Значение кипренский орест адамович в краткой биографической энциклопедии. Школьная энциклопедия

Главная / Психология

Орест Адамович Кипре́нский ( 1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.
Автопортреты Ореста Адамовича Кипренского
До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского . И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.
Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

В «Автопортрете с кистями за ухом » (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй. В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К. Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804

Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.


Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения.
Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?
Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное ». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик.
До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений : подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии. В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета.
Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной », ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева », в какой-то степени «Автопортрет », 1819) или столь же аристократически - дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева », 1827; «Портрет К. И. Альбрехта », 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии », 1828; «Читатели газет в Неаполе », 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки », ок. 1835).
Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени.
Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини. И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника.
С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!
Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника. 1809
Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи.
Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова .


Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов.
Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.


Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности...
Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа...
Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н. Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и Жуковский , Батюшков и Мицкевич , а портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827
Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены.
Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в:"Художественном календаре 100 памятных дат"
Картины Кипренского
Автопортрет. 1820 Уффици

Портрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54






Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.

Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина



Портрет М.В.Шишмарева. 1827

Портрет К.И.Альбрехта. 1827

Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.

Портрет И.А.Крылова. 1816.

Портрет З.А.Волконской. 1829

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822

Портрет художника П.В. Басина.1829.

Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828

Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813

Портрет В.С. Шереметева. 1825

Портрет В.С. Хвостова 1814

Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.

Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828

Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809



Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814

Портрет А.С.Шишкова. 1825

Портрет А.Р.Томилова.

Неаполитанская девочка с плодами 1831

Молодой садовник. 1817

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс). 1809

Конный портрет Александра I. 1820-е.

Калмычка Баяуста. 1812-13.

Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).

Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМ

Ворожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМ

Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.

Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.

Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.

Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802

Натурщик.

Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831

Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814

Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГ

Портрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809

Живопись долгие годы была единственным способом запечатлеть образ человека в веках. И мастерство художника играло огромную роль для тех, кто желал оставить свой след в истории. Нередко талантливо выполненный портрет приносил живописцу такую славу, что она переживала его самого.

Орест Адамович Кипренский известен как один из самых одаренных портретистов XIX века. Он принадлежит к числу немногих русских живописцев, чьи таланты были признаны за границей еще при жизни. Автопортрет Кипренского хранится в галерее Уффици, наряду с работами других выдающихся художников.

Судьба Ореста Кипренского во многом была примечательна. Он родился 24 марта 1782 года в Ораниенбаумском уезде в семье крепостного. Сын дворового человека мог никогда не увидеть мира за пределами родной Санкт-Петербургской губернии. Однако звезды сошлись так, что помещик Дьяконов, выдавший мать Ореста за своего слугу Адама Швальбе, разглядел в мальчике ростки большого таланта. Впечатленный этим открытием, он подписал ему вольную, и в возрасте шести лет отправил учиться в Воспитательное училище при Академии художеств. Этот билет в жизнь, да еще, пожалуй, имя Орест - дань тогдашним веяниям классицизма – вот и все, чем юный Кипренский был обязан Дьяконову. Сама же фамилия художника – псевдоним, взятый позднее. Упорно ходивший слух о том, что Дьяконов был отцом мальчика – всего лишь один из многих неподтвержденных фактов биографии живописца.

За годы учебы Орест Кипренский блистательно проявил себя во многих направлениях. В классе исторической живописи его наставниками были знаменитый Г.И. Угрюмов и мастер декоративной живописи Г.Ф. Дуайен. За свою выпускную работу «Дмитрий Донской на Куликовом поле» в 1805 году Академия присудила ему большую золотую медаль, а также право на заграничный пенсион.

Но в Европе бушевали наполеоновские войны, и обстановка была далека от спокойной. Поэтому Кипренский задержался в Москве, совершенствуя свой стиль. Позднее он все же провел несколько лет за границей, демонстрируя свои работы на выставках в Италии и во французских салонах.

Возможно, не всем нашим современникам знакома фамилия Кипренский, но портрет Александра Сергеевича Пушкина – одну из самых знаменитых работ его кисти – безусловно, знают очень многие.



Сам поэт был доволен видением художника, и даже посвятил ему несколько строк:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
…Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид…

Другой узнаваемой работой живописца является женский портрет с изображением главной героини одноименной повести Карамзина «Бедная Лиза».



Оба полотна относятся к периоду зрелого творчества художника, когда он уже приобрел собственный стиль, выработанный за годы упорных трудов. Что же касается ранних работ, то в них отчетливо прослеживается влияние фламандских мастеров, и по характеру они значительно отличаются от более поздних портретов.

Одним из них был портрет названного отца художника, Адама Швальбе. Выставленный в 1830 году на одной из выставок в Неаполе, он вызвал переполох среди ценителей искусства. Работу приписывали многим мастерам, например, и , ссылаясь на то, что в такой манере не способен писать ни один современный портретист. Кипренскому с огромным трудом удалось убедить критиков в своем авторстве.



Тем удивительнее, что человек, столь талантливый в отношении портретистики, всю жизнь считал своим признанием историческую живопись.

Почти десять лет - с 1813 по 1822 год - художник провел в Италии. Этот период оказался одним из наиболее плодотворных. Написанные им работы были по достоинству оценены европейской публикой, заказы следовали один за другим, а в 1820 году последовало предложение написать автопортрет для галереи Уффици.

Возвращение на родину было не столь триумфальным. Картины, созданные в Италии, запаздывали, и в России прежнего успеха уже не было. Правда, после застоя имя Кипренского вновь зазвучало, но ненадолго. Именно в тот период был создан знаменитый портрет Пушкина.

Но сердцем художник рвался обратно в Италию. И дело было вовсе не в признании и славе – в одном из монастырских приютов подрастала дочь натурщицы Кипренского, юная Мариучча (Анна-Мария Фалькуччи). Ради нее немолодой уже художник в 1828 году оставил навсегда родину, где к нему наконец-то вернулась известность, и даже принял католичество. Но семейное счастье было недолгим. Жизнь его уже клонилась к закату.



Орест Адамович Кипренский скончался после продолжительной болезни 17 октября 1936 года. Уже после смерти на свет появилась его дочь Клотильда. Но о ее судьбе, как и судьбе жены Кипренского, до нашего времени никаких сведений не сохранилось.

Творческое наследие Кипренского огромно. Оно включает сотни портретов известных людей той эпохи, написанных в его неподражаемой манере. Среди них изображения В.А. Жуковского, графини Ростопчиной, Е.В. Давыдова. Сохранилось также множество карандашных набросков крестьянских детей. Стиль, менявшийся со временем, приобретал новые черты и отражал жизненный опыт художника на всех этапах его творческого пути. Сложно переоценить вклад в искусство людей, подобных Кипренскому. Надпись на его надгробной стеле в Риме гласит:

«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Орест Кипренский достиг вершин портретного мастерства и открыл своими произведениями путь в европейское искусство.

Автопортрет Ореста Кипренского первым из наших соотечественников вошел в коллекцию флорентийской галереи Уффици, где были собраны изображения лучших художников мира.

Орест Кипренский. Автопортрет (1820). Холст, масло. Галерея Уффици (Флоренция, Италия)

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны. Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка. Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную.
Портрет А.К. Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека.
Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу.
Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная. Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты).
Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи. Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В Москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого. И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.
Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо. Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России.
Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации. Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Графические портреты

В начале XIX в. получил распространение карандашный портрет как самостоятельный вид искусства. Кипренский активно занимается графикой, используя карандаш с добавлением мела, акварели, пастели.
Он создаёт галерею образов участников войны, офицеров, генералов, ополченцев. Каждый из портретов неповторим.

Орест Кипренский. Портрет А.Р. Томилова в форме ополченца (1813). Итальянский карандаш, бумагa. 24,7 x 19,8 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
А.Р. Томилов – друг Кипренского, меценат и коллекционер.

Орест Кипренский. Портрет П.А. Оленина (1813). Пастель, карандаш, бумага на картоне. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Орест Кипренский «Крестьянский мальчик» (1814). Белила, карандаш на бумаге. 23,7 х 20 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Возвратившись к живописи, в 1815 г. Кипренский пишет портрет поэта Жуковского в романтическом стиле.

Орест Кипренский. Портрет В.А. Жуковского (1815). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая.
8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.
Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.
Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.
Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом?
Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года.
Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.
В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница). Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать. Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер.
В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О. Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча.
В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции. Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма. Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина.
По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Возвращение в Петербург

В Петербург Кипренский возвратился лишь к лету 1823 г. Встреча с соотечественниками была неожиданно холодной. Отсутствие официального признания и общее отчуждение он переживал болезненно.
Сын крепостной актрисы П. Жемчуговой (её портрет написал Н. Аргунов) – Д.Н. Шереметев пригласил художника в свой дом, где он много и упорно работал. Его знали и писали о нём Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Вяземский, Гнедич, Пушкин и др., а он запечатлел их образы. Подробнее о портрете Пушкина читайте .

И снова Италия

Летом 1828 г. Кипренский уезжает в Италию. Он как будто бежал от самого себя. Но и здесь его встречают одни неудачи, а прежний успех забыт. Однако художник много и плодотворно работал, ездил по стране. Им выполнено много замечательных портретов, в том числе Б. Торвальдсена и Ф.А. Голицына.

Орест Кипренский. Портрет cкульптора Торвальдсена (1831). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Вернувшись в Италию, Кипренский разыскал Мариуччу (Анну-Марию Фалькуччи) и женился на ней. Ради этого он в июне 1836 г. принял католичество, а затем обвенчался с ней. Но жизнь его уже завершалась: он простудился, заболел воспалением легких и скончался через 4 месяца после свадьбы в возрасте 54 лет. Спустя еще несколько месяцев родилась его дочь, Клотильда Кипренская, но судьба её неизвестна.
20 художников собрали 400 рублей и поставили мраморную плиту в его память. А молодой художник Александр Иванов писал своему отцу: «Знаменитый Кипренский скончался. Стыд и срам, что забросили этого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а его всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней кому что хотелось».
В России же не опубликовали даже некролога.

Русский художник Орест Кипренский, картины которого будоражили российскую общественность всю первую половину 19-го века, родился в 24 марта 1782 года в усадьбе небогатого помещика Ораниенбаумского уезда А. Дьяконова. Мать - крепостная Анна Гаврилова - родила ребенка вне брака. Отцовство приписывают самому помещику, который не гнушался общением со своими крепостными девками. Год спустя после рождения будущего художника Дьяконов дал ему имя Орест и хоть не признал сыном, но всячески опекал мальчика, дал ему вольную и позаботился о будущем. А чтобы у Ореста было отчество, помещик выдал его мать замуж за своего дворового мужика Адама Швальбе.

Первые шаги

В возрасте шести лет рано проявивший свои способности Орест был отдан в обучение в училище при Академии художеств Петербурга. В дальнейшем всему он был обязан своему природному дарованию. Академию Кипренский окончил в 1803 году и продолжил изучать искусство живописи под руководством известного русского художника Г.И. Угрюмова.

Последующие несколько лет Орест Адамович Кипренский провел в тяжелых условиях, жил фактически в казарме, подвергался унижениям, его муштровали, ограничивали свободу. Но как ни странно, лишения и бытовая неустроенность не отняли у художника желания заниматься искусством, наоборот, нелегкая судьба стала стимулом для дальнейшего творческого развития. Друзья прозвали молодого Кипренского "сумасбродным Орестом". Художник постоянно носил с собой альбом с рисунками, которые он создавал буквально на ходу.

Неуверенность

Орест Кипренский, картины которого однозначно представляли собой новое слово в живописи, старался не выделяться из общего числа мастеров кисти. Он считал свои работы достаточно посредственными, чтобы выставлять их напоказ. Однако постепенно друзьям Кипренского удалось убедить его в неординарности полотен, которые он писал очень быстро, что называется на одном дыхании.

Признание

В конце концов Кипренский, картины которого уже обсуждались тайно и явно в Москве, решился на демонстрацию полотен и "Портрет отца Адама Швальбе". Немного позже художник получает большую за полотно "Князь Донской после Куликовской битвы". После этого Орест Кипренский, картины которого были признаны и получили высокую оценку, стал участвовать в оформлении Казанского собора Однако этот вид творчества не стал для художника возможностью полной реализации своего таланта, и он решил обратиться к

Орест Адамович Кипренский быстро выдвинулся на передний план как всесторонне одаренный живописец. Портреты, написанные им, поражали новизной и точностью изображения. Художнику каким-то непостижимым образом удавалось ухватить самую суть и уже не упускать ее до конца работы. Одной из самых значительных работ Кипренского является портрет, на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин. Картина Кипренского, посвященная светочу русской поэзии, была написана в 1827 году. До создания этого шедевра Орест Адамович успел написать еще 59 портретов, на двух из которых изображены во весь рост полковник Е.В. Давыдов и граф Д.Н. Шереметев. Остальные писались в полроста.

Орест Кипренский, картины которого уверенно завоевывали Петербург и Москву, в одночасье становится выдающимся художником своего времени. За несколько портретов, написанных в 1811-1813 годах, живописец получил звание академика живописи.

Реноме

Однако в судьбе художника не все было так гладко и безмятежно, его одолевали амбиции. Портреты Орест Адамович писал в основном для заработка, а своим призванием он считал и постоянно порывался создать какое-либо монументальное полотно, отражающее великие события из прошлого русского народа.

Тем не менее художник продолжал творить в доступном ему жанре и стал первым русским живописцем, который получил заказ на создание автопортрета для известной своим собранием изображений лучших художников с мировым именем. Будучи столь известным, художник Кипренский, картины которого по мере появления становились предметом вожделения для многих коллекционеров мира, вдруг оказался в опале.

Римские неприятности

В то время Орест Адамович находился в русской колонии в Риме, где посланником от российского государства был назначен некто А. Италинский, очень далекий от искусства и в общем-то достаточно невежественный человек. К художникам наместник относился непочтительно, считая их бездельниками. Кто-то распространил слух о преступных намерениях Кипренского, о его связях с итальянскими карбонариями. В результате наветов и заведомо ложных обвинений Орест Адамович вынужден был покинуть Италию.

Успех во Франции

Вернувшись на родину, Кипренский недолго пробыл в Петербурге и вскоре уехал в Париж, где его работы произвели фурор на весенней выставке 1822 года. Тогда у всех на слуху был русский художникКипренский. Картины, описание которых во всех подробностях было напечатано в специальных справочниках, перевозились из одного французского города в другой, и повсюду они имели ошеломительный успех.

Несмотря на очевидный успех своей портретной живописи, художник продолжает попытки создать историческое полотно, но результатом этих попыток становятся картины, напоминающие пейзаж с Везувием или непроработанный сюжет какой-либо батальной сцены из прошлого. В конце концов к Кипренскому пришла усталость, и он на какое-то время ушел в себя и забросил работу. Ситуация усугубилась тем, что появился талантливый Карл Брюллов, и внимание публики переключилось на него.

Финансовые проблемы

Орест Адамович уже получал меньше заказов и стал нуждаться в деньгах. К тому же как раз в то время художник надумал жениться, а это, как известно, - дорогое удовольствие. Однако вскоре судьба повернулась к Кипренскому лицом, он удачно продал несколько картин, сумел расплатиться с кредиторами, и жизнь для него вновь обрела смысл.

Кончина

Для того чтобы жениться на своей избраннице, художник принял католическую веру. Молодые тихо обвенчались в небольшой церквушке, а спустя некоторое время Орест Адамович Кипренский простудился и умер от воспаления легких. Это произошло 5 октября 1836 года. Спустя четыре месяца у вдовы Кипренского родилась дочь, которую назвали Клотильдой. Ее след потерялся во времени.

Немногочисленные друзья художника вскладчину установили на его могиле скромный памятник. Ни в одной газете на было сообщения о кончине живописца, благодаря которому Европа узнала, что в России есть великое искусство и великие художники.

Орест Адамович Кипренский художник биография. Художник родился в семье крепостной А. Гавриловой числившейся в имении помещика Дьяконова А. С. 13 марта 1782 году в местечке Копорья, что находилось в окрестностях Ораниенбаума. По утверждениям историков биографов Дьяконов был отцом Кипренского вне закона, и по тамошним обычаям воспитывался в этом имении в семье дворецкого Адама Швальбе. Не смотря на то, что мать являлась крепостной крестьянкой, по понятным причинам ее сын в 1788 г уже не являлся крепостным, Дьяконов подсуетившись оформил новую фамилию сына Кипренский и соответственно заботился о нем. Заметив страсть к рисованию мальчика в 1782 году Дьяконов оформляет его воспитанником в академию художеств. Проучившись в данном заведении 11 лет успешно заканчивает его, правда без золотой медали и соответственно без права заграничной поездки.

Молодой художник был настроен решительно, много работал и развивал себя пытаясь доказать свои способности руководству академии. И уже в 1804 выставляет в академии портрет Адама Швальбе. как мы помним это был приемный отец у которого он много лет воспитывался. Портрет получил похвальные отзывы в 1805 году ему улыбается удача его награждают Большой золотой медалью за работу "Дмитрий Донской побеждающий хана Мамая" Но не смотря на эту удачу, поездка за границу была отложена в связи с нехорошей обстановкой в самой Европе, как известно это была эпоха Наполеоновских войн. Но Кипренский не унывал он работал писал портреты, копировал картины старых европейских мастеров. Как бы там не было можно уверенно сказать художника Кипренского очень привлекало портретное творчество, где конечно он преуспел и был замечен российскими современниками как первоклассный портретист а в последствии и заграничными. Из первых работ заметны его портреты созданные в 1809 году портреты Челищева А.А., Давыдова Е. В. и также его Автопортрет. Часто обращается к рисункам и наброскам, много рисует детей, среди которых простые дети крестьян. Получает множество заказов на живописные портреты, можно сказать, женщины были просто в восторге от работ Кипренского это портреты Рюминой О. А., Ростопчиной Е.П., Авдулиной Е/ С., Щербатовой С.С.. Хвостовой Д.Н. и другие.

За свои заслуги Кипренскому присваивают почетное звание академика в 1812 году. Давно желанная поездка за границу осуществилась у художника только в 1816 году он в Италии, там он с упоением изучает творчество Рафаэля и искусство древнего Рима. Создает ряд работ "Аполлон, поражающий Пифона", "Анакреонова гробница" "Молодой садовник", "Девочка в маковом венке" и другие.

Возвратившись на родину в 1828 году признанным в Италии первоклассным художником, В России Кипренский чувствует себя несколько не у дел, лишь время от времени исполняя редкие заказы. Сказалось все это от определенного неприятия Кипренского в академических кругах. Приютившись на время у Шереметьева Д.Н. оказавший ему теплый прием, пишет его портрет, который представил в академии на выставке в 1824 году вместе с другими своими работами, но как не странно положительных откликов выставка не вызвала. Находясь в подавленном состоянии художник решает заняться

литографией, но это видно не очень устраивало творческую душу художника и в 1828 году Кипренский снова едет в Италию, где творчество художника ценилось лучше, чем на родине, женился на местной девушке с красивым именем Мариучча, соответственно решает остаться там на долго. Обосновавшись в городе Неаполь, много работает желая привлечь к себе внимание местной общественности, выставляет на выставках свои работы в 1831 г "Девушка с колосьями и корзиною в руке", "Мальчик лаццарони", "Девочка с виноградом", портрет своего отчима Швальбе А., Портрет был воспринят итальянскими академиками на уровне мастерства самого Рембранта. Очень примечательно был исполнен художником портрет состоящий из группы людей "Читатели газет в Неаполе". Но все казалось бы ничего в жизни художника в Италии, у него пошатнулось здоровье из за этого он мало работал, да и мастерством в последние годы жизни особо не блистал. Осенью 1836 года 5 октября Кипренский умирает вдали от Родины в столице Италии

Конечно судьба очень талантливого художника была и счастливой и не совсем удачной, возможно если в России Кипренский получил хорошую поддержку после приезда из за границы, все могло бы быть иначе, но по чьей то не доброй воле вышло то что вышло. Кипренский за свою историю написал множество прекрасных работ, конечно более всего заметны его замечательные портреты различных выдающихся деятелей того времени баснописца Крылова Ивана Андреевича, портреты поэтов Пушкина Александра Сергеевича, Гнедича Николая Ивановича, Батюшкова Константина Николаевича, Жуковского Василия Андреевича и Вяземского Петра Андреевича портрет скульптора Демут-Малиновского Василия Ивановича, датского скульптора Бертеля Торвальдсена, портрет государственного деятеля, историка, художника и археолога Оленина Алексея Николаевича, портрет художника Басина Петра Васильевича. портрет русского государственного деятеля, министра народного просвещения антиковеда Уварова Сергея Семеновича, Портрет князя Александра Михайловича Голицына и много других.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры