Биография. Крис Айзек: биография музыканта Айзек певец

Главная / Ссоры

И другие выпускники "Sun Records", так и сёрф-рокеры, у которых он позаимствовал тягу к реверберации. Кристофер Джозеф Айзек родился в Стоктоне 26 июня 1956 года. По словам матери уже в восемь месяцев ее сын стал проявлять интерес к музыке кантри, звучавшей по радио. Когда Крису стукнуло пятнадцать, он обзавелся первой гитарой, доставшейся от брата его подружки. Впрочем, в то время Айзек еще недостаточно серьезно относился к музыке, и лишь к концу 70-х он начал зарабатывать на карманные расходы, исполняя старенькие рок-н-роллы и кантри-вещицы. В 1980 году Крис приобрел инструмент марки "Sears Silvertone", справедливо решил, что в захолустном Стоктоне ему делать нечего, и отправился в Сан-Франциско. Парнем двигало желание "быть в группе", и после скитаний по клубам и выступлений с кем придется и перед кем придется Айзек сколотил собственный бэнд – "Silvertone". В состав команды также вошли гитарист Джеймс Калвин Уилси, басист Роулэнд Солли и барабанщик Кенни Дэйл Джонсон.

В 1981-м Крис познакомился с продюсером "Lovin" Spoonful " Эриком Джейкобсеном, с которым у него сложились долговременные партнерские отношения. Спустя два года музыканту удалось отхватить контракт у "Warner Bros. Records", а в 1985-м вышел его дебютный лонгплей, задавший образец ретро-звука для последующих работ. Несмотря на то, что критики встретили пластинку благожелательно, народ не спешил ее раскупать, и тираж еле-еле перевалил за 10000 копий.

Вторая попытка оказалась удачнее – альбом "Chris Isaak", где Крис еще лучше сымитировал "мокрый" пятидесятнический звук, зацепился за конец Топ 200 "Billboard". Айзек стал появляться на телевидении, открывал концерты своего кумира Роя Орбисона , а его группа отхватила первую "Бэмми" (Bay Area Music Award). С 1988 года Крис попробовал себя на актерском поприще, снявшись в картине "Married To The Mob", в котором прозвучала его песня "Suspicion Of Love". Впоследствии он не раз сотрудничал с кинематографом, но основным занятием все же оставалась музыка. В том же 1988-м "Warner Bros" передала артиста в руки "Reprise Records". Вышедший под этой крышей альбом "Heart Shaped World" включал в себя балладу "Wicked Game", которую лейбл почему-то не стал выпускать в виде сингла. Соответственно никто не обратил на пластинку особого внимания, но в 1990-м инструментальный вариант "Wicked Game" прозвучал в фильме Дэвида Линча "Wild At Heart".

Ди-джей одной из радиостанций в Атланте, большой поклонник этого режиссера, раздобыл оригинальную композицию и запустил ее в эфир. Бурная реакция слушателей заставила "Reprise Records" пересмотреть отношение к песне, и лейбл не только выпустил сингл, но и зарядил в ротацию на MTV соответствующий клип, в черно-белом видеоряде которого Айзек кувыркался на пляже с датской супермоделью Хеленой Кристенсен. Продажи диска резко увеличились, и "Heart Shaped World" легко преодолел платиновый рубеж.

В 1993-м вышел альбом "San Francisco Days", который, несмотря на сходную стилистику со своим предшественником, имел меньший успех. Следующая работа "Forever Blue" отличалась грустным настроением, что объяснялось завершением романа Айзека с Соней Чанг, являвшейся его менеджером (кстати, в том же 1995-м Крис расстался и с гитаристом Калвином Уилси). В 1996-м музыкант был номинирован на "Грэмми" в двух категориях, однако ему пришлось уступить Тому Петти и Аланис Мориссетт . Той же осенью вышел преимущественно акустический альбом "Baja Sessions", навеянный пребыванием Криса на отдыхе в Мексике. Впрочем, Айзек быстро исправился, и его очередная работа "Speak Of The Devil" звучала вполне традиционно. Ближе к концу тысячелетия музыкант занимался гастролями и актерской деятельностью, так что его новый студийник вышел только в 2002-м, причем "Always Got Tonight" оказался первой работой без Джейкобсена.

Годом раньше Айзек организовал собственный телепроект-ситком "The Chris Isaak Show", а в 2004-м выпустил подборку рождественских треков "Christmas". Очередной всплеск теледеятельности артиста совпал с появлением номерного альбома "Mr. Lucky", и благодаря ток-шоу "The Chris Isaak Hour" релиз получил дополнительную порцию рекламы. Следом вышел первый официальный зальник "Live At The Fillmore", а еще через год Крис побывал во вдохновлявшей его на музыкальные подвиги легендарной студии "Sun", где записал пластинку "Beyond The Sun" с вещами "солнечных" артистов (Пресли , Кэша и др.).

Last update 11.12.14

Старинная рок-н-ролльная мудрость гласит: у каждого времени должен быть свой Элвис. Крис Айзек бестрепетно и неоднократно объявил себя в интервью правопреемником великого короля - и был совершенно прав. Эффектная внешность а-ля 50-е, великолепный голос и вызывающие ностальгию хиты тому доказательство.

Ранние годы

Крисом Айзеком имеет честь гордиться калифорнийский городок Стоктон - именно там 26 июня 1956 года певец появился на свет. Родители звезды не могли похвалиться высокими доходами, зато безумно любили кантри и рок-н-ролл. В доме имелась огромная коллекция дисков звезд эстрады 40-х - Дина Мартина, Бинга Кросби и редчайшее собрание ранних синглов Элвиса. Все это приходилось слушать маленькому Крису. Слушал, слушал, да и проникся. В 1984 году, отправляясь по студенческому обмену в японский Тихоокеанский университет, Айзек был уже закоренелым элвисоманом. В перерывах между лекциями наслаждался любимой музыкой, водил экскурсии по местной киностудии и боксировал. За последнее увлечение пришлось расплатиться сломанным носом, и Крис решил, что боксера из него не выйдет. В действительности история со сломанным носом в боксе выглядела так: в школьные годы Крис был ужасно страшным парнем, девушки его шарахались и единственное, чем он привлекал к себе внимание - незабываемый голос и гитарные баллады. Так, в старших классах он таки завоевал сердце одной девушки, но их счастье было не долгим - вскоре она умерла. Крис, чтобы забыть боль утраты, не простив себя стал заниматься боксом. И бился так самоотверженно, что вскоре стал занимать призовые места. Но и расплата не заставила себя ждать - в одном из боев его нос был сломан несколько раз. Бой он довел тогда до конца. Врачи совершили чудо, восстанавливая ему нос - и миру предстал новый Крис, которого никто не узнавал, и образ которого стал так популярен - красавец мужчина с печальными песнями и глазами, полными тайн. Из гадкого утенка Крис превратился в настоящего «разрушителя сердец». Женщины сходили и сходят от него с ума.

Путь к славе

По возвращении в Стоктон он основал рокабилльную группу SILVERTONE, назвав ее в честь шестиструнной модели «Сирз-Ребак», и стал ее фронтменом. В состав вошли гитарист Джеймс Кэлвин Уилси, басист Роулэнд Сэлли и ударник Кенни Дэйл Джонсон. В 1985 году при поддержке знаменитого продюсера конца 60-х Эрика Якобсена SILVERTONE подписали контракт с Warner Brothers, прокатили турне по Западному побережью и выпустили альбом «Silvertone». Этот диск провалился, вокальную манеру Айзека раскритиковали, объявив его жалким подражателем Роя Орбисона. Крис обиделся, засучил рукава… и засел за работу. Все с той же командой, но уже под собственным именем он записал альбом «Chris Isaak», который все-таки попал в заветный биллбордовский Топ-200. Правда, на 194-е место, но и то хлеб. Трудолюбивый Крис лично написал десять композиций из одиннадцати. Эту одиннадцатую, «Heart Full Of Soul», сочинил для него легендарный английский хитмейкер Грэхэм Голдмэн, музыкант THE MINDBENDERS и 10сс. В октябре 1987 года у Айзека появился первый хит - ныне всем прекрасно известная баллада «Blue Hotel». Это своего рода «помесь» вокальных приемов Орбисона и Пресли в сочетании со стопроцентной элвисовской внешностью. Печальное обаяние «Blue Hotel» сначала оценили почему-то только французские меломаны. Но уже в конце года журнал USA Today рекомендовал альбом «Chris Isaac» своим читателям как «альбом 1987-го», что свидетельствовало о растущей известности Криса. Известность эта, впрочем, не устраивала фирму Warner Brothers, которая хотела быстрых прибылей. После того как альбом «Heart Shaped World» в августе 1989 года не поднялся выше 149-го места в США, компания объявила о расторжении контракта, объяснив этот шаг тем, что мрачные и меланхоличные айзековские баллады а-ля 50-е коммерчески не выгодны. Однако Крису удалось уговорить боссов лейбла не бросать его на произвол судьбы. Конфликт уладили, но Warner Bros отказалась рекламировать композиции Айзека и вынудила его заняться музыкой для кино. Режиссер Дэвид Линч, уже использовавший сочинения Криса в фильме «Blue Velvet», обратил внимание на песню «Wicked Game» и попросил сделать инструментальную версию для «Wild At Heart» с Николасом Кэйджем в главной роли. Кроме того, Айзек сочинил тему для мыльной оперы «Days Of Our Lives» и фильма «The Preppie Murder». Он и не догадывался, что именно кино принесет ему всемирную славу. В октябре 1990 года «Дикие сердцем» вышли на штатовские экраны. Музыкальный директор атлантской радиостанции «Power-99» Ли Честнат трижды смотрел картину и был заворожен айзековской инструменталкой. Была дана команда ди-джеям - раскручивать вокальную версию «Wicked Game» из альбома 1989 года, и вскоре примеру «Power-99» последовали все радиостанции штата, а там и страны. 15 декабря 1990года «Wicked Game» - сексуальная баллада с очень красивой гитарной партией в духе Стивена Стиллза, трагическим вокальным надрывом и великолепным клипом - вышла на 10-е место английского хит-парада, а сам Крис Айзек неожиданно стал любимчиком модных журналов - Esquire и Elle посвятили ему большие статьи, а People провозгласил музыканта одним из самых красивых людей в мире. 1991 год стал для «современного Элвиса» триумфальным. Для английского рынка был переиздан альбом 1989 года (под названием «Wicked Game») - и занял 3-е место. На родине диск добрался до 7-го. «Wicked Game» разместилась в США на 6-м месте, а переизданный «Blue Hotel» - на 17-м в Англии. Айзек получил международную рок-премию «Лучший вокалист года», клип «Wicked Game» тоже был признан лучшим. Следующий год прошел куда спокойнее - певец принял участие всего в двух сборных концертах. Карьера киноактера продолжалась в 1993 году, когда Айзек сыграл у Дэвида Линча в Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной и у Бернардо Бертолуччи в «Little Buddha». Тогда же был записан альбом «San Francisco Days», в апреле занявший 12-е место в Англии, а в мае - 35-е в США. Этот диск получился слабее предыдущего - перманентная грусть Айзека начала приедаться, суперхитов наподобие "«Wicked Game» не было. Крис прекрасно умел сыграть «романтичного» Элвиса периода, скажем, 1960-г

о или 1962-го, но вот веселого, энергичного короля рок-н-ролла из него явно не вышло. Даже бойкий рокабилльный номер «Lonely With A Broken Heart», довольно близкий к Пресли по вокальной манере, оставляет странное невеселое впечатление. Новый диск появился в 1995 году. Как и предшественник, «Forever Blue» попал в английский Топ-30 и штатовский Топ-40. Единственным хитом стала песня «Somebody’s Crying». Весь следующий год Айзек судился с пищевой компанией «Hunt-Wesson Inc.», которая использовала мелодию «Wicked Game» для рекламы попкорна. И вот - новый диск Элвиса нашего времени. Судя по всему, Айзек не собирается менять свой имидж - жизнерадостных и заводных песен мы вряд ли от него дождемся. Судите по трек-листу: «Walk Slow» (Иди медленно), «Black Flowers» (Черные цветы), «Breaking Apart» (Разбитый на части), «Speak Of The Devil» (Помяни черта)…

Крис Айзек (Chris Isaak) родился в городе Стоктон (Калифорния) 26 июня 1956 года. В 1980 году Айзек окончил Стокстонский университет и положил диплом в самый дальний ящик письменного стола, как потом выяснилось - навсегда. Еще во время учебы Крис Исаак, биография которого уже была готова к переменам, стал активно участвовать в создании рок-группы Silvertone, которая очень скоро приняла форму обычного квартета: и Позже в состав добавили электроорган для фонового сопровождения. Музыканты делали ставку на безупречное звучание всех Чистота гитарных партий, с обязательными включениями легкого глиссандо, делала музыку Silvertone чарующей, если не сказать гипнотической. Хорошая аранжировка сразу стала "фирменным" признаком группы, все инструменты звучали на редкость слаженно и органично дополняли друг друга. Многие музыкальные группы страдают именно несыгранностью, причина этого кроется даже не столько в музыкальных разногласиях, сколько в психологических. Взаимное непонимание заканчивается сменой состава, уходом одних музыкантов и приходом других. Постоянная ротация не идет на пользу общему делу. В группе Silvertone, по счастью, все музыканты оставались на своих местах, и полное взаимопонимание было залогом успешности.

Silvertone

Вокальные способности Криса Исаака позволяли включать в репертуар сложнейшие баллады, возможности Silvertone казались неограниченными. Хорошим примером может служить композиция Wicked Game, которая поражает своей минорной лиричностью: музыканты не играют - они живут мелодией. Едва слышный бэк-вокал делает композицию более объемной. Ударник Кенни Дэйл, надо отдать ему должное, тонко чувствует свою роль, он не стучит, а сопровождает песню сдержанно и тактично. Хотя иногда, в других аранжировках, его барабаны доминируют жестко и "по-блюзовому", как это происходит, например, в песне Lovely With A Broken Heart.

Крис и Элвис

Крис Исаак часто сравнивает себя с Элвисом Пресли и старается подражать ему. Эту аналогию можно принять с некоторой натяжкой, просто потому, что Пресли недосягаем, и любое сравнение с ним выглядит некорректно. Однако Крис сам по себе, без всяких сравнений, является великолепным певцом и композитором. У него сильный, выразительный голос, неширокий, но вполне достаточный для исполнения шлягеров, диапазон. Первый альбом Исаака и его группы был записан в 1985 году на Warner Bros. Records под названием Silvertone. Ни альбом, ни сама группа к тому времени еще не были раскручены, поэтому продавался диск медленно. Это огорчало музыкантов, но тем не менее они продолжали работать. Гитарист Джеймс Кельвин Вилси, бас-гитарист Роланд Сэлли, ударник Кенни Дэйл, засиживались допоздна, отрабатывая аккорды, расписывая партии для каждого инструмента и методично добивась полной гармонии.

Billboard 200

Спустя два года был выпущен второй диск под названием Chris Isaak, который вскоре был включен в Billboard-200. И хотя альбом занял всего лишь 194-ю строчку, само его участие в столь престижном списке говорило о многом. Надо сказать, что все песни "Крис Исаак" получились как на подбор романтичными, с легким налетом меланхолии. Хит в альбоме был всего один - Blue Hotel, но одной этой песни оказалось достаточно, чтобы продажи выросли в несколько раз по сравнению с диском Silvertone. Крис Исаак в одночасье стал популярным певцом. Оставалось закрепить успех, и музыканты занялись новыми композициями, которые должны были войти в следующий сборник, выгодно отличающийся от предыдущего.

Долгожданный успех

Следующий альбом Криса под названием Heart Shaped World стал настоящим прорывом, его продажи резко возросли по сравнению с предыдущими двумя дисками. В 1996 году Heart Shaped World был отмечен мультиплатиновым статусом RIAA, который дается за тираж, превышающий 2 000 000 проданных экземпляров. Однако до триумфа было еще далеко, а тем временем студия Warner Bros. Records решила приостановить свое сотрудничество с Крисом Исааком по причине недостаточной коммерческой отдачи. Положение спасло то, что кинорежиссер Дэвид Линч включил песню Wicked Game в саундтрек своего фильма Wild at Heart.

Признание

Год 1991 прошел для певца под знаком всеобщего признания. Крис Исаак, фото которого стали появляться на обложках глянцевых журналов, инициировал переиздание своих песен. Отпечатанный заново альбом 1989 года получил название Wicked Game и стал продаваться, как горячие пирожки, не только в Америке, но и в Англии. По такой же схеме обновления были перепечатаны все остальные альбомы. Исаак получил международную премию музыки рок-н-ролла "Лучший вокалист года", а клип Wicked Game был признан лучшим клипом года.

Теперь музыкант получил возможность выпускать альбомы, которые рекламировали сами себя и были ожидаемы публикой. Крис Исаак - певец, который постоянно совершенствуется. Его дискография включает в себя 11 альбомов, выпущеных в период с 1985 по 2011 год:

  • Silvertone - 1985 год.
  • Chris Isaak - 1987 год.
  • Heart Shaped World - 1989 год.
  • San Francisko Days - 1993 год.
  • Forever Blue - 1995 год.
  • Baja Sessions - 1996 год.
  • Speak of the Devil - 1998 год.
  • Always Got Tonight - 2002 год.
  • Christmas - 2004 год.
  • Mr. Lucky - 2009 год.
  • Beyond the Sun - 2011 год.

Фильмография

Как уважающий себя музыкант с яркой внешностью, Крис Исаак (так же как и Элвис Пресли) снимался в кино. Фильмография певца насчитывает 10 картин с его участием:

  • Год 1988 - "Замужем за мафией" режиссёра Джонатана Демми. Крис Исаак сыграл клоуна.
  • Год 1991 - "Молчание ягнят" режиссёра Джонатана Демми. Крис сыграл командира спецназа.
  • Год 1992 - "Твин Пикс", режиссёр Дэвид Линч. Роль Исаака - агент Честер Десмонт.
  • Год 1993 - "Маленький Будда", режиссёр Бернардо Бертолуччи. Крис Исаак сыграл Дина Конрада.
  • Год 1994 - сериал "Друзья", режиссер Дэвид Крейн. Крис Исаак - приглашенная звезда.
  • Год 1996 - "Утеха сердца моего" режиссёра Эллисон Андерс, роль Криса - Мэтью Льюис; "То, что ты делаешь", режиссёр Том Хэнкс, роль Исаака - дядя Боб.
  • Год 1999 - "Конец невинности", режиссёр Джеймс Роу. Крис Исаак сыграл Эмерсона Котсвальда.
  • Год 2004 - "Бесстыдники", режиссёр Пол Уолкер. Крис в эпизодической роли.
  • Год 2009 - "Информаторы", режиссёр Грегор Джордан. Исаак сыграл Леса Прайса.

Перед выбором

Кинопроекты отнимали у Криса все его время, и в какой-то момент он стал сетовать на то, что отдаляется от своего основного занятия, перестает быть певцом и композитором. Здесь также возможна аналогия с Элвисом Пресли, который в свое время снялся в 30 бессмысленных фильмах. По словам Элвиса, было потрачено безумное количество времени на пустые киноленты с поцелуями. У Криса Исаака все обстояло примерно так же, с той лишь разницей, что ему целоваться не приходилось, да и роли были незначительными.

Американский музыкант и киноактер Крис Айзек родился 26 июня 1956 года в калифорнийском городке Стоктон. Достаток в семье был ниже среднего, но это не мешало их семейному увлечению. Постоянными обитателями их дома были огромные коллекции дисков Дина Мартина, Хэнка Вильямса и Бинга Кросби, но особенно ценился здесь Элвис Пресли. Родители будущего музыканта с детства привили Крису исключительную любовь к рок-н-роллу, что значительно повлияло на его будущее творчество. Занятия боксом, которым Крис уделял внимание в школьные и студенческие годы, также внесли свою лепту в процесс появления новой звезды. Дело в том, что во время обучения в школе Крис был крайне непривлекательным юношей, лишенным внимания девушек. Но любовь в его жизнь все-таки возникла. Отношения закончились трагически, и Крис, обвиняя исключительно себя, ударился в бокс, заполучив в одном из соревнований сломанный нос. Перелом был настолько неудачным, что врачам пришлось собирать нос буквально заново. Совершив чудо, врачи явили на свет обновленного и гораздо более привлекательного юношу. Новый образ Криса Айзека удивил всех, а измененный нос сделал из Криса красавца мужчину, уверенного в своих силах и способного свести с ума любую женщину не только своим голосом, но и своей внешностью. Это событие позволило Крису утвердиться в собственных силах.

В 1984 году Крис основал музыкальную группу «Silvertone», став ее фронтменом. В следующем году вышел первый альбом группы с одноименным названием. Альбом оказался провальным, но это не остановило музыкантов. Ребята переименовали группу в «Chris Isaak», и в 1986 году представили новый альбом под таким же названием, продолжая незамысловатую традицию называть собственные альбомы своим же именем. Второй альбом получился более успешным, попав-таки в биллбордовский Топ-200. Первый хит Айзека родился лишь в октябре 1987 года. Это была лирическая баллада под названием «Blue Hotel», широко известная ныне. Вокальные приемы Элвиса Пресли с сочетании с элвисовской внешностью Криса позволили говорить о нем, как о приемнике великого короля рок-н-ролла.

Альбом «Chri» принес популярность Крису и его команде, но мрачность и меланхолия его лирических баллад заставили продюсеров из Warner Bros усомниться в их коммерческой способности и отказаться от контракта с группой, вынудив «современного Элвиса» заняться сочинением музыки для кино. Инструментальная версия песни «Wicked Game» из третьего альбома группы, написанная по настоянию Дэвида Линча, принесла музыканту всемирную известность. После выхода на экраны фильма «Дикие сердцем», саундтреком к которому и была песня «Wicked Game», ди-джеями началась раскрутка вокальной версии песни, которая смогла попасть на 10 место английского хит-парада.

Триумфальным для Криса стал 1991 год. Переиздание альбома 1989 года под новым названием «Wicked Game», высокие рейтинги в хит-парадах, международная рок-премия «Лучший вокалист года» сделали Криса Айзека и его команду всемирно известными.

Параллельно Крис Айзек снимался в эпизодах кинофильмов - его фильмография насчитывает десяток фильмов. В 1993 году Крис сыграл у знаменитых Дэвида Линча и Бернардо Бертолуччи, снялся в сериалах «Друзья» и «Информаторы». На протяжении нескольких сезонов Крис вел собственное шоу на телевидении.

Крис Айзек по-прежнему стабильно выпускает по новому альбому каждые несколько лет. Состав группы «Chris Isaac» не менялся вот уже двадцать с лишним лет, настолько сплоченной является его команда. Мастерство Криса в его постоянстве – грусть, меланхолия, отсутствие заводных песен продолжают оставаться стержнем его творчества. Помимо музыки, Айзек увлекается анимацией и виндсерфингом.

Наст. время

Warner Bros. Records приостановил сотрудничество с музыкантом . Возможно это было связано с тем, что мрачные баллады Айзека в стиле 50-х годов были совершенно не по вкусу слушателям того времени, однако песня «Wicked Game » стала хитом в 1990 году , и была включена в саундтрек Wild at Heart Дэвидом Линчем .

1991 год стал для «современного Элвиса» триумфальным. Для английского рынка был переиздан альбом 1989 года (под названием «Wicked Game») - и занял 3-е место. На родине диск добрался до 7-го. «Wicked Game» разместилась в США на 6-м месте, а переизданный «Blue Hotel» - на 17-м в Англии. Айзек получил международную рок-премию «Лучший вокалист года», клип «Wicked Game» тоже был признан лучшим. Следующий год прошёл куда спокойнее - певец принял участие всего в двух сборных концертах. Карьера киноактера продолжалась в 1993 году, когда Айзек сыграл у Дэвида Линча в Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной и у Бернардо Бертолуччи в «Little Buddha». Тогда же был записан альбом «San Francisco Days», в апреле занявший 12-е место в Англии, а в мае - 35-е в США . Этот диск получился слабее предыдущего - перманентная грусть Айзека начала приедаться, суперхитов наподобие «Wicked Game» не было. Крис прекрасно умел сыграть «романтичного» Элвиса , периода скажем, 1960-го или 1962-го, но вот веселого, энергичного короля рок-н-ролла из него явно не вышло. Даже бойкий рокабилльный номер «Lonely With A Broken Heart», довольно близкий к Пресли по вокальной манере, оставляет странное невеселое впечатление.

Новый диск появился в 1995 году. Как и предшественник, «Forever Blue» попал в английский Топ-30 и штатовский Топ-40. Единственным хитом стала песня «Somebody’s Crying». Весь следующий год Айзек судился с пищевой компанией «Hunt-Wesson Inc.», которая использовала мелодию «Wicked Game» для рекламы попкорна.

Дискография

  • Silvertone (1985)
  • Chris Isaak (1987)
  • Heart Shaped World (1989)
  • San Francisco Days (1993)
  • Forever Blue (1995)
  • Baja Sessions (1996)
  • Speak of the Devil (1998)
  • Always Got Tonight (2002)
  • Christmas (2004)
  • Mr.Lucky (2009)
  • Beyond the Sun (2011)
  • First Comes the Night (2015)

Фильмография

  • «Замужем за мафией »… клоун (1988)
  • «Молчание ягнят »… командир отряда спецназовцев (1991)
  • «Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной »… специальный агент Честер Десмонт (1992)
  • «Маленький Будда »… Дин Конрад (1993)
  • «Утеха сердца моего »… Мэтью Льюис (1996)
  • Сериал «Друзья »… Роб Донан
  • «То, что ты делаешь »… дядя Боб (1996)
  • «Конец невинности »… Эмерсон Котсвальд (1999)
  • «Грязный стыд »… (2004)
  • «Информаторы »… Лес Прайс (2009)

Напишите отзыв о статье "Айзек, Крис"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Айзек, Крис

Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.
– Кто тут ходит за больными? – спросил он фельдшера. В это время из соседней комнаты вышел фурштадский солдат, больничный служитель, и отбивая шаг вытянулся перед Ростовым.
– Здравия желаю, ваше высокоблагородие! – прокричал этот солдат, выкатывая глаза на Ростова и, очевидно, принимая его за больничное начальство.
– Убери же его, дай ему воды, – сказал Ростов, указывая на казака.
– Слушаю, ваше высокоблагородие, – с удовольствием проговорил солдат, еще старательнее выкатывая глаза и вытягиваясь, но не трогаясь с места.
– Нет, тут ничего не сделаешь, – подумал Ростов, опустив глаза, и хотел уже выходить, но с правой стороны он чувствовал устремленный на себя значительный взгляд и оглянулся на него. Почти в самом углу на шинели сидел с желтым, как скелет, худым, строгим лицом и небритой седой бородой, старый солдат и упорно смотрел на Ростова. С одной стороны, сосед старого солдата что то шептал ему, указывая на Ростова. Ростов понял, что старик намерен о чем то просить его. Он подошел ближе и увидал, что у старика была согнута только одна нога, а другой совсем не было выше колена. Другой сосед старика, неподвижно лежавший с закинутой головой, довольно далеко от него, был молодой солдат с восковой бледностью на курносом, покрытом еще веснушками, лице и с закаченными под веки глазами. Ростов поглядел на курносого солдата, и мороз пробежал по его спине.
– Да ведь этот, кажется… – обратился он к фельдшеру.
– Уж как просили, ваше благородие, – сказал старый солдат с дрожанием нижней челюсти. – Еще утром кончился. Ведь тоже люди, а не собаки…
– Сейчас пришлю, уберут, уберут, – поспешно сказал фельдшер. – Пожалуйте, ваше благородие.
– Пойдем, пойдем, – поспешно сказал Ростов, и опустив глаза, и сжавшись, стараясь пройти незамеченным сквозь строй этих укоризненных и завистливых глаз, устремленных на него, он вышел из комнаты.

Пройдя коридор, фельдшер ввел Ростова в офицерские палаты, состоявшие из трех, с растворенными дверями, комнат. В комнатах этих были кровати; раненые и больные офицеры лежали и сидели на них. Некоторые в больничных халатах ходили по комнатам. Первое лицо, встретившееся Ростову в офицерских палатах, был маленький, худой человечек без руки, в колпаке и больничном халате с закушенной трубочкой, ходивший в первой комнате. Ростов, вглядываясь в него, старался вспомнить, где он его видел.
– Вот где Бог привел свидеться, – сказал маленький человек. – Тушин, Тушин, помните довез вас под Шенграбеном? А мне кусочек отрезали, вот… – сказал он, улыбаясь, показывая на пустой рукав халата. – Василья Дмитриевича Денисова ищете? – сожитель! – сказал он, узнав, кого нужно было Ростову. – Здесь, здесь и Тушин повел его в другую комнату, из которой слышался хохот нескольких голосов.
«И как они могут не только хохотать, но жить тут»? думал Ростов, всё слыша еще этот запах мертвого тела, которого он набрался еще в солдатском госпитале, и всё еще видя вокруг себя эти завистливые взгляды, провожавшие его с обеих сторон, и лицо этого молодого солдата с закаченными глазами.
Денисов, закрывшись с головой одеялом, спал не постели, несмотря на то, что был 12 й час дня.
– А, Г"остов? 3до"ово, здо"ово, – закричал он всё тем же голосом, как бывало и в полку; но Ростов с грустью заметил, как за этой привычной развязностью и оживленностью какое то новое дурное, затаенное чувство проглядывало в выражении лица, в интонациях и словах Денисова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры