Конкурс в оркестр. Прослушивание в симфонический оркестр

Главная / Ссоры

Родился в Москве, в семье дирижёра Владимира Богорада. Учился в Центральной музыкальной школе. С отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского сначала по классу кларнета (2001г., профессор Владимир Соколов), а затем по классу оперно-симфонического дирижирования (2009г., профессор Геннадий Рождественский).

Лауреат международных конкурсов дирижёров имени Стефана Турчака 2-я премия (Киев, 2010г.), имени Ловро фон Матачича 1-я премия (Загреб, 2011г.).

В 2011/12гг. ассистент Владимира Юровского в Государственном симфоническом оркестре имени Е.Ф. Светланова.

С 2012г. дирижёр Большого Театра России.

Выступал с ведущими оркестрами России: Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным Академическим Камерным оркестром России, Симфоническим оркестром Республики Татарстан, Пермским, Екатеринбургским и Якутским театрами оперы и балета, симфоническим оркестром Михайловского театра. Продолжает регулярно сотрудничать с ГАСО им. Светланова, симфоническими оркестрами Литвы, Украины, Хорватии, Норвегии, а также Пражским и Белградским Национальными театрами, театром Сан Карло (Неаполь).

Дирижёр-постановщик спектаклей: «Щелкунчик» (2011г., Япония), «Мойдодыр», «Дитя и волшебство», «Путеводитель по оркестру» (2012г., Большой Театр), «История солдата» (2013г., Театр-студия ИРТ), «Корсар» (2014г., Театр Сан Карло, Неаполь).

В репертуаре оперы «Дон Жуан», «Руслан и Людмила», «Фауст», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Травиата», «Риголетто», «Летучий Голландец», «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Майская ночь», «Воццек», «Огненный ангел», «Дитя и волшебство», а также обширный балетный репертуар.

Срочно заменив Валерия Гергиева, дирижировал выступлением оркестра Мариинского театра на саммите «G20» в Санкт-Петербурге.

Важным событием стали выступления на XV Международном конкурсе им. Чайковского. Трансляции «Medici TV» с участием ГАСО им. Светланова и оркестра Мариинского театра посмотрели миллионы человек по всему миру.

Большое место в творческой биографии занимает многолетняя работа в качестве солиста-кларнетиста в оркестре Большого Театра России (1997-2011гг.), а также в Российском Национальном оркестре под управлением Михаила Плетнёва (2001-2011гг.). На эти годы приходится сотрудничество с такими выдающимися дирижерами, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Семён Бычков, Пааво Берглунд, Зубин Мета, Кент Нагано, Шарль Дютуа.

Тромбонист Рональд Баррон проводил мастер-классы на четырех континентах, от Токио до Хельсинки, Монреаля, Буэнос-Айреса, Гонконга, Парижа и Майами. На протяжении тридцати лет играет в Бостонском симфоническом оркестре, и как солист, и опытный педагог обладает уникальной квалификацией для работы с широкой аудиторией студентов. Студенты Баррона сделали успешную музыкальную карьеру в крупных симфонических оркестрах, и как профессора университетов, и как звезды джаза. 10 полезных советов прохождения прослушивания в оркестр:
Советы пригодятся не только тромбонистам!

Конкурс в оркестр

1. Как можно больше слушать оркестры! Записи полезны, но не это является показателем способностей тромбониста.
2. Воспользуйтесь любой возможностью играть и исполнять произведения.
Никогда не вредно знать больше о тромбоне и музыке в целом.
3. Не зацикливайтесь только на одном конкретном задании. Это обычно приводит к большому разочарованию и отчаянию.
4. Более подробно узнать об оркестровых, в том числе тромбоновых ходах; знать более одного их толкования. Однако
5. Практика оркестровых пассажей до тошноты и бездумное их повторение приводит к очень скучной презентации при прослушивании.
6. Потратьте время на запись, которая вам понравится. Обязательно слушайте ее.
7. На текущем кастинге надо показать себя, как исполнителя имеющего убеждение, и сочетающего гибкость мышления.
Дирижер должен знать, что у него уверенные и сильные игроки, которые готовы принять его точку зрения.
8. На всех кастингах, концертах! На конкурсе в оркестр - Дышать! Не позволяйте вашему уму брать верх. Проблемы аэропорта, погодные условия, номер гостиницы, комитет по прослушиванию, города, и многое другое находятся вне вашего контроля; не позволяйте им разрушить вашу форму.
9. Используйте здравый смысл в подготовке. Игра Болеро десять раз перед прослушиванием, наверное, не поможет. Это слишком поздно! Отдых, пища и другие важные жизненные функции более важны, чем дополнительная практика.
10. И очень трудно понять почему вы не получили работу. Это не означает, что вы плохой игрок. Это не значит, что провалили конкурс в оркестр. Это Значит не Ваш оркестр!

Наставления кандидатам конкурса в оркестр

1. Разминка

Познай себя
Поставь себе цель преодолеть свои инструментальные ограничения
Стань физически и психологически подготовленным исполнителем
Делать то, что вам необходимо в течение 5 минут или 5 часов? Рутина? Практики должно быть ровно столько, сколько вам нужно. Если нет результата, тогда ваш подход требует переосмысления. Практика должна быть целеустремленной, не бесцельной или случайной.
Прогресс должен быть от того, где вы находитесь и до того, где вы хотите оказаться.
Вы не можете пропускать шаги к прогрессу. Не бойтесь сделать шаг назад к более базовым вещам, чтобы перегруппироваться. Любое здание требует фундамента, иначе оно будет со временем падать.

2.Концепция

В чем ваш фокус? Звук? Техника? Тромбон? Музыка? Все это? Как они взаимодействуют?
Что вы ищете? Что важно в том, что вы исполняете?
Какой тип атмосферы вы пытаетесь создать?
Каковы вообще допустимые параметры производительности любого отрывка?

3.Концентрация

Держите вашу концепцию на переднем плане производительности.
Сосредоточитесь.
Идея-это музыка. Все остальное не имеет значения.
Игнорируйте внешние отвлекающие источники, будьте в контакте с собой.

4. Мотивация

Если вы действительно любите музыку, пусть это будет вашей мотивацией.
Если вы чувствуете, что ваше отношение всегда негативное, нужно некоторое время. Вы ничего не теряете на прослушивании в симфонический оркестр, вы просто можете не получить работу.
Вы приобретаете опыт и уверенность от конкурса в оркестр до следующего конкурса.
Не сдавайтесь! Каждый человек имеет свое место, вы просто еще не знаете, где будет ваше. Может следующий конкурс в оркестр станет ВАШИМ!

International Brassfest Bloomington

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры