Знамя алексея михайловича. Боевые знамена допетровской руси

Главная / Психология

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Русская Хоругвь

Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Русское знамя

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

Государство выбирает себе отличительные признаки. Собственный флаг, герб и гимн России являются неотъемлемыми атрибутами. На протяжении нескольких веков стяг видоизменялся.

Российский флаг бело-сине-красного цвета окончательно утвердили в 1991 году. Начиная с 1994 года, когда президент подписал соответствующий указ, ежегодно 22 августа традиционно отмечается день флага России.

История появления

Доподлинно не известно, когда появился и кто придумал стяг, используемый сегодня в качестве государственного в Российской Федерации. Существует огромное количество версий.

Историки полагают, что своему появлению современный флаг Российской Федерации обязан императору . Именно он впервые использовал триколор как символ флота. Император обозначил таким образом принадлежность корабля определенной державе.


О том, почему Петр I выбрал именно эту вариацию цветов для имперского флага, не известно. Историки предлагают множество разнообразных теорий. Некоторые полагают, что император так пожелал поддержать другие государства, имеющие на своих флагах аналогичные цвета. Другие говорят, что на складе оказалась только белая, красная и синяя ткани.

Несмотря на упоминания о символе в Древней Руси, он стал использоваться во времена правления Петра I. Император применял его в дипломатических миссиях, торговле и при боевых действиях.

Значение государственного флага для страны

Принадлежность торговых судов, войск армии или населенного пункта определенной державе было трудно определить. Для решения проблемы стали применять флаги. Яркие полотна, возносимые на видном месте, являлись средством идентификации.


В настоящее время символ государства способствует воспитанию патриотизма, уважения к родному краю, дает ощущение духовного и кровного единства. Государственный флаг имеет огромное значение в международных отношениях.

Значение цветов триколора

Существует много версий толкования используемых в государственном символе России оттенков. Согласно одной из неофициальных трактовок, значение цветов олицетворяет:

  • белый – чистоту, непорочность, невинность;
  • синий – веру и постоянство;
  • красный – кровь, которую пролили за суверенитет государства предки.

Учитывая то, что история появления символа насчитывает более трех веков, есть и историческая версия трактовки триколора. Древние славяне считали, что расположение полос на флаге и их цвет является отражением строения мира. В таком случае, верхняя полоса символизирует мир божественный, средняя – синяя – небесный мир, а нижняя – физический.

Еще одна версия – флаг отражает единство трех братских народов. Тогда красная полоса символ Великороссии, синяя – Малороссии, а белая – Белоруссии. Наиболее распространенным вариантом трактовки считается свобода, вера и державность соответственно расположению полос.

Символы войск российской армии

Кроме штандартов командиров и знамен каждый род войск Российской Федерации имеет отличительные символы - флаги. Современный вариант знамен утвержден президентом в ноябре 2003 года - о чем подписан соответствующий указ.

Флаги войск России

Министерство обороны – это двухстороннее прямоугольное полотно. Рисунок обоих частей идентичен. На флаге изображен расширяющийся к основанию крест, каждый луч которого разделен пополам и окрашен в синий и красный цвета. В центральной части полотнища размещена эмблема Министерства обороны России. Утвержден государственный символ указом президента в июле 2003 года.


Флаг ВВС России представляет собой двухстороннее полотно небесно-синего оттенка. В центральной части военной символики размещены перекрещенные между собой зенитная пушка и пропеллер серебряного цвета. Также на флаге находятся 14 желтых лучей, которые расширяются от центра полотнища к его краям. Военная символика утверждена в мае 2004 года Приказом Министра обороны.


Флаг МЧС России – военная символика представляет собой двухстороннее полотно, раскрашенное в цвета государственного триколора. В крыже символа Министерства размещен голубой квадрат. Его высота равна двум полосам флага России белой и синей. Красная полоса идет по ширине всего полотна. В квадрате размещена восьмиугольная звезда и четырьмя вытянутыми лучами. В центре звезды помещен оранжевый круг и голубым треугольником.


Андреевский флаг России является официальной военной символикой военно-морского флота. На белом полотнище изображены перекрещенные между собой диагональные линии, напоминающие большой синий крест. Утвержден военно-морской флаг России в 1992 году Указом президента.


Пограничный флаг России – существует несколько разновидностей знамени. Объединяет стяги одна деталь – зеленый расширяющийся к основанию крест. В центральной части помещен золотой орел с двумя головами.


Флаг Сухопутных войск России – представляет собой полотно красного цвета. В центр расположена эмблема сухопутного рода войск – гренада золотого оттенка находящаяся на фоне скрещенных между собой двух мечей. Утвержден символ Приказом Министра обороны в 2004 году.


Флаг Космических войск – двухстороннее полотно небесно-голубого оттенка. В центре полотнища помещена небольшая эмблема, которая представляет собой стилизованный рисунок ракеты, стартующей на фоне планеты Земля. Шар разделен горизонтальными полосами – темно-синего, синего, белого и красного цвета. Военная символика космических войск утверждена Приказом Министра обороны в июне 2004 года.


Герб Российской Федерации: его история и значение

Важные символы – флаг и герб России. Орел встречается на гербах большинства князей. Сегодня он является гербом государства. Впервые подобное изображение появилось при . Герб России – двуглавый орел, смотрящий в разные стороны, указывает на то, что страна является преемником Третьего Рима и Византии.


Прежде чем стать знаком государства, символ претерпел изменения. В его образ добавлялись разные элементы. Одна из самых сложных эмблем в мире просуществовала до 1917 года. Флаги с изображением орла использовались для обозначения государственных кампаний или служили личными штандартами государя.

Значение эмблемы Российской Федерации – направленность страны на Восток и Запад. Подразумевается, что государство не является элементом ни одной из сторон света. Россия – сочетание лучших качеств запада и востока.


Всадник на коне, расположенный в центральной части герба, который убивает змею, имеет богатую историю. В Древней Руси часто князьям использовался этот символ. Всадник – обличие князя. Император Петр I принял решение, что на гербе изображен Георгий Победоносец.

Расположенные в верхней части эмблемы три короны возникли не сразу. За время использования символа их количество менялось от одной к трем и обратно. Объяснил существование корон на эмблеме . Царь рассказал, что они символизируют Сибирское, Казанское и Астраханское царство. В настоящее время считается, что короны – эмблема независимой страны.


В лапах двуглавый орел держит скипетр и державу. В 1917 году элементы убрали с эмблемы. Традиционно держава и скипетр представляют собой символ государственной власти и единства. Золотой цвет птицы указывает на богатство страны, ее достаток и благодать.

7 бывших флага России

В Древние времена знамя носило название «стяг». Под ним собиралось войско государства. Традиционно цветом российского стяга считается красный. Под стягами этого оттенка вели в бои войска Иван Грозный и

Во времена Ивана Грозного использовалось знамя красного цвета с изображением . Русские войска под этим знаменем завоевали Казань. Полтора столетия стяг с Христом являлся официальным флагом царской России.


Времена правления Алексея Михайловича постоянного знамени не было. Войска выступали под разными стягами. Флаг этого царя символичен. Его основой является крест. Эмблема символизирует миссию государства в масштабах Вселенной.


При Петре Первом бы утвержден красный флаг с белой каймой. В центре стяга располагался летающий над морской водой орел. Такое знамя просуществовало до заинтересованность императора всем европейским.


Петр I ввел новый флаг. Внешне стяг напоминает современный триколор. Император самолично изобразил знамя, на котором красовались горизонтальные полосы белого, красного и синего цвета.

В России государственным символом в 1712 году стал Андреевский флаг. Сейчас знамя является военной символикой флота страны.


С приходом к власти династии Романовых изменился и стяг. Царь утвердил официальной символикой государства знамя бело-черно-желтого цвета. Знамя начали использовать после победы над армией . Черно-бело-желтый цвет выбран не случайно. Знамя основано на русской традиции. Белый оттенок символизирует Святого Георгия, черный – орла с двумя головами, желтый – золотое поле герба.

Бело-сине-красный стяг с орлом – этот вариант утвердили в 1914 году. Стяг не считался официальным. Символизировало знамя единение народ и правителя.


История Российской Федерации интересна и многогранна. Во все времена особое значение имело единение русского народа с правителем. Об этом символизировали бывшие флаги, использовавшиеся в России.

Белый цвет в триколоре символизирует откровенность и благородство, красный – любовь, смелость и мужество, а синий – верность и честность. Государственный стяг указывает на солидарность русских людей с братскими народами. Сила каждого человека заключается в знании истории страны – нельзя забывать об этом.

Флаг — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку или рисунки и прикреплённое к древку. Флаги в больших количествах производятся на специальных государственных предприятиях и распространяются через торговую сеть страны.

Флаг, как и герб, является одним из государственных символов, отражающих историю страны, ее международное положение и значение. Обязанность каждого гражданина оберегать государственный флаг от посягательств и оскорблений со стороны врагов и недоброжелателей своей страны.

Известно, что флаги имеют не только государства, но и отдельные регионы и города; а также международные организации (например, флаг ООН), коммерческие компании, национальные движения и диаспоры, общественные движения (например, флаг пацифистов) и даже спортивные команды.

Кроме государственного, многие страны имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги. С помощью флагов можно также передавать сигналы. В 1857 году корабли всех стран начали использовать единую международную систему сигнальных флагов.

Так, желтый флаг означает, что на борту корабля эпидемия и экипаж находится на карантине. Другой известный символ - белый флаг, который во время войны означает перемирие или сдачу в плен. Наполовину спущенный флаг символизирует траур по поводу какого-то трагического события.

Обычно флаг поднимается на специальной мачте -флагштоке. Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum - «знамя», «флаг»).

Знамя - это единичное флажное изделие, которое, как правило, изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями. Само полотнище шьётся из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей.

Ещё одним отличием знамени от флага является наличие у знамени заостренного наконечника. Знамя - это воинская хоругвь, под которой объединяются верные своему долгу воины. Боевое знамя воинской части - её официальный символ и воинская реликвия, оно олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и её принадлежность.

Наша страна в настоящее время имеет Государственные знамёна Российской Республики и Российской Армии, а также знамёна армейские, полковые (в кавалерийских полках - штандарты) и войсковые (у казачьих войск). Утрата воинского знамени в бою считается большим позором.

Особой реликвией является Знамя Победы, пронесённое Красной Армией через все фронты Великой Отечественной войны и водружённое 9 мая 1945 года над рейхстагом фашистской Германии.

Стяг - так называлось воинское знамя в Древней Руси, представлявшее собой шест с прикреплённой к его верхнему концу «чёлкой» - пучком конских волос, клином яркой ткани или фигуркой тотемного животного.

Позднее «чёлка» была заменена большим клиновидным полотном яркой ткани, на которую нашивалось изображение Животворящего Креста. Концы стягов могли иметь два или три «хвоста», которые назывались «косицами», «клинцами» или «яловцами». В мирное время под стягами проводились церковные службы, принималась присяга войск, заключались международные договора.

Во время походов стяг снимался с древка и перевозился в обозе вместе с оружием и доспехами под охраной специальных воинов. На древко полотнище надевалось перед самым сражением. Стяги обычно имели огромные размеры и на их постановку требовалось много времени. Отсюда появилось выражение «не поставивши стягов», что означало внезапную атаку противника («быть застигнутым врасплох»). А выражение «поставить стяг» понималось, как объявление войны.

Во время битвы стяг устанавливался в центре войска, на возвышенности. Его падение вызывало панику или замешательство, поэтому во время сражения стяги охранялись особенно тщательно. Враг бросал на захват стяга свои основные силы, и под стягами обычно происходили самые жаркие схватки. Летописцы сообщают: если «косицы стяга простираются яко облацы», значит, русские войска побеждают; если же «стяг подсекоша», или «пали стяги княжеские», значит, битва заканчивается поражением.

Хоругвь - священное знамя церкви, которое, наряду с крестом, используется в дни особо торжественных празднеств, например, во время крестного хода. В обычное время хоругви стоят в храме возле алтаря.

Хоругви означают победу христианской церкви над миром. Первые церковные знамёна современного вида появились в Римской империи при императоре Константине Великом, который повелел украсить крестом своё знамя. В наши дни хоругви украшаются ликами святых или иллюстрациями из Священного Писания.

Некоторое время хоругви использовались в Древней Руси как воинские знамёна. На них вышивались лики Спасителя, Богородицы, святых, а также княжеский герб или святые реликвии. В царской России хоругви долго сохранялись в казачьих войсках, где их носителем являлся особый офицер - хорунжий.

Бунчук – у кочевых народов полое внутри и поэтому очень лёгкое древко с привязанным к нему хвостом коня или яка, служившее знаком власти. В Восточной Европе первые бунчуки появились в 13 веке, вскоре после татаро-монгольского нашествия.

В качестве наконечника на верхушке бунчука часто укреплялись металлический шар или полумесяц. Конский волос окрашивался в синие, чёрные и красные цвета, а само древко украшалось восточным орнаментом.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПЕРВЫЕ ФЛАГИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


«Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте.

Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста.

Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани.

Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы.

Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. Во время военных походов знаменосцы несли флаги на длинных шестах. По этим флагам можно было определить, сколько солдат имеется у каждого военачальника. К тому же и выглядел флаги красиво.

Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой-либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии.

У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам - так назывались символы римского легиона - привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел до этого был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки, а уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи». Так описывает историю появления первых флагов у древних народов Земли российский историк, журналист, научный сотрудник Московского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский (р.1965).

Первыми прообразами европейских флагов были римские сигнумы – шесты с надетыми на них металлическими изображениями, служившие особыми знаками отличия для каждой воинской единицы римского войска.

Эти знаки отличия представляли собой какой-либо символ – птицу, дракона, изображение императора и др. Они изготавливались из меди, и носили их специальные воины – сигниферы . Как рассказывает К.А. Залесский, постепенно все эти символы были отменены и знаком римского легиона был оставлен орёл, изображение которого стало обязательным для каждой кагорты воинов.

Сначала в древнеримской армии полотняных знамён не было. Однако в последние века римской истории вслед за сигнумами появились так называемые вексиллюмы - длинные шесты, на верхней поперечной планке которых крепилось свободно висящее пурпурное четырёхугольное полотнище, которое и считается первым западноевропейским флагом.

Вексиллюмы были объявлены символом императорской власти. Пурпурный цвет считался в Риме цветом императора и его боевых офицеров. От названия вексиллюма произошло название современной науки, изучающей историю современных флагов всего мира.

Первые флаги, похожие на привычные нам знамёна, появились в Древнем Китае примерно в 100 году до нашей эры. Это были прямоугольные шёлковые полотнища, которые крепились уже не к поперечной планке шеста, а к самому его древку.

Шёлк, тогда ещё не известный в Европе, был легче и красивее грубого полотнища вексиллюма. Он развевался на древке даже от лёгкого ветерка. Шёлковые полотнища были прочными и яркими, их можно было разрисовывать и писать на них девизы китайских императоров.

Самым древним, сохранившимся до наших дней флаговым полотнищем считается Шахдадский флаг , который сегодня хранится в Национальном музее Тегерана. Он был найден в 1975 году в Кермане, на востоке Ирана. По мнению археологов, флаг был изготовлен в 3-ем тысячелетии до нашей эры в самом древнем районе страны – Шахдаде, по которому и получил своё название.

Шахдадский флаг представляет собой металлическую пластину размером 22 на 22 сантиметра, изготовленную из сплава меди с бронзой и мышьяком. На ней выгравированы древние символы Ирана, а флагшток увенчан фигуркой орла.

Шахдадский флаг имеет собственное имя – Диравши Кавияни . С ним связана древняя легенда, которую можно прочитать в поэме Фирдоуси – «Шахнаме». Диравши Кавияни появился в ходе восстания иранского народа против иноземных правителей, захвативших иранский престол. Предводителем восстания стал простой кузнец по имени Каве, который прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к копью и под этим знаменем повёл народ на штурм царской цитадели.

Благодаря этому на иранском престоле был восстановлен наследник иранского шаха – Фаридун. Он счёл знамя Каве символом блага, украсил кожаное полотнище четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цвета. Флаг получил собственное имя и стал государственным символом Древнего Ирана.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ФЛАГИ И ЗНАМЁНА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Самое раннее упоминание об использовании знамён и флагов древними народами, в том числе и предкам славян, сохранилось в древнеиранском сборнике священных текстов - «Авесте» . Праславянские племена в глубокой древности населяли обширную территорию, в состав которой входила и Малая Азия.

Согласно легенде, «Авеста» представляет собой Откровение, полученное Заратуштрой от Ахуру Мазды - верховного божества древних иранцев. Оно было записано золотыми чернилами на 12-ти тысячах воловьих шкур на неизвестном нам «авестийском наречии», а затем, по приказу Александра Македонского, переведено на греческий язык.

В текстах «Авесты» есть несколько упоминаний о существовании у многих народов Европы и Азии флагов и знамён. Так, в первой главе Бактрия характеризуется как «прекрасная земля с высоко поднятыми флагами». Далее много раз упоминаются некие «развевающиеся на ветру бычьи знамёна».

В 4-7 веках, во время Великого переселения народов, наши предки перешли на территорию Русской равнины, где сложилась система славянских племён, известная нам по текстам школьных учебников.

Славяне вели активную внешнюю политику и имели военную организацию в виде княжеской дружины и пешего ополчения. Для организации воинов во время боевых столкновений с соседними народами князья использовали воинские стяги.

Сегодня историкам немногое известно о древнейших славянских флагах. Предположительно, первые из них представляли собой копьё, к верхнему концу которого были привязаны конские хвосты или пучки травы. Эти возвышающиеся над войском предметы служили ориентиром для воинов племени. Они обозначали место сбора княжеских дружин и выполняли некоторые воинские задачи во время сражений или длительных походов.

В «Повести временных лет» (12 век) упоминаются «знамёна» и «стяги», которые уже представляли собой полотнище, прикреплённое к древку. Постепенно у славян появилась особая должность - стяговник. Это был человек, охранявший флаг в мирное время и нёсший его в походах и битвах.

Со временем знамёна стали служить не только ориентирами для дружины и ополчения, но и превратились в особые символы княжеской власти. Покоряя новые земли и захватывая города, князья водружали над ними свои стяги, что означало распространение княжеской власти на новые территории.

В 9-13 веках древнерусские флаги имели форму вытянутого треугольника с пришитой по краям бахромой. Существовали также прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамёна, обшитые специальными косицами, которые развевались на ветру. В битвах использовались и церковные знамёна – хоругви, на которых изображались лики Спасителя, Богородицы и славянских святых.

Окраска древнерусских флагов была очень разнообразна - от жёлтого до чёрного цвета. Но чаще всего использовались зелёные, синие, белые, красные и голубые полотнища.

Так, во время Куликовского сражения (1380) княжеские дружины вышли на поле битвы под красными знамёнами, украшенными изображением Спаса Нерукотворного. А знаменитая Чёрная Сотня Сергия Радонежского билась под чёрными стягами и белыми хоругвями с изображением Богородицы и святых.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» описываются русские знамёна 12-го века. Князья выходят в поход против половцев под «красными стягами», «белыми хоругвями» и «красными чёлками» (бунчуками). Автор «Слова» уже использует слово «стяг» как символ княжеской власти. Повествуя о поражении русских князей во второй битве с половцами, он с горечью восклицает: «К полудню пятницы пали стяги Игоревы!».

С конца 14-го столетия на всех русских флагах начали изображать лик Спасителя. Такие стяги – огромные, вышитые вручную полотнища, - считались воинской святыней и освящались в храмах. Их называли «знамениями», откуда и произошло слово «знамя». Самыми распространёнными были знамёна с изображением покровителя Руси - Спаса Нерукотворного.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


РОССИЙСКИЕ ФЛАГИ 16-17 ВЕКОВ


В 16-ом веке на русских флагах кроме изображений Спасителя и Богородицы начали вышивать образ Георгия Победоносца. В царствование Ивана Грозного уже каждый полк должен был иметь большое Царское Знамя , а каждая сотня - малый клиновидный флаг. Вышивки на них делались золотом, серебром и шёлком, а надписи - яркими иконописными красками.

Георгий Победоносец – христианский святой, великомученик, особо почитаемый в православии святой. Согласно житию, родился в Палестине в семье христиан (3 век). Служил в войсках императора Диоклетиана, считался его любимцем.

Получив богатое наследство после смерти родителей, отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения.

В начале 4 века в Риме начались гонения на христиан. Георгий, раздав своё имущество бедным, перед императором объявил себя христианином. По приказу Диоклетиана, его арестовали и на протяжении восьми дней подвергали жестоким пыткам, требуя отречения от веры. После тяжких мучений в 303 году Георгий был обезглавлен. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть жена Диоклетиана - царица Александра, которая заступилась за святого.

После казни Георгий совершил несколько посмертных чудес, самым известным из которых стало убийство копьём дракона, опустошавшего земли христиан. Когда выпал жребий отдать на растерзание змею царскую дочь, явился Георгий и пронзил дракона копьём. Явление святого вызвало массовое обращение населения края в христианство.

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» Георгия Победоносца 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

В русских землях Георгий воспринимался как покровитель воинов, земледельцев и скотоводов. Дни 23 апреля и 26 ноября у нас считаются весенним и осенним Юрьевыми днями.

Со времён Дмитрия Донского (14 век) Георгий Победоносец известен как покровитель Москвы, поскольку российская столица была основана одноимённым святому князем - Юрием Долгоруким. В 1730 году московский герб с изображением Георгия был закреплён официально.

В настоящее время образ святого также присутствует на российском гербе. Он описывает, как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, который изображён без нимба.

Вместе с Георгием Победоносцем на российских знамёнах 16-17 веков часто изображался св. Архангел Михаил . Его образом был украшен знаменитый Великий Стяг Ивана Грозного, а также малиновое знамя Дмитрия Пожарского. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, со знамени Пожарского была сделана точная копия, переданная нижегородскому ополчению, которое под этим стягом приняло участие в изгнании французских захватчиков с русской земли.

Но до 1700 года в России не было Государственного флага, единого для всей территории страны. Его появлением мы обязаны императору Петру Первому.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ


Первый государственный флаг России


Первые флаги Петра Великого не отличались от своих предшественников: знамёна имели традиционную форму с центральной частью и откосом. Они изготавливались из красной тафты с белой каймой. В центре изображался золотой орёл, парящий над морскими парусниками. На груди орла, в белом круге, находился лик Спасителя, а рядом размещались образы Святого Духа и святых Петра и Павла.

Но уже летом 1694 года над купленным Россией 44-пушечным фрегатом, стоявшим на амстердамском рейде, русскими моряками был поднят бело-сине-красный российский флаг. А в 1700 году Пётр утвердил образец войскового знамени. К 1704 году в России знамён старого образца практически не осталось. Единый государственный флаг России теперь представлял собой полотнище бело-сине-красного цвета.

К этому времени в России начала складываться и символика цветов государственного флага: белый цвет олицетворял собой благородство, чистоту и долг перед страной; синий - считался цветом любви и означал верность и целомудрие; красный - цвет силы, символ мужества и великодушия.

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов российского флага с историческими областями Российской империи: белый цвет - Белая Русь, синий - Украина, красный - Великороссия. Кроме того, существовали и другие трактовки: белый цвет - величие свободы, синий - цвет Богородицы, красный - символ Российской державности.

Можно упомянуть также слова императора Николая Второго, сказанные им по поводу русского знамени: «Если, для определения народных цветов России, обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для Отечества нашего определяются те же национальные цвета: белый, синий, красный. Великоросский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубахе, малорус и белорус - в белой; бабы русские рядятся в сарафаны тоже красные или синие. Вообще, в понятиях русского человека – что красно, то и хорошо...».

И далее: «Если к этому присоединить ещё белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более чем полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического символа России, для русского народного или Государственного флага, наиболее свойственными оказываются цвета, установленные Великим Петром».

А если заглянуть ещё и в оккультные труды, то можно окончательно уточнить эту символику. Древние книги трактуют белый цвет как быстротекущее время, синий - истину, а красный - это цвет воскрешения мёртвых. В единстве этих символов бело-сине-красное полотнище читается как знак власти Духа над земной жизнью. Российский флаг - это знак мессианского государства, которое призвано защищать идеи Света, Мудрости и Добра.

Триколор Петра Первого всегда существовал в России в первоначальном варианте. Лишь в 18 веке наследники первого российского императора попытались изменить форму национального флага. Они хотели закрепить на триколоре цвета российского герба: чёрного двуглавого орла с красным гербом Москвы на золотом фоне. Но уже Александр Третий восстановил прежнюю цветовую гамму.

Пётру Первому принадлежит и честь создания военно-морского флага России. Работа над ним выдержала восемь вариантов. Последняя (восьмая) и окончательная версия была описана Петром так: «Флаг белый, поперёк его имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил этот святой». В таком виде Андреевский флаг просуществовал на российском флоте до ноября 1917 года, когда был заменён красным советским полотнищем. С 26 июля 1992 года Андреевский флаг был восстановлен на российском флоте.

В разные периоды Андреевский флаг носил различные названия:

  • с 1720 по 1797 годы - Первый Адмиральский флаг;
  • с 1799 по 1865 годы - Флаг Старшего Адмирала;
  • с 1865 по 1917 годы - Кормовой флаг военных судов;
  • с 1992 года по настоящее время - Военно-морской флаг России.

Андреевский военно-морской флаг России получил своё название по имени величайшего российского святого Андрея Первозванного. Апостол Андрей был одним из учеников Иисуса Христа и братом апостола Петра. Он стал первым учеником Спасителя, за что и был назван Первозванным .

Ещё в юности Андрей принял решение посвятить себя служению Богу. Он стал ближайшим последователем Иоанна Крестителя, который и указал будущему апостолу на идущего к ним Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий». Оставив Крестителя, Андрей последовал за Христом и привёл к нему своего брата.

До последнего дня земного пути Христа Андрей следовал за ним, а после крестной смерти Спасителя стал свидетелем его воскресения и вознесения. Через пятьдесят дней после этого в Иерусалиме апостолы, освящённые небесным огнём, получили дар пророчествовать, исцелять людей и нести свет христианства народам мира.

Двенадцать учеников Иисуса Христа разделили между собой страны, в которых каждый должен был проповедовать новую религию. Святому Андрею по жребию выпали территории Южной и Восточной Европы, а также земли Скифии. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря.

Преследуемый повсюду языческими властями, он дошёл до греческого города Византия. Здесь, в будущей столице восточного христианства, Апостол первым основал Православную Церковь и подготовил священников, «чтобы они учили народ».

Прибыв после этого в Корсунь, Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра – великой славянской реки, по которой Апостол и поднялся в земли восточных славян. На Киевских холмах он, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет стоять здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю славянскую землю». Тогда же по требованию Андрея над Днепром был поставлен крест, на месте которого позже возник Киев – столица Древнерусского государства.

В Греции Андрей был схвачен воинами проконсула Вирина, подвергнут пыткам и в 70 году распят на косом кресте. Позже на этом месте был воздвигнут православный собор Андрея Первозванного. В наши дни Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

На Руси культ Андрея Первозванного получил распространение в 1080-е годы, в эпоху правления сыновей Ярослава Мудрого. В 1068 году в Киеве была построена первая православная церковь в честь Апостола, принёсшего в славянские земли православную веру. А через шесть столетий, в 1698 году, царь Петр Первый учредил на российском флоте Андреевский флаг и установил высшую военную награду России - Орден Святого Андрея Первозванного . В 1998 году и флаг, и орден были возрождены в нашей стране.

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ


Флаги России 18 – 19 в.в.


После смерти царя-преобразователя в цветовой гамме российских символов, как уже упоминалось, усилилась роль золотого и чёрного оттенков. Пётр Третий ввёл по краям армейских шляп чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками, а к коронованию Елизаветы Петровны (1762) было создано новое Государственное знамя: жёлтое полотнище с изображением на обеих сторонах чёрного двуглавого орла, окружённого 31 гербом входящих в состав империи земель.

Продолжила экспериментировать с российскими государственными регалиями и Екатерина Вторая. Она утвердила несколько изменённый вариант ордена Святого Георгия. По её распоряжению, орден был украшен чёрно-оранжевой лентой, которая символизировала «порох и огонь».

В 1819 году в Москве появился первый батальонный чёрно-бело-жёлтый флажок, но петровский триколор ещё оставался главным символом России. Его расцветка стала образцом для создания государственных флагов балканских славян – сербов, хорватов, словаков, чехов. Только болгары синюю полосу на своём флаге заменили на зелёный цвет.

К коронации Александра Второго (1856) придворный геральдист Б.В. Кёне создал новый вариант парадного знамени. Оно было выполнено из глазета чёрного, жёлтого и белого оттенков. В центре красками был написан чёрный российский орёл с белым Георгием Победоносцем на груди. Такие флаги и знамёна просуществовали на Руси недолго - с 1858 по 1883 год, когда Александр Третий окончательно сделал российским национальным знаменем петровский бело-красно-синий триколор.

Накануне коронации, 28 апреля 1883 года, Александр Третий издал Высочайшее Повеление «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», согласно которому, в России по праздничным датам запрещалось использование иностранных флагов и вводился единый образец Государственного знамени России - бело-сине-красное полотнище.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


Государственный флаг СССР

В феврале 1917 года, когда император Николай Второй отрёкся от престола, Россия была провозглашена буржуазной республикой. Однако Юридическое Совещание Временного правительства постановило в качестве национального флага оставить бело-сине-красное полотнище. Петровский триколор считался символом России вплоть до Октябрьской социалистической революции (октябрь 1917), после которой власть в стране перешла к большевикам.

В связи с тем, что бело-сине-красный флаг в годы Гражданской войны активно использовали сторонники реставрации монархии, Совет Народных Комиссаров постановил: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью – «Российская Советская Социалистическая республика». Летом 1918 года новый образец флага был утверждён советским правительством и повсеместно введён в качестве нового символа государственной власти.

30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской, Белорусской и Закавказской социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик . После этого был принят новый образец Государственного флага: «Красное или алое прямоугольное полотнище с изображением в верхнем левом углу Серпа и Молота, а над ними - красной пятиконечной Звезды».

Но на практике самым распространённым вариантом национального флага СССР до 1955 года оставалось красное прямоугольно полотнище без всяких надписей. Под ним Красная Армия сражалась на фронтах Гражданской войны (1918-1920), под ним советские солдаты встретили и победоносно завершили Великую Отечественную войну (1941-1945).

Перешедшие на сторону фашистских захватчиков белогвардейские части и в годы второй мировой войны продолжали использовать в частях РОА бело-сине-красный триколор и Андреевский военно-морской флаг, поэтому в Советском Союзе эти символы вплоть до 1991 года не признавались.

В годы Перестройки (1985-1990) впервые после семидесятилетнего перерыва Петровский государственный флаг начал появляться на демонстрациях демократического движения. Впервые он был поднят 7 октября 1988 года над ленинградским стадионом «Локомотив», где проходил митинг Демократического Союза России. Ещё раньше, с 1987 года, его использовали многочисленные национально-патриотические движения России, например, общество «Память».

В 1989 году историко-патриотическое движение «Русское Знамя» выступило с инициативой официального признания бело-сине-красного триколора в качестве официального государственного флага демократической России. Была развёрнута широкая кампания по сбору подписей в поддержку этого требования.

Одновременно с этим в стране начали использоваться и другие варианты парадных знамен Российской империи: чёрно-бело-золотой триколор (сторонники монархической власти), сине-красно-зелёный флаг (партия «Россы») и т.д. Споры о новом государственном символе России продолжались.

В матче за звание чемпиона мира по шахматам (1990) Гарри Каспаров, официальный представитель СССР, выступал под бело-сине-красным флагом – символом новой демократической России. Его противник Анатолий Карпов играл под красным флагом СССР. Одновременно с этим в уличных шествиях продолжали использоваться красные флаги РСФСР. Например, 23 февраля 1992 года на митинге в честь Дня Советской Армии и Военно-Морского Флага, собравшем в центре Москвы около 10 тысяч человек, его участники несли красные знамёна СССР и РСФСР.

Однако уже в марте 1990 года в стране начала работать Конституционная Комиссия, которая внесла проект нового государственного флага России: «Трёхцветное прямоугольное полотнище с равными по величине горизонтальными полосами: верхняя - белого, средняя - голубого, нижняя - алого цвета».

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ


Государственный флаг Российской Федерации


В ходе острой политической борьбы созданный при Совете Министров СССР Комитет по проектированию новых государственных символов внёс в Верховный Совет республики рекомендации по восстановлению бело-сине-красного знамени. Окончательное решение было отложено до завершения выборов первого президента страны, которые должны были пройти в 1991 году.

Летом 1991 года Петровский триколор широко использовался демократическими силами, противостоящими ГКЧП во время августовского путча. После ликвидации путча, 22 августа 1991 года, постановлением Верховного Совета РСФСР исторический флаг России был официально признан новым государственным символом страны: «Верховный Совет РСФСР постановил: до утверждения специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ».

А уже 1 ноября 1991 года Пятым съездом народных депутатов РСФСР бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом страны. За его утверждение проголосовали 750 народных депутатов из 865 принимавших участие в голосовании. Вскоре после этого название российской республики «РСФСР» также законодательно было изменено на «Российскую Федерацию (Россию)».

Во время разработки новой Конституции РФ в Конституционную комиссию поступило предложение изменить цвета двух последних полос флага на синий и красный. Это аргументировалось тем, что лазоревый и алый цвет в государственной символике России прежде никогда не использовался.

Накануне принятия новой Конституции Российской Федерации, которое состоялось 12 декабря 1993 года, президент Б.Н. Ельцын подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Одновременно в стране сохранялось Знамя Победы, под которым Советская Армия в 1945 завершила разгром фашисткой Германии. Согласно Федеральному Закону РФ от 7 мая 2007 года, Знамя Победы 9-го мая может вывешиваться на зданиях, подниматься на мачтах и флагштоках наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Ежегодно 22-го августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Самый большой флаг России был поднят в августе 2011 года в Чеченской Республике – на горе высотой 300 метров. Он имел площадь полотнища 150 квадратных метров. Высота его флагштока составляла 70 метров.

7-го июля 2013 года во Владивостоке почти 30 тысяч горожан выстроились на мосту через бухту Золотой Рог с красными, белыми и синими флажками в руках. Они воссоздали над бухтой 707-метровый флаг России. Этот самый большой «живой» флаг России попал в «Книгу Гиннеса».

Для чего нужны?

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

Какими были древние флаги?

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте. Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста. Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани. Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы. Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. К тому же и выглядел он красиво.

На этом каменном рельефе, созданном приблизительно в 3200 г. до н. э., изображены египетский фараон Нармер и пять обезглавленных врагов. Четыре воина несут перед фараоном воинские символы египетских провинций.


Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой - либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии. У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам, так назывались символы римского войска - легиона, привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки и уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи.



Тысячи лет назад воины несли с собой в битву длинные шесты, на острие которых были укреплены фигурки животных, например орла или льва, либо их черепа.

Что такое вексиллюм?

Позднее у римлян появился вексиллюм.

Это был длинный шест, наверху которого развевалось пурпурное четырехугольное полотнище. Пурпур считался цветом римских императоров, а затем - и цветом командиров римских легионов. Вексиллюм (от этого слова наука о знаменах и флагах получила название вексиллология) был, таким образом, первым флагом западного мира, хотя еще не был похож на современные знамена. Полотнище не крепилось к древку, как сейчас, а свисало вертикально с маленькой поперечной планки, прибитой к шесту. Первое похожее на привычное нам знамя появилось около 100 г. до н. э. в Китае. Обычай украшать военные символы длинными вымпелами пришел в Восточную Азию, скорее всего, из Индии и Египта. В Срединном царстве, как называли тогда Китайскую империю, знамена обрели вскоре иную форму: перед китайскими владыками несли прикрепленное к шесту четырехугольное полотнище из белого шелка. Китайский шелк имел преимущество перед грубым полотнищем вексиллюма: эта неизвестная тогда в Европе ткань была легка, но прочна, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развевалось даже на легком ветерке, тогда изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметнее. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку. Судя по старинным китайским рисункам тушью, такие знамена были принадлежностью не только военных отрядов Китая: их вывешивали и в храмах, носили во время религиозных процессий.

Когда флаги появились в Европе?

Обычай выступать в поход под флагами - полотнищами, прикрепленными к древкам, быстро распространился по всему тогдашнему миру. Первыми переняли его арабы: основатель ислама пророк Мухаммад (ок. 570–632) выступал в походы сначала под черным знаменем (по преданию, вход в шатер его любимой жены завешивался черным покрывалом). Позднее черный цвет был заменен зеленым, который с тех пор стал символическим цветом пророка.



Знаменосец Ганс Саксонский (гравюра на дереве Виргиля Золиса из Нюрнберга, 1550).


В XI–XIII вв., во время крестовых походов в Святую землю, рыцари познакомились с этим арабским обычаем. В те времена понятия «национальность» еще не существовало. В первых крестовых походах расцветки флагов и крестов означали принадлежность не стране, а своему сеньору. Лишь в 1188 г., собираясь в третий крестовый поход, враждовавшие прежде между собой французский король Филипп II, английский король Генрих II и граф Филипп Фландрский договорились об отличительных знаках для своих войск. Когда рыцари возвратились в свои крепости и замки, повсюду в Европе появились флаги: они развевались на рыцарских копьях, реяли на мачтах кораблей, над домами и городами. Даже самый захудалый феодал обзаводился собственным флагом с фамильным гербом. Еще в 1914 г., в начале первой мировой войны, враждующие государства выступили в поход под своими знаменами, и лишь когда наступление захлебнулось и войска перешли к позиционной обороне, знамена свернули и отправили обратно в родные гарнизоны. С тех пор они уже не играли прежней роли в сражениях.




Знамя тайных крестьянских союзов юго-запада Германии, поднявшихся в 1493 г. на борьбу с феодалами, отличалось от богато украшенных знамен аристократов: на нем был изображен кожаный башмак. В 1525 г. восстание было жестоко подавлено.


Чем отличаются флаг и знамя?

Специалисты различают эти понятия.

Знамя - это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Крепится оно непосредственно к древку. Каждое знамя уникально: его создают лишь в единственном экземпляре.

Флаги же, напротив, - массовое изделие. Их производят в большом количестве, чтобы в случае надобности заменить точно такими же. Полотнище флага обычно бывает четырехугольным, реже треугольным, чаще всего многоцветным. На нем также может быть изображен государственный герб или символ какой - либо организации. Флаги крепятся и к древку, и к шнуру - в этом случае их можно поднимать на флагштоках. Есть еще такие разновидности флагов, как штандарты, вымпелы и стяги. Штандартами в средние века назывались похожие на знамена прикрепленные к древкам военные символы, часто украшенные геральдическими изображениями животных. Вплоть до XX в. штандарты сохранялись в кавалерийских соединениях. Например, в армии царской России так называлось полковое знамя в кавалерии. Кроме того, штандарты - «должностные» флаги глав государств.

Вымпелы - это небольшие прямоугольные или треугольные флажки, которыми в былые времена украшали рыцарские копья. Сегодня они используются главным образом на флоте, чтобы подавать сигналы и команды.

Стяг - это старинное русское название военного знамени. Древние стяги были порой столь велики, что их возили на обозах вслед за войсками (в древнерусском войске стягами назывались и отдельные боевые отряды). Были в русских военных частях и знамена-хоругви: вертикально свисающие полотнища, на которых, как и на стягах, изображался лик Христа или святых (церковные хоругви носят во время крестных ходов и вывешивают по праздникам в православных церквах).



Во второй Силезской войне прусский король Фридрих II 4 июня 1745 г. одержал победу над австрийцами и саксонцами в битве при Хоэнфридберге. На созданной в те времена картине изображено, как драгуны проносят перед королем захваченные в сражении вражеские знамена.

Какие бывают флаги?

Флаги используют в первую очередь высшие официальные органы государства, но также и отдельные фирмы, организации, военные и торговые суда. В особо оговоренные праздничные дни флаги вывешивают на зданиях государственных учреждений. Обычно это государственные флаги, на которых изображены государственный герб или иная эмблема власти.

Различают государственные, национальные, торговые и военные флаги. На кораблях поднимают также флаги пароходных компаний, торговых фирм, сигнальные и опознавательные флаги. Государственный флаг - символ государственного суверенитета. В некоторых странах помимо общегосударственных существуют и другие флаги. Чаще всего это объясняется историей страны, сложившейся из нескольких государственных образований, ставших самостоятельными частями единого государства. Так, собственный флаг есть у каждого из 50 штатов США, каждого кантона (округа) Швейцарии, были свои флаги и у всех республик, входивших в состав СССР. Торговый флаг обычно соответствует государственному, но иногда и отличается от него. Каждое торговое судно, занесенное в Международный корабельный регистр, ходит по морям и океанам под этим флагом. Его поднимают на корме или на рее, прикрепленной к верхушке мачты, когда судно, например, заходит в иностранный порт. Одновременно на передней мачте в знак вежливости поднимают флаг принимающей страны. Военные флаги поднимают в гарнизонах и на военных кораблях. В своей основе это те же государственные флаги, только несколько видоизмененные. Корабельные флаги присваивают пароходным компаниям. Они указывают, кому принадлежит судно.

Сигнальные флаги используют на рейде и во время плавания для «общения» с другими кораблями.




Находясь в гавани или в иностранных водах, судно поднимает на носу флаг родного порта, на передней мачте слева, если необходимо, - сигнальный флаг, справа - флаг принимающей страны, на задней мачте - флаг пароходной компании и на корме - свой государственный флаг.


Кроме того, свои флаги есть у многих крупных международных сообществ и союзов, например у Организации Объединенных Наций, Совета Европы, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Есть свои флаги у католиков (католическая церковь позаимствовала желто - белый флаг Ватикана) и у протестантов (белый флаг с фиолетовым крестом). Эти флаги вывешивают в храмах по большим церковным праздникам.

Некоторые сигнальные флаги

B = опасный груз

F = судно неуправляемо

H = лоцман на борту

G = нужен лоцман

J = на борту пожар

O = человек за бортам человек

P = корабль дал течь

U = вам грозит опасность

V = нужна помощь

W = нужна медицинская помощь

T = держите дистанцию, поставлены сети

Q = на борту все здоровы

Когда и как вывешивают флаги?

Во всех странах существуют обычаи и законы, определяющие, по каким дням и в каких случаях следует вывешивать флаги. Это дни национальных празднеств, историко - религиозные памятные и торжественные даты, а также траурные дни. Висят флаги обычно с восхода до заката солнца. По траурным случаям вывешивают приспущенные флаги: сначала флаг поднимают на самый верх флагштока, а затем опускают примерно до его середины. Этот обычай восходит к XVII в. В те времена место над приспущенным флагом (например, по случаю смерти короля) символически отводилось для незримого знамени смерти.

Впервые бело-сине-красный флаг на Руси появился во второй половине XVII в. при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I). И связано это было со строительством первого русского корабля «Орел», для которого царь (по одной из версий под влиянием корабелов-голландцев), приказал изготовить кормовой флаг бело-сине-красных цветов.

Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл».

Однако «Орел» был сожжен восставшими под руководством Степана Разина в 1669 г.

Новую жизнь трехцветный флаг получил при Петре I. В 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" он использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом.


Сохранившийся до наших дней "флаг царя Московского".

Уже в 1697 году Петр I учредил новый флаг военных кораблей, в основу которого лёг штандарт яхты "Святой Пётр". В 1699 году появились первые варианты андреевского флага для военных судов - трёхполосный флаг с пересекающим его косым крестом.


Петр I и рисунки флагов, сделанные им в 1699 году.

С 1700 года во флоте стали использовать флаги красного, синего и белого цветов с Андреевским крестом в верхнем углу у древка, а в 1712 году для военных кораблей был утвержден Андреевский флаг в современном понимании - белое полотнище с косым синим крестом.


Андреевский флаг.

В 1705 году Петр I издает указ установивший расцветку флага, который должен был подниматься на российских торговых судах. С этого времени за пределами нашей Родины бело-сине-красный флаг стал восприниматься как символ Российского государства.


Русский торговый корабль н. XVIII века. Современный рисунок.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры