Характеристика и образ гаврилы в рассказе челкаш горького сочинение. Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика) Челкаш и гаврила отношение автора

Главная / Ссоры

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). «Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Имя героя Как попал "на дно" Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. "Все люди на земле лишние". Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
  • Конспект урока по литературе

    «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев»

    Урок по рассказу «Челкаш» на тему: «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев».

    Цель урока: Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа. Показать актуальность рассказа в современное Горькому время.

    Задачи:

    Обучающая :

      научить через деталь видеть главное;

      исследовать антитезу как основной композиционный прием рассказа;

      отметить психологизм Горького, проследив, как меняются чувства обоих героев, как идет развитие образов;

    Развивающая:

      совершенствовать навык аналитической работы с текстом;

      умение сравнивать; способность обобщать и делать выводы;

    Воспитательная:

      воспитание любви к слову, чтению;

      воспитание стремления к свободе мыслей, чувств, любви к красоте мира.

    Оборудование:

    проектор;

    мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к рассказу «Челкаш»

    «Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка,

    потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того,

    когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,

    то домашние утки приходят в волнение.

    И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

    (А. В. Луначарский).

    Ход урока:

    1.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята.

    Садитесь.

    2.Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку (1, 2, 3 сл)

    3. Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы попробуем перенестись в творческую лабораторию А.М.Горького, понять, почему и как были созданы его ранние произведения, что способствовало созданию образов, заставляющих нас думать, мечтать, надеяться.

    Речь идет о рассказе «Челкаш».

    Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

    Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. Он изображал людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

    Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

    (4 сл) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал Горький.

    4.Создание проблемной ситуации.

    Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали некоторые события.

    В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, который впоследствии послужил прототипом Челкаша.

    Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя

    Владимира Галактионовича Короленко у крыльца его квартиры.

    «Было уже часов девять утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

    Значит - пробуйте написать большой рассказ, решено?

    Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

    Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

    Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

    (5 сл) - Радует меня удача ваша...

    (6 сл) Мы попробуем сегодня ответить на следующие вопросы:

      Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?

      Почему его порадовал рассказ Горького?

    А сделаем мы это, рассматривая образы главных героев рассказа. (7 сл)

    5.Работа по теме.

    А) Беседа по тексту.

      Какие ощущения вызвал у вас рассказ М. Горького?

      Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

      Рассказ Горького сроится на одном из композиционных приемов. Какой это прием? (Антитеза)

    Сегодня мы продолжим рассматривать использование этого приема в рамках сопоставления образов Челкаша и Гаврилы.

    Б) Работа с текстом.

    Найдите портретную характеристику Гришки Челкаша.

    (Челкаш - один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело.)

    («Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».

    «Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».

    «Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».

    «Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».

    «Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

    Найдите отрывок, где мы впервые встречаемся с Гаврилой. (8 сл)

    («Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.)

    Подумайте, меняется что-либо во внешности главных героев на протяжении всего рассказа?

    (Челкаш остается таким - же, а Гаврила меняется. Особенно меняется выражение его глаз.)

    (8 сл) Итак, давайте сопоставим эти портретные характеристики.

    Невольно ощущается антитеза: хищная птица и ребёнок (эволюция глаз).

    (9 сл) -Давайте сопоставим социальное положение героев.

    Какие ключевые понятия здесь противопоставлены?

    (Челкаш босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда – то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе».

    Гаврила бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» В надежде заработать вынужден был «пойти в зятья».)

    Разница видна даже во внешнем виде героев, в их одежде. Докажите. (10 сл)

    (Челкаш: «грязная ситцевая рубаха (ситец – ткань фабричного производства)»

    Гаврила: «пестрядинная рубаха (пестрядь – грубая домотканая ткань).)

    Вывод:

    Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

    (Изначально симпатию вызывает Гаврила своим добродушным видом и поведением. К тому же его социальное положение вызывает доверие (крестьянин, близок к земле-матушке). Челкаш же сразу представлен хищником, асоциальным типом (пьет, ворует по - другому – люмпен).

    Но в конце рассказа Гаврила перестает нам нравиться. Наше расположение остается на стороне Челкаша. Он остается самим собой, а Гаврила меняется в худшую сторону.)

    В) Самостоятельная работа.

    Обратимся еще раз к первому разговору Челкаша и Гаврилы и проследим, как меняются чувства обоих героев (отмечаем психологизм Горького).

    Задание: выписать из 1 главы (сцена разговора героев на улице и в трактире) слова и выражения, которые характеризуют чувства и ощущения героев: 1 вариант – Челкаша; 2 вариант – Гаврилы. (5 минут)

    Проверка: (11, 12 сл)

    (Челкаш: «ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нем этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался»; «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

    Гаврила: «недоумевающее восхищение»; «У него даже лицо печально тускнело»; «Он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нем хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».)

    Вывод:

    Гавриле понятны отношения «хозяин – работник» и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного работника. Каждый получил, что хотел.

    Г) Беседа:

    Мы выяснили, что чувствовал каждый из героев по отношению друг к другу. А как они определяют друг друга, как называют?

    (Челкаш: Сосунок, дурак, теленок, собака, гнус.

    Гаврила: Оборванец, драный, пьяница, темный.

    Гнус - человек, вызывающий отвращение, омерзение.

    Сосун - молодой, неопытный, неумелый человек.)

    (13 сл) - Как вы думаете, чьи слова бьют точно в цель? Чьи больнее ранят? Что кроется за этими словами?

    Вернемся к сопоставлению героев. Что они имеют, какое их имущество? (14 сл)

    (Челкаш: Разорванная рубаха да грязные штаны.

    Гаврила: Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.)

    Вывод:

    Челкаш свободен, а Гавриле есть что терять.

    Говоря о свободе, прочитаем высказывание Чехова. (15 сл)

    А что есть свобода для Челкаша? (15 сл)

    А как понимает свободу Гаврила? (15 сл)

    («Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

    Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

    Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»)

    В ходе сопоставления образов Челкаша и Гаврилы очевидно ли нам заданное автором противопоставление? (Да, очевидно.)

    Давайте обобщим это противопоставление. (16 сл)

    Но во всем ли герои разные? Не заметили ли вы общие черты в каком – либо отрывке рассказа?

    (В конце рассказа «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы».)

    Вывод:

    (17 сл) Оба – хищники!

    Когда же Гаврила, этот «теля», «сосунок», раб, жертва начал превращаться в хищника? (18 сл)

    (Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное». У Гаврилы – желание «убить и ограбить». «Гаврила кошкой изогнулся». «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»)

    Кто же из них двоих страшнее? (19 сл)

    (Челкаш: На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя.

    Гаврила: Ощутил преступную сладость обладания богатством. Не остановится. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.)

    Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функцию пейзажа. Символом чего здесь является море?

    (Море - символ свободы. Отношение к нему характеризует отношение героев к свободе.)

    Челкаш любил свободу, но был ли он истинно свободным?

    (Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми.)

    6. Подведение итогов урока.

    Ребята, как вы думаете, о ком и о чем рассказ? (20 сл) (О двух несчастных людях, о совести, о свободе.)

    (21 сл) - И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

    Почему, как вы думаете?

    (В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.)

    (21 сл) - Рассказ «Челкаш» романтически – реалистический. Челкаш – романтический герой. Действительно, Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

    Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (6, 22 сл)

    («Босяцкая» тема была актуальна в то время, но никто до Горького не обращался к ней. Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.)

    7.Инструктаж по подготовке домашнего задания. (23 сл)

    Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

    8.Рефлексия: (24 сл) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

    1. сегодня я узнал…

    2. было интересно…

    3. было трудно…

    4. я выполнял задания…

    5. я понял, что…

    6. теперь я могу…

    7. я почувствовал, что…

    8. я приобрел…

    9. я научился…

    10. у меня получилось …

    11. я смог…

    12. я попробую…

    13. меня удивило…

    14. урок дал мне для жизни…

    15. мне захотелось…

    9. Выставление оценок. (25 сл)

    «О маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми» узнаем из рассказа М. Горького «Челкаш». Это одно из лучших произведений писателя и яркий образец позднего русского романтизма. Рассказ поражает психологическими коллизиями и неординарными образами. Изучают его в 8 классе. Облегчить подготовку к уроку, посвященному рассказу, поможет анализ произведения, созданный по общепринятому плану.

    Краткий анализ

    Год написания - 1894 г.

    История создания - В основе произведения - история реального человека. В 1891 г. М. Горький лежал в больнице, сосед по палате рассказал ему о своей судьбе, а через три года появился «Челкаш».

    Тема - В произведении можно выделить широкую тему – судьба человека и узкие - преступление, взаимоотношения между людьми с разными взглядами на жизнь.

    Композиция - Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Особенность композиции - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

    Жанр - Рассказ.

    Направление - Реализм.

    История создания

    История создания произведения «Челкаш» берет начало в 1891 году. Тогда М. Горький попал в больницу. Его соседом по палате оказался босяк. Он поведал писателю о своей жизни. Эта история легла в основу рассказа, созданного в 1894 г. Готовое произведение М. Горький передал В. Г. Короленко. Коллега по перу одобрил рассказ и помог опубликовать его в журнале «Русское богатство».

    Критика положительно отреагировала на произведение молодого писателя, к М. Горькому начали серьезно относиться в литературных кругах.

    Тема

    В анализируемом произведении отобразились мотивы, достаточно распространенные в литературе. Тем не менее, автор сумел оригинально интерпретировать традиционные образы, углубившись в психологию.

    В центре произведения – тема человеческой судьбы , в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, истинных и ложных ценностей, свободы, выбора и др. Основа проблематики - моральные ценности. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях - Челкаше и Гавриле.

    Начинается рассказ описанием утра в южном порту. Автор описывает людей, акцентируя внимание на их ничтожности в сравнении с «железными колоссами». Человек в этом эпизоде предстает жалким рабом, который тяжело трудится в ужасных условиях. Начало играет важную роль для донесения идеи.

    В такой обстановке знакомимся с Челкашом - пьяницей и вором. С его фамилией связан смысл названия рассказа. Автор сразу подсказывает читателю, на кого обратить внимание. Челкаш замышляет дельце и ищет помощника. Мужчина замечает крестьянина и решает подговорить его. Челкаш узнает, что Гаврило - так зовут крестьянина - хочет заработать денег, чтобы купить свой дом, хозяйство, создать семью. Обманом Челкаш впутывает парня в кражу.

    Гаврило сначала сопротивляется, но, почувствовав вкус легких денег, втягивается. Челкаш гордится, что сделал парня своим рабом. Но в конце оказывается, что Гаврило - раб не вора, а своих желаний. Ради денег он готов убить. Челкаш же оказывается более достойным человеком, чем Гаврило. Этот вывод напрашивается после наблюдения за жалким поступком парня.

    Интересно, что Челкаш тоже выходец из крестьян, когда-то он имел семью, был гвардейцем. Воспоминания о прошлом вызывают у него тоску, но возвращаться к рабской жизни он не хочет. Уж очень мужчина любит свободу.

    Понаблюдав за героями, нетрудно заметить, что в произведении представлены внутренний и внешний конфликты .

    Внутренний - сомнения вора и крестьянина, внешний - драма между мужчинами.

    Идея произведения - показать, насколько важно быть свободным от обстоятельств и денег, уметь достойно выходить из любых обстоятельств.

    Основная мысль: мы сами делаем себя рабами.

    Композиция

    Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция - утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка - поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий - попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация - ссора между ворами; развязка - Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор.

    Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» - обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

    Жанр

    Жанр произведения - рассказ, о чем свидетельствуют такие признаки: небольшой объем, главную роль играет сюжетная линия Челкаша, главных героев всего два. Направление «Челкаша» - реализм.

    Тест по произведению

    Рейтинг анализа

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 231.

    », где автор показывает двух главных героев, которые противоположны по своему характеру, внешнему облику и образу жизни. Первый герой - это Гришка Челкаш. О нем известно немного: пьяница и вор. Противопоставлен ему второй образ горьковского рассказа - это Гаврила. Он вырос в деревни, привык к работе, но у него есть мечта - стать богаче, чтобы не думать о том, где взять кусок хлеба. Поэтому он вынужден приехать в город и попытаться устроиться на работу. Ему кажется, что самым удобным местом для этого является порт, куда он сразу же и отправляется.

    Но есть и кое-что, что связывает этих двух людей - это бедность. И Челкаш, и Гаврила - они бедняки, и нужда толкает их в разные жизненные ситуации, позволяя делать свой нравственный выбор. Стоит лишь только посмотреть на то, какое описание автор дает своим героям, и сразу же можно будет понять, кому он симпатизирует. Например, Челкаш выглядит так, словно он заядлый пьяница.

    В его описании автор отмечает оборванную одежду, тело, словно кости, обтянутые кожей, которая от палящего солнца превратила ее в коричневую. Взгляд у него особенный, автор указывает на его хищность. Об этом же говорит его походка, которая очень похожа на полёт хищника. Это описание не вызывает у читателя положительных эмоций, оно, наоборот, вызывает отвращение и неприязнь.

    Явная противоположность ему по описанию деревенский парень Гаврила. Читатель сразу улавливает, что автор симпатизирует ему. Посмотрим, как Горький его описывает: он с широкими плечами, загорелый, но кожа не обгоревшая. О своем герое из деревни Горький говорит, употребляя выражения «коренастый», «добродушный». А какие у него глаза! Доверчивость этого молодого человека можно прочитать в его глазах, которые широко смотрят на мир. Глаза у Гаврилы большие и голубые. Может быть, он немного и простоват, где-то наивен, но от этого горьковский герой не перестает быть положительным.

    Автор специально сводит этих двух героев, которые ярко противоположны друг другу так, чтобы читатель мог увидеть существенную разницу между ними. Эти совершено разные люди по описанию, по характеру и по внешнему виду. В ходе повествования не только знакомятся, но и вскоре идут вместе на общее дело. Их начинает связывать воровство. Но только они по-разному к нему относятся.

    Челкаш конкретно знает, куда и зачем он идет и втягивает в это дело простого деревенского парня, который до последней минуты, пока не будет украдено и мешок не окажется на дне лодки, не подозревал даже куда идут. А после этого его мучают сомнения. И на фоне такого поведения Гаврилы Челкаш - это отрицательный персонаж, который негативно влияет на судьбу и характер молодого парня из деревни.

    Но можно эту же ситуацию рассматривать и по-другому. Когда Гаврила узнает, что он пошел с Челкашом на воровство, то струсил, и в своем поведении он не видит смелым или мужественным парнем. Автор показывает читателю, что деревенский парень вдруг начинает всхлипывать, а потом и вообще плачет. И это отталкивает читателя от Гаврилы. В этой кульминации рассказа происходит некая смена ролей: Челкаш вдруг совсем неожиданно из отрицательного горьковского персонажа превращается в положительного. А Гаврила теперь заслуживает лишь только негативную оценку своим поведением.

    Челкаш открывается для читателя по-новому. Ведь можно увидеть, что у героя есть чувства, он переживает и страдает. Автор показывает, как ему, вору, было вдруг обидно врать мальчику, наивному и деревенскому. По ходу повествования выясняется, что у него есть не только чувства, как и у любого человека, но, несмотря на то, что он вор, он любит и восхищается морем, его неудержимой стихией, его свободой и независимостью.

    Именно море помогало ему пережить все трудности в жизни, в нем он находил не только утешение, но мог часами смотреть на него, размышляя обо всем, даже о том, для чего он живет на этом свете. Море как бы помогает очиститься главному герою нравственно, стать лучше.

    Другое дело Гаврила, который к морю был совершенно равнодушен. Оно совсем не волновало его душу. Он любил совсем другую жизнь: землю, крестьян, которые с утра до вечера работали. Но и Челкаш связан с этой крестьянской жизнью, с землей. Его предки тоже некогда были крестьянами, поэтому все детские воспоминания связаны у героя с устоями и бытом крестьянской жизнью. Может быть, поэтому и было так жалко Челкашу Гаврилу, сам он стыдился своего чувства, иногда даже сердился на себя из-за этого.

    Проблема Челкаша состоит в том, что он обладает нравственными качествами. Для вора он слишком добрый, так как он легко отдает Гавриле практически все деньги. Другой бы вор на месте главного героя мог бы и половины не отдать, обманув наивного и простодушного деревенского парня. А Челкаш отдает все заработанные деньги, хотя и нечестным путем. Но ведь из-за них он рисковал жизнью и своей свободой.

    В этом он немного благороден. Да, Гаврила смог задеть самолюбие старого морского волка. Стоит только вспомнить, как в горьковском рассказе деревенский парень называет Челкаша, какие слова для этого использует: ненужный человек, ничтожный. У вора, несмотря на его профессию, сильно развито самолюбие, поэтому слова его напарника очень сильно задевают его.

    Но ведь получается, что Челкаш сделал добро для Гаврилы, а благодарности, кроме оскорблений, он от этого парня не получил никаких. Это значит, что Гаврила совсем не умеет ценить то добро, которое ему сделал напарник, он его не уважает. В конце рассказа в сцене драки читатель видит, как Гаврила дерется из-за денег, и он даже готов, если это нужно, убить Челкаша. Из-за денег он готов на многое. Челкаш другой даже в этом.

    Несмотря на то, что он вор, любит вести разгульный образ жизни, не имеет родственных связей, но из-за копейки он не будет убивать человека, он более разумный человек, чем его напарник. У Челкаша есть совесть. И он сам рад, что деньги не имеют над ним сильной власти, не делают его жадным и из-за них он не сможет пасть низко или поступить подло. Главный идеал для этого горьковского героя - это свобода, которую автор сравнивает с морем. Она широка, мощная и бескрайняя. И к ней так сильно стремится главный герой рассказа «Челкаш».

    «Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

    Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

    В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

    Жанр и направление

    Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

    1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
    2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

    Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

    Композиция

    Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

    1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
    2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
    3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

    Конфликт

    Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

    • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
    • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
    • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.
    • Главные герои и их характеристика

      Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

      Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

      Темы

      • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
      • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями <…> бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
      • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»
      • Проблемы

        • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
        • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.
        • Смысл

          Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

          Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

          Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

          Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры