Дзержинский театр драмы. За двумя зайцами Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главная / Ссоры

Довольно таки знаменитая пьеса была создана М.Старицким. Островский же перевел ее на русский язык, и получилось комическое, но поучительное творение. По произведению был поставлен фильм, а в театрах с большим аншлагом проходили спектакли.

А сюжет пьесы совсем незамысловатый. Действие происходит в Киеве.

Промотавшийся цирюльник Голохвостый, высшей степени франт попадает в очень неприятную для него историю. Он должен выплатить огромные деньги кредиторам, которые придут с минуты на минуту и закроют его цирюльню. Ему этот ужас снится каждую ночь. Что же делать? Трудиться он не привык, чтобы нажить состояние. Остается найти невесту с богатым приданым, чтобы поскорее исправить свое положение.

И тут Свириду Петровичу подфартило. Из пансиона благородных девиц прибывает дочь состоятельных торговцев Проня Серко. Конечно кандидатура подходящая, но уж девушка и внешностью особо привлекательной не обладала, да и по отношению к родителям уважения не проявляла. Все какие-то иностранные словечки, сказанные невпопад, да и барские манеры совсем не украшали барышню.

Прогуливаясь по улице, Свирид Петрович встречает красивую скромную девушку, которая ему очень понравилась. Но она оказывается двоюродной сестрой Прони Серко. Мать ее торговала на рынке яблоками и была особенно строга по отношению к дочери. И Голохвостый решает ринуться в погоню за двумя зайцами.

Он начинает ухаживать за Проней Прокопьевной. Приглашает ее в кино, объясняется ей в любви. Он совсем замутил голову девушке, что та приглашает его к себе домой, где у молодого человека от показанного богатства кружится голова. Родители же по приказанию Прони благословляют их на брак и готовятся к свадьбе.

Возвращаясь от Серко, он встречает в переулке Галю и пристает к ней, но тут их застает мать девушки и заставляет покреститься на том, что он женится на ее дочери, раз он ухаживает так старательно.. А что оставалось делать этому хитрецу? Только соглашаться. Секлита Пилиповна собирает срочно всех подруг и организует венчальный вечер. Она благословляет Голохвастова и Галю на брак.

Девушка в слезах бежит к своему жениху Степану и все рассказывает. И тогда он со своими друзьями говорит о шарлатане всю чистую правду и намерен разоблачить его.

И вот в день свадьбы Прони и Голохвастова Степан и найденные ими кредиторы рассказывают всю чистую правду о нем. Все гости, и в особенности Проня и ее родители был и в шоке. И как жаль Проню. Она от всего сердца была влюблена, а ее обманули.

Ну а что же Голохвастый? Он так и остался у разбитого корыта, ничего не добившись.

Произведение актуально и в наши дни особенно. Оно учит нас проявлять уважение к женщине, воспитывать моральную культуру молодого поколения. И ставьте всегда одну цель и добивайтесь ее, ведь, можно как наш главный герой остаться и не с чем.

Картинка или рисунок За двумя зайцами

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Скребицкий

    Первые годы жизни писателя Георгия Скребицкого прошли в Тульской области. Маленький Георгий воспитывался в приемной семье. Его отец был большим знатоком леса, любителем охоты и рыбалки. Своей страстью он увлек и сына.

  • Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий

    Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

  • Краткое содержание Короли и капуста О. Генри

    События произведения разворачиваются в маленькой латиноамериканском государстве Анчурии. Экономика страны держится только на продажах выращенных тропических фруктов, которые в большом количестве вывозят по морю американцы.

  • Краткое содержание Лесков Человек на часах кратко и по главам

    Действия начинается с описания теплой погоды посреди зимы. Во времена Крещения в 1839 году погода выдалась странно теплой. Так тепло было, что на Неве лед начинал таять. Один солдат, который в этот день был часовым

  • Краткое содержание Чехов Дуэль

    Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге

2004Эта маленькая история произошла не так давно. Пол столетия назад на Кожемятской улице Киева. Итак, мы совершим путешествие в прошлое. Пусть старики себе вспоминают, а молодые на ус намотают. Дорога на Кожемяки идет через базар. Туда и направляется со своими друзьями Свирид Петрович Голохвостый, герой этой истории. *Це не канареечка летае* *И спивае прямо в горизонт* *А мы сидем, выпьем, погуляем* *В том усе житья и весь наш резон* *Нас чекають барышни-коханки* *Жить така, что просто мармелад* *Так сыграй, сыграй же нам гитарка* *На веселый дюже на очень лад* *Моя мама сердце добре мае* *И папаша мають магазин* *И воны меня не обижають* *Бо один у них я шикарный сын* Вот другие герои этой истории. Торговка Секлета Лемериха, фигура важная в сюжете. Ее помощница - дочь Галя. А это - Степан. Это Марта, подруга Секлеты Лемерихи, непревзойденная бубличница. Кума Секлеты - Устья, слуга народной медицины. Монашка Мирония тоже Секлетина подруга. А вот чета Серков. Это родственники Секлеты и героини нашей родители. Дочь их Проня сейчас в пансионе. Но прежде чем заглянуть туда, мы еще раз встретимся с героем, с Голохвостым. Его трудовой день в разгаре. Этот бравый офицер приведет нас в пансион. *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* *Пошла Дуня за ворота, а за нею два матроса* *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* *Раз, два, горе не беда! Канареечка жалобно поет!* Вот и Проня. Раз, два, три четыре. Так приветствуете папу. Так поклонитесь начальству, что по службе выше мужа. Того мужа, какой будет. Если ниже он по чину, то встречайте так. А с служанкой не стесняйтесь, чтоб боялась вас. Фимка, сюда! Фимка, туда! Фимка, молчи! Фимка, иди! Дуры, дуры, раз, два, три! Так идете деликатно к своему вы кавалеру. Реверанс. Реверанс. Реверанс. - Тумба! - Сама тумба! - Это дочкин голос. - Голос? - Цапля! - Жаба! - Гадюка! - Хулиганка! Стерва, стерва! Приехали! - Что случилось? - Вот, поднимите! Скорее! Тумба! - Давай, поехали, поехали! - Цапля! На! - Что, совсем? - Совсем. Как? Деньги за год уплачены, нужно было за них отсидеть! А, тебе мало, что ребенка за три месяца вот как науками вымучили? - Помолчи. - И вы молчите! Серки повезли свою Доню-Проню с пансиона. А за этой Доней Серки дают десять тысяч приданого. О! - Центр тяжести фигуры тела... - Чьего тела? Центр тяжести фигуры тела... Фигура тела... Все равно тебе больше не потребуется. Ваше благородие! Слушай, Голохвостый. Я не Голохвостый, я Голохвастов. - По пачпорту ты Голохвостый. - Пардон, в пачпорте ошибка. Молчи и слушай. За долги, за не оплаченные векселя твоя цирюльня опечатывается, а имущество описывается. Ты жулик! Ты пришел не платить по вексель деньги а ты пришел еще давай! Давай деньги! - У, швайне райт! - Что-что? Сволочь! Грабитель, грабитель, банкрот! Я тебя сажать в тюрьму! - Нет, я тебя убью! - Не убивайте меня, слухайте сюда! Серков дает за своей Проней двадцать тысяч. - Десять. - Вот я и хочу жениться на них. - А захочет ли вона? - Захочет. А понравишься ты ей? А кому ж я не понравлюсь? Смотрите! Честь имею рекомендовать себя: Свирид Петрович Голохвастов, собственною персоной. Мадемуазель, бонжур! Пардон! Ну не рвите моего сердца как паклю! В груди моей Везувий так и клокотит! Решайте судьбу мою несчастную! Прошу у вас руку и сердце! Только для этого предприятия надо ж денег, чтобы сменить хфасон. Новая мода. И мамзель куда-то повезти, и конфеток, и на фаэтоне, иначе ж не можно! - Поверьте, Серковые деньги будут ваши! - Клюгелен! Молодец! Пиши вексель. Рубь за рубь. - Здрасьте, Свирид Петрович. - Бонжур. - Здрасьте! - Приветствую вас. О, какой у вас костюм! - Из заграничного материала. - Наверное дорогой! Сто. Платье ведь первое дело. По платью встречают. - Верно, как одел жупан, так уже и пан. - А как же! Вот, к примеру, брюки. Как труба стоять. Не так поставь и шо? Физиономии уже нету. Или вот

"Натирально хвеновинальный водевиль", или В театре кипят мещанские страсти

Первый спектакль театрального сезона всегда ответственное и волнительное событие. Ведь по традиции считается, как дело начнешь, так оно и пойдет. Скажем сразу, что, судя по открывшей 63-й театральный сезон постановке "За двумя зайцами", Дзержинский театр драмы готов радовать и удивлять своих постоянных зрителей весь год.

Решение о том, какая именно пьеса удостоится чести открывать театральный сезон 17 октября этого года, было принято еще в феврале. Для ее постановки был специально приглашен режиссер Юрий Береза, который около 20 лет назад уже работал в нашем театре. В недавнем интервью, которое давал Юрий Михайлович "ДВ", он рассказал, что выбрал комедию Михаила Старицкого неспроста. Ее сюжет давно и хорошо известен, он вряд ли впечатлит новизной, тем более что режиссер сразу предупредил, что будет ставить спектакль в традиционной манере, без шокирующих деталей, экстравагантных декораций. А вот главная идея пьесы Старицкого не стареет до сих пор, вернее, в современных условиях даже получает второе дыхание.

Итак, бедный цирюльник Свирид Голохвостый, пижон и щеголь, попадает в крайне неприятную ситуацию. Он должен деньги огромному количеству кредиторов, сцены расправы уже начинают чудиться ему и во сне, и наяву. Ну, а поскольку работать Свирид Петрович не приучен, он выбирает самый простой способ поправить свое материальное положение - выгодную женитьбу. К счастью, кандидатура находится довольно быстро: из пансиона как раз возвращается дочка богатого мещанина Проня Прокоповна Серко. Все бы хорошо, да вот невеста потенциальная очень уж мало привлекательна, к тому же нахваталась за месяц учебы барских замашек. Да еще на беду Свириду встречается небогатая, но очень красивая девушка, как потом оказалось, двоюродная сестра Прони Галя. Ну, как тут устоять перед столькими соблазнами? Вот и решает герой кинуться в погоню за двумя зайцами. Те, кто помнит продолжение русской пословицы, уже, наверное, поняли, что ничем хорошим эта затея не закончится. Однако до убийственного для главного персонажа финала, до его полного разоблачения, зрителей ждет множество комических сцен: объяснение Прони с Голохвостовым, подготовка всего семейства Серко к приему жениха, сватовство Гали.

Несмотря на то, что главный герой пьесы цирюльник Голохвостый, внимание зрителей практически поровну делится между ним и Проней Прокоповной. Проня Ларисы Шляндиной, несмотря на явно взбалмошный характер и недалекий ум, все же вызывает какую-то симпатию. Да, жеманная, да, так же, как Голохвостый, хочет казаться умнее и образованнее, чем есть, из-за чего выглядит очень смешно. Да, задрала нос так, что родителям, да и всем окружающим, житья нет. Но ведь мечтает-то она о большом и светлом чувстве - о любви. Наверное, поэтому-то Голохвостому с такой легкостью удается ее одурачить. И когда в конце пьесы раскрывается обман жениха и звучат горькие слова: "Не за ваши магазины шла. Я вас любила!" становится даже жаль бедную нелепую Проню.

А вот Голохвостого совсем не жалко. В кредитах он запутался исключительно из-за своего легкомыслия. А уж то, что решил посмеяться сразу над двумя девушками, вообще не имеет никаких оправданий. Как признался в беседе после спектакля исполнитель роли Голохвостого актер Вячеслав Рещиков, главной задачей, которую он сам ставил перед собой, было не повториться. Во-первых, среди его предыдущих работ были похожие персонажи. Например, Егор Глумов в пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" - молодой человек, который хитростью и смекалкой пытался заполучить богатую невесту и место в обществе. Во-вторых, пьеса Старицкого довольно популярна, по ней поставлен очень известный фильм, ее играют в столичных театрах. Чтобы создать свой образ, Вячеслав Рещиков во время репетиций, несмотря на советы коллег, специально не смотрел ни фильм, ни спектакли. Поэтому его Голохвостый действительно не похож, например, на героя фильма, сыгранного Олегом Борисовым. В исполнении Рещикова он вовсе не так глуп, и принадлежит к той породе молодых мужчин, которым благодаря их обаянию и умению пустить пыль в глаза многое сходит с рук. В общем-то, все это и спасает его от совсем уж трагического финала. Безумно влюбленная Проня выкупает несостоявшегося жениха из полицейского участка.

Но вернемся к спектаклю. Как и было обещано задолго до премьеры, в постановке много музыки и танцев, что делает его динамичным, живым, настоящим классическим водевилем. Первое действие, когда сюжет только разворачивается, кажется немного затянутым, но уже во втором страсти кипят буквально без перерыва, поэтому смотрится оно на одном дыхании. Кстати, в постановке приняла участие вся труппа театра, в том числе опытнейшая актриса Белла Чуркина, которая сыграла мать Гали Секлиту Пилиповну Лымариху, Валентин Морозов и Валентина Губкина, составившие прекрасный дуэт родителей Прони.

Во всем - в песнях, костюмах, говоре персонажей - сквозит малороссийский дух. Подчеркнуть его помогли, наверное, в том числе, и украинские корни режиссера Юрия Березы. Кстати, при постановке спектакля он выступил и в роли художника по костюмам. В своем интервью режиссер много говорил о единстве и духовной близости двух народов, которые из-за политических коллизий оказались по две стороны баррикад. Протянуть мостик между искусственно разделенными странами может, наверное, только искусство - музыка, театр, танцы, которые воспринимаются людьми одинаково.

Идея спектакля также носит интернациональный характер - желание жить не по средствам, за чужой счет, подменяя реальные ценности выдуманными. Как это знакомо современному обществу! Однако создатели спектакля не ставили целью нагрузить его глубоким смыслом, наоборот, по словам Юрия Березы, очень важно иногда дать зрителям просто отдохнуть, от души посмеяться, скинуть с души груз ежедневных проблем.

Марина Ипатова

"Дзержинское время", октябрь 2008 г.

ЗА ПЕСНЯМИ И ТАНЦАМИ - В НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН

За песнями и танцами "погнались" актеры Дзержинского театра драмы в премьере, открывшей 63-й театральный сезон. Вопреки известной поговорке и на радость зрителям им удалось и то, и другое. "За двумя зайцами" - так называлась постановка Юрия Березы по одноименной пьесе украинского драматурга Михаила Старицкого.

"Мещанские страсти с песнями и танцами" - так определил жанр своему спектаклю режиссер Юрий Береза.

"Истинная комедия" - так сказала бы я о премьере. Комедия классическая, без современного цинизма и ставшего даже почти привычным налета пошлости. Комедия красочная, легкая, непринужденная и в то же время заставляющая задуматься и, может быть, даже немного погрустить.

Водевиль Михаила Старицкого "За двумя зайцами"- это история о том, как молодой цирюльник Свирид Голохвостый морочит голову сразу двум дамам - богатой дурнушке Проне и бедной красавице Гале. На первой он собирается жениться. Нет, вовсе не по велению сердца, а по настоянию... тощего кошелька. Потому как Свирид Петрович в долгах, как в шелках: его "паликмахерская" опечатана судебным приставом, и иного выхода поправить свои шаткие дела, кроме выгодного брака, он не видит.

Благо, партия есть подходящая: за свою единственную дочь богатые Серко дают десять тысяч. Да и в люди больно уж выйти хочется: ух, как шикарно заживет он на деньги законной супруги! Только вот загвоздка - очень уж нехороша собой его потенциальная спутница жизни.

Вот красавица Галя - тут и глаз радуется, и "сердце шкворчит". Только из всего приданого у нее - ясные очи, длинная коса да уста сахарные. А одной красотой, как известно, сыт не будешь... Понимает это и Голохвостый, но шибко приглянулась ему бедная девушка. А потому он решает поймать сразу двух зайцев: и выгодно жениться, и Галю при себе оставить.

Комедия, написанная украинским драматургом в далеком 19-ом веке, сегодня актуальна как никогда. За всей внешней легкостью - серьезное рассуждение об истинных и ложных ценностях человека. Или, если угодно, - о форме и содержании. Как часто мы, забывая и отодвигая на второй план свою внутреннюю, истинную сущность, заботимся лишь о внешнем оформлении: стараемся быть богаче и, здесь это слово подходит как нельзя более удачно, круче, чем есть на самом деле.

Создавая иллюзию обеспеченной жизни, несчастный человек продает себя, вступая в сделку с собственной совестью. Тратит последние деньги, занимает, берет кредиты, но покупает дорогую шубу, ездит на модной машине и отдыхает на шикарных курортах. Желаний много, а возможностей нет, вот и пускается он во все тяжкие: лжет, мошенничает, предает. Таков и Свирид Голохвостый - мелкий цирюльник, который решил стать "властителем жизни".

Пересказывать содержание спектакля - дело неблагодарное. И даже ненужное. Финал, дабы создать интригу, так и вообще традиционно опускается. Но только не в этом случае, потому как он оказался необычным и отнюдь не предсказуемым.

Как известно, в пьесе Старицкого пройдоха "паликмахер", подтверждая истинность мудрой народной пословицы, погнавшись за двумя зайцами, остается у разбитого корыта. Правда торжествует: лгун и лицемер получает по заслугам. Режиссер же Юрий Береза под занавес бросает Голохвостого в объятия... Прони Серко, неожиданно простившей все его прегрешения.

Что это? Двойное наказание? Наказание недалекой дурочке, месяц с грехом пополам кое-как отмучавшейся в пансионе и наивно полагающей себя после этого великосветской барышней, и вертопраху-цирюльнику, уверенному, что настоящий джентльмен - это тот, кто всегда "пьян и сытый" и у кого "по моде платье сшито"?

А может, это что-то другое? Может, это жизнеутверждающая вера режиссера в, как бы высокопарно это ни звучало, победу добра над злом? И разве нет места в наше нелегкое время чуду? Ну могло же остаться в Свириде Петровиче (блистательно сыгранном Вячеславом Рещиковым), помешанном на деньгах, что-то человеческое, потому и награда ему - один "заяц".

Да и Проня Прокоповна (Лариса Шляндина) ну никак не вызывает отвращения, несмотря на свою ограниченность и жеманность, а только сочувствие и даже симпатию. Проню переполняют самые нежные чувства, и она то и дело сгребает несчастного ухажера в охапку и сжимает его в своих объятиях. А ее финальная фраза, сказанная жениху, прочувствованная и прожитая ("Не за ваши магазины шла. Я вас любила..."), и вовсе поднимает дочь Серко на недосягаемую ей доселе высоту.

Финал "мещанских страстей" по-дзержински каждый волен прочитать по-своему. А для этого - сходите на спектакль "За двумя зайцами"!..

Екатерина Козлова

"Дзержинская панорама", октябрь 2008 г.

«Глубокий яр. Под горою налево хорошенький домик Серков с садом; за ним забор и снова какой-то садик и домик, направо - гора, забор, а дальше яр. На дальней горе виднеется Киев». Так начинается написанная в 1875 году пьеса украинского писателя Ивана Нечуя-Левицкого «На Кожемяках», самим автором обозначенная как «комедия из мещанского быта с песнями и танцами в четырех действиях». Сюжет, в общем-то, простой и незамысловатый, но беспроигрышный во все времена. Некий окончательно промотавшийся молодой человек решает жениться на дочке богатых родителей, чтобы поправить свое положение. Присмотрев подходящую кандидатуру (неважно, что некрасивая, зато с деньгами), начинает всячески ее обхаживать, поражая изысканными «хранцузськими» манерами, неистово клянется в любви. Дело вроде бы «на мази», вот-вот должна состояться свадьба, однако все расстраивает страсть молодого человека к простой девушке, за которой большого приданого не дают, да и сама она не отвечает взаимностью. Вполне естественно, что автор поместил героев в среду, в которой жил сам, а именно на склоны киевской Лукьяновки.

Возможно, многие читатели удивятся, услышав название пьесы - «На Кожемяках» и имена главных героев - Свирида Петровича Голохвастого и Прони Прокоповны Серковой. Ведь мы привыкли, что у пьесы с таким сюжетом и действующими лицами другой автор и иное название. Но в том-то и дело, что пьеса «На Кожемяках» получилась, скажем так, «не театральной», а больше напоминала повесть или новеллу. Поэтому ее практически не ставили, и казалось, что она так и останется одной из немногих литературных неудач Ивана Нечуя-Левицкого и в будущем будет интересовать разве что литературоведов. Но комедия попала в руки другому известному украинскому драматургу - Михаилу Старицкому и под названием «За двумя зайцами» обрела вторую жизнь, куда более известную и удачливую, чем первая. Потомственный дворянин Старицкий, словно подвижник, пытался доказать всему театральному сообществу Российской империи, что понятие «украинский театр» имеет такое же право на жизнь, как и «русский театр». Он продал свое имение, на вырученные деньги создал труппу и искал сюжеты для постановки именно в украинском театре. И нашел. Его «переделка» пьесы Нечуя-Левицкого оказалась удачной и с тех пор не сходит с театральной сцены.

А в конце 1950-х годов началась третья жизнь пьесы, на этот раз кинематографическая, и связана она с именем режиссера Виктора Иванова. Он начинал свой путь в кино в начале Великой Отечественной войны в Ашхабаде, куда была эвакуирована Киевская киностудия. В то время как некоторые любой ценой добивались спасительной «брони», а то и попросту дезертировали с фронта, молодой режиссер рвался на передовую. Но на все свои просьбы отправить его на фронт получал неизменный ответ: «Фильмы против Гитлера - это тоже война. Продолжайте снимать кино». И он снимал, воевал с фашистами как мог. «Три танкиста на фронте» (в этой ленте снимались звезды советского кино Борис Андреев, Николай Крючков и Марк Бернес), «Дот 9/1», «Маяк», другие его короткометражные фильмы демонстрировались во фронтовых киносборниках. В начале 1943 года Виктор Иванов наконец-то добился отправки на фронт. Причем ведь мог занять должность политрука, но захотел быть простым солдатом. Вместе со своим батальоном дошел до родного Киева, одним из первых вышел к воротам Киевской киностудии и расписался на них, но не мелом или краской, а автоматной очередью.

И опять же - ведь мог Виктор Иванов остаться в Киеве. Но не остался, а пошел дальше. В Румынии был тяжело ранен и только после этого вернулся домой. Виктор Михайлович хотел вернуться на киностудию, но директор его не принял, сказав, что режиссеры, да к тому же раненые, ему не нужны. И вынужден он был снова пробивать себе дорогу, доказывать, что нужен украинскому кино. Но прогибаться Виктор Иванов не умел, и потому его возвращение растянулось на долгих десять лет. Лишь в 1955 году на экраны вышел фильм «Приключения с пиджаком Тарапуньки» - первая послевоенная работа режиссера.

Снять фильм по комедии Старицкого Виктор Иванов мечтал давно. Но ему не разрешали, не было на то «высочайшего дозволения». Объяснением причин киношные начальники себя не утруждали. На время Виктору Иванову пришлось даже переквалифицироваться в сценариста - по его сценариям были сняты ленты «Мечта его жизни» и «Олекса Довбуш». Пока наконец в начале 1960-х он не получил «добро» на съемку «За двумя зайцами».

Итак, долгожданное разрешение получено, значит, можно начинать снимать? Виктор Иванов, по воспоминаниям работавших с ним людей, всегда во всем сомневался. «Его бичом и мукой было сомнение, - вспоминала Маргарита Криницына, исполнительница роли Прони Прокоповны, на страницах газеты „Зеркало недели“. - По-моему, он сомневался с момента просыпания. Все, абсолютно все было не так! И это не каприз был, не сумасбродство. Характер такой».

Раз мы уже упомянули имя Маргариты Криницыной, то самое время рассказать о сложном и даже мучительном выборе режиссера актрисы на главную женскую роль в картине. Претенденток на роль Прони Прокоповны было множество - от молоденьких дебютанток, вчерашних студенток театральных вузов, до актрис, имена которых знал весь Советский Союз. Маргарита Криницына в этом списке занимала, так сказать, промежуточное положение - не новичок (все-таки к тому моменту снялась уже в четырех фильмах), но и суперпопулярной ее не назовешь. Когда она узнала, что Иванов хочет экранизировать «За двумя зайцами», то, конечно, мечтала о главной роли, но без особой надежды - ведь многие конкурентки были куда известнее в мире кино. Да и вообще, как считала Маргарита, роль Прони Прокоповны должна играть украинская актриса, а не уроженка Сибири (в Киев Маргариту в 1959 году привез муж, известный сценарист Евгений Оноприенко).

Однако, как считают некоторые философы, наша жизнь - это цепь случайностей. Казалось бы, какая может быть связь между одной из лучших комедийных ролей в истории украинского и советского кино и орехами? Напрямую - никакой. Но вот через последовательность случайностей…

Не стоит грызть грецкие орехи зубами - в этом Маргарита Криницына убедилась на собственном опыте. Однажды попытка разгрызть орех закончилась для нее сломанным передним зубом. А на следующий день она шла по коридору Киевской киностудии, где ей повстречался спешащий по своим делам Виктор Иванов. «О, Маргарита, ты сейчас чем-то занята? - спросил режиссер и, не дожидаясь ответа, продолжил: - Пойдем, подыграешь у нас на пробах». Обычная просьба режиссера к актрисе, которая еще не числится в «звездах». В тот день пробовались «родители Прони Прокоповны» - артисты Анна Кушниренко и Николай Яковченко. Маргарита к съемкам особенно не готовилась, только надела платье «под старину» и парик. А когда, как говорят киношники, «вошла в кадр», когда улыбнулась своей бесподобной щербатой улыбкой, то тут Виктор Иванов и понял, что нежданно-негаданно нашел свою Проню Прокоповну. Позже режиссер вспоминал, что именно сломанный зуб Криницыной запомнился ему тогда больше всего.

С исполнителем роли Свирида Голохвастого дело обстояло гораздо проще. Проще в том смысле, что у Виктора Иванова был «железный» и практически единственный претендент на эту роль - известный актер Николай Гриценко, сыгравший до того в экранизации трилогии А. Толстого «Хождение по мукам», ставшей классикой советского кино. Правда, на кинопробах, даже когда уже фактически известно, кто будет играть ту или иную роль, обычно принято, чтобы пробовались как минимум два актера. И поэтому Иванов «для порядка» пригласил на пробы молодого актера Театра русской драмы имени Леси Украинки Олега Борисова.

Хороший актер Николай Гриценко, спору нет. Но вечно сомневающемуся Виктору Иванову что-то в его игре не нравилось. Что именно, он и сам не мог объяснить. От «безнадеги» сказал ассистентам: «Запускайте этого… салабона», имея в виду Борисова. Это было очередное подтверждение теории о случайности всего происходящего в этом мире. Ну не собирался режиссер брать Олега Борисова на роль Голохвастова! Но «салабон» сыграл так, что Иванов тут же утвердил его на главную роль.

«Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи!» - любили говорить в советские времена. Вот так и в кино - сценарий есть, актеры утверждены, можно начинать снимать. Многим кажется, что процесс съемки любой кинокомедии должен быть таким же веселым и задорным, как и собственно сама комедия. На самом деле все обычно происходит как раз наоборот. Так было и когда фильм снимал Виктор Иванов, человек с нелегким, в общем-то, характером, «наш невыносимый деспот и хороший человек», как говорила о нем Маргарита Криницына.

«Прошу заменить актеров. Они мне гробят картину. Борисов играет салаку, а мне нужна щука. Криницына - пустой сосуд. Картина провалена». Несколько раз писал Виктор Иванов на имя директора Киевской киностудии докладные примерно такого содержания. А потом уходил к своему любимому озерцу возле киностудии и сидел там в позе роденовского Мыслителя. Вокруг него суетились ассистенты и прочие члены съемочной группы: «Виктор Михайлович! Пойдемте работать, а то время идет, аппаратура стоит, деньги уходят»… Несколько раз Евгений Оноприенко говорил своей супруге, когда та после очередного съемочного дня приходила домой в слезах: «Маргарита, ну чего ты мучаешься, уходи от него!» И действительно, иногда хотелось все бросить и уйти. Но Маргарита Криницына и другие актеры возвращались на съемочную площадку. Потому что понимали: все капризы и ругань Виктора Иванова - не от стремления как можно больнее обидеть артистов, подчинить себе их, а от страстного желания сделать фильм лучше. Сколько раз выходил Виктор Иванов на съемочную площадку, размахивал руками, экспансивно объясняя артистам свое видение той или иной сцены: «Ты стань так, а ты посмотри на нее эдак!» Нелегко было работать с Виктором Ивановым, но, как вспоминали артисты, очень интересно.

Конечно, были на съемках «За двумя зайцами» и смешные и забавные моменты, а куда же без них? Особенно всем запомнилась «эпопея с попугаем». Один из череды съемочных дней подходил к концу, в павильоне было жарко и душно, артисты и члены съемочной группы порядком устали, но хотели доснять эпизод до конца. Все готово для начала съемки, Виктор Иванов берет в руки мегафон и кричит: «Тишина в павильоне!.. Тихо!.. Мотор-р-р!» Молоденькая ассистентка уже приготовилась стукнуть кинематографической хлопушкой, но не успела - студийную тишину буквально разорвал хрипящий крик с характерным «ивановским» рычанием в конце: «Мотор-р-р!» Режиссер, и без того человек достаточно экспансивный, к вечеру был взвинчен до предела. «Стоп!!! Какая сволочь кричала? Кто смеет издеваться?» - взревел Иванов. С ним была настоящая истерика, он пытался найти хулигана, но на площадке были все свои, и вряд ли кого-то можно было заподозрить. Кое-как режиссера успокоили. Начали съемку эпизода снова. «Мотор!» - кричит Иванов, и через несколько секунд словно эхо отзывается из глубины павильона: «Мотор-р-р!»… То, что творилось в тот момент на площадке, называется «хоть святых выноси». Кое-как успокоились, угомонили готового разорвать всех и вся режиссера. Снова раздается команда: «Мотор!» И тишина. Началась съемка. Казалось, наконец-то все идет как надо. Все спокойно, слышны только негромкие голоса актеров. И вдруг все тот же громкий голос: «Тихо!» и далее последовала нецензурная брань. Лишь после этого был обнаружен «хулиган» - попугай, сидевший в клетке в «комнате» Прони Прокоповны. Реакция присутствовавших в павильоне была разной: кто-то сгибался от хохота, кто-то, наоборот, грозился повыдергивать у попугая все перья. И только моряк, который за небольшую плату приносил попугая на съемки, был совершенно невозмутим: мол, матросский кубрик - это не институт благородных девиц, так что неудивительно, что птица знает всякие «нехорошие» слова. Но самое интересное было впереди. По сценарию этот злосчастный попугай должен был произносить слова: «Химка - дура!» Однако за несколько дней обучить его этому не удалось, и озвучивал их не кто иной, как режиссер фильма. И получилось у Виктора Иванова все очень натурально, вполне «по-попугайски».

Были и типичные для кино «ляпы», особенно это касается съемок на киевских улицах - и панельные «хрущевки» при внимательном рассмотрении виднеются вдали, и плывут по Днепру катера, которых во времена Нечуй-Левицкого и Старицкого и в помине не было, а на одном из катеров и вовсе хорошо заметен красный флаг.

«Иванов был не силен в лизоблюдстве, потому картину приняли незаметно, - вспоминала Маргарита Криницына. - Даже премьеры не было нормальной, в каком-то полусарае за Дарницей показали полупустому залу - ни афиш, ни объявления - ничего. А уж там поздравить, фестивали там, премии, награды, загранпоездки… О чем вы говорите?» Да, премьера, состоявшаяся в Дарницком клубе железнодорожников, не собрала и тысячи поклонников. Фильм, как сейчас принято говорить, «не раскручивали», ну вышла себе комедия и вышла. Но картина пришлась по душе зрителям. И постепенно, с каждым новым показом, фильм, если говорить официальным языком, приобрел статус одной из лучших комедий советского кинематографа, своеобразного украинского кинематографического символа.

Что же дал этот статус создателям «За двумя зайцами»? Режиссер Виктор Иванов снял впоследствии за 20 лет всего два фильма - «Ключи от неба» и «Ни пуха ни пера». Он всю жизнь мечтал снять фильм о войне, но ему не суждено было это сделать. Снимать о войне в победоносно-приукрашенном духе, как того требовала официальная пропаганда, Виктор Михайлович не хотел. А фильм о войне, которую он видел своими глазами, войне окопной, кровавой и страшной, ему делать не разрешали.

Роль Голохвастова стала для Олега Борисова если и не роковой, то, по крайней мере, круто изменила его жизнь. Роковой она стала для украинского театра, который из-за самодурства чиновников «от культуры» потерял замечательного актера. В 1964 году Борисова пригласили на премьеру фильма «За двумя зайцами» в Польшу. В это время в разгаре был театральный сезон, но в театре в тот момент актер был практически не занят и потому согласился. А когда вернулся домой, жена прямо с порога и огорошила: «Ты больше в театре Леси Украинки не работаешь».

Во время отсутствия артиста кто-то проявил инициативу - как это так, молодой актер посреди сезона покинул театр, кто разрешил, как посмел, всех подвел, звездная болезнь, проигнорировал интересы театра и так далее. На состоявшемся собрании было решено уволить Олега Борисова из театра имени Леси Украинки. Мало того, в газете «Советская культура» появилась статья, в которой «обличалось недостойное поведение актера Борисова». Олег Иванович без работы не остался. Его с удовольствием взял в свою труппу знаменитый Георгий Товстоногов, режиссер прославленного ленинградского Большого драматического театра. И кто больше потерял - актер, сыгравший множество ролей в театре и кино, или театр Леси Украинки?

А с Маргаритой Криницыной произошло то, что очень часто происходит с артистами, ставшими знаменитыми благодаря одному удачно сыгранному персонажу. С одной стороны, на них буквально обрушивается слава, а с другой - они не могут вырваться из рамок, ограниченных этим персонажем. Роль в фильме «За двумя зайцами» сделала Криницыну знаменитой, ее узнавали на улице даже спустя 20–30 лет после выхода картины на экраны («Ой, боженьки, та це ж Проня Прокоповна!» - радостно всплескивала рукам бабушка на базаре и добавляла дватри яблочка сверх положенного килограмма), хотя, надо сказать, в жизни актриса была совсем не похожа на свою героиню. Но хоть и сыграла Маргарита Васильевна в более чем 50 фильмах (среди них были такие известные картины, как «Свадьба в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Зеленый фургон», «Одинокая женщина желает познакомиться», сериал «Рожденная революцией»), но практически все ее роли были второстепенными, а главных ей не давали, поскольку для всех она оставалась Проней Прокоповной.

В августе 1999 года герои бессмертного фильма «забронзовели» - в Киеве на Андреевском спуске был открыт памятник Проне Прокоповне и Свириду Голохвастову. Олег Борисов, к сожалению, не дожил до этого дня. А Маргарита Криницына лично присутствовала на открытии памятника своей героине. После того как со скульптуры тихо упало покрывало, она на незабвенном суржике обратилась к собравшимся: «Дорогие! Мерси за коплиман, тобто за цей памятник. Сегодня я чувствую себя героем дня, а точнише дважды героем, бо раниш на родине героя ставили тильки бюст, а мени поставыли цилый памятнык разом с бюстом, а зараз хочется, щоб уси вы сняли чепчики и вклонылыся памяти великого украинского драматурга Михаила Старицкого, великому нашому актору Олегу Борисову и моему любимому кинорежиссеру фильма „За двома зайцями“ Виктору Иванову. В цей день я хочу побажаты вам, мои ридни, того, до чого я, Проня Прокоповна, стремилась усе свое життя, - щастя и любови»…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры