История создания балета "ромео и джульетта". Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева

Главная / Ссоры

П ремьеру «нетанцевального» балета «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева в СССР пять лет откладывали и запрещали. Впервые он прошел на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сегодня - Мариинский театр) в 1940 году. Сегодня балет-симфонию ставят на самых известных театральных сценах мира, а отдельные произведения из него звучат на концертах классической музыки.

Классический сюжет и «нетанцевальная» музыка

Леонид Лавровский. Фотография: fb.ru

Сергей Прокофьев. Фотография: classic-music.ru

Сергей Радлов. Фотография: peoples.ru

Сергей Прокофьев , всемирно известный пианист и композитор, участник антрепризы «Русские сезоны» Сергея Дягилева , в 1930-х годах вернулся в СССР после долгих заграничных гастролей. На родине композитор задумал написать балет по трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» . Обычно Прокофьев сам создавал либретто к своим произведениям и старался максимально сохранить оригинальный сюжет. Однако в этот раз в написании либретто к «Ромео и Джульетте» участвовали шекспировед и художественный руководитель Ленинградского театра имени Кирова Сергей Радлов и Адриан Пиотровский ― драматург и известный театровед.

В 1935 году Прокофьев, Радлов и Пиотровский закончили работу над балетом, музыку к нему руководство Театра имени Кирова одобрило. Однако концовка музыкального произведения отличалась от шекспировской: в финале балета герои не просто оставались живы, но и сохраняли свои романтические отношения. Такое покушение на классический сюжет вызвало недоумение у цензоров. Авторы переписали сценарий, но постановка все-таки оказалась под запретом - якобы из-за «нетанцевальной» музыки.

Вскоре в газете «Правда» вышли критические статьи на два произведения Дмитрия Шостаковича ― оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». Одна из публикаций называлась «Сумбур вместо музыки», а вторая ― «Балетная фальшь». После таких разгромных отзывов официального издания руководство Мариинского театра не могло рисковать. Премьера балета могла вызвать не просто недовольство со стороны власти, а настоящие преследования.

Две громкие премьеры

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Константин Сергеев. 1939 год. Фотография: mariinsky.ru

Накануне премьеры: Исай Шерман, Галина Уланова, Петр Вильямс, Сергей Прокофьев, Леонид Лавровский, Константин Сергеев. 10 января 1940 года. Фотография: mariinsky.ru

Балет «Ромео и Джульетта». Финал. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. 1940 год. Фотография: mariinsky.ru

Культуролог Леонид Максименков позже писал о «Ромео и Джульетте»: «Цензура происходила на высшем уровне ― из принципа целесообразности: в 1936, 1938, 1953 и так далее. Кремль всегда исходил из вопроса: нужна ли такая вещь в данный момент?» И на самом деле - вопрос о постановке поднимался почти ежегодно, но в 1930-х балет каждый год отправлялся на полку.

Его премьера прошла лишь спустя три года после написания - в декабре 1938-го. Не в Москве и не Петербурге, а в чехословацком городе Брно. Балет поставил хореограф Иво Псота, он же танцевал и партию Ромео. Роль Джульетты исполнила чешская танцовщица Зора Шемберова.

В Чехословакии спектакль на музыку Прокофьева имел большой успех, однако еще два года балет был под запретом в СССР. Поставить «Ромео и Джульетту» разрешили только в 1940 году. Вокруг балета разгорелись нешуточные страсти. Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере - за две недели до спектакля. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» . Хореограф Леонид Лавровский просил Прокофьева изменить партитуру. После дискуссий композитор все-таки дописал несколько новых танцев и драматических эпизодов. Новый балет значительно отличался от того, который ставили в Брно.

Леонид Лавровский и сам серьезно готовился к работе. Он изучал в Эрмитаже художников эпохи Возрождения и читал средневековые романы. Позже хореограф вспоминал: «В создании хореографического образа спектакля я шел от идеи противопоставления мира Средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. <...> Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца... Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушечкой» .

Премьера «Ромео и Джульетты» в СССР прошла в Ленинграде - на сцене Театра имени Кирова. Главные партии исполнил звездный балетный дуэт 1930–40-х годов - Галина Уланова и Константин Сергеев. Роль Джульетты в танцевальной карьере Улановой считается одной из лучших. Оформление спектакля соответствовало громкой премьере: декорации для него создал известный театральный художник Петр Вильямс. Балет переносил зрителя в изысканную эпоху Ренессанса со старинной мебелью, гобеленами, плотными дорогими драпировками. Постановка была удостоена Сталинской премии.

Постановки Большого театра и зарубежных хореографов

Репетиция балета «Ромео и Джульетта». Джульетта - Галина Уланова, Ромео - Юрий Жданов, Парис - Александр Лапаури, главный балетмейстер - Леонид Лавровский. Государственный академический Большой театр. 1955 год. Фотография: mariinsky.ru

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Галина Уланова, Ромео – Юрий Жданов. Государственный академический Большой театр. 1954 год. Фотография: theatrehd.ru

Балет «Ромео и Джульетта». Джульетта – Ирина Колпакова. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. 1975 год. Фотография: mariinsky.ru

Следующая постановка «Ромео и Джульетты» состоялась уже после Великой Отечественной войны ― в декабре 1946 года в Большом театре . Двумя годами ранее в Большой по решению ЦК перешла на работу Галина Уланова, а вместе с ней «переехал» и балет. Всего на сцене главного театра страны балет танцевали более 200 раз, ведущую женскую партию исполняли Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Майя Плисецкая и другие известные балерины.

В 1954 году режиссер Лео Арнштам совместно с Леонидом Лавровским снял фильм-балет «Ромео и Джульетта», который получил приз на Каннском кинофестивале. Спустя два года московские артисты показали балет на гастролях в Лондоне и вновь произвели фурор. На музыку Прокофьева появились постановки зарубежных хореографов ― Фредерика Аштона, Кеннета Макмиллана, Рудольфа Нуреева, Джона Ноймайера. Балет ставили в крупнейших европейских театрах ― Опера де Пари, миланском Ла Скала, Лондонском Королевском театре в Ковент-Гардене.

В 1975 году спектакль стали вновь ставить и в Ленинграде. В 1980 года балетная труппа Театра имени Кирова гастролировала в Европе, США и Канаде.

Первоначальная версия балета ― со счастливым финалом ― увидела свет в 2008 году. В результате исследований профессора Саймона Моррисона из Университета Принстона было обнародовано оригинальное либретто. Спектакль по нему поставил балетмейстер Марк Моррис для музыкального фестиваля Колледжа Бард в Нью-Йорке. Во время гастролей артисты показали балет на театральных сценах Беркли, Норфолка, Лондона и Чикаго.

Произведения из «Ромео и Джульетты», которые названы музыковедом Гиви Орджоникидзе балетом-симфонией, часто звучат на концертах классической музыки. Популярными и самостоятельными стали номера «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек».

Действие I

Сцена 1
Утро в Вероне эпохи Возрождения. Ромео Монтекки встречает рассвет. Город постепенно просыпается; появляются два друга Ромео, Меркуцио и Бенволио. Рыночная площадь наполняется народом. Тлеющая вражда между семьями Монтекки и Капулетти вспыхивает, когда на площади появляется Тибальд, представитель семейства Капулетти. Невинное подшучивание перерастает в поединок: Тибальд бьется с Бенволио и Меркуцио.
Появляются Синьор и Синьора Капулетти, а также Синьора Монтекки. Поединок ненадолго затихает, но совсем скоро все представители обоих семейств вступают в схватку. Увещевать сражающихся пытается Герцог Вероны, его гвардия наводит порядок. Толпа расходится, оставляя на площади тела двух погибших юношей.

Сцена 2
Джульетта, дочь Синьора и Синьоры Капулетти, ласково подшучивает над Кормилицей, наряжающей ее к балу. Входит ее мать и сообщает, что готовится бракосочетание Джульетты с молодым аристократом Парисом. Появляется и сам Парис в сопровождении отца Джульетты. Девушка не уверена, что хочет этого брака, но она вежливо приветствует Париса.

Сцена 3
Роскошный бал в доме Капулетти. Отец представляет Джульетту собравшимся гостям. Укрывшись под масками, на бал тайком проникают Ромео, Меркуцио и Бенволио. Ромео видит Джульетту и с первого взгляда влюбляется в нее. Джульетта танцует с Парисом, после танца РомеоДжульетта танцует с Парисом, после танца Ромео открывает ей свои чувства. Джульетта сразу же влюбляется в него. Тибальд, кузен Джульетты, начинает подозревать незваного гостя и срывает с него маску. Ромео разоблачен, Тибальд приходит в ярость и требует поединка, но синьор Капулетти останавливает племянника. Гости расходятся, Тибальд предупреждает Джульетту, чтобы она держалась подальше от Ромео.

Сцена 4
Той же ночью Ромео приходит к балкону Джульетты. И Джульетта спускается к нему. Несмотря на явную опасность, грозящую обоим, они обмениваются любовными клятвами.

Действие II

Сцена 1
На рыночной площади Меркуцио и Бенволио подшучивают над Ромео, потерявшим голову от любви. Появляется Кормилица Джульетты и передает Ромео записку от своей госпожи: Джульетта согласна тайно обвенчаться с возлюбленным. Ромео вне себя от счастья.

Сцена 2
Ромео и Джульетта, следуя своему плану, встречаются в келье у монаха Лоренцо, который согласился обвенчать их, несмотря на риск. Лоренцо надеется, что этот брак положит конец вражде двух семейств. Он совершает церемонию, теперь юные влюбленные – муж и жена.

Сцена 3
На рыночной площади Меркуцио и Бенволио встречают Тибальда. Меркуцио высмеивает Тибальда. Появляется Ромео. Тибальд вызывает Ромео на поединок, но Ромео отказывается принять вызов. Раззадоренный Меркуцио продолжает насмехаться, а затем скрещивает с Тибальдом клинки. Ромео пытается прекратить схватку, но его вмешательство приводит к смерти Меркуцио. Охваченный горем и чувством вины Ромео хватается за оружие и в поединке закалывает Тибальда. Появляются Синьор и Синьора Капулетти; смерть Тибальда повергает их в неописуемое горе. По приказанию Герцога стража уносит тела Тибальда и Меркуцио. Герцог в гневе приговаривает Ромео к изгнанию, тот бежит с площади.

Действие III

Сцена 1
Спальня Джульетты. Рассвет. Ромео остался в Вероне ради брачной ночи с Джульеттой. Однако теперь, несмотря на снедающую его печаль, Ромео должен уехать: нельзя, чтобы его обнаружили в городе. После ухода Ромео в спальне появляются родители Джульетты и Парис. Свадьба Джульетты и Париса назначена на следующий день. Джульетта возражает, но отец сурово приказывает ей замолчать. В отчаянии Джульетта бросается за помощью к монаху Лоренцо.

Сцена 2
Келья Лоренцо. Монах вручает Джульетте флакон со снадобьем, погружающим в глубокий сон, похожий на смерть. Лоренцо обещает отправить Ромео письмо, в котором объяснит случившееся, тогда юноша сможет забрать Джульетту из фамильного склепа, когда она проснется.

Сцена 3
Джульетта возвращается в спальню. Она притворно покорна родительской воле и соглашается стать женой Париса. Однако оставшись одна, она принимает сонное зелье и падает на постель замертво. Утром Синьор и Синьора Капулетти, Парис, Кормилица и служанки, придя будить Джульетту, обнаруживают ее бездыханной. Кормилица пытается растормошить девушку, но Джульетта не отвечает. Все уверены, что она мертва.

Сцена 4
Семейный склеп Капулетти. Джульетта все еще скована сном, похожим на смерть. Появляется Ромео. Он не получил письма от Лоренцо, поэтому уверен, что Джульетта в самом деле умерла. В отчаянии он выпивает яд, стремясь соединиться с любимой в смерти. Но прежде чем закрыть глаза навсегда, он замечает, что Джульетта проснулась. Ромео понимает, как жестоко обманулся и как непоправимо случившееся. Он умирает, Джульетта закалывается его кинжалом. Семья Монтекки, Синьор Капулетти, Герцог, монах Лоренцо и другие горожане становятся свидетелями ужасной сцены. Понимая, что причиной трагедии стала вражда их семейств, Капулетти и Монтекки примиряются в скорби.

С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»

Мировая литература знает немало красивых, но трагических историй любви. Из этого множества заметно выделяется одна, которую называют самой печальной на свете – история двух веронских возлюбленных Ромео и Джульетты. Эта бессмертная трагедия Шекспира уже более четырех столетий бередит сердца миллионов неравнодушных людей – она живет в искусстве как образец чистой и настоящей любви, которая смогла победить злость, вражду и смерть. Одной из самых ярких музыкальных интерпретаций этой истории за все время ее существования является балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Композитору удалось удивительным образом «перенести» в балетную партитуру всю сложную ткань шекспировского повествования.

Краткое содержание балета Прокофьева «Ромео и Джульетта » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Джульетта дочь синьора и синьоры Капулетти
Ромео сын Монтекки
Синьор Монтекки глава семейства Монтекки
Синьор Капулетти глава семейства Капулетти
Синьора Капулетти жена синьора Капулетти
Тибальд кузен Джульетты и племянник синьоры Капулетти
Эскал герцог Веронский
Меркуцио друг Ромео, родственник Эскала
Парис граф, родственник Эскала, жених Джульетты
Падре Лоренцо францисканский монах
Кормилица няня Джульетты

Краткое содержание «Ромео и Джульетты»


Сюжет спектакля разворачивается в средневековой Италии. Между двумя именитыми веронскими семьями Монтекки и Капулетти вот уже много лет длится вражда. Но перед истинной любовью нет никаких границ: двое юных созданий из враждующих семей влюбляются друг в друга. И ничто не может им помешать: ни смерть друга Ромео Меркуцио, павшего от руки двоюродного брата Джульетты Тибальда, ни последующая месть Ромео убийце друга, ни предстоящая свадьба Джульетты с Парисом.

Пытаясь избежать ненавистного замужества, Джульетта обращается за помощью к патеру Лоренцо, и мудрый священник предлагает ей хитрый план: девушка выпьет снадобье и погрузится в глубокий сон, который окружающие примут за смерть. Знать правду будет только Ромео, он придет за ней в склеп и тайно увезет подальше от родного города. Но злой рок витает над этой парой: Ромео, услышав о смерти любимой и так и не узнав правды, выпивает яд возле ее гроба, а проснувшаяся от зелья Джульетта, увидев бездыханное тело возлюбленного, убивает себя его кинжалом.

Фото:





Интересные факты

  • В основе трагедии В. Шекспира лежат реальные события. Несчастная история любви двух подростков из враждующих благородных семей случилась в самом начале XIII столетия.
  • В первом варианте балета, представленного С. Прокофьевым Большому театру, был счастливый финал. Однако такое вольное обращение с шекспировской трагедией вызвало массу споров, в результате чего композитор сочинил трагическое окончание.
  • После невероятно успешной постановки «Ромео и Джульетты» с участием Г. Улановой и К. Сергеевым в 1946 году, режиссер Леонид Лавровский получил пост художественного руководителя Большого театра.
  • Известный музыковед Г. Орджоникидзе называл спектакль симфонией-балетом, из-за насыщенного драматического содержания.
  • Зачастую в различных концертах звучат отдельные номера балета в составе симфонических сюит. Также многие номера стали популярными и в фортепианном переложении.
  • Всего в партитуре произведения представлено 52 различных по характеру выразительных мелодий.
  • Тот факт, что Прокофьев обратился к трагедии Шекспира, исследователи называют весьма смелым шагом. Бытовало мнение, что сложные философские темы невозможно передать в балете.


  • В 1954 году балет был экранизирован. Режиссер Лео Арнштам и хореограф Л. Лавровский сняли свою киноленту в Крыму. Роль Джульетты была поручена Галине Улановой, Ромео – Юрию Жданову.
  • В 2016 году в Лондоне была исполнена весьма необычная постановка балета, в которой участие приняла известная эпатажная певица Леди Гага.
  • Причина, по которой Прокофьев первоначально создал счастливый финал в балете чрезвычайно проста. Автор сам признавался, что все дело лишь в том, что так герои смогут продолжить танцевать.
  • Однажды Прокофьев сам танцевал в балетной постановке. Это произошло во время концерта в зале Бруклинского музея. Известный балетмейстер Адольф Больм представил публике свое прочтение фортепианного цикла «Мимолетности», где партию фортепиано исполнил сам Сергей Сергеевич.
  • В Париже есть улица, названная в честь композитора. Она упирается в улицу известного импрессиониста Клода Дебюсси и граничит с улицей Моцарта .
  • Исполнительница главной роли в спектакле Галина Уланова поначалу считала музыку Прокофьева неподходящей для балета. К слову, именно эта балерина была любимицей Иосифа Сталина, который много раз посещал спектакли с её участием. Он даже предложил сделать финал балета более светлым, чтобы публика смогла увидеть счастье героев.
  • Во время подготовки к долгожданной премьере спектакля в 1938 году, Прокофьев долго не хотел уступать хореографу Лавровскому, который постоянно требовал внести какие-то изменения и правки в партитуру. Композитор отвечал, что спектакль был закончен еще в 1935 году, поэтому не будет возвращаться к нему. Однако вскоре автору пришлось уступить балетмейстеру и даже дописать новые танцы и эпизоды.

Популярные номера из балета «Ромео и Джульетта»

Вступление (тема любви) - слушать

Танец рыцарей (Монтекки и Капулетти) - слушать

Джульетта-девочка (слушать)

Гибель Тибальда - слушать

Перед разлукой - слушать

История создания «Ромео и Джульетты»

Знамен
итый балет С.С. Прокофьева написан по одноименной трагедии Шекспира, которая была создана еще в 1595 году и с тех пор покорила сердца миллионов людей по всему миру. Многие композиторы обращали внимание на это произведения, создавая свои творения: Гуно, Берлиоз, Чайковский и др. Вернувшись из заграничной поездки в 1933 году, Прокофьев также обратил свой взор на трагедию Шекспира. Причем идею эту ему подсказал С. Радлов, который в то время был художественным руководителем Мариинского театра.

Эта затея очень понравилась Прокофьеву и он с большим энтузиазмом принялся за работу. Параллельно композитор разрабатывал еще и либретто вместе с Радловым и критиком А. Пиотровским. Через три года первоначальный вариант спектакля был показан композитором в Большом театре, где ожидалась первая постановка. Если музыку руководство одобрило, то несколько вольную трактовку сюжета сразу же забраковали. Счастливый финал балета никак не подходил к трагедии Шекспира. После некой полемики на эту тему, авторы все же согласились внести корректировки, максимально приблизив либретто к первоисточнику и вернув трагический финал.

Еще раз изучив партитуру, дирекции не понравилась музыкальная часть, которую посчитали «нетанцевальной». Есть сведения, что такая придирчивость связана с политической обстановкой. Именно в это время в стране развернулась идеологическая борьба со многими крупными музыкантами, в числе их был Д. Шостакович со своим балетом «Светлый ручей» и оперой «Катерина Измайлова» .

В данном случае, дирекция вероятнее всего решила проявить осторожность и особо не рисковать. Долгожданная премьера была назначена на конец 1938 года, но и она могла не состояться. Существенной преградой стало то, что один из либреттистов (А. Пиотровский) был уже репрессирован, а его имя вычеркнули из документов, связанных с балетом. В связи с этим, соавтором либреттистов стал Л. Лавровский. Молодой, подающий надежды хореограф около 10 лет увлекался именно постановкой балетов, а «Ромео и Джульетта» и вовсе стал настоящей вершиной его творчества.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в городе Брно (Чехия) в 1938 году, вот только сам композитор не смог присутствовать. Как же так вышло, что впервые произведение советского композитора было представлено публике именно там? Оказывается, как раз в 1938 году Сергей Сергеевич отправился на гастроли за границу как пианист. В Париже он представил публике Сюиты из «Ромео и Джульетты». В зале как раз в это время присутствовал дирижер театра Брно, которому пришлась по вкусу музыка Прокофьева. После беседы с ним, Сергей Сергеевич предоставил ему копии своих сюит. Постановка балета в Чехии была очень тепло встречена публикой и оценена по достоинству. Над спектаклем работали балетмейстер Иво Ваня Псота, исполнивший также роль Ромео, и художник-постановщик В. Скрушный. Дирижировал спектаклем К. Арнольди.

Советская публика смогла познакомиться с новым творением Прокофьева в 1940 году, во время постановки Леонида Лавровского, с успехом прошедшей в Ленинградском театре им. С. Кирова. Главные партии исполнили К. Сергеев, Г. Уланова, А. Лопухов. Спустя шесть лет эту же версию Лавровский представил в столице, вместе с дирижером И. Шерманом. На этой сцене спектакль продержался около 30 лет и за все время был исполнен 210 раз. После этого, он был перенесен уже на другую сцену в Кремлевский Дворец съездов.

Балет Прокофьева постоянно привлекал внимание многих хореографов и режиссеров. Так, новая версия Юрия Григоровича появилась в июне 1979 года. В главных ролях выступили Наталья Бессмертнова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов. Это представление было дано 67 раз вплоть до 1995 года.

Постановку Рудольфа Нуриева, успешно представленную в 1984 году принято считать более мрачной и трагической, по сравнению с предыдущими версиями. Именно в его балете возросло значение партии главного героя Ромео и даже сравнялось с партией его возлюбленной. До этого момента, первенство в спектаклях было закреплено за примой-балериной.


Версию Жоэль Бувье можно назвать абстрактной постановкой. Она была представлена в 2009 году на сцене Большого театра Женевы. Примечательно, что хореограф не использует полностью события, представленные в партитуре Прокофьева. Все направлено на то, чтобы показать внутреннее состояние главных героев. Начинается балет с того, что все участники, относящиеся к двум враждующим кланам, выстраиваются на сцене практически как футбольные команды. Ромео и Джульетте предстоит теперь прорываться друг к другу через них.

Настоящее медиа-шоу, в котором девять Джульетт, представил Мауро Бигонцетти в своей версии классического балета Прокофьева в Москве, на фестивале современного танца в ноябре 2011 года. Его яркая и эклектичная хореография сфокусировала все внимание зрителей на самой энергетики танцоров. Причем сами сольные партии отсутствуют. Постановка же преобразовалась в шоу, где тесно слились медиа-искусство и балет. Примечательно, что даже сами музыкальные номера балетмейстер поменял местами и начинается спектакль с финальной сцены.

Интересная версия была показана в июле 2008 года. В отличие от других, этот балет был исполнен в своей первоначальной редакции, датируемой 1935 годом. Спектакль представили на фестивале Колледжа Бард в Нью-Йорке. Хореограф Марк Моррис вернул полностью состав, структуру и самое главное, счастливый финал партитуры. После успешной премьеры, эта версия была поставлена в крупнейших городах Европы.

Некоторые классические произведения принято считать важнейшими достояниями и даже сокровищами мировой культуры. Именно к таким шедеврам и относится балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» . Глубокая и чувственная музыка, которая очень тонко следует за сюжетом, не оставит равнодушным никого, заставив сопереживать главным героям и разделить с ними всю радость любви и страдание. Неслучайно именно это произведение на сегодняшний день является одним из самых известных и успешных. Предлагаем и вам посмотреть эту повесть целого поколения, оценив не только незабываемую музыку Прокофьева, но и великолепную постановку и мастерство танцоров. Каждый такт, каждое движение в балете насыщено глубочайшим драматизмом и душевностью.

Видео: смотреть балет «Ромео и Джульетта» Прокофьева

“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван
служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в
своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к
светлому будущему…”

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни,
подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на
пути создания музыки выражающей помыслы народа.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет
Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо
играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку.
Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка.
Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое
отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в
Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация
Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень
высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие
как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в
исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится
первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения
на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано
с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную
славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий
смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого
Прокофьева. Асафьев писал: “Вот - дивное дарование! Огненное,
живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей
непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой
неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.

Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены новым мироощущением, эпохой современности, ХХ веком. После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу - в Лондон,
где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной
С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в
творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто
разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую
постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета
имени С. М. Кирова). Убедившись в бесперспективности формального
экспериментаторства, Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих
эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной
конфликт шекспировской трагедии - столкновение светлой любви с родовой
враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового
уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их
страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и
самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы
подчинены содержанию.

К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” -
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза,
а также - 14 опер.

“Ромео и Джульетта” Прокофьева - это богато развитая хореографическая
драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких
музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно
показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены - 5 актов
трагедии сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине
(эпоха описываемых событий - XV век). Менуэт и гавот характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене
бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские
контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с
драматическими сценами - весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки
кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах???????????
веронской улицы, в скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в
смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора -
весельчак Меркуцио.

Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”
является лейтмотив - это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды
(например тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты
героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные
стороны образа - появление новых качеств образа вызывает и появление
новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития
чувства:

1 тема - его зарождение;

2 тема - расцвет;

3 тема - его трагический накал.

Центральное место занимает в музыке лирическая струя - тема любви,
побеждающая смерть.

С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована
Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую
женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он
охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость
влюблённого и отвагу бойца.

Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,
нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,
гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви
и юношеских шалостей представляет вторая линия - “линия вражды” - стихия
слепой ненависти и средневековой???????? - причина гибели Ромео и
Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды - грозный унисон
басов в “Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда -
олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых
схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера
Лоренцо - ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их
любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет
церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие
духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт - эпилог), два номера и девять
картин

I действие - экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие. 4 картина - светлый мир любви, венчание. 5 картина -
ужасная сцена вражды и смерти.

III действие. 6 картина - прощание. 7, 8 картины - решение Джульетты
принять снотворное зелье.

Эпилог. 9 картина - смерть Ромео и Джульетты.

№1 Вступление начинается с 3 темы любви - светлой и скорбной; знакомство
с основными образами:

2 тема - с образом целомудренной Джульетты-девочки - грациозной и
лукавой;

3 тема - с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую
походку юноши).

1 картина

№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) - начинается с
показа лёгкой походки юноши - задумчивая тема характеризует его
романтический облик.

№3“Улица просыпается” - скерцо - на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,
озорство, как символ здоровья, оптимизма - тема звучит в разных
тональностях.

№4 “Утренний танец” - характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю
сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков - музыка скерцозна,
шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся -
характеризует тип движения.

№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” - нет ещё яростной
злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение
“Утреннего танца”. “Бой” - как “этюд” - моторное движение, бряцание
оружия, стук мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит
полифонически.

№7 “Приказ Герцога” - яркие изобразительные средства (театральные
эффекты) - угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff)
и наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) - резкие
динамические контрасты.

№8 Интерлюдия - разрядка напряженной атмосферы ссоры.

2 картина

В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.

№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и
тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.

№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и
неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:

1 тема - Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной
“бегущей” мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность,
завершается сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными
тоническими трезвучиями - As, E, C движущимися вниз по терциям;

2 тема - Изящество 2 темы передано в ритме гавота (нежный образ
Джульетты-девушки) - кларнет звучит игриво и насмешливо;

3 тема - отражает тонкий, чистый лиризм - как самую значительную
“грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра - флейты,
виолончели) - звучит очень прозрачно;

4 тема (coda) - в самом конце (звучит в №50 - Джульетта выпивает
напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие
разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти - каждый танец
несёт драматическую функцию.

№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В
средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги
Джульетты.

№12 “Маски” - Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках - веселятся на балу -
мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш
сменяется насмешливой, шуточной серенадой.

№13 “Танец рыцарей” - развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo,
групповой портрет - обобщающая характеристика феодалов (как
характеристика семейства Капулетти и Тибальда).

Refren - скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной
тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости
- образ жестокий и неумолимый;

1 эпизод - тема вражды;

2 эпизод - танец подруг Джульетты;

3 эпизод - Джульетта танцует с Парисом - хрупкая, утончённая мелодия, но
застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине
звучит 2 тема Джульетты-девушки.

№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема - звучат отголоски танца с женихом -
смущение, скованность. 2 тема - тема Джульетты-девочки - звучит
грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые
видит Джульетту (из вступления) - в ритме Менуэта (видит её танцуя), а
второй раз с характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).

№15 “Меркуцио” - портрет весельчака острослова - скерцозное движение
полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих
блеск, остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).

№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте - звучит 1 тема
“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и
взаимное ожидание. Прорывается 2 тема - шаловливая тема
Джульетты-девушки (звучит живо, весело), впервые появляется 1 тема любви
- зарождение.

№17 “Тибальд узнаёт Ромео” - зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей.

№18 “Гавот” - разъезд гостей - традиционный танец.

Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у балкона”,
№19-21, завершающей I акт.

№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1
тема любви (из Мадригала) - звучит эмоционально-возбуждённо (у
виолончели и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у
балкона”, №29 “Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому
музыкальному развитию - сплетаются несколько лейттем, которые постепенно
приобретают всё большую напряжённость - в №21, “Любовном танце”, звучит
восторженная, экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный
диапазон) - певучая и плавная. В Code №21 - тема “Ромео впервые видит
Джульетту”.

3 картина

II акт изобилует контрастами - народные пляски обрамляют сцену венчания,
во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется трагической
картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное
шествие с телом Тибальда - кульминация II акта.

4 картина

№28 “Ромео у патера Лоренцо “ - сцена венчания - портрет патера Лоренцо
- человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада
темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.

№29 “Джульетта у патера Лоренцо” - появление новой темы у
флейты(лейт-тембр Джульетты) - дуэт виолончели и скрипки - страстная
мелодия, полная говорящих интонаций - близка человеческому голосу, как
бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка,
сопровождающая обряд венчания, завершает сцену.

5 картина

В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски
перевоплощает самую весёлую тему - “Улица просыпается”, которая в 5
картине звучит мрачно, зловеще.

№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” - тема улицы искажена, её цельность
разрушена - минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр
саксофона.

№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который
бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.

№34 “Меркуцио умирает” - сцена, написанная Прокофьевым с огромной
психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме
страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) - вместе с
выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека - усилием
воли Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем,
но в далёком верхнем регистре у деревянных - гобоя и флейты -
возвращения тем прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие
заключительные аккорды: после d moll - h и es moll).

№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” - тема боя из 1 картины -
Ромео убивает Тибальда.

№36 “Финал” - грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный
ритм - приближающие к теме вражды.

III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически
отстаивающих свою любовь - особое внимание образу Джульетты(глубокая
характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео - эта
сцена введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен).
На протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,
приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие
мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью
сквозного действия.

6 картина

№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.

№38 Комната Джульетты - тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера
тишины, ночи - прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит
тема из сцены венчания)

№39 “Прощание” - небольшой дуэт полон сдержанного трагизма - новая
мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой
порыв.

№40 “Кормилица” - тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты -
характеризуют дом Капулетти.

№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” - 1 тема Джульетты-девочки
- звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты - звучит скорбно,
застыло, ответом ей служит речь Капулетти - тема рыцарей и тема вражды.

№42“Джульетта одна”- в нерешительности - звучат 3 и 2 тема любви.

№43 “Интерлюдия “ - тема прощания приобретает характер страстного
призыва, трагической решимости - Джульетта готова умереть во имя любви.

7 картина

№44 “У Лоренцо” - сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,
когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти -
музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный
томный страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-

автоматически пульсирующее движение???? передаёт оцепенение, глухо
вздымающиеся басы - растущий “томный страх”.

№45 “Интерлюдия” - рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты - звучит
3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.

8 картина

№46 “Снова у Джульетты” - продолжение сцены - страх и смятение Джульетты
выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема
Джульетты-девушки.

№47 “Джульетта одна (решается)” - чередуются тема напитка и 3 тема
Джульетты, её роковой судьбы.

№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют
обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры -
“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания
тончайшего драматического контраста.

№50 “У постели Джульетты” - начинается с 4 темы Джульетты
(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва - в
самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема
Джульетты.

IV акт - Эпилог

9 картина

№51 “Похороны Джульетты” - этой сценой открывается Эпилог -
замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок)
приобретает скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема
любви. Смерть Ромео.

№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение
Монтекки и Капулетти.

Финал балета - светлый гимн любви, основанный на постепенно
возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского
балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в
отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической
драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура
“Ромео и Джульетты” была такой необычной, что потребовалось время для
“вживания” в неё. Возникла даже ироническая поговорка: “Нет повести
печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё
это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к
музыке. Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекспиру было
смелым шагом советской хореографии, так как по общему мнению считалось,
что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно
средствами балета. Прокофьевская музыка и спектакль Лавровского
проникнуты шекспировским духом.

Список литературы.

Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;

И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;

Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;

Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и Г.С.
Скудиной.

1. История создания балета "Ромео и Джульетта". 4

2. Главные герои, образы, их характеристики. 7

3. Тема Джульетты (анализ формы, средства музыкальной выразительности, приемы изложения музыкального материала для создания образа) 12

Заключение. 15

Список литературы.. 16

Введение

Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр. Сюжеты его опер и балетов поразительно контрастны. Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Свыше 130 опусов написал композитор за период с 1909 по 1952 год. Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанными с детства. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: опера и балет, инструментальный концерт, симфония, соната и фортепианная пьеса, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей. Удивительны широта творческих интересов Прокофьева, его поразительное умение переключаться с одного сюжета на другой, артистическое вживание в мир великих поэтических творений. Воображением Прокофьева завладевают образы скифства, разрабатываемые Рерихом, Блоком, Стравинским ("Ала и Лоллий"), русский фольклор ("Шут"), трагедии Достоевского ("Игрок") и Шекспира ("Ромео и Джульетта"). Он обращается к мудрости и вечной доброте сказок Андерсена, Перро, Бажова и самозабвенно работает, поглощенный событиями трагических, но славных страниц русской истории ("Александр Невский", "Война и мир"). Он умеет весело, заражающее смеяться ("Дуэнья", "Любовь к трем апельсинам"). Выбирает современные сюжеты, отображающие время Октябрьской революции (кантата "К 20-летию Октября"), гражданской войны ("Семен Котко"), Великой Отечественной войны ("Повесть о настоящем человеке"). И эти сочинения не становятся данью времени, желанием "подыграть" событиям. Все они свидетельствуют о высокой гражданской позиции Прокофьева.

Совершенно особой областью творчества Прокофьева стали произведения для детей. До последних дней своих Прокофьев сохранил юношеское, свежее восприятие мира. Из огромной любви к детям, от общения с ними возникли озорные песенки "Болтунья" (на стихи А. Барто) и "Поросята" (на стихи Л. Квитки), увлекательная симфоническая сказка "Петя и волк", цикл фортепианных миниатюр "Детская музыка", драматическая поэма об отнятом войной детстве "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным" (текст П. Антокольского).

Нередко Прокофьев использовал собственные музыкальные темы. Но всегда перенесение тем из сочинения в сочинение сопровождалось творческими переработками. Об этом свидетельствуют эскизы и черновики композитора, игравшие особую роль в его творческом процессе. На процесс сочинения часто непосредственно влияло живое общение Прокофьева с режиссерами, исполнителями, дирижерами. Критические замечания первых исполнителей балета "Ромео и Джульетта" привели к динамизации оркестровки в некоторых сценах. Однако советы принимались Прокофьевым только тогда, когда они убеждали и не шли вразрез с его собственным видением произведения.

В то же время Прокофьев был тонким психологом, и не менее, чем внешняя сторона образности, композитора занимало психологическое действие. Его он также воплощал с удивительной тонкостью и точностью, как в одном из лучших балетов XX века – балете "Ромео и Джульетта".

1. История создания балета "Ромео и Джульетта"

Истинным шедевром стала первая крупная работа – балет "Ромео и Джульетта". Трудно начиналась его сценическая жизнь. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова). Но постепенное вживание в непривычную музыку Прокофьева все же увенчалось успехом. Балет "Ромео и Джульетта" был закончен в 1936 году, но задуман раньше. Судьба балета и дальше развивалась сложно. Сначала возникли трудности с завершением балета. Прокофьев вместе с С. Радловым, разрабатывая сценарий, подумывал о благополучном конце, что вызвало бурю негодования у шекспироведов. Объяснялась кажущаяся непочтительность к великому драматургу просто: "Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лежа". На решение, закончить балет, как у Шекспира, трагически, более всего подействовало то, что в самой музыке, в ее заключительных эпизодах не было чистой радости. Проблема была улажена после бесед с хореографами, когда оказалось, что "можно разрешить балетно конец со смертельным исходом". Однако Большой театр нарушил договор, сочтя музыку нетанцевальной. Во второй раз от договора отказалось Ленинградское хореографическое училище. В результате первая постановка "Ромео и Джульетты" состоялась в 1938 году в Чехословакии, в городе Брно. Постановщиком балета стал известный хореограф Л. Лавровский. Партию Джульетты танцевала прославленная Г. Уланова.

Хотя в прошлом были попытки представить Шекспира на балетной сцене (например, в 1926 году Дягилевым был поставлен балет "Ромео и Джульетта" с музыкой английского композитора К. Ламберта), но ни одна из них не признается удачной. Казалось, что если образы Шекспира можно воплотить в опере, как было сделано Беллини, Гуно, Верди, или в симфонической музыке, как у Чайковского, то в балете из-за его жанровой специфики - нельзя. В этой связи обращение Прокофьева к шекспировскому сюжету было смелым шагом. Однако традиции русского и советского балета данный шаг подготовили.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Балет "Ромео и Джульетта" стал одним из самых значительных завоеваний на пути поисков нового хореографического спектакля. Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Композитор создал в балете синтез - слияние драмы и музыки, как в свое время Шекспир именно в "Ромео и Джульетте" соединил поэзию с драматическим действием. Музыка Прокофьева передает тончайшие психологические движения человеческой души, богатство шекспировской мысли, страстность и драматизм его первой из совершеннейших трагедий. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности. Поэзия любви Ромео и Джульетты, юмор и озорство Меркуцио, простодушие Кормилицы, мудрость Патера Лоренцо, неистовство и жестокость Тибальда, праздничный и буйный колорит итальянских улиц, нежность утреннего рассвета и драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой.

Специфика балетного жанра требовала укрупнения действия, его концентрации. Отсекая все побочное или второстепенное в трагедии, Прокофьев свое внимание сосредоточил на центральных смысловых моментах: любовь и смерть; роковая вражда между двумя родами веронской знати – Монтекки и Капулетти, приведшая к гибели влюбленных. “Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших акта).

"Ромео и Джульетта" - балет глубоко новаторский. Новизна его проявляется и в принципах симфонического развития. Симфонизированная драматургия балета заключает три разных типа.

Первый – конфликтное противопоставление тем добра и зла. Все герои – носители добра показаны разнообразно и многопланово. Зло композитор представляет более обобщенно, приближая темы вражды к темам рока XIX века, к некоторым темам зла XX века. Темы зла возникают во всех действиях, кроме эпилога. Они вторгаются в мир героев и не развиваются.

Второй тип симфонического развития связан с постепенной трансформацией образов – Меркуцио и Джульетты, с раскрытием психологических состояний героев и показом внутреннего роста образов.

Третий тип обнаруживает черты вариационности, вариантности, свойственные симфонизму Прокофьева в целом, он особенно затрагивает лирические темы.

Все три названных типа подчинены в балете также принципам киномонтажа, особому ритму кадрового действия, приемам крупных, средних и дальних планов, приемам "наплывов", резких контрастных противопоставлений, придающих сценам особый смысл.

2. Главные герои, образы, их характеристики

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять картин.

I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.

II действие.4 картина – светлый мир любви, венчание.5 картина – ужасная сцена вражды и смерти.

III действие.6 картина – прощание.7, 8 картины – решение Джульетты принять снотворное зелье.

Эпилог.9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

1-я картина разворачивается среди живописных площадей и улиц Вероны, постепенно наполняющихся движением после ночного отдыха. Сцена главного героя - Ромео, "томящегося тоскою по, любви", ищущего уединения, сменяется ссорой и боем представителей двух враждующих фамилий. Разбушевавшихся противников останавливает грозный приказ Герцога: “Под страхом смерти - разойдитесь! "

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры