Анализ 4 ого действия горе от ума. Урок по литературе «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Главная / Ссоры

Разделы: Литература

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева ]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок , взгляд и нечто , «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.

Конспект урока литературы для 9 класса
по теме «Идейно-композиционное значение 4 действия
комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова
» (2 часа)

Наталья Николаевна Рудакова,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №21» г. Северодвинск

Название учебно-методического комплекса: УМК по литературе Т. Ф. Курдюмовой для 9 класса.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы;

    развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения;

    воспитывающая - формирование умения воздействовать в коллективе.

Задачи урока:

    организация урока:

    контроль домашнего задания, выполнение творческого задания на основе домашнего задания;

    определение цели урока с учётом анализа лексического значения каждого слова в теме и сформулированного тезиса: Как 4 действие углубляет образы Чацкого и Софьи?

    составление стратегического плана, формирование задач: анализ ключевых эпизодов (встреча с Репетиловым, объяснение с Софьей), характеристика Репетилова;

    изучение нового материала (работа в группах);

    закрепление (оформление ответов в тетради);

    самооценка и оценка деятельности.

Оборудование: раздаточный материал (карточки для работы в группах).

Ход урока:

    Организация деятельности.

Мотивация. Во время репетиции комедии «Горе от ума» К. С. Станиславский, один из основателей и руководителей МХАТа, помог актёрам, игравшим маленькие роли гостей на вечере у Фамусова. Он дал им опросный лист, для того чтобы каждый отчётливо представлял, кого он должен играть. Вот эти вопросы:

- Кто Вы? Ваше общественное положение?

- Что делали сегодня?

- Ваше отношение к Фамусовым? Как узнали о вечере?

- Ваши взгляды на жизнь эпохи «Горе от ума»? Ваше отношение к мыслям Фамусова и Чацкого?

-Что и кому Вы будете рассказывать о бале у Фамусова?

Ученикам нашей школы было предложено по данным вопросам придумать своего героя. Представляю вашему вниманию одну из таких работ.

Мог ли герой, придуманный учеником, быть приглашён самим Фамусовым? Внимательно прослушайте ответ и, пользуясь таблицей, составленной дома, аргументируйте свой ответ.

Фамусов и общество

1) нравственные ценности, черты характера;

2) отношение к образованию;

3) взгляды на службу;

4) отношение к подражанию иностранцам.

Сообщение: Я, Константин Иванович Правдолюбов, учитель гимназии. Я давний знакомый Фамусова. Сегодня я присутствовал на вечере у Фамусова.

Мне приходится много работать, но отказаться я не смог, так как являюсь другом семьи. Когда-то я обучал Софью и Чацкого. Я много лет знаю Павла Афанасьевича и могу себе позволить высказать мнение о хозяине и гостях, которые были на балу.

Фамусов и его знакомые ведут праздный образ жизни: один день сменяет другой («сегодня как вчера»). Праздники, крестины, именины - вот их удел. О службе они думают мало, руководствуясь принципом, «подписал и с плеч долой». Лучшая награда за безделье - повышение по службе.

В окружении Фамусова только «свои люди»: «как не порадеть родному человечку». Все, кто собрался у Павла Афанасьевича, – сущие сплетники. Я видел, как гости радостно подхватили весть о том, что Чацкий сошёл с ума.

Горько осознавать, что достойные и образованные люди слывут глупцами.

Ответы учащихся представлены в таблице.

Оказывается, что Правдолюбов не мог быть на балу. Чацкий одинок:

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Недоволен я Москвой .

Целеполагание. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой подчёркивает, как сценически откровенно стало одиночество Чацкого: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Это итог, путь «Вон из Москвы!» определён уже здесь и сейчас.

Посмотрите на тему урока, какую цель поставим? (В чем заключается идейно-композиционное значение 4 действия? Почему автор не закончил произведение на сцене из 3 действия?)

Как понимаете фразу « идейно-композиционное значение»? (Как построение комедии, расположение действующих лиц влияют на замысел, идею?)

Тезисы-помощники: 4 действие – финал отношений между Чацким и Софьей, Чацким и обществом. (Как 4 действие способствует углублению образов Чацкого и Софьи?)

Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, появляется новый герой. Это Репетилов. (Зачем введён в комедию Репетилов?)

Стратегическое планирование . Какие сцены для ответов на поставленные вопросы необходимо рассмотреть?

А) Встреча с Репетиловым. Б) Разоблачение Софьи. В) Образы в критике.

2. Изучение нового материала. Работа в группах .

1 группа

Характеристика Репетилова с опорой на предложенный тезис и подобранный из текста материал.

А. С. Пушкин, услышав в чтении «Горе от ума», писал А. А. Бестужеву: « Кстати, что такое Репетилов? В нём два, три, десять характеров. Зачем делать его гадким? Довольно, что он ветренен и глуп с таким простодушием; довольно, чтоб он признавался поминутно в своей глупости, а не мерзостях».

Итак, гадкий и мерзостный, ветреный и глупый, простодушный и смиренно кающийся в грехах. Разверните эту пушкинскую характеристику, обращаясь к тексту (д. 4, явл. 4). План ответа:1) «говорящая» фамилия; 2) речь (предложения по эмоциональной окраске и цели высказывания); 3) самохарактеристики персонажа; приятен ли вам был бы такой собеседник?

2 группа

Сопоставление и противопоставление Чацкого и Репетилова .

В каких словах выражена жизненная позиция Репетилова?

Найдите в тексте фразы, в которых Репетилов сам себе противоречит? Как это характеризует героя?

Существует мнение, что в образе Репетилова как бы заключена насмешка над некоторыми убеждениями Чацкого. Чацкий утверждал: «… в ком найдётся пять-шесть мыслей здравых». Репетилов о людях «секретнейшего» союза говорил: «…сок умной молодёжи». Приведите другие примеры.

Согласны ли вы с этим мнением? Зачем Грибоедов противопоставляет героев? Как углубляет такое противопоставление образ Чацкого?

Репетилов глуп. Приём снижения необходим, чтобы показать одиночество Чацкого. Рядом не оказалось тех, кто чётко знает цель и идёт к ней. Между героями не может быть понимания: Чацкий живёт высокими идеалами, а Репетилов отдаёт дань моде. Противопоставление образов помогает понять величие и трагедию главного героя.

3 группа

Сравнение двух редакций эпизода «Разоблачение Софьи».

Сравнение двух редакций.

Сопоставьте раннюю редакцию с окончательным текстом. Чем они различаются? Считаете ли вы, что «новый конец» сильнее, важнее для замысла всей комедии? Приводим раннюю редакцию.

Софья

Какая низость! Подстеречь!

Подкрасться, и потом, конечно, обесславить.

Что? Этим думали к себе меня привлечь?

И страхом, ужасом вас полюбить заставить?

Отчётом я себе обязана самой,

Однако вам поступок мой

Чем кажется так зол и так коварен?

Не лицемерила, и права я кругом.

Ах! Боже мой! стук! шум! сюда бежит весь дом.

Вот батюшка.

4 группа

Использование тезисов и нахождение доказательств. Характеристика Софьи.

Как объяснить отношение Софьи к Чацкому? В заключительной сцене комедии Чацкий, обращаясь к Софье, говорит:

Зачем мне прямо не сказали,

Что всё прошедшее вы обратили в смех?

В самом деле, что помешало Софье сказать Чацкому «нет»? Что двигало ею: коварство, малодушие, расчёт? Но тогда чем объяснить её неподдельный интерес к Чацкому? Может, ослеплённый любовью, Чацкий не заметил в репликах и поведении Софьи её настоящего отношения к нему? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя варианты ответов в форме тезисов, доказательства приведите свои:

А) Софья – обманщица, кокетка, которая испытывает радость, потому что кто-то по ней терзается;

Б) Софья понимает, что Молчалин ей «не пара». Скалозуб пугает её своей беспросветной тупостью, поэтому Софья не отказывает Чацкому, видя в нём возможного претендента на её руку;

В) Софья стыдится своей любви к Молчалину, потому что в глубине души понимает ничтожество этого человека;

Г) Живя в мире лжи, Софья до некоторой степени утрачивает способность к прямодушию, зло смеётся над Чацким. Но, осуждая в Чацком насмешливую резкость ума, она находится под обаянием его сверкающего остроумия.

С каким тезисом вы согласны?

5 группа

Выбор эмоционально-оценочной лексики для характеристики Софьи .

Голлер в статье «Драма одной комедии» пишет: «Софья Грибоедова - главная загадка комедии». С чем связана такая трактовка образа? Используйте вопросы:

А) Что общего в отношении Чацкого и Софьи в любви?

Б) Выберите эмоционально - оценочные эпитеты, характеризующие Софью:

- характер (сильный, горячий, изворотливый, самовлюблённый);

- взгляд на жизнь (циничный, вольнолюбивый, свойственный среде);

- отношение к людям (лицемерное, расчётливое, непосредственное, опасливое);

- эмоциональные качества (нечуткая, мечтательная).

6 группа

Образ Чацкого в оценке критиков. Собственное суждение .

Познакомьтесь с различными оценками образа Чацкого.

Пушкин: «Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, а не метать бисера перед Репетиловыми…»

Гончаров: «Чацкий положительно умён. Речь его кипит остроумием…»

Катенин: «Чацкий – главное лицо… он говорит много, бранит и всё проповедует некстати».

Почему столь по-разному писатели и критики оценивают образ? Совпадает ли ваш взгляд с приведёнными примерами?

Кто для вас Чацкий – победитель или побеждённый?

3. Закрепление . Запись ответов в тетрадь в ходе обсуждения.

4. Повторение . Зачем необходимо 4 действие? (Развязка любовного и общественного конфликтов; углубление понимания образов Чацкого и Софьи).

5. Самооценка деятельности. Оценка деятельности.

Как достигли поставленных задач? Какие этапы урока самые интересные?


  1. Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (2)

    Пояснительная записка

    ... для учителя: 1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе : Практическая методика: Книга для ... и ее философско-композиционное значение . Споры о... действие комедии . Выучить наизусть монолог (по выбору) 22 4 действие комедии . Смысл названия комедии "Горе от ума ...

  2. Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Программы для общеобразовательных учреждений Литература 5-11 классы

    Пояснительная записка

    ...) по комедии « Горе от ума 1 УОСЗ Проверка знания текста и понимании смысла комедии . ИРК Т 36 А.Грибоедов. «Горе от ума ».Сочинение. 1 Урок ... души»Чичиков. Идейно - композиционное значение образа Чичикова. 1 УОНМ ММП Рассказ о Чичикове по плану. Что...

  3. Рабочая программа по предмету «Литература»

    Рабочая программа

    Героям 10 Комедия «Горе от ума ». Драма Чацкого Текст комедии , эпиграф, декорирование части класса для инсценировки Уметь

В пьесе поднимается два пласта вопросов. На социальном уровне это вопрос «кто виноват?», а на философском – «что делать?». До последнего действия такие глобальные вопросы не волновали героев, что или кто взбудоражил их умы и души? Конечно, это появление Луки в их жизни. Сначала к нему относились все по-разному, но именно этот странник меняет мировоззрения героев.

Все реплики героев несут определенный смысл. По случайным, мимолетным фразам можно предугадать поведение, за словами, афоризмами обнаруживается ярко очерченный характер.

Лука верит в каждого человека в отдельности, не надеется на Бога и вмешивается в судьбы, очень часто терпит неудачу, а страдают от этого только те, кому он пытался помочь. Странник вселяет надежды в души, озаряет низкое существование неосуществимыми мечтами. Но помочь человеку может только высшая жизненная сила, а возьмет эту помощь только тот, у кого она уже есть.

Цветаева писала:

«Дать можно только богатому,

Помочь можно только сильному».

А Лука обещал Анне счастье в загробном мире, Актеру – излечение от алкоголизма, Ваське Пеплу – радостную жизнь вместе с Наташей в Сибири. Да, Лука поддерживал людей из жалости, он понимал, что они не выдержат суровой правды. Но к чему приводит его жалость? Это мы и видим в четвертом действии, развязке всей пьесы.

Попробуем разобраться с социальной проблемой пьесы. Кто же виноват? Я считаю, что нельзя сказать, что виноваты исключительно люди, в некоторой степени виновато и общество. Ведь можно сказать, что Актер – это некий продолжатель Мармеладовых. Он жалуется на жизнь, молится, но не имеет никаких сил на борьбу, он даже потерял свое имя. Он не находит сочувствия. Конечно, во многом виноват конкретно он. Но разве в судьбе Мармеладовых не было виновато общество? Заметим, что всего два героя покидают ночлежку самостоятельно. Лука и Актер. Второй находит мужество и силы в себе покончить жизнь самоубийством. Хотя Сатин считает, что это малодушие, но его взгляды могут не совпадать с мнением остальных.

Что же касается высшего общечеловеческого уровня, то Горький в который раз пытается ответить на вопрос, что делать и как относиться к человеку. Мы понимаем, что Бубнов не верит ни во что, даже в деньги. Страсти «выжрали» у него все, он не уважает смерть. Ему присущ цинизм, отсутствие всяких убеждений. Барона тоже терзают сомнения и неразрешенные вопросы. «Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем? ... и все… как во сне… зачем? ... а?» Задумался бы босяк до прихода Луки о таких моральных сторонах жизни?

Меняется атмосфера общения в ночлежке. Если раньше каждый из героев существовал сам по себе, не обращая внимания на окружающих, то теперь обитатели ночлежки слушают друг друга, пытаются думать сообща. Барон сначала накричал на Настю, а потом ищет ее. «Пойду, посмотрю… где она? Все-таки… она…» В героях просыпается сочувствие, жалость, своеобразная нежность друг к другу. Но в некоторых остается цинизм (Бубнов) и чувство превосходства (Настя). Бывшая проститутка, ничем не отличающаяся от остальных, кричит: «Смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!» А в какую яму, если все они и так на дне…

Конечно, главенствующую роль в четвертом действии занимает Сатин, и кульминационным моментом является его монолог о Человеке. Вроде бы он меняет свои взгляды и поддерживает старика: «Старик – не шарлатан! Молчать!» Но по его фразам понятно, что он тоже считает себя выше всех остальных. «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – Бог свободного человека!» Он не купился на ложь Луки, считает себя сильной личностью. «Вы – все скоты!» А он, значит, нет? Он кто? Он хочет возвысить себя над остальными за счет пафосных фраз: «Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Сатин вроде бы верит в человечество и в каждого в отдельности, а сам не замечает, как маются рядом с ним люди. Правда, у него отсутствует злая воля, но это не значит присутствие доброй! Как мне кажется, он не меняет своих взглядов. Он лжет всем обитателям ночлежки, ведь все его слова несбыточны в этом мире.

В конце пьесы мы так и не получаем ответы на вечные вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Горький, человекопоклонник, вкладывает свои мысли в слова Сатина: «Все для человека!» Но возможно ли это в нашем мире? Самоубийство Актера, гибель Пепла, исчезновение Наташи, безнадежность Насти были ответом на рассказы о той «обетованной земле», которая им «уготована».

Урок по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока

    Образовательные.

Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова.

    Развивающие.

Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

    Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.

Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова

    Звучит вальс Грибоедова.

    Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

    Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

    Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

    Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

    В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

    Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

    Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

    Как это их характеризует?

    Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

    Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

    Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

    Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)

Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

    Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

    Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 (Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

    Прослушивание монолога Чацкого.

Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

Вывод дети записывают самостоятельно.

    Звучит вальс Грибоедова.

    Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры