Анализ разговора аркадия с василием ивановичем. Личность базарова в одном из эпизодов

Главная / Ссоры

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя демократа-разночинца, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев показывает и то, что, как любой думающий человек, герой не может оставаться на одних и тех же позициях при различных обстоятельствах своей жизни. Базаров не слепой фанатик идеи, не догматик он тоже способен сомневаться, переживать, разочаровываться. Поражение в любви стало для героя первым ударом. Он, отрицавший все романтические чувства, как мальчишка, признался в любви Анне Сергеевне, но она отказалась от его любви, испугавшись за свое душевное спокойствие и комфорт. Самолюбие Базарова уязвлено настолько, что это стало началом его душевного кризиса, периода тяжких сомнений и неуверенности в себе.
Сцена у стога как раз является свидетельством этого душевного кризиса. Базаров и Аркадий отдыхают в усадьбе у родителей Базарова. Осипа на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, напоминает Базарову детство и невольно заставляет его сожалеть о прежних безмятежных временах. «Я не понимал тогда, что я не скучал от того, что был ребенком». Ему скучно в доме родителей, ему чужды их мелкие хозяйственные заботы. Что беспокоит самого Базарова? «…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела, до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет…» Ощущение собственной незначительности и ненужности на этом свете заставляет героя сомневаться в своем предназначении. Каков смысл его жизни и работы, что останется после него? Если крестьянин «Филипп будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет», легче ли от этого герою? Лезть из кожи ради мужика, который «даже спасибо не скажет», в этом ли смысл революционно-демократического движения? Базаров не уверен в своих силах, и единственное, чем он может гордиться, так это тем, что «сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает». Отрицая «глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», Базаров ничего не может ей противопоставить. На вопрос Аркадия, на какой же стороне правда, Базаров говорит, что может ответить, «как эхо: где?». Он отрицает человеческую мораль, сводя все к силе примитивных ощущений: «Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? тоже в силу ощущения». Он отказывает человечеству в более глубоком познании мира: «Глубже этого люди все равно не проникнут». А тот вздор, что он несет о Пушкине и якобы о его стихах, показывает насколько одностороннее его естественнонаучное образование. Сцена заканчивается размолвкой с Аркадием, когда сердца обоих молодых людей охватывает «какое-то почти враждебное чувство». Аркадий впервые протестует против «деспотизма»! Базарова, смеющегося над его «красивой» фразой. Он возмущен тем, что Базаров назвал его дядю идиотом, и не только из родственного чувства, но и из чувства справедливости. Не появись отец Базарова, друзья, возможно, подрались бы. Бестактность, бесцеремонность Евгения задевает чувства Аркадия, что еще раз подтверждает, что изначально они чужды друг другу. «Никакая дружба долго не выдержит таких столкновений», говорит автор.

Этот эпизод глубже раскрывает и перелом в мироощущении Базарова и неизбежность и с Аркадием расхождения. Базарову больше нечего добиваться в этой жизни, и нелепая его смерть не будет случайностью это закономерный финал, который автор считает единственно достойным неординарного героя.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов. Д.И. Писарев Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,...

    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...

Цель: Формирование умения анализировать текст и аргументированно доказывать свою точку зрения, опираясь на первоисточник.

  • Понять, какие отношения сложились у Базарова с родителями;
  • Обучать составлению опорного контекста;
  • Проследить, как Тургенев раскрывает в романе общечеловеческую проблематику взаимоотношения родителей и детей;
  • Воспитывать у обучающихся любовь и уважение к родителям.

Методические приемы: составление таблицы, характеристика героев, составление опорных конспектов, работа с текстом.

Ход урока

Беседа по эпиграфу.

Слово учителя. Базаров – умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает присущею ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все «понелость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», но нет главного – «дела». Отрицая все реально существующее формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта, Базаров ничего не может взамен, кроме неистового желания разрушить. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как у него отсутствует опора?

Как вы думаете, верно ли что у героя отсутствует опора? О чем говорит эпиграф?

Ответы детей, их рассуждения говорят о том, что и герой Базаров, и они видят эту опору только в родителях.

Учитель: читает отрывок из статьи Д.И. Писарева «Базаров»: «…Когда между родственниками и детьми появился такой разлад, какой мы видим между стариками Базаровыми и их сыном, тогда и выхода-то никакого нельзя придумать. Евгений Базаров, разумеется, может отшатнуться от своих родителей, и его жизнь будет все-таки полна, потому что ее наполнит умственный труд; но их жизнь? И какой же настоящий Базаров, какой мыслящий человек решится оттолкнуть от себя стариков, которые только им и живут и дышат и которые сделали все, что могли для его образования. Эти старики буквально подсадили его на своих плечах, чтобы он мог ухватиться своими отроческими руками за нижнюю ветку дерева познания; он ухватился и полез, и залез высоко, и спуститься невозможно; а между тем, старики и тому рады, что слышат по крайней мере неясные звуки родного голоса. Скажите, бога ради, кто не решится, находясь в положении Базарова, замолчать совершенно и не отвечать ни одним звуком на короткие и ласковые речи, поднимающиеся к нему из-под дерева. И Базаров откликается.

Учитель. Составьте опорный конспект «Система образов романа «отцы и дети» и покажите на какое место вы поставите родителей.

Дети работают по группам. В центре опорного конспекта имя главного героя Базарова, а его окружение составляют: Н.П. Кирсанов, П.П.Кирсанов, Аркадий Кирсанов, Одинцова, родители. Они расставляют этих героев по значимости: кто ближе к Базарову, а кто дальше. Оказалось для всех групп общее то, что родителей они поставили рядом с Базаровым.

Учитель делает вывод, ребята записывают.

Тургенев – великий психолог. Его Базаров, будучи циничным бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. Сам того не осознавая, он живет по достаточно высоким нравственным принципам. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая во внешней суровости поэтическая любовь. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова жалости и любви о родителях «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» (эпиграф)

Учитель: Пересказ – анализ 20-21 глав романа «Отцы и дети» (Базаров и его родители). В ходе пересказа затроньте такие вопросы: «Отношение отца и матери Базаровых к сыну. И отношение к ним Базарова.»

Учитель (после пересказа глав): Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не подержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слезы. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние.

Учитель: Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. А для этого составьте «Социальный паспорт Василия Ивановича Базарова и Арины Васильевны».

(Ребята письменно составляют «Социальный паспорт», в который входят следующие данные: имение Базаровых (усадьба); происхождение Василия Ивановича и Арины Васильевны; занятие героев.

Учитель (после заполнения таблицы): Что же можно сказать о родителях. Базарова на основании этого материала. Начнем с Василия Ивановича.

Ученики: Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания, читает медицинские журналы, толкует об ученых и науках, которых Базаров отвергает, а он это делает, чтобы доказать свою образованность.

Учитель (вместе с детьми записываем отдельные тезисы).

Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброн, хотя это ему не выгодно.

Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия.

Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском.

Таким образом, при всей своей гуманности, Васили Иванович стремится к прогрессу.

Учитель: Арина Васильевна? Дети отвечают, что Арина Васильевна – человек иного образа жизни, но в романе она показана как беспредельно любящая мать.

Записываем: Арина Васильевна суеверна и невежественна, книг не читала, любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. Она очень добра и заботлива, не ляжет спать, если у мужа болит голова, больше всего на свете любит сына.

Учитель: Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?

Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (выразительное чтение главы 20). Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий» – а это немало в его устах.

Итоги урока: Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, жажда жизни, труда, подвига, сила воли. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях, которые и стали эпиграфом к нашему уроку.

Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: «Что понимал Базаров в своих стариках? Они ли недоразвились до него или он не дорос до этих необразованных простых людей, с их умением любить, с их понятиями о чести и нравственном долге?»

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» - произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.

Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он - человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.

Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться - Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».

Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.

Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу - не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».

Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.

«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», - говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», - настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».

Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.

Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.

Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.

В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.

Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена

в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написал свой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова с Аркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базаров выражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия.

Евгений произносит здесь следующий монолог: "Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до меня нет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие? Что за пустяки?" Таким образом, вся философия, все революционные идеи внезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности.

Оказавшись под влиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытия перед вечностью. От микроскопа его потянуло к телескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками, говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть.

Базаров размышляет о человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждение о человеке как "мыслящем тростнике", которому, единственному из всех существ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожество перед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковые вопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смерти не получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, не случайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменную биологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностью человеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаров пересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирада о лопухе.

Базаров ощутил абсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. Бунт Евгения - это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти. Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти, "бездны". Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть за черту, за которую нельзя заглянуть простому смертному.

Базаров начинает задумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, о неизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущность человеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист, который рвался в бой, "наломать побольше дров", перестроить мир под себя. Новый Базаров начинает задумываться о тайне жизни, а она не объясняется никакими материалистическими теориями.

Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» В середине 19 века в России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряется вечный конфликт «отцов и детей». В это пере

В романе Тургенева «Отцы и дети» изображена эпоха 60-х годов XIX века, когда в русской жизни назревали значительные перемены. В это время в России формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа. Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он относится к тем молодым деятелям эпохи, которые «драться хотят». Люди старшего поколения, которые не разделяют новых убеждений, изображены Тургеневым слабыми, в них много «следов барства».

Но и поколение молодых представлено в романе неоднородным. Базаров и Аркадий - друзья, они получают одинаковое образование, поначалу кажется, что их взгляды на жизнь тоже совпадают. Однако их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, она не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа слабая натура (Аркадий) подчиняется более сильной (Базаров). Разница между героями видна в их поведении в имении Кирсановых. Базаров работает, Аркадий сибаритствует. Базаров - человек дела.

Главное для него - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических знаний на практике. Увлечение естественными науками - типичная черта культурной жизни России 60-х годов. Совершенно разные суждения высказывают Базаров и Аркадий в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, говорит, что Рафаэль гроша ломаного не стоит.

Аркадий ценит и любит литературу. По дороге в усадьбу он вместе с отцом читает наизусть Пушкина: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Аркадий всегда аккуратен, хорошо одет, у него аристократические манеры.

Базаров носит «длинный балахон с кистями», при встрече с Павлом Петровичем «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Крупное разногласие возникло между Базаровым и Аркадием в разговоре о роли природы в жизни человека. «Природа - не храм, а мастерская», - говорит Базаров, Уже здесь видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Кульминационной точкой развития конфликта между героями является спор «в стоге сена» (XXI глава). «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что их пути с Аркадием расходятся. «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич». Дальнейшие судьбы героев складываются по-разному.

Аркадий продолжает традиции своей семьи, даже свадьбы отца и сына Кирсановых игрались в один день. Базаров умирает от заражения крови. «Я нужен России...

Нет, видно, не нужен». Писарев очень точно оценивает причины разногласий между Базаровым и Аркадием: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самом себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет радостных ей элементов». Произведение И. С. Тургенева было написано в 1860-1861 годах.

Основу этого романа составляет социальный конфликт между «отцами», то есть «веком минувшим», и «детьми» - «веком нынешним». Главными героями произведения Тургенева являются Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Николаевич Кирсанов. С первого взгляда мы видим, что эти два образа очень похожи. Действительно, оба героя молоды (примерно одного возраста, хотя Евгений Васильевич старше Кирсанова), оба учатся в одном и том же университете. И Аркадий и Базаров являются представителями одного идеологического круга, нигилистов, из чего ясно, что они оба разделяют одни и те же моральные убеждения и принципы.

Казалось бы, у Аркадия и у Базарова одинаковые пути (то есть нравственные устои), но на самом деле их идеология различается, так как Аркадий принадлежит к «веку минувшему», а Базаров - представитель «века нынешнего». Прежде всего, у Базарова и Аркадия разное социальное происхождение.

Кирсановы принадлежат к роду богатых дворян-аристократов, тогда как Евгений Васильевич - «выходец» из довольно бедной семьи разночинца. Разное социальное положение накладывает отпечаток на характер и идеологические убеждения Базарова и Аркадия. Кирсанов с раннего детства привык к заботе и любви, так как родители делали все для того, чтобы Аркадию жилось спокойно и счастливо. «Супруги жили хорошо и тихо... а Аркадий рос да рос - тоже хорошо и тихо». Именно поэтому Аркадия тянет домой повидаться с отцом и он искренне рад своему возвращению из университета. «Говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки».

Базаров же, напротив, вырос Самостоятельным человеком, так как ещё в юношестве ушел из дома и привык жить без опеки родителей. При встрече с ними Евгений Васильевич не испытывает особой радости, и его раздражают родительские ласки. Базаров постоянно перебивает отца и рассказывает о нем Аркадию, как о «презабавном старикашке и добрейшем... Много уж очень болтающем». Базаров чувствует превосходство над своими родителями. В некотором роде он даже презирает их, так как не может понять, как им «не смердит собственное ничтожество». На такое отношение к своим родственникам сильное влияние оказывают убеждения Базарова.

По своей натуре Евгений Васильевич - нигилист, то есть человек, не имеющий никаких принципов, не придерживающийся никаких убеждений и все отрицающий. Нигилисты делают только то, что им выгодно и полезно. «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем. Строить - это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить». Базаров не признает даже искусства. По его мнению, все это «романтизм, вздор, чепуха», а Рафаэль и другие великие художники «гроша медного не стоят». Принципы Базарова - это не маска, так как даже перед смертью, в момент, когда люди подводят итоги всей жизни, Евгений Васильевич не отказывается от своих убеждений, хотя и понимает, что он ничего не сделал для пользы человечества и ничего не добился, так как его время еще не пришло. «И ведь тоже думал: обломаю дел много... ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично...

Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Аркадий - последователь Базарова. Он восхищается и преклоняется перед своим другом.

Он всеми силами пытается быть похожим на него, поэтому он и «напяливает» на себя принципы и убеждения Евгения Васильевича - Аркадий «сам по себе, а убеждения сами по себе болтаются» (Д. И. Писарев). Примером этому может послужить встреча Аркадия с отцом. Кирсанов искренне рад своему возвращению домой, но он пытается скрыть чувства от Базарова и принимает равнодушный вид. «...Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное».

Аркадий любит поэзию и иногда не прочь помечтать. Он говорит красиво и витиевато, тогда как его друг всегда лаконичен. «О друг мой, Аркадий Николаевич! - воскликнул Базаров. - ...Не говори красиво».

Впереди Аркадия ждет тихая семейная жизнь со своей женой Катей, ведь он типичный барин и будет продолжать традиции своего деда и отца. Сам Базаров понимает это и называет Кирсанова «мякеньким, либеральным баричем, который не может дойти дальше благородного смирения или благородного кипения». Таким образом, мы видим, что на самом деле убеждения Аркадия Николаевича Кирсанова - это всего лишь маска, поэтому его можно теоретически отнести к «лагерю отцов», тогда как Базаров - истинный нигилист и «демократ до кончиков ногтей» (И. С.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры