Идеал женщины по мнению толстого. Место женщины в семье и обществе в понимании л.Н

Главная / Ссоры

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир", ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на "больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)" глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. "В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу" и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может "распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною", "зареветь, как ребенок", от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.

Женские образы всегда занимают важное место в творчестве любого писателя. Не стал исключением и Л. Н. Толстой. Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.

Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

В романе «Война и мир» для раскрытия женских образов автор прибегнул к своему излюбленному приему -- противопоставлению внутреннего и внешнего.

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера. Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Она переполнена жаждой жизни - вот в чем секрет ее очарования.

Н. Долинина

Наташа Ростова - одна из любимых героинь русской литературы. О ней спорят, ей подражают и иногда завидуют. В романе ее любят все: родители, братья, подруга Соня, в нее влюбляются Андрей Болконский и Пьер Безухов, бравый гусар Денисов и легкомыс­ленный красавчик Курагин. Но больше всех ее любит сам Лев Николаевич Толстой. Он любуется своей героиней, восхищается ею, и авторское отношение передается читателю. В чем секрет очарования этой «черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочки»? Толстой много раз подчеркивает, что она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива. Но бывает и прекрасна. И красота ее от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Я не могу согласиться с теми, кто утверждает, что в Наташе Ростовой Толстой воплотил свой идеал женщины, главное назначение которой - быть женой и матерью.

Во-первых, потому, что Наташу - замужнюю женщину мы видим только в эпилоге, и Толстой говорит об этом как бы между прочим, он не останавливается подробно на этом периоде ее жизни. Да и изображает он ее так, что многие не могут простить Толстому то, как он обошелся с нашей героиней.

Во-вторых, потому, что «идеал» - это нечто недостижимое, совершенное, возвы­шенное. Это то, к чему можно стремиться всю жизнь и только слегка приблизиться к цели.

Толстой действительно считал, что предназначение женщины - быть женой и матерью, растить детей и жить интересами семьи. Все душевные силы Наташи после замужества были «устремлены на то, чтобы служить мужу и семье».

Но и в литературе, и в жизни можно найти много примеров образцового материнства и преданности семье, причем без свойственного Наташе «запустения»: «Растрепанная, в халате», «пополневшая и пожирневшая» «плодовитая самка» как-то не очень вписы­вается в понятие идеала как «совершенного воплощения, лучшего образца чего-либо», в том числе и материнства.

Я считаю, что Наташа - это действительно идеал, но не столько в «женском», сколько в общечеловеческом смысле. Это идеал естественности человеческого бытия, напол­ненного внутренней красотой и светом, который отражается на наших близких, радует и волнует всех, кто рядом с нами. «Она переполнена жаждой жизни - вот в чем секрет ее очарования, - пишет Н. Долинина. - За один только день она успевает пережить и перечувствовать столько, что другой девочке хватило бы на полгода. С ней происходит так много событий, потому что она жадно их ищет».

В характере Наташи привлекает не только ее жизнелюбие и радостное восприятие жизни. В ней есть и сочувствие, и жалость, и чуткость, и злость. В ней нет того само­любования и равнодушия ко всем, кроме себя, которое есть в Элен. Нет в ней и той душевной лени, которая так часто встречается в наших современницах. «Свет», общество интересны Наташе только тогда, когда это может дать ей новые впечатления и новые чувства (как это было на первом балу); когда это давало ей возможность общения с теми

людьми, которых она любила, к которым «могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятном».

После семи лет супружества Пьер «чувствовал радостное сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал это потому, что видел себя отраженным в своей жене». А в жене его отражалось то, «что было истинно хорошо, все не совсем хорошее было откинуто».

Не только в своем муже, но и во всей жизни Наташа умела «откинуть», не восприни­мать то, что было дурно, не нужно, то, что могло помешать ей быть самой собой, жить той жизнью, которой она хотела и которую любила.

Но жизнь сложна, многогранна, и нельзя прожить ее абсолютно безмятежно и правильно. Наташе тоже пришлось пройти через заблуждение и раскаяние. Но от этого она стала только ближе нам. Я думаю, что «милый идеал» Толстого - это, прежде всего, простота и естественность, непосредственность и искренность во всем, полнота внутренней жизни и ощущение гармонии с миром. И все это есть в Наташе Ростовой.


Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим в XIX веке особенно значимым становится отношение к женщине, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, способному мыслить и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств. В своих произведениях он создал потрясающие по героике и силе женские образы. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько типов характеров русской женщины начала XIX столетия, замечательных по глубине и верности психологического анализа и жизненной правде, которою они дышат. Мы видим, что это - живые женщины, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно; мы не можем не ощущать свою духовную близость с ними.

Надо сказать, что на изображение женских образов в романе (Война и мир) повлияли личные факты биографии Л.Н. Толстого и многие моменты из семейных воспоминаний вошли в роман-эпопею (как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок). Очень большое влияние на создание женских образов в романе оказала мать писателя Мария Николаевна, которая скончалась во время родов. Левушке не было тогда еще и двух лет, о матери остались у него смутные воспоминания, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь.

В романе Толстого показана эволюция героинь. Автор не отказывает им в способности мыслить, их, по сути, волнуют глобальные проблемы - проблемы счастья, любви служения людям и др. Идея «простого женского счастья» у героинь Толстого оказывается выстраданной. «Лучшие», любимые героини Толстого, как и герои-мужчины, способны к развитию.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей. Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии (неестественная).

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В написанной в тюрьме статье ”Душа русской литературы” Р. Люксембург дала такую поэтически-вдохновенную характеристику образу Катюши Масловой, гуманному искусству ее создателя, какой не найдешь, пожалуй, во всей огромной литературе о романе: «Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания. Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма».

Неизменное восхищение большинства зарубежных читателей вызывал образ Катюши Масловой. Наиболее отзывчивые из них по достоинству оценили тонкость чувств, доброту и благородство героини, те бесценные качества, которые она сумела сохранить, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Вот несколько характерных отрывков из писем корреспондентов Толстого:

”Катюша - это восхитительное создание, она грешит вопреки собственной натуре и, несмотря ни на что, в самых постыдных обстоятельствах сохраняет потребность мыслить и благородство просто замечательное” (Ж. Дюпюи. 4 июня 1900 г.).

”Как прекрасно, как трогательно нарисовали Вы образ Катюши. Конец романа кажется мне трагическим. В нем слышится и тихо замирает отзвук большого чувства, которому уже не суждено возродиться” (Тюмен фон Эдуард. Март 1900 г.).

«... Ваше “Воскресение” потрясло меня и заставило плакать. Катюша Маслова... Этот образ, как живой, преследует меня. Ее любовь, страдания... Брат Вы мой, сколько раз Вы заставили меня плакать» (Хаокин. Акинерабола. Испания. 11 сентября 1908 г.).

Рисуя на страницах романа горькую судьбу девушки из народа, Толстой продолжал гуманистические традиции русской литературы в трактовке этой больной темы.

Как известно, в романе нарисован иной путь духовного воскресения Катюши: возрождение в ней веры в добро и справедливость под влиянием ”чудесных людей” - народных заступников, с которыми ее свела судьба.

…Уроженки Дании и Японии, Аргентины и Бразилии с жаром утверждали, что ”Анна Каренина” - это роман о них, а героиня Толстого - их ”родная сестра”.

Особенности литературного процесса 1880-90-х г.г. Основные тенденции и закономерности, обусловленные общественными явлениями. Изменения жанрового состава литературы. - Грекова Кристина

Во второй половине 19 века, литературный процесс в России пережил период кардинальных изменений.

Реализм, близкий народу.

В 80-х годах в русской литературе активно развивается реализм. Писатели использовали различные художественные приемы для раскрытия тем глубины и правды жизни: одни включали в свои произведения черты романтизма, другие – перенимали методы европейских предшественников.

Именно благодаря этому, литература конца 19 века была по-особенному близка народу – ведь в произведениях изображалась реальная жизнь, вместе со своими драмами и радостями, всем тем, что было близко любому человеку.

Качественно новой восстает перед нами и драматургия конца 19 века, здесь появляются новые герои – представители купечества. Именно драматургия смогла полноценно раскрыть все пороки и добродетели общества. Яркими примерами пьес, в которых фигурировало купечество стали произведения великого русского драматурга Н. Островского «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Гроза».

В прозе изображались и представители нового поколения, мышление и жизненные позиции которых кардинально отличались от предшественников. Таким мы видим главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети» - Базарова. Нашлось место в литературном процессе этого периода и для лишнего героя – Обломова, из одноименного романа И. Гончарова.

В отличие от прозы, лирика этого периода основывалась исключительно на романтизме. Для изображения внутреннего образа героя, его чувств и любовных переживаний поэты часто использовали метод сравнения психологической сущности человека с окружающей природой. Талантливейшими поэтами этого периода были Тютчев, Фет, Некрасов.

Многие прозаики конца 19 века находились под своеобразной защитой Л. Н. Толстого, который заслужил славу человека, давшего путевку в литературный мир многим писателям. Лев Николаевич обладал непревзойденным даром выделять людей, которые обладали истинным талантом.

Одним из таких литераторов стал Г. И. Успенский, произведения которого впервые увидели мир на страницах журнала Толстого «Ясная поляна». В 80-х годах 19 века Успенский довольно близко начал общаться с народниками, поэтому в своих очерках и рассказах особое место уделял проблемам крестьянства и городской бедноты. Прогрессирующая болезнь не давала возможности писателю полноценно заниматься творчеством, однако, несмотря на короткий литературный век, Успенский вошел в русскую литературу как настоящей борец за права и свободы человека.

Еще одним талантливым писателем, который уделял в своем творчестве большое внимание социальным проблемам, был В. Н. Гаршин. Уже первое произведение прозаика – «Четыре дня»- принесло ему ошеломляющий успех. В своих рассказах Гаршин осуждал войну и любые противостояния в обществе, так как считал, что нет ничего худшего, нежели бессмысленное человекоубийство.

Не обошла мимо тема жизнеописания пореформенной России и Д. Н. Мамина – Сибиряка. В своих рассказах и очерках он описывал жизнь простого русского народа, часто – выходцев из сибирских глубинок, которые стойко переносили все метаморфозы аграрной реформы и утеснения со стороны правительства. Несмотря на это, произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка насыщенны легкостью и нескрываемой надеждой на лучшее.

Особое место среди литераторов конца 19 века занимает Н. С. Лесков. Писателя заслуженно называют самым патриотичным автором того периода. Его произведения стали своеобразным кривым зеркалом, в котором отображались все недостатки монархического режима. В своих рассказах автор восхищался простым русским человеком, его силой и выдержкой, добротой и искренностью. Интересным является тот факт, что именно творчество Лескова вдохновило знаменитого советского писателя Максима Горького на писательскую деятельность, о чем неоднократно упоминал последний.

Антинигилистические романы Лескова. Феномен нигилизма в понимании и изображении автора. «Негилисты» и псевдонигилисты в романах Лескова. Сатирическая основа в создании образов псевдонигилистов.

Мудрое слово от Алины Бурьян:

Ну, если своими словами, то Лесков вообще был такой парень, он любил старые порядки, веры, традиции, русскую душу, какая бы она там несовершенная и идиотская ни была бы. Вот в тех же «Соборянах», если кто читал, там чуваки церковные ссорятся с нигилистами, которые прут скелет с кладбища и хотят его себе заиметь для научных целей. Плюс эти нигилисты задают вопросы сложные про Евангелие, которые доказывают, что Библия нелогична и ваще какая-то отстойная. А церковники, хоть и ответить не могут ниче дельного, этим недовольны. Они хотят душу, а не логику. Лесков еще писал «На ножах». Поговаривают, там про нигилистов очень много. но роман гигантский и даже на брифли его осилить невозможно, поверьте мне. Вот, так что там теоретически про это полно.

Википедия:

Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математика, физика.

«Соборяне»

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

… наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»… области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»)…

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вызвали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демократической нигилистической среде. Лесков бежит в Париж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антинигилистических романов, злой, но в некоторых частях беспомощный. Нигилизм в то время охватывает всю передовую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколения: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигилисты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, традиционный уклад - то, что мешает идти вперед, развиваться и видеть мир по-другому.

Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигилисты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В романе показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.

Лесков - писатель не антинигилистического направления. Просто по честности, по боязни ужаса нигилизма он заговорил об этом. Террор, начавшийся с появления нигилизма, продолжается до наших дней - нет высшего судии, все дозволено. Нигилизм говорит: «Убий!» Христианство: «Не убий». Чтобы был порядок, надо убивать, нарушать закон Божий - на этом держится коллизия «На ножах». Как найти гармонию?

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина.

Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на “больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)” глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. “В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу” и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может “распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною”, “зареветь, как ребенок”, от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. “Я не такая дура, чтобы иметь детей”, - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки и помогает мужу во всем. Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья Болконская не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. Так, на своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”.

Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

Она умела понять все то, что было

во всяком русском человеке.

Л. Н. Толстой

Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова — идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи-вая — такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис-кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок-руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото-рым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские», которые стали возможны потому, что Наташа «умела понять все то, что было... во всяком русском челове-ке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст-рофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс-кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ-ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен-ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», — призна-ется девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча-ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребо-вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи-тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на-столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив-шись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ-на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?

Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Материал с сайта

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», — скажет о ней Пьер. Ее нравствен-ная сила — в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи-не, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, труд-но узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос-хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са-мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото-му, что это были его мысли, а он для нее — самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова — его любимая героиня, его идеал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему наташа ростова идеал женщины для толстого
  • сочинение на тему идеал женщины для толстого
  • Наташа Ростова как нравственный идеал женщины для Толстого
  • духовные поиски наташи ростовой реферат
  • почему наташа ростова выбрала курагина а не андрея цитата

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры