Эстафеты на природе. Игры и конкурсы на природе для детей и взрослых

Главная / Ссоры

Май 28, 2017

Фантазия детей действительно не имеет границ, а потому игры и конкурсы на природе для них должны быть особенными. Любой взрослый может позавидовать их выдумкам. Дети могут придумать игру из ничего, только вот она не обязательно будет безопасной. Чтобы избежать этого, стоит заранее подготовиться и подобрать несколько интересных развлечений, которые придутся по душе вашему ребёнку и будут безопасными.

1. Спортивный инвентарь. Собираясь на природу, не забудьте наряду с шампурами взять мяч, скакалку, тарелку фрисби, воланчик и ракетки для бадминтона или что-то другое.
2. Одежда и обувь. На природе почти все игры активные, а потому шлёпки и вьетнамки точно не подойдут, ведь в них будет просто неудобно бегать. Да и одежда должна быть свободной и удобной. Лучше всего отдать предпочтение спортивному стилю.
3. Головной убор. Первое тепло очень обманчивое: кажется, что на улице не очень жарко, но в голову напечь может запросто.
4. Играйте с детьми. Некоторые дети довольно трудны на подъём, а потому чтобы их расшевелить, начните играть вместе с ними. А когда ребёнок полностью включится в процесс, можете смело заниматься своими делами.
5. Соревнование. Если детишек много, то устройте для них эстафеты. Дети любят соревновательные развлечения. Только не забудьте, что любое соревнование подразумевает призы, о которых стоит позаботиться заранее.

На каких играх и конкурсах остановиться?

«Шустрый воришка»

Для игры понадобятся: мяч, верёвка, 15-20 мелких предметов (монетки, камешки, ракушки, маленькие детские игрушки, конфеты, орехи…).

Верёвку привязывают к ветке дерева так, чтобы она ровно свисала вниз. К верёвке снизу привязывают мяч. Это необходимо сделать так, чтобы между мячом и землёй оставалось не больше 2 сантиметров. Под мячом на земле произвольно расставляются все мелкие предметы. На этом подготовительный этап окончен.

Далее к мячу подходит один из игроков, берёт его в руки, отходит на 2-3 шага назад, подымает высоко над головой и со всей силы толкает вперёд. Пока мяч будет раскачиваться, нужно максимально быстро собрать все богатства, разложенные на земле. И, конечно же, при этом мяч не должен коснуться игрока. После чего подсчитывается общее количество собранных вещичек. Далее предметы возвращаются на свои места и эту процедуру проходят все игроки. По количеству собранных предметов определяется победитель.

Важно: если мяч во время кражи всё же касается игрока, то весь его результат обнуляется.

«Закрути верёвочку»

Для конкурса понадобится не совсем обычный набор: мяч, верёвка, сетка.
Мяч кладём в сетку, к сетке привязываем верёвку, а верёвку обвязываем вокруг дерева. Далее детей объединяем в две команды, каждую из которых размещаем по разным сторонам этого дерева.

Суть игры в том, чтобы сильно пиная по мячу, обмотать верёвку вокруг дерева. Каждая команда по очереди наносит удары: первая – в направлении часовой стрелки, вторая – против часовой стрелки. Логично, что чем сильнее удары, тем больше оборотов получается.

Никаких ограничений по количеству ударов нет, а, значит, игра продолжается до тех пор, пока какая-нибудь из команд не намотает всю верёвку на дерево таким вот способом.

«Горячий уголёк»

Для этой игры понадобится мяч. Он может быть любым. Количество участников – не меньше четырёх. Но чем больше людей вовлечено, тем лучше.

Все становятся в круг. Одного из них назначают водящим и ставят в круг, завязав глаза. Он должен будет давать команды остальным. Начинает он с того, что объявляет: «Из костра держи картошку, береги свои ладошки». После этого остальные игроки быстро кидают спортивный снаряд друг дружке по кругу, будто схватили действительно горячую картошку. И когда водящий неожиданно говорит: «Стоп!», тот, у кого в руках остался мяч «обжёгся», то есть проиграл и выходит из игры. И так пока не останется один самый стойкий. Победитель становится водящим.

«Свиньи не танцуют»

Эту игру можно назвать развлекательно-интеллектуальной. Для неё также понадобится мяч и хороший словарный запас.

Все участники становятся в круг и передают друг другу мяч. Делать это можно как по кругу, так и в произвольном порядке. Сложность заключается в том, что первый игрок должен назвать любое имя существительное, второй – имя прилагательное, которое бы подходило по смыслу первому слову, а третий – глагол, чтобы тоже логично вписывал в предложение. Если, к примеру, в конце получится фраза «Свинья большая танцует», то тот игрок, кто назвал слово «танцует» выбывает, потому что такого не бывает. Важно произносить слова быстро – на ответ даётся максимум 3 секунды. Пока участник думает, другие считают вслух. Побеждает самый находчивый.

«Зоопарк»

Эта игра немного похожа на предыдущую, но есть и существенные различия. Во-первых, есть водящий, который стоит в кругу остальных участников. Во-вторых, здесь не нужно составлять фразы.

В начале игры водящий говорит: «Мы пришли в зоопарк и увидели, что здесь есть…» Далее он бросает мяч одному из участников, говоря «зверь». Участник должен молниеносно назвать какого-то зверя и вернуть мяч водящему. Далее водящий бросает мяч другому игроку и говорит «птица», а тот соответственно быстро озвучивает название какой-нибудь птицы и возвращает мяч. Третьему игроку достаётся слово «рыба». Слова «зверь», «птица» и «рыба» могут быть названы в любом порядке и даже несколько раз подряд. Тот, кто ответил неправильно, замешкался или назвал живность, которую назвал другой игрок, выбывает из игры.

Продолжается соревнование до тех пор, пока не останется один игрок. Он то и становится следующим водящим.

«Прорыв»

Игра может быть довольно травмоопасной, поэтому проводить её только в присутствии взрослого. Дети встают в круг, а один ребёнок с мячом становится в центре круга. Это кольцо должно быть по возможности плотным: между участниками расстояние должно быть 15-20 см. Задача центрального игрока прорвать защиту, то есть вытолкнуть мяч за пределы круга. Выталкивать мяч можно только с помощью ног, выбивая его только на уровне земли. То есть целиться по головам или в живот категорически запрещается – мяч должен катиться по земле.

Остальные игроки всеми силами мешают центральному совершить прорыв. Но действовать им можно только ногами. При этом смыкать круг в более узкое кольцо запрещено. Тот, кто пропускает мяч, занимает место водящего. Здесь один победитель не предусмотрен. Но если хочется создать соревновательный момент, то можно вести счёт проигрышей. У кого их будет меньше, тот и победитель.

«Хвост дракона»

Такое развлечение отлично подойдёт, когда под рукой нет никакого инвентаря. Объедините детей в две команды и постройте их в две шеренги. Это будут два дракона. Определите, где у драконов головы, а где хвосты. Поставьте шеренги друг напротив друга так, чтобы «головы» были лицом к лицу на расстоянии 1 метра. Далее озвучиваете, что сейчас состоится соревнование, в котором победит самый быстрый и ловкий дракон. А чтобы это выяснить каждый дракон должен по сигналу поймать хвост другого дракона, но при этом не попасться самому. Ловить может только голова дракона.

Все дети кладут руки на плечи друг другу и по сигналу начинают движение. Та команда, чей хвост поймали, проигрывает. И из команды выбывают двое – «хвост» и «голова». Игра продолжается дальше, пока в одной из команд не останется только один игрок. Если такое происходит, то этот дракон признаётся самым слабым.

«Пока не грянул гром»

Для игры снова-таки понадобится мяч. Только вот привязывать его не придётся. Количество игроков здесь неограниченно, но не меньше трёх.

Для начала выбирается водящий, которому и вручается мяч. Все остальные становятся вокруг него. Мяч в руках водящего – это «гром». Пока он находится в руках, все должны стоять без движения. Как только мяч окажется в воздухе или на земле, все бегут в разные стороны (чем дальше, тем лучше). В самом начале водящий подбрасывает мяч над собой, и пока тот не упал ему снова в руки, игроки разбегаются. Когда водящий ловит мяч, он громко кричит «Грянул гром» и все останавливаются. Тогда водящий бросает его в одного из игроков. Если промахнётся, бежит за мячом, а все в это время снова разбегаются. Если же попадёт, то меняется с «подстреленным» местами и игра начинается заново.

«Чёрная метка»

В этой игре все участники, кроме одного, становятся в один ряд лицом вперёд. Один (водящий) стоит чуть поодаль (метрах в 2-3 от остальных) спиной ко всем. В это время кто-то из игроков бросает ему в спину мяч. Только бросать необходимо несильно, чтобы водящему не было больно. Водящий после этого поворачивается к игрокам лицом и пытается угадать, кто же заслал ему «чёрную метку».

Если водящий угадывает, то меняется с кидающим местами. Если же не угадывает, то отворачивается и всё повторяется сначала.

«Художник-привереда»

Никакой дополнительный инвентарь не нужен. Для начала выбирается водящий, который отходит на расстояние 6-7 метров и поворачивается к остальным спиной. Участники располагаются произвольно по игровому полю, размеры и границы которого стоит обговорить заранее.

Далее водящий, он же художник, резко поворачивается и выкрикивает название какого-либо цвета. Например, «Красный». Тогда игроки должны притронуться на своей одежде к названному цвету. Это убережёт их от художника-привереды. Если на одежде не нашлось нужного цвета, необходимо бежать во всю прыть, чтобы тебя не поймали.

Если художник всё же ловит игрока, то тот занимает его место. Главное не забыть, что остальные игроки в это время считают до 60. Если за это время никто не пойман, тогда художник возвращается на исходную позицию и всё начинается сначала.

Важно: один художник не может называть один и тот же цвет – они должны быть разными.

Безусловно, детвора оценит и эстафеты, и , и традиционные игры, такие как футбол, волейбол и бадминтон.


Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит ещё два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.

Картошка в ложке


Надо пробежать определенное расстояние, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Бегут по очереди. Время бега засекают по часам. Если картофелина упала, её кладут обратно и продолжают бег. Бежать без картофелины нельзя! Побеждает показавший лучшее время. Еще увлекательнее состязание команд.

Не хуже чем кенгуру


Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Время засекают по часам. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

Градусник


Без помощи рук обе команды на скорость передают бутафорский градусник так, чтобы он обязательно находился под левой рукой.

Готовимся к походу


Команде выдаётся рюкзак (его можно заменить любой сумкой), набор посуды (чашка, кружка, ложка, фляга) и спички. Если в команде много человек, то можно взять по два набора посуды.

Команда выстраивается в ряд, перед первым участником лежит рюкзак. В 15-20 шагах от обеих команд находится посуда. Каждому игроку необходимо добежать до посуды, взять один предмет, вернуться, положить его в рюкзак и дотронуться рукой до следующего игрока - "сдать" эстафету. Затем бежит следующий участник.

Командам дается по три очка за быстроту и за аккуратную укладку рюкзака.

Ориентирование


На земле рисуется два круга, в которые по очереди встают игроки команд (начиная с первой пары). Перед ними - таблички со сторонами света (север, юг, восток, запад).

Ведущий называет сторону света, оба участника должны одновременно повернуться к соответствующей табличке. Как только один из пары ошибается, очко даётся команде второго участника, а в круг вызываются следующие игроки.

Болотные кочки


Командам выдаётся по две газеты ("кочки"), участники вновь соревнуются в парах.

На старте игроки встают на одну газету, в руках держат вторую. Земля выполняет роль болота. Нужно пробежать по кочкам, не попав в болото. По команде игроки кладут перед собой газету, переходят на неё, берут ту, на которой стояли, кладут впереди себя, переходят и так далее. Очко получает команда, игрок которой быстрее дошел до финиша, при этом не наступив на землю (не попав в "болото"). Если же игрок шагнёт мимо "кочки", очко автоматически получает команда соперников.

Конкурс поваров


Набрать в ложку воду из чашки, донести ее до следующей чашки, не разлив при этом, затем вернуться и сдать эстафету следующему участнику. Принимающий, прежде чем бежать, должен придумать и назвать одно животное или птицу на заданную букву, например:

Эстафета


На одной ноге проскакать до финиша и вернуться обратно. Принимающий эстафету должен придумать и назвать одно растение на определенную букву:

К (клён, крапива, колокольчик, ковыль, кровохлёбка, клевер и так далее)

Л (ландыш, липа, лук, лиственница, лисичка, лилия и так далее)

Победившая команда получает пять очков, проигравшая - три очка.

Весёлое дерево


К двум деревьям с примерно равными по толщине стволами привязываются верёвки одинаковой длины. Участники вызываются парами, по одному из каждой команды. По команде оба участника начинают бегать вокруг деревьев и наматывать на них верёвки. Очко получает команда, участник которой первым "намотался".

Сбей кегли


В качестве кеглей можно использовать пластиковые бутылки, в которые для устойчивости налито немного воды.

Перед каждой командой - по 3-5 бутылок. Сбивать можно палкой или бутылками, кидать - один раз.

Каждая команда получает столько очков, сколько сбила бутылок.

Пройди, не задень


На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8-10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.

Бумажная стрела


Для игры нужна бумажная стрела типа голубка, которую может сделать любой школьник. Играть лучше в безветренную погоду. Ребята делятся на две равные команды. На земле проводится прямая, на которую становится первый игрок, бросающий стрелу. С того места, на которое упала стрела, игрок второй команды мечет в противоположную сторону. И снова с этого места, где упала стрела, игрок первой команды бросает её опять в противоположную сторону. Так поочередно, один за другим игроки разных команд мечут стрелу изо всех сил в две противоположные стороны. Если при последнем броске стрела упала на проведённую по земле черту, обе команды метали одинаково. Если же стрела оказалась в том направлении от черты, в каком бросала одна из команд, то победила эта команда.

Сороконожки


Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую верёвку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны верёвки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берётся правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за верёвку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из её участников не отцепился от верёвки во время бега или прыжков.

Эстафета с шариками


В эстафете могут участвовать две-три команды по пять-семь человек. Этапы эстафеты: Первый этап - пронести шарик на голове. Если упадёт, остановиться, поднять и вновь продолжить движение. Второй этап - бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху. Третий этап - нести два шарика, прижав, их друг к другу, между ладонями. Четвёртый этап - гнать шарик по земле, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки). Пятый этап - пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги. Шестой этап - нести шарик от настольного тенниса на ракетке или в большой ложке. Седьмой этап - зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.

Охота на дикого слона


Перед командами игроков на расстоянии 5 - 10 метров стоят стулья. По сигналу руководителя первые скауты бегут к стульям и привязывают верёвку заданным узлом, вторые участники привязывают к этой верёвке новую и так далее. Побеждает та команда, которая быстрее свяжет канат и вытащит стул к себе.

Словесный волейбол


Мяч кидается через центр круга. При этом игрок называет слово, существительное. Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например: птица - летит. Кто говорит бессмыслицу, тот выходит из игры.

Бег сороконожек


Это групповое соревнование. Играют 2 - 3 команды по 15 человек. Ведущий обвязывает каждую команду верёвкой. По сигналу группы сороконожек начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, не упавшая по пути и пришедшая первой.

Паук


На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, по 15 - 20 человек, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы верёвками, получилось два "паука". По команде "марш!" оба "паука" начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. "Пауки" спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть или в ботинках или босыми.

Ловкий хоккеист


Участники строятся в колонну по одному за лицевой линией площадки. В 3 метрах от неё на земле устанавливается первая вертикальная стойка (набивной мяч, кирпич, ведро с песком, толстые деревянные чурки), затем на таком же расстоянии на одной линии устанавливается ещё пять стоек, последняя из них находится на противоположной лицевой линии.

Направляющий, удерживая хоккейную клюшку, ведёт волейбольный мяч (можно теннисный, футбольный и так далее) и встречающиеся на пути препятствия (стойки) туда и обратно обводит змейкой. Поравнявшись с командой, останавливает мяч и передаёт клюшку очередному играющему, а сам уходит в конец команды. Эстафета заканчивается, когда все участники проведут мяч и клюшку и передадут капитану. Победителем выходит команда, сумевшая быстрее всех это сделать.

Эстафета с преодолением препятствий


Каждая команда делится на две равные подгруппы. Игроки всех подгрупп строятся в колонны по одному, одна против другой на расстоянии 15 метров. Между ними посредине площадки устанавливаются препятствия: верёвочка, натянутая поперёк площадки на высоте 40 - 50 сантиметров, ров шириной 1,5 метра, обозначают двумя линиями (расстояние между препятствиями 5 метров). По сигналу руководителя, первые игроки подгрупп, стоящих по одну сторону площадки, с флажком в руках бегут вперёд по направлению к вторым подгруппам своих команд, по пути преодолевают одно за другим оба препятствия, после чего передают флажок игрокам, стоящим первыми в противоположных подгруппах. Эти игроки бегут в противоположном направлении, преодолевая препятствия в обратном порядке. Выигрывает команда, первой закончившая передачу флажка. Количество препятствий и их характер можно варьировать.

Друг мой, рюкзак


Команда строится в колонну по одному за лицевой линией волейбольной площадки. У направляющего за спиной туристский рюкзак, наполненный необходимыми в походе вещами: одеяло, ракетка для бадминтона, спальный мешок, сдутый футбольный мяч и прочее. По сигналу участник с рюкзаком за спиной бежит по дистанции, пробегает по гимнастической скамейке, проползает под натянутыми над землёй тремя - четырьмя верёвками, встаёт и бежит до противоположной лицевой линии, обегает ограничительную стойку, возвращается назад, преодолев оба препятствия, на линии старта передаёт рюкзак очередному, а сам уходит в конец своей команды. Эстафета заканчивается, когда все участники пробегут свои этапы. Победителем становится команда, показавшая лучшее время.

Просто горелки


Играющие становятся попарно, держась за руки. Пары выстраиваются одна за другой, а впереди всех - один, тот, кому по жребию досталось "гореть". Оборачиваться назад ему нельзя. Стоящие в последней паре по счету "раз, два, три" разнимают руки, бегут вперёд и стараются вновь соединиться, обежав водящего "горящего" один слева, другой справа. Тот же преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, - "гореть".

Двойные горелки


Простой способ игры можно усложнить, играя в двойные горелки. Тогда становятся по четыре человека в ряд. "Горит" же одна пара. Играть можно с пением:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Все замолкают, а "горящая" пара одна продолжает считать: "Раз, два, три!", прихлопывая в ладоши. После слова "три!" обе задние пары разбегаются и стараются соединиться вместе впереди "горящей" пары. Если это им удается, "горит" прежняя пара. Если любой из "горящих" поймал какую-нибудь пару, то "горевшая" пара соединяется с пойманной; вчетвером они становятся в первый ряд.
Правило: бегущим парам нельзя разъединять руки, а "горящая" пара не имеет права трогаться с места прежде, чем бегущие пары минуют её.

Шведские горелки


Участники становятся парами, и каждая пара, начиная с головной, получает свой номер по порядку: первая, вторая, третья и так далее. В середине должен быть оставлен коридор для пробега, поэтому в данной игре пары не соединяют руки и образуют две шеренги. Этой игрой должен кто-то руководить. Он становится впереди, шагах в десяти от первой пары. В обеих руках у него по палочке. Одну за другой он вызывает пары (в любом порядке). Оба из вызванной пары бегут по внутреннему коридору к ведущему, выхватывают из его рук палочки и, обежав стоящие пары с внешней стороны, снова отдают ему эти палочки. Тот, кто отдал свою палочку первым, приносит своей шеренге очко. Когда все пары перебегают, то окажется, что у одной из шеренг больше очков, - она и победила.
После каждой пробежки шеренги меняются местами: первая становится левой, а левая - правой.

Ритмическая эстафета с палками


Игра проводится между двумя или несколькими командами, которые выстраиваются в колонны перед линией старта. У первых игроков команд в руках гимнастические палки. По сигналу руководителя игроки бегут с ними к стойке, находящейся в 15 метрах от линии старта, обегают её и возвращаются к своим колоннам. Держа палку за один конец, они проносят её вдоль колонны под ногами играющих, которые, не сходя с места, перепрыгивают через неё. Оказавшись в конце колонны, игрок передаёт палку партнёру, стоящему перед ним, тот следующему, и так до тех пор, пока палка не дойдёт до игрока, возглавляющего колонну. Он бежит с палкой вперёд, повторяя задание. Игра заканчивается, когда дистанцию пробегут все игроки.

Прыжки по полоскам


На полу поперёк площадки, расположены полоски, шириной 50 сантиметров. Играющие по командам становятся на одной стороне площадки. По сигналу первые игроки начинают перепрыгивать с полоски на полоску. Прыжки могут выполняться с ноги на ногу, двумя одновременно и так далее - по заданию воспитателя. Выполнившие задание правильно получают балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов. Повторяется 2-3 раза.

Ловкие драконы


Цель: Развитие скорости и ловкости движений. Развитие умения координировать действия с действиями партнеров.

Ход игры: Ребята выстраиваются в две колонны. Каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают драконов. Первый в колонне — это голова дракона, последний — хвост, по команде ведущего драконы начинают двигаться. Задача головы — поймать хвост другого дракона. А задача хвоста — убежать от головы первого дракона. Туловище дракона не должно разрываться, то есть играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки хвоста другого дракона, можно выбрать новую голову и новый хвост, и продолжить игру.

Золотые ворота


Цель: Развитие ловкости движений. Развитие умения координировать действия с действиями партнеров.

Ход игры: Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, её игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый — разрешается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встаёт в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удаётся. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остаётся один человек, но признаётся победителем, а команды меняются ролями.

детям дети дети дети детей детей детей детей детей улице природе природе природе эстафету эстафету эстафеты эстафеты эстафета эстафета

Летом чаще обычного мы устраиваем семейные вылазки на природу. Чтобы избежать скуки, детского непослушания и раздражения взрослых, к пикнику нужно готовиться заранее.

Однако вкусная еда, приготовленная на природе, — это еще не все, что нужно детям. После сытного обеда карапузам требуются активные игры. В помощь вам мы подготовили 10 идей для детских игр на природе .

1. Лесной домик

Предложите маленьким «робинзонам» построить настоящий лесной шалаш. Сначала взрослым, конечно, нужно будет поучаствовать в стройке и создать держащую конструкцию. А после того, как вы убедитесь в ее устойчивости, детвора сможет самостоятельно собирать ветки, выстилать ими дно шалаша и наводить там уют. Вы только представьте, сколько радости вызовут игры в таком домике!

Как вариант, для таких игр можно использовать детскую раскладную палатку. Дверца в ней есть, москитная сетка тоже, остается только благоустроить свое лесное жилище… Предложите детям принести в палатку разные дары природы и сделать там «ремонт».

2. Игрушечная посуда

Маленькие дети очень любят все повторять за взрослыми. Поэтому захватите из дома игрушечную посуду, и малыши 2-5 лет, наблюдая за вашим приготовлением пищи, с удовольствием займутся тем же.

Используя детскую посуду и природные материалы, можно накрыть просто шикарный стол. Расскажите об этом маленьким «хозяевам» и «хозяюшкам», и они с радостью приготовят обед для любимых игрушек из цветов, травы, листиков, шишек, песка и воды. А если и вас решат угостить, то не забудьте похвалить кулинарный шедевр!

3. Игры с мячом

Если рядом с вами есть просторная полянка без пеньков и ухабов, то на ней можно организовать множество игр с мячом. Например:

  • Футбол
  • Волейбол
  • Всевозможные эстафеты (например, кто дальше бросит мяч)
  • Игра в «выбивного»
  • Игры с мячом при помощи круглых ракеток с липучками
  • Игры с нудлами (их можно использовать как мишень для мяча, прокатывать под ними мяч, отбивать воздушные шарики и т.д.)

Для таких подвижных игр пригодятся большие и маленькие мячи, а также воздушные шарики.

4. Бадминтон

Еще одна любимая многими подвижная игра на природе — бадминтон. Вы можете натянуть сетку между деревьями и играть по всем правилам либо же упростить себе задачу и просто перекидывать воланчик друг другу с помощью ракетки. Задача — чтобы тот не упал на землю как можно дольше. В случае неудачи проигравший передает ракетку следующему игроку.

Кстати, родителям желательно присоединиться к детям: в ходе игры можно не только хорошенько размяться после застолья, но и сбросить лишние килограммы .

5. Фрисби

Суть игры с летающим диском состоит в следующем: нужно так бросить тарелку, чтобы та не коснулась земли. Играть в эту активную игру можно разными способами, командой или же в паре, стоя друг напротив друга. Один игрок ловко выбрасывает диск другому, а тот его ловит. А можно и самостоятельно оттачивать навыки бросания фрисби.

6. Набор маленького строителя

Если вы собираетесь отдыхать возле водоема, то возьмите с собой набор с лопатками, граблями, ведерком и лейкой. Все это пригодится маленьким строителям для создания замков из песка, дорог, туннелей и даже целых городков на берегу озера или реки.

А еще можно научить малышей делать маленькие «секретики». Для этого нужно вырыть ямку и поместить туда разные сокровища — красивые камешки, бусинки, цветы, обертки от сладостей. А затем накрыть все это стеклышком и закопать так, чтобы осталось смотровое окошко, через которое можно будет любоваться этим добром. Для большей безопасности стекло можно заменить фрагментом пластиковой бутылки.

7. Ленд-арт

В природе есть столько всего, что может пригодиться для создания разных картин, скульптур и композиций! Так почему бы вам с детьми не заняться на отдыхе ленд-артом?

Для своих произведений искусства используйте цветы, шишки, разноцветные листочки, ветки, хвою, семена, камешки и т.д. Такие творения недолговечны, однако они прекрасно развивают воображение, учат фантазировать и замечать в любой мелочи что-то необычное. Это будет отличное развивающее занятие на свежем воздухе!

8. Театральная постановка

Эта веселая командная игра никого не оставит равнодушным! Разделитесь на две команды, и пусть каждая загадает для себя сценку из любимой сказки или мультфильма.

Затем по очереди попытайтесь изобразить сюжет с помощью мимики и жестов. А команда противников должна как можно быстрее отгадать, что было загадано. Победители получают приз или же загадывают желание.

9. Испорченный телефон

Наверное, все помнят и любят эту веселую детскую игру. Чем больше участников — тем веселее процесс. Такая игра прекрасно развивает память, внимание и детскую речь.

Итак, все игроки выстраиваются в ряд, первый загадывает слово и очень быстро шепчет на ухо второму игроку. А тот передает слово третьему в том виде, в котором услышал. Обычно когда дело доходит до последнего игрока, то получается совсем не то слово, что первоначально задумывалось, а какая-то абракадабра! Если же слово дошло без изменений, то попробуйте усложнить задание и передавать «по телефону» целую фразу.

10. Музыка

Наличие музыки на природе гарантирует хорошее настроение всей честной компании. Можно устроить зажигательную дискотеку или же коллективное пение вместе с любимым исполнителем.

Но особый восторг у детворы вызовет звучание любимых детских песенок. Поэтому запишите диск с детскими композициями и не забудьте снять на видео лесные танцы!

А еще на природе можно делать фотоотчеты, ловить рыбу, наблюдать за лесными обитателями, проводить опыты… да мало ли что! Главное, чтобы отдых был веселым, полезным и активным, тогда он надолго запомнится и детям, и взрослым!

НЕ ХУЖЕ КЕНГУРУ

Нужно пробежать, а вернее - пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Цветным мелом на асфальте рисуется несколько пересекающихся, переплетающихся "тропинок" разного цвета. Игроки, выбрав свою "тропинку", стараются как можно быстрее дойти, добраться до конца пути. Кто первым окажется у цели - победитель.

БАБА-ЯГА

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Участникам игры придется изобразить мошенников из сказки "Золотой ключик". Вызываются две пары. Один в каждой паре - лиса Алиса, другой - кот Базилио. Тот, кто Лиса - сгибает в колене одну ногу и, придерживая ее рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию. Пара "доковылявшая" первая получает "золотой ключик" - приз.

МЫ ВСЕ ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Участникам игры предлагается как можно дольше попрыгать со скалкой, разбившись на пары, тройки, четверки игроков.

ЛУННЫЙ МЯЧ

Замечательная игра для одной команды, которая развивает координацию, быструю реакцию и общительность.
Для игры используйте хорошо надутый пляжный мяч. Задача команды - продержать мяч в воздухе как можно дольше (разумеется, ударяя по нему), не дать ему упасть на землю. Побеждает команда, которая продержит мяч в воздухе дольше.

ПОГОНЯ

В игре участвуют две команды. По жребию одна строится в шеренгу за линией старта, а вторая - в нескольких метрах сзади. На расстоянии 20 м за линией старта прочерчивается вторая линия, на которой с интервалом 1,5-2 м устанавливаются флажки. В 2 м от каждого флажка кладется по маленькому мячу. По сигналу ведущего игроки обеих команд бегут вперед. Игроки первой команды огибают флажки и устремляются к финишу, игроки второй команды, минуя флажки хватают лежащие за ними мячи и стараются попасть ими в убегающих. За каждое попадание получают по очку. После этого команды меняются ролями.

ЧЕХАРДА

Две команды соревнуются в беге с прыжками через партнера, стоящего, наклонив вперед голову и опираясь руками на бедра. Начинают стоящие сзади номера. Как только задний в колонне перепрыгнул через последнего, тот бежит вперед и тоже прыгает и т. д. Дистанция произвольная.

ТУННЕЛЬ

Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По сигналу ведущего дети, стоящие в колоннах последними, бегут вперед под поднятыми руками играющих и встают впереди своей колонны, подняв руки вверх. Последнее является сигналом для оказавшихся задними, и они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает команда, игроки которой первыми закончат пробежку.

ЗАЙЦЫ И МОРЖИ

Две команды располагаются на лицевых линиях площадки лицом друг к другу. Игроки приседают и берутся руками за щиколотки. По сигналу все одновременно начинают продвигаться вперед, одна команда навстречу другой, как зайцы выпрыгивая из приседа. Руки нельзя отрывать от щиколоток. Назад игроки передвигаются в положении упора лежа, перебирая руками (как ластами). Капитан команды, когда последний игрок пересек линию площадки, громко объявляет: "Все дома!" Побеждает команда, все игроки которой быстрее прибыли к финишу.

"С КОЧКИ НА КОЧКУ".

Играющиеся делятся на несколько команд и строятся в колонны по одному около стартовой линии. Перед каждой колонной от стартовой до финишной линии(10-15м) чертятся 10-12 кружков (кочек) диаметром 25-30 см. По команде ведущего игроки, стоящие первыми, начинают прыгать с кочки на кочку, а достигнув финишной линии, возвращаются назад бегом. Прибежавшему первым и его команде дается очко. Игра проводится несколько раз, и в заключение подсчитывается, кто персонально набрал большее число очков и какая команда по количеству выигрышей стала первой.

К СВОИМ ФЛАЖКАМ

Цель: развитие честности, внимания, как запомнили цвет своего предмета.
Разделить детей на команды. Всем командам дать предмет разного цвета. По сигналу все пляшут под музыку. Музыка заканчивается - все останавливаются и закрывают глаза. Капитаны подходят к воспитателю, а тот шепчет, как им встать. Музыка включается, все открывают глаза и ищут капитана с предметом своего цвета. Варианты: если капитан поднимает предмет вверх одной рукой, то команда выстраивается в колонну, если в сторону - в шеренгу, если обе руки вверх - в кружок.

БЕГ ПО КОЧКАМ

На расстоянии 1 м друг от друга чертят кружки по прямой линии до финиша. Перепрыгивая из кружка в кружок участники добегают до конечной черты и по кротчайшему пути возвращаются обратно. Подбегая к участникам команды касаются следующего игрока рукой и встают в конец колонны. Выигры-вает команда, раньше закончившая эстафету.

НЕ СПОТКНИСЬ(С обручами)

На линии старта перед каждой командой лежит обруч. По сигналу все участники становятся в обруч, и подняв его на вы-соту пояса, в этом положении бегут(или идут) к флажку (10-15 м), огибают его и возвращаются обратно.
Выигрывает команда, которая вернётся к линии старта первой, сохранив положение обруча на высоте пояса.

ПЕРЕНОСКА ГРУЗА НА ГОЛОВЕ

На линии старта капитан кладёт на голову мешочек с песком. Двигаясь быстрым шагом, он должен не прикасаясь к мешочку, пересечь линию финиша, снять с головы мешочек и бе-жать к команде. Касаясь рукой следующего игрока, он передаёт эстафету, а сам идёт в конец колонны.

КТО БЫСТРЕЕ

Перед каждой командой кладутся 2 обруча в 3 м друг от друга. По сигналу ведущего капитаны бегут к первому обручу, берут его руками, через голову продевают его и оставляют на месте. Это же самое они проделывают со вторым обручем. Затем бегут обратно. Касаясь рукой следующего игрока, они передают эстафету, а сами идут в конец колонны.
Победа присуждается команде, которая быстрее и без ошибок закончит задание.

ПОСАДКА ОВОЩЕЙ

Игрок, стоящий впереди, то есть капитан, держит в руках мешочек с 6 картофелями и луком. На финишной полосе на-черчены 12 кружков для каждой команды. По сигналу ведущего, капитаны команд бегут к кружочкам и "сажают" картошку и лук по одному овощу в каждый кружок. Затем первые участники возвращаются к своим командам и передают мешочки следующим игрокам. Игроки, взяв мешочки, бегут собирать картошку и лук и т. д.
Правила: Игроки не выходят за линию старта без мешочка. Если овощи упали, их следует поднять и только после этого можно бежать.

БЕГ С НАДУВНЫМИ ШАРАМИ

Капитаны команд получают по столовой ложке. На ложку кладётся надутый шарик. Участники должны донести шарики до стены и вернуться обратно. Придя на старт, они передают эстафету следующему игроку.
Если шарик упал с ложки его надо поднять и продолжить эстафету. Нельзя придерживать шарик рукой. За это начисляются штрафные очки.

КАНАТОХОДЕЦ

Каждый участник эстафеты должен пройти по начерченной на полу линии. Нельзя заступать с неё на пол. Для равновесия можно пользоваться руками. Первый игрок пройдя этап передает эстафету следующему игроку.

БЕГ В МЕШКАХ(по одному)

Первые участники команд надевают мешки на ноги и бегут 3 - 5 м. Добежав до стула, снимают мешок, кладут его на стул и возвращаются к своим командам. Подбежав к следующим игрокам, они касаются их рукой и те бегут к стулу, надевают мешки и возвращаются в нём… Эстафета продолжается до тех пор, пока последний игрок не закончит соревнование.

ПОПАДИ В ЦЕЛЬ

Каждый участник команды бросает мяч в баскетбольную корзину с расстояния 3-х м. За каждое попадание начисляется 1 балл. В данном конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков.

ОСТАНЬСЯ С ШАРОМ

Трём участникам от каждой команды привязывают к правой ноге надувной шарик. Они должны продержаться с шари-ком и постараться лопнуть шарик своего соперника. Выигрывает команда, чей игрок остался с шариком на ноге.

ИГРА С ЯБЛОКОМ

Каждому участнику одной команды ведущий выдаёт по одному яблоку. Участники кладут их под подбородок. Членам другой команды даётся задание откусить яблоко соперников. Игроки первой команды стараются сохранить своё яблоко.

ЭСТАФЕТА "ПЕРЕДАЙ ПАЛОЧКУ"

Первый участник принимает от ведущего эстафетную палочку и бежит с ней до стены. Вернувшись обратно, он передаёт её второму игроку.

ЭСТАФЕТА "СКАЧКИ НА ОДНОЙ НОГЕ"

Проскакать на одной ноге до стены и бегом вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА СО СКАКАЛКОЙ

Доскакать на скакалке до стены и бегом вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ

1 ВАРИАНТ. Довести мяч до стены, преодолевая препятствия из стоек.

2 ВАРИАНТ.

С мячом - Довести мяч до стены и попытаться закинуть в корзину. Кто попадёт, тот приносит своей команде дополнительный балл.

ЭСТАФЕТА: С ТЕННИСНЫМ ШАРИКОМ.

На ложке лежит теннисный шарик. Его надо донести до стены и вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА: С ОБРУЧЕМ

1 ВАРИАНТ. Первый игрок катит обруч впереди себя до стены. Обратно - бегом. Обруч не касается пола. Передаёт обруч следующему игроку.

2 ВАРИАНТ. Первый игрок залезает в обруч и бежит до противоположной стены и обратно. Затем захватывает обручем второго игрока и они вместе бегут до стены и возвращаются обратно за третьим игроком и т. д.

ЭСТАФЕТА "КЕНГУРУ"

Участники эстафеты кладут мяч между ног и скачут с ним до стены. Обратно возвращаются бегом и передают мяч следующему игроку.

Летом мы стараемся отправить наших деток в гости к бабушке или на дачу - укреплять здоровье и дышать свежим воздухом. Но, чтобы это время принесло максимум пользы, неплохо бы прихватить с собой шпаргалку, где будут собраны игры, например, для праздника на природе или таки, которые дадут зарядку для их ума и направят детскую энергию в правильное русло. Близость к природе, дачные условия - создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности.

Близость к природе, дачные условия - создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности, уделяйте играм и занятиям со своим ребенком хотя бы немного времени. Особенно полезны игры для малышей, когда у себя на даче вы проводите детский праздник или к вам в гости пришли соседские ребятишки.

Предлагаем нашу коллекцию развивающих и подвижных игр, которые помогут развлечь детей летом, когда они вместе с родителями отдыхают на природе или даче.

1. Подвижная игра "Дачный паровозик".

Сюжет этой игры уместен в любом новом для собравшихся вместе детей пространстве - на даче, в гостях, в детском развлекательном центре или где-нибудь на природе, потому что эта игра позволяет в ненавязчивой форме познакомить малышню с новыми обстоятельствами и сориентировать их «на местности».

Ведущий как бы организовывает веселую экскурсию, предлагая ребятам стать вагончиками забавного паровозика. Конечно, «локомотивом» должен стать сам ведущий. Путешествовать лучше всего от одной «станции» к другой. На даче это могут быть «станции» «Малинник», «Теплица», «Завалинка», а вот в квартире - «Детская», «Лоджия» и так далее. Безусловно, на даче или где-то на природе каждая остановка должна быть прокомментирована: объясните детям, что такое завалинка или поленница. Также очень полезной будет беседа, например, о муравейнике, если вашему веселому «паровозику» посчастливиться остановиться у подобной «станции».

Кстати, свое путешествие не стесняйтесь «приправить» пением песен или декламацией стихов, благо, строчки «Мы едем, едем, едем в далекие края» известны всем. А чтобы поддержать «паровозную» тему, предлагаем такой стишок:

Слышу, слышу стук колес! Едет, едет паровоз!

Паровозик дачный! День у нас удачный!

Много станций на пути! На какой же нам сойти?

Между прочим, не бойтесь через пару «станций» на свое место «локомотива» поставить кого-нибудь из детей - малышня быстро подхватит принцип игры и получит дополнительную мотивацию. Есть смысл менять изображающего «локомотив» после каждой остановки. Главное, вовремя закончить путешествие, чтобы ребятам не наскучило. В противном случае дети начнут баловаться. Завершите веселую «поездку» где-нибудь рядом с угощениями или игровыми приспособами - качелью, бассейном или песочницей.Такая увлечет детей и направит их энергию в нужное русло.

2. Развивающая игра для детей "Чудо-ваза своими руками".

Подобным рукоделием вполне возможно заниматься и с совсем маленькими детьми и с ребятами постарше. Для этого запаситесь стеклянными бутылочками или баночками необычной формы. Тщательно обмажьте их пластилином. Кстати, дети постарше могут выполнить этот этап самостоятельно. Заранее приготовьте разнообразную крупу, фигурные макароны, арбузные и тыквенные семечки, фасоль и самые разные виды скорлупы (от грецких орехов, от фисташек или фундука).

Задание состоит в том, чтобы, используя эти материалы, украсить стеклянную посудину. Вариантов здесь множество: можно выкладывать разные орнаменты по краю горлышка и у основания бутылочки, сформировать крупный узор в центре, выложить крупу разного цвета в шахматном порядке и так далее. Будет здорово, если после экспериментов ваш ребенок придумает что-нибудь свое, а именно так и будет, ведь каждый из них обладает поистине неисчерпаемой фантазией.

3. Творческое занятие "Живой" пластилин.

Эта игра тоже подойдет, чтобы развлечь детей на даче или в летне-осенний период и позаниматься с ними вместе творчеством, для нее потребуются цветки, лепестки, листики и пушистые метелки разных растений и т.п.

Предварительно нужно приготовить небольшие листы картона разной конфигурации, обмазать их пластилином. Из собранного цветочного материала предлагается выложить на пластилиновых заготовках декоративные панно. Здесь, также как и в случае с чудо-вазами, существует огромное пространство для творчества и фантазии детей. Причем, это занятие будет под силу и совсем малышам, и вполне взрослым ученикам начальной школы.

Полученные навыки затем можно применить для изготовления милого подарка кому-нибудь из близких, например, доверить малышу изготовить подарок бабушке, взявшись за изготовление целой композиции.

4. Познавательная игра для летнего отдыха "Птички-невелички".

Маленькому ребенку интересно буквально все, поэтому, чем необычнее ему покажется предложенная игра, тем лучше. Так что предложите вашему малышу немного «полетать».

Полетать можно следующим образом: покажите ему сами, как машет крылышками и чирикает какая-нибудь маленькая птичка, например, воробышек. А потом - как размашисто машет крыльями огромный орел. Очень ярким образом для подражания, конечно, может стать ворона, домашняя птица курица и даже уточка, чья походка вразвалочку очень повеселит кроху. Попросите ребенка повторить вместе с вами.Старайтесь не упускать возможности и устраивайте детям тематические небольшие праздники, тем более подходящие есть в самом календаре (например, - весной или Иван Купала - летом).

Может быть, ему будет интересно, как летает самолет? Вот только придется объяснить, что это совсем не птичка, а мощная машина с двигателями. Но и это знание совершенно не будет лишним.

5. Познавательная игра "Юные огородники" .

Чтобы ваш малыш точно знал, как растет морковка - хвостиком вверх или вниз - не запрещайте ему вместе с вами копаться в огороде. Приобретите для этого малышковые грабельки, лопатку и лейку. Это будет весьма педагогично с вашей стороны, ведь ребенок все равно будет рваться помогать вам на даче, и лучше, если вы организуете это грамотно.

Обязательно разрешите ему что-либо покопать или вместе с вами окучить кустик картошки. Поверьте, через пять минут ребенок устанет и переключится на другое занятие, а вы сэкономите нервы и время. Кстати, для смены занятий придумайте ему что-нибудь полегче, например, поливку цветов или сбор созревших огурчиков. Конечно, толку от такой помощи будет мало, однако ни в коем случае не переделывайте работу малыша у него же на глазах! Этим вы доставите ребенку колоссальное разочарование. Наоборот, обязательно похвалите его за удачные действия и мягко укажите на «недоработки», пообещав, что в следующий раз вы вместе справитесь с подобными трудностями.

5. Познавательная игра "Купание цветов".

Самые лучшие условия для этой игры - дача и лето, поскольку для нее нужны самые настоящие цветы и овощи, растущие на грядках. «Купанием цветов» можно заниматься чуть ли не с полуторагодовалыми малышами, ведь именно в это время они начинают познавать мир.

Вручите своему крохе игрушечную лейку и покажите, как надо поливать цветы и грядки с овощами. Обязательно называйте то, что вы поливаете. Обращайтесь к цветам и овощам с ласковыми словами, здоровайтесь с ними, желайте им хорошего роста и солнечных дней. Будет просто здорово, если свои действия вы попутно снабдите прибаутками, стихами и подходящими к случаю загадками, например, про морковку (девица в темнице, а коса на улице). Можно быстренько рассказать сказку про репку. Проговорите и такой стишок:

Воду в лейку набираем

И цветочки искупаем.

Наши капельки летят,

Напоить цветы хотят.

А поскольку маленькие дети просто обожают возиться с водой, то разрешите своему ребенку немножко побрызгаться из лейки, сравнивая его с цветком.

Такая игра довольно познавательна для любого малыша. Возможно, купание цветов станет вашей каждодневной традицией, но это только на пользу, поскольку непосредственное общение с малышом очень сближает.

7. Игра для детского праздника "Зайцы и пугало".

Чтобы развлечь детей с помощью этой на природе - необходим участок свободной земли, на котором можно очертить круг диаметром от восьми до десяти метров. Внутрь круга - это будет «огород», укладывают в хаотичном порядке десять морковок (или предметов их заменяющих). В роли «пугала» сначала может выступить кто-то из взрослых, его задача поймать кого-нибудь из «зайцев», которые стремятся завладеть «морковками на его огороде».

Условия игры такие, по сигналу ведущего: «Гулять» - дети должны быстро забежать в круг и завладеть морковкой, кого «пугало» поймает за этим занятием или даже заденет, становится на его место. Ловить «зайцев» можно только на территории круга, за его пределами «застукивание» не засчитывается. Играть можно пока не надоест или пока не закончится «морковка».

8. Дачные истории.

Пока еще ваш ребенок верит в сказки и искренне ждет чуда - устройте ему небольшой сюрприз и разыграйте мини-представления. Это особенно хорошо получится на даче, где, используя саму нестандартную обстановку, можно придумывать каждый день целую уйму сказок и маленьких историй.

Например, можно развлечь детей так: посадите среди грядок плюшевого мишку и рядом положите еловую шишку. Разыграйте ребенка так, будто бы мишка плачет:

Миша, ты почему плачешь?

Шел я по лесу, а шишка прямо на дорожке лежала. Она отскочила и прямо мне в лоб!

Ой, мишенька, давай мы тебя пожалеем! - здесь можно предложить вашему малышу приложить ко лбу бедного мишки подорожник, погладить его, успокоить и даже позвать его пить чай со свежей малиной.

Подобные истории могут возникать на каждом шагу. Их содержание зависит от вашей выдумки и игрушечных героев, которые есть у вас под рукой. Обязательно используйте воду, которую на дачах копят в бочках, старых ваннах и почти сказочных кадушках. Пусть в этом случае действующими героями станет резиновая уточка со своим веселым выводком и даже коварный крокодил, который, например, спрятал детскую леечку, а она так нужна вашему малышу, ведь вы как раз собрались вместе идти поливать морковку!

Можно также обыграть историю про сороку-ворону, которая, как водится, кашу варила. Для этого соберите всех имеющихся игрушечных птичек, рассадите их на кусте смородины или облепихи и предложите ребенку покормить их из игрушечной посудки.

Подобным игровым способом вполне возможно будить ребенка по утрам или способствовать тому, чтобы он съел ложечку творога или чего-то еще не менее полезного, но не очень им любимого.

9. Игра на природе "Игрушки едут в гости".

Для начала этой игры позаботьтесь о том, чтобы среди ваших грядок и ягодных кустов поселились веселые обитатели - это может быть семейство серых зайчиков, белочка и ворчливый ежик. Потом, как бы между прочим, обратите внимание вашего ребенка, что его игрушки (находящиеся в доме) несколько заскучали. «Может быть, они хотят поехать в гости к своим знакомым, которые живут у нас на огороде?» - спросите вы. Конечно, хотят! Поэтому вместе со своим малышом вы усаживаете кого не лень в грузовички и тележки (если детей несколько, то каждому обязательно должно достаться свое транспортное средство) и едете в ваш садик-огородик.

Кстати, заранее продумайте, что игрушечные гости и хозяева будут делать при встрече: можно включить им музыку для танцев, а можно прямо на свежем воздухе накрыть стол. Очень веселое занятие - прятки: сначала прячутся дети, а игрушки (с помощью родителей их ищут), потом прячутся игрушки. Главное, что все в восторге.

10. Развивающая игра "Кем был? "

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры