Культура поведения человека. I

Главная / Ссоры

Совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.

В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения.

В социалистическом обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества» и т. д.). В социалистическом обществе этикет значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению.

Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, - все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В целом этикет в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости: в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм этикета, то они сохраняются в основном лишь в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

Ежедневно, ежечасно мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе… Публикации на эти темы в газетах встречают острую ответную реакцию читателей. В «Советской России» статья под названием «А выглядите вы не очень…» вызвала много откликов. А речь в ней шла о том, стоит ли говорить человеку об ухудшении его внешнего вида, о болезненном виде, о деликатности, умеем ли мы щадить чувства другого. Интересны два совершенно различных отношения к проявлениям грубости, бескультурья. Один говорит: «Я стараюсь не ходить в кафе даже в командировках. Садимся за столик - и сразу чувствуешь себя униженным…» Другой говорит: «А меня чья-то грубость, бестактность не могут задеть или унизить. Почему я должна чувствовать себя униженной, если кто-то обнаруживает отсутствие культуры? Неловко за него - и все. Мало того, как-то меня оттеснил в сторону солидный мужчина в театре, и я тихо, чтоб не слышали другие, прошептала ему: «Голубчик, ну можно ли так ронять свое достоинство?»

Человеку, который умеет так прекрасно владеть собой, можно позавидовать, но лучше бы попробовать подражать ему. Деликатные люди могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону.

От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь.

Легко быть воспитанным, вежливым с подобными тебе, гораздо труднее с людьми противоположного свойства.

О культуре поведения написано много книг, это очень широкое, исторически развивавшееся понятие. Вы можете воспользоваться книгами на эти темы. А здесь мы прибегнем к еще одному жанру в нашей азбуке: к афоризмам.

Возьмем некоторые из высказываний великих мыслителей, педагогов, писателей:

…Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом. В. И. Ленин

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В. И. Ленин

Понятие о культуре очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. М. И. Калинин

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. П. Чехов

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И. Гёте

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели. К. Гельвеций

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. Цицерон

В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. Ж. Лабрюйер

Манеры выказывают нравы, подобно тому, как платье обнаруживает талию. Ф. Бэкон

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков? Ш. Монтескье

Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается. О. Бальзак

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. Л. Н. Толстой

Не обдумав поступок, будь нерешителен, обдумав, будь решителен. Л. Н. Толстой

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. А. Сухомлинский

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки. Б. Паскаль

Собственная нравственная нечистоплотность - это знак презрения к самому себе. Апулей

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой

У кого много пороков, у того много и повелителей. Ф. Петрарка

Почему культура поведения так важна? Он ее уровня зависит, как к вам будут относиться сторонние люди – как к приятной дружелюбной личности или как к заносчивому невоспитанному хаму.

Умение вести себя «на людях» культурно, правильно и адекватно ситуации благотворно влияет и на карьеру, и на дружеские отношения.

«Быть культурным» – что это значит?

Внешняя и внутренняя культуры необязательно тесно связаны, порой они и вовсе друг другу противоречат.

Так, индивид, славящийся грубым и невоспитанным поведением, может оказаться обладателем богатого духовного мира и отличного образования.

И, напротив, вежливый и участливый товарищ, соблюдающий этикет до последнего слова, изнутри бывает пустым, невежественным, непрофессиональным и безнравственным.

Внешняя культура поведения – это взаимодействие личности с окружающей ее средой . Она выражается в контактах с миром – коллегами, друзьями, родными, в соблюдении правил этикета и прочих социальных норм .

Это повседневные формы нашего поведения: словом, все то, что мы делаем, оказавшись внутри окружающего мира, и даже задолго до этого момента.

Подготовка к контакту с обществом (гигиена, выбор одежды, приведение внешнего вида в порядок) тоже считается!

Не следует думать о внешней культуре как о чем-то искусственном и наносном. Она впитывается человеком с детских лет в ходе воспитания, обучения, коммуникации.

Многие действия в нас запрограммированы, и мы не задумываясь соблюдаем те или иные поведенческие нормы – здороваемся, умываемся, благодарим, трудимся, уступаем дорогу, предлагаем помощь.

Грамотное взаимодействие с социумом у многих происходит органично и естественно, ведь оно привито почти с рождения.

Это своеобразные «правила жизни» – уважать старших, проявлять вежливость и такт, быть ответственным, не грубить, не опаздывать, спрашивать разрешения и подобное.

В идеальном варианте внешняя и внутренняя культуры дополняют и гармонично подчеркивают лучшие стороны друг друга.

Красота души, высокие моральные стандарты, нравственность и образованность должны соседствовать с визуальной ухоженностью, грамотной речью и обходительным отношением к другим.

Не зря считается, что истинно хороший человек прекрасен со всех сторон.

Что включает в себя культура поведения?

Наиболее ярко она выражается во взаимодействиях с коллективом – на работе, в университете, в школе. Что еще подразумевает культура поведения?

1. Действия индивида в общественном месте (в парке и транспорте, в очереди, в банке, на автобусной остановке). Способы решения конфликтов с окружающими незнакомцами.

2. Отношение к труду и к природе, ответственность, заботу о среде обитания.

3. Бытовую культуру – реализацию личностных потребностей, организацию досуга.

7. Гигиену, внешнюю опрятность, адекватный случаю стиль одежды.

Как вы уже поняли, внешняя культура – это не только то, как мы обходимся с другими людьми.

Если индивид нарушает обязательства и срывает сроки на работе, гримасничает в автобусе и сыпет ругательствами, не здоровается в ответ и годами не стирает одежду, бросает мусор мимо урны и обрывает соседскую клумбу – это тоже культура поведения. Точнее, ее отсутствие.

Культурное поведение в обществе

Способы взаимодействия с обществом формируются с младых ногтей.

Особое влияние на закладывающуюся культуру поведения оказывают:

  • Воспитание родителей
  • Национальная культура, менталитет
  • Пример, подаваемый близкими людьми

Кроме того, косвенно на поведение человека влияют религиозная и расовая принадлежность, характер, полученное образование, степень финансовой обеспеченности, круг общения и образ жизни.

Да и само развитое общество учит нас действовать так или иначе, внедряя в наше сознание современные принципы безбедного сосуществования.

Нужно понимать, что в Средние века или во времена античности правила поведения в социуме были совсем другими!

Научившись соблюдать законы, бытующие в окружающем мире, ребенок становится полноценной личностью. Он входит в коллектив, в общество, уже умея вести себя адекватно ситуации.

Нормы, которые закладываются в личность в юном возрасте, вполне естественны и понятны. Ведь в итоге все они являются красноречивыми проявлениями Человечности как таковой.

— воспитание ребенка. Проходит она через воздействие национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди. Взрослые желали бы видеть ребенка таким, какими они являются сами, поэтому воспитание - это процесс уподобления.

Культура поведения человека в обществе сводиться в формировании личности ребенка и приспо­соблении его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая обще­принятых правил поведения.

Культуру поведения человека в обществе мы все как будто хорошо представляем себе. Что стоит за словами культура поведения? И все же полез­но обратиться к научному определению понятия. Здесь нам поможет «Словарь по этике». Культура поведе­ния — совокупность форм повседневного поведения чело­века (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эсте­тические нормы этого поведения.

Культура поведения человека в обществе, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нрав­ственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневны­ми жизненными правилами. Например, требование ува­жения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатнос­ти, в такте, предупредительности, в умении беречь чу­жое время и т. п.

В культуру поведения входят все области внешней и вну­тренней культуры человека. Такие как этикет, правила обхож­дения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потреб­ностей и интересов, взаимоотношения людей вне рабо­ты.

А еще, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одевать­ся, украсить жилище). И такие, как эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру ре­чи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Культура поведения рассмат­ривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное до­стояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Выходит, что культура поведения человека в обществе - это весь человек, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это значит, что на каждом из нас лежит ответственность за собственную культуру поведения за окружающих людей и особенно за растущих, за тех, кто идет на смену.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой - положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности - воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться , равнодушие, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

Внеш. привлекательность в жизни ребёнка, подростка играет очень важную . Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребёнком зависит его , поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, походка, . Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребёнка внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодёжи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребёнка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один , под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упрёки, замечания - малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов - изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодёжи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 - 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ" в других словарях:

    Культура поведения - высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    культура поведения - elgesio kultūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Objektyvių santykių su aplinka sutikimas su higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimais. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos, pvz.: švara, etiketo taisyklių laikymasis … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    культура поведения - elgesio kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimų laikymasis. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos: švarumas, etiketo taisyklių paisymas, pakantumas, mandagumas,… … Sporto terminų žodynas

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике

    Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования… …

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета … Профессиональное образование. Словарь

    Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими … Педагогический словарь

    Культура - (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Педагогический терминологический словарь

    КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    культура - КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали, соответствующих культуре своего народа, его окружения, круга общения, их обычаев, традиций, веры. Культура поведения – это мера и такт в поступках, В отношениях с окружающими, это соблюдение возрастных требований и норм. Она передается в основном в семье, в школе же ее формированием занимаются такие дисциплины, как культура общения, этика и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности - воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).

Основа культуры общения - гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.

Непременный атрибут культуры общения - тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. - проявление точности и обязательности.

В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.

Внеш. привлекательность в жизни ребенка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребенком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребенка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодежи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать свое жилище, правильно вести себя во время приема пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребенка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упреки, замечания - малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов - изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодежи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры