Кто такой Гюстав Флобер? Гюстав флобер, краткая биография В поисках настоящей любви. На пути к саморарушению

Главная / Ссоры
(1821-12-12 )

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции , которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В году Флобер поступил на факультет права в Париже, но бросил учёбу в .

Личная жизнь Флобера складывалась непросто. Не желая подвергать риску заболевания (в детстве у него была выявлена эпилепсия) свое потомство, он не женился и не продолжил свой род, хотя у него и было несколько любовниц. Ведь, несмотря на свой средний рост, Флобер производил впечатление на женщин, которым нравились его зеленые глаза и слегка вьющиеся волосы. Слыл спортсменом, увлекался плаванием, греблей на каноэ и верховой ездой.

В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть его друга Буйе в 1869 году, оккупация поместья наступающей вражеской армией во время франко-прусской войны , наконец, серьезные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые еще долго вызывали неприятие у критиков. Умер Гюстав Флобер 8 мая года в результате инсульта .

Библиография

Сочинения:

  • Собр. соч.: в 8 т. - М., 1933-1938;
  • Собр. соч.: в 5 т. - М., 1956;
  • О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи.: в 2 т. - М., .

Критическая литература:

  • Трэнчекова В.Д. - "Кинематографический потенциал в романе Флобера «Госпожа Бовари»
  • Дежуров А. С. Объективный роман Г.Флобера «Госпожа Бовари» // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. М., . – С. 304-319.
  • Иващенко А. Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции . - М., ;
  • Моруа А. Литературные портреты. - М., . - С. 175-190;
  • Пузиков. Идейные и художественные взгляды Флобера // Пузиков. Пять портретов. - М., . - С. 68-124;
  • Реизов Б. Г. Творчество Флобера. - М., ;
  • Храповицкая Г. Н. Гюстав Флобер // История зарубежной литературы XIX века. - Ч. 2. - М., . - С. 215-223.

Ссылки

  • Русскоязычный сайт Гюстава Флобера Биография, библиография, тексты произведений, письма, галерея, форум.
  • Библиотека французской литературы - романы на русском и французском ; Моруа, Набоков о «Госпоже Бовари»
  • Собрание сочинений на французском - по-видимому, наиболее полное собрание Флобера в интернете
  • «Искушение святого Антония», Письма - вариант 1856 года, перевод М. Петровского, Переписка 1830-1880

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Флобер" в других словарях:

    Гюстав (1821 1880) французский писатель, один из классиков буржуазного реализма. Р. в Руане, в семье главного врача городской больницы, являвшегося также землевладельцем. В 1840 сдал экзамен на баккалавра, затем переселился в Париж, чтобы изучать … Литературная энциклопедия

    - (Gustave flaubert) знаменитый франц. романист, главареалистической школы во Франции, род. в 1821 г., в Руане, ум. в 1880 г.Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделениемв руанском госпитале; мать была родом из старинной… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. На ряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, роман Саламбо. Первоклассный мастер стиля, Флобер создал… … 1000 биографий

    - (Flaubert) Флобер (Flaubert) Гюстав (1821 1880) Французский писатель романист. Афоризмы, цитаты Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня. Если женщина любит хама,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Flaubert) Гюстав (1821 1880), французский писатель. Блестящий стилист, мастер реалистического письма. В романе Госпожа Бовари (1857) и Воспитание чувств (1869) показал моральное ничтожество героев из среды провинциальной и парижской буржуазии,… … Современная энциклопедия

    - (Flaubert) Гюстав (12.12.1821, Руан, – 8.5.1880, Круассе, близ Руана), французский писатель. Родился в семье врача. Окончив Руанский лицей, поступил на юридический факультет Парижского университета, однако развившаяся в 1844 нервная… … Большая советская энциклопедия

    Гюстав Флобер Gustave Flaubert Писатель романист Дата рождения: 12 декабря 1821 … Википедия

    - (Gustave Flaubert) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции; род. в 1821 г., в Руане, умер в 1880 г. Отец его был очень известный врач, заведовавший хирургическим отделением в руанском госпитале; мать была родом из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Флобер - (1821 1880) знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции. Наряду с ярко реалистическими произведениями Флобер писал и фантастические романы, как, например, цитируемый в тексте роман Саламбо. Первоклассный мастер стиля,… … Исторический справочник русского марксиста

    ФЛОБЕР - (Гюстав Ф. (1821 1880) франц. писатель) О, спутник вечного романа, Аббат Флобера и Золя От зноя рыжая сутана И шляпы круглые поля. ОМ915 (102.2); (Хоть он (юноша) юристом был, Но поэтическим примером Не брезговал: Констан дружил В нем с Пушкиным … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

Годы жизни: с 12.12.1821 по 08.05.1880

Знаменитый французский романист, глава реалистической школы во Франции.

Флобер родился в Руане, в Северо-Нормандском регионе Франции. Он был вторым сыном в семье Флобера, своего отца известного хирурга, и матери Анны Жюстины Каролины Флобер. Начал писать в раннем возрасте, ранее восьми лет, как известно из некоторых источников.

Учился Флобер в своем родном городе в Королевском коллеже Руана (1823-1840) и не покидал его до 1840 года, когда уехал учиться на юриста в Париж. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М.Дю Каном, который стал его спутником в путешествиях. К концу 1840 года Флобер путешествовал по Пиренеям и Корсике.

В 1843 у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. Болезнь привела к тому, что Флобер не закончил курс, а отправился в путешествие. В 1845 году он ездил в Италию. Вместе со своим другом Флобер путешествовал по Бретани в 1846 году.

После смерти отца в 1846 он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. Флобер до конца своих дней прожил в отчем доме на берегу Сенны.

В сентябре 1849 года Флобер закончил первую версию романа «Искушение Святого Антония». В этом же году он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию.

В 1850 году, после возвращения, писатель начал работу над романом «Госпожа Бовари». Роман, написание которого заняло пять лет, был напечатан в «Ruve de Paris» («Парижском журнале») в 1856 году. Правительство начало дело против издателя и против автора по обвинению в безнравственности, но обоих оправдали. Роман «Госпожа Бовари», появившийся в книжной форме, был встречен очень тепло.

Начиная с 1850 года Флобер жил в Круассете, делая редкие визиты в Париж и Англию, где у него были любовницы. Он посетил Карфаген в 1858 году в поиске прототипов и примеров для своего романа «Саламбо». Роман был закончен в 1862 году, после годовой работы.

Основанная на событиях детства, следующая работа Флобера «Воспитание чувств», заняла семь лет усиленной работы. «Воспитание чувств», последний законченный роман, был опубликован в 1869 году.

Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона. 1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году, а в 1872 умерла его мать. После смерти матери у писателя наступили финансовые трудности.

Флобер написал весьма неудачную драму, «Кандидат», а так же опубликовал переработанную версию «Искушение Святого Антония», часть которого была опубликована в 1857 году. Он уделил большую часть своего времени новому проекту, «Две мокриц», который позднее стал называться «Бювар и Пекюше», и оторвался от него, только для написания «Трех повестей» в 1877 году. Эта книга включала три рассказа: «Простая душа», «Легенда о Святом Юлиане Странноприимце» и «Иродиада». После публикации этих рассказов, он посвятил остаток своей жизни незаконченной работе «Бювар и Пекюше», которая была опубликована посмертно в 1881 году.

Флобер болел венерическими заболеваниями большую часть своей жизни. Его здоровье ухудшилось, и он умер в Круассете от инсульта в 1880 году в возрасте 58 лет. Флобера похоронили на семейном участке, на кладбище в Руане.

Флобер читал роман «Искушение Святого Антония» вслух своим друзьям в течение четырех дней, не разрешая им останавливать себя и высказывать какое-нибудь мнение. В конце прочтения они сказали ему бросить рукопись в огонь, предлагая, сосредоточится на повседневной жизни, а не на фантастических объектах.

Флобер любил писать письма, которые собраны в разных публикациях.

Флобер был неутомимым работником и часто, в письмах друзьям, жаловался на напряженный график. Он был близок со своей племянницей, Каролиной Коммонвиль, дружил и вел переписку с Жержем Сандом. Изредка он посещал парижских знакомых, включая Эмиля Золя, Ивана Тургенева, Эдмонда и Джулию Гонкот.

Писатель никогда не был женат. С 1846 по 1854 год у него были отношения с поэтессой Луизой Колетт, которые можно назвать его единственными серьезными отношениями. Постепенно утрачивая интерес друг к другу, Гюстав и Луиза расстались.

19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И развлечением, и учением. У горьковского призыва «Любите книгу - источник знания!» ноги растут как раз из той эпохи, когда романист не только публику развлекал сюжетом, но и впиндюривал ей заодно массу полезных сведений. Виктор Гюго всегда нам будет в этом примером.

Да что там Виктор Гюго! Не он один! 19-й век - век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и журналистов. В разы вырос круг потребителей литературы, тех, кто мог читать и получал от этого удовольствие. За что следует сказать отдельное спасибо системе государственного образования и промышленной революции. «Производство» романов тоже стало своеобразной отраслью промышленности, производящей развлечение. Но не только. Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский язык.

И если уж говорить о языке и о стиле, главных успехов в этой области добился Гюстав Флобер (Gustave Flaubert; 1821 — 1880) . Его иногда называют творцом современного романа.

«Нормандский ус Флобера» помнят все, кто слушал и полюбил появившуюся в 1975 году пластинку Д.Тухманова «По волне моей памяти». Что правда, то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. И да, был он уроженцем Нормандии.

Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был главным врачом местной больницы. Учеба в Королевском колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу. Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира. Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего поэта Л.Буйе.

Сейчас от Парижа до Руана - два часа на поезде. В начале 19-го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право. После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.

В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние, чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана, которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и занимаясь литературой. Отсюда он, случалось, выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя, Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил по-французски.

Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). В уже упомянутой песне с диска «По волне моей памяти», написанной по стихотворению М.Волошина, братья Гонкуры названы «чеканщиками». Пожалуй, это прозвище больше подошло бы к великому перфекционисту Флоберу. Короче говоря, Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.

За всю свою творческую жизнь Флобер выпустил пять книг. Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход романа сопровождался скандалом, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Главная тема этого произведения - конфликт между придуманной жизнью и жизнью реальной. Героиня романа - совсем не героическая личность. Более того, незабвенный М.С.Паниковский назвал бы госпожу Бовари личностью жалкой и ничтожной. Заурядная мещанка из небольшого городка неподалеку от Руана (так сказать провинция провинции) в поисках приключений и «высокой» (в ее понимании) любви растрачивает деньги своего мужа и в конце концов кончает жизнь самоубийством. При этом она травится мышьяком. Кто знает - не самый эстетичный способ свести счеты с жизнью. Долгое и мучительное умирание, черная блевотина... И это все старательно описал Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера произвело фурор своим реализмом. До того ни один французский писатель не описывал во всех подробностях, как героиню его романа трахают в карете, кружащейся по городу. Ах, нравственность французской нации была этим ужасно травмирована! Автора и редакторов журнала, в котором роман был опубликован, привлекли к суду за оскорбление общественной морали

Судебный процесс писателем и журналистами был выигран. В 1857 году роман «Мадам Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью, без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу ярлычок: реалист. Впрочем, реализм французского писателя имеет мало отношения к критическому реализму, процветшему в дореволюционной России, а уж тем более, к реализму социалистическому, которым лет семьдесят пугали студентов-филологов в Советском Союзе.

Вторая книга Г.Флобера вышла через пять лет. Это был исторический роман «Саламбо» («Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры. Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много эротики, которую по тем временам можно было считать и порнографией тоже.

Третий роман, «Воспитание чувств» («L"éducation sentimentale») вышел в 1859 году. Это - рассказ о молодом человеке, который живет в тяжелое время очередной французской революции. Юноша был воспитан в духе романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно говоря, это - явление, происходящее с каждым поколением молодых мужчин в любое, даже не очень революционное, время. Так что роман может показаться интересным многим мальчикам 1990-х годов. (Тоже бурное время было в современной истории России) И да, в этой истории тоже имеется сексуальная изюминка - любовь молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать его старше.

В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого, сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про грехи писать интересно, да и читать не скучно.

Читать все перечисленные романы до сих пор интересно. Флобер - не скучный писатель. Не Эмиль Золя, который раскочегарил топку своего творческого воображения на полнометражный книжный сериал «Ругон-Маккары» (21 «производственный» роман - не шутка!). По тематике он ближе к Мопассану, книги которого во времена моего отрочества школьникам в библиотеке не выдавали. Разница только в том, что Флобер делал один роман на тему, о которой Мопассан писал десяток небольших рассказов. Так что если кто-то Флобера не читал, можно посоветовать восполнить этот пробел. По крайней мере, затраченного на это времени жалко не будет. И переводы на русский язык хорошие, дающие почувствовать мастерство великого стилиста.

Трудно рассказывать о такой жизни, которой жил Г.Флобер в последние свои годы. Никаких приключений, никаких любовных связей. Правда, поговаривают, что была у него любовь с матушкой Ги де Мопассана. Смерть начала подбираться к друзьям и близким, в 1869 году умер его друг поэт Буйе. Во время франко-прусской войны поместье Круассе оккупировали немцы. Критика к его романам относилась с некоторым подозрением. Неприятие вызывали и сюжеты, и язык его романов. Так что коммерческого успеха издание романов Флоберу не принесло. Да и содержание поместья требовало все больше денег, а доходы не увеличивались.

Флобер умер в своем поместье Круассе 8 мая 1880 года. Его влияние на развитие французского романа к тому времени никто не отрицал. А поскольку французская литература в конце 19-го века была образцовой для всех литераторов просвещенного сообщества, можно без преувеличения сказать: творчество Гюстава Флобера оказало влияние на всю мировую литературу. В том числе и на русскую. Так или иначе, Лев Толстой писал с оглядкой на французов. А «Анна Каренина» -- в некотором смысле русский вариант истории госпожи Бовари, дурной бабы которая погналась за так называемой «любовью».

Влияние же французской литературы на литературу советскую еще более сильно и совсем не благотворно. Дело в том, что Союз советских писателей создавали люди, для которых Флобер, Мопассан, Золя были звездами первой величины. И, начав руководить Союзом, они вольно или невольно впихивали бурлящую литературу советских 1920-х годов в уже устоявшуюся и потому скучноватую рамку реализма, сколоченную великими французскими романистами. При этом реализм они разумели совсем не так, как великие французы. Посему рамку эту существенно сузили, обернули кумачом и назвали социалистическим реализмом. А поскольку руководство Союза было единым, и кормежка шла из одних рук, практически никто из литераторов, объявивших себя советскими, сопротивляться давлению не смог. Более талантливые ваяли, как могли, эпопеи про современную жизнь, инкрустируя их в меру своего таланта и нонконформизма жемчужинками и алмазиками. Бесталанные тоже добивались определенных успехов в сочинении по прописям великих. Их издавали массовым тиражом, но читать это варево было сложно. Мазохисты могут почитать Бабаевского, а самоубийцы - М.Бубенова. Некоторые из совписов уже в 1970-е годы воплотили в жизнь то, о чем сплетничали про А.Дюма-отца за сто лет до этого. Огромные «опупеи» вроде «Вечного зова» строчили «литературные рабы». А уж как создавалась многонациональная советская литература - отдельный плач.

Впрочем, Гюстав Флобер в этих «перегибах на местах» нисколько не виноват.

Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе (1822-1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 году Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М. Дю Каном (1822-1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 году у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни.
После смерти отца в 1846 году он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов - "Госпожа Бовари" (1857).

Великое творение литературы, "Госпожа Бовари" обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого "правильного слова". Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других.

В 1862 году появился исторический роман Флобера "Саламбо", в 1869 году - роман нравов "Воспитание чувств", в 1874 году - "Искушение Святого Антония", в 1877 - "Три повести"; затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом "Бувар и Пекуше", но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Флобер написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Флобера. Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дюканом; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд; большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от апоплексического удара. В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 в семье знаменитого врача-хирурга, все детство и юность провел при госпитале, где располагалась квартира отца. Сам Флобер с малолетства думал, что ему уготовано иное поприще, хотя писать начал уже в подростком возрасте. Интерес к жизни, но более смерти, во многом определивший смысловое ядро будущих произведений, зародился здесь же, в стенах руанской больницы, когда совсем мальчишкой, тайком от родителей, Гюстав пробирался в зал для вскрытия и наблюдал за обезображенными смертью телами.

Получив первоначальное образование в Королевском колледже Руана, в 1840 году Флобер отправляется в Париж, чтобы изучать право. Решение это не было продиктовано сердцем: юриспруденция нисколько не занимала юношу. В самой романтической столице мира он живет более чем уединенно, у него практически нет товарищей.

Проучившись три года в Сорбонне, Флобер не сумел сдать переводной экзамен. В этом же году у него диагностируют заболевание, по симптомам напоминающее эпилепсию. Врачи настоятельно рекомедуют Гюставу вести малоподвижный образ жизни, а постоянные припадки, спасение от которых он видел только в приеме горячих ванн, изводят его. Чтобы найти спасение от болезни, будущий писатель отправляется в Италию.

1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра, Каролина. Флобер берет на попечение дочь сестры и ее мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся небольшом, живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза.

Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот, не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями.

В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842). А вот в не увидевшем свет романе «Воспитание чувств», работа над которым длилась с 1843 по 1845, четко прослеживаются ноты реализма.

К 1846 году относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свел еще в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.

Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 году в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари» , который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днем, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.

Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 году Ватикан внес «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещенных книг».

Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа.

В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо» , действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.

Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящен теме «потерянного поколения».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры