Что такое февральская лазурь. Описание картины Грабаря «Февральская лазурь

Главная / Ссоры

Живописное произведение - картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» написанная в 1904 году обладает особой поэзией. Февраль – это месяц борьбы между зимой, не желающей уступать свои права и всего лишь предчувствием приближения весны, ее легким дуновением. Долгим ожиданием пробуждения всей природы после тихого зимнего сна.

Зима не сдает свои позиции, она пугает морозами и снежными вьюгами. Но даже в феврале бывает солнечная погода, когда сразу обращаешь внимание на природу, которая всегда удивительно красива. Просто в нашем суетливом мире мы порой не находим времени, чтобы уделить внимание и посмотреть вокруг. Грабарь, как истинный художник, не смог остаться равнодушным к такой красоте и подарил нам этот великолепный пейзаж.

На переднем плане картины изображена березка, покрытая тончайшим слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося даже под неяркими лучами солнца. Чуть подальше видны березы помоложе и совсем еще «подростки» с тоненькими стволами. Кажется, что раскинув ветви, они медленно кружатся в плавном хороводе, словно молодые девушки, празднуя Масленицу и встречая приход весны. Только лес на заднем плане разделяет небо и землю. Если немного постоять у этой картины, вдруг покажется, что вы ясно слышите русскую народную песню о березе. Ведь береза - символ России, ее краса, поэтому народ насочинял о ней много песен и веселых и грустных.

Белоствольные красавицы изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба. Эти тона, которые так щедро применяет живописец, несут прохладу и чистоту, словно дуновение ветерка и запахи еще только приближающейся неслышной легкой поступью весны.

Такие оттенки лазури, бирюзы, синевы, как подарок нашей русской природы в самый вьюжный на просторах России зимний месяц. Все полотно создает ощущение приближающегося праздника,

Картина Февральская лазурь нравилась и Игорю Эммануиловичу. Он часто говорил о том, как внезапно пришло удивительное вдохновение, для ее создания. Такой пейзаж Грабарь увидел в Подмосковье морозным солнечным утром, выйдя на прогулку. Его поразил цвет лазури, который, кажется, окутывал все вокруг, и только березки вытянувши свои ветви, словно в танце, разбавляли эти невероятные краски жемчуга, коралла, сапфира и бирюзы. Все вместе это было похоже на сказочный островок в сиянии драгоценных камней.

Художник был изумлен фантастической красотой березовых ветвей в этом перезвоне всех оттенков радуги, на фоне голубого неба. На фоне бирюзы неба, прошлогодняя листва, которая уцелела на самой верхушке березы, кажется золотистой. Словно исполняя пожелание живописца, солнечные дни стояли почти две недели, позволяя Грабарю запечатлеть это чудо. Казалось, природа позировала талантливому художнику, показывая свое изящество в зимнем уборе. Нечеткие линии производят эффект наполнения картины светом и воздухом.

Художник использует очень светлые чистые оттенки, за счет чего получается хрустальный перезвон голубого цвета – от нежной бирюзы до искрящегося ультрамарина. Полотно напоминает картины известных французских импресси¬онистов.

Сегодня картина Грабаря «Февральская лазурь» находится в Государственной Третьяковской галерее. Размер холста 141 на 83 см

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

И. Грабарь - известный русский художник-пейзажист, уче­ник И.Е. Репина, певец зимы, снега, мороза. Всем нам хорошо знакомы такие его полотна, как «Мартовский снег», «Зимний вечер», «Зимний пейзаж». Одно из лучших его творений - кар­тина «Февральская лазурь», написанная им в 1904 году.

На картине мы видим зимнюю березовую рощу. Это дерево всегда привлекало внимание художника. «Что может быть пре­краснее березы, единственного в природе дерева, ствол кото­рого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестествен­ное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую бе­резу…», - писал И. Грабарь. И именно березка подвигла его на­писать этот прекрасный пейзаж. Вот как вспоминает об этом сам художник: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкост­ного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от от­крывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: ка­кие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объеди­ненных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Фев­раль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сда­вал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину… Писал я с зонтиком, окра­шенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой сторо­ной к синеве неба…».

На картине изображен чудесный февральский денек - радо­стный, солнечный, морозный. На первом плане мы видим не­жную белоствольную красавицу-березу, обласканную солнечным лучом. Ветви ее широко раскинулись и устремились в ослепительно синее, чистое, огромное небо. На нем практически нет облаков. Внизу - свежий, искрящийся на солнце перламутро­во-бирюзовый снег. Жгучий, прозрачный, морозный воздух. На заднем плане мы видим березовую рощицу, юные, тонкие, строй­ные деревца. И здесь уже преобладают холодные тона, краски - солнце почти не проникает в березовую чащу. Вся картина ос­тавляет необыкновенно радостное впечатление. Невольно вспо­минаются нам пушкинские строки:

Под голубыми небесами Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Такое же радостное и умиротворенное впечатление создает эта картина природы, созданная Пушкиным.

Художник использует белый, коричневый цвет и нежные, тон­кие оттенки синего - бирюзовый, перламутровый, сиреневый, лазурный. Да ведь и сама картина называется «Февральская ла­зурь». Думается, это название очень подходит этому пейзажу.

Картина мне очень понравилась. Она передает нежную, ти­хую и величественную красоту русской природы.

Здесь искали:

  • сочинение по картине февральская лазурь
  • сочинение по картине грабаря февральская лазурь
  • сочинение Февральская лазурь

Умение блистательного русского живописца Игоря Грабаря передать тот момент, когда зима вот-вот сдаст позиции весне, никогда не оспаривалось ни критиками, ни обычными зрителями. Вот и картина «Февральская лазурь» удивительным образом перемещает нас в зимний лес, который уже готовится сбросить оковы зимы. Настроением этой грядущей перемены пропитана она до последнего мазка.

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца — он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду.

Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных
работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового — то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в Белой зиме, акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства.

Интересен выбранный художником ракурс: зритель смотрит на изображение снизу, это расширяет пространство картины. В работе использовано очень много светлых тонов — белые берёзы, снег, небо. Но, несмотря на это, яркий светлый колорит работы не мешает ее комфортному восприятию. Кроме большого количества белесоватых оттенков художник также использует и цвета, традиционно связываемые с приходом весны: голубой и ультрамариновый. Сочетание цветов помогает зрителю понять, что дни зимы сочтены и совсем скоро весна вступит в свои права.

Главным героем картины Грабаря «Февральская лазурь» является, конечно, берёза на переднем плане. Её ветви чётко выделяются на фоне по-весеннему голубого неба. На них сверкает иней, красивым ожерельем обрамляя русскую красавицу. Позади неё художник изобразил ещё несколько березок, красота и изящество которых вторят главной героине.

Настроение картины — радостное, весеннее, несмотря на то, что зима сковала природу своим холодом. Понятно, что весна с её весёлыми ручьями и пением птиц не за горами, холод скоро закончится и берёзы по кроются сережками и молодыми свежими листочками.

Год написания картины: 1904.

Размеры картины: 141 x 83 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

11 июня 2015

Говорят, что пейзаж - это портрет природы. И у хорошего художника он преисполнен динамизма, некой тайны, открывающейся зрителю лишь на интуитивно-чувственном уровне. Он наблюдает обыкновенную, даже непримечательную зарисовку природы - одиноко стоящее дерево, неспокойное море или горную местность - и тем не менее не перестает восхищаться необычным ракурсом изображаемого, фотографически точно подмеченным настроением, импрессионистической игрой с цветами. Всеми этими особенностями можно охарактеризовать и полотна Игоря Грабаря. Попробуем же дать описание картины «Февральская лазурь».

История создания

Как правило, свидетельства об истории создания того или иного произведения искусства крайне недолговечны. Проходит некоторое время - и уже сам художник точно не помнит, когда его посетил замысел запечатлеть что-либо на бумаге. К счастью, история картины «Февральская лазурь» не канула в Лету. Известно, что создавалось полотно, когда Грабарь гостил в Дугино у хлебосольного мецената Николая Мещерина. Дугинский период считается едва ли не самым плодотворным в творчестве художника, написанные за 13 лет картины с удовольствием принимали музеи и выставки.

Однажды погожим февральским утром художник просто решил погулять - без красок и мольберта. Одна из берез показалась Грабарю особенно красивой, он засмотрелся на нее и... уронил палку. А поднимая ее, взглянул на деревце снизу вверх. Эффект был просто необыкновенный! Художник бросился за принадлежностями и зарисовал увиденное, дабы через несколько дней приступить к созданию полноценной картины. Для этого Грабарь вырыл траншею в снегу, прикрыл холст зонтом, что усилило эффект присутствия синего цвета, и принялся творить. Работал он около двух недель, и все это время природа баловала художника прекрасной погодой.

Предмет изображения

Описание картины «Февральская лазурь» начнем с главного - березки на переднем плане. Деревце окутано тончайшим зимним кружевом, способным весело искриться даже в пасмурный день. Чуть дальше видны меньшие подружки белоствольной царицы, маленькие березки. Так и приходит на ум сравнение с девушками, которые кружатся в хороводе, кличут весну и провожают февраль. Кажется, постой еще немножко рядом с полотном - и ты услышишь песню о символе нашей страны, березе.

Дерево изображено на фоне белоснежного покрывала и пронзительно-синего неба. Оттого его ветви, придающие березке интересную, даже несколько странную форму, выглядят таинственными, сказочными, околдованными. Словно белоствольная красавица только что проснулась и тянется к небу для приветствия весны, из-за чего кажется, что березка подбоченилась.

Цветовое решение

Продолжаем сочинение "Описание картины «Февральская лазурь»". Казалось бы, изображение зимнего месяца требует задействовать вовсю белую краску. Однако Грабарь поступил иначе. На полотне зрителю отчетливо видно, что снег уже не очень чистый, кое-где виднеются проталины, а значит приближается весна. В то же время художник щедро использует пастельные и яркие тона. Считается, что в полотне он достиг предела цветовой насыщенности, рисуя, по сути, чистым светом. Мы увидим немало оттенков голубого, ультрамаринового. Все они сливаются в неповторимую музыку живописи, главная цель которой - передать еще один миг из жизни природы, невидимый подчас для простого человека. Подобной установкой полотно, которое создал Грабарь - «Февральская лазурь» - сближается с шедеврами французских импрессионистов, таких как «Маки» Клода Моне.

Доминирующее настроение

Главный идейный посыл полотна можно охарактеризовать как ожидание. Зимняя стужа обязательно сменится теплой погодой, изображенная березка оденется в прекрасный наряд из зеленых листьев, а природа начнет новый виток своего развития. Это объясняет необычайный, оптимистический эмоциональный фон полотна. Это описание картины «Февральская лазурь» должно учитывать.

Прочие факты

За Грабарем закрепилась слава изобразителя зимней поры. Существует даже интересная параллель упомянутого дугинского периода с Болдинской осенью Пушкина как одного из наиболее плодотворных периодов деятельности поэта. Впрочем, Грабарь - «Февральская лазурь» и иные «зимние» полотна не в счет! - запечатлевал и другие времена года, а также лица людей. Художник за всю свою жизнь поработал очень плодотворно: далеко не каждый живописец может практически без остановки творить около 60 лет!

Первоначально интересующее нас полотно художник назвал «Голубой зимой» - аналогия с другими полотнами Грабаря - но когда отдавал свое детище в Третьяковскую галерею, переименовал его. Шедевр и по сей день находится там. Посетители взирают на полотно, с удивлением обнаруживают то, что не в силах передать даже самые искусные репродукции: мазки, отдельные точки, из которых слагается полотно. Это тоже след одного из течений искусства - дивизионизма.

На этом описание картины «Февральская лазурь» можно считать законченным.

Игорь Грабарь - художник, который известен благодаря своим пейзажным картинам. Необходимо сказать, что которую так любил изображать автор на своих полотнах, всегда выглядела по-особенному, так, как видел её сам мастер. Одной из самых известных работ художника является «Февральская лазурь». Она вызывает бурю эмоций и впечатлений у тех, кто когда-либо её видел. Сочинение по картине «Февральская лазурь» писал практически каждый школьник, причем даже в младших классах.

Художник Игорь Грабарь

Будущий талантливый художник, реставратор, педагог Игорь Грабарь родился 25 марта 1871 года в Будапеште. Учился он в лицее цесаревича Николая, и, что немаловажно, закончил его с После этого Грабарь поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет.

Стоит отметить, что старший брат Игоря - Владимир - вскоре после окончания учебного заведения всё же стал известным юристом. Однако младший Грабарь предпочёл стать художником, так как именно это дело было больше всего ему по душе. Стоит отметить, что Игорь начал посещать занятия по рисованию, находясь ещё в Москве.

Через год после окончания университета Игорь поступил в Петербургскую академию художеств. На протяжении некоторого времени преподавателем его был известный на весь мир Илья Репин.

Однако после окончания этого учебного заведения Грабарь не остановился и решил, что теперь хочет поступить в Париж, а затем - в Мюнхен. Его замыслы сбылись.

Многое в жизни Игоря изменил его переезд в Москву в 1903 году. После художник участвовал в многочисленных выставках, а его работами можно было любоваться даже за границей, где они также выставлялись на различных экспозициях.

Одной из самых известных и знаменитых картин автора является «Февральская лазурь». Она вызывает у зрителя массу эмоций, а также впечатления, которые невозможно забыть. Сочинение по картине «Февральская лазурь» написать совсем несложно, потому что, глядя на эту картину, у зрителя возникают бурные эмоции и впечатления, описание которых станет для каждого только удовольствием.

Зима на картине «Февральская лазурь»

Замечательную работу, которая на протяжении многих лет восхищает каждого, написал И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» не оставит равнодушным никого, потому что это полотно передаёт весеннее настроение, несмотря на то, что на нем иллюстрируется зимняя пора.

На изображены берёзы в зимнюю пору, которые дарят каждому зрителю тёплые, хорошие эмоции. Каждый школьник, увидев эту замечательную работу, сможет написать сочинение. «Февральская лазурь» показывает, как бывает прекрасна зима накануне наступления весенней тёплой поры.

Очень часто художники передают зиму на своих картинах в белых, холодных тонах, показывая всю величественность этой поры. Однако Игорь Грабарь решил доказать зрителям, что зима бывает не только суровой и угрюмой, но и тёплой, солнечной.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» может помочь каждому созерцателю этой работы понять, что же хотел показать автор.

Сочинение на тему "Солнце на картине художника"

Умеет передавать зрителю и впечатления через картину И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь» - работа художника, которая является этому доказательством. Зритель ощущает и улавливает через картину посыл автора, впечатления и эмоции, которые вызывает зима и её красота.

Несмотря на то, что солнце зимой светит, но не греет, зритель картины «Февральская лазурь» всё равно чувствует тепло и радость. Автор ловко изобразил уходящие лучи, которые медленно окутывают каждую одинокую берёзку. Благодаря его умению зритель чётко видит и чувствует, насколько ласковым и тёплым может быть солнце зимой.

Исключительно красиво, с трепетной русскую природу на своих полотнах Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» (сочинение по картине поможет зрителю выразить свои эмоции на бумаге) - отражение таланта мастера. И этим полотном не устаешь восхищаться.

Берёзы на картине «Февральская лазурь» (Грабарь). Сочинение о красоте природы

Бурю эмоций у зрителя вызывают берёзы, изображённые на картине. Первый взгляд читателя обращается к группе одиноких деревьев, радующихся солнечному деньку на опушке Изящные стволы и ветки частично покрыты сияющим и искрящимся на солнце снегом. На верхушках берёз виднеются ещё не опавшие прошлогодние листья, которые смогли пережить зимние суровые холода. В этот день наконец-то наступило спокойствие, вьюги и бури закончились, и теперь им на смену пришли ласковые лучи тёплого солнца.

Сочинение по картине «Февральская лазурь» написать несложно. Достаточно просто взглянуть на эту работу, насладиться красотой русской природы, и мысли сами польются на бумагу.

Поистине непревзойденное творение - «Февральская лазурь» (Грабарь).

Сочинение на тему «Снег на картине»

При взгляде на картину Грабаря «Февральская лазурь» зритель отмечает для себя искристый белый снег. Несмотря на то, что художник изобразил русскую зиму, снег на картине покрывает только холодную землю и часть деревьев. Стоит отметить, что на «Февральской лазури» холодные тона, присущие выбранному автором времени года, не преобладают: закат придаёт снегу розоватый оттенок, который делает картину Грабаря тёплой, светлой и яркой. Благодаря этому зритель чувствует, что весна наступит совсем скоро.

по картине

Картина Грабаря является довольно известной, и на протяжении многих лет ею восхищаются. Даже школьники ещё в младших классах пишут сочинение по этому полотну. Однако чтобы на «отлично» выполнить работу, необходимо обязательно составить план. «Февральская лазурь» действительно является произведением искусства, которым восхищаются многие люди.

Для того чтобы написать сочинение по картине Грабаря, необходимо составить план по образцу и дать название работе. Это поможет каждому школьнику выполнить свое задание на «отлично». Итак, какие же пункты включаются в план? Это будут примерно следующие вопросы, на которые в своем сочинении ученик должен дать исчерпывающие ответы.

  1. Краткая биография Грабаря.
  2. Как автор картины изобразил на ней зиму?
  3. Каким художник видит зимнее солнце?
  4. Игорь Грабарь изобразил на «Февральской лазури» берёзы. Какие они?
  5. Как художник показал на картине снег?
  6. Какие эмоции, впечатления возникают у зрителя?
  7. Чем вам понравилась картина Грабаря?

Необычность картины

Работа «Февральская лазурь» просто завораживает. Автор передал зрителю всю таинственность и красоту природы зимой. При взгляде на эту работу мастера хочется очутиться на опушке зимнего леса и насладиться лучами солнца, которые обнимают берёзки. Картина вызывает бурю эмоций и впечатлений, что по праву делает её одной из лучших среди пейзажных работ. Грабарь точно и очень умело передал всю красоту и величественность природы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры