Двойники и антиподы Родиона Раскольникова (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

Главная / Ссоры

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” - Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории - показать как читателю, так и самому герою.
Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.
Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно “старушек чем попало по голове лущить”, то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникоза каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность - это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.
В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она “тоже преступила черту”, и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. Соня Мармеладова воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. “Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!” - воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. “Что же это вы с собой-то сделали!” - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.
В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Ли-завету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. “Я не старушонку убил, я себя убил!” - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Рас-кольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от “этой проклятой мечты” видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.
Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели - дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” - Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории - показать как читателю, так и самому герою.
Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.
Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.
Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно “старушек чем попало по голове лущить”, то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникоза каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность - это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.
В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она “тоже преступила черту”, и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. Соня Мармеладова воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. “Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!” - воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. “Что же это вы с собой-то сделали!” - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.
В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Ли-завету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. “Я не старушонку убил, я себя убил!” - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Рас-кольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от “этой проклятой мечты” видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.
Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели - дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа «Преступление и наказание» - Раскольников и его «наполеоновская» теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Расколышковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории - показать как читателю, так и самому герою.

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.

Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький человек», которому очень хочется стать человеком «большим», превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на социальные корни рас-кольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и. тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в Частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина, да и вся его фигура, столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно «старушек чем попало по голове лущить», то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникова каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность - это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.

В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она «тоже преступила черту», и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. «Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!» - воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали!» - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.

В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Лизавету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. «Я не старушонку убил, я себя убил!» - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от «этой проклятой мечты» видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.

Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели - дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ РАСКОЛЬНИКОВА . И в закладках появилось готовое сочинение.

содержимое:

Достоевский — создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония — многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные — «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные — антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).

Лужин воспитывает в себе теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе «арифметических построений» Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей в целом помощью. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников. все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно — рано или поздно — украдет. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Лужин очищает «арифметику» Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Антипод Раскольникова в отношении людей — альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий «двойник» — прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников — это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает «наполеонам» в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.

Свидригайлов идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. «Арифметика» опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов —... это тот избранный, который «переступил» и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик — символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отраженные в сознании двойников и их «перевертышей», можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Первая «тройка» — Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса — эгоизм — альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.

Вторая «тройка» — Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, «раскалывается»: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение «твари дрожащей»

Свидригайлов — Раскольников — Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня — глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, — ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.

Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. «Я для себя» — утверждает Лужин. «Я для других» — убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне — между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определенных социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.

Проблему третьего ряда Свидригайлов — Соня — философские, общечеловеческие. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определенной эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством — вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

В мире Раскольникова все доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая «арифметика» Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего «слишком»: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.

Среди «двойников» Раскольникова можно выделить «светлых» и «темных», по-разному оттеняющих характер и мировоззрение главного героя.

Аркадий Иванович Свидригайлов барин , помещик , олицетворяющий собой нравственную деградацию дворянского сословия .

Свидригайлов воплощает собой идею вседозволенности . С точки зрения писателя, принятие этой идеи означает забвение Бога, попрание Его заповедей и каких-либо моральных законов. Вседозволенность лишает человека свободы воли, отдает его во власть дьявола и в конечном счете приводит к гибели. Свидригайлов преступает все нравственные преграды. Он не гнушается совращением молоденьких девочек, губит жену, шантажирует Дуню, пытаясь добиться ее благосклонности. В прошлом героя – темная история с самоубийством дворового человека Филиппа, доведенного до этого страшного шага Свидригайловым, другие тёмные истории.

Свидригайлов, при всей омерзительности его нравственного облика, неоднозначен. Он способен и на добрые дела. Об этом свидетельствует, например, помощь с его стороны сиротам Мармеладовым. И всё же добрые дела уже не могут его спасти. Закономерно самоубийство Свидригайлова – страшное преступление героя против собственной души.

Свидригайлов – . При всей противоположности натур двух персонажей (например, Раскольников необыкновенно целомудренный человек), между ними «есть какая-то точка общая», они «одного поля ягоды», как замечает сам Свидригайлов. Эта «общая точка» – вседозволенность.

Портретная характеристика героя, особенно «холодно-пристальный» его взгляд, акцентирует такие черты Свидригайлова, как душевная холодность, цинизм, равнодушие к человеческим страданиям .



Одно из ярких средств раскрытия образа Свидригайлова – описание его кошмаров , особенно тех, которые он переживает непосредственно перед самоубийством.

Петр Петрович Лужин преуспевающий чиновник (надворный советник), служащий в двух местах и одновременно занимающийся адвокатской практикой : он собирается открыть в Петербурге собственную публичную контору.

По словам Пульхерии Александровны, это «человек благонадежный и обеспеченный», при этом он «во многом разделяет убеждения новейших поколений наших» и, как замечает Дуня, «кажется, добрый».

Лужин – новый тип русской жизни , тип приобретателя, дельца , который не останавливается ни перед какими моральными препятствиями для достижения собственной цели.

Как и Раскольников, Лужин разработал свою «теорию» и действует в соответствии с ней. Это теория «целого кафтана» . Главная идея в этой теории заключается в сентенции, прямо противоположной по смыслу евангельской заповеди о самоотверженной любви к ближнему: «Возлюби прежде всех одного себя , ибо все на свете на личном интересе основано». Если «возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел...»

В душе Лужина совершенно атрофирована способность сердечно любить ближнего, её заменяет рациональный подход к человеку, расчет .

С иронией описывает автор внешность уже немолодого Лужина, выступающего в роли жениха : «В одежде...Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные ». Запоминается и такая портретная деталь, как бакенбарды «в виде двух котлет» , которые «приятно осеняли» героя «с обеих сторон».

Наиболее ярко низость натуры Лужина раскрывается через его подлые поступки в отношении Раскольникова, Дуни и Сони.

Лужин, как и Свидригайлов, «тёмный двойник» Раскольникова . Его теория удивительным образом напоминает «моральную арифметику» , разработанную главным героем романа. Вводя в роман образ Лужина, Достоевский заявляет о своем неприятии рационализма . Это, по мысли писателя, склад ума, свойственный человеку Запада и чуждый русскому народу.

Среди персонажей, оттеняющих теорию Раскольникова, назовем студента , разговаривавшего в трактире с офицером о той же старухе-процентщице, о которой думал в тот момент Раскольников. «Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! » – рассуждает студент, излагая по существу ту же идею, что вынашивал в своем уме Раскольников.

Андрей Семенович Лебезятников – мелкий чиновник, «один из самых передовых молодых прогрессистов », напоминающий Ситникова из романа Тургенева «Отцы и дети».

Лебезятников увлекается идеями Фурье и Дарвина , более всего – идеей женской эмансипации . Ужасающее положение Сони он рассматривает как нормальный статус женщины в обществе (хотя именно Лебезятников был категорически против того, чтобы Соня продолжала жить в одной с ним квартире).

Рассказывая о взглядах Лебезятникова, Достоевский пародирует вульгарные воззрения социалистов на человеческую природу . Как известно, многие социалисты считали, что характер человека целиком зависит от общества. «Всё от среды, а сам человек есть ничто », – заявляет Лебезятников.

При всей приверженности модным теориям Лебезятников сохранил в своей душе некоторые представления о чести и справедливости. Он с негодованием обличает Лужина, стремящегося оклеветать Соню.

Модные нигилистические идеи Лебезятникова, направленные на разрушение традиционных нравственных норм, можно истолковать как своего рода пародию на теорию Раскольникова – в её «сниженном» варианте. В этом смысле Лебезятникова также можно рассматривать в качестве своеобразного «двойника» главного героя в некоем шутовском обличии.

Некоторые персонажи оттеняют светлые стороны личности Рас­кольникова.

Соня Мармеладова главная героиня романа . Это дочь бедного чиновника , из-за невыносимо тяжелого положения семьи вынужденная стать публичной женщиной.

Соня, как и Раскольников, «преступила» , виновна перед Богом в смертном грехе. Недаром Достоевский называет своих героев «убийцей и блудницей».

Однако Соня, в отличие от Раскольникова, не поражена такой страстью, как гордость. Она живёт в глубочайшем смирении , понимая всю греховность своих занятий. Глубокая вера в Бога, сознание собственного недостоинства исамоотверженная любовь к ближнему помогают Соне понять Раскольникова и принять искреннее участие в его судьбе. В свою очередь, сердечная расположенность Раскольникова к Соне, его надежда на ее помощь, чувство нежности и благодарности, которое испытывает к ней герой, помогают самой Соне вырваться из страшного мира греха и начать новую жизнь.

Встречи Раскольникова с Соней (чтение евангельского текста о воскрешении Лазаря, молчаливое признание героя в убийстве, наконец, искренний призыв, с которым Соня обращается к Раскольникову, принять страдания и таким образом искупить собственную вину перед Богом и перед людьми) становятся важнейшими вехами духовного пробуждения главного героя романа.

Рисуя психологический портрет Сони, Достоевский подчеркивает детское простодушие и доброту героини. «Голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней... Несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком», – пишет Достоевский.

Соню можно назвать «светлым двойником» главного героя . Её сострадательная и самоотверженная любовь к Раскольникову возжигает угасший было свет в душе героя, пробуждает в нём совесть и помогает ему встать на путь покаяния. Поэтому мы можем говорить, что с образом Сони связана идея духовного возрождения Раскольникова.

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Образ Дуни также оттеняет прежде всего светлые стороны души Родиона. По словам Пульхерии Александровны, Дуня – «девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная». Героиню отличают такие качества, как жертвенная любовь к ближнему, душевная чистота, целомудрие, искренняя вера в Бога, стойкость в испытаниях.

В то же время в характере Дуни, как и в характере Родиона, иногда проявляются самоуверенность и даже гордость . Об этих чертах, в частности, свидетельствует и портретная характеристика героини. Вот как Достоевский рисует её облик: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собой – высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Дуня выступает в романе и как представитель мира «униженных и оскорбленных» , и как «новый человек» : вместе с Разумихиным она готова ехать в Сибирь, трудиться, жить высокими целями.

Пульхерия Александровна , мать Родиона, предстает перед нами как женщина глубоко верующая и самоотверженно любящая сына . Пульхерия Александровна оттеняет в главном герое такие качества, как доброта и любовь к ближнему .

Образы матери и сестры Раскольникова проясняют те светлые черты личности главного героя , которые в итоге взяли верх над его гибельными заблуждениями.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия – Вразумихин) – ещё один «светлый двойник» главного героя. Как замечает сам персонаж, его настоящая фамилия – Вразумихин , но многие зовут его Разумихиным.

Разумихин, по его собственному замечанию, «дворянский сын» . Несмотря на свое благородное происхождение, он чрезвычайно беден . Разумихин содержал себя сам, «добывая кой-какими работами деньги». Как и Раскольников, по причинам материального характера он вынужден на время оставить свои занятия в университете.

Автор описывает героя с нескрываемой симпатией: «Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты . Впрочем, под этою простотой таилась и глубина , и достоинство ... Был он очень неглуп , хотя и действительно иногда простоват... Иногда он буянил и слыл за силача».

Достоевский акцентирует внимание читателя и на портретной характеристике героя: «Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый».

В отличие от меланхолика Раскольникова, Разумихин – оптимист . Достоевский замечает, что «никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Разумихин – лицо, близкое автору в идеологическом споре с Раскольниковым (третья часть, пятая глава, разговор Порфирия Петровича с Раскольниковым и Разумихиным). Будучи представителем молодого поколения и участником «общего дела» (под «общим делом» автор, вероятно, подразумевает не революционную борьбу, а участие молодежи в созидательной деятельности на пользу России), Разумихин резко критикует теорию Раскольникова , особенно «разрешение крови по совести» . Создавая образ Разумихина, Достоевский стремился показать, что далеко не вся прогрессивно мыслящая молодежь одобряет революционные действия , насилие как способ борьбы с социальным злом; писатель обнаруживает в молодежной среде не только нигилизм, но и созидательные устремления . Разумихин – «новый человек» в понимании Достоевского.

Характер Разумихина наиболее полно раскрывается в действенной помощи этого герояРаскольникову, его матери и сестре . Искренняя любовь Разумихина к Дуне выявляет лучшие душевые качества персо­нажа.

Образ Разумихина, человека доброго, сильного и благородного, помогает увидеть светлое начало и в душе его друга – Раскольникова.

Порфирий Петрович , по фамилии в романе не назван, – правовед , пристав следственных дел , то есть следователь. Именно Порфирию было поручено вести следствие по делу об убийстве старухи-процентщицы.

В системе двойников Раскольникова Порфирий Петрович занимает особое место. Это, можно сказать, двойник-аналитик . Обладая незаурядным умом, Порфирий исследует поведение убийцы с психологической стороны. Он первый догадывается о том, кто совершил преступление. Мало того. Сочувствуя Раскольникову, понимая его душевные терзания, Порфирий стремится помочь главному герою разобраться в себе, осознать ложность разработанной им теории, принести покаяние и принять страдания – единственное средство искупить собственную вину и вернуться к жизни.

Порфирий, кроме того, обладает насмешливым нравом и ярко выраженным чувством юмора , что, несомненно, помогает ему в общении с преступником.

Знаменательны три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

Во время первой встречи , на которой, кроме Порфирия и Раскольникова, присутствуют также Разумихин и Заметов, обсуждается статья Раскольникова «О преступлении», опубликованная в «Периодической речи» и содержащая изложение теории главного героя. В беседе с Раскольниковым Порфирий стремится осмыслить психологические мотивы преступления, совершенного «по теории», разобраться в самой теории . Уже во время первой встречи с Раскольниковым Порфирию становится ясно, что убийца – это он.

Вторая встреча происходит в отделении пристава следственных дел, куда Раскольников принес заявление о часах, заложенных у процентщицы. Порфирий, тщательно анализируя мотивы преступления и психологию преступника, прилагает все усилия к тому, чтобы разоблачить Раскольникова, однако неожиданный поступок маляра Миколки, решившего взять вину на себя, на время расстраивает планы следователя.

Наконец, третья встреча героев происходит на квартире Раскольникова. Порфирий уже не скрывает своей убежденности в том, что преступление совершил Раскольников, и советует ему учинить явку с повинной.

Порфирий дает наиболее четкую и выразительную характеристику дела Раскольникова : «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с , когда помутилось сердце человеческое... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце...»

Встречи Порфирия с Раскольниковым помогают главному герою осознать собственное преступление и в дальнейшем найти путь к преодолению пагубной теории. В образе Порфирия Петровича воплотились представления автора о справедливом правосудии .

Кроме собственно «двойников» главного героя, в романе много других персонажей, позволяющих автору нарисовать широкую картину эпохи, создать яркие психологические типы.

Старуха-процентщица Алёна Ивановна – фигура символическая . Она олицетворяет собой то зло, которое царит в мире и против которого направил свой бунт Раскольников.

На вид Алёна Ивановна – «ничтожная, злая, больная старушонка», по выражению студента, беседовавшего с офицером в трактире. Об этом свидетельствует описание её внешности : «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». Интерьер квартиры старухи также оставляет впечатление заурядности: «Небольшая комната... с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто...»

Раскольников был убеждён, что, убивая ничтожную старушонку, он вроде бы и не совершает преступление – как будто убивает вошь. Между тем писатель стремится подчеркнуть, что старуха, несмотря на всё её ничтожество, всё-таки человек, а не «вошь», как выразился о ней Раскольников, вызвав возмущение Сони.

Лизавета , сводная сестра старухи-процентщицы, – полная противоположность Алёне Ивановне. Это человек необычайно кроткий , смиренный, чрезвычайно набожный, хотя и не без греха . Кроткая Лизавета – двойник Сони Мармеладовой . Став безвинной жертвой Раскольникова, она становится немым укором герою с его бесчеловечной теорией.

Прасковья Павловна Зарницына , квартирная хозяйка Раскольникова, олицетворяет собой добродушие и душевную теплоту .

Наталья , покойная невеста Раскольникова, дочь его квартирной хозяйки вдовы Зарницыной, как и Соня, олицетворяет собой смирение , кротость, душевную теплоту , выявляя светлые стороны личности главного героя.

Настасья – служанка и кухарка квартирной хозяйки Раскольникова вдовы Зарницыной – простая русская женщина, с сочувствием относящаяся к герою.

Марфа Петровна – жена Свидригайлова и, по-видимому, его жертва – соединяет в себе такие черты, как искренняя набожность , великодушие , сочувствие страждущим и одновременно взбалмошность , раздражительность , деспотичность . Все эти черты проявляются в ее отношении к Дуне.

Амалия Федоровна Липпевехзель – квартирная хозяйка Мармеладовых, Дарья Францевна – содержательница притона, Гертруда Карловна Ресслих – ростовщица, знакомая Свидригайлова, – все эти персонажи дополняют картину зла , царящего в мире.

Рассмотрим далее образы представителей семьи Мармеладовых . Эта семья олицетворяет в романе мир «униженных и оскорбленных». История этой семьи составляет трагическую сюжетную линию в произведении Достоевского.

Семён Захарович Мармеладов мелкий чиновник, титулярный советник. Это «маленький человек» , опустившийся на самое дно жизни. Страсть к пьянству лишила его места на службе, привела к тому, что он совершенно опустился, начал терять человеческий облик. Между тем Мармеладова отличают глубокое смирение , сознание собственной греховности и искренняя надежда на милосердие Бога .

Важная деталь состоит в том, что перед смертью герой испрашивает прощения у дочери Сони и сподобляется исповеди и причащения .

Катерина Ивановна , жена Мармеладова во втором браке, являет собой характер, противоположный Мармеладову . Это, по его выражению, дама «горячая, гордая и непреклонная» .

Катерина Ивановна очень больна, это проявляется в ее внешности и поведении. Вот как Достоевский рисует её портрет : «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и...с раскрасневшимися до пятен щеками».

Самоотверженное служение детям сочетается в Катерине Ивановне с такими страстями, как непомерная гордость и болезненное тщеславие . Героиня кичится своим благородным происхождением, постоянно обличает мужа, в постоянном раздражении общается с детьми. Именно Катерина Ивановна толкает падчерицу Соню на страшный поступок, принесший девушке столько горя и страданий.

В конце произведения героиня сходит с ума. В отличие от мужа, даже перед смертью она проявляет несмирение и отказывается от исповеди и причастия : «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

С образами детей Катерины Ивановны – Поленьки , Лиды (она же Леня ) и Коли – связан мотив поруганного, оскорбленного детства. Страдания детей, по убеждению писателя, – самое яркое проявление жестокости впадшего в грех мира.

Искренняя и бескорыстная помощь Раскольникова семье Мармеладовых оказывается мощным толчком к душевному воскрешению героя. Детская молитва о «рабе Родионе», наряду с молитвами матери и сестры героя, становится решающей силой, спасающей его душу: она предотвращает самоубийство Раскольникова и ведет его к духовному возрождению.

Образ пьяной девочки на бульваре дополняет картину «униженных и оскорбленных», развивает тему поруганного детства.

Рассказ писателя о детских страданиях включает в себя и упоминание семи больных детей портного Капернаумова , у которого снимала комнату Соня.

Среди детских образов в романе следует отметить также образы детей – жертв Свидригайлова . Это несчастная глухонемая племянница госпожи Ресслих , которую Свидригайлов своими надругательствами довел до самоубийства, это его юная «невеста» , которую родители готовы выдать замуж ради денег, и другие его жертвы, упоминаемые в романе. Особенно ярко образы детей – жертв Свидригайлова – предстают в кошмарах, которые видятся ему перед самоубийством.

Картину человеческих страданий дополняет также Афросиньюшка – пьяная женщина, пытающаяся покончить с собой, бросившись в канал.

Доктор Зосимов , лечащий Раскольникова, соединяет в себе профессиональную честность, добросовестность, готовность прийти на помощь с некоторым высокомерием и тщеславием , а также склонностью к распутству. По мысли Разумихина, через несколько лет Зосимов может утратить свое благородство и стать рабом материального благополучия. Этот персонаж отчасти напоминает нам чеховского Ионыча в первоначальный период его врачебной практики.

Достоевский рисует нам и мир полиции . Это вспыльчивый и одновременно необычайно добрый поручик Илья Петрович по прозвищу Порох , квартальный надзиратель Никодим Фомич , письмоводитель Замётов . Все эти персонажи дополняют широкую картину петербургской жизни, нарисованную Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Достоевский в своем произведении затронул и тему простого народа

Два Миколки (мужик, убивающий лошадку в первом сне Раскольникова, и маляр , ошибочно арестованный по подозрению в убийстве старухи и готовый невинно пострадать) олицетворяют, по убеждению Достоевского, два полюса в характере русского народа – его способность совершить непомерную жестокость и одновременно готовность к самоотверженному поступку, готовность принять страдания .

Символичен образ мещанина – человека, откровенно сказавшего Раскольникову о том, что тот убийца («убивец»). Этот персонаж олицетворяет собой просыпающуюся совесть героя .

Художественное своеобразие «Преступления и наказания»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры