Аверченко аркадий тимофеевич краткая биография. Литературно-исторические заметки юного техника

Главная / Ссоры

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (1881-1925) - русский писатель, сатирик, театральный критик

Дореволюционная жизнь
Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого коммерсанта Тимофея Петровича Аверченко.
А. Т. Аверченко окончил всего два класса гимназии, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься и к тому же в детстве, в результате несчастного случая, сильно повредил глаз. Но недостаток в образовании со временем компенсировался природным умом, по свидетельству писателя Н. Н. Брешко-Брешковского.
Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет, когда поступил на службу в частную транспортную контору. Продержался он там недолго, чуть больше года.
В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал три года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В 1903 году он переезжает в Харьков, где 31 октября в газете «Южный край» появляется его первый рассказ.
В 1906-1907 он редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году его увольняют с очередного места службы со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург, где в будущем приобретёт широкую известность.
Итак, в 1908 году Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон»), а в 1913 - его редактором.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми - Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.
В 1910-1912 Аверченко неоднократно ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества, так что в 1912 году вышла его книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу», наделавшая в те времена много шума.
А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
После Октябрьской революции всё резко изменилось. В августе 1918 года большевики сочли «Новый Сатирикон» антисоветским и закрыли его. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к Советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось попасть в многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июня 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко успел уплыть на пароходе в Константинополь.
После эмиграции
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград.
Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925), писатель-юморист.
Родился 27 марта 1881 г. в Севастополе.

Остроумный счетовод, с 1897 г. корпевший над бумагами рудничных контор Донбасса, Аверченко решил однажды попробовать себя в сочинительстве. Первые рассказы (1903-1904 гг.) имели успех «местного значения», благодаря чему в 1905 г. он решил применить свои способности в мире прессы. Проба сил в харьковских изданиях показала, что у него это получается лучше, чем бесконечные арифметические расчёты. Служба в конторе была оставлена; в канун 1908 г. Аверченко отправился покорять столицу («Я хочу славы, как пьяница водки!»).

Он стал редактором нового журнала «Сатирикон», объединившего лучших сатириков и юмористов. Рассказы, фельетоны, обозрения, миниатюры, подписанные либо собственным именем, либо псевдонимом вроде Фомы Опискина или Ауе, появлялись практически в каждом номере. Стиль Аверченко сравнивали со стилем молодого А. П. Чехова, а ещё чаще - М. Твена и О. Генри.

«Тёща и октябрист, телефон и Государственная дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь» - всё могло стать у Аверченко мишенью для смеха. Его юмор называли «оздоровляющим», «краснощёким», основанным на здравом смысле. В левой прессе говорили о «сытом смехе» Аверченко. С 1910 г. большими тиражами выходили сборники рассказов писателя. Некоторые переиздавались до 20 раз (например, «Весёлые устрицы»).

С 1912 г. его стали называть королём русского смеха. В годы своего наивысшего успеха Аверченко начал издавать собственный журнал «Новый сатирикон» (1913-1918 гг.). Его рассказы читали, любили, цитировали и обыватели, и депутаты Думы, и «на самом верху» - в царской семье.

Февраль 1917 г. с провозглашением свобод и отменой цензуры Аверченко принял с восторгом. Октябрьскую же революцию писатель сравнил с эпидемией чумы. Петербург он покинул осенью 1918 г. под угрозой ареста. В годы Гражданской войны король русского смеха - на стороне Белого движения. Он сотрудничал в газетах «Юг» и «Юг России». Злые памфлеты, позже составившие сатирический сборник «Дюжина ножей в спину революции», даже вызвали специальный отклик В. И. Ленина, признавшего большой талант автора.

В конце октября 1920 г., во время бегства войск П. Врангеля, Аверченко покинул Крым - одним из последних, в трюме парохода, на угольных мешках. С театром «Гнездо перелётных птиц» писатель выступал в Константинополе (1920-1922 гг.), Софии, Белграде (1922 г.).

В 1922-1924 гг. его собственные гастроли с успехом проходили в Румынии, Германии, Польше, Прибалтийских странах. Однако местом своего постоянного пребывания с июля 1922 г. писатель выбрал Прагу (в этом городе он и умер 12 марта 1925 г.). Аверченко выучил чешский язык и добился новой волны популярности - такой, что его знали буквально в каждом чешском доме. Даже первое собрание сочинений писателя вышло на чешском языке. В газетах писали: «Мягкий русский смех зазвучал в Праге и увлёк и развеселил не только русских, но и чехов, заставил посветлеть хмурые, озабоченные лица, забыть всё печальное в текущей невесёлой жизни, отойти в сторону от повседневщины».

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 — 1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.

Родился в Севастополе в семье купца. Получил домашнее воспитание, так как из-за плохого зрения и слабого здоровья не мог учиться в гимназии. Очень много и без разбора читал.

В пятнадцать лет поступил на работу младшим писцом в транспортную контору. Через год уехал из Севастополя и стал работать конторщиком на Брянском угольном руднике, где прослужил три года. В 1900 переехал в Харьков.

В 1903 в харьковской газете «Южный край» был опубликован первый рассказ Аверченко «Как мне пришлось застраховать жизнь», в котором уже чувствуется его литературный стиль. В 1906 становится редактором сатирического журнала «Штык», почти полностью представленный его материалами. После закрытия этого журнала возглавляет следующий — «Меч», — тоже вскоре закрытый.

В 1907 переезжает в Петербург и сотрудничает в сатирическом журнале «Стрекоза», позднее преобразованном в «Сатирикон». Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

В 1910 выходят три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга II. «...их автору суждено стать русским Твеном...», — проницательно заметил В. Полонский.

Вышедшие в 1912 книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за автором звание «короля смеха».

Февральскую революцию Аверченко встретил восторженно, но Октябрьскую — не принял. Осенью 1918 уезжает на юг, сотрудничает в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступает с чтением своих рассказов, заведует литературной частью в «Доме Артиста». В это же время пишет пьесы «Лекарство от глупости» и «Игра со смертью», а в апреле 1920 организует свой театр «Гнездо перелетных птиц». Через полгода эмигрирует через Константинополь за рубеж; с июня 1922 живет в Праге, ненадолго выезжая в Германию, Польшу, Румынию, Прибалтику. Публикуется его книга «Дюжина ножей в спину революции», сборник рассказов: «Дети», «Смешное в страшном», юмористический роман «Шутка мецената» и др.

В 1924 переносит операцию по удалению глаза, после которой долго не может оправиться; вскоре резко прогрессирует болезнь сердца.

Скончался в Пражской городской больнице 22 января (3 марта н.с.) 1925. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Книги (8)

Антология Сатиры и Юмора России XX века

Некоторые древние мыслители считали, что человека можно определить как «животное, умеющее смеяться».

И думается, в какой-то степени были правы, ибо не только умение ходить на двух ногах и трудовая деятельность выделили людей из животного мира, помогли выжить и пройти через все мыслимые и немыслимые испытания многотысячелетней истории, но и способность смеяться. Потому-то умевшие рассмешить пользовались популярностью во все века и у всех народов.

Короли могли себе позволить держать при дворе шутов, а простой люд собирался на площадях, чтобы посмотреть представления странствующих комедиантов или скоморохов. Интересно, что со временем появился титул короля смеха. Им награждали тех, кто достигал наибольших успехов в этом искусстве. С конца первого десятилетия нашего века в России нигде официально не утвержденный титул короля смеха принадлежал Аркадию Аверченко.

Том 1. Веселые устрицы

Собрание сочинений русского писателя-юмориста Аркадия Тимофеевича Аверченко открывается томом, в который вошли сборник его произведений «Веселые устрицы» (1910) и две первые книги его трехтомника «Рассказы (юмористические)» (1910-1911).

Яркий талант писателя, его литературное мастерство в полной мере воплотилось в остроумных рассказах, вошедших в этот том.

Том 2. Круги по воде

Во второй том сочинений А.Аверченко входят: третья книга сборника «Рассказы (юмористические)» (1911), «Новая история» (из «Всеобщей истории, обработанной "Сатириконом"») (1910), «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев» (1911) и один из лучших сборников рассказов писателя «Круги по воде» (1912).

Том 3. Черным по белому

В третий том сочинений А. Аверченко вошли сборники «Рассказы для выздоравливающих» (1912), «Чёрным по белому» (1913), «О хороших, в сущности, людях» (1914), а также рассказы из «Дешевой юмористической библиотеки "Сатирикона"» и «Нового Сатирикона» (1910-1914).

Том 4. Сорные травы

В четвертый том сочинений А. Аверченко вошли сборники произведений, впервые опубликованные в 1914-1917 гг.: «Сорные травы» (1914), «Записки театральной крысы», «Волчьи ямы», «Шалуны и ротозеи» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917).

Аверченко Аркадий Тимофеевич - автор сатирических рассказов. Его произведения получили широкую известность в России за несколько лет до революционных событий. А после он эмигрировал. Темы, которые он затрагивал в своих книгах, были актуальны в начале века. Чем интересны сегодня произведения, который создал Аверченко Аркадий Тимофеевич?

Краткая биография

Герой этой статьи изложил главные события своей жизни в одном из ранних рассказов. Аркадий Тимофеевич Аверченко - писатель, чьи произведения отличаются легким слогом и острой, но беззлобной сатирой. Он умел говорить о печальной стороне жизни с иронией. Доказательство тому - рассказ «Автобиография».

Аверченко Аркадий Тимофеевич родился в Севастополе. С детства он имел плохое зрение. В силу этого недуга образование получал дома. Отец был купцом и, согласно воспоминаниям писателя, мало времени уделял сыну, поскольку был обеспокоен вопросом о том, как бы быстрее разориться. Своих устремлений незадачливый предприниматель достиг.

Аверченко-младший тем временем стал жертвой педагогических экзерсисов старших дочерей разорившегося купца. Что, впрочем, пошло на пользу будущему писателю. В то время, когда его отец утратил последнюю надежду на улучшение семейного благосостояния, сын был в меру грамотным молодым человеком. А потому уже в пятнадцать лет поступил на службу в транспортную контору.

Начало творческого пути

Аверченко Аркадий Тимофеевич рассказы начал писать в годы службы на каменных рудниках. Здесь он также трудился в небольшой конторе. Глухой населенный пункт, в котором несколько лет провел Аверченко, изображен в его произведениях. Местные жители шахтерского городка пили как сапожники. Степной донецкий пейзаж нагонял тоску. Когда правление рудников было переведено в Харьков, Аверченко был столь окрылен, что написал небольшое литературное произведение. В последующие два года молодой писатель создал и опубликовал всего три рассказа.

Редакторская деятельность

Окрыленный литературным творчеством, Аверченко Аркадий Тимофеевич в 1905 году устроился на службу в харьковский сатирический журнал. В издательстве он редактировал, корректировал и рисовал карикатуры. И так он увлекся этой деятельностью, что был оштрафован генерал-губернатором на пятьсот рублей.

Несмотря на популярность у жителей Харькова, Аверченко пришлось покинуть этот славный город. Платить штраф он не желал, да и не имел возможности. А пререкаться далее с губернатором не имело смысла.

«Сатирикон»

В Петербурге карьера Аверченко пошла в гору. Статьи и заметки, которые он публиковал в «Сатириконе», были чрезвычайно популярны. В основании этого литературного журнала Аверченко принимал самое активное участие.

Сатириконовцы пользовались признанием и свободой творчества. Но лишь до тех пор, пока в стране почти не существовало цензуры. В 1917 году все изменилось. Аверченко Аркадий Тимофеевич был вынужден уехать в Севастополь, а затем и вовсе эмигрировать.

Автор сатирических произведений и сегодня остается одной из самых загадочных фигур в русской литературе. Споры ведутся и относительно даты его рождения, и болезни, в силу которой он так рано ушел из жизни. А главное, нет достоверных сведений о личной жизни писателя. Белые пятна в появились оттого, что интервью он всегда давал в довольно шутливой форме. Кроме того, он слишком долго входил в список запрещенных авторов.

Аркадий Аверченко в действительности не знал точной даты своего рождения. А главное, о личной жизни сатириконовца ничего не известно. Однако есть информация о его отношениях с известной в те времена актрисой Александрой Садовской. Этот роман был длительным, но все же они расстались.

О том, почему писатель так и не женился, он поведал своим читателям в рассказе «Бритва в киселе». Садовская была энергичной и деятельной дамой. Он - флегматичным и не особенно решительным человеком. Расстались они в 1915 году. Примечательно, что у актрисы было трое детей, и один из них родился в 1915 году - именно тогда, когда, согласно рассказам Аверченко, его отношения с Александрой Садовской достигли своего апогея. Более того, сын актрисы был участников прорыва Блокады, а после войны стал писателем.

Александра Садовская никому не рассказывала о своих отношениях с редактором журнала «Сатирикон». Но отзвуки этих отношений присутствуют в произведениях Аверченко. В рассказах «Окружающие», «Хвост женщины», «Обыкновенная женщина» герой долго и мучительно решает, сводить ли счеты со своим холостяцким образом жизни. А в последнем романе писателя «Шутка мецената» изображена женщина, которая по внешним данным напоминает Садовскую: пышнотелая, темноволосая, статная.

Является ли сын Садовской сыном прославленного сатирика, доподлинно неизвестно. Это лишь предположение его биографов. Однако есть сведения, что, даже находясь в эмиграции, Аверченко не прекращал интересоваться судьбой своей бывшей возлюбленной. И это при том, что Александра Садовская была в жизни сатирика далеко не единственной женщиной.

«Понять женщину легко, но объяснить ее трудно»

Эта фраза присутствует в одном из произведений Аверченко. К противоположному полу он всегда испытывал интерес, однако относился к нему несколько цинично. В своем творчестве петербургский холостяк утверждал идею мужской свободы. Дабы привлечь поклонниц, он тщательно следил за своей внешностью. Эта особенность вызывала порою критику коллег. Однако одна из поклонниц писателя призналась однажды, что человек, обладающий таким умом и чувством юмора, может выглядеть как угодно. Внешность для остроумного и обаятельного мужчины неважна.

Воспоминания современников

«Рассказы для выздоравливающих» Аркадий Тимофеевич Аверченко выпустил в 1910 году невероятным тиражом. А стало быть, и зарабатывал писатель достойно. Его коллеги, коренные петербуржцы, отмечали в нем способность располагать к себе собеседника. Аверченко, имея репутацию заядлого холостяка, поражал всегда безупречным внешним видом, несмотря на слегка провинциальный стиль в одежде.

Дабы поддерживать хорошее физическое состояние, согласно воспоминаниям знакомых и коллег, он ежедневно поднимал гири, напевая при этом партию из знаменитой оперы. К слову сказать, голоса и слуха главный сатириконовец не имел.

Болезнь, которая некогда лишила писателя возможности получить полноценное образование, напомнила о себе на чужбине. Аркадий Тимофеевич Аверченко ушел из жизни в 1925 году в Праге. Его здоровье было подорвано событиями, предвещавшими вынужденный отъезд из России. Большевики лишили его всего: друзей, Родины, работы, банковского счета.

Аверченко и новая власть

Большевистскую политику писатель назвал гнусным предательством всего того, что было в России. Свои взгляды он не преминул высказать в одном из очерков. Несовместимыми оказались новая власть и его творчество. Аверченко Аркадий Тимофеевич легко писал, был едок в оценках и поразительно наблюдателен. В рассказах он высмеивал человеческую глупость, жадность, лицемерие и хамство. Но новой власти не нужна была критика человеческих пороков. В большевистской России выжить мог лишь автор романтически-утопических произведений, прославляющих пролетарскую революцию.

Последние годы были для писателя плодотворными. Но творчество не приносило в его жизнь душевного спокойствия и гармонии. В Праге он испытывал нехватку русской литературы. Читал преимущественно местные газеты. Возможно, тоска по Родине оказала на душевное состояние писателя негативное влияние.

Аверченко умер на сорок пятом году жизни. В восьмидесятые годы впервые были опубликованы произведения антисоветского автора Аркадия Аверченко. Соотечественники о писателе вспомнили лишь спустя полвека после его смерти.

И ведущий автор популярнейшего в России юмористического журнала «Сатирикон». С 1910 г. один за другим выходят сборники веселых аверченковских рассказов, иные из них, менее чем за десятилетие, успевают выдержать до двадцати изданий. Театр широко отворяет двери его скетчам и юмористическим пьесам. К его выступлениям прислушивается либеральная печать, его острых, написанных на злобу дня фельетонов побаивается печать правая. Такое быстрое признание невозможно объяснить только литературным талантом Аверченко. Нет, в самой русской действительности 1907-1917 гг. имелись все предпосылки для того, чтобы его остроумный, зачастую беззлобный, а иногда и «сытый» смех вызвал восторженный прием у широких крути тогдашней читающей публики.

Первая русская революция

Первая русская революция вызнала небывалый доселе спрос на обличительную и сатирическую литературу . Именно в 1905-1907 гг. появляются десятки журналов и еженедельных листков и в их числе харьковские «Молот» и «Меч», где ведущим (а подчас и единственным) автором является Аверченко. Оба недолговечных журнальчика и были для него единственной практической школой «писательства». В 1907 г. Аверченко, полный смутных планов и надежд, отправляется «завоевывать» Петербург.

Журнал «Сатирикон»

В столице ему пришлось начинать сотрудничество во второстепенных изданиях, в том числе в плохоньком, терявшем подписчиков журнальчике М. Г. Корнфельда «Стрекоза», который, кажется, уже нигде и не читали, кроме как в пивных.

В 1908 г. группа молодых сотрудников «Стрекозы» решила издавать принципиально новый журнал юмора и сатиры, который объединил бы замечательные художественные силы. В «Сатириконе », а также продолжавшем его фактически с 1913 г. «Новом Сатириконе» сотрудничали художники Ре-Ми (Н. Ремизов), А. Радаков, А. Юнгер, Л. Бакст, И. Билибин, М. Добужинский, А. Бенуа, Д. Митрохин, Натан Альтман. На страницах журнала выступили мастера юмористического рассказа - Тэффи и О. Дымов; поэты - Саша Черный, С. Городецкий, позднее - О. Мандельштам и молодой В. Маяковский. Из ведущих писателей той поры в «Сатириконе» печатались А. Куприн, Л. Андреев и приобретающие известность А. Толстой, А. Грин. Но «гвоздем» каждого номера были произведения Аверченко, который устраивал на страницах «Сатирикона» веселый карнавал масок. Под псевдонимом Медуза Горгона, Фальста, Фома Опискин он выступал с передовицами и злободневными фельетонами. Волк (тот же Аверченко) давал юмористическую «мелочь». Аvе (он же) писал о театрах, вернисажах, музыкальных вечерах и остроумно вел «Почтовый ящик». И лишь рассказы он подписывал своей фамилией.

Мастер юмористического рассказа

Короткий, «выстреливающий» юмором рассказ - таков жанр, где Аверченко достигал высот подлинного словесного искусства. Глубоким политическим сатириком, «заступником народным» он, конечно, не был. Многочисленные его журнальные фельетоны - это, как правило, фельетоны -однодневки. Но среди рассказов редкими искрами проблескивают и сатирические произведения: «История болезни Иванова», «Виктор Поликарпович», «Робинзоны» и др., где зло высмеивается страх обывателя, взяточничество чиновников и эпидемия шпионажа и политического сыска.

Быт города - вот главный «герой» Аверченко. И не просто города, а города-гиганта. В Петербурге-Петрограде стократ убыстрен самый ритм, бег бытия: «Кажется, будто позавчера повстречался на Невском со знакомым господином. А он за это время или уже Европу успел объехать и женился на вдове из Иркутска, или полгода как застрелился, или уже десятый месяц сидит в тюрьме» («Черным по белому»). Здесь каждая мелочь, каждая новинка быта становится для Аверченко источником неиссякаемой изобразительности и юмора. С легкостью фокусника извлекает молодой писатель остроумные сюжеты, он готов, кажется, создавать рассказы «из ничего» и напоминает своей богатой выдумкой сотрудника «Стрекозы» и «Будильника» Антошу Чехонте.

Смеясь над пошлостью, Аверченко выступал союзно с другими «сатириконовцами» - с Сашей Черным, Радаковым, Ре-Ми, Тэффи . По мысли сотрудников, их «Сатирикон» «неустанно старался очищать и развивать вкус среднего русского читателя, привыкшего к полуграмотным распивочным листам». Здесь заслуга «Сатирикона» и Аверченко в самом деле велика. На страницах журнала хлестко высмеивается бездарность, ее дешевые штампы (рассказы «Неизлечимые», «Поэт»), устраивается показательный суд над глупостью.

Аверченко и «новое» искусство

Аверченко выступает не проем» поборником талантливого, но жизненного, реалистического искусства. Восторженно откликается он на гастроли в Петербурге МХТа: «Художественный театр был единственным местом, где и спрятал свой смех в карман и сидел на своем месте, потрясенный, сжатый тем мощным потоком несокрушимого таланта, который хлынул в мою бедную, юмористическую душу и закружил ее, как щепку». Зато высмеивает он, исходя из здравого смысла, оторванный от жизни романтизм («Русалка»), и смех его достигает звенящей силы и едкости, когда он обращается к «архимодным», упадочническим течениям в современной ему литературе или живописи. И здесь снова приходится вернуться к общей линии «Сатирикона». Художники, поэты, рассказчики постоянно щбирают мишенью для сатиры уродливое, антиэстетическое, больное в искусстве. Нет ничего удивительного в том, что темы иных карикатур и пародий повторяют или предвосхищают сюжетных аверченковских рассказов. Они видели и весело изобличали в «новаторах», кичащихся своей «непонятностью», самых обычных шарлатанов. Демократизмом, ясностью вкусов Аверченко был близок массовому читателю.

Политическая сатира

С началом великого кризиса, охватившею старую Россию,- поражения на германском фронте, надвигающаяся разруха и призрак голода - замолк веселый, искрометный смех Аркадия Аверченко. Как личную драму воспринимал он все ухудшающийся петроградский быт, дорожание жизни («Запутанная и темная история». «Индейка с каштаном», «Быт»), «Когда нет быта с его знакомым уютом, с его традициями - скучно жить, холодно жить» - этими словами заканчивается автобиографический рассказ 1917 г. «Быт». Аверченко, приветcвовавший падение романовской династии (фельетон «Мой разговор с Николаем Романовым»), выступает против большевиков («Дипломат из Смольного» и др.). Однако новая власть не желает мириться с легальной оппозицией: к лету 1918 г. закрываются все небольшевистские газеты и журналы, в том числе и «Новый Сатирикон». Самому Аверченко грозил арест и доставка в петроградскую ЧК, в знаменитое здание на Гороховой. Из Петрограда он бежит в Москву, а оттуда вместе с Тэффи уезжает и Киев. Начинается «одиссея» странствий с остановкой во врангелевском Крыму. В политическом фельетоне «Приятельское письмо Ленину» Аверченко итожит свои скитания, начиная с памятного 1918 года:

«Ты тогда же приказал Урицкому закрыть навсегда мой журнал, а меня доставить на Гороховую.

Прости, голубчик, что я за два дня до этой предполагаемой доставки на Гороховую уехал из Петрограда, даже не простившись с тобой, Захлопотался...

Я на тебя не сержусь, хотя ты гонял меня по всей стране, как серого зайца: из Киева в Харьков, из Харькова в Ростов, потом Екатеринодар. Новороссийск, Севастополь, Мелитополь, опять Севастополь. Это письмо я пишу тебе из Константинополя, куда прибыл по своим личным делам».

В памфлетах и рассказах, написанных в Крыму, Аверченко обращается к белому воинству с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками.

В Севастополе Аверченко вместе с Анатолием Каменским организует театр-кабаре «Дом артиста», где ставятся его пьесы и скетчи «Капитоша», «Игра со смертью» и где сам он выступает как актер и чтец. Из Севастополя, в потоке беженцев, Аверченко уехал одним из последних. В Константинополе он задерживается на полтора года, выступая в созданном им небольшом театре «Гнездо перелетных птиц». Последним пристанищем Аверченко становится Прага.

«Дюжина ножей в спину революции»

В 1921 г. в Париже вышла пятифранковая книжка рассказов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции». Название точно отражало смысл и содержание двенадцати рассказов, которым автор предпослал предисловие: «Может быть, прочтя заглавие этой книги, какой-нибудь сердобольный читатель, не разобрав дела, сразу и раскудахчется, как курица:
- Ах, ах! Какой бессердечный, жестоковыйный молодой человек этот Аркадий Аверченко!! Взял да и воткнул в спину революции ножик, да и не один, а целых двенадцать!

Поступок, что и говорить - жестокий, но давайте любовно и вдумчиво разберемся в нем.

Прежде всего спросим себя, положив руку на сердце:
- Да есть ли у нас сейчас революция?..

Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас, разве это революция?»

Никогда ранее писательский темперамент Аверченко не обретал такой яростной силы и выразительности. Рассказы «Фокус великого кино». «Поэма о голодном человеке», «Трава, примятая сапогом», «Чертово колесо», «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина», «Новая русская сказка», «Короли у себя дома» и т. д.- короткие, со стремительно, пружинно раскручивающимся сюжетом и яркостью обличительных характеристик. Куда подевалось мелкотемье, благодушный юмор, сытый смех! Завершалась книжка вопросом: «За что они Россию так?..» («Осколки разбитого вдребезги»).

Книжка вызвала отповедь в советской печати. Разобрав ряд аверченковских рассказов. Н. Мещеряков, например, сделал вывод: «Вот до какой мерзости, до какого «юмора висельника» дошел теперь веселый балагур Аркадий Аверченко». Вместе с тем на страницах «Правды» появилась статья другая, обстоятельно доказывавшая, что в сатире Аверченко есть нечто полезное и для советского читателя. Эту статью, как известно, написал В. И. Ленин. Характеризуя рассказы «озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко», Ленин отмечал: «Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки».

«Смех сквозь слезы»

Да, в «Дюжине ножей...» перед нами предстал «другой Аверченко». Теперь, за гребнем великих потрясений, в новых произведениях, которые писались в скитаниях - в Константинополе или в Праге, - зазвучал тот «смех сквозь слезы», что был столь характерен для отечественной литературы от Гоголя до Чехова, горькая сатира оттеснила добродушный юмор (сб. «Смешное в страшном»). Сам отъезд за рубеж окрашивается в скорбные тона, о чем поведал с горькой улыбкой пиисатель в предисловии к книге «Записки простодушного» (1923):

Сколько бы ни было недостатков у Аркадия Тимофеевича, - писал автору этих строк 4 ноября 1964 г. Корней Чуковский, когда поспе долгого перерыва вышел наконец сборник юмористических рассказов Аверченко, - он на тысячу голов выше всех ныне действующих смехачей».

  • Вопросы
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры