История незнайки. Приключения незнайки и его друзей В каком году был написан незнайка

Главная / Ссоры

Песенка о кузнечике-огуречике, который сидел в траве и не жаловался на жизнь, пока не пришла лягушка, вызывала слезы чуть ли не у каждого советского ребенка. Создателем этой «страдальческой баллады» стал , включивший припев в «Приключения Незнайки и его друзей». По мнению исследователей, эта повесть учит людей всех возрастов политэкономии, ведь из нее можно узнать, кого на самом деле защищает полиция, а также что такое рыночная экономика.

Маленький человечек, который не появляется без шляпы с огромными полями, полюбился как маленьким, так и взрослым. И пусть этот герой не блещет умом, как Знайка, зато ценит дружбу и готов на подвиги ради близких людей. Любители сказок до сих пор с упоением читают про волшебный Цветочный город и его крошечных жителей. Примечательно, что в 1969 году за трилогию произведений о Незнайке Носов удостоился Государственной премии РСФСР имени .

История создания

Первым, кто придумал Незнайку, был не Николай Носов, а канадский художник-иллюстратор Палмер Кокс, радовавший завсегдатаев книжных лавок сатирическими комиксами о добродушных, но вредных героях, которых окрестили в мифологии словом «брауни». Эти маленькие человечки совместно вытворяли различные проделки, веселились и окунались в неистовые приключения.


Кокс умудрился выдумать около ста «брауни» и к тому же наделил их индивидуальным обликом и эксцентричными чертами характера. Так, на страницах журналов читатели видели утонченного джентльмена в цилиндре и монокле, китайца, облаченного в традиционную одежду, и вождя с перьями на голове и боевым раскрасом.

Среди коротышек затесались даже бывший нигилист русский профессор Котчакофф и персонаж по имени Незнайка. Картинки Кокса были довольно интригующими, а вот конкретно сырой текст требовал серьезной литературной обработки, к тому же создатель не индивидуализировал речь отдельных героев, которые общались между собой на стереотипном диалекте.


С маленькими непоседами познакомились не только канадские, но и русские любители графических романов, а оригинальный текст Кокса вольно перевела детская писательница Анна Хвольсон. Первое издание ее книжки о лесных человечках под названием «Царство малюток» вышло в свет в 1889 году.

Позже о веселых «брауни» все позабыли, так как с 16 мая 1924 года в ларьках и книжных лавках появился журнал «Мурзилка», где девочек, мальчиков и их родителей радовал желтый герой в красном шарфе. Поэтому «канувшая в лету» повесть Анны Хвольсон не переиздавалась вплоть до 1991 года.


К сожалению, история создания персонажа Николаем Носовым не пестрит фактами и покрыта пеленою тайны. Но известно, что в 1952 году автор встретился с украинским литератором Богданом Чалым, который трудился редактором журнала «Барвинок».

Литератор поделился со своим товарищем идеей о «Незнайке», а последний предложил поместить рукопись на страницы журнала. Сказано – сделано: в 1953-1954 годах персонаж в синей шляпе дебютировал в «Барвинке» на русском и на украинском языке (в переводе Ф. Макивчука). «Сказка-повесть» (такой жанр придумал сам автор) называлась «Приключения Незнайки и его товарищей».


В конечном итоге история Николая Носова разрослась до трилогии. В 1958 году свет увидела вторая часть произведения «Незнайка в Солнечном городе», которая первоначально была опубликована на страницах журнала «Юность», а затем издана отдельной книгой в издательстве «Детгиз». Следующая книга о приключениях маленького человечка – «Незнайка на Луне» – появилась в журнале «Семья и школа», случилось это в 1964-65 годах (позже книга получила отдельное издание).

Стоит отметить, что произведения Носова полюбились маленьким читателям не только из-за нетривиального сюжета. Дело в том, что иллюстраторы снабдили книги красочными картинками, которые вызывали восторг даже у родителей.


В роли художников выступили Алексей Лаптев и Генрих Вальк, а издания «сказки-повести» были оснащены суперобложками и цветными наклейками. Поэтому тем, кто купил ранние книги, крупно повезло, потому что последующие томики оформлялись скромнее.

Примечательно, что шляпа главного героя упоминалась в тексте лишь мимолетно: автор дал знать, что головной убор голубого цвета. Поэтому первоначально художники рисовали ее по-разному. Первоначально она представала в виде остроконечного колпака, затем шляпа стала тюбетейкой с кисточкой, и только иллюстратор Алексей Лаптев придал главному атрибуту Незнайки привычный вид.

Биография и сюжет

Научно-фантастическая книга с элементами антиутопии рассказывает о волшебном Цветочном городе, который стоит на Огурцовой реке. Там жили маленькие человечки – размером чуть больше, чем человеческий палец. Коротышки ухаживали за городом, в котором имелось «технологическое чудо» – автомобиль, работающий на газированной воде. Примечательно, что в одних домиках жили только мальчики, а в других – девочки.


Каждый из человечков выполнял определенную функцию, чему соответствовали прозвища малышей. Например, Винтик и Шпунтик – мастера на все руки, которые способны починить любую поломку, доктор Пилюлькин лечит ребят от болезней, Тюбик рисует красочные картины, а Пончик обожает сладости.

Вот и Незнайка получил такой псевдоним из-за своей наивности. Так как этот коротышка зачастую попадает в неурядицы, он доставляет проблемы окружающим. Герой всеми силами стремится постичь новые знания, однако неусидчивость и невнимательность играют с ним злую шутку. Вот как описывал Николай Носов Незнайку в своих мемуарах:

«…В общем, со всеми хорошими задатками, которые ребенку предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».

В первой части книги Незнайка пытается найти свое место под солнцем: он пробует рисовать красками, сочиняет стихи, учится играть на музыкальных инструментах и так далее. Но реализоваться на творческом пути коротышке не удается, все его попытки терпят фиаско.


Далее Незнайка становится испытателем конструкции, которую изобрел Знайка. Все человечки путешествуют на воздушном шаре. Но по непредвиденным обстоятельствам изобретатель покидает летательное приспособление, а ветер унес коротышек в Зеленый город, где Незнайка знакомится со Снежинкой и Синеглазкой.

Пока строгий врач Медуница лечит малышей (человечки упали с воздушного шара, но отделались легкими ушибами), Незнайка, успевший ранее отделиться от приятелей, использует свое обаяние и узурпирует город, рассказывая новым приятелям небылицы из своей придуманной биографии: то он великий музыкант, то художник, рисующий невероятные портреты. Счастье «мастера присочинить» рушится, когда в Зеленый город прилетает Знайка, потому что ученый разоблачает обманщика.


Во второй книге Незнайка, начитавшийся сказок, пытается дарить окружающим добрые поступки, надеясь на то, что получит подарки от волшебника. Однако у главного героя не получается совершать хорошие дела бескорыстно, а любая попытка заканчивается неудачей.

Но коротышке удается воплотить задуманное в жизнь, и он получает от чародея волшебную палочку. Благодаря этому атрибуту Незнайка вместе с Кнопочкой и Пачкулей Пестреньким отправляются в Солнечный город, в котором местные жители разгоняют серые тучи и радуются огненному шару на небе.


В заключительной части Знайка, умудрившийся побывать на Луне, открыл способ получения искусственной невесомости. После эксперимента ученый решил соорудить ракету и вновь отправиться на эту планету, прихватив с собой коротышек.

Так как Незнайка взял изобретение Знайки без разрешения, герой лишился возможности побывать в экспедиции. Несмотря на запрет, мальчик в синей шляпе не стал упускать свой шанс и вместе с приятелем Пончиком пробрался на ракету тайком. В последний момент герой передумал совершать столь эксцентричный поступок, однако случайно нажал кнопку пуска, и ракета взлетела вверх.


Провалившись внутрь Луны, Незнайка и его приятель попадают в капиталистический мир. Так Николай Носов изобразил и проанализировал сатиру на западное общество: бедные жили в гостиницах с крысами, а богатые купались в ворованных деньгах. Главный герой умудрился побывать как предпринимателем, так и безработным бродягой, который был отправлен полицией на Остров Дураков.

Знайка построил новую ракету и полетел на Луну. Так остальные коротышки тоже узнали о проблемах с местным порядком и законом и смогли вызволить Незнайку, который скучал по родной Земле., Карандаша и других персонажей.

  • По слухам, администратор сообщества «ВКонтакте» был вызван на допрос, потому что разместил в социальной сети отрывок из книги «Незнайка на Луне», в котором Селедочка и Колосок рассуждали о полицейских.
  • Поговаривают, что Незнайка был «списан» с сына Николая Николаевича: маленький Петр был непоседой с вьющимися волосами. Герой произведения кое-что унаследовал и от своего создателя – автор книги любил носить шляпы с широкими полями.
  • Цитаты и фразы

    «Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает ее не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чем там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Все в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах».
    «Если и настанет такое время, когда всем станет хорошо, то богачам обязательно станет плохо».
    «- У вас тут почему-то написано: «Сегодня за деньги, завтра в долг». А что будет, если сделать наоборот: завтра за деньги, сегодня в долг?
    Официант сказал:
    - Иди вот к хозяйке, пусть она тебе объяснит, а я не философ, чтоб такие вопросы решать».
    «От нечего делать Незнайка часто смотрел на висевшую на стене картину с непонятными кривульками и загогулинками и всё силился понять, что на ней нарисовано».
    «Если коротышка вопил от боли, полицейский отпускал его; если же коротышка терпел боль молча, полицейский подозревал, что перед ним лысый, скрывший свою лысину под искусно сделанным париком, и отправлял его на допрос в полицию».
    «Ну и целуйтесь со своей Луной! Я и без Луны проживу!»
    «Наконец он все же набрался храбрости настолько, что решился признаться в собственной трусости».

    В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.

    Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).

    В описании сказочной страны автором наложены табу на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают, они существуют всегда как объективная реальность), а также на понятия романтической или плотской любви (допускается лёгкий флирт). Кстати, возможно именно по этой причине «Незнайка» гораздо более популярен среди мужской половины читателей, ведь в бессознательном женской половины львиную долю инстинктов составляют инстинкты продолжения рода.

    КАКОГО РОСТА НЕЗНАЙКА

    Помимо расплывчатого определения «с небольшой огурец», при внимательном изучении книги мы можем узнать совершенно точный рост Незнайки. Сначала заглянем в главу шестнадцатую «Незнайки в Солнечном городе» и узнаем, что высокий коротышка Калигула (осёл) был ростом в 9,5 ногтей.

    «Ноготь - эта такая мера длины в стране коротышек. В переводе на наши меры ноготь равняется одному сантиметру с четвертью. Помножив девять с половиной на сантиметр с четвертью, каждый может узнать, какого роста был этот Калигула».

    Но это рост не самого Незнайки, а гораздо более высокого коротышки. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим исчерпывающее описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки.

    «Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький».

    Предположив, что писатель не осложнял книгу выдумыванием несуществующих или нерасшифрованных единиц измерения, приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

    ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

    В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

    Вторая книга загружена (в хорошем смысле) подробными описаниями всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы (1958 год!). В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

    В третьей книге техника уже, как говорится, на грани фантастики. Коротышки строят космический корабль и отправляются на Луну. Ввиду того, что полёт Гагарина состоялся в 1961 году, а «Незнайка на Луне» вышел в 1964-м, легко догадаться, что именно натолкнуло писателя на столь необычный в сказочном отношении шаг.

    Но, как выясняется, мысль о космических полётах не давала покоя писателю ещё задолго до полёта Гагарина. Вот фрагмент из ответа Носова на анкету «Литературной газеты»:

    «...В 1955 году буду работать над научно-фантастической повестью о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики...».

    Что это за планы были, остаётся для нас загадкой. Вообще-то в своих интервью Носов иногда допускал конъюнктурные, впоследствии ничем не подтверждённые высказывания. Например, обещал написать книгу о Ленине.

    ПОЛИТЭКОНОМИЯ В МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ

    В трёх книгах о Незнайке перед нами разворачивается целая мировая история политэкономии: от элементарной меновой экономики - к полному коммунизму (минуя развитой социализм), а затем вдруг в «загнивающий» на Луне капитализм.

    В Солнечном городе (гл.24) Незнайка так описывает экономику Цветочного города: «...Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу. Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки»... И т.д.

    Да, при такой экономике жить трудно. Зато на Луне товарно-денежные отношения очень похожи на наши - там капитализм. Роман-сказку «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Побывав вместе с Незнайкой на Луне, даже какая-нибудь подслеповатая бабушка отлично усвоит, что такое акционерное общество, реклама, продажная пресса, лопнувший банк, биржа, забастовка, безработица, что такое рыночные отношения, в конце концов. Из этой книжки можно узнать, как Пончик стал миллионером и почему разорился. Как Незнайка хотел бежать с деньгами вкладчиков, но его самого надули компаньоны.

    В ТРАВЕ СИДЕЛ КУЗНЕЧИК

    Лучшими иллюстрациями к «Незнайке» библиофилами признаются работы художников А. Лаптева и Г. Валька. Хорошими признаются также современные издания с рисунками Евг. Козлова (стилизованы под Лаптева) и А. Борисенко (стилизованы под Валька). Поскольку в книгах такого рода для максимального восприятия визуальный ряд значит не меньше, чем смысловой, постарайтесь не испортить себе или младшему брату впечатление от книги халтурными или просто безобразными рисунками.

    В начале 70-х вышла серия кукольных м/ф о Незнайке, которую, к счастью, давно уже не показывают. Делали эти фильмы люди, ясное дело, выросшие ещё до появления книги и ознакомившиеся с ней по необходимости. Фильм, как следствие, не получился, а когда на ТВ пришло поколение носовских читателей, м/ф показывать перестали. На слуху у публики остался один только дурацкий мотивчик о кузнечике...

    ПОЧЕМУ НЕЗНАЙКА НЕ СТАЛ НАЦИОНАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ?

    Как только студия Диснея в 30-х годах произвела на свет Микки Мауса, вся американская промышленность стала работать на возведение этого мышонка в культ. Сувенирные фигурки, изображения на всех мыслимых предметах, включая школьные тетради, участие в парадах его ростовых кукол и т.п. - всё это работало на экономику, благосостояние и авторитет Америки.

    Незнайка родился если и там, где надо, то точно не вовремя. Никто в советской России не был заинтересован в популяризации своего, может быть единственного, национального сказочного героя. Идеологическая загруженность и культ вождя были главным и едва ли не единственным постулатом педагогической науки. Даже кондитерские изделия назывались тогда повсеместно «Октябрь», «Аврора» и т.п.

    Говорят, что известная питерская арт-тусовка во главе с С. Курехиным своим графическим символом выбрала изображение Незнайки, как единственного незаимствованного у иностранцев героя. И действительно, вспомним, что даже наш любимый «Буратино» пересказан с итальянского «Пиноккио», а «Волшебник Изумрудного города» - с американского «Волшебника страны Оз».


    Эльфы (бруны) Кокса, ставшие рекламной маркой фирмы «Кодак»

    Незаимствованного? А как же Кокс и Хвольсон? - скажете вы. А всё нормально. Ни одно произведение искусства не возникало из ничего. К тому же литература Носова настолько выше, качественнее примитивной графомании предшественников, что говорить об этом просто смешно. Не забудем также, что Палмер Кокс был художником, карикатуристом (несомненно, талантливым, выдающимся для своего времени), но не писателем.


    Палмер Кокс (1850)

    ПОЧЕМУ СКАЗОЧНЫЕ КОРОТЫШКИ ДОСТОЙНЫ ЛЮБВИ

    А между прочим, в Незнайке куда больше жизни и душевных качеств, чем в иных героях из «серьёзной» литературы, не говоря уж о Микки Маусе. Незнайка хоть и дурит в своей обычной жизни, но в экстремальных ситуациях проявляет себя с лучшей стороны: рискуя собой, спасает друга (Козлика); по ночам его мучает совесть за проступки; он постоянно пытается чему-то научиться, но не доводит до конца. Незнайка бесхитростен и нерасчётлив: он говорит, что думает, а делает всё, наоборот, не подумавши.

    Все эти носовские крошечные человечки - «взрослые», обладающие забавной детской непосредственностью, в сущности, богоугодны. «Будьте как дети» - говорится в Священном Писании. И коротышки из сказочной страны не фарисействуют и не лицемерят с именем Бога на устах, они вообще о Нём ничего не знают... А это незнание ещё более увеличивает ценность хороших поступков или побуждений, так как они вроде как и не «идут в зачёт».

    Если не очень сложно, подумай над этим, читатель. А на досуге раскрой какую-нибудь книжку Николая Носова.

    ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
    ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ

    Если книги о Незнайке написаны Носовым от третьего лица, то большая часть рассказов и повестей - от первого. Стремясь во всём подражать кумиру (в смысле - Носову, а не Незнайке), автор данной работы также переходит на повествование от первого лица.

    Когда я прочитал все на свете книги и принялся перечитывать те, что особенно полюбились и запомнились, из самых разных писателей у меня выстроился определённый хит-парад, первое место в котором, к некоторому моему удивлению, занял детский писатель Николай Носов.

    С определённого возраста к чтению детских книг возникает дурацкий психологический барьер, который может отрезать человека от любимых произведений на всю жизнь. Действительно, когда учишься в старших классах и хочется поскорее стать взрослым, читать детские книжки вроде бы как-то уже и неловко, нецелесообразно. Да и девочки могут подумать, что ты какой-нибудь умственно отсталый дурачок. (При этом считается совсем не стыдным и даже модным читать замороченную иностранную «Алису» или «Хоббитов».) Но когда ты становишься на самом деле взрослым и от этих детских комплексов ничего не остаётся (их место занимают другие), вернуться к этим книжкам оказывается безумно интересно. Тем более что детские книжки пишут вовсе не дети, а вполне взрослые и прошедшие через всё на свете люди.

    То, что Носова любят, наглядно доказал мне недавний жизненный опыт. Более месяца, из номера в номер, я давал в газету объявление о желании купить сочинения этого писателя. То, что он есть едва ли не в каждом доме, мне доподлинно известно. Однако никто, за исключением двух одиноких пенсионеров, не пожелал расставаться с этими книжками. При этом отыскалась редкая, узкоспециальная техническая книжка, которая также значилась в моём объявлении без надежды на успех. Так вот эта книга нашлась, а Носова никто не захотел продавать. Даже не интересовались ценой. И эта относительная неудача меня нисколько не расстроила, она меня обрадовала.

    Тут кстати сообщу, что лучшие носовские издания - это зелёный трёхтомник 1969 года и жёлтый четырёхтомник 1979-го. В трёхтомнике иллюстрации А. Лаптева и Г. Валька имеются в полном объёме, а в четырёхтомнике их крайне мало, но зато есть 4-й том, в котором содержатся самые последние произведения Носова, написанные для взрослых, а также масса полезных сведений в комментариях. Настоящим носовским фанатам рекомендую иметь оба.

    Что касается иллюстраций, то если в повестях и рассказах они решающего значения не имеют (лучшие - И. Семёнова), то в «Незнайке» знатоками признаются ТОЛЬКО иллюстрации Алексея Лаптева («Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе») и Генриха Валька («Незнайка на Луне»). Цветные картинки А. Борисенко (не путать с А. Борисовым!), стилизованные под Валька, в самом последнем подарочном издании «Библиополиса», тоже хороши. (Это довольно дорогие книжки, но если есть деньги, надо брать.) Цветные и подарочные это хорошо, но всё-таки самые первые чёрно-белые рисунки Лаптева так замечательно вписываются в ткань повествования, что, хотя и всё- последующие иллюстраторы плясали от Лаптева, ничего лучшего уже не придумали.

    Издатели и иллюстраторы, как волшебники и как многие обыкновенные люди, делятся на добрых и злых. Всем, например, известны иллюстрации к «Волшебнику Изумрудного города» Л. Владимирского, без которых эту книжку и читать-то не интересно. Но мне доводилось видеть издания этой книги с какими-то безобразными уродцами в стиле «чёрного» поп-арта. Доводилось также видеть на полках магазинов старой и новой книги «Незнаек» в таком исполнении, что я шарахался от них, как конь от гудящей электрички. Валяется у меня где-то сборник рассказов Носова в современной блестящей обложке с иллюстрациями, стилизованными почему-то под современность. Видеть это очень тяжело, товарищи. Это всё равно как если бы то же самое проделать с «Томом Сойером», допустим. А представьте, что возьмёт кто-нибудь в руки эту книжку Носова, написанную в 30-х годах и стилизованную под 80-е, лет этак через сто... И возникнет у него тогда, мягко выражаясь, недоумение.

    Три включённые в первый том собрания сочинений Н. Носова повести носят, как бы это сказать, производственный характер. В самом лучшем смысле этого слова. В «Весёлой семейке» (1949) Коля (рассказчик) и Мишка делают инкубатор и пытаются вывести из яиц цыплят. «Дневник Коли Синицына» (1950) о том, как ребята в каникулы разводят пчёл. «Витя Малеев в школе и дома» (1951) тоже, можно сказать, «производственная» повесть, так как учёба для школьника - то же производство. И она тоже написана от имени рассказчика (Вити Малеева). Кроме того что учатся в школе, ребята в этой повести дрессируют щенка.

    Всё, чем занимаются в носовских повестях ребята, описано не «с пятого на десятое», а подробно, с толком, с расстановкой, со знанием дела. Вероятно, автору помогли знания, полученные им во время работы на студии учебных фильмов. «Производственная тема» удобна автору тем, что не надо придумывать какой-то специальный замысловатый сюжет: характеры и обстоятельства сами собой нанизываются на историю создания самодельного инкубатора или пасеки. Кроме того это надёжная защита от идеологической цензуры, которая обвиняла Носова в «бессодержательности» некоторых его рассказов. Уж очень цензуре не нравилось, что Носов каким-то непостижимым образом, выходя рекордными тиражами, уклонялся от конкретного изъявления своей гражданской позиции по отношению к правящему режиму.

    По сценариям Носова ставились пьесы в театрах, снимались мультипликационные и художественные фильмы. Всего х/ф по Носову при его жизни было поставлено девять, сам я отчётливо помню только три: «Приключения Толи Клюквина» (1964), «Фантазёры» (1965) и «Дружок» (1966). Эти добротные картины иногда показывают по ТВ. Другие коробки с лентами стоят, видимо, за давностью лет так далеко и высоко, что редакторам неохота карабкаться на полку и поднимать пыль. А вот книги Носова совершенно точно пыли не собирают; их переиздают из поколения в поколение, читают и перечитывают.

    Борис КАРЛОВ, апрель 1996 г., газета «Пять углов»

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Коротко об интересном.

    Живут коротышки - крошечные человечки, каждый из которых ростом с небольшой огурец. Они различаются по половому признаку: представители мужского населения называются малышами, а женского - малышками. Примечательно, что и жили коротышки отдельно по половому признаку: в одних домиках жили только малыши, в других - только малышки.

    Часть малышей и малышек имеют прозвища, имеющие отношение к роду их занятий (механики Винтик и Шпунтик, доктора Пилюлькин (Цветочный город) и Медуница (Зелёный город), поэты Цветик (Цветочный город) и Самоцветик (Зелёный город), художник Тюбик, музыкант Гусля и так далее) или к чертам характера (Торопыжка, Авоська, Небоська, толстый коротышка Пончик и другие). Кроме того, поэт из Цветочного города, Пудик, даже взял себе творческий псевдоним «Цветик».

    Для коротышек не существует понятия возраста (хотя в третьей книге «Незнайка на Луне » Носов-таки ввёл персонажей пожилого возраста), и у них нет родителей (правда, Сиропчик имеет нечто похожее на отчество - Сахарин Сахариныч Сиропчик, а Незнайка во второй книге «Незнайка в Солнечном городе », регистрируясь в гостинице, подписался в книге для постояльцев как «автомобильный путешественник Незнам Незнамович Незнайкин»).

    Загадкой остаётся и то, откуда появились непосредственно герои всех романов-сказок, и какую роль при этом сыграло их деление на два пола. Лишь один раз - в эпизоде ссоры Незнайки и Кнопочки в финале книги «Незнайка в Солнечном городе » - автор намекает, что сказочным человечкам тоже известно понятие любви. В то же время в первой книге упоминается, что Авоська и Небоська - братья, а следовательно, родственные отношения между коротышками всё же могут существовать.

    Из фразы малышки Заиньки «Вы лежали, как мёртвый», сказанной ей Незнайке, или из её перешёптываний с Белочкой «Мёртвый?» - «Нет, кажется, живой» о нём же, следует, что смерть в стране коротышек тоже может существовать. Также в «Незнайке на Луне» сообщается о гибели нескольких полицейских во время погони за грабителями.

    Коротышки имеют представление и о том, что существуют другие страны, а также и о том, какие имена могут носить их жители и как они могут выглядеть: во всяком случае, Пачкуля Пёстренький, регистрируясь в солнечногородской гостинице, расписался в книге для постояльцев как «иностранец Пачкуале Пестрини», Незнайка в самом начале этой же книги упоминает французский язык, а чуть позже говорит: «Мы, коротышки, очень маленькие и не можем охватить своим маленьким взглядом больших вещей».

    Также во второй книге упоминается мера длины ноготь, равная 1 1/4 см, и сказано, что рост почти в 9 1/2 ногтей = 11 7/8 см является для коротышек довольно большим. Следовательно, большинство из них обладают ростом, вероятно, где-то в 8 ногтей = 10 см.

    В относительно тихую и размеренную жизнь города постоянно вносил элемент хаоса малыш-коротыш по имени Незнайка. То он напугает всех до смерти рассказом про оторвавшийся от Солнца кусок, готовый раздавить их город , то возьмётся за дела, которые не умеет делать, чем вызывает неудовольствие окружающих, а иногда и опасность для собственного здоровья и жизни. Будучи довольно ленивым и невежественным, Незнайка не может, да и не хочет достичь профессионализма ни в какой области, что и приводит к неприятным для него и окружающих последствиям. В то же время Незнайка, как главный герой, по сути меняет образ жизни и целые сюжеты жизни городов, а позже целой Луны. Кроме того его выдумки не дают никому и никогда скучать, а сам по себе он коротышка очень добрый.

    Сюжет

    Первые пять глав представляют собой самостоятельные истории, в которых Незнайка попадает в различные истории из-за своей несерьёзности и невнимательности (учиться рисовать портреты, писать стихи, играть на музыкальных инструментах и так далее), но каждый раз всё у него заканчивается неудачно. Непрерывный сквозной сюжет начинается с шестой главы. Однажды малыш по имени Знайка, живущий в том же доме, что и Незнайка, придумал сделать воздушный шар и полететь на нём путешествовать всем домом, в котором живут 16 малышей. После долгой постройки шара, в ходе которой Незнайка успел поссориться со своим, вероятно, единственным другом Гунькой (ссора была из-за того, что Гунька подружился с малышками), коротышки, наконец отправляются путешествовать.

    После непродолжительного путешествия на воздушном шаре в связи с техническими трудностями (остыл воздух в оболочке шара) Знайка принимает решение покинуть шар, выпрыгнув с парашютом . Однако в связи с замешательством, причиной которого стала отчасти неосторожность Торопыжки, отчасти заявление Незнайки о том, что никому не надо больше прыгать, так как шар снова полетел вверх (потеряв вес Знайки), время упущено. В результате Знайка, выпрыгнув, остаётся один, а остальные малыши продолжают путешествие на шаре, который в скором времени падает на Зелёный город . При падении большинство отделывается лёгкими ушибами (исключение составляет только Пулька, вывихнувший ногу). Незнайка, зацепившись за корзину, отделяется от остальных малышей и его первым находят малышки, живущие в Зелёном городе, где как выясняется, только малышки и живут.

    Незнайке везёт, так как, будучи найденным первым, он попадает в дом к Синеглазке и Снежинке, остальные же малыши попадают в больницу, где строгий врач Медуница, руководствуясь стереотипом о том что все малыши - хулиганы и драчуны, фактически держит путешественников в заключении, несмотря на то, что ни у кого кроме Пульки нет травм. Благодаря удачному стечению обстоятельств, умелому манипулированию и политической апатии большинства малышей, Незнайке удаётся полностью узурпировать власть над ними. Малышкам он представляется, как герой, придумавший и сконструировавший воздушный шар, поэт, художник, музыкант и так далее, обучивший всех остальных малышей их ремёслам и умениям. Остальные малыши поддерживают эту ложь. В Зелёном городе и его окрестностях Незнайка переживает много приключений:

    • постепенное освобождение малышей из больницы;
    • поход Винтика и Шпунтика в город Змеевку, где живут местные малыши, и знакомство там с интересными личностями (механиком Бубликом, изобретателем Шурупчиком, не написавшим ни одной книги писателем Смекайло);
    • рисование Тюбиком портретов малышек;
    • починка автомобиля Винтиком, Шпунтиком и Бубликом;
    • механизированная уборка фруктов;
    • побег Ворчуна и доктора Пилюлькина из больницы;
    • лечение Пульки;
    • и, наконец, подготовка к балу в честь освобождения всех малышей.

    После долгих приключений в Зелёный город прибывает Знайка, который, как выяснилось, решил разыскать улетевших малышей. В результате этой встречи Незнайка разоблачён, как обманщик, и становится презираем всеми малышами и малышками. Впрочем, вскоре его прощают, и он принимает участие в бале, который неожиданно оказывается прощальным: исполнив песни, написанные поэтом Цветиком из Цветочного города, малыши (в особенности Ворчун и Незнайка) вдруг заскучали по своему родному городу и оставленным там друзьям и решили вернуться.

    После возвращения Незнайка мирится с Гунькой и сам начинает дружить с малышками, особенно с Кнопочкой. А ещё он начинает заниматься самообразованием, благодаря чему во второй части трилогии проявляет очень большой интерес к шахматам, в то время как Кнопочка и Пёстренький показывают к ним полное равнодушие, а в третьей части - к внутреннему устройству космической ракеты. Кроме того, благодаря проявленному к Зеленому городу интересу Знайки, в Цветочном городе происходят некоторые изменения и усовершенствования, такие, как постройка фонтанов, моста через Огурцовую реку и водопровода, выращивание арбузов.

    Персонажи

    • Незнайка - главный герой книги. Это коротышка вполне приметный, а основная деталь его внешности - ярко-жёлтые брюки и широкополая шляпа. Он ленив, хитёр, не слишком-то вежлив, хвастлив, но весьма умён и сообразителен; может командовать. Несмотря на недостатки, Незнайка забавен и пользуется иногда популярностью. Его лучший друг - Гунька.
    • Знайка - очень умный и интеллигентный коротышка, заслуживающий уважение. Твёрдый, решительный, уравновешенный и невозмутимый. Очень часто занимается научными исследованиями и читает научно-познавательные книги, которые лежат в его комнате где попало. Однако в конце Знайка решает сделать книжный шкаф. Обычно появляется в чёрном костюме и в очках. Не любит, когда Незнайка творит какие-либо глупости. Возглавил путешествие на воздушном шаре, но, когда спрыгнул с парашютом, его "должность" занял Незнайка. Но вскоре Знайка нашёл товарищей в Зелёном городе.
    • Синеглазка - серьёзная и рассудительная малышка, подруга Незнайки. Живёт в Зелёном городе. У неё тёмные волосы, голубые глаза и твёрдый характер. Чаще всего изображается в синем платьице и волосами, заплетёнными в косу. После падения воздушного шара взяла Незнайку к себе для ухода. Во время приключений коротышек в Зелёном городе Незнайка и Синеглазка успели подружиться, а перед тем, как покинуть город, Незнайка обещал написать ей письмо.

    История замысла

    В 1952 году, направляясь с делегацией советских писателей в Минск на юбилей Якуба Коласа , Носов целую ночь напролёт проговорил с молодым украинским писателем Богданом Чалым , в то время редактором украинского журнала «Барвинок » . Именно ему Носов поведал о замысле «Незнайки», который родился под впечатлением от прочитанной им в детстве детской сказки Анны Хвольсон «Царство малюток» (1889), которая в свою очередь была основана на комиксах поэта Палмера Кокса (после Революции книги Хвольсон не переиздавались). Из сказки Хвольсон было взято и имя главного героя (при этом, у Хвольсон Незнайка чисто второплановый персонаж). Чалый, который сам был известен, в частности, как автор стихотворной книги «Приключения Барвинка и Ромашки» , буквально влюбился в образ обаятельного коротышки и предложил сразу же, как только появятся первые главы произведения, даже не дожидаясь его окончания, опубликовать их в своём журнале.

    В «Бравинок» , который выходил сразу на двух языках, сказка публиковалась сразу на русском и на украинском (в переводе Фёдора Макивчука) языках под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» . Первыми иллюстраторами сказки были Кира и Виктор Григорьевы . Отдельным изданием на русском языке сказка была издана в 1954 году в издательстве «Детгиз» под названием «Приключения Незнайки и его друзей» с иллюстрациями Алексея Лаптева , который затем был первым иллюстратором продолжения «Незнайка в Солнечном городе » . Именно Лаптев создал привычный облик Незнайки, который после этого стали использовать и другие художники.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Неёлов E. M. От литературной сказки к научной фантастике (сказочная трилогия H. Носова «Приключения Незнайки и его друзей») // Учён. зап. ПетрГУ / отв. ред. И. П. Лупанова и др. - Петрозаводск, 1972. - Т. 18, вып. 3: Литература и общество. - С. 148-156. - (Филол. науки).
    • Загидуллина М. В. Время колокольчиков, или «Ревизор» в «Незнайке» // Весёлые человечки: Культурные герои советского детства / Кукулин И. В. , Липовецкий М. Н., Майофис М. Л.. - М. : НЛО , 2008. - С. 205-224. - 556 с. - (Научное приложение. Вып. LXXIV). - 1500 экз. - ISBN 978-5-86793-642-6 .

    Ссылки

    • А. Б. Хвольсон - Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков
    • Диафильм «Воздушное путешествие Незнайки и его товарищей» , 1957 г., чёрно-белый

    В детстве «Приключения Незнайки» писателя Николая Николаевича Носова бывают зачитаны до дыр. Книгу читают и веселятся над приключениями нелепого и доброго Незнайки. Только дети обычно не знают, кто написал «Приключения Незнайки». Автор известен родителям.

    Как создавались книги Н.Н. Носова

    В какой-то степени случайно. В 1908 году в Киеве родился мальчик Коля. Семья не была состоятельной. Отец был артистом, но заработки были настолько ненадежными, что ему приходилось работать даже железнодорожником. Семья жила в городке Ирпень, где мальчик ходил в гимназию и даже не помышлял, что когда-нибудь станет писателем и напишет «Приключения Незнайки». Автор книги - это нечто высокое, а он - всего лишь простой мальчик Коля Носов. Родители и он сам хотели, чтобы из ребенка получился артист. Николай грезил о скрипке и, в конце концов, ее получил. Ну разве это не счастье? Но играть оказалось так сложно, что скрипку убрали подальше.

    Войны

    Когда Коле исполнилось семь лет, началась Первая Мировая война, и она продолжилась Гражданской. В стране было голодно и холодно. Начались эпидемии. В тифозном бреду лежала вся семья того, кто впоследствии напишет «Приключения Незнайки». Автор книги, которая вскоре станет знаменитой, чудом выжил. Мать плакала от радости, что все остались живы.

    Что перейдет на страницы книг

    Коля Носов был самостоятельным и живым мальчиком, которого многое интересовало. Он с увлечением фотографировал, любил играть в шахматы, интересовался электротехникой. А когда появилось радио, то и это он не обошел вниманием. Коля увлекся радиолюбительством. Будущие герои его рассказов и книг будут такими же любознательными, каким в детстве был он сам. Так мальчики из рассказа «Мишкина каша», оставшись одни, возьмутся варить кашу и, не умея правильно распорядиться крупой и водой и соблюсти пропорции, наварят ее не на двоих, а на целую роту. Только есть эту кашу будет нельзя. Она вся подгорит. Но живые и веселые герои рассказов и повестей Николя Носова никогда не унывают и всегда находят выход из положения. В «Приключения Незнайки» автор введет тот же самый веселый и неунывающий тон.

    И хотя герой слишком уверен в себе, его друзья иногда деликатно, иногда прямо говорят, что он неумеха, которому всему надо учиться. Писать стихи или ездить на автомобиле, например, совершенно не так просто, как кажется простодушному Незнайке.

    После войны

    Николай Носов закончил гимназию и мечтал стать химиком, а приходилось работать - быть землекопом, косить траву, работать в грязи сначала на бетонном, а потом на кирпичном заводе. Но в химии Николай довольно быстро разочаровался и увлекся кинематографом. Он начал учиться в институте кинематографии, и это стало делом его жизни на долгие годы. О том чтобы писать книги, он еще всерьез не помышлял. До книги «Приключения Незнайки» с маленькими человечками из было еще далеко.

    Даже в замыслах не было ни Знайки, ни поэта Цветика, ни Винтика и Шпунтика, двух замечательных механиков.Незнайка еще не учился у музыканта Гусли играть на трубе и спасаться от куска солнца, который, по мнению Незнайки, оторвался и упал.

    Писатель Носов

    Будущий писатель во взрослой жизни перепробовал работать в разных направлениях. А писать детские книги начал с тридцати лет. Первый рассказ был «Затейники». Свои замечательные «Приключения Незнайки» автор книги напишет намного позже.

    Сначала будущий автор «Незнайки» и многих рассказов и повестей рассказывал своему маленькому сыну и его приятелям и друзьям интересные сказки и истории. А потом он понял, что это интересно - что-то придумывать для детей. Требуется, правда, немалая эрудиция и знание психологии ребенка и подростка. Вот для повести «Веселая семейка» требовалось знать, как устроен инкубатор, какая должна в нем поддерживаться температура, как наклевывают изнутри цыплята яйца и вылупляются из них. И написать об этом надо занимательно, так, чтобы подростку захотелось сделать самому что-то своими руками. Но самыми любимыми оказались книги про Незнайку и его друзей. Все взахлеб изучали, как Знайка придумал воздушный шар.

    Умер замечательный писатель в 1976 году в Москве. Теперь-то ни для кого нет секрета, кто написал книгу «Приключения Незнайки». Автор - Николай Николаевич Носов.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры