Что такое гвг. Словарь терминов мморпг - форум игры jade dynasty

Главная / Ссоры
Общая информация

При входе на тв чи обнуляется, но баффы остаются.

На тв присутствует всего 80 человек.

Войти на ТВ можно после появления надписи "Ваш клан может начать сражение...". Выбираем у телепортера пункт "Войти на поле боя" и кликаем на терру.

ТВ длится 3 часа ровно.

ТВ бывает 2х видов. ТВ против мобов и ТВ против игроков.

Территории бывают 3-х видов:

3 лвл: На захвате 200 мобов, 199 обычных и 200ый РБ (или 201, я уже не помню)). Доход 10кк в неделю. Член гильдии может юзать раз в час бесплатный телепорт на свою терру (если телепорт открыт). Для этого нужно открыть карту, зайти в режим сражений и выбрать свою терру. На терре можно крафтить у правителя траву, покупать банки 80 лвла, точиться с повышенным шансом, покупать фейерверки.

2 лвл: ГО,ГМ,ГП,ПМ. На захвате я не был, поэтому не расскажу, но там 5 РБ, каждый с ПОЛНЫМ иммунитетом против 4-х из 5 стихий (т.е. бьется или только водой, или землей, или деревом, огнем, металлом). На данной терре можно купить 90-ые банки.

1 лвл: ГД и ГИ. Захват отличается от 2 лвла локи, даже не знаю чем конкретно. У правителя можно крафтить 90-ые пилюли, очень полезные в бою, но об этом ниже.

Ну и соответственно при захвате терры у другого клана, на террах дают 4, 6 или 8 катапульт (при атаках на 3, 2 и 1 лвл терр соответственно), но и ХП у кристалла выше.

Чтобы атаковать терру 2 лвла надо иметь 2 терры 3 лвла, причем одна обязательна должна граничить с террой 2 лвла. Чтобы атаковать терру 1 лвла, надо иметь 2 терры третьего лвла и 1 второго.

Иметь 2 терры ПЕРВОГО лвла нельзя. Или ГИ или ГД.

Подготовка в бою

Но теория теорией, ее можно найти и на буржуйских сайтах, важный момент ТВ - подготовка к нему.

Во-вторых, надо разделиться на группы.

В-третьих, надо одеться и приготовить химию.

Первый пункт вы уже постигаете, поговорим о сборе пати и химии.

Пати каждый командир ТВ собирает так, как принято в его гильдии, я же расскажу как это видим мы в наших гильдиях Faith и Insane.

Делаются группы катоводов+присты. Это основные пати ТВ, поэтому присты и катоводы - лучшие в своем классе и самые одетые.

Стан-группы. Т.е. воины и тигра, которые станят проходы, массовые столпотворения нубов у противника и иногда шустрых танков.

ДД группы. Делятся на 2 вида. Луки и маги/лисы. Первые обычно в атаку, вторые - в деф.

Деф это отдельное подразделение ТВ, там свой должен быть командир и свой канал в вентре (если у вас нет вентры или ТС, значит захватывать терры вы будете на собственноручно поднятых фришках, но никак не на офе).

Бафы и разведка. Это вторая по важности пати на ТВ после катоводов. Если у вас в разведке слепоглухонемой идиот - считайте, что ТВ вы уже проиграли, как минимум воображаемому умному и равному противнику. То же касается и баффов, 2 баффера на респе для тех, кто умер и рвется в бой - обязательны. Тут сразу ремарка: после смерти на ТВ все баффы спадают и 30 секунд нельзя ничего делать, кроме юзания химии, вызова петов и передвижений. Т.е. даже пристов надо бафать на респе.

Каждый класс и группа еще будут разобраны чуть ниже, пока я даю структуру.

План территории

Мы берем в расчет только ГвГ ТВ, когда бьют не няшных мобов, а наглые рожи противника.

Территория войны всегда одинаковая, не зависит от положения атакуемой терры, там нет мобов, магазинов, левых нубов и выхода в космос.

Карта ТВ выглядит так.

Так как я обломался заскринить ее или поискать в инете, то взял с дополнительными дорисовками от гильдии Eternal, которые думали, что смогут нас победить, дорисовав пару ключевых точек на дорогах. Если мы найдем корректора, то возможно он намутит нормальную картинку плана ТВ и все будет чики-поки, но пока довольствуйтесь этим безобразием.

Задача на ТВ с врагом простая как 5 копеек китайскими йенами.

Нужно или продержаться 3 часа в дефе или разбить кристалл врага.

Кристаллы и другие строения (акромя столбиков) бить советую только катапультами, а то попадете в сюжет "нубов снимает скрытая камера" какой-нить юмористической передачи. Запоминаем, люди бьют людей, зверей и кулаком в грудь, а катоводы с катами бьют строения.

Строения показаны на точках 1,2,3..10 и также несколько башен есть внутри замка вокруг чипа. Башни бывают 3х видов. 1-ая - быстрых стрелков, 2 таких башни сливают 90+ воина как котенка, 2ая - стан-башня, 3-я - АОЕ.

Чтобы построить башню нужно подойти и "взять квест", дальше 30 секунд башня строится. Причем деф башни во время строения равен 0 и даже люди могут ее бить, это редкое исключение.

Чтобы взять кату (такая тележка-бомбежка), которую водят тигры (может любой класс, но рекомендую тигра) нужен свиток управления катапультой. Покупается на самой территории (у администратора территории). После покупки свитка (советую сразу 10-20 штук, стоят по 20к каждый) нужно выделить кату в прицел и заюзать свиток.

Когда вы получили кату - в правом верхнем углу появится зеленый прямоугольник. Вы быстрый и ловкий, хотите на джампе долететь до врага и ударить в спину, но каты строили пьяные эстонские плотники и передвигается она чуть быстрей тигра на 2х ногах. Так что если вы будете далеко от нее убегать или улетать - прямоугольник пожелтеет, потом покраснеет и в итоге ката врубит эмо-мод и даст вам отворот-поворот. При этом у нее начнет ощутимо уменьшаться здоровье. Нужно сказать своему ГМу "насяльника, я идиото и просрал кату" и бегом бежать ее заного таймить.

Ката при живом водителе (даже если катовод в говно по случаю Хануки) неуязвима абсолютно. Бить ее нужно только если аоешками.

На территории в указанных точках на дорогах А, В и С стоят столбики, к которым можно привязаться. Подходим и берем квест. Теперь после респа на своей базе и получения баффов прыгаете справа в желтый круг и появляетесь у столбика. После телепорта надо снова привязаться, это если противник заслакал и все еще не снес столбики.

Столбики уязвимы для атаки людьми, плюс легко на них набить чи. Но ката один фиг сносит их шустрей.

Если катовод перехватил кату подбитого товарища (вражеские каты воровать низя, а так бы спрятали), тогда у нее пойдет реген хп. Также реген есть у чипа и башен. Не скажу сколько, но за час кристалл точно отрегенится до 100%, а минут за 30 башня восполнит хп. Поэтому лучше бить все строения по-очереди и всем вместе (это я о катоводах)

Еще из статистики: 4 каты сносят башню за минуту, а кристалл за 2 (примерно). Игрок на пантере до врага по центральной дороге добегает за минуту двадцать, а катовод с катой за 2.

Станбашни стреляют раз в 5 сек по 3 игрокам (только врагам). Поэтому вперед бегут воины и дают дорогу катоводам. Если конечно у командира тв не проснулось желание повторить опыт Геростата и разрушить эти самые башни.

Химия на тв

Если вы хотите не просто поприсутствовать на тв, а победить, то просто необходимо использовать дары природы и чуйской долины. Пилюли на тв - основа победы, вовремя схаваная "черепаха" даст лишние 8 секунд иммуна катоводу под башней. На деле с учетом хирки выйдет секунд 12-15, а башенка одним катоводом сливается всего за 4 минутки (240 сек). А может за эти полтора десятка секунд проснется ваша атака и сольет вражину в вашей округе.

Траву собирать лучше всем кланом, таблетки лучше крафтить внутрипартийно и каждый сам себе. Я перечислю те таблетки, что юзать эффективно, полный список есть у аптекаря.

Таблетки на 0.5,1,1.5,2 чи - маст хэв, даже остальное не так важно.

Весенний чай (30+) (50 ярости)

Бузина (15)
Нектар (10)

Золото с нефритом (60+) (100 ярости)

Зеленая слива (15)

Небесный чай (75+) (150 ярости)

Жасминный апельсин (25)
Тюльпан (20)

Серебряный пекое (90+) (Дает 200 ярости. Крафтится только в ГИ или ГД)

Жук Девяти ароматов (25)
Жасминный апельсин (20)

Мдеф и фдеф, а также урезатели дамага - пригодятся как на безрыбье, так и при полном рюкзаке химии.

Каменный порошок (60+) (Значительно уменьшает физ.урон в течении 20 сек)

Шоу У(15)
Древесная бабочка (20)

Сироп четырех императоров (60+) (Значительно уменьшает маг.урон в течении 20 сек)

Пьянящая роса бессмертия (20)
Орлиное дерево (15)

Защитный сироп звездного света (75+) (уменьшает физ и маг. уроны в течении 20 сек)

Белая слива (25)
Палочник (20)

Табличка из каменной черепахи (75+) (уменьшает урон на 50%, действует 16 сек)

Жук Девяти ароматов (25)
Красная слива (20)

Вот чем "значительно" отличается от "50%" понятия не имею, поэтому тестите сами.

Еще есть броневой порошок, на 45 лвл, но он отстой, по сравнению с перечисленными выше.

Поглощение дамага - лукари и присты спасутся такой таблеткой не один раз за тв. Поглощение 3к урона - мастхэв
Защитный сироп духа-хранителя(60+) (Вбирает 3000 урона)

Красная слива (20)
Белена (15)

Еще есть Защитный сироп святого зверя, на 2к урона, но понятное дело первый лучше. По сути 30 секунд у тебя по идее некий буфер на 3к дамага.

Неуязвимость - иммунитет ко всем повреждениям

Пилюля змеечерепахи (45+) (8 секунд иммунитета, но нельзя двигаться и бить)

Змеиная трава (20)
Репейник (15)

Пилюля стального тела(90+) (Крафтится в ГИ и ГД у правителя города, необходимо владеть ГИ или ГД. 6 секунд иммунитета, но нет запрета на движение и скиллы)

Трава картежника (25)
Эссенция просвещения (20)

Первые подходят танкам под башнями, вторые всем персонажам, но требуют 90 лвл.

Антистан - под такими таблетками первый катовод легко проведет за собой паровозик мимо врага и башен. Если конечно не будет слит дамагом.

Тайное лекарство (60+) (Антистан/слип/замедление на 12 сек)

Трава тигрового уха (20)
Безоар (15)

Лекарство без крайностей (75+) (Астистан и тд на 20 сек)

Эссенция просвещения (25)
Тюльпан (20)

Все таблетки имеют один общий откат в 2 минуты. Сожрать все и сразу не выйдет, так что чи кушается на респе, а поглощение урона только в момент самой жопы.

Кроме химии земной, есть еще химия на самой терре, продается во время тв у администратора терры. Называется детоксикатор. Откат не зависит от отката основной химии, что безусловно плюс.

Пилюли "Детоксикатор"
- Девять пилюль детоксикатора

Один детоксикатор дает 50% урезку дот на тебя на 30 сек, а второй мгновенно снимает все доты. Очень помогает от фениксов. Откат 1 минута.

Также к химии отнесу и знаки атаки, создаются из камней, получаемых сломом шмоток (лучше 2хзвездочных)
- на физику
- на м.атаку
- -33% урон от стихий
- -33% урон от физики

"Соски" на атаку надо вставлять в ячейку над пушкой (брелок), на деф - надо юзать перед каждый ударом по тебе (гимор)

Трава 5-го грейда растет только на террах 89+, поэтому 75+ химию можно собрать лишь имея людей со светлой или темной стороной (без стороны не пускает на локу).

Как вести себя в бою

1) Выделить перса под птичкой - через ALT

2) Всем таскать с собой птичек декоративных. Реально мешают выделить вас.

3) Те, кто бьет физикой - бьют тех, кто одет в робу. Те, кто магией - милишников и лайтовиков.

4) Всем использовать вентрилу.

5) Вынести на панельку кнопку "Помощь в атаке". Если это будет кнопка "1", а ассистом управляет ПатиЛидер, то комбинация Shift+1, а затем 1 выделит ПЛа, а потом возьмет по нему ассист. Ассист - самое главное на ТВ.

6) Не умирайте как можно дольше. Отлетайте в сторону, если вас бьют, утаскивайте за собой врага.

7) Если идет команда бить танка с катой - сносим все по команде его. Все кроме танков и лукарей. Танки и лукари бьют пристов в округе, чтобы не хилили. Воины станят всех дамагеров в округе. Если же на танка пошел жуткий ассист хил. Слушаем команду в вентру - начинаем сразу бить другого, пока танки и лукари сносят пристов. Снос танка начинается с лисьего снятия бафов и ранения. Лисы не спят.

8) Здания и каты с водителем - неуязвимы. Строения бьют катапульты. Люди бьют людей.

9) АКТИВНО используйте стены и воздух.

10) Перемещаемся группами. Не разбегайтесь. В одной группе вы максимально живучи. Хватаете ассист на себя вражеский - в сторону. Группа по вам выносит врага.

11) Всегда привязывайтесь к столбикам. Если мы в атаке - к дальним. Если дефимся - к ближним. Каты без конкретного задания выносите столбики.

12) Зажигайте аое, когда это нужно или когда не можете выделить танка в кате, просите в пати хиллера на себя, если зажгли. Сносите АОЕшников в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Даже раньше пристов. Убивать не обязательно. Главное снять аое. Это лучше всего делается станом.

13) Если убить бегущего танка не выходит - замедляйте, кидайте слип, снимайте бафы, станьте.

14) Используйте преграду перьев, шипы, таблетки в ответственные моменты. Например если ваш катапультщик стоит под башней/чипом.

15) Танки с катами старайтесь встать так, чтобы вы залезли фигурками друг в друга. Так вас сложно выделить. А если над вами еще и пуфик летает - вообще для честных игроков нереально. Юзайте таблетки и бейте обычными ударами кристалл/башни/врагов, раз в 15 секунд юзайте "присутствие тигра". Также баф на набор ярости старайтесь юзать. Накопите 2 чи - сразу завесу тьмы.

Сюда добавим также правило иметь при себе пачку порталов в город и при ахтунге в дефе портоваться, а не бежать пешком.

Как выглядит само ТВ

Мы принимаем бой! (с) м/ф Маугли
А теперь собственно, о самом ТВ, так сказать десерт.

Если какой-нить умник скажет вам, что на ТВ решает зерг - плюньте ему в лицо, эта сволочь на 90% права. Если у вас нет возможности отдефить толпу врага, которая на всех парах несется по центрально дороге так, чтобы к кристаллу не добежала и половина - значит ничего не поделать, вас буквально сомнут. Идите качайтесь и поднимайте онлайн.

Если же разница в мощи не так велика, тогда придется принимать во внимание тактику боя.

Как разделить игроков на пати мы выяснили, а как же передвигаются группы? На малазии, откуда многие понатаскали гайдов нельзя на тв летать и посему рулят воины. Особенно в отсутствии фениксов. В России все через ****, но в том же ключе.

Деф передвигается по земле, его задача слить катовода, а с воздуха дамаг по земле режется существенно. В дефе лисы и маги (по этому рулят катоводы с мдефом), пара воинов для стана и дракона, лукари и присты для стана/слипа и отлова саппорта. Деф играет решающую роль в победе, так как если в дефе будут пустые места или плохие исполнители - значит можно в момент добивания чипа врага словить проигрышь, так как деф не смог снести катовода-героя, снесшего вам кристалл. Когда собираются пати на ТВ, то в первую очередь укомплектовывайте деф и катоводов, потом топ-пати, а остальных уже по вкусу.

В дефе многое зависит от ДД и лис. Лисы должны снять бафы и кинуть ранение, темная лиса с 20% шансом темным скиллом Рой железных скал снять весь деф катовода в 0. Пару таких лис, пару таких ударов и досвидания тигро.

В то же время снос танка начинаться должен со сноса приста, который его хиллит. Этому должны быть обучены луки в дефе, а также тигры/воины, у которых на данный момент нет конкретной задачи. Подлетаешь к присту (они обычно в воздухе) и постоянно станишь, если убить не выходит. Если тигр стоит под хиллом - считайте он толще раза в 4, хотя если дефится весь клан от одних катоводов и особо никто не мешает - снести тигра легко, но если противник не спит, то пока вы вынесите хотя бы 1 танка под хиллом - вашу всю ги уже вынесут. Убивается тигра обычно в первую очередь, если он далеко убежал от саппорта, или если саппорт был отправлен в стан (воин в прыжке станет не только по площади, но вверх и вниз, то есть вроде сферы).

У нас деф тоже любит показать Кузькину мать вражескому чипу и ходит в атаку. А вдруг девченки, то есть катоводы врага пробрались незамеченными к базе? Стиморол не поможет. Спасет пистон разведке и портал в город, который стоит 5 серебра. Портует в течении 10 сек к респу (руна телепорта же выбросит с терры). Тока портал сбивается станом, надо отбежать из гущи врагов.

У нас воины атаки не лазают по углам, да для баффа бегают в пати, а обращают две стан-группы по 4-5 воинов и танк. Так эффективно делать простан периметра и давать дорогу катам. Также стангруппа занимается разбором одиноких топ дамагеров врага. Прибегаешь и виснешь на нем. Ошибочно думать, что задача воина набить фрагов. Воин должен помочь другим группам. Не стоит мнить себя мясорубом. Увидел цель - в стан и дальше вперед на амбразуру. Воин это мясо, его задача всегда привязаться к столбу и всегда первым залететь в толпу врагов, где схватить ассист и сдохнуть и так все тв. Топорщики в приоритете, но все воины хороши.

ДД группа лукарей. Это 3 лука и прист. Иногда еще танк. 3 лука сливают любого, если того любого не сливают, значит курит соседняя пати и на этом любом не висят ранения и дракон/дебаф на деф. Прист в такой пати нужен для баффов и реса, а также подхила. Ибо уже 2 лука раза в два менее эффективны. Поэтому третий должен быть реснут шустренько. 4-ый лук в такой пати как пятое колесо, запаска нужна не так часто, а из свободных луков лучше сделать еще пати. У пати луков задача сливать лис и пристов. В основном действуют в воздухе. Запомните, доминация воздуха - половина победы. При этом играет большую роль скорость подхватывания ассиста, кучность пати и грамотный пл. Луки должны бегать (а на деле летать) как челноки. Выстрел - убил - поймал на себя ассист врага - бегом улетел за спины товарищей.

Катоводы выбираются из числа самых умных и толстошкурых обормотов. От них требуется четко понимать и исполнять команды. Уметь пользоваться банками, химией и завесой тьмы. Танки наиболее эффективны при поддержке воинов, но часто приходится бегать самим, поэтому к катоводам отбирают лучших пристов. Также у нас в Faith мной было предложено иметь 6 катоводов на 4 каты. Поэтому если один катовод лег - его кату хватают "запасные" танки. А до того, как броситься к кате эти танки кидают присутствие тигра и отвлекают на себя башни/врагов. Если катовод потерял кату, то нужно оценить обстановку, или встать на подстраховку к товарищам, пока "запасной" танк сгоняет за катой, или же возвращаться и заново идти в бой/на сбор.

Задача катоводов в атаке лоб в лоб - снести ближние столбики и держаться за спинами своих. Тут возможны разные ситуации:
1) Ваши войска вцасывают леденец - нужно как можно скорее сменить дорогу атаки и зайти по флангу. Это приведет к тому, что врагу придется пойти и встретить вас, а значит волна, которая несется к вашему чипу, ослабнет на пару топ.пачек.
2) Ваши войска проигрывают, но очень немного и возможно после "размена" врагов будет не так много. Тогда лучше прорываться насквозь по прямой. Враг ошарашенно начнет брать вас в ассист, пытаться застанить и тд, что приведет к разрыву порядка и стрелы в спину. При этом реально есть шанс, что это решит исход столкновения, ибо убивать в спину приятно и эффективно.
3) Нипанятна!!! - стоим и ждем в тылу удобного момента. Если же ждем давно и у кого-то из микрофона доносится храп - надо действовать. Стоять и 5 минут глядеть на идиотов, которые не могут друг другу напинать - занятие глупое.
4) Ваши войска нагибают врага - выжидаем удобный момент, просим поддержки стан-группы и вперед к башням/кристаллу.

Главное это не бегать туда-сюда и не помирать впереди планеты всей. Иногда лучше подождать зачистки дороги и за 5 минут снести чип, чем провести половину времени на респе в ожидании каты.

Теперь рассмотрим стандартные ситуации на ТВ изнутри.

Сначала надо ввязаться в серьёзный бой, а там уже видно будет. (с) Наполеон

1) Вам дают люлей.
1а) Дают люлей катоводы+немного поддержки - нужно оценить опасность ситуации и отослать одну или несколько шустрых групп лукарей/дд из атаки в деф.
1б) Враг валит по прямой (центрально дорогой обычно) и остановить его по центру нереально (а врага надо встречать лучше сразу на его базе =)), тогда делайте регрупп на входе в арку, если башен уже нет или чуть впереди, если башни есть. НИКОГДА НЕ ДОГОНЯЙТЕ ВРАГА, ОСОБЕННО КАТЫ. Если Вы просрали толпу катоводов и не успеваете за ними - обгоните их и встречайте лицом к лицу, иначе единственное, что у вас получится - посмотреть на хвосты катоводов. Катовод скатина быстрая и догонять его без мазы.

В таком случае очень помогает разделить катоводов от основной массы врага. Катоводы под антистаном залетают к вам в спину, где их валят маги, а луки и стангруппа не дает саппорту за ними поспеть. В итоге катоводы упираются в башни станящие (если они есть еще) и сливаются без хилла в 3 дамагера. Приоритет по сливу всегда простой - сначала самых дохлых катоводов, затем пожирней. Ибо даже у самого толстого катовода ката дамажит стандартно.

Но иногда подлый враг, зная, что будут бить слабых и обездоленных, пускает вперед самого толстого тигра, который должен протащить за собой всю бригаду с тележками. И вот тут если он перерасчитал свои силы и убежал далеко-далеко от саппорта - можно слить его ассистом в 1-2 пати, а потом как котят сложить оставшихся полосатых.

1в) Враг валит по центру, катоводы бегут по флангу. Все просто, отправляем самых шустрых людей из дефа на перехват катоводов, а атакующими силами держим зерг по центру. Тут главное успеть по всем катоводам, так как часто в таких случаях катоводов пускают или парами или 3 и 1, причем 1-2 катовода бегут с основным зергом. Но такая ситуация легко разбирается грамотным командиром. Центр станят и пробуют сложить танков, а одиночек ловят ДД на фланге.

В любом случае ваши катоводы должны постоянно бегать, даже если враг вплотную подошел к кристаллу, нужно как минимум снести столбики по центральной дороге, иначе враг будет постоянно респаться и додавит в итоге ваш клан.

Бывает такой шухер на базе, что выделить катовода нереально - выделяем кату и зажигаем на ней аое (в первую очередь маги и если никак не выходит убить танка - еще и луки), постоянно называем конкретную цель, ибо всем вместе снести танка проще, чем бить всех и сразу. В толпу катоводов должны влетать драконы от воинов и как можно больше аоешек.

Также не забывайте, что убитый катовод может быть реснут и снова возьмет кату - для этого на место кат (обычно каты все рядом стоят) должно охраняться воином, который будет постоянно юзать стан. Если танк таймит кату и проходит стан - надо таймить заново, а ката довольно быстро ломается.

Если катоводов в округе нет - бить каты не нужно всей толпой - занимайте следующую позицию. Кату легко разберет воин или тигр, а если прибежит вражеский водитель - его отправят в стан и не выпустят, пока ката не умрет.

Иногда проще убить катоводов, чем снести порядки врага, вставшего у вас на базе. Но катовода реснуть могут или другой подбежит. Если же удалось снести танков, а враг все еще висит в воздухе - у вас есть минуты 2 на путь катовода до вашего чипа. Если ваши катоводы не слакали и успели при этом снести столбики врага - очень велик шанс откинуть врага на новый регрупп уже на дальних столбиках. А это некоторое восстановление % чипа и башен + лишние минуты в минус от 3 часов, если вы дефитесь.

2) Идет затяжной бой, перевеса конкретной силы нет - постоянно гоняем катоводов по разным дорогам, пытаясь поймать врага. Чуть продвинулись по центру - занимайте точки со столбиками, отправив стан-группу чуть вперед. Помните, кто владеет столбиками и умеет к ним привязываться - имеет огромные шансы как минимум не проиграть. Постепенно зачищайте проходы к базе врага, уничтожая их башни.

3) Вы вошли в режим "трахензипопен" противника и пришли к нему на базу (или к башням на входе). Постарайтесь зажечь аое на чипе/башнях врага, окружить катоводов кольцом из воинов и занять периметр между кристаллом и респом врага. 30 секунд враг не может ничего сделать, его легко вылавливать ассистом и сносить тепленького. Но будьте аккуратны, 2 башни у самого респа складывают мгновенно. оптимальное место - прям по линии кристалла. Тем самым прикроете танков и лукарей с аое.

Очень важно держать строй и занять всю площадь воздуха, грамотный порядок очень трудно разрушить, а на снос чипа нужно всего 3 минуты.

Если вы бьете башни на входе - стангруппа должна поселиться в арке и вокруг катоводов. Через арку никто не должен свободно пробегать. Стан же вокруг ваших катоводов нужен для снятия аое-мага, который непременно забежит в толпу танков и зажжот по полной. Танкам нужно оценить дамаг и возможно следует разойтись так, чтобы аое не доставала хотя бы одну из двух пар катоводов.

Очень многое зависит в любом случае от работы лукарей, если они будут щелкать врага за 3 секунды, при этом не умирая - ваше преимущество будет расти.
Итого

Что же мы получили в этом гайде? Да практически все, что нужно.

Теперь любой командир может собрать людей, создать группы, раздать цели и воевать против других гильдий, чтобы прославить свой род и заработать бабла с терр.

Кратко успех ТВ зависит от:
1) Онлайна, лвла и шмоток (но только на первых порах)
2) От грамотного руководителя (без этого никак)
3) От грамотных бойцов. Особенно ПЛов. От способности пати работать на все 100, а не одиночками.
4) Грамотного разбития по патям и проработки тактической схемы. А также от грамотных корректировок тактики в процессе боя.
5) От укомплектованности бойцов химией, банками и химией (иной раз уходит за ТВ 3 голдхирки на хп), использовании преимуществ класса и игровой местности (столбики, башни, деревья, узкие проходы, воздух, стены замка)
6) Разведка и баффы.

Если победить не удалось - нужно обязательно оценить свои слабые места и работать над ними. Иногда даже победа на ТВ сопровождается ужасными косяками отдельных лиц или даже групп. Надо натаскивать всех. Дисциплина и исполнительность (которая начинается с того, что после получения приказа нужно доложить голосом об его выполнении) - залог победы.

Если есть возможность записать видео, особенно панорамное (например, записанное разведчиками над вашей и противника базами) - используйте это и тщательно анализируйте. Будет желание - обязательно победите, а при грамотном руководителе и достойных результатах в гильдию с постоянными ТВ будут идти люди, всем хочется побывать на ТВ, кто бы как не отнекивался, что он любитель ПвЕ - за возмож

Участие в ГВГ

В BS.ru есть массовые гильдейские сражения за территорию. Если территория никем незахвачена, то владельцем становится гильдия, которая первой захватит всего два флага из трёх. Также стоит отметить, что на незахваченную территорию можно попасть в любой день недели и в любое время суток. Если же у территории есть владелец, то условия захвата меняются.

Чтобы напасть на территорию, у которой есть владелец, необходимо подать заявку на нападение. Для подачи заявки главе гильдии понадобится фонд гильдии. Поставить ставку на нападение можно открыв, интерфейс гильдии (G) на вкладке "Битва". В специальной строке нужно указать количество фонда и нажав кнопку "Ставка". Гильдия, которая подала больше фонда, чем другие гильдии, в 22:00 пятницы объявляется нападающей стороной.

Как система рассматривает ставки гильдий?

  • Ставка, которая ниже, чем уже существующие в списке ставок, не может быть установлена;
  • Если ставку перебьёт другая гильдия, то ставка возвращается в полном объёме;
  • Побеждает ставка, которая является самой высокой в списке на момент 22:00 пятницы;

Предположим , что гильдии "Коты", "Нагибашки", "Еноты" и "Поняши" хотят захватить территорию Мемориал, но не дружат друг с другом, поэтому воевать в одном альянсе у них желания нет. В системе есть 3 ячейки для ставок гильдий.

После того, как определена нападающая сторона (после 22:00 пятницы), сторона Атаки может взять себе другие гильдии в альянс. Участники альянса, как и участники гильдии, смогут атаковать противников, чтобы повлиять на ход битвы.

Чтобы подать заявку на участие в ГВГ на стороне Атаки главе гильдии нужно в окне "Битва" нажать одну из кнопок "Присоединиться". После этого глава и заместители глав гильдий Атаки могут либо принять, либо отклонить заявку на альянс. Приём заявок на альянс осуществляется до 18:00 субботы.

Война за территорию начинается в 20:00 субботы. Все участники битвы могут заранее зайти на территорию Мемориал, обратившись к Лиадану в 19:50 (Тарио, 281 806).

* Аббревиатура ГВГ перекочевала к нам из английского языка. Дословно "GVG - Guild versus Guild", что в переводе означает "Гильдия против Гильдии".

Данный гайд предназначен для тех, кто слышал, что ГвГ - это круто. Однако, сам он на ГвГ никогда не был и как они проходят толком не знает. Таких людей достаточно (в момент расцвета R.A.G.E мне приходилось постоянно объяснять перед каждым ГвГ кому-то, кто никогда на ГвГ не был и не знал, что там делать).

Итак. ГвГ – Guild vs Guild. Гильдия против гильдии. Начинается всё с того, что кто-то из совета или управы идёт к клерку в гш и узнаёт, есть ли свободное время на СЛЕДУЮЩИЙ день для ГвГ. Если таковое время есть, то этот кто-то кидает вызов другой гильдии, а остальные голосуют «за» или «против». Когда проголосует достаточное количество, со счёта гильдии снимается 5к платины. После этого гильдии-противнику приходит предложение о ГвГ, которое они в праве отклонить или принять. Если они его примут, то с их счёта так же снимется 5к платины.

За 10 минут Вам приходит предложение, будете ли Вы принимать участие в ГвГ или нет. Если нажать «да», то при наступлении времени Вас автоматически перенесёт на территорию ГвГ из любого места, где Вы будете на тот момент находиться. Территория ГвГ – в гш каждый видел за правым мостом поле с разметкой. Это оно и есть. Все участники переносятся туда к своим воротам. Каждая гильдия – это синяя или красная команда (над головой появится соответствующего цвета флажок). Цель ГвГ – найти и забить мяч в ворота противника и не дать противнику совершить такое же насилие над Вашими воротами. В центре поля есть 3 маленьких вулкана с кольцами. Мяч появляется рандомно в любом из этих вулканов. Вулкан с мячом отличается бледно-розовым столбом света, уходящего в небо. Игрок должен подойти к вулкану, взять мяч (пробелом) и положить его в ворота противника (тоже пробелом). Находясь в мау мяч подбирать нельзя. После того, как игрок взял мяч, над ним появляется бледно-розовая аура, он получает + к защите и – к скорости, с него снимаются все баффы, на него невозможно наложить дебафф, невозможно полетать на антиграве, он не может пить бутылки. В этот момент игроки вражеской команды пытаются его убить, поэтому надо по возможности не давать им этого сделать.

ГвГ длится 30 минут. Если Вас убьют на ГвГ, то цп снято не будет. Выигравшая команда получает 10к платины на счёт, а каждый её игрок – 2к цп и 1 медаль за ГвГ. Игроки проигравшей команды получают по 100цп и 1 медальке. При равном счёте все получают по 500 цп, а платина возвращается на счёт гильдий. Медали в количестве 7 штук обмениваются у героя на подарок, в котором может оказаться что угодно (шмот, камни, руда, оружие…). Многие мечтают, что оттуда выпадет антиграф, однако, шанс, что это произойдёт, крайне низкий. Обычно оттуда выпадает руда +4 или ещё какое-нибудь фуфло (мне падала капсула восстановления опыта 30-70%).

Существуют правила ГвГ, которые обычно всеми соблюдаются: ГвГ проводятся без мау, выигравшая команда возвращает платину проигравшей.

Итак, я надеюсь, что эта статья ответила на большинство вопросов по ГвГ. Теперь достаточно будет прочитать её, а не доставать многочисленными вопросами других)))))

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры