Степановы - Алексеевы - Ваглик - Филипповские.

По маршруту согласовываются схемы размещения объектов на территории традиционного природопользования. На родовые угодья доставляются продукты, горюче-смазочные материалы, медики проводят медицинские осмотры детей и взрослых.

На вертолёте домой в тайгу на каникулы прилетели 13 воспитанников школ-интернатов.

Жителям угодий от депутата окружной Думы Владимира Семенова розданы продуктовые наборы и предметы первой необходимости:

Это только со стороны городскому жителю жизнь в тайге может казаться наполненной романтикой. Традиционный уклад, как правило, означает тяжёлый труд и необходимость ежедневно решать вопросы жизнеобеспечения. Наступление холодов ещё больше усложняет жизнь на родовых угодьях. Но коренные народы обладают исключительным опытом выживания, неординарной культурой, «вписанной» в уникальную картину мира. Для того чтобы сохранить это наследие нужно совсем немного - не мешать и чуть-чуть помогать.

По дороге Людмила шутит о подруге:

Мы - Ханты-Мансийск: она - ханты, а я - манси.

Они работают вместе в историко-культурном центре «Старый Сургут». Людмила рассказывает: языки ханты и манси сильно отличаются, хотя народы живут по соседству и их традиционный быт схож. Понять речь друг друга они не могут, хотя встречаются слова со знакомыми корнями.

Ханты и манси - коренные малые народы, поэтому для них есть исключения в законодательстве. Их традиционная деятельность - охота и оленеводство - не облагается налогом, для своих нужд они могут рубить лес и ловить рыбу без лицензии, но в ограниченных количествах. Многие по-прежнему ведут кочевой образ жизни. Коренные народы могут свободно жить на своих территориях, а оформить прописку - по адресу администрации ближайшего населенного пункта. Но так происходит до того момента, пока на их территориях не найдут нефть.

В Когалыме живет один хант, его история уже ни в какие рамки... Человек всю жизнь прожил в лесу, у него была земля, где стоял чум, где паслись олени. На его территорию приехали нефтяники, прямо на машинах. Говорят: «Убирай свой чум, тут нефть у тебя, мы будем здесь ставить буровую, прямо на месте чума». Представьте, как будто пришли в вашу квартиру и выкинули вас отсюда. А он по-русски плохо разговаривает. Его провоцировали, подталкивали к нарушению закона, хотели через суд на него надавить. Он два года судился и выиграл дело, - рассказывает Ачимова.

Интересы ханты представляют общины. Это объединения семей, живущих в одной местности. Есть общины, которые оформляют право на определенную территорию и вносят ее в реестр, но так делают не все. Некоторые семьи из-за неграмотности и нежелания связываться с бюрократией не имеют никакого юридического права на территорию проживания. Они не смогут ее защитить, если возникнет такая необходимость.

Чаще всего сделки по использованию земель коренных народов заключают через общины. Нефтяники платят компенсации за недропользование, которые должны быть распределены между семьями. Ачимова считает, что процедура заключения сделок и распределения компенсаций насквозь коррумпирована - корпорации и руководство общин заключают невыгодные для простых ханты договоры. До половины средств, предназначенных на компенсации за использование хантыйских территорий, уверена она, могут исчезнуть по пути к рядовым ханты:

Когда сталкиваются интересы крупных нефтегазовых корпораций и маленьких людей - для них ты букашка, человек, которого запросто можно раздавить. Был один, пытался выяснить, куда деваются компенсации от разработки месторождений - из выделенных четырех миллионов до общины доходило только два. Его заставили замолчать, запугали.

Раньше, продолжает Наталья Ачимова, существовало негласное правило: нефтяники не трогают священные места и кладбища коренных народов. Сейчас компании начинают их игнорировать. Как в случае добычи нефти на , где интересы ханты отстаивает шаман Сергей Кечимов.

Сергей Кечимов - тот, кому не безразлично положение нашего народа. Он защищает, поддерживает, ценит, любит, уважает наш народ. Он болеет за наш язык, культуру и за наши традиции. Это глубокий и мудрый человек. Я на него смотрю как на деда. И до глубины души ценю то, что он делает.

Чтобы попасть на стойбище к Ермаковым, нужно преодолеть контрольно-пропускной пункт охраны нефтяников: их дом расположен на охраняемой территории нефтедобычи.

Нас они знают, пропускают без проверки. Раньше даже гостей привезти было проблемой - сейчас проще, - рассказывает Николай. Охранник на посту, увидев издалека знакомую машину, открывает шлагбаум.

За два километра до «кёот» - до дома - сворачиваем с асфальтовой дороги в лес. Ольга пересаживается на снегоход с прикрепленными нартами [традиционные сани], который был припрятан недалеко от дороги.

Тебе понадобятся монетки для обряда, - говорит Наталья. - Потом расскажу зачем.

Ольга в развевающемся платке едет на «Буране» до реки, за которой находится стойбище. У реки за «Буран» садится ее муж, а мы втроем с Натальей и Людмилой пересаживаемся на нарты. Едем по реке вдоль русла. Несколько раз под нартами проваливается лед, но из-за большой скорости они не тонут.

Бросай монеты в реку! Это нужно, чтобы тебя духи приняли, - кричит Наталья.

Кидаю. Доезжаем до берега сухими.

Пока друзья и знакомые собираются в отпуск, кто в Монтенегро, кто в Испанию, решила найти тур по нашей стране, который уж точно захватит дух. Взгляд сразу упал на Ханты-Мансийский округ - Югру.

Там сегодня набирает обороты этнический туризм - это когда можно приехать в стойбище к северянам, поселиться прямо в чуме, есть на обед строганину или дичь, кататься на оленях, участвовать в древних обрядах, выведывать потомственные секреты исцеления - словом, узнавать жизнь аборигенов Крайнего Севера изнутри. Ханты, манси, лесные ненцы, населяющие Югру, - народы во многом уникальные. Значительная часть из них до сих пор живет вдали от цивилизации и информационных технологий. Тем и привлекают.

Стоит национальная экзотика недешево. В одном из агентств Ханты-Мансийска мне рассчитали индивидуальный тур на неделю с перелетом из Москвы, трансфером до стойбища оленеводов, проживанием в чуме при системе "все включено" - 95 тысяч рублей.

При этом девушка-агент с ходу предупредила:

Будьте осторожны: сейчас вблизи стойбища могут гулять медведи, в тайге много комаров и мошки...

Предложили жить в стойбище Карамкинское. Чтобы добраться до него из Москвы, 3,5 часа лету до Нижневартовска или Ханты-Мансийска, а уже потом несколько часов на машине, зимой - на оленях, до самого таежного стойбища на реке Аган, там туриста и ждет специально арендованный чум.

Сегодня в Югре занимаются организацией этнических туров уже 17 национальных общин коренных народов - ханты, манси, лесных ненцев. Это почти каждая пятая община. Исключительный приоритет для такого рода предпринимательства именно у коренных народов. Это чтобы ни у кого не возникало желания спекулировать на национальных традициях, говорят в правительстве Югры.

В стойбище Карамкинском уже несколько лет, как принимает туристов Любовь Казанжи, манси по национальности. Помогает ей вся ее семья: сын, невестка, внуки. Сумели поставить дело на широкую ногу. Как признается Любовь Казанжи, в год в ее стойбище бывает по 500-700 туристов. Больше всего, конечно, тех, кто приезжает в регион с деловыми целями, например, в нефтяные компании, на различные мероприятия.

Иностранцев полно, - признается хозяйка стойбища,- из США, Европы, Китая. Однажды приехала группа 46 человек, сразу из двенадцати стран. Всему удивлялись - и тому, что в наших реках огромных ценных рыбин запросто можно поймать - муксуна, осетра, стерлядь, и тому, что строганина, оказывается, такая вкусная. Ну и, конечно, на оленях с удовольствием катались. Китайцы почему-то особенно были рады.

Важно, чтобы этнотуры не превратились в шоу, как, например, в некоторых странах Африки, - говорит президент некоммерческой организации "Спасение Югры" Людмила Алферова, - важно максимально уважительное отношение к культуре и быту коренных народов, важна мудрая популяризация национальной культуры. Именно поэтому в Югре привлекают развивать этнический бизнес ханты, манси, лесных ненцев - аборигенных народов.

Встречу с шаманом вам не организуют, все-таки для манси это свято...

Сутки пребывания в чуме или национальном домике, покрытом мхом, с питанием и познавательной программой обходятся от 1,5 до 3,5 тысячи рублей в разных этностойбищах. В общей сложности, почти в два раза дороже, чем тур в Европу, но любители экзотики считают, что это того стоит.

Любовь Казанжи не скрывает, что иногда зарабатывает за один день по 300 тысяч рублей. И с удовольствием сообщает, что сама, наработавшись за год, вот-вот поедет отдыхать в Турцию.

Не у всех, правда, бизнес настолько успешен. Хант Клим Кантеров, владелец этностойбища "Хантыйский дворик" Сургутского района, отмечает, что если бы попутно не занимался оленеводством, рыбалкой и охотой, то вряд ли протянул на одних туристах. Но говорит, что его эта деятельность все равно увлекает.

Туристам же подавай экзотику - местные легенды, таинственные обряды, отвары и снадобья шаманов... Но манси и ханты все-таки стараются держать самые сакральные обряды подальше от глаз туристов. Вряд ли кто-то из коренных возьмется, например, организовать встречу с шаманом. Все-таки это свято для них. Если, конечно, шаман не "бутафорский". В остальном местные народы невероятно открыты, гостеприимны и радушны. Приготовят для вас любое национальное блюдо - например, позы - большие пельмени на пару из оленины, с кусочком льда "для свежести" или кусочком жира "для сытости". Могут подать к позам кровяной хлеб или хлеб с икрой.

Из обрядов самый распространенный и самый, как говорят местные, действенный - обкуривание: избавление от злой энергии дымом. Туристы активно участвуют в Вороньем дне, Медвежьем празднике и Дне трясогузки - национальных праздниках.

Любопытно, что...

А где в чуме можно помыться, первым делом спрашивают Любовь Казанжи туристы, явно намекая на почерпнутые в Интернете сведения о том, что народы Крайнего Севера никогда не моются.

Все это стереотипы, - смеется хозяйка стойбища. - Я и сама читала, что, мол, намажутся рыбьим жиром и не моются всю зиму. Да, при минус 50 - это проблема, конечно. Но на самом деле, сколько себя помню, всегда находили способ. В специальном домике или чуме топили снег, мылись. А сегодня есть бани. И у нас в стойбище в том числе. Ну если кто-то из туристов пожелает не мыться, всегда пожалуйста, - добродушно заключила Любовь Казанжи.

Численность коренных малых народов Севера в ХМАО - Югре, по данным переписи 2010 года, составляет 31 560 человек. Из них 19 060 - ханты, 11 000 - манси, и 1500 - лесные ненцы.

На юртах Нефтеюганского района проживает около 80 человек. На стойбищах уклад их жизни остается традиционным.

Ханты занимаются рыболовством, охотой, собирают грибы, ягоды, шишку. Не забывают жителей стойбищ и представители власти -облеты юрт совершают почти каждый месяц. К коренным народам Севера прилетают медработники и специалисты муниципалитета.

Как правило ханты живут вдалеке от поселков и не всегда у них есть возможность выбираться самим, а необходимые вещи им привозят: медикаменты, продукты, детское питание, предметы первой необходимости. Или, например, специальные устройства, чтобы отпугнуть непрошенных косолапых. В последнее время они часто захаживают в гости.

Чаще всего медведи ходят в стороне, и мы их не трогаем, - делится житель юрт Федосьиных Ефим Когончин, – но бывает, что приходят на стойбище,мы пытаемся вылавливать, если они нападают на человека. У нас это значит, что животное больное. Приходится умерщвлять его, несмотря на то, что медведь является священным животным и утилизировать.

Ханты пользуются современными средствами для отпугивания хищников. Специалисты комитета по делам народов Севера привозят на стойбища наборы охотника и специальные фаеры, наподобие полицейских. Выходя на рыбалку или охоту, такие вещи обезопасят человека при встрече с медведем или другим хищником. Средствами для отпугивания могут пользоваться не только мужчины, которые отправляются в лес, но и их жены, которые остаются на хозяйстве на стойбищах.

Кроме этого, в ходе визитаспециалисты осматривают противопожарные щиты и другой инвентарь: безопасность здесь стоит на первом месте.

В юртах Федосьиных три семьи, главой является Федосья Каюкова. Она проживает на стойбище вместе с семьей сына Ефима, братьев Николая и Владимира. У каждого из них свое хозяйство, дом и баня. В двух семьях в настоящее время ждут пополнения. За здоровье будущих малышей мамы не беспокоятся.

Дети ханты, которые проживают на стойбищах, болеют редко, видимо, сказывается свежий таежный воздух и то, что они живут в гармонии с природой.

Соблюдают салымские ханты и вековые традиции. Жители юрт Федосьиных не расшивают платья и халаты узорами, их принято подпоясывать яркими суконными поясами. Кожаная обувь, нырики, украшается цветными полосками или раскрашивается натуральной краской. В такой одежде и обуви на стойбище ходят и взрослые, и дети.

Семьи ханты обычно многодетные, эта традиция сохраняется и сегодня. К примеру, у главы юрт ФедосьиныхФедосьи Каюковой четверо детей.

Несомненно, большая семья необходима, - высказывает свое мнение Федосья Каюкова. – Потому что именно родные люди помогают, со временем оказывать поддержку станут дети, которые вырастут.

Им ханты прививают не только чувство долга и взаимной помощи, но и необходимость соблюдения вековых традиций богатого на обычаи народа. Ведь сохранение индивидуального и национального особенно важно в нашем постоянно меняющемся мире.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры