Крамской мина моисеев описание. Урок развития речи

Главная / Ссоры

Крамский в своем портрете «Мина Моисеев» изобразил крестьянина. Пожилой дедушка смотрит на нас с холста. Седая борода говорит о том, что он не молод и прожил большую жизнь. В его глазах нет ухмылки, я вижу в его глазах усталость. Морщины покрывают все его лицо.

Не смотря на то, что старик выглядит не привлекательно, мне кажется он предлагает рассказать какую-нибудь интересную историю из жизни. Глядя на картину хочется сесть поудобнее и слушать рассказы крестьянина до полуночи. Складывается впечатление что не хватает на портрете и жены старца, как будто она стоит за его спиной и держит поднос с молоком и краюхой хлеба.

Этот старик, напомнил мне моего дедушку, который любил сидеть в такой позе и рассказывать сказки, а прибаутки. С ним не было страшно остаться на ночь в сеновале, для того что бы посмотреть на звезды.

Крестьянин, изображенный на картине, я думаю, не боится смерти, в его глазах можно прочесть усталость от прожитой жизни. Он не боится работы. Ему по силу вспахать огород или же убрать за скотом. Он мудр и может дать дельный совет, научить уму-разуму. Еще мне почему-то кажется, что он справедлив. Люди, которые не боятся работы, требуют от себя полного выполнения ее. Они очень ответственные, ведь от качества его работы зависит, будет ли у него ужин.

Портрет выполнен в спокойных тонах, и даже черный фон ни капли не омрачает его. Потрепанная и изношенная рубаха, выцвела, и из ярко синей превратилась в тускло-голубую, лишний раз доказывает, что человек этот не богатый, но постоянный в своих решениях и поступках. Глядя на портрет можно фантазировать бесконечно, представляя семью и внуков крестьянина. Какими могли бы быть интересными их вечера в кругу большой семьи. Эта картина заставила меня окунуться в детство и прочувствовать все прелести деревенского быта. Туда, от куда не хочется возвращаться.

И. Н. Крамской - замечательный портре­тист, который уделял большое внимание внут­реннему миру человека, изображая характеры и переживания людей.

Крестьяне, герои многих произведений И. Н. Крамского, - это и пасечник, живущий с природой одной жизнью (“Пасечник”), и фи­лософ (“Созерцатель”), и забитый, проживший долгий безрадостный век старик (“Мужичок с клюкой”), и полный внутреннего достоинства деревенский староста (“Деревенский староста”).

В 1882 году Крамской создал “этюд рус­ского мужика” - портрет Мины Моисеева.

Это деревенский мудрец, добродушный и од­новременно лукавый старичок “себе на уме”. Его лицо изборождено морщинами, руки боль­шие, жилистые. Перед нами предстаёт труже­ник земли, познавший тяготы крепостной му­жицкой доли.

Крестьянин Мина Моисеев дан в полу­оборот, на нём выцветшая рубаха. Живая вы­разительность лица, пристальный взгляд ис­крящихся глаз позволяют предположить, что старик крайне заинтересован в чём-то про­исходящем на его глазах. Но спокойная по­за, оттенок благодушия и какой-то своеобраз­ной умудрённости жизнью говорят о том, что он остаётся только наблюдателем и сохраняет свои мысли при себе.

Герой Крамского - обаятельный и муд­рый человек. В этом портрете выражены ум, опыт, внутреннее достоинство представителей русского крестьянства. (163 слова)

Глоссарий:

– сочинение по картине Крамского Мина моисеев

– сочинение по картине мина моисеев художника и н крамского

– мина моисеев описание внешности

– описание картины мина моисеев

– сочинение по картине мина моисеев


Другие работы по этой теме:

  1. Крамский в своем портрете “Мина Моисеев” изобразил крестьянина. Пожилой дедушка смотрит на нас с холста. Седая борода говорит о том, что он не молод и...
  2. Крамской, нарисовал портрет Суворина в 1881 году. Суворин был издателем газете “Новое время”, и лично попросил своего друга Крамского, нарисовать его. По мнению историков, эта...
  3. Крамской написал картину “Майская ночь” в 1871 году, по мотивам произведения Н. В. Гоголя. При создании этой картины, художнику необходимо было окунуться к мотивом украинских...
  4. Иван Николаевич Крамской - замечательный рус­ский художник, прекрасный мастер исторической, портретной, жанровой живописи. Иван Николаевич создал огромное количество потрясающих полотен, но, пожалуй, самой известной его...
  5. По мнению историков и критиков, Крамской, был знаменит своими портретами. Его портреты отражают те времена, в которых жил сам художник. Он рисовал людей тех людей,...
  6. Насколько мне известно, Крамской и Третьяков были друзьями, которые познакомились в 1869 году. Помимо картин купленных Третьяковым для своей галереи у Крамского, а их было...
  7. Крамской изобразил на этом портрете свою жену, нарисовав ее в 1869 году. Как мне известно, он очень любил свою семью и был привязан к ней,...

В 1882 году русский художник Иван Крамской пишет картину «Мина Моисеев», которая должна была стать частью другого обширного полотна под названием «Крестьянин с уздечкой». Но после создания картина обрела собственную жизнь, и вскоре стала считаться одной из лучших работ художника.

По замыслу автора на полотне должен был быть изображен мужчина преклонного возраста, выходец низших сословий, работяга. Чтобы найти такого человека, художник поехал в глубинку, в забытую Богом деревеньку, в которой и познакомился с простым тружеником полей Миной Моисеевым. Над его изображением Крамской работал впоследствии ни одну неделю подряд.
На первом плане крупно изображено лицо простого русского крестьянина: морщины, густые почти сведенные друг к другу брови, длинная седая борода. Хорошо видны грубые, привыкшие к тяжелой работе руки.

Кажется, что старик с картины сильно устал, он сломлен постоянным трудом и тяготами жизни. Но стоит присмотреться и можно увидеть, что изображенный мужчина довольно хорошо выглядит, его взгляд суров и упрям, волосы пока не покрыла седина. Наверняка герой проживет еще много лет на белом свете. Поза, в которой он сидит, довольно свободная, хотя дед скрестил руки и прижал их к себе. Он глядит куда-то в бок от художника, будто стесняясь того, что с него пишут картину. Для него это непривычно. В глазах старика еще живет искорка озорства. Все лицо его в глубоких морщинах, что говорит о его эмоциональности. Он много улыбался и смеялся в молодости, и эта радость былой жизни, до конца еще не угасшая, оставила отпечатки на его лице.

Дед одет в синего оттенка старую холщовую рубашку. Но даже в такой видавшей виды одежде он смотрится очень внушительным.

Задний план - это всего лишь черный фон. Но даже такой темный оттенок не омрачает картины. Он, напротив, выгодно оттеняет даже эту старую рубаху. Вся ее неопрятность говорит о том, что старик неприхотлив, не богат. Но он постоянен в своих решениях и даже желаниях. Наверняка, он справедлив, любит правду, не боится любой работы и требует от себя ее полного выполнения, раз уж решился взяться за дело.

Глядя на картину, можно фантазировать о том, кто окружает старика, размышлять о том, какая у него жена, каких детей он воспитал. Можно представить себя картину семейного ужина после тяжелых дневных работ ли картину игры деда со множеством маленьких внуков. Глаза деда, его взгляд буквально заставляют смотрящего на них вспомнить свое детство, своих родных. Они заставляют подумать о маленьком домике, в котором мирно доживают свой век дед и бабка. Они наталкивают нас на мысли о месте, из которого так не хочется возвращаться - об отчем доме.

Описание картины Крамского «Мина Моисеев»

Крамский в своем портрете «Мина Моисеев» изобразил крестьянина.
Пожилой дедушка смотрит на нас с холста.
Седая борода говорит о том, что он не молод и прожил большую жизнь.
В его глазах нет ухмылки, я вижу в его глазах усталость.
Морщины покрывают все его лицо.

Не смотря на то, что старик выглядит не привлекательно, мне кажется он предлагает рассказать какую-нибудь интересную историю из жизни.
Глядя на картину хочется сесть поудобнее и слушать рассказы крестьянина до полуночи.
Складывается впечатление что не хватает на портрете и жены старца, как будто она стоит за его спиной и держит поднос с молоком и краюхой хлеба.

Этот старик, напомнил мне моего дедушку, который любил сидеть в такой позе и рассказывать сказки, а прибаутки.
С ним не было страшно остаться на ночь в сеновале, для того что бы посмотреть на звезды.

Крестьянин, изображенный на картине, я думаю, не боится смерти, в его глазах можно прочесть усталость от прожитой жизни.
Он не боится работы.
Ему по силу вспахать огород или же убрать за скотом.
Он мудр и может дать дельный совет, научить уму-разуму.
Еще мне почему-то кажется, что он справедлив.
Люди, которые не боятся работы, требуют от себя полного выполнения ее.
Они очень ответственные, ведь от качества его работы зависит, будет ли у него ужин.

Портрет выполнен в спокойных тонах, и даже черный фон ни капли не омрачает его.
Потрепанная и изношенная рубаха, выцвела, и из ярко синей превратилась в тускло-голубую, лишний раз доказывает, что человек этот не богатый, но постоянный в своих решениях и поступках.
Глядя на портрет можно фантазировать бесконечно, представляя семью и внуков крестьянина.
Какими могли бы быть интересными их вечера в кругу большой семьи.
Эта картина заставила меня окунуться в детство и прочувствовать все прелести деревенского быта.
Туда, от куда не хочется возвращаться.

Мина Моисеев. 1882

Крамской И.Н.
Холст, масло
56,5 x 45

Русский музей

Аннотация

Создание собирательных образов людей из народа Крамской считал одной из важнейших за-дач современного искусства. "А народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный род-ник!" - писал он Илье Репину. В портрете Мины Моисеева ярко проявилось свойственное художнику умение концентрировать внимание на самом существенном. В облике крестьянина, в его свободной, непринужденной позе ощущаются внутреннее спокойствие и независимость. Изборожденное морщинами старческое лицо излучает человеческое тепло, доброту, свидетельствуя об умудренности и жизненном опыте.

Биография автора

Крамской И.Н.

Крамской Иван Николаевич (1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1869).
Родился близ Острогожска Воронежской губернии. В молодости работал ретушером у столичных фотографов. Учился в Академии художеств у А.Т. Маркова (1857-1863). Инициатор и участник "бунта четырнадцати". Организатор и идейный руководитель Петербургской Артели художников, ставшей прообразом будущего Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863-1868). Совершил поездки по странам Европы (1869, 1876, 1884).
Один из создателей жанра социально-психологического портрета, автор галереи портретов современников - писателей, художников, деятелей науки и культуры и крестьян. Создал ряд произведений на исторические и литературные сюжеты. Автор критических статей по вопросам современного искусства. Оставил большое и ценное эпистолярное наследие.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры