Архип куинджи. Для всех и обо всем

Главная / Ссоры

Имя: Архип Куинджи (Arkhip Kuindzhi)

Возраст: 68 лет

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Архип Куинджи: биография

Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.


Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера - березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты - поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.

Детство и юность

Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.


Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.

Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.

В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к .


Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Картины

Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.


В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники и . Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.

С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил . Ее же приобрел для своей галереи .


В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль.

В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.


С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.

В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.


В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.

Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.


В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.

В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.


В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:

«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия - фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».

Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.

В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.

Личная жизнь

В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:

«Если не за Архипа, то только в монастырь».

Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.

В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.


После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.

Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.

Смерть

В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.


Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.

Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.


В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики , Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.

Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:

«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое - ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».

Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.

Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» - на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.

Картины

  • 1869 - "Исаакиевский собор при луне"
  • 1871 - "Ладожское озеро"
  • 1873 - "На острове Валааме"
  • 1875 - "Бурьян"
  • 1875 - "Осень. Пасмурный день над степью"
  • 1876 - "Украинская ночь"
  • 1878 - "Вечер на Украине"
  • 1878 - "Закат солнца в леу"
  • 1889 - "Берёзовая роща"
  • 1880 - "Лунная ночь на Днепре"
  • 1887 - "Крым. Берег моря"
  • 1900 - "Закат в степи"
  • 1905 - "В Крыму"
  • 1908 - "Цветник. Кавказ"

Не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому . Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика - поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского - Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером - сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств . Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи - передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным , Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников - без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения - он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» . Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков .

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников . На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками - поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Архип Куинджи Портрет работы Васнецова, 1869 Дата рождения: 15 января 1841 Место рождения … Википедия

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя грека грамоте по гречески, затем… … Биографический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), русский живописец. Пейзажист. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868); преподавал там же (1892 97), среди учеников К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Член ТПХВ (1875 79; смотри Передвижники) … Художественная энциклопедия

Куинджи, Архип Иванович - известный русский пейзажист; род. в 1842 г.; учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 й степени. Первые его картины: "Татарская деревня при лунном… … Большая биографическая энциклопедия

Куинджи Архип Иванович - (1841—1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868—72), Академик с 1893; преподавал там же (1892—97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875—79). Инициатор создания общества русских художников (1909,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Куинджи Архип Иванович - [январь 1841, Мариуполь, ныне Жданов, ≈ 11(24).7.1910, Петербург, русский живописец пейзажист. Сын сапожника грека. Живописи обучался главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868; действительный член с 1893). Член Товарищества… … Большая советская энциклопедия

КУИНДЖИ Архип Иванович - (1841 1910) российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре… … Большой Энциклопедический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868 72), Академик с 1893; преподавал там же (1892 97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875 79). Инициатор создания общества русских художников (1909, позже Общество… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи («Берёзовая роща», 1879; «Ночь на Днепре», 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, поразительные по силе и… … Энциклопедический словарь

Куинджи, Архип Иванович - А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиции,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архип Иванович Куинджи , Неведомский М.П., Репин И.Е.. Санкт-Петербург, 1913 год. Издание Общества имени А. И. Куинджи. Богато иллюстрированное издание с цветными и черно-белыми репродукциями. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. В… Купить за 16000 руб
  • Архип Иванович Куинджи. Альбом , . Обширное художественное наследие А. И. Куинджи - выдающееся явление русской пейзажной живописи. Оно органически входит в общее русло развития отечественного искусства XIX века, хотя…

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи; укр. Архип Іванович Куїнджі, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя - 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Испытал особое влияние И.К.Айвазовского. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом «Товарищества передвижников». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873; Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Зрелые произведения художника, начиная с его сенсационной Украинской ночи (1876), примыкают к символизму: не теряя своего натурного обаяния, природа становится в них все более волнующе-ирреальной; Куинджи умеет великолепно подчеркнуть границу между реальностью и искусством, делая переживание этого «порога» главным содержанием образа. Среди его лучших вещей – картины После грозы (1879), Березовая роща (1879), Днепр утром (1881; все – в Третьяковской галерее), Ночь на Днепре (1880–1882; варианты там же, а также в Русском музее, Петербург).

В 1894–1897 Куинджи был профессором Академии художеств, а в 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя.

Куинджи Архип Иванович (1842-1910)

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат “золотых дел мастер”. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. От строительного подрядчика Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморетти комнатным мальчиком.

Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И. К. Айвазовскому. По всей видимости, начальные уроки живописной грамоты Куинджи получил не у Айвазовского, а у Фесслера - молодого живописца, работавшего и одновременно учившегося у Айвазовского. Но вскоре Архип Иванович возвращается в Мариуполь, где поступает на работу ретушером в фотографическое ателье своего старшего брата.

В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Он дважды держал экзамены в Академию художеств и оба раза безрезультатно: слабой оказалась художественная подготовка. В 1868 году на академическую выставку Куинджи представил картину “Татарская сакля”, за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. В Академии Куинджи подружился с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, познакомился с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, В. Е. Маковским. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы.

Созданная Архипом Ивановичем в 1872 году картина “Осенняя распутица” своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Кажется, трудно найти в это время произведение, которое бы так уныло, так беспросветно отразило мрак российского бытия. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении “Осеннюю распутицу”. Картина, названная “Осень. Туман”, осталась незавершенной.

В 1870 - 1873 годы Куинджи часто посещает остров Валаам. В результате появились картины “Ладожское озеро” (1870) и “На острове Валаам” (1873). В “Ладожском озере” Куинджи преодолел перенапряженность в передаче состояния погоды, свойственную произведениям поздних романтиков. Пейзаж исполнен изящно: тонкие световые оттенки, живописная цельность тонового письма снимают световые контрасты, сообщающие, как правило, драматическое ощущение.

В картине “На острове Валаам” художник ведет повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В 1873 году картина “На острове Валаам” была окончена и экспонирована на академической выставке. После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову о работе Куинджи “На острове Валаам”: “Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге”.

Также в 1873 году Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину “Снег”, за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль.

В 1873 году Куинджи путешествует по Германии. Он посетил Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Мюнхен. Основная цель заграничной поездки - изучение старых мастеров, особенно хорошо представленных в мюнхенской Пинакотеке. Помимо Германии, Куинджи побывал во Франции и Лондоне. Затем через Швейцарию и Вену вернулся в Россию.

По возвращении в Россию, в 1874 году Куинджи пишет картину “Забытая деревня”, которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Заброшенность человеческой жизни подчеркивает унылое серое небо, протяженные линии горизонта и печальный вид опустелой деревни. Экспонировалась картина не на академической выставке, а на III выставке Товарищества передвижников. О “Забытой деревне” критики писали: “Уныло так, что хватает за сердце”.

Тему мрачной, беспросветной реальность Куинджи продолжил в “Чумацком тракте”. Художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. В. М. Гаршин написал о “Чумацком тракте”: “Грязь невылазная, дождь, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый лес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце”.

В 1875 году были написаны совсем иные по настроению “Степь вечером” и “Степь в цвету”. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.

В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку. По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция.

В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил “Украинскую ночь”. С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи... На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. Ввысь устремились тополя. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, в картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. Впоследствии М. В. Нестеров вспоминал о произведенном картиной впечатлении: “Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего знаменитой “Украинской ночью” Куинджи. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно!”. В 1878 году “Украинская ночь” была показана на Всемирной выставке в Париже. “Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других”.

В 1879 году Куинджи пишет “Север” и в 1881 - “Днепр утром”. Картина “Север” продолжала серию северных пейзажей, начатых “Ладожским озером”. Импрессионистической эту картину назвать нельзя. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Достигается это полутонами, тончайшей нюансировкой бледного розового и перламутрового цвета, разделением цветового мазка. Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. В “Севере” ощущается недвижность земли, статика которой соприкасается с динамичным мерцанием неба. Картина “Север” завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии. Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России.

В картине “Днепр утром” Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Воздух обесцвечивает цвет. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Туман не скрадывает предметные очертания, как в “Осенней распутице”, а насыщается цветом, представляя собой подвижную густую массу. Куинджи сохраняет панорамную композицию, далевую перспективу, которые придают образу устойчивость, но сложно написанная воздушная среда вносит в медлительный строй чувств легкое оживление.

В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет “Березовую рощу” и “После грозы”. Пейзаж “После грозы” полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Но наибольший успех на выставке имела картина “Березовая роща”. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. Передний план погружен в тень - так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Необычайную гармонию цвету придает зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья на ровной поляне. Эффект светоцветового контраста, при котором цвет не обеззвучен, а форсирован, создает впечатление ясности мира. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.

В “Березовой роще” художник созерцает красоту. Поэтому реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом. Изображение обобщено цветом: поляна представлена ровной, как стол, плоскостью, небо - равноокрашенным задником, роща - почти силуэтом, стволы берез на переднем плане кажутся плоскими декорациями. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, совершенной красоты. Природа в “Березовой роще” Куинджи реальна и условна. “Березовая роща” не укладывалась полностью в пластику развитого реализма: мешали элементы декоративности. Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. Оптимизм картины словно выражал ту жажду “отрадного”, которая через некоторое время была отчетливо сформулирована В. А. Серовым и другими художниками мамонтовского кружка.

В творчестве художника цвет освобождается от темной тональности. В природе Куинджи улавливает тончайшие градации цвета. В живописи же художник свободно варьирует освещенностью, полутонами, яркостью. Он намеренно активизирует, звучно сопоставляет дополнительные цвета. Куинджи постиг в совершенстве тонкое знание гармонии цветов, колорита, тона. Эта его способность в полной мере проявилась в картинах 1879 года и последовавших за ними произведениях.

В конце 1870-х годов отношения Куинджи с передвижниками резко ухудшились. В марте 1880 года он выходит из Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1880 году Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: “Лунная ночь на Днепре”, выставка эта имела огромный успех.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. “Лунная ночь на Днепре” рисовала не столько конкретный вид, сколько обширное небесное пространство, мирозданье. Картина настраивала на философские раздумья о жизни, о земном существовании, о небесном мире, словно успокоившемся в медлительном течении. Для Куинджи становится характерным созерцательное, философское восприятие мира, наполняющее человека сознанием величия земного бытия.

Пластическая новизна художника - в достижении предельной иллюзии света. Эффект этот был достигнут благодаря многослойной лессировочной живописи, световому и цветовому контрасту. Куинджи и в этой картине воспользовался дополнительными цветами. Теплый колорит земли оттеняет холодное, изумрудное, словно фосфоресцирующее отображение лунного света на поверхности Днепра.

Искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма, и было непонятно коллегам, вызывало недоумение. И. Н. Крамской был обескуражен декоративной яркостью картин Куинджи, дававших, как ему казалось, неверное воспроизведение реальности: “Что-то в его принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное; быть может, это совершенно новый живописный принцип. [...] Еще его “Лес” я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый цвет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность: через пять минут у меня в глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть. Неужели это творчество? Неужели это художественное впечатление?.. Короче, я не совсем понимаю Куинджи”.

Куинджи предложил новые принципы романтического искусства, тем самым до крайности сократил разрыв между угасающим академическим романтизмом и появлением нового романтического искусства.

В 1881 году художник создал картину “Днепр утром”. В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра.

Выставка 1882 года была последней для художника. Директор передвижных выставок Я. Д. Минченков приводит слова Куинджи: “...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи”.

Период “молчания” был занят интенсивной творческой работой. Куинджи искал новые пигменты и грунтовые основы, которые сделали бы краски стойкими к влиянию воздушной среды и сохранили бы первозданную яркость, искал также выразительные образные решения. В этот период было создано около пятисот живописных работ и трехсот графических, одни из которых указывают на область новых творческих интересов, другие продолжают и углубляют старые. Пластические поиски Куинджи развивались параллельно: реализм сосуществовал с романтизмом, декоративизм с натурностью, импрессионизм - рядом с экспрессивной пластикой.

Среди этюдов Куинджи, написанных в этот период, имеются “Зимы” (1885 - 1890, 1890 - 1895, 1898 - 1908), которые чутко передают состояние погоды: сырость, таяние снега, слякоть или влажный воздух, растворяющий очертания предметов. Эти этюды примечательны легкостью исполнения, изумительны по меткости и точности передачи ощущения.

В 1901 году Куинджи решился показать “Вечер на Украине”, “Христос в Гефсиманском саду”, “Днепр” и “Березовая роща” специально приглашенным Д. И. Менделееву, писательнице Е. П. Летковой, архитектору Н. В. Султанову, писателям И. И. Ясинскому и В. С. Кривенко. “Вечер на Украине” (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием “Вечер”. В картине 1901 года эффект дополнительных цветов доведен до предела: теневые стороны хаты горят бирюзовым цветом, контрастирующим с малиновым и усиливающим эффект горения. “Вечер на Украине” едва ли не самое показательное для творческого метода Куинджи произведение. Система дополнительных цветов была применена и в картине “Христос в Гефсиманском саду”. Живописный эффект фосфорического горения белого одеяния Христа, скрасившегося бирюзовым цветом, на фоне темно-бурых теплого оттенка деревьев сообщает образу удивительно яркое впечатление. И. Е. Репин в письме И. С. Остроухову пишет: “А про Куинджи слухи совсем другие: люди диву даются, некоторые даже плачут перед его новыми произведениями - всех они трогают”. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.

“Ночное” (1905 - 1908) - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту. В “Ночном” воплотились воспоминания детства и пристрастия к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки.

Несмотря на выход из Товарищества передвижных художественных выставок, он по-прежнему дружил с некоторыми передвижниками, присутствовал на их собраниях. Куинджи принял участие в подготовке реформы Академии художеств 1893 года. Согласно новому уставу, ему было присвоено звание академика и в 1895 году он становится руководителем пейзажной мастерской.

В 1897 году за участие в студенческом выступлении против ректора Академии А. С. Томишко, Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы.

В 1901 году он принес в дар Академии 100000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150000 рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11700 рублей для премии по пейзажной живописи.

Картины художника

Березовая роща. Пятна солнечного света

Березовая роща

Берёзовоя роща 2


Вечер на Украине


Вид Исаакиевского собора при лунном освещении


Вид на Москву с Воробьевых гор


Волга


Дали. Крым


Дарьяльское ущелье. Лунная ночь


Днепр


Забытая деревня


Закат зимой. Берег моря


Зима. Оттепель


Зима. Пятна бунного света на крышах хат


Кавказ


Кипарисы на берегу моря. Крым


Красный закат.Эскиз


Крым. Южный берег


Крым

Крыши. Зима

Ладожское озеро


Лесная поляна


Лесное озеро, облака


Лесные дали


Лодка в море. Крым


Лунное пятно в зимнем лесу

Море с парусным кораблем


Море. Крым


Море


Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья


Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного


На острове Валаам

На фоне заката


Ночное


Ночь на Днепре


Ночь


Осенняя распутица


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры