Как написать триллер: эффективные рекомендации начинающим писателям (видео). Как написать триллер: эффективные рекомендации начинающим писателям (видео) Приемы, которые используются при написании триллеров

Главная / Ссоры

Триллеры, без сомнения, являются великими произведениями. Быстроразвивающиеся сюжеты не дают оторваться от прочтения. Не удивительно, что вы хотели бы написать собственное произведение. С помощью этой статьи вы напишете отличный триллер!

Шаги

  1. 1 Найдите идеи. Идите в библиотеку или книжный магазин и найдите несколько разных триллеров. Прочтите и найдите вдохновение в них. Выясните, в каких стилях они написаны.
  2. 2 Решите, какой тип триллера вы собираетесь написать. Да, их больше одного типа. Каждый тип фокусируется на разных частях историй и влияет на сюжетную линию. Вот наиболее распространенные типы триллеров:
    • Психологический триллер. Если вы пишите этот тип триллера, вам нужно больше сосредоточиться на персонажах вашего романа. В психологическом триллере обязательно должен быть кто-то сумасшедший или с психическими расстройствами.
    • Мистический триллер. Этот тип триллера сосредотачивается на решении тайны, но основан на быстром развитии окружающей обстановки.
    • Фантастический триллер. Этот триллер написан в жанре научной фантастики
    • Шпионский триллер. Этот триллер фокусируется на шпионах и шпионаже.
    • Военный триллер. Этот тип триллера основан на войнах, будь они реальные или вымышленные.
  3. 3 Разработайте сюжет вашего романа. Начните с персонажей. Вам нужен главный герой, а так же антигерой. В зависимости от того, какой тип триллера вы пишете, некоторые персонажи могут иметь специфические черты, например, быть сумасшедшим или шпионом. Затем переходите к сюжету книги. Если вам будет трудно придумать хорошую сюжетную линию для вашего романа, вспомните что-то ужасное и тревожное из ваших воспоминаний, и основывайте триллер на них. Если это поможет, сделайте схему сюжета и напишите основные части истории, например, введение, кульминация и заключение. И вам не обязательно начинать писать с введения. Если у вас есть отличная развязка истории в голове, не дайте себе забыть его! Запишите его и пусть ваша история начнется с него!
  4. 4 Пишите! Пишите свою историю! Иногда сюжет просто приведет вас на нужное место и БАМ! У вас есть роман-триллер. В других случаях вы можете застрять или впасть в писательский застой. Отвлекитесь от вашего романа и вернитесь, когда будет свежая идея.
  5. 5 Установите сроки. Если вы хотите чтобы роман был опубликован, скорее всего есть крайний срок, чтобы отдать его издателю. Заставьте себя писать по странице, главе или пятьдесят страниц (для примера) в зависимости от ваших писательских возможностей. Заставляйте себя, но не пытайтесь сделать невозможное. Кроме того если вы пишете этот роман для школьного задания, вам проще его делать по графику. Если вы пишете этот роман для развлечения, график не является необходимым.
  6. 6 Редактируйте его! Это очень важно. Перечитайте ваш роман снова и снова и проверьте на наличие грамматических и орфографических ошибок, а так же деталей в истории, которые звучат странно или неуместно. После этого дайте свой отредактированный роман друзьям, родным и учителям. Предложите им прочитать его, исправить ошибки и внести свои предложения. Если они советуют изменить что-то, не обижайтесь, они пытаются улучшить вашу историю с лучших побуждений.
  7. 7 Перепишите его! Как только вы получили как можно больше правок, перепишите или перепечатайте текст красивее. Если это для издателя, отправьте его с гордостью. Если для школы, гордо преподнесите его, если для себя, гордитес! Вы успешно написали хороший роман-триллер!
  • Если вам нужно больше вдохновения, возьмите в прокат или купите фильмы-триллеры и посмотрите их. Держите ручку и бумагу рядом, чтобы записывать идеи и части истории, которые вы находите самыми волнующими.

Как Написать Сценарий Триллера. Жанр триллера - один из наиболее устойчивых жанров в киноиндустрии - популярный, потому что кинозрители любят быть взятыми к краю их мест и держаться там. Фильмы, такие как "Челюсти", "Молчание ягнят" и "Яркое," демонстрируют не только выносливость этого жанра, но и область историй автор, могут...


1

Решите, как Вы структурируете и напишете свою историю. Из-за определенного форматирования сценария, большинство сценаристов использует scriptwriting программное обеспечение. Есть много программ написания сценария, доступных, оцененных от свободного до нескольких сотен долларов (см. Ресурсы). Все это программное обеспечение автоматически форматирует Ваш сценарий к промышленным стандартам, и у большинства из них есть некоторый тип структурирующих историю инструментов. Если Вы низки на фондах, Вы могли бы рассмотреть использование одного из бесплатных онлайн доступных вариантов написания сценария или свободное программное обеспечение Celtx. Если бы Вы используете Microsoft Word и хотели бы использовать его для написания сценария, рассмотреть использование Волшебника Подлинника, добавляют - в (см. Ресурсы).

Обрисуйте в общих чертах свою историю. Большинство программного обеспечения написания сценария идет или с действительными учетными карточками или с некоторым типом выделения особенности. Не необходимо обрисовать в общих чертах, но это - хорошая идея. Схема не должна быть детализирована. Сделайте короткое примечание по каждому из главных пунктов заговора в Вашей истории только, чтобы дать Вам общее представление о сценах, которые Вы должны написать, чтобы достигнуть Вашей цели истории. Так как Вы пишете триллер, схема - хороший способ отследить повышение и падающее действие. В триллере большинство Ваших сцен должно быть написано как действие или с приостановкой, которая строит к действию.

Сохраняйте свой заговор сценария стимулируемым, не характер ведомый. Это не означает, что Ваши характеры должны быть плоскими. Они нуждаются в индивидуальности; только не пишите слишком внутренне. Триллер - очень внешнее, действие - и ориентируемый на приостановку тип истории. Ваши характеры нуждаются в предыстории, которая заставляет их выделиться как больше, чем люди резака печенья, но их истории должны стимулировать действие заговора.

Отформатируйте свой сценарий должным образом. Это относится к любому сценарию, который Вы пишете. Программное обеспечение написания сценария отформатирует для Вас автоматически, в то время как Вы пишете, но это - хорошая идея обратиться к элементам сценария, если Вы вызываете сомнение о том, что использовать. Вы можете купить хороший справочник в любом книжном магазине (попробуйте "Элементы Стиля для Сценаристов"), или используйте справочную диаграмму онлайн (см. Ресурсы).

«Вы не боитесь быть женатым на ней?» - этот вопрос снова и снова задают моему супругу люди, читавшие мои книги.

Я даю возможность своим читателям зайти в лабораторию патологоанатома и посмотреть, что там происходит . Когда пишу о смерти, просто описываю то, что врачи видят в реанимации и операционной. Для меня эта тема не так ужасна. Я описываю смерть такой, какая она есть на самом деле. Некоторых читателей это приводит в ужас. Но, думаю, я должна быть честной.

Думаю, что мои читатели остаются слегка разочарованы, когда наконец встречают меня и вместо женщины-вампира, которую они себе представляли, видят, что у меня нет ни клыков, ни нервного тика… и я открыто признаю, что боюсь оружия.

Я с детства больше всего любила детективы . Мне нравились книги с динамичным сюжетом и сильными героинями, поэтому с самого начала я считала триллер самым естественным для себя жанром.

Триллер должен взволновать меня настолько, чтобы мое сердце забилось быстрее. В нем должна быть завораживающая загадка, тайна, которую интересно разгадывать. Чужие триллеры читаю редко. Если есть свободное время, то с удовольствием читаю книги, совсем непохожие на мои.

Я была воспитана на «темных» историях . Моя мама настоящий фанат фильмов ужасов, так что ребенком, я пересмотрела все, что когда-либо снималось в этом жанре. Именно Голливуд научил меня тому, как нужно нагнетать атмосферу. Когда я пишу, я всегда вспоминаю кинотеатры, где зрители, в наиболее страшные моменты кричат от ужаса. И я стараюсь написать так, чтобы такая же реакция возникла и у моих читателей.

Но есть некоторые моменты, которые я не затрагиваю в своих книгах. Например дети , потому что, как мать, я понимаю какой это кошмар, если что-то происходит с ребенком. Кроме того, как правило, я стараюсь избегать открытого насилия на страницах моих детективов. Я предпочитаю неизвестность, а не кровь. Открытому насилию я предпочитаю напряженную атмосферу, когда в воздухе витает ожидание того, что что-то вот-вот случиться. Я до последнего лелею эти моменты, потому что после того, как самое страшное случается, это напряжение, и чувство страха спадает.

Я хочу понять мир зла потому, что он совершенно чужд мне. Так что, когда я занимаюсь дома абсолютно обыденными вещами, подкармливаю розы или загружаю посудомоечную машинку, мои мысли бродят в гораздо более темных далях. Персонажи говорят со мной.

Были времена, когда я чувствовала, что становлюсь каналом зла . Я провела год наедине с серийным убийцей в моей башке, и я стала понимать его настолько, что он превратился для меня в живого человека.

Главный опыт, который я вынесла из написания первой книги, - умение заставить себя закончить начатое . Это ужасное искушение - возможность бросить писать одну книгу и начать другую. В течение многих лет я училась продолжать, сцепив зубы, даже если книга шла не очень хорошо. Только после того, как напишешь «конец», можно оценить, что получилось на самом деле, - бред или шедевр.

Я стала писательницей задолго до того, как занялась медициной . Свою первую «книгу» я написала в 7 лет, и так бы дело и пошло, если бы не мой прагматичный отец, который как-то сказал: «занимаясь писательством, ты никогда не сможешь себя прокормить». Он настаивал на том, чтобы я пошла учиться на врача, что я и сделала. В этом качестве я проработала 5 лет, до того, пока не ушла в декретный отпуск. Именно тогда, сидя дома, я вновь взялась за перо и поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься в жизни. После того, как были изданы мои первые работы - несколько рассказов, и мой первый роман - я оставила медицину, и вернулась к моей первой любви - к написанию книг.


Помню, я обедала с бывшим полицейским, который вернулся из поездки в Россию, он сообщил мне, что беспризорники исчезают с московских улиц. Российская полиция полагала, что дети были отправлены в другие страны в качестве доноров внутренних органов. Эта история так напугала меня, что я сделала две вещи. Во-первых, позвонила родственнику, который работал репортером в Newsweek и попросила его покопаться в этом деле. Во-вторых, я поняла, что вот он, сюжет моей будущей книги, и так Harvest. Это просто была книга, «которая должна быть написана».

Женские детективы популярны во всем мире. Женщина видит преступление иным зрением и привносит в его расследование какой-то новый опыт. К тому же многие читатели - это женщины, и они хотят читать про женщин.

Когда я совершала тур в рамках рекламной кампании «Химеры», триллера о космической программе, ко мне подошла женщина и сказала: «Меня не интересует эта космическая хренотень. Я хочу, чтобы вы написали книгу о том, что меня действительно интересует, - о серийных убийцах и извращенном сексе». Я была поражена до глубины души, но слова читательницы не выходили из головы. Я стала думать, могу ли я придать какую-то изюминку выбранному жанру. Медицинскую изюминку.

Я работаю без плана. План каким-то образом портит сюрприз . Чаще всего я просто набрасываю синопсис - от 5 до 10 страниц максимум - просто, чтобы показать редактору, в каком направлении я планирую двигаться. Затем я сажусь за работу и позволяю истории вести меня туда, куда ей хочется. Это не самый эффективный способ писать книги. Я часто захожу в тупик и переписываю целые главы. Я часто меняю направления. Но я обожаю то чувство удивления, когда я понимаю, куда меня завела история.

Когда я пишу, я не думаю о тех ужасах, которые выходят из-под пера . Меня больше интересуют технические нюансы. Подходит ли сюда это предложение? Или его лучше вырезать? Или изменить?.. А потом я перечитываю и ужасаюсь.

Вот когда понимаешь важность баланса в жизни . Чтобы противостоять темным сторонам моего писательства, я наполняю жизнь солнечными приключениями. Я могу часами заниматься розами в саду, наслаждаться запахом влажной земли, яркой зеленью весенних ростков… Насилие в книгах не обязательно характеризует их автора…

Писательство дается мне нелегко . И чем успешнее я становлюсь, тем сложнее. Как будто за моим плечом столпились все критики и читатели мира и грустно качают головой: надо же, каким плохим вышло это предложение…Но дедлайны помогают двигаться вперед.


Хороший рабочий день начинается с кофе и завтрака, после чего я сажусь за стол и набрасываю от четырех и больше черновых страниц. Это хороший день. Но так бывает не всегда - жизнь полна телефонных звонков, визитов к доктору, проблем с моей престарелой матерью. Кроме того, из-за моей писательской деятельности, мне часто приходиться путешествовать.

Иногда на своих читательских встречах я вижу странных людей. Один из них сказал мне, что он обожает мои книги потому, что они отвечают его собственным фантазиям. Это меня немного напугало, хотя выглядел он как вполне обычный человек. Не думаю, чтобы я сама болела этими фантазиями. Просто я интересуюсь всем необычным в человеческом поведении. Поскольку по образованию я биолог и врач, то много занималась вопросом: как Мать Природа создает такие ужасные вещи!

Вас пугают мои книги? Включите новости! Неужели, мир, который реально существует вокруг нас, не пугает? Куда там моим фантазиям!

Триллер порождает сильные эмоции, возбуждение, чувство тревоги и ожидания. Он щекочет нервы и держит в напряжении.

«Триллеру свойственно прощупывание физических и эмоциональных пределов жизни, упоение опасностью, осознание её роковой притягательной силы». Росс Макдональд

В триллере речь идет о преступлении или катастрофе, которая должна вот-вот случится, если герой не предотвратит его. Читатель часто знает кто злодей, иногда даже следит «из-за его плеча» за тем, как тот совершает зло. Читатели, в отличие от главного героя, на шаг впереди него и знают то, что задумал злодей.

Виды триллеров

Существуют такие виды триллеров: шпионские, детективные, судебные, политические, полицейские, военные, медицинские, романтические, исторические, приключенческие, религиозные, мистические, научно–фантастические, «хай–тек».

Приемы, которые используются при написании триллеров

  • Сюжет должен развиваться стремительно, события – чередоваться в быстром темпе.
  • Напряжение должно постоянно нарастать.
  • Поднимайте ставки – от небольшой опасности к прямой угрозе жизни.
  • На пути героя препятствия и осложнения.
  • Преимущество то на стороне героя, то на стороне антагониста.
  • Покажите зло, которое совершает злодей, от его лица, это часто добавляет напряжения.
  • Сделайте тех, кому будет нанесен вред, близкими читателю через их личную историю. Пусть катастрофа затронет жизнь персонажей, которые будут убиты.
  • Оставьте герою луч надежды в безвыходной, казалось бы, ситуации. Но луч надежды оказывается иллюзией. Враг непобедим. И тогда герой находит союзника.
  • Крючки, загадки – заканчивать главу или раздел романа на интриге, чтобы читатель хотел узнать, что же произойдет дальше.
  • Кульминация в триллере происходит в самом конце: либо герой останавливает врага, либо враг убивает героя.
  • Счастливый конец герой должен выбороть. Это не должны быть счастливые обстоятельства или случайность.

Универсальные формулы триллеров

Альфред Хичкок говорил, что ожидание порождает страх. Читатель должен находиться в состоянии ожидания чего-то страшного. Вот три рецепта от Хичкока для успешного триллера:

  1. Читатель знает что-то, что должно произойти (видит притаившегося в шкафу монстра), но герой не знает об угрозе и напряженность строится на том, как выживет герой, когда это плохое все–таки с ним случится.
  2. Читатель не видит, откуда исходит угроза и он, вместе героем, удивляется, когда монстр выскакивает из шкафа.
  3. Читатели знают, что должно произойти преступление, и задача героя – предотвратить это. Читатель испытывает острые ощущения словно бы участвуя в событиях с главным героем.

Идеи для триллеров

  • Гонка против времени – ограничение по времени (где-то заложена бомба, дедлайн).
  • Ваш герой обнаруживает тайный заговор врагов (например, тайная политическая или преступная организация).
  • Злодей нашел у героя его слабую точку и играет с ним в «игры разума». Герою придется преодолеть эту психологическую слабость для того, чтобы остановить злодея от совершения преступления.
  • Преступление должно произойти. Или преступление уже произошло и снова будет повторяться в больших масштабах. Только герой может остановить его. Например, есть много триллеров о серийных убийцах, которые убивают по крайней мере, один раз в начале книги, и, если убийцу не остановят, он будет совершать их снова. А возможно даже более серьезные преступления.
  • Герой пытается остановить катастрофу (медицинскую, ядерную, экологическую, политическую), которая готова выйти из-под контроля.
  • Герой участвует в драматическом судебном процессе и за пределами зала суда сталкивается с тяжелым выбором.

Персонажи

В триллерах персонажи четко делятся на положительных и отрицательных.

Герой должен быть активным участником событий, а не наблюдать за событиями, которые разворачиваются вокруг него.

В результате всех испытаний, что он пережил, герой должен измениться и вырасти над собой к концу романа. Эти изменения и должны помочь герою в финале победить антагониста.

Строение романа

Предпосылки к конфликту или поворотный пункт. Переход главного героя от повседневной жизни к вовлечению в события, чтобы их решить. Конфликт. Осложнения. Самый темный час, когда все кажется конченым. Финальное сражение и развязка.

  • Роман может начинаться с напряжения и конфликта. Первое предложение должно сразу же цеплять читателя на крючок. И предисловие (если оно есть) должно быть достаточно напряженным.
  • Первая глава – повествовать об обыденной жизни героя, прежде чем он втянется в действие или окажется в напряженной ситуации.
  • Историей управляет злодей. Надо показывать точку зрения как героя так и злодея, чередуя сцены с их участием.
  • В отличие от детективов, читатель, а иногда и герой, с самого начала знают кто убийца или антагонист. Цель героя остановить антагониста.
  • Основное преступление еще не совершено. Триллеры, как правило, имеют дело с жизнью и смертью в ситуациях, часто на глобальном или национальном уровне. Герой должен «спасти и/или сохранить мир», хотя изначально он не может знать о масштабах проблемы.
  • События должны развиваться с головокружительной скоростью, но с редкими затишьями, когда герой добивается небольшого успеха или добавлять эпизод не-действия, когда герой решает какой-то свой внутренний конфликт. Это замедление усиливает напряженность и действует в качестве точки отсчета перед новыми неприятностями. Но подобные замедления не используются часто. Обычно в триллерах решения принимаются на лету, в разгаре действий.
  • Напряжение и постоянные конфликты – конфликт через каждую сцену, в диалоге, в действии, событии. Конфликт должен перерасти (измениться) и стать масштабнее на протяжении романа. Так же возможно пересечение с другими конфликтами, неожиданное повороты и ответвления сюжета.
  • Акцент на конфликтах и действии означает, что описания, экспозиция, технические детали и прочие отвлекающие элементы должны быть сведены к минимуму. Но некоторые авторы не придерживаются этих правил, чтобы описать артефакты, аспекты религии или другие детали, которые должны знать читатели.
  • Кульминация обычно происходит в самом конце. Концовка должна разъяснить все загадки, свести все концы воедино. Добро побеждает зло. Главный герой поднимается над собой и узнает что-то о себе или о человечестве.

Психологический триллер, особенности

  • Сюжет сосредоточен больше на главном герое романа, его внутренних переживаниях и его эмоциональном противостоянии с антагонистом. Эмоциональное напряжение – это движущая сила повествования.
  • У героев психологического триллера может быть измененное восприятие действительности, они могут быть безумны или больны психическими расстройствами. А можно просто показать некоторую внутреннюю борьбу героя, с элементами контроля над человеческим разумом. Все зависит от эффекта, которого вы хотите достичь.
  • Создайте сильные характеры. У героя и антагониста должны быть эмоциональные проблемы, которые мешают им достичь своих целей. Антагонист в психологическом триллере может быть даже не человеком, а внутренним демоном героя.
  • В психологическом триллере акцент делается на мыслях и переживания персонажей, а не на действии. Их может беспокоить: собственная уязвимость, болезнь, терзать мысли, страхи (универсальные и ), подозрения, воспоминания. Также в таком триллере может присутствовать психологическая манипуляция антагониста (он знает слабости главного героя и использует их).
  • Герои психологического триллера ведут себя как обычные люди в ситуациях, которые испытывают их до предела. Эти ситуации могут разворачиваться даже в их собственной голове, а не быть просто внешними факторами или событиями.
    Что, например, произойдет, если в мире, который нам привычен, который мы хорошо знаем, что-то вдруг изменилось? Что может быть страшнее просыпаться каждое утро и не помнить, кто вы? Или быть пойманными на острове как в ловушке, где вы сойдете с ума? Но более пугающе вдруг понять, что все это не реально, что вы просто сумасшедший, живущий в мире своих иллюзий.
  • Сам персонаж может быть более важен чем сюжет. Необходимо понять и тщательно разработать характер главного героя.
  • Напишите сильную предысторию, которая пояснит истоки эмоциональных проблем персонажей, их эмоционального взаимодействия. Лучше написать полную историю для всех персонажей.
  • Конфликт в психологическом триллере проявляется через ум и навыки главных героев. Победить герой должен с помощью своего разума, а не физических усилий.
  • Акцент на мотивацию и ум героя, но можно добавить и элементы драмы, тайны и ужасов. Мотивы и намерения важнее, чем технические аспекты и совершенное преступление.
  • В ситуации «жизнь или смерть», угроза может касаться как жизни героя, так и представлять опасность для его рассудка, внутренней идентичности, его значимости.
  • Пусть антагонист играет в кошки-мышки с главным героем. Пусть эксплуатирует эмоциональные слабости героя, который, преодолев их, побеждает антагониста. Или герой находит эмоциональную слабость антагониста и использует ее.
  • В психологическом триллере раскрываются такие темы как смерть, реальность, восприятие, личность, смысл существования, цели. Одна или несколько тем должны присутствовать обязательно.
  • История должна развиваться вокруг героя и антагониста, их точек зрения и сцен с участием каждого в отдельности.
  • Покажите как меняется герой в процессе этой борьбы, как преодолевает себя (препятствия) и благодаря этому побеждает зло.

«Типичный психологический триллер, вместо того, чтобы развиваться, словно бы сжимается в себя. Напряжение возрастает вместе с увеличением страданий героев, они как ночные бабочки, что летают вокруг лампы, которая их убивает. Через небольшое время для них не существует ничего за пределами их собственной муки.»
«Психологический триллер представляется, как спираль: в первых главах он описывает небольшой мирок, который постепенно уменьшается до самого кульминационного момента. Этот метод помогает концентрации, потому что читатель сосредотачивается на мелочах, так же, как страдающий герой. Казалось бы, что лучшим начальным пунктом для такого типа повестей было бы спокойное начало, но это не совсем так. Можно начать в любом месте, если только ты увеличиваешь напряжение, постепенно сужая круг.» Лесли Грант-Адамсон «Как написать детектив».

Триллеры
Дафна дю Морье «Ребекка», Дин Кунц «Ангелы-хранители», Робин Кук «Хромосома-6», «Мозг», Деннис Лехэйн «Таинственная река», «Остров проклятых», Си Джей Уотсон «Прежде чем я усну», Софи Ханна «Маленькое личико», «Солнечные часы».

Особенности жанра

Хороший триллер должен вызывать у читателей чувство страха, тревожного ожидания или хотя бы волнения. При этом выбранная автором тематика может быть какой угодно. Книги-триллеры подразделяются на приключенческие, детективные, политические, военные, исторические, фантастические, мистические. Можно написать шпионский или даже романтический триллер – ограничений по теме практически нет.

Главное, чтобы ваша история щекотала нервы, держала в напряжении, заставляла публику не отрываться от чтения в ожидании развязки. Сюжет должен быть интригующим, закрученным, фокусирующимся на неординарных событиях и сильных эмоциях.

Главные герои и злодеи

Как правило, персонажи триллеров очень четко делятся на положительных и отрицательных. У первых может быть полно отталкивающих или просто неприятных черт характера. А точку зрения и методы достижения цели вторых во многих случаях можно если не принять, то понять.

Тем не менее, ваша аудитория должна «болеть» именно за первых. При всем понимании поведения антагониста он должен оставаться для читателей злодеем. Победа над ним должна вызывать радость, а не сочувствие. Поэтому делать главного отрицательного персонажа чрезмерно человечным не стоит.

Структура произведения

Большинство книг-триллеров пишется примерно по одной схеме. По-настоящему талантливые литераторы, конечно, отступают от шаблонов и придумывают что-то свое. Но даже если следовать привычной для жанра структуре, можно сочинить захватывающее, достаточно оригинальное и востребованное массами чтиво – с яркими и необычными действующими лицами, неожиданными сюжетными поворотами, финальным твистом и т.д.

Вот как обычно строится повествование в книгах-триллерах:

  1. На первых страницах происходит нечто из ряда вон выходящее – из тюрьмы сбегает опасный преступник, террористы похищают ядерные боеголовки, на чердаке старого дома любопытные дети находят загадочную коробку и т.п.
  2. В первых главах читатели знакомятся с ключевым персонажем или персонажами, которые сразу же втягиваются в поиски преступника, переговоры с террористами, выяснение тайны коробки с чердака и т.п.
  3. По ходу сюжета к основным действующим лицам подключаются второстепенные – старые друзья или возлюбленные, родственники, коллеги, просто помощники и т.д. Чаще всего кто-то из второстепенных персонажей становится жертвой антагониста, чтобы главные герои начали действовать активнее и у них появились личные мотивы для борьбы.
  4. Протагонисты преодолевают всевозможные препятствия, пытаются найти и одолеть зло, но раз за разом терпят неудачу. Часто кажется, что антагонист все-таки победит, пока не наступает развязка.
  5. Кульминация происходит буквально на последних страницах книжки. Добро побеждает, все загадки разъясняются и, возможно, делается задел на следующую часть.

Бывает, что к финалу (особенно если это психологический триллер) герой меняется – преодолевает внутренний конфликт, избавляется от какого-либо комплекса, становится человечнее и т.п. Однако в большинстве произведений жанра акцент на этом не делается. Главное состоит в том, что «наши» победили, а зло наказано. Читатель провел немало волнительных часов за книгой и, если ему действительно понравилось, он обязательно купит продолжение.

Как написать хороший триллер

При создании книги-триллера, как правило, используются следующие приемы:

  1. Сюжет развивается очень стремительно. Быстрый темп практически не снижается от начала до конца, что исключает использование длинных диалогов, а также пространных описаний пейзажей, различных деталей, внутренних переживаний персонажей и т.п.
  2. Каждая глава заканчивается «на самом интересном месте», вынуждая читателя поскорее продолжить чтение.
  3. Напряжение нарастает от главы к главе. Поначалу протагонисту угрожают незначительные опасности, постепенно перерастающие в большую угрозу.
  4. На пути главного героя постоянно возникают какие-то препятствия и сложности.
  5. Часто читатели осведомлены о происходящем больше, чем положительные персонажи. К примеру, они знают, что под кроватью спрятался злодей, которого герои пока не видят. Ожидание, когда же злодей выползет из своего укрытия и каким образом его одолеют, будет порождать у читающей публики волнение и страх.
  6. Различные злодеяния нередко показываются от лица того, кто их совершает. Так противостояние антагониста и протагониста усилится, и напряжение в повествовании увеличится.
  7. Вплоть до финала антагонист одерживает победу, и только в конце положительные персонажи побеждают.
  8. Победа протагониста не объясняется случайностью или счастливым стечением обстоятельств. Он должен победить злодея своим интеллектом, силой или как-то еще, но это должна быть именно победа, требующая игры ума, ловкости, умения принимать сложные решения и т.п.

Как закончить триллер

Есть еще один важный момент, касающийся концовки произведения. Практически в любом детективе личность преступника выясняется только в последних главах. В триллере же имя злодея может быть известно уже на первых страницах (только читателю либо и читателю, и героям). А суть сюжета заключается в том, как его поймают.

Однако едва ли не все современные книжки-триллеры заканчиваются каким-нибудь эффектным твистом в стиле ранних фильмов М. Найта Шьямалана. Но запутывая читателей по ходу действия, чтобы поразить его в конце, не переусердствуйте. Неожиданный финал должен иметь хоть какое-то логическое обоснование. Поэтому перед тем, как отправлять свою рукопись в издательство или выкладывать готовый материал в интернет, еще раз перечитайте весь текст.

Убедитесь, что все развешенные вами по ходу сюжета крючечки, ружья и подсказки ведут в правильном направлении. Тогда концовка будет удивлять именно своей неожиданностью, а не натянутостью и нелепостью.

Некоторые подробности о триллере как о литературном жанре смотрите также в этом видео:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры