Каменный век виды каменного века. Основные периоды первобытного общества

Главная / Ссоры

История человеческой жизни на планете началась, когда человек взял в руки орудие и применил свой разум для выживания. За время существования человечество прошло несколько крупных этапов развития своего общественного строя. Каждая эпоха характеризуется своим образом жизни, артефактами и орудиями труда.

История каменного века - самая долгая и древняя из известных нам страниц человечества, которая характеризуется кардинальными изменениями в мировоззрении и образе жизни людей.

Особенности каменного века:

  • человечество расселилось по всей планете;
  • все орудия труда создавались людьми из того, что предоставлял окружающий мир: дерева, камней, различных частей убитых животных (кости, шкура);
  • формирование первых социальных и экономических укладов общества;
  • начало одомашнивания животных.

Историческая хронология каменного века

Человеку в мире, где айфон устаревает за месяц, тяжело понять, как люди столетиями и тысячелетиями использовали одни примитивные орудия труда. Каменный век - самая длительная из известных нам эпох. Ее начало относят к возникновению первых людей около 3 млн. лет назад и длится она до изобретения людьми способов использовать металлы.

Рис. 1 - Хронология каменного века

Археологи разделяют историю каменного века на несколько основных этапов, которые стоит рассмотреть подробнее. Важно отметить, что даты каждого периода весьма примерны и спорны, потому могут разниться в разных источниках.

Палеолит

В этот период люди проживали вместе в небольших племенах и использовали каменные орудия. Источником пищи для них служило собирательство растений и охота на диких животных. Под конец Палеолита появились первые религиозные верования в силы природы (язычество). Также конец этого периода характеризуется появлением первых произведений искусства (танцы, песни и рисование). Скорее всего, первобытное искусство проистекало из религиозных обрядов.

Большое влияние на человечество того времени оказал климат, который характеризовался сменами температур: от ледникового периода к потеплению и наоборот. Неустойчивый климат успел поменяться несколько раз.

Мезолит

Начало того периода связывают с окончательным отступлением ледникового периода, что привело к адаптации к новым жизненным условиям. Сильно усовершенствовалось используемое оружие: от массивных инструментов к миниатюрным микролитам, которые облегчили повседневность. Сюда же относят приручение человеком собаки.

Неолит

Новый каменный век стал большим шагом в развитии человечества. За это время люди научились не только добывать, но и выращивать пищу, используя при этом усовершенствованные орудия для обработки земли, сбора урожая и разрезания мяса.

Впервые люди стали объединяться в крупные группы для создания значительных каменных построек, например, таких как Стоунхедж. Это свидетельствует о достаточном количестве ресурсов и способности договариваться. В пользу последнего свидетельствует и появление торговли между разными поселениями.

Каменный век - долгий и примитивный период существования человечества. Но именно этот период стал колыбелью, в котором человек научился мыслить и создавать.

Более подробно история каменного века рассмотрена в курсах лекций , приведенных ниже.

Каменный век

Каменный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

  • Палеолит:
    • Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus .
    • Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.
    • Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.
  • Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Каменный век делится на:

● палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

● мезолит (среднекаменный) – от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

● неолит (новокаменный) – от 6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Общая характеристика каменного века

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.) – это эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понадобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота, загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит , средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

7. культура переода неолита

Неолит - эпоха появления земледелия и скотоводства. Неолитические памятники широко распространены на российском Дальнем Востоке. Они относятся к периоду 8000-4000 лет назад. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако, их производство доводится до совершенства. Для неолита характерен большой набор каменных орудий. Была широко распространена керамика (посуда из обожжённой глины). Неолитические обитатели Приморья научились изготавливать шлифованные каменные орудия, украшения и глиняную посуду.

Археологические культуры периода неолита в Приморье - бойсманская и руднинская. Представители этих культур жили в круглогодичных жилищах каркасного типа и эксплуатировали большинство доступных ресурсов окружающей среды: занимались охотой, рыболовством, собирательством. Населения бойсманской культуры, обитало на побережье в маленьких поселках (1-3 жилища), занимались летом рыболовством в море и вылавливали до 18 видов рыб, включая и таких крупных, как белая акула и скат. В тот же период практиковали и собирательство моллюсков (90% составляла устрица). Осенью занимались собирательством растений, зимой и весной охотой на оленей, косуль, кабанов, сивучей, тюленей, дельфинов, а иногда и серых китов.

На суше преобладала, вероятно, индивидуальная охота, а на море – коллективная. Рыболовством занимались мужчины и женщины, однако женщины и дети ловили рыбу на крючок, а мужчины острогой и гарпуном. Охотники-воины имели высокий социальный статус и захоранивались с особыми почестями. На многих поселениях сохранились раковинные кучи.

В результате резкого похолодания климата 5–4.5 тыс. лет назад и резкого падения уровня моря, средненеолитические культурные традиции исчезают и трансформируются в зайсановскую культурную традицию (5 - 3 тыс. лет назад), население которой имело широко специализированную систему жизнеобеспечения, которая на континентальных памятниках уже включала и земледелие. Это позволяло людям обитать как на побережье, так и в глубине континента.

Люди, принадлежавшие к зайсановской культурной традиции заселили более широкий ареал, чем их предшественники. В континентальной части они селились по благоприятным для земледелия средним течениям рек, впадающих в море, а на побережье – во всех потенциально продуктивных и удобных местах, используя все доступные экологические ниши. Представители зайсановской культуры безусловно достигли большего адаптивного успеха, чем их предшественники. Число их поселений значительно возрастает, они имеют гораздо большую площадь и количество жилищ, размеры которых также стали крупнее.

Зачатки земледелия в неолите зафиксированы и в Приморье, и в Приамурье, но наиболее полно процесс развития хозяйства неолитических культур исследован в бассейне Среднего Амура.

Древнейшая местная культура, названная новопетровской, относится к раннему неолиту и датируется V-IV тысячелетиями до н. э. Аналогичные изменения произошли и в хозяйстве населения Приморья.

Возникновение земледелия на Дальнем Востоке обусловило появление хозяйственной специализации между земледельцами Приморья и Среднего Приамурья и их соседями на Нижнем Амуре (и других северных территориях), оставшимися на уровне традиционного присваивающего хозяйства.

Последний период каменного века - неолит - характеризуется ком­плексом признаков, ни один из которых не является обязательным. В це­лом тенденции, сложившиеся в мезолите, продолжают развиваться.

Неолит характеризуется усовершенствованием техники изготовления каменных орудий, особенно их окончательной отделки - шлифовки, по­лирования. Освоена техника сверления и пиления камня. Неолитические украшения из цветного камня (особенно широко распространённые брас-леты), выпиленные из каменного диска, а затем отшлифованные и поли­рованные, имеют безупречно правильную форму.

Для лесных территорий характерны шлифованные орудия обработки дерева - топоры, долота, тесла. Наряду с кремнем начинают использо­ваться нефрит, жадеит, сердолик, яшма, сланцевый камень и другие мине­ралы. Вместе с тем, кремень продолжает преобладать, добыча его расши­ряется, появляются первые подземные выработки (шахты, штольни). Ору­дия на пластинах, вкладышевая микролитическая техника сохраняются, особенно многочисленны находки таких орудий в земледельческих райо­нах. Там обычны вкладышевые жатвенные ножи и серпы, а из макроли­тов - топоры, каменные мотыги и орудия обработки зерна: зернотёрки, ступы, песты. В районах преобладания охоты и^рыболовства - большое разнообразие орудий лова: гарпуны, использовавшиеся для добычи рыбы и наземных животных, наконечники стрел разных форм, крючки для пере­мётов, простые и составные, (в Сибири они использовались и для ловли птицы), разного рода ловушки для среднего и мелкого зверя. Часто ло­вушки делались на основе лука. В Сибири лук был усовершенствован на­кладками из кости - это делало его более упругим и дальнобойным. В рыбной ловле широко использовались сети, перемёты, каменные блёс­ны разных форм и размеров. В неолите обработка камня, кости, дерева, а затем и керамических предметов достигли такого совершенства, что по­явилась возможность эстетически подчеркнуть это умение мастера, укра­сив вещь орнаментом или придав ей особую форму. Эстетическая ценность вещи как бы усиливает ее утилитарную ценность (так, австралийские або­ригены считают, что не украшенный орнаментом бумеранг убивает хуже, чем украшенный). Эти две тенденции - усовершенствования функции вещи и ее украшения - приводят к расцвету в неолите прикладного искусства.

В неолите широко распространены керамические изделия (хотя в ряде племён они не были известны). Они представлены зооморфными и антро­поморфными фигурками и посудой. Ранние керамические сосуды выпол­нялись на основе, сплетённой из прутьев. После обжига оставался отпеча­ток плетения. Позже стали применять жгутовую и налепную технику: на­ложения жгута глины диаметром 3-4 см на форму по спирали. Чтобы глина при высыхании не трескалась, в неё добавляли отощители - рубленную солому, толчёные раковины, песок. Более древние сосуды имели округлое или острое дно - это указывает на то, что их ставили на открытый огонь. Посуда оседлых племён имеет плоское дно приспособленное к столу и поду печи. Керамическая посуда украшалась росписью или рельефным орна­ментом, которые становились всё богаче с развитием ремесла, но сохраня­ли основные традиционные элементы и приёмы украшения. Благодаря это­му, именно керамика стала использоваться для выделения территориаль­ных культур и для периодизации неолита. Наиболее распространённые приёмы украшения - это нарезной (по мокрой глине) орнамент, налеп-ные украшения, пальцевые или ногтевые защипы, ямчатый узор, гребен­чатый (с использованием штампа в форме гребёнки), рисунок нанесённый штампом "отступающая лопатка" - и другие.

Поражает изобретательность неолитического человека.

плавляемого на костре в глиняной плошке. Это единственный материал, который плавится при такой низкой температуре и при этом пригоден для получения глазури. Керамическая посуда часто делалась так искусно, что толщина стенки по отношения к величине сосуда составляла то же отно­шение, что толщина скорлупы яйца к его объему. К.Леви-Строс считает, что изобретательство первобытного человека принципиально другое, чем у современного человека. Он называет его термином "бриколаж" - бук­вальный перевод - "игра отскоком". Если современный инженер ставит и решает задачу, отбрасывая все постороннее, то бриколер собирает и ус­ваивает всю информацию, он должен быть готов к любой ситуации, и его решение бывает, как правило, связано со случайной целью.

В позднем неолите было изобретено прядение и ткачество. Использо­валось волокно дикой крапивы, льна, лыка деревьев. О том, что люди ос­воили прядение свидетельствуют пряслица - каменные или керамические насадки, утяжеляющие веретено и способствующие более плавному его вращению. Ткань получали путём плетения, без станка.

Организация населения в неолите родовая и, пока сохраняется мотыж­ное земледелие, главой рода является женщина - матриархат. С началом пашенного земледелия, а оно связано с появлением упряжного скота и усо­вершенствованных орудий обработки почвы, установится патриархат. Внутри рода люди живут семьями, либо в общинных родовых домах, либо в отдельных домах, но тогда роду принадлежит целый посёлок.

В хозяйстве неолита представлены как производящие технологии, так и присваивающие формы. Территории производящего хозяйства расши­ряются по сравнению с мезолитом, но на большей части ойкумены либо сохраняется присваивающее хозяйство, либо оно имеет комплексный ха­рактер, - присваивающий, с элементами производящего. В такие комп­лексы обычно входило животноводство. Кочевое земледелие, использо­вавшее примитивные бороздовые пахотные орудия и не знавшее ороше­ния, могло развиваться только на территориях с мягкой почвой и естественным увлажнением - в поймах рек и на предгорных и межгорных равнинах. Такие условия сложились в 8-7 тысячелетиях до н. э. на трёх территориях, ставших самыми ранними центрами земледельческих куль­тур: иордано-палестинский, малоазиатский и месопотамский. С этих тер­риторий земледелие распространилось по югу Европы, в Закавказье и Тур­кмению (поселение Джейтун близ Ашгабада - считается границей земле­дельческой ойкумены). Первые автохтонные очаги земледелия в Северной и Восточной части Азии сформировались только к третьему тысячелетию до н. э. в бассейне среднего и нижнего Амура. В Западной Европе в 6-5 тысячелетиях сложилось три главных неолитических культуры: дунай­ская, нордическая и западно-европейская. Основные сельскохозяйствен­ные культуры, возделывавшиеся в переднеазиатском и среднеазиатском очагах - это пшеница, ячмень, чечевица, горох, на Дальнем Востоке - просо. В Западной Европе - к ячменю и пшенице добавлялись овёс, рожь, просо. К третьему тысячелетию до н. э. в Швейцарии уже были известны морковь, тмин, мак, лён, яблоки, в Греции и Македонии - яблоки, инжир, груши, виноград. Благодаря разнообразию специализаций хозяйства и большой потребности в камне для орудий в неолите начинается интенсив­ный межплеменной обмен.

Количество населения в неолите резко увеличилось, для Европы за предшествующие 8 тыс. лет - почти в 100 раз; плотность населения вы­росла от 0,04 человека до 1 человека на квадратный километр. Но смерт­ность оставалась высокой, особенно детская. Считают, что не более 40-45 % людей переживали тринадцатилетний возраст. В неолите начинает устанавливаться прочная оседлость, прежде всего, на основе земледелия. В лесных районах востока и севера Евразии - по побережьям крупных рек, озёр, моря, в местах благоприятных для промысла рыбы и зверя осед­лость формируется на базе рыболовства и охоты.

Неолитические постройки разнообразны, в зависимости от климата и местных условий в качестве строительного материала использовались ка­мень, дерево, глина. В земледельческих зонах дома строились из плетня, обмазанного глиной или сырцового кирпича, иногда на каменном фунда­менте. Форма их округлая, овальная, подпрямоугольная, одна или несколь­ко комнат, есть дворик огороженный глинобитным забором. Нередко сте­ны украшались росписью. В позднем неолите появляются обширные, по-видимому, культовые дома. Застраивались площади от 2 до 12 и более 20 гектаров, такие посёлки иногда объединялись в город, например Чатал-Хююк (7-6 тысячелетие до н. э., Турция) состоял из двадцати посёлков, центральный из которых занимал 13 га. Застройка была стихийной, ули­цы шириной порядка 2 м. Непрочные постройки легко разрушались, об­разуя телли - широкие холмы. Город продолжал строиться на этом хол­ме на протяжении тысячелетий, что указывает на высокий уровень сельс­кого хозяйства, обеспечивавшего такую длительную оседлость.

В Европе от Голландии до Дуная строили общинные дома со многими очагами и дома однокомнатной структуры площадью 9,5 х 5 м. В Швей­царии и Южной Германии были обычны постройки на сваях и встречают­ся дома из камней. Дома полуземляночного типа, широко распространён­ные в прежние эпохи, также встречаются, особенно на севере и в лесной зоне, но, как правило, они дополняются бревенчатым срубом.

Захоронения в неолите как одиночные, так и групповые, чаще в скор­ченном положении на боку, под полом дома, между домами или на клад­бище, вынесенном за пределы посёлка. В погребальном инвентаре обыч­ны украшения и оружие. Для Сибири характерно присутствие оружия не только в мужских, но и в женских захоронениях.

Г.В.Чайлд предложил термин "неолитическая революция", имея в виду глубокие социальные сдвиги (кризис присваивающего хозяйства и пере­ход к производящему, увеличение численности населения и накопление рационального опыта) и становление принципиально важных отраслей хозяйства - земледелия, гончарства, ткачества. На самом деле эти изме­нения произошли не внезапно, а на протяжении всего времени от начала мезолита до эпохи палеометалла и в разные периоды на разных террито­риях. Поэтому периодизация неолита существенно различается в разных

природных зонах.

Приведем в качестве примера периодизацию неолита для наиболее хорошо изученных территорий Греции и Кипра (по А.Л.Монгайту, 1973). Ранний неолит Греции представлен каменными орудиями (из которых спе­цифичны крупные пластины и скребки), костяными, часто полированны­ми (крючки, лопатки), керамикой - женские фигурки и посуда. Ранние женские изображения реалистичны, поздние - стилизованы. Сосуды мо­нохромные (темно-серые, коричневые или красные), на круглых - коль­цевые налепы вокруг дна. Жилища полуземляночные, четырехугольные, на деревянных столбах или со стенами из плетня, обмазанного глиной. Погребения индивидуальные, в простых ямах, в согнутом положении на боку.

Средний неолит Греции (по раскопкам в Пелопоннесе, Аттике, Эвбее, Фессалии и других местах) характеризуется жилищами из сырцового кир­пича на каменном фундаменте из одной - трех комнат. Характерны пост­ройки типа мегарон: квадратное внутреннее помещение с очагом посреди­не, выступающие концы двух стен образуют входной портик, отделенный от пространства двора столбами. В Фессалии (стоянка Сескло) были неук­репленные земледельческие поселки, образующие телли. Керамика тонкая, обожженная, с глазурью, много шаровидных сосудов. Встречается кера­мическая посуда: полированая серая, черная, трехцветная и матовая рас­писная. Много изящных глиняных фигурок.

Для позднего неолита Греции (4-3 тысячелетия до н. э.) характерно появление укрепленных поселков (поселок Демини в Фессалии) с "жили­щем вождя" в центре акрополя размером 6.5 х 5.5 м. (самым большим в поселке).

В неолите Кипра видны черты влияния культур Ближнего Востока. Ранний период датируется 5800-4500 гг. до н. э. Характеризуется округло-яйцевидной формой глинобитных домов диаметром до 10м., образующих поселки (типичный поселок - Хирокития). Жители занимались земледе­лием и держали свиней, овец, коз. Хоронили под полом в домах, на голову умершего клали камень. Орудия, типичные для неолита: серпы, зернотер­ки, топоры, мотыги, стрелы, наряду с ними ножи и чаши из обсидиана и стилизованные фигурки людей и животных из андезита. Керамика самых примитивных форм (к концу 4 тысячелетия появляется керамика с гребен­чатым орнаментом). Люди раннего неолита на Кипре искусственно изме­няли форму черепа.

Во втором периоде от 3500 до 3150 лет до н. э. наряду с округлыми постройками появляются четырехугольные со скругленными углами. Ке­рамика с гребенчатым орнаментом становится обычной. Кладбища выно­сятся за пределы поселка. Период от 3000 до 2300 лет до н. э. на юге Кипра относится к энеолиту, медно-каменному веку, периоду, переходному к эпохе бронзы: наряду с преобладающими каменными орудиями появляются пер­вые медные изделия - украшения, иглы, булавки, сверла, маленькие ножи, долота. Медь была найдена в Малой Азии в 8-7 тысячелетии до н. э. На­ходки медных изделий на Кипре, по-видимому, результат обмена. С появ­лением металлических орудий, они все более вытесняют менее эффектив­ные каменные, зоны производящего хозяйства расширяются, начинается социальная дифференциация населения. Наиболее характерная для этого периода керамика - бело-красная с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.

Последующие историко-культурные периоды характеризуются разло­жением родового строя, формированием раннего классового общества и древнейших государств, что составляет предмет изучения письменной ис­тории.

8. Искусство древнейшего населения ДВ

9 Язык, наука, образование в государстве БОХАЙ

Образование, наука и литература . В столице Бохайского государства Сангёне (современный Дунцзинчэн, КНР) были созданы учебные заведения, в которых преподавались математика, основы конфуцианства и китайская классическая литература. Многие отпрыски аристократических семей продолжали своё образование в Китае; это свидетельствует о широком распространении конфуцианской системы и китайской литературы. Обучение бохайских студентов в Танской империи способствовало закреплению буддизма и конфуцианства в бохайской среде. Получившие образование в Китае бохайцы делали на родине блестящую карьеру: на государственной службе прославились Ко Вонго* и О Кванчхан*, проведшие в танском Китае много лет.

В КНР найдены усыпальницы двух бохайских принцесс – Чон Хё* и Чон Хе (737 – 777 гг.), на могильных плитах которых высечены стихи на древнекитайском языке; они являются не только литературным памятником, но и блестящим образцом каллиграфического искусства. Известны имена нескольких бохайских литераторов, творивших на китайском языке, это Янтхэса*, Ванхёрём (? – 815 гг.), Инчон*, Чонсо*, некоторые из них побывали в Японии. Произведения Янтхэса «Млечный путь так чист », «Ночной звук отбивания белья » и «На инеем покрытом небе светится луна » отличает безупречный литературный стиль, и они высоко ценятся в современной Японии.

О достаточно высоком уровне развития бохайской науки, прежде всего астрономии и механики, свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин* посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический календарь «Сонмённок » / «Свод небесных светил», научив местных коллег методике пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца XVII в.

Культурное и этническое родство обеспечило прочные связи Бохай с Объединенным Силла, но бохайцы имели активные контакты также и с Японией. С начала VIII и по X в. в Японии побывало 35 бохайских посольств: первое было направлено на острова в 727 г., а последнее относится к 919 г. Бохайские послы везли с собой меха, лекарства, ткани, а увозили на материк ремесленные изделия и ткани японских мастеров. Достоверно известно о 14 японских посольствах в Бохай. По мере ухудшения японо-силланских связей островное государство стало направлять свои посольства в Китай через бохайскую территорию. Японские историки пришли к выводу о существовании тесных связей между Бохай и т. н. «охотской культурой» на восточном побережье о-ва Хоккайдо.

С начала VIII в. в Бохай широко распространяется буддизм, идёт оживленное строительство храмов и монастырей, фундаменты некоторых сооружений сохранились до нашего времени на территории Северо-Восточного Китая и Приморского края. Государство приблизило к себе буддийское духовенство, социальный статус священнослужителей неуклонно повышался не только в духовной сфере, но и среди господствующего класса. Некоторые из них становились важными государственными чиновниками, так, буддийские монахи Инчон и Чонсо, прославившиеся как талантливые поэты, направлялись в своё время в Японию с важными дипломатическими миссиями.

В российском Приморье активно изучаются городища и остатки буддийских храмов, относящихся к бохайскому периоду. В них найдены бронзовые и железные наконечники стрел и копий, костяные орнаментированные предметы, буддийские статуэтки и многие другие вещественные свидетельства высокоразвитой культуры Бохай.

Для составления официальных документов бохайцы, как это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались китайской иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская руническая, то есть буквенная, письменность.

10 Религиозные представление бохайцев

Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе. В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа.

11. Материальная культура чжурчженей

Чжурчжени-удигэ, составлявшие основу империи Цзинь, вели оседлый образ жизни, что нашло отражение в характере жилищ, которые представляли собой наземные деревянные сооружения каркасно-столбового типа с канами для обогрева. Каны сооружались в виде продольных вдоль стен (одного-трех каналов) дымоходов, которые сверху закрывались галечником, плитняком и тщательно обмазывались глиной.

Внутри жилища почти всегда имеется каменная ступа с деревянным пестом. Редко, но встречаются деревянная ступа и деревянный пест. Известны в некоторых жилищах плавильные горны, каменные подпятники гончарного стола.

Жилой дом вместе с рядом хозяйственных построек составлял усадьбу одной семьи. Здесь сооружали летние свайные амбары, в которых летом нередко жила семья.

В XII - начале XIII вв. у чжурчженей было многоотраслевое хозяйство: земледелие, скотоводство, охота* рыбная ловля.

Земледелие было обеспечено плодородными землями и разнообразными орудиями труда. В письменных источниках упоминаются арбуз, лук, рис, конопля, ячмень, просо, пшеница, бобы, порей, тыква, чеснок. Значит, широко известно было полеводство и огородничество. Повсеместно выращивались лен и конопля. Из льна изготавливали полотно для одежды, из крапивы - мешковину для разных технологических производств (черепицы в частности). Масштабы ткацких производств были велики, а значит и земляные площади для технических культур отводились в больших размерах (История Дальнего Востока СССР, с. 270- 275).

Но основой земледелия было производство зерновых культур: мягкой пшеницы, ячменя, чумизы, гаоляна, гречихи, гороха, сои, фасоли, вигны, риса. Обработка земли пашенная. Пахотные орудия - рала и плуги - тягловые. Но вспашка земли требовала более тщательной обработки, что производилось мотыгами, лопатами, пешнями, вилами. Для уборки зерновых использовали многообразные железные серпы. Интересны находки ножей соломорезок, что свидетельствует о высоком уровне заготовок кормов, то есть использовалась не только трава (сено), но и солома. Зерноводческое хозяйство чЖурчженей богато орудиями для обрушивания, толчения и помола злаковых: деревянные и каменные ступы, ножные крупорушки; в письменных документах упоминаются водяные крупорушки; а наряду с ними - ножные. Многочисленны ручные мельницы, а на Шайгинском городище найдена мельница, приводимая в работе тягловым скотом.

Животноводство было также важной отраслью хозяйства чжурчженей. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и собак. Рогатый скот чжурчженей хорошо известен многими достоинствами: крепость, продуктивность (и мясная, и молочная).

Коневодство составляло, пожалуй, важнейшую отрасль животноводства. Чжурчжени разводили три породы лошадей: мелкие, средние и очень мелкие по высоте, но все очень приспособленные к передвижению по горной тайге. Об уровне коневодства свидетельствует развитое производство конской упряжи. В целом можно заключить, что в эпоху империи Цзинь в Приморье сложился хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев с развитыми земледелием и животноводством, для того времени высокопроизводительным, соответствующим классическим типам феодальных обществ аграрного типа.

Чжурчженская экономика существенно дополнялась высоко развитым ремесленным производством, в котором ведущее место занимали железоделательное (горная добыча руды и выплавка железа), кузнечное, плотничье и гончарное, где основным было производство черепицы. Ремесленное дело дополнялось ювелирным, оружейным, кожевенным и многими другими видами занятий. Особого высокого уровня развития достигло оружейное дело: производство луков со стрелами, копий, кинжалов, мечей, а также ряда защитных видов оружия

12. Духовная культура чжурчженей

Духовная жизнь, мировоззрение чжурчженей-удигэ представляли органичную слитную систему религиозных представлений архаичного общества и ряда новых буддийских компонентов. Такое сочетание архаики и нового в мировоззрении свойственно обществам слагающейся классовой структуры и государственности. Новая религия, буддизм, исповедывалась по преимуществу новой аристократией: государственной и военной

верхушкой.

Традиционные верования чжурчженей-удигэ включали в свой комплекс многие элементы: анимизм, магию, тотемизм; постепенно усиливаются антропоморфизированные культы предков. Многие из этих элементов слиты были в шаманизме. Антропоморфные фигурки, выражающие идеи культа предков, генетически связаны с каменными изваяниями евразийских степей, а также с культом духов-покровителей и культом огня. Культ огня имел широкое

распространение. Он иногда сопровождался и человеческими жертвоприношениями. Разумеется, жертвоприношения другого типа (животных, пшеницы и других продуктов) были широко известны. Одним из важнейших элементов культа огня было солнце, нашедшее выражение в ряде археологических памятников.

Исследователи неоднократно подчеркивали существенное воздействие на культуру чжурчженей Приамурья и Приморья культуры тюрков. Причем иногда речь идет не только о внедрении в среду чжурчженей каких-то элементов духовной жизци тюрков, но о глубинных этногенетических корнях подобных связей. Это позволяет видеть в культуре чжурчженей восточный регион единого и очень могучего мира кочевников степей, своеобразно оформившегося в условиях приморского и приамурского леса.

13. Письменность и образование чжурчженей

Письменность --- Чжурчжэньское письмо́ (чжур.: Jurchen script in Jurchen script.JPG dʒu ʃə bitxə) - письменность, использовавшаяся для записи чжурчжэньского языка в XII-XIII веках. Оно было создано Ваньянь Сиинем на основе киданьского письма, которое, в свою очередь, образовано от китайского, дешифровано частично. Входит в китайскую семью письменностей

В чжурчжэньской письменности было около 720 знаков, среди которых есть логограммы (обозначают только значение, не имея отношения к звучанию) и фонограммы. В чжурчжэньском письме также имеется система ключей, аналогичная китайской; знаки сортировали по ключам и и количеству черт.

Сначала чжурчжэни использовали киданьское письмо, но в 1119 г. Ваньянь Сиинь создал чжурчжэньскую письменность, которая позднее получила название «большое письмо», так как включало около трёх тысяч знаков. В 1138 г. было создано «малое письмо», обходившееся несколькими сотнями знаков. К концу XII в. малое письмо вытеснило большое. Чжурчжэньское письмо является нерасшифрованным, хотя учёным известно около 700 знаков из обоих писем.

Создание чжурчжэньской письменности – важное событие в жизни и культуре. Оно продемонстрировало зрелость чжурчжэньской культуры, позволило превратить чжурчжэньский язык в государственный язык империи, создать оригинальную литературу и систему образов. Чжурчжэньская письменность сохранилась плохо, в основном это различные каменные стелы, печатные и рукописные работы. Рукописных книг сохранилось очень мало, но в печатных книгах имеется немало ссылок на них. Активно использовался чжурчжэнями и китайский язык, произведений на котором сохранилось не мало.

Имеющийся материал позволяет говорить о самобытности этого языка. В XII-XIII веках язык достиг довольно высокого развития. После разгрома Золотой империи язык пришёл в упадок, но не исчез. Некоторые слова были заимствованы другими народами, в том числе монголами, через которых попали в русский язык. Это такие слова как «шаман», «узда», «удила», «ура». Чжурчжэньский боевой клич «ура!» означает зад. Как только противник разворачивался и начинал бежать с поля боя, передние воины кричали «ура!», давая остальным понять, что враг обернулся задом и его надо преследовать.

Образование ---В начале существования Золотой империи просвещение ещё не приобрело государственного значения. В ходе войны с киданями чжурчжэни пользовались любыми способами, чтобы заполучить киданьских и китайских учителей. Известный китайский просветитель Хун Хао, проведя в плену 19 лет, был воспитателем и учителем в знатной чжурчжэньской семье в Пятиградье. Потребность в грамотных чиновниках заставило правительство заниматься вопросами образования. На чиновничьих экзаменах сдавалась поэзия. К экзаменам допускались все желающие мужчины (даже сыновья рабов), кроме рабов, императорских ремесленников, актёров и музыкантов. Для увеличения числа чжурчжэней в администрациях, чжурчжэни сдавали менее сложный экзамен, чем китайцы.

В 1151 г. был открыт Государственный университет. Здесь работали два профессора, два преподавателя и четыре ассистента, позднее университет укрупнился. Высшие учебные заведения стали создаваться отдельно для китайцев и чжурчжэней. В 1164 г. начали создавать Государственный институт для чжурчжэней, расчитаный на три тысячи студентов. Уже в 1169 г. было выпущено первых сто студентов. К 1173 г. институт начал работать на полную мощность. В 1166 г. был открыт институт для китайцев, в котором обучалось 400 студентов. Обучение в университете и институтах носило гуманитарный уклон. Основное внимание уделялось изучению истории, философии и литературы.

Во время правления Улу в областных городах стали открываться училища, с 1173 г. – чжурчжэньские, всего 16, а с 1176 г. – китайские. В училище принимали после сдачи экзаменов по рекомендациям. Учащиеся жили на полном обеспечении. В каждом училище обучалось, в среднем, 120 человек. Имелось такое училище и в Сюйпине. Небольшие училища открывались в центрах округов, в них обучалось 20-30 человек.

Кроме высшего (университет, институт) и среднего (училища) существовало начальное образование, о котором известно мало. Во время правления Улу и Мадагэ развивались городские и сельские школы.

Большое количество учебников печатал университет. Известно даже пособие, служившее шпаргалками.

Система набора учеников была ступенчатой и сословной. На определённое количество мест сначала набирались знатные дети, затем менее знатные и т.д., если оставались места, могли набрать детей простолюдинов.

С 60-х годов XII в. образование становится важнейшей заботой государства. Когда в 1216 г., во время войны с монголами, чиновники предложили снять студентов с довольствия, император жёстко отверг эту идею. После войн в первую очередь восстанавливались школы.

Однозначно можно утверждать, что чжурчжэньская знать была грамотной. Надписи на керамической посуде позволяют говорить, что грамотность была распространена и среди простого народа.

22. Религиозные представления ДВ

Основой верований нанайцев, удэгейцев, орочей и отчасти тазов было универсальное представление о том, что вся окружающая природа, весь мир живой, наполнен душами и духами. Религиозные представления тазов отличались от остальных тем, что в них был большой процент влияния буддизма, китайского культа предков и других элементов китайской культуры.

Удэгейцы, нанайцы и орочи представляли землю вначале в виде мифического животного: лося, рыбы, дракона. Затем постепенно эти представления сменились на антропоморфный образ. И наконец, символизировать землю, тайгу, море, скалы стали многочисленные и могущественные духи-хозяева местности. Несмотря на общую основу верований в духовной культуре нанайцев, удэгейцев и орочей можно отметить и некоторые особенные моменты. Так, удэгейцы считали, что хозяином гор и лесов был грозный дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи-хозяева отдельных участков местности, а также некоторые животные - тигр, медведь, лось, выдра, косатка. У орочей и нанайцев верховным правителем всех трех миров - подземного, земного и небесного был заимствованный из духовной культуры маньчжуров дух Эндури. Ему подчинялись духи-хозяева моря, огня, рыб и т.д. Духом хозяином тайги и всех зверей, кроме медведей, был мифический тигр Дуся. Наибольшим почитанием и в наше время для всех коренных народов Приморского края является дух-хозяин огня Пудзя, что несомненно связано с древностью и широким распространением этого культа. Огонь, как даритель тепла, пищи, жизни, являлся для коренных народов священным понятием и с ним связана до сих пор масса запретов, ритуалов и верований. Однако, для разных народов края, и даже для разных территориальных групп одного этноса зрительный образ этого духа был совершенно разным по половому, возрастному, антропологическому и зооморфному признакам. Духи играли огромную роль в жизни традиционного общества коренных народов края. Практически вся жизнь аборигена была раньше наполнена ритуалами либо задабривающими добрых духов, либо защищающими от злых духов. Главным из последних являлся могущественный и вездесущий злой дух Амба.

Общими в своей основе были обряды жизненного цикла коренных народов Приморского края. Родители защищали от злых духов жизнь еще не родившегося ребенка и впоследствии до момента, когда человек может сам либо при помощи шамана позаботиться о себе. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал безуспешно все рациональные и магические способы. Жизнь взрослого человека также была обставлена многочисленными табу, ритуалами и обрядами. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда, средствами передвижения, определенным запасом продуктов, которого душе должно было хватить для путешествия в загробным мир. Все вещи, оставляемые с покойным, намеренно портились для того, чтобы освободить их души и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось все новое. Согласно представлениям нанайцев, удэгейцев и орочей душа человека бессмертна и через некоторое время, она перевоплотившись в противоположный пол, возвращается в родное стойбище и вселяется в новорожденного. Представления тазов несколько отличаются и по ним, человек обладает не двумя-тремя душами, а девяносто девятью, которые поочередно умирают. Вид погребения у коренных народов Приморского края зависел в традиционном обществе от вида смерти человека, его возраста, пола, социального положения. Так, похоронный обряд, и оформление могилы близнецов и шаманов отличалось от погребения обычных людей.

Вообще шаманы играли огромную роль в жизни традиционного общества аборигенов региона. В зависимости от своего мастерства шаманы делились на слабых и сильных. В соответствии с этим они имели различные шаманские костюмы и многочисленные атрибуты: бубен, колотушку, зеркала, посохи, мечи, ритуальную скульптуру, ритуальные сооружения. Шаманами были глубоко верующие в духов люди поставившие целью своей жизни служить и безвозмездно помогать сородичам. Шаманом не мог стать шарлатан, или человек, который заранее хотел получать с шаманского искусства какие-либо выгоды. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного, поисков пропавшей вещи, получения промысловой добычи, проводов души умершего в загробный мир. В честь своих духов-помощников и духов-покровителей, а также для воспроизводства свой силы и авторитета перед сородичами сильные шаманы устраивали раз в два-три года благодарственный обряд, который был схож в своей основе у удэгейцев, орочей и нанайцев. Шаман со свитой и со всеми желающими объезжал свои «владения», где заходил в каждое жилище, благодарил добрых духов за помощь и изгонял злых. Обряд нередко приобретал значение народного общественного праздника и заканчивался обильным пиром на котором шаман мог полакомиться только маленькими кусочками из уха, носа, хвоста и печени жертвенной свиньи и петуха.

Еще одним важным праздником нанайцев, удэгейцев и орочей был медвежий праздник, как наиболее яркий элемент культа медведя. По представлениям этих народов медведь являлся их священным родственником, первопредком. Благодаря своему внешнему сходству с человеком, а также природному уму и хитрости, силе медведь с древнейших времен был приравнен к божеству. Для того, чтобы еще раз укрепить родственные отношения с таким могущественным существом, а также увеличить количество медведей в промысловых угодьях рода люди и устраивали торжество. Праздник проводился в двух вариантах - пиршество после убиения медведя в тайге и праздник устраиваемый после трехлетнего выращивания медведя в специальном срубе в стойбище. Последний вариант у народов Приморья бытовал лишь у орочей и нанайцев. Приглашались многочисленные гости из соседних и дальних стойбищ. На празднике соблюдался ряд половозрастных запретов при еде священного мяса. Определенные части медвежьей туши сохранялись в специальном амбаре. Как и последующее после пира захоронение черепа и костей медведя, это было необходимо для будущего возрождения зверя и, следовательно, продолжения хороших отношений со сверхъестественным родственником. Подобными родственниками считались также тигр и косатка. К этим животным относились по особому, поклонялись им и никогда на них не охотились. После случайного убиения тигра ему устраивали похоронный обряд наподобие человеческого и затем охотники приходили к месту погребения и просили удачи.

Большую роль играли благодарственные ритуалы в честь добрых духов перед отправлением на промысел и непосредственно на месте охоты или рыбной ловли. Охотники и рыболовы угощали добрых духов кусочками пищи, табаком, спичками, несколькими каплями крови или спиртного и просили помощи, чтобы повстречался нужный зверь, чтобы не сломалось копье или хорошо сработала ловушка, чтобы не сломать ногу в буреломе, чтобы не перевернулась лодка, чтобы не повстречаться с тигром. Нанайские, удэгейские и орочские охотники сооружали для подобных ритуальных целей небольшие сооружения, а также приносили угощения для духов под особо выбранное дерево или на горный перевал. Тазы использовали для этой цели кумирни китайского типа. Однако влияние соседней китайской культуры испытывали на себе также нанайцы, и удэгейцы.

23. Мифология коренных малочисленных народов ДВ

Общее миросозерцание первобытных народов, их представление о мире выражается в различных обрядах, суевериях, формах культа и т.д., но главным образом в мифах. Мифология является главным источником познания внутреннего мира, психологии первобытного человека, его религиозных воззрений.

Примитивные люди в познании мира ставят себе определенный пределы. Все, что первобытный человек знает, он считает основанным на фактах действительных. Все «примитивные» люди по природе своей анимисты, по их представлению все в природе имеет душу: и человек, и камень. Именно поэтому управителями судеб человеческих и законов природы у них являются духи.

Наиболее древними ученые считают мифы о живот­ных, о небесных явлениях и светилах (солнце, луне, звез­дах), о потопе, мифы о происхождении вселенной (космо­гонические) и человека (антропогонические).

Животные - действующие лица почти всех перво­бытных мифов, в которых они говорят, мыслят, общаются друг с другом и с людьми, совершают поступки. Они вы­ступают то предками человека, то творцами земли, гор, рек.

По представлениям древних жителей Дальнего Вос­тока, Земля в стародавние времена имела не такой вид, как теперь: она сплошь была покрыта водой. До наших дней дошли мифы, в которых синица, утка или гагара достают кусочек земли со дна океана. Землю кладут на воду, она разрастается, и на ней поселяются люди.

Мифы народов Приамурья рассказывают об уча­стии в сотворении мира лебедя и орла.

Могущественным существом, преобразующим облик Земли, в дальневосточной мифологии выступает мамонт. Его представляли очень крупным (как пять-шесть ло­сей) животным, вызывающим страх, удивление и почте­ние. Иногда в мифах мамонт действует совместно с ги­гантским змеем. Мамонт достает со дна океана столько

земли, чтобы ее хватило на всех людей. Змей помогает ему ровнять землю. По извивающимся следам его длин­ного тела потекли реки, а там, где земля осталась нетро­нутой,- образовались горы, где нога ступала или лежало тело мамонта - остались глубокие впадины. Так древ­ние люди пытались объяснить особенности земного рельефа. Считалось, что мамонт боится солнечных лучей, поэтому живет под землей, а иногда на дне рек и озер. С ним связывали обвалы берегов в половодье, треск льда при ледоходе, даже землетрясения. Один из самых распространенных образов в дальнево­сточной мифологии - образ лося (оленя). Это и понятно. Лось - самое крупное и сильное животное тайги. Охота на него служила одним из основных источников суще­ствования древних охотничьих племен. Грозен и могуч этот зверь, второй (после медведя) хозяин тайги. По пред­ставлениям древних, сама Вселенная была живым суще­ством и отождествлялась с образами животных.

У эвенков, например, сохранился миф о космическом лосе, живущем на небе. Выбегая из небесной тайги, лось видит солнце, цепляет его на рога и уносит в чащу. На земле у людей наступает вечная ночь. Они напуганы, не знают, что делать. Но один смелый богатырь, надев кры­латые лыжи, пускается по следу зверя, настигает его и поражает стрелой. Богатырь возвращает людям солнце, но сам остается на небе хранителем светила. С тех пор будто бы и идет на земле смена дня и ночи. Каждый вечер лось уносит солнце, а охотник настигает его и воз­вращает людям день. С образом лося связывается со­звездие Большой Медведицы, а Млечный Путь считается следом крылатых лыж охотника. Связь образа лося с солнцем – одно из древнейших представлений жителей Дальнего Востока о космосе. Свидетельство тому – наскальные изображения Сикочи-Аляна.

Жители дальневосточной тайги возводили в ранг создательницы всего живого рогатую мать-лосиху (олениху). Находясь под землей, у корней мирового дерева, она рождает зверей и людей. Жителям прибрежных районов всеобщая прародительница виделась матерью-моржихой, одновременно и зверем и женщиной.

Древний человек не отделял себя от окружающего мира. Растения, животные, птицы были для него такими же существами, как и он сам. Не случайно, поэтому первобытные люди считали их своими предками и родичами.

В жизни и быте аборигенов большое место занимало народное декоративное искусство. В нем отразилось не только самобытное эстетическое мировоззрение народов, но и социальный быт, уровень развития хозяйства и межэтнические, межплеменные связи. Традиционное декоративное искусство народностей имеет глубокие корни на земле их предков.

Яркое свидетельство тому – памятник древнейшей культуры – петроглифы (рисунки-писанины) на скалах Сикачи-Аляна. Искусство тунгусов-маньчжу­ров и нивхов отображало окружающую среду, устремления, творческую фантазию охотников, рыболовов, собирателей трав и кореньев. Самобытное искусство народностей Амура и Сахалина всегда восхищало тех, кто впервые с ним соприкасался. Русского ученого Л. И. Шренка очень поразило умение нивхов (гиляков) изготовлять поделки из разных металлов, украшать свое оружие фигурами из красной меди, латуни, серебра.

Большое место в искусстве тунгусо-маньчжуров, нивхов занимала культовая скульптура, материалом для которой служили дерево, железо, серебро, трава, солома в сочетании с бисером, бусами, лентами, мехом. Исследователи отмечают, что только народности Амура и Сахалина умели делать удивительно красивые аппликации по рыбьей коже, расписывать бересту, дерево. В искусстве чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов нашла свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, тундрового оленевода. В течение многих веков они достигли совершенства в резьбе по моржовой кости, резьбе на костяных пластинках с изображением жилищ, лодок, животных, сценок охоты на морского зверя. Знаменитый русский исследователь Камчатки академик С. П. Крашенинников, восторгаясь мастерством древних народов, писал: «Из всей работы сих других народов, которую они каменными ножами и топорами весьма чисто делают, ничто мне так не было удивительно, как цепь из моржовой кости … Она состояла из колец, гладкостью подобных точеным, и из одного зуба была сделана; верхние кольца были у ней больше, нижние меньше, а длиною она была немного меньше полуаршинна. Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто б не почел иную за труды дикого чукчи и за деланную каменным инструментом».

Основные периоды Каменного века

КАМЕННЫЙ ВЕК: на Земле - более 2 млн.лет назад-до 3 тысячелетия до н.э.; на тер-рии Каз-на - около 1 млн.лет назад до 3 тысячелетия до н.э. ПЕРИОДЫ: палеолит(древнекаменный век) - более 2,5 млн.лет назад - до 12 тысячелетия до н. э., подразделяется на 3 эпохи: ранний или нижний палеолит - 1 млн.лет назад-140 тыс.лет до н.э.(Олдувайский, ашельский период), средний палеолит - 140-40 тыс.лет до н.э. (поздний ашель и мустьерский период), поздний или верхний палеолит - 40-12(10) тыс.лет до н.э.(эпохи ориньяк, солютре, мадлен); мезолит (среднекаменный век) - 12-5 тыс. лет до н. э.; неолит (новокаменный век) - 5-3 тыс. лет до н. э.; энеолит (меднокаменный век) - XXIV-XXII вв.до н.э.

Основные периоды первобытного общества

КАМЕННЫЙ ВЕК: на Земле - более 2 млн.лет назад - до 3 тысячелетия до н.э.; периоды: : палеолит(древнекаменный век) - более 2,5 млн.лет назад - до 12 тысячелетия до н. э., подразделяется на 3 эпохи: ранний или нижний палеолит - 1 млн.лет назад-140 тыс.лет до н.э.(Олдувайский, ашельский период), средний палеолит - 140-40 тыс.лет до н.э. (поздний ашель и мустьерский период), поздний или верхний палеолит - 40-12(10) тыс.лет до н.э.(эпохи ориньяк, солютре, мадлен); мезолит (среднекаменный век) - 12-5 тыс. лет до н. э.; неолит (новокаменный век) - 5-3 тыс. лет до н. э.; энеолит (меднокаменный век) - XXIV-XXII вв.до н.э.БРОНЗОВЫЙ ВЕК - конец III-го-начало I-го тыс.до н.э.ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК - начало I-го тыс.до н.э.

Каменный век

Камменный век -- древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

*Палеолит:

Нижний палеолит -- период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

Средний палеолит -- период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

Верхний палеолит -- период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

*Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

*Неолит -- эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Палеолит

Период древнейшей истории человечества, захватывающий временную эпоху с момента выделения человека из животного состояния и появления первобытно-общинного строя до окончательного отступления ледников. Термин был придуман археологом Джоном Либбоком в 1865 году. В палеолите человек начал использовать каменные орудия в своей повседневной жизни. Каменный век охватывает большую часть истории человечества (около 99 % времени) на земле и начинается 2,5 или 2,6 млн. лет назад. Каменный век характеризуется появлением каменных инструментов, сельского хозяйства и завершением плиоцена около 10 тыс. лет до н. э. Эпоха Палеолита заканчивается с наступлением Мезолита, который в свою очередь завершился неолитической революцией.

Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах, таких как племена и занимались собиранием растений и охотой на диких животных. Палеолит характеризуется использованием преимущественно каменных орудий, хотя также применялась древесина и костяные инструменты. Природные материалы адаптировались человеком для использования их в качестве инструментов, так были в ходу кожа и растительные волокна, но, учитывая их недолговечность они не смогли сохраниться до наших дней. Человечество в течение палеолита постепенно эволюционировало от ранних представителей рода Homo, таких, как Homo habilis, которые использовали простые каменные орудия до анатомически современного человека (Homo sapiens sapiens). В конце Палеолита, во время Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства и стали заниматься религиозными и духовными обрядами, такими как захоронение мёртвых и религиозные ритуалы. Климат во времена палеолита включал ледниковые и межледниковые периоды, в которых климат периодически изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний палеолит

Период, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis . Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила свое название в честь места, где были найдены первые каменные инструменты -- Олдувайского ущелья в Танзании. Живущие в эту эпоху люди существовали преимущественно за счёт мяса умерших животных и собирательства дикорастущих растений, так как охота в это время не была ещё распространена. Около 1,5 млн лет назад появился более развитый человеческий вид -- Homo erectus. Представители данного вида научились использовать огонь и создавали более сложные рубящие инструменты из камня, а также расширили ареал своего обитания за счёт освоения Азии, что подтверждается находками на плато Жойкудан в Китае. Около 1 млн лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Средний Палеолит

Период начался около 200 тыс. лет назад и является наиболее изученной эпохой, в течение которой жили неандертальцы (120-35 тыс. лет назад). Наиболее известные находки неандертальцев относятся к Мостерианской культуре. В конце концов неандертальцы вымерли и были заменены современными людьми, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тыс. лет назад. Несмотря на то, что культура неандертальцев считается примитивной, есть данные, что они чтили своих стариков и практиковали ритуалы погребения, которые организовывались всем племенем. В это время произошло расширение ареала обитания людей и заселения ими неосвоенных территорий, таких как Австралия и Океания. Народы Среднего Палеолита демонстрируют неопровержимые доказательства, что у них начало преобладать абстрактное мышление, выраженное, например в организованном захоронении умерших. Недавно, в 1997 году на основании анализа ДНК первого неандертальца ученые Мюнхенского университета сделали вывод - различия в генах слишком велики чтобы считать неандертальцев предками кроманьольцев (т. е. современных людей). Эти выводы были подтверждены ведущими специалистами из Цюриха, а позже и всей Европы и Америки. В течение длительного времени (15-35 тысяч лет) неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали и враждовали. В частности, на стоянках и неандертальцев и кроманьонцев были обнаружены обглоданные кости другого вида.

Верхний палеолит

Около 35-10 тыс. лет назад завершился последний ледниковый период и современные люди в течение данного периода расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская археологические культуры.

Северная и Южная Америка были колонизированы людьми через существовавший в древности Берингов перешеек, который был позже затоплен повышением уровня мирового океана и превратился в Берингов пролив. Древние люди Америки, палеоиндейцы скорее всего сформировались в самостоятельную культуру около 13,5 тыс. лет назад. В целом, на планете стали преобладать сообщества охотников-собирателей, которые использовали различные типы каменных инструментов в зависимости от региона.

Мезолит

Период между палеолитом и неолитом, X--VI тысяч лет до нашей эры. Период начался с завершения последнего ледникового периода и продолжался по повышение уровня мирового океана, что вызвало необходимость людей адаптироваться к окружающей обстановке и находить новые источники своего пропитания. В этом периоде появились микролиты -- миниатюрные каменные инструменты, которые значительно расширили возможности применения камня в повседневной жизни древних людей. Однако, термин «мезолит» также используется и в качестве обозначения каменных инструментов, которые были привезены в Европу из Древнего Ближнего Востока. Микролитические инструменты значительно повысили эффективность охоты, а в более развитых поселениях (например, Лепенский Вир) использовались также и для рыбалки. Вероятно, в этой временной эпохе произошло приручение собаки в качестве помощника на охоте.

Неолит

Новый каменный век характеризовался появлением сельского хозяйства и скотоводства во время так называемой неолитической революции, развитием гончарного ремесла и появлением первых крупных поселений людей, таких как Чатал-Гуюк и Иерихон. Первые культуры неолита появились около 7000 до н. э. в зоне так называемого «плодородного полумесяца». Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии.

Увеличение численности населения привело к возрастанию потребности в растительной пище, что способствовало быстрому развитию сельского хозяйства. При ведении сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты для обработки почвы, а при сборе урожая начали использоваться приспособления для жатвы, измельчения резки растений. Впервые начали строиться крупномасштабные каменные сооружения, такие как башни и стены Иерихона или Стоунхендж, что демонстрирует появление в неолите значительных людских и материальных ресурсов, а также форм сотрудничества между большими группами людей, которые позволяли вести работы над крупными проектами. В эпоху неолита появилась регулярная торговля между различными поселениями, люди начали перевозить товары на значительные расстояния (многие сотни километров). Поселение Скара-Брей, расположенное на Оркнейских островах недалеко от Шотландии является одним из лучших примеров неолитической деревни. В поселении использовались каменные кровати, полки и даже помещения для туалетов.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 90, февраль 2016 года.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Материал этого выпуска подготовлен специально для нашего проекта сотрудниками Музея-заповедника «Костёнки» (авторы: главный научный сотрудник Ирина Котлярова и старший научный сотрудник Марина Пушкарёва-Лаврентьева). Им – наша искренняя признательность.

Дорогие друзья! Наша газета уже не раз сопровождала своих читателей в «путешествие в каменный век». В выпуске мы проследили путь, который прошли наши предки, прежде чем стать такими, как мы с вами. В выпуске – «разобрали по косточкам» заблуждения, сложившиеся вокруг интереснейшей темы происхождения человека. В выпуске – обсудили «недвижимость» неандертальцев и кроманьонцев. В выпуске – изучили мамонтов и познакомились с уникальными экспонатами Зоологического музея. Этот выпуск нашей стенгазеты подготовлен коллективом авторов музея-заповедника «Костёнки» – «жемчужины палеолита», как называют его археологи. Благодаря находкам, сделанным именно здесь, в долине Дона к югу от Воронежа, во многом и было создано наше современное представление о «каменном веке».

Что такое «палеолит»?

«Костёнки в прошлом и настоящем». Рисунок Инны Ельниковой.

Панорама долины Дона в Костёнках.

Карта стоянок каменного века в Костёнках.

Раскопки стоянки Костёнки 11 в 1960 году.

Раскопки стоянки Костёнки 11 в 2015 году.

Портретная реконструкция человека со стоянки Костёнки 2. Автор М.М. Герасимов. (donsmaps.com).

Жилище из костей мамонта в экспозиции музея.

В настоящее время во всем мире открыто множество памятников той эпохи, но одним из самых ярких и значительных являются Костёнки, находящиеся в Воронежской области. Этот памятник археологи издавна называют «жемчужиной палеолита». Сейчас здесь создан музей-заповедник «Костёнки», который находится на правом берегу реки Дон и занимает площадь около 9 гектаров. Исследования на этом памятнике учёные ведут, начиная с 1879 года. С того времени здесь было открыто около 60 древних стоянок, относящихся к огромному хронологическому промежутку – от 45 до 18 тысяч лет назад.

Люди, которые жили тогда в Костёнках, принадлежали к тому же самому биологическому виду, что и современные – Homo sapiens sapiens. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов».

Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они умели строить достаточно сложные жилые сооружения, делать разнообразные каменные орудия и создавать удивительные художественные образы. Благодаря находкам в Костёнках во многом и было создано наше современное представление о каменном веке.

Реальный осколок той эпохи – остатки жилища из костей мамонта, внутри которого были найдены каменные и костяные орудия труда, – законсервирован под крышей музея в Костёнках. Этот сохранённый стараниями археологов и музейных работников кусочек древней жизни поможет нам раскрыть некоторый тайны каменного века.

Природа ледникового периода



Карта расположения стоянок эпохи максимума Валдайского оледенения.

Осока низкая – «мамонтовая трава».

«Ландшафт ледникового периода в Костёнках». Рисунок Н.В. Гарутт.

«Мамонты в долине Дона». Рисунок И.А. Наконечной.

Рисунок скелета мамонта Адамса (Зоологический музей). Найден в 1799 году в дельте реки Лены. Возраст находки – 36 тысяч лет.

Таксидермическая скульптура мамонта в экспозиции музея.

«Мамонт Костик». Рисунок Ани Певговой.

«Мамонтёнок Стёпа». Рисунок Вероники Тереховой.

«Охота на мамонта». Рисунок Полины Земцовой.

«Мамонт Джон». Рисунок Кирилла Благодира.

Время, к которому относится главный экспонат музея – жилище из костей мамонта, можно назвать самым суровым за последние 50 тысяч лет. Практически весь север Европы покрывал мощный ледниковый щит, из-за которого географическая карта континента выглядела несколько иначе, чем сейчас. Общая протяжённость ледника составляла около 12 тысяч километров, причём 9,5 тысяч километров приходились на территорию северной части современной Российской Федерации. Южная граница ледника прошла по Валдайской возвышенности, из-за которой это оледенение получило своё название – Валдайское.

Условия приледниковых степей очень сильно отличались от современных условий тех же широт. Если сейчас климат нашей Земли характеризуется сменой сезонов – весны, лета, осени и зимы, каждый из которых отличается особыми погодными условиями, то 20 тысяч лет назад, скорее всего, было два времени года. Тёплое время было довольно короткое и прохладное, а зима длинная и очень холодная – температура могла опускаться до 40-45º мороза. Зимой над долиной Дона надолго задерживались антициклоны, которые обеспечивали ясную безоблачную погоду. Почва даже летом оттаивала совсем не намного, а промёрзлость грунта сохранялась в течение всего года. Снега было мало, поэтому животные могли добывать себе корм без особого труда.

В то время на территории Костёнок находилась совсем иная зона распространения растительности, чем сейчас. Тогда это были луговые степи, сочетавшиеся с редкими берёзовыми, сосновыми лесами. В речных долинах, хорошо защищённых от ветра и увлажнённых, росли смородина, василистник, недотрога. Именно в речных долинах и прятались небольшие лесочки, защищённые склонами приречных холмов.

Одно из растений ледниковой эпохи благополучно дожило до сегодняшнего дня – это осока низкая, которую просторечье называют «мамонтовой травкой», так как она была современницей этого животного. В настоящее время это неприхотливое растение также можно встретить на склонах костёнковских холмов.

Животный мир того времени также сильно отличался от современного. На костёнковких холмах и в долине реки можно было увидеть стада первобытных бизонов, северных оленей, овцебыков, плейстоценовых лошадей. Постоянными обитателями этих мест были также волки, зайцы, песцы, полярные совы и куропатки. Одним из примечательных отличий животных ледникового периода от современных были их крупные размеры. Суровые природные условия заставили животных обзавестись для выживания мощным меховым покровом, жиром и крупным скелетом.

«Царём» животного мира того времени стал величавый исполин – мамонт, крупнейшее сухопутное млекопитающее ледникового периода. Именно в его честь вся фауна того времени стала называться «мамонтовой».

Мамонты были хорошо приспособлены к сухому, холодному климату. Эти животные были одеты в тёплую шкуру, даже хобот обрастал шерстью, а его уши были в десять раз меньше по площади, чем у африканского слона. Мамонты вырастали до 3,5-4,5 метров в высоту, а их вес мог составлять 5-7 тонн.

Зубной аппарат состоял из шести зубов: двух бивней и четырёх коренных. Бивни были самым характерным внешним признаком этих животных, особенно мужских особей. Вес бивня крупного матёрого самца составлял в среднем 100-150 килограммов и имел длину 3,5-4 метра. Бивни использовались животными для обдирания веточек и коры деревьев, а также раскалывания льда, чтобы добраться до воды. Коренные зубы, располагавшиеся по два на верхней и нижней челюстях, имели желобчатую поверхность, которая помогала перетирать грубую растительную пищу.

В день мамонты могли съесть от 100 до 200 килограммов растительного корма. Летом животные питались преимущественно травой (луговыми злаками, осоками), концевыми побегами кустарников (ивы, берёзы, ольхи). От постоянного жевания поверхность зубов мамонта очень сильно стиралась, поэтому они и менялись на протяжении всей его жизни. Всего за жизнь у него происходило шесть смен зубов. После того, как выпадали последние четыре зуба, животное погибало от старости. Жили мамонты около 80 лет.

Эти гиганты навсегда исчезли с лица Земли из-за изменения климата, произошедшего вслед за таянием ледника. Животные стали увязать в многочисленных болотах и перегреваться под густой мохнатой шерстью. Однако большая часть видов мамонтовой фауны не погибла, а постепенно приспособилась к изменившимся природным условиям, а некоторые из животных той поры благополучно дожили и до наших дней.

Жизнь и занятия людей каменного века

Схема жилища с пятью ямами-кладовыми. Стоянка Костёнки 11.

Древние охотники. Реконструкция И.А. Наконечной.

Кремневый наконечник копья или дротика. Возраст – около 28 тысяч лет.

«Тепло домашнего очага». Реконструкция жилища стоянки Костенки 11 Никиты Смородинова.

Работа резцом по дереву. Реконструкция.

Выскабливание лисьей шкуры скребком. Реконструкция.

Украшение кожаной одежды с помощью костяных бусин. Реконструкция.

Изготовление одежды. Реконструкция И.А. Наконечной.

Фигурки животных из мергеля. Возраст – 22 тысячи лет.

Женская статуэтка с украшениями.

Схематичное изображение мамонта. Возраст – 22 тысячи лет.

Панорама музея в Аносовом логу села Костёнки.

Некоторые археологи считают, что мамонты могли исчезнуть из-за постоянной охоты на них первобытных людей. В действительности на стоянках Костёнок того времени находят огромное количество костей мамонта: только на создание одного древнего дома люди употребили около 600 костей этого животного! Поэтому людей, живших в Костёнках в то время, называют «охотниками на мамонтов». И, действительно, мамонт был очень привлекательной добычей для людей того времени. Ведь удачная охота на него давала почти всё необходимое для жизни: гору мяса, которая надолго позволяла забыть об охоте; кости, которые использовались для постройки домов; шкуры для утепления жилищ; жир для внутреннего освещения; бивни, которые шли на изготовление различных поделок.

Человек палеолита был привязан к стадам мамонтов: люди следовали за животными и всегда находились в непосредственной близости от них. Также они научились побеждать этого гигантского зверя при помощи облавной охоты. Считается, что мамонты были очень пугливыми животными и, заслышав внезапные крики охотников, намеренно подгонявших их к краю обрыва, обращались в паническое бегство и попадались в природную ловушку. Скатившийся по крутому склону холма мамонт ломал конечности, а иногда и хребет, поэтому добить животное охотникам не составляло особого труда. Для охоты на мамонтов люди каменного века использовали копья и дротики, наконечники которых изготавливались из кремня – камня с острыми режущими краями.

Благодаря результативной охоте на мамонтов люди могли подолгу задерживаться на одном месте и жить относительно оседло. При суровых погодных условиях человеку трудно было выжить без тёплого, комфортного жилища, поэтому им пришлось научиться сооружать их из подручного материала – костей мамонта, земли, деревянных палок и жердей, шкур животных.

В Костёнках археологи выделяют пять типов жилых сооружений, которые отличаются друг от друга по форме и размеру. Одно из них законсервировано в здании музея. Оно представляет собой круглый дом диаметром 9 метров с фундаментом-цоколем высотой 60 сантиметров, сложенным из костей мамонта и скрепляющего их грунта. На равном расстоянии друг от друга по всему периметру стены-цоколя было вкопано 16 черепов мамонта, для того чтобы затем закрепить в них жерди, образующие и стену дома и одновременно его крышу. Шкура мамонта не подходила для укрытия жилища, так как была слишком тяжёлой, поэтому наши предки выбирали шкуры полегче – например, северного оленя.

Внутри дома располагался очаг, около которого когда-то в каменном веке собиралась вся семья для совершения трапезы и обычных семейных разговоров. Спали тут же неподалёку от очага на тёплых шкурах животных, расстеленных на полу. Судя по всему, в доме размещалась также мастерская по изготовлению каменных орудий – на одном квадратном метре жилища было обнаружено свыше 900 фрагментов мелких отщепов и чешуек кремня. Перечень орудий того времени весьма невелик: это резцы, скребки, острия, проколки, ножи, наконечники, иглы. Но с их помощью люди совершали все необходимые операции: шили одежду, разделывали мясо, резали кость и бивень, охотились на животных.

Вокруг древнего дома археологи обнаружили 5 ям-кладовых, которые были наполнены костями мамонта. Учитывая суровый климат и годовую промёрзлость грунта, учёные сделали вывод, что эти ямы использовались в качестве холодильников для хранения запасов пищи. В настоящее время точно такие же ямы-хранилища сооружают некоторые народы крайнего Севера.

В эпоху ледникового периода люди работали не покладая рук. Мужчины занимались охотой, приносили добычу в дом, защищали свой род. Женщины в каменном веке играли важную роль – ведали хозяйством: охраняли очаг в доме, готовили пищу, шили одежду из шкур животных. Для того чтобы просто выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, люди должны были постоянно трудиться.

Однако находки той эпохи показали, что люди не только умели строить достаточно сложные жилища и делать разнообразные каменные орудия, но и создавать удивительные художественные образы. Настоящим произведением искусства и одной из самых ярких находок являются фигурки животных, выполненные древним мастером из плотного известняка – мергеля. Все они изображают стадо мамонтов. Причём, в этом стаде можно выделить крупных и средних особей, а также маленького мамонтёнка. Для чего служили эти фигурки? На этот вопрос существует несколько ответов. Один из вариантов предполагает, что это могла быть какая-то забытая игра наподобие современных шашек. Другой – что это были примитивные счёты для подсчитывания поголовья мамонтов. И, наконец, это могли быть просто детские игрушки.

Символом женской красоты, материнства и продолжения жизни были так называемые «верхнепалеолитические венеры». В Костёнках археологами была найдена целая серия маленьких женских статуэток. Все эти фигурки очень похожи: склонённая вниз голова, огромный живот и грудь, налитая молоком, вместо лица, как правило, гладкая поверхность. Это древние символы продолжения рода. На одной из них было надето множество украшений: ожерелье на груди и поясок-ожерелье над грудью, на локтях и запястьях маленькие браслеты. Все это древние обереги, которые призваны «защитить» их обладательницу от многих проблем.

Ещё одним загадочным произведением искусства ледникового периода является рисунок, выполненный древним художником на сланце. Это изображение также было найдено археологами в Костёнках. Внимательно рассмотрев рисунок, можно легко угадать характерный силуэт мамонта: высокая холка, сильно опущенный зад, небольшие уши… Но стоящая рядом с животным лестница заставляет задуматься: неужели мамонты были одомашнены? Или же этот рисунок воспроизводит момент разделки туши поверженного животного?

Несмотря на многолетний и кропотливый труд учёных-археологов, пытающихся открыть завесу над тайнами ледникового периода, очень многое так и остается неясным. Может быть, ты, дорогой друг, станешь именно тем, кто сможет сделать невероятное открытие, будет участвовать в археологических раскопках и сделает уникальную находку. А пока мы приглашаем тебя в музей-заповедник «Костёнки», чтобы ты смог воочию увидеть древний дом из костей мамонта и более подробно узнать об эпохе каменного века.

Костёнки – одно из древнейших известных поселений современного человека в Европе.


Главный научный сотрудник Ирина Котлярова и старший научный сотрудник Марина Пушкарева-Лаврентьева. Музей-заповедник «Костёнки» .

Ждём ваших отзывов, дорогие наши читатели! И – спасибо, что вы с нами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры