Коллекционеры ёлочных игрушек. Из истории ёлочных игрушек и их коллекционирования Коллекционеры елочных игрушек

Главная / Ссоры

Сегодня елочная игрушка - это не только праздничное украшение, но и музейный экспонат. В наше время елочная игрушка стала предметом гордости коллекционера, появилась традиция преподносить необычные и дорогие елочные игрушки в качестве подарка на Новый год.


Собирают наши елочные игрушки и наши соотечественники, и иностранцы. На Вернисаже в Измайлово они покупают не только традиционные матрешки, платки и расписные подносы, но и старые советские елочные игрушки.

Одна из самых крупных в мире коллекций елочной игрушки была собрана американкой Ким Балашак, с 1995 года живущей в России. Коллекция охватывает пять периодов: дореволюционный, двадцатые и тридцатые годы, годы Великой Отечественной войны, послевоенный и, наконец, эпоха «развития социалистической индустрии и роста народного благосостояния» вплоть до 1965 года. В собрании более 2,5 тыс. экземпляров российской и советской игрушки, среди которых есть и уникальные - например, серия шариков с изображением членов Политбюро. Или, например, - большой елочный шар, на котором изображены четыре главных лица того времени: Сталин, Ленин, Маркс и Энгельс. Все эти шары - большая редкость: такие производились только в течение одного, 1937 года, в Москве.

Разбирая старые коробки с советскими елочными игрушками, я умилилась: чего только не делали в совке: космонавты, повара, избушки на курьих ножках, часы, разные овощи и фрукты, чайники и самовары, смешные плоские профили животных, ватные деды морозы и снегурочки. И все это счастье я нашла на антресолях в деревянных коробках у бабушки. Настоящие сокровища! Посмотрите. Какая от них исходит волшебная и торжественная энергетика, это - не современный блескучий пластик из Китая.

Наслаждайтесь.

Меньше чем за год Марина Орехова собрала более 50 старинных украшений

Вконтакте

Одноклассники

Марина Орехова с сыном Ильей и псом Дизелем. Фото из личного архива Марины Ореховой.

Марина Орехова из Алтуфьева – детский и семейный фотограф. Она воспитывает восьмилетнего сына Илью, не чает души в своей собаке по кличке Дизель, любит путешествовать по России и считает себя творческим и увлекающимся человеком. Чуть меньше года назад у нее появилось необычное хобби – коллекционирование елочных игрушек. О возникновении своей страсти и редких экземплярах в личной коллекции Марина рассказала газете «Алтуфьево».

Увлечение коллекционированием советских елочных игрушек началось с просмотра старых семейных фотографий, которые сохранили одно из самых дорогих воспоминаний о детстве – волшебную атмосферу Нового года. Просматривая снимки, Марина обратила внимание на игрушки, которыми была украшена елка, и, поддавшись ностальгии, попросила маму найти их, чтобы посмотреть, что уцелело за столько лет. Вскоре заветная коробочка из детства была найдена.

– Многие из тех игрушек, которые я помнила, были утрачены. Именно в тот момент у меня и появилась идея создать «елку из детства», – вспоминает жительница Алтуфьева.

Как признается Марина, ее потрясло осознание того, что украшения для елки являются, по сути, немыми свидетелями своего времени. В них отражаются события истории, мода и вкус их владельцев. Так, например, эра воздухоплавания запечатлена в игрушках-дирижаблях, самолетиках и парашютах, а в период «оттепели» советские елки украшали игрушки сельскохозяйственной тематики – овощи, фрукты и ягоды. Была отражена в елочных игрушках и тема освоения космоса. Но большую часть советских игрушек, конечно же, составляли персонажи сказок. В каталоге «Елочные украшения. 1936–1970», который стал своеобразной настольной книгой коллекционеров, стеклянные елочные игрушки разбиты по группам, каждая из которых включает персонажей одной сказки. Так их и предпочитают собирать коллекционеры.

– Сейчас в моей достаточно молодой коллекции в полном комплекте есть персонажи «Айболита», «Серебряного копытца», «Сказки о рыбаке и рыбке». Также есть фигурки цирковой тематики и часть легендарной серии «Чиполлино», – поделилась коллекционер.

Игрушки из серии «Чиполлино» были выпущены небольшим тиражом в 50–60-х годах прошлого века и стоили дорого. В книге Родари 21 персонаж, они и явились прообразами 23 стеклянных игрушек этой серии. Наиболее известные из них выпущены в Ленинграде артелью «Культигрушка». Например, бумажная коробка без игрушек от этого набора на аукционе в феврале текущего года «ушла с молотка» за 57 000 рублей.

Часть коллекции «Чиполлино». Фото из личного архива Марины Ореховой.

– Большинство моих знакомых, впервые услышавших о моем необычном увлечении, интересует, где я покупаю игрушки, как храню их, наряжаю ли ими елку. Многие игрушки я покупаю в разных уголках страны через Почту России, а также на блошиных рынках Москвы и других городов. Кстати, лакокрасочному покрытию очень вредит перепад температур, поэтому идеальное место для хранения – антресоли. Игрушки можно хранить, как и в прежние времена, в вате, салфетках, но только не в пакетах и газетной бумаге, – рассказала Марина Орехова.

Коллекция «Доктор Айболит». Фото из личного архива Марины Ореховой.

Кстати, украшать елки старинными игрушками среди коллекционеров не принято, ведь стеклянные изделия очень хрупкие – счастье, что большинство из них сохранилось до наших дней в хорошем состоянии. Однако Марина этой «традиции» не следует и планирует и дальше наряжать елку своими многочисленными игрушками, которых на сегодняшний день в ее коллекции собралось уже более 50.

– По прошествии более чем полувека покупать игрушки в хорошем состоянии становится все сложнее. Делать это так же непросто, как и узнавать их историю, получать информацию о прежнем владельце: ведь по пути к новому хозяину украшения могут перепродаваться по несколько раз, – отметила коллекционер.

Марина надеется, что сын продолжит ее дело, и в будущем коллекция старинных елочных игрушек станет настоящей семейной реликвией, сохранившей добрые воспоминания из детства. (мю)

Коллекция «Серебряное копытце». Фото из личного архива Марины Ореховой.

На протяжении последних 20 лет собирает и реставрирует старые детские игрушки, питая особую любовь к ёлочным украшениям. В его обширной коллекции находится около трёх тысяч старинных новогодних игрушек, которые нашли свой дом в небольшой комнате во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Среди раритетных экспонатов Сергея Романова есть игрушки, сделанные с 1830–1840-х годов до распада СССР, а также игрушки из папье-маше 50-х годов. Предлагаем вам окунуться в атмосферу волшебства и поразглядывать старинные ёлочные игрушки из прошлого.

Ангел, начало XX века

Лодочка. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Мальчик на лыжах, стеклянные шары. Конец XIX - начало XX века

Дети на санках. Ватные игрушки с фарфоровыми лицами. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Ватная игрушка, хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Звезда. Монтированная игрушка. Стекло. Конец XIX - начало XX века

Рождественский дед. Хромолитография. Конец XIX - начало XX века

Шар в честь 20-летия Октябрьской революции. Стекло. 1937 год

Письмо Деда Мороза. Новогодняя открытка. Середина XX века

Дед Мороз. Ватная игрушка 1930-1940 годы

Снегурочка. Ватная игрушка. 1930-1950 годы

Паровоз. Тисненый картон. 1930-1940 годы

Дирижабли. Стекло. 1930-1940 годы

Часы. Стекло. 1950-1960 годы

Заяц с барабаном. Стекло. 1950-1970 годы

Клоун с дудочкой. Стекло. 1950-1970 годы

Стеклянные игрушки 1960-1980 годов

Дама со снежком. Фарфоровая куколка. Конец XIX - начало

Новогодняя елка с ватными игрушками. Вторая половина 1930-х годов

В канун новогодних праздников редакция «Кладоискателя» решила обратиться к теме елочных игрушек. Они крайне редко попадают в поле зрения поисковиков - разве что в ходе чердачных экспедиций, однако давно уже стали предметом собирательства и коллекционирования. Пока трудно оценить емкость этого рынка, однако, по словам самих коллекционеров, цена за отдельные экземпляры елочных украшений доходит до 500 долларов, а эксклюзивная серия шаров с портретами членов Политбюро 30-х годов прошлого века стоит значительно дороже.


История игрушки

Первые игрушки, появившиеся в России, как правило, были из Германии. Наиболее раритетные из них - маленькие куклы с фарфоровыми головами. В антикварном салоне еще не так давно такая игрушка стоила 300-500 долларов.

На рубеже XIX-ХХ веков в России появились игрушки из картона. Коллекционеры называют их «дрезденский картонаж» - это два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них рисунком и небольшой объемностью. Игрушки раскрашивались или покрывались фольгой. Обычно это изображения животных, домики или туфельки. Стоимость таких украшений в антиквраных магазинах - от 800 до 3000 рублей. Впоследствии термин «дрезденский картонаж» распространился и на игрушки отечественного производства, сделанные по подобной технологии.

Как известно, после революции елку признали антисоветской. Производство елочных игрушек прекратилось. Возобновилась елочная индустрия в 1936 году одновременно с легализацией празднования Нового года. Предприятия начали выпускать игрушки из ваты. Это были красноармейцы, спортсмены-лыжники, клоуны и акробаты. Для жесткости их покрывали клейстером со слюдой. Лица делали из глины, папье-маше и ткани. Такие вещи выпускались до середины 50-х годов, поэтому они широко представлены на антикварном рынке и стоят от 1000 до 4000 рублей.

Еще до войны начали выпускать и стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, трактора, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, а диапазон цен очень велик. Рядовую стеклянную игрушку можно приобрести за 3-5 тыс. рублей, но совсем уникальные экспонаты - например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса - будут стоить гораздо больше.

После войны «Елочка» продолжала делать стеклянные шары с сюжетами из сказок Пушкина, «Чиполлино» и «Доктор Айболит». С выходом фильма «Карнавальная ночь» появились стеклянные украшения в виде будильников и музыкальных инструментов. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех республик СССР. Таких игрушек сохранилось предостаточно, отдельные вещи можно приобрести за 150 рублей, более интересные - за 1,5-2 тыс. Игрушки на прищепках стоят обычно 500-700 рублей, советский картонаж - 200-400 рублей.

После полета в космос была выпущена, пожалуй, последняя важная серия в истории советской елочной игрушки - украшения в виде спутников, ракет и космонавтов. К сожалению, в середине 60-х годов произошел отказ от технологий, требующих ручной работы, а производство игрушек было поставлено на поток. Поэтому к коллекционным относятся лишь елочные украшения, произведенные до 1966 года.

Коллекционеры

Среди коллекционеров елочных игрушек есть очень известные люди. Например, бывший мэр Москвы Юрий Лужков. В газете «Известия» приводился факт, что одним из подарков Юрию Михайловичу стали две уникальные елочные игрушки с портретом своего владельца в кепке с патриотической надписью «Цветущая Москва, «Единая Россия».

Небольшая коллекция игрушек была и у первого президента России Бориса Ельцина.

Одним из самых известных в России коллекционеров игрушек является Сергей Романов из Москвы. В его коллекции есть уникальные вещи. Например, шар со зверюшками и человечками в буденовках. Над ними надпись «С Новым 1941 годом!». А всего в его собрании более 2,5 тыс. экземпляров российской и советской игрушки, в том числе и уже упоминаемые шары с изображением членов Политбюро.

Самым известным и в то же время необычным коллекционером елочных игрушек является американка Ким Балашак. С 1995 года она живет в Москве, и за это время ей удалось собрать уникальную коллекцию. В одном из интервью Ким рассказывает, что ее коллекция «не просто игрушки, а история страны. Причем история добрая. Совсем не похожая на те страшные рассказы, что читали мы в газетах об СССР и России».

Сегодня Ким - пока единственная из коллекционеров елочной игрушки, живущих в России, кто состоит в Международной организации коллекционеров. Ее уникальное собрание насчитывает свыше 2,5 тысячи предметов, охватывающих период с конца девятнадцатого века до середины 60-х годов прошлого столетия.

Не обошлось, впрочем, и без курьезов. Уже известный нам Сергей Романов рассказал, как однажды ему позвонила Ким и сообщила, что купила замечательную серию игрушек: медведь-футболист, лиса-футболист и заяц-футболист. Романов долго гадал, что это за игрушки, а увидев их, понял: это были персонажи русской сказки «Колобок».

Газета Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища", декабрь 2011

Уже несколько лет собирает коллекцию особенных ёлочных игрушек: старинных, привезенных из путешествий или просто таких, которые хочется хранить долгие годы. В этой статье она расскажет об истории появления игрушек в России, о том, как она сама отбирает украшения, где их покупать, сколько они стоят и как создать свою неповторимую коллекцию.

В мире вещей, окружающих нас каждый день, елочные игрушки занимают особое место. Заканчиваются новогодние праздники, елку разбирают, игрушки упаковывают в коробки и отправляют на хранение до следующего декабря. С практической точки зрения елочная игрушка - вещь совершенно бесполезная, она призвана служить другой цели: вызывать ностальгию, оживлять воспоминания и самые яркие образы из детства.

Очень верно сказал герой романа Стивена Кинга «Мертвая зона» (1979 год) Джон Смит: «Вот ведь как забавно с этими елочными игрушками. Когда человек вырастает, мало что остается из вещей, окружавших его в детстве. Все на свете преходяще. Немногое может служить и детям, и взрослым. Свою красную коляску и велосипед ты променяешь на взрослые игрушки - автомобиль, теннисную ракетку, модную приставку для игры в хоккей по телевизору. Мало что сохраняется от детства. Только игрушки для рождественской елки в доме родителей. Господь Бог просто шутник. Большой шутник, он создал не мир, а какую-то комическую оперу, в которой стеклянный шар живет дольше, чем ты».

Каждая историческая эпоха создавала свои елочные игрушки. Дореволюционные елочные украшения, например, принципиально отличались от советских. Русская рождественская елка была порождением немецкой культуры, ведь именно Германия считается первой европейской страной, где стали наряжать рождественскую елку, - это было в XVI веке. Во второй половине XIX века ель стала общегерманской традицией. Описание украшенной классической немецкой елки XIX века можно найти в сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год): «Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сладости». В России елка появилась после указа Петра I от 20 декабря 1699 года, однако повсеместно традиция распространилась только в начале XIX века. В царской России елка была атрибутом привилегированной дворянской культуры и украшала дома купцов, врачей, адвокатов, профессоров и государственных служащих. Наличие елки в доме свидетельствовало о приобщенности к европейской культуре, что весьма поднимало социальный статус. Со второй половины XIX века рождественская елка появилась и в провинции, особенно в тех уездных городах, где сильна была немецкая диаспора.

Поступающие в продажу елочные игрушки были только привозными и стоили очень дорого. Поэтому обычному городскому жителю, пусть и интеллигенту, нарядить елку было непросто. Из-за недостатка и дороговизны елочных игрушек, а затем уже в силу традиций даже в аристократических семьях игрушки мастерили дома. Правда существовали общественные благотворительные елки, которые позволяли побывать на празднике детям из малообеспеченных семей.

Елочные украшения в царской России содержали религиозную символику: верхушку елки венчала Вифлеемская звезда, тут и там парили ангелы и птицы, висели яблоки и виноград - символы «райской» пищи, гирлянды, бусы и венки - символы страдания и святости Христа. В конце XIX – начале XX века елку украшали игрушками из папье-маше, ваты, воска, картона, бумаги, фольги и металла. Стеклянные украшения по-прежнему были привозными, поэтому основное место на елке занимали «домодельные» игрушки и съедобные украшения. Именно они наделяли елку тем праздничным запахом, который остается в памяти на всю жизнь.

Отсутствие в царской России собственного игрушечного производства делало русскую елку абсолютно аполитичной и лишенной какого-либо национального колорита. Русские игрушки времен царствования Николая II вручную вырезались из дерева, выдувались из стекла и расписывались на считанных кустарных производствах. Сейчас эти игрушки хранятся в музеях и частных собраниях удачливых коллекционеров. После октябрьской революции, спустя 20 лет забвения и запретов, елка возродится символом новой советской эпохи и станет одним из главных инструментов новой идеологии и воспитания патриотизма.

Моя коллекция елочных игрушек - это не объект поклонения хрупкой материальной вещи. Каждая из них олицетворяет воспоминания, эмоции, несбывшиеся надежды и мечты, у которых еще есть шанс когда-нибудь исполниться. Уже будучи взрослой, я восторженно смотрела на артистов балета, восхищалась их грацией и изяществом. В моей коллекции живет невесомая хрустальная танцовщица из Вены и старинная стеклянная балерина с подпаленными бархатными ножками, которую я нашла накануне Рождества на парижском Ле Пюс. За последние несколько лет я собрала русскую балетную труппу из ваты - все эти балерины родом из дореволюционной и советской России. «Ватные» игрушки в нашей стране появились гораздо раньше стеклянных, ведь производство елочных украшений из стекла было несравнимо дороже изготовления из папье-маше, ваты и лоскутков. Сейчас ситуация кардинально изменилась: стеклянный шарик конца 30-х годов можно купить за 300–500 рублей, а вот цена ватных фигурок этого периода начинается от 3 000 рублей.

В моей коллекции есть клоун из серии «Цирк» (цветной ватин, роспись, слюда; 1936 год) и оленевод (стеарин, цветной ватин, роспись, слюда; 1930 год). Кстати, цирковые артисты появились на советской елке благодаря Сталину, которому нравился фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли. После выхода фильма на экраны в 1936 году елку стремительно украсили акробаты и циркачи. Освоение Северного полюса тоже не прошло для елки бесследно: олени, полярные мишки, эскимосы и лыжники - все это воплотилось в вате, стекле и картонажах. Советские елочные украшения отражали события, происходившие в стране: на елке горели красные звезды, взлетали в небо по следам Гагарина космонавты и ракеты, вырастали сельскохозяйственные продукты и особенно царица полей - хрущевская кукуруза. Герои сказок отметили в 1937 году столетний юбилей со дня смерти А. С. Пушкина - сейчас Старик с неводом, царь Дадон, Шахаманская царица, Аленушка, Черномор с богатырями и другие сказочные герои являются желанными трофеями коллекционеров всего мира. В 1948 году появились елочные игрушки на прищепках, а в 1957 году в СССР выпустили наборы мини-игрушек, которые позволили наряжать елку даже в небольшом пространстве квартиры-хрущевки с низкими потолками. Со второй половины 60-х годов производство елочных игрушек в СССР было поставлено на поток: с развитием фабричного производства елочные игрушки максимально стандартизировались и практически утратили свое художественно-стилевое своеобразие. Решением Международной организации коллекционеров елочных игрушек Golden Glow старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года.

Самые интересные игрушки советского периода из папье-маше советую искать на блошиных рынках (например, на Тишинке в декабре) и у продавцов на сайтах «Молоток.ру» и «Авито.ру». Цена на игрушки варьируется от 2 000 до 15 000 рублей в зависимости от редкости и степени сохранности.

Однако я не преследую цель сделать свою елку винтажной, мне хочется, чтобы она была неповторимой и отражала историю моей семьи. А эта история происходит прямо сейчас! Сейчас можно смело говорить о подлинном возрождении производства елочных игрушек в нашей стране: произошел возврат от использования стеклодувных автоматов к ручному уникальному способу выдувания игрушек, наполнению их особым содержанием и смыслом, использованию лучших традиций отечественного народного промысла. И я очень рада, что сегодня все меньше и меньше людей украшают елку однотонными безликими шарами. Тенденция заменить пеструю и разноцветную елку претенциозным дизайнерским рождественским деревом «для взрослых» кажется мне кощунственной! Лаконичная и сдержанная елка, формирующая ощущение стильной роскоши, вряд ли может впечатлить кого-то, оставив в душе воспоминания на долгие годы. На мой взгляд, яркая пестрота елочных украшений никогда не казалась людям ни назойливой, ни вульгарной: именно при виде разноцветной и сияющей елки я чувствую тот особый рождественский запах, который складывается из запахов соснового леса, восковых свечей, выпечки и разрисованных игрушек.

Мое детство прошло у бабушки в деревне, поэтому я питаю особую слабость к елочным игрушкам с деревенскими мотивами. Чудесным, но по-прежнему редким исключением среди китайского изобилия выглядят елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами и художниками: неповторимые фигурки из мастерской майолики Павловой и Шепелева, расписанные вручную шары и фигурки фирмы «Ариэль». Уникальные шары из серии «Русские традиции» фирмы SoiTa расписаны в технике миниатюрной живописи художниками Палеха, Федоскино, Мстеры и Холуя. Каждый из таких шаров уникален, сделан вручную (на изготовление мастера тратят от двух до четырех недель) и по праву может называться произведением искусства! В моей коллекции есть шар «По щучьему веленью», который можно рассматривать бесконечно! Мастерская майолики Павловой и Шепелева находится в городе Ярославле, заказать елочные игрушки можно на сайте mastermajolica.ru (цены от 1 000 до 6 000 рублей); завод по производству елочных украшений «Ариэль» находится в Нижнем Новгороде, в Москве их игрушки широко представлены в книжном доме «Москва» (цены от 500 до 2 500 рублей); новогодние игрушки фирмы SoiTa можно приобрести на сайте soita.ru (цены от 6 000 до 40 000 рублей).

В последние годы я очень много путешествую и всегда привожу из поездок старинные и необычные елочные игрушки. В свою последнюю поездку в Нью-Йорк я попала в совершенно невероятный магазин, которым владеет влюбленная в Рождество старушка. Из под прилавка More & More antiques она достала сокровища, ценность которых для меня не представляет сомнений: глиняные фигурки животных и русалок из Чили, Ноев ковчег из Мексики, стеклянный скунс с серебристым хвостом из Италии - за большую коробку сокровищ я заплатила $148! Если будете в Нью- Йорке, загляните туда после посещения Музея национальной истории: магазин от музея в пяти минутах ходьбы.

Сейчас елка не является ни изысканной роскошью для богатых, ни утехой для избранных, ни причудой для избалованных и каждому доступно в канун Рождества и Нового года повесить на еловые лапы сверкающих стеклянных белок.

1. Катя, твоя коллекция родилась спонтанно?

С одной стороны, решение и желание собирать елочные игрушки можно назвать спонтанным. Но если задуматься, все становится на свои места! Когда я переехала в Москву пять лет назад, все мое время было посвящено учебе и работе. Я жила в съемной квартире, которая никак не ассоциировалась со словом «дом». Так вот в начале моего первого декабря в Москве, я зашла в магазин «Алые паруса» и обомлела: он весь сверкал и переливался светом новогодних огоньков и лампочек. Там я впервые увидела невероятной красоты елочные украшения, они возникли как будто из моих детских воспоминаний, как появляется картинка на полароидном снимке. И самое интересное, они были именно такие, о которых я могла мечтать, - яркие, сверкающие щелкунчики, крокодилы, белки и часы с аккуратной росписью. Эти игрушки я могла раньше видеть только в кино или на картинках, в советское и постсоветское время таких не было. Я навсегда запомню тот вечер, потому что он утвердил меня в мысли: «Если сегодня у меня нет дома, и я не могу покупать диваны и шторы, то пусть будут елочные игрушки. Они символизируют тепло семейных традиций, а небольшой ящик перевезти на новое место не так уж и сложно». Вот и началось!

2. Сколько лет ты уже коллекционируешь новогодние игрушки?

Около 7 лет.

3. Сколько экспонатов в твоей коллекции?

Я не считала, но полагаю, что не менее 600 штук.

4. По какому принципу ты отбираешь новые игрушки в свою коллекцию?

Сегодня я очень избирательна - не то, что первое время! Теперь я покупаю только очень особенные игрушки. Из каждой поездки обязательно привожу несколько штук, поэтому обязательно проверяю, где в новом городе антикварные магазины и рынки. Зачастую игрушки можно купить в магазинах при музеях: в Вене я нашла героев триптиха Иеронима Босха «Искушение Св.Антония» - то-то было радости! Что касается покупки в Москве, то я очень люблю фабрику игрушек «Ариэль» - высочайшее качество ручной росписи и очень близкие каждому сюжеты. На мой взгляд, это несравнимо лучше, чем китайский конвеер!

5. Какой самый старинный экспонат?

Самые старинные игрушки - это русские дореволюционные фигурки из ваты, в моем случае балерины. Есть игрушки конца XIX века из Барселоны, но следует заметить, что они все же герои театра марионеток, идеально подходящие по размеру для того, чтобы повесить их на елку.

6. У тебя есть любимчики?

Конечно, любимчики есть у всех! И как это бывает в жизни, не всегда любимчики занимают оправданное место в наших сердцах. Самые любимые игрушки - это подарки моих самых близких людей. Я больше всего ценю подарки моего мужа, например ватного акробата, купленного в первое совместное рождество на «Блошином рынке». Разумеется, я обожаю подарки наших родителей, бабушек, сестер, друзей! Все знают о моей коллекции, поэтому к новому году она всегда пополняется.

Я уже рассказала, что в поездках покупаю игрушки на блошиных рынках и в музейных магазинах. Хорошо, если вы едете в «сезон», тогда можно найти что-то интересное на рождественских базарах. Хотя я находила свои самые интересные экземпляры в межсезонье, когда меньше китайского хлама в глаза бросается. В Москве есть отличная возможность купить старинные украшения на традиционном «Блошином рынке» в декабре, но цены там сильно завышены, и если поискать, то на сайтах Авито или Ebay найдутся экземпляры поинтереснее и гораздо дешевле. Если искать игрушку в подарок, то можно посмотреть польскую фабрику M. A. Mostowski - елочные украшения достаточно дорогие, но исключительно красивые и качественные, сгруппированы сериями и упакованы в праздничные коробки.

8. Как ты хранишь свою коллекцию?

На сегодняшний день под мою коллекцию выделено 4 больших коробки, которые аккуратно стоят в шкафу и занимают его половину! Каждую игрушку я упаковываю в крафт-бумагу. Я практически никогда не храню оригинальные коробки, потому что они занимают очень много места.

9. Твоя коллекция имеет практическое применение? Есть ли игрушки, которые ты покупаешь из страсти коллекционирования, зная, что не будешь их использовать в декоре елки?

Нет, при покупке игрушки я всегда «вижу» ее на елке. Для меня смысл коллекции - нести радость, а не удовлетворять страсть коллекционера. По-хорошему, коллекционер я во вторую очередь, в первую - счастливый взрослый ребенок. Ведь дети не коллекционируют, они радуются тому, что держат в руках.

10. Насколько заранее ты украшаешь дом к новому году? По какому принципу ты отбираешь игрушки?

Как правило, мы ставим елку за неделю до Нового года, то есть прямо в сочельник (24 декабря). Иногда чуть-чуть пораньше, если на праздники уезжаем. Мы всегда покупаем живое дерево, поэтому месяц елка у нас не стоит никогда - не хочу, чтобы волшебство приедалось. Что касается игрушек, то я просто наряжаю, пока место не закончится на елке!

11. Можешь ли ты дать несколько советов начинающим коллекционерам?

Мне кажется, что самое главное - не вкладывать в коллекцию материальной ценности, а собирать «семейную историю». Покупать не сами игрушки, а запоминать дни и моменты, в которые эти котики и щелкунчики появились. Тут же нет моды и тенденций, есть только твое сердце и твоя душа, твои мысли и чувства, которые будут всплывать в памяти, когда ты откроешь очередную коробку со своими елочными украшениями. Ценность вещам дает лишь наша память.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры