Государственный академический русский хор им свешникова. Государственный академический Русский хор им

Главная / Ссоры

Государственный академический русский хор союза ССР

Сов. исполнительский коллектив. Создан в 1942 в Москве как Гос. хор русской песни, в 1955 получил совр. назв. Организатор, бессменный руководитель и гл. дирижёр нар. арт. СССР А. В. Свешников. Первый концерт состоялся 20 июля 1943 в Большом зале Моск. консерватории. Первоначальной задачей коллектива было возрождение старинных нар. песен (крестьянских, городских, фабричных, студенческих, солдатских), развитие нац. вок.-хор. традиций. С именем хора неразрывно связаны такие песни, как "Вечерний звон", "Гибель "Варяга"", "Ах, ты, степь широкая". Большое патриотич. значение имели песенные программы воен. лет. Уже в 1944 в исполнении хора прозвучали произв. рус. классиков: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева; в сер. 50-х гг. состоялись первые концерты хор. музыки И. С. Баха, затем - итальянских композиторов Н. Йоммелли, А. Лотти и др.
Значит. место в репертуаре хора занимают произв. сов. композиторов, мн. из них исполнены хором впервые, в т. ч. "Песнь о лесах" (1949), "Десять поэм" (на стихи революц. поэтов, 1951) Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и оратория "Владимир Маяковский" (1959) Свиридова, "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1962) и др. В 60-х гг. хор с успехом исполнил циклы произв. а cappella (в т. ч. Р. К. Щедрина на стихи А. Т. Твардовского).
Развитию советского хорового исполнительства, популяризации национального хорового искусства способствовали многочисленные концерты хора с программами старинной русской музыки композиторов 18 в. - Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, В. П. Титова и др. В 1968 хор записал на пластинку "Всенощную" Рахманинова. Впервые в СССР в исполнении хора прозвучали мн. произв. совр. зарубежных композиторов, в т. ч. "Симфония псалмов" Стравинского (1966), "Венгерский псалом" Кодая (1967), оратория "Жанна д"Арк на костре" Онеггера (1968), мн. пьесы М. Равеля, Ф. Пуленка и др.
В репертуаре - хор. музыка всех времён и народов (ок. 1000 произв.), в т. ч. хоры а cappella, сочинения кантатно-ораториального и вок.-симф. жанров ("Реквием" Моцарта, "Реквием" Верди, Девятая симфония и "Фантазия" для фп., хора и оркестра Бетховена и др.), редко исполняемые произв. И. С. Баха, Палестрины, К. Монтеверди, А. Вивальди, рус. нар. песни, песни и гимны др. народов мира, а также песни советских композиторов (более 200). В составе хора (1973) 85 артистов.
Главное внимание коллектив уделяет развитию традиций рус. вок. иск-ва. Совершенное владение стилем а cappella характеризует творч. облик хора, степень его мастерства. Исполнение коллектива отличается монолитностью и стройностью звучания, ему присуще богатство колористич. оттенков. Хор выступает в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Бельгия, ГДР, Венгрия, Италия, Норвегия, Румыния, Польша, Финляндия, Швеция, Чехословакия, Япония). Коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).
Литература : Локшин Д., Хор русской песни, М., 1950; А. В. Свешников. Сб. статей, М., 1970. В. Ф. Балашов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Государственный академический русский хор союза ССР" в других словарях:

    Государственный академический русский хор Союза ССР - ГОСУДÁРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ РУ́ССКИЙ ХОР СОЮ́ЗА ССР, созд. в 1942 в Москве как Гос. хор рус. песни (на базе организованного в 1936 Гос. хора СССР), задачей к рого было возрождение старинных рус. песен. Организатор, руководитель и гл. дирижёр… …

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший центр сов. и мировой муз. культуры. 7632 тыс. жит. (1975). Наиболее ранние сведения о муз. жизни М. относятся к 15 16 вв. В кон. 15 в. или нач. 16 в. был создан хор Государевых певчих дьяков, к рый… … Музыкальная энциклопедия

    Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

    Сов. муз. иск во качественно новый этап развития муз. иск ва. Окт. революция 1917, освободившая народы СССР от многовековой эксплуатации и установившая равноправие наций, впервые в истории создала реальные условия для полного… … Музыкальная энциклопедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    Музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… … Музыкальная энциклопедия

    Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

    Музыкальный публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор … Музыкальная энциклопедия

    - (1890, Коломна 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества.… … Москва (энциклопедия)

    Свешников А. В. - СВÉШНИКОВ Александр Васильевич (1890–1980), хоровой дирижёр, педагог и муз. деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Соц. Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Окончил Муз. драматич. уч ще Моск. филармонич. об ва (1913). В годы войны вёл активную… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Профессиональные традиции Московского хорового училища своими корнями уходят в многовековую историю. В них соединились влияния двух важнейших певческих центров Руси XV−XVI веков − московских хоров Государевых и Патриарших певчих дьяков. В деятельности обоих хоров наряду со взрослыми певцами принимали участие мальчики. В течение нескольких столетий именно эти коллективы составляли славу отечественной музыкально-исполнительской культуры. В начале XVIII века хор Государевых певчих дьяков был преобразован в Придворную певческую капеллу и переехал в Петербург.

В 1937 году при тогда уже Ленинградской певческой капелле была организована детская хоровая школа. А в 1944 году ее юные воспитанники составили основу первого набора Хорового училища, открывшегося в Москве. Основателем и художественным руководителем Московского хорового училища стал виднейший мастер русской хоровой культуры А.В. Свешников (1890−1980). Победный 1945 год стал годом и первого отчетного концерта Хорового училища, и его первого выпуска.

Свешников привлек к работе в Хоровом училище выпускников Синодального училища церковного пения − ветви хора Патриарших певчих дьяков. Н.И. Демьянов, А.А. Сергеев, А.Ф. Гребнев привнесли в Хоровое училище не только традиции своего учебного заведения, но и большой собственный профессиональный опыт. К преподаванию в Училище были привлечены и другие яркие музыканты: фортепианная школа Ф.М. Блуменфельда была представлена профессором Московской консерватории, композитором М.С. Раухвергером и пианистом Я.М. Каабаком, школу В.И. Сафонова представляли В.А. Зиринг и Н.М. Шлыкова, преподавала в Училище ученица А.Б. Гольденвейзера и Г.Р. Гинзбурга В.Д. Ныркова, учеником К.Н. Игумнова был Э.Г. Гельман. Среди первых преподавателей Училища − пианист Г.М. Динор, теоретики К.М. Щедрин, Т.В. Оболадзе, В.В. Соколов, позже − Ф.Ф. Мюллер, композитор М.А. Парцхаладзе. В разное время хоровые дисциплины вели профессора Московской консерватории С.С. Благообразов, С.К. Казанский, К.Б. Птица. Группу воспитателей возглавил В.К. Беляев, бывший воспитатель Московского кадетского корпуса. Традицией Хорового училища были встречи с мастерами искусств: в училище неоднократно выступали К. Игумнов, Л. Оборин, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Э. Гилельс, С. Рихтер, Я. Флиер, Г. Гинзбург, А. Гедике, Д. Ойстрах, Л. Коган, С. Кнушевицкий, во встречах с учащимися принимали участие композитор Д. Сиг (США ), дирижер К. Аренг (Эстония) и многие другие. Жюри училищных конкурсов композиции возглавлял А. Хачатурян.

Хоровое пение - вид искусства, где во многом определяющую роль играет личностный и профессиональный уровень руководителя исполнительского коллектива. Для Московского хорового училища первых десятилетий таким мастером-наставником стал А.В. Свешников. Будучи одной из центральных фигур музыкальной иерархии послевоенного СССР (ректор Московской консерватории, художественный руководитель Государственного хора Союза ССР ), Свешников заложил краеугольный камень в основание всей последующей деятельности Хорового училища, которое ныне носит его имя. Создатель Училища, он оставался его опекуном до конца своих дней, но, естественно, с годами переуступал функции ведущего дирижера-хормейстера своим воспитанникам. При этом с момента основания Училища с хором мальчиков постоянно работала группа хормейстеров из числа выпускников Училища.

С середины 50-х и в 60-х годах их выполнял Ю.М. Уланов (1929−1995), выдающийся ученик и один из верных последователей школы А.В. Свешникова. Тонкий музыкант и прекрасный организатор, за годы своей работы с хором он довел до совершенства тот неповторимый «улановский» звук, который много лет вызывал восхищение у поклонников хорового пения. Ю.М. Улановым были продолжены магистральные пути развития Училища как оплота профессионального музыкального воспитания и ведущего образовательного центра классического хорового искусства.

После ухода в 1969 году Ю.М. Уланова некоторое время обязанности руководителя исполнял А.Д. Кожевников (1933−2011), а с 1970-го года к работе в Училище приступил В.С. Попов (1934−2008).

С приходом В.С. Попова (1934-2008) Хоровое училище открыло новую яркую страницу своей истории. Высокая одаренность, талант организатора, неординарная работоспособность и энтузиазм, воспринятые В.С. Поповым от своих наставников А.В. Свешникова, А.А. Юрлова, А.Б. Хазанова, опыт создания Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения вели мастера по пути плодотворной созидательной деятельности.

В конце 80-х Хоровое училище переезжает в новое здание на Фестивальной улице, дом 2 (до этого оно находилось на Большой Грузинской в доме 4/6). А в 1991 году на базе Хорового училища создается высшее учебное заведение − возникает Академия хорового искусства, объединяющая дирижерско-хоровой и вокальный факультеты. С этого времени Хоровое училище имени А.В, Свешникова входит в состав Академии и, что естественно, активно насыщает ее перспективной студенческой молодежью. Характерно, что и после образования вуза В.С. Попов никогда не оставлял свою работу с хором мальчиков как определяющим звеном в деятельности прославленного учебного заведения.

Благодаря интенсивной концертной практике хор мальчиков постоянно находился в гуще современного творческого процесса. Отличительной чертой Хорового училища было частое сотрудничество с выдающимися дирижерами и солистами. В разное время с хором работали дирижеры Е. Мравинский, С. Самосуд, Г. Абендрот, А. Гаук, И. Маркевич, Е. Светланов, К. Кондрашин, Г. Рождественский, Р. Баршай, Д. Китаенко, В. Федосеев… В составе Академии хорового искусства хоры мальчиков и юношей Хорового училища работали с М. Плетневым, В. Спиваковым, В. Понькиным, В. Синайским, А. Рудиным, Ю. Башметом, П. Коганом, В. Юровским… Партнерами коллективов Хорового училища были виднейшие солисты и среди них И. Козловский, З. Долуханова, Н. Исакова, И. Архипова, Г. Писаренко, Д. Хворостовский, М. Гулегина, М. Кабалье (Испания), Х. Каррерас (Испания).

Наряду с музыкантским становлением своих воспитанников Хоровое училище было призвано обеспечить и общее среднее образование учащихся (по итогам обучения учащиеся получают диплом о среднем профессиональном образовании). В Училище неизменно работали и работают высокопрофессиональные учителя и воспитатели интерната, которые, заинтересованно относясь к судьбе своих музыкально одаренных учеников, совершенствуют методику преподавания в связи с динамичными условиями обеспечения учебно-воспитательного процесса. Своим подвижническим трудом педагоги Училища снискали благодарную память своих питомцев, многие из которых стали авторитетными музыкантами.

Число выпускников Хорового училища к моменту своего 75-летия (2019) пересекло отметку в 700 человек. Даже беглого взгляда на этот перечень фамилий достаточно, чтобы понять ту роль, которую сыграло Хоровое училище имени А.В. Свешникова в развитии отечественной музыки. Впоследствии получившие высшее образование в лучших музыкальных вузах страны его выпускники − это крупные художественные фигуры, руководители виднейших творческих коллективов, авторитетнейших учебных заведений и их художественных и научных подразделений, методических центров, обладатели почетных и ученых званий, степеней и наград − напомним лишь некоторые из этих имен: А. Юрлов, В. Минин, Ф. Козлов, В. Ильин, Ю. Петров, Ю. Уланов, Г. Годзевич, Г. Ковалев, Б. Куликов, А. Кожевников, Б. Ляшко, В. Попов, Н. Садиков, Е. Тытянко, В. Суханов, Э. Леонов, И. Раевский, В. Судаков, Е. Таланов, В. Тусеев, В. Новоблаговещенский, С. Нечаев, С. Калинин, И. Журавленко, Е. Морозов, В. Горюнов, Л. Конторович, Л. Павлов, А. Шишонков, С. Лыков, А. Седов, Н. Азаров, А. Рудневский, М. Турецкий, А. Кисляков, А. Гавдуш, А. Шестов, А. Гранде, А. Цимбалов, Я. Микиртумов, П. Брохин, И. Албанов, А. Петров, А. Риво, А. Герасименко. Известными оперно-симфоническими дирижерами стали Э. Серов, Л. Николаев, В. Яковлев, Л. Гершкович, А. Петухов, И. Дронов, М. Грановский, Д. Власенко, Ф. Чижевский.

Не только хормейстеры и дирижеры, но и известные композиторы − Р. Щедрин, Р. Бойко, А. Флярковский, А. Ушкарев, Э. Артемьев, В. Агафонников, В. Григоренко, В. Кикта, Ю. Евграфов, А. Киселев, С. Соснин, Г. Печенкин − прошли музыкальные университеты в стенах Хорового училища.

Училище выдвинуло, особенно в период деятельности В.С. Попова, и плеяду известных певцов − солистов отечественных и зарубежных оперных театров, обладателей лауреатских званий, среди которых В. Марутаев, М. Никифоров, В. Гривнов, А. Морозов, А. Юденков, А. Ефанов, Н. и О. Диденко, Е. Ставинский, Г. Васильев, Г. Фараджев, Д. Корчак, В. Ладюк, Е. Либерман, А. Немзер, Я. Абаимов, П. Колгатин, И. Морозов и другие.

История Хорового училища имени А.В. Свешникова продолжается.

Основная информация
Годы с 5 мая 1936
Страна Россия
Город Москва
Язык песен русский
Руководитель Е. К. Волков
russianchorus.org

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова - российский музыкальный коллектив, основу репертуара которого составляют классические и современные произведения хоровой музыки.

История коллектива

В задачи хора входила прежде всего широкая пропаганда советской музыки, активно создаваемой в те годы в самых разных жанрах - от кантат и ораторий до песен и хоровых миниатюр. Значительное место в репертуаре хора отводилось русской и зарубежной хоровой классике, исполнение которой отвечало просветительским задачам коллектива.

Руководство Госхором СССР было поручено двум выдающимся музыкантам - заслуженному артисту РСФСР А. В. Свешникову и профессору Московской консерватории Н. М. Данилину . 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт Государственного хора СССР, которым дирижировал А. В. Свешников. В 1937-39 гг. Госхором руководил Н. М. Данилин, в 1941-80 - А. В. Свешников. В 1971 г. за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства хор был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а его художественному руководителю А. В. Свешникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда - первому среди музыкантов-исполнителей.

После кончины Александра Васильевича Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров:

  • И. Г. Агафонников (худ. рук. в 1980-1987)
  • В. Н. Минин (1987-1990)

16 февраля в Гимназии Свято-Алексиевской Пустыни состоялся благотворительный концерт Государственного Академического Русского хора имени А.В. Свешникова, по сути – хоровой капеллы, которая многие годы была лидером среди больших коллективов русской традиционной хоровой культуры. Основателем знаменитого Госхора Союза ССР был легендарный русский хоровой дирижёр, выдающийся музыкальный деятель ХХ века — Александр Васильевич Свешников. Окончивший в 1913 году Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического Общества (ныне ГИТИС), заведовавший в 20-е годы вокальной частью Первой студии МХАТа, А.В. Свешников, как никто другой до него, владел искусством сказанного и спетого русского слова и был непревзойдённым мастером слова в хоровом исполнительстве. Такой дикционной и смысловой чёткости не добивался ни один хор в России. В те же 20-тые годы он был одним из самых известных регентов г. Москвы (служил в храме Успения на Могильцах).


Свешников – основатель Московского Хорового Училища (ныне Академия Хорового Искусства), Всероссийского Хорового Общества, более 30 лет (до 1980 года) был ректором Московской Консерватории в самый её «звёздный» период. Но главным его детищем, конечно же, был Госхор. Официальной датой его создания считается 1936 год (указ Правительства СССР), хотя вокальная группа при Радиокомитете была создана им ещё в 1928 году, которая вскоре выросла в Академический Хор Русской Песни, регулярно дававший публичные концерты. В период Отечественной войны хор был распущен, но в конце войны, в 1944 году, он возвратился на концертную эстраду и стал самым популярным пропагандистом и исполнителем русских народных песен. Обработки русских песен Свешникова до сих пор очень популярны и являются классическими в русской хоровой литературе.


Концерт в Пустыни прошёл с большим успехом. Помимо учащихся Гимназии, педагогов и насельников, в зале присутствовали Преосвященнейший Епископ Переславский и Угличский Феодор, Настоятель Обители иеромонах Петр, представители администрации города Переславля-Залесского, многочисленные гости Пустыни. Сильное впечатление на слушателей произвела программа концерта, составленная в традициях самого Александра Васильевича: много замечательных обработок русских народных песен (в том числе и современных), солдатских песен и маршей, сочинения С. С. Прокофьева (Песнь Александра Невского из одноименной кантаты), Валерия Гаврилина, Арама Хачатуряна и Г. В. Свиридова. Благодарностью виртуозному мастерству солистов стали восторженные овации. Солистами были: Александр Николаев (тенор), Марина Коханова (сопрано) и ветеран хора, народный артист России – Сергей Головушкин (баритон). Зрители не упустили из внимания и отточенный высокий профессионализм двух дирижёров хора: его художественного руководителя, лауреата Всероссийского и Международного конкурсов Евгения Волкова (он был и великолепным ведущим концерта) и главного хормейстера, лауреата Международных конкурсов Александра Топлова.


Мы глубоко благодарны всем исполнителям, администрации хора, а также нашим благотворителям – компании «Плеер-ру», которые помогли организовать этот концерт, и надеемся на продолжение сотрудничества! С нетерпением ждём новых встреч с замечательным русским хором имени А.В. Свешникова!

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова - всемирно известный хоровой коллектив России. Трудно переоценить творческий вклад прославленного коллектива в дело сохранения вековых певческих традиций Отечества.

Дата создания Государственного хора СССР - 1936 год; коллектив возник на базе вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, основанного .

Подлинно судьбоносными для Госхора были годы художественного руководства Николая Михайловича Данилина, корифея русского хорового искусства. Заложенные великим дирижёром профессиональные основы предопределили пути творческого развития Хора на многие десятилетия вперёд.

С 1941 года во главе коллектива, получившего наименование «Государственный хор русской песни», вновь встаёт Александр Васильевич Свешников. Благодаря его многолетнему подвижническому труду русская песня зазвучала в полный голос во многих странах мира. В концертных программах хора были широко представлены шедевры отечественной и мировой классики, произведения композиторов-современников: Д. Шостаковича, В. Шебалина, Ю. Шапорина, Е. Голубева, А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Бойко, А. Флярковского, Р. Щедрина и др. С коллективом выступали выдающиеся дирижёры - Игорь Маркевич, Янош Ференчик, Натан Рахлин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Среди поистине огромного количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

С 1980 по 2007 год во главе легендарного коллектива находилась плеяда известных российских хоровых дирижёров: Народный артист СССР Владимир Николаевич Минин, Народные артисты России Игорь Германович Агафонников, Евгений Сергеевич Тытянко, Игорь Иванович Раевский.

С 2008 по 2012 коллектив возглавлял выдающийся русский хоровой дирижёр, народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин . Под его управлением Госхор имени А.В. Свешникова принял участие: в Международном фестивале Памяти Т. Хренникова (Липецк, 2008), фестивале «Апрельская весна» (КНДР, 2009), фестивалях симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов (с участием дирижёров В. Гергиева, М. Плетнёва, А. Анисимова, Д. Лисса, А. Сладковского, 2008, 2009, 2010), Всероссийском фестивале хоровой музыки в Кремле (2009), в Международном фестивале «Академия православной музыки» (Санкт-Петербург, 2010), Московских Пасхальных фестивалях Валерия Гергиева (в Успенском соборе Московского Кремля, Рязани, Касимове, Нижнем Новгороде), фестивале «Голоса православия в Латвии» (2010), Фестивале российской культуры в Японии (2010), Втором Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале имени П.И. Чайковского (2010), Хоровом фестивале Бориса Тевлина в Кремле (2010, 2011), в концертах в Большом зале Московской консерватории в рамках фестивалей «Русская зима», «Памяти Олега Янченко», «Шнитке и его современники», в концерте «День славянской письменности и культуры» в Государственном Кремлёвском Дворце, в концертах программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» (Орск, Оренбург, 2011), Торжественном концерте, посвящённом 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина (Саратов, 2011), ХХХ Международном фестивале православной музыки в Белостоке и Варшаве (Польша, 2011).

С августа 2012 года художественным руководителем Госхора является ученик Б. Г. Тевлина, лауреат Всероссийского и международного конкурсов, доцент Московской консерватории Евгений Кириллович Волков.

В репертуаре Госхора огромное число произведений отечественных композиторов, как классических, так и современных; русские народные песни, популярные песни советского периода.

В концертном cезоне 2010-2011 годов Госхор принимал участие в исполнении оперы Дж. Россини «Золушка» (дирижёр М. Плетнёв), «Реквиема» Б. Тищенко (дирижёр Ю. Симонов), Мессы си минор И.С. Баха (дирижёр А. Рудин), Пятой симфонии А. Рыбникова (дирижёр А. Сладковский), Девятой симфонии Л. ван Бетховена (дирижёр К. Эшенбах); под управлением Бориса Тевлина были исполнены: хоры «Царь Эдип», «Поражение Сеннахериба», «Иисус Навин» М. Мусоргского, «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева, кантата «Машкерад» А. Журбина, русская хоровая опера Р. Щедрина «Боярыня Морозова», хоровые сочинения А. Пахмутовой, большое число произведений a cappella отечественных и зарубежных композиторов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры