Лев Толстой "Ваня и Буян" (рассказ).

Главная / Ссоры

Часть II. Второй педагогический период. Самарское имение. Голод

Глава 6. Второй педагогический период. Азбука

Осенью 1869 года Лев Николаевич закончил и сдал в печать 6-й том "Войны и мира" и почувствовал себя снова свободным для новой деятельности.

На этот раз он обратился снова к педагогике и со всей своей энергией отдался этому делу и снова создал "великое". Второй период его педагогической деятельности имел характер вывода и приложения тех данных, которые он добыл в первом периоде этой деятельности.

Занимаясь в начале 60-х годов народными школами, Л. Н-ч должен был прекратить эту деятельность по многим причинам. Во-первых, его оригинальная и свободолюбивая деятельность вызвала подозрение полиции и местных властей, и у него в Ясной Поляне и в других подведомственных ему школах были сделаны жандармами обыски. Это произвело такой разгром, от которого Лев Н-ч и близкие ему люди долго не могли опомниться. Во-вторых, переутомленный усиленной деятельностью, Л. Н-ч заболел и должен был уехать лечиться, и, наконец, по возвращении из мест лечения он женился, и новые условия жизни не позволили ему отдавать столько времени школьным делам, и вся его организация распалась. Школы продолжали существовать, но великий дух, оживлявший их, отошел от них и направил свою деятельность на другую область.

Так продолжалось до конца 60-х годов. За это время Л. Н-ч, занятый другими делами, хотя и не проявлял активного участия в школьном деле, тем не менее внимательно следил за всем, что делалось в области народного образования, и был далеко не удовлетворен всем происходившим. Это обстоятельство вызвало его к новой критической переоценке практиковавшихся методов преподавания, а также возбудило в нем желание дать свое руководство к преподаванию, основанное на его личных опытах.

Первым делом его было составление азбуки и хрестоматии, т. е. полного учебника русского языка для детей и народа. В его записной книжке 68-го года мы уже находим первые наброски плана азбуки в следующем виде:

ПЕРВАЯ КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Азбука
(для семьи и школы)
С наставлением учителю
Графа Л. Н. Толстого.
1863 г.

Затем в той же записной книжке набросан весь план азбуки первого издания, составленный по буквослагательному способу, с арифметикой, и даже приведен один рассказ, не вошедший ни в какое издание, а между тем представляющий несомненный педагогический интерес по легкости слога и применимости его к детскому пониманию и указывающий также на характер литературно-педагогической работы Л. Н-ча того времени, почему мы его здесь и приводим целиком.

Когда ученик будет свободно соединять двухсложные слова, - пишет Л. Н-ч, - он может читать следующее:

"Был один мальчик, его звали Ваня. У него была мать, и отец, и маленькая сестра. Один раз Ваня вышел на двор и слышит, что в саду что-то пищит. Ваня пошел в сад посмотреть и видит - в канаве лежат три маленьких щенка. Два белых и один белый с черными пятнами. Белые щенки уже были мертвые, а пестрый еще был жив. Он пищал. Ваня взял этого щенка и понес домой. А у Вани был отец. Отец увидел щенка и говорит: "Зачем ты принес щенка?" А Ваня говорит отцу: "Позволь мне, пожалуйста, этого щенка держать в этом доме. Мне его жалко. Его братья умерли, и он умрет, если его бросить. Я его буду кормить". И отец сказал: "Ну, хорошо". Ваня стал щенка кормить и назвал его Буян. Щенок скоро вырос и стал большая собака, сильная и добрая.

Один раз все пошли спать, а Буян был на дворе. А воры пришли во двор и хотели украсть лошадей. Никто не видал воров, и они вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял страшным голосом и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали.

Отец позвал Ваню и говорит ему: "Я рад, что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Я теперь ему позволю жить дома".

И Ваня был очень рад.

Потом пошли один раз все в лес и взяли с собой маленькую сестрицу Ванину и положили ее в лесу спать. Вдруг пришел волк и хотел схватить девочку из люльки. А Буян услыхал, что идет волк, и спрятался за куст. Он не испугался, он хотел волка поймать. Волк думал, что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и избили волка. А волк укусил Буяна. Отец посмотрел и говорит: "Он укушен". И Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: "Я прежде любил Буяна за то, что он воров прогнал, а теперь еще больше люблю: волк бы заел нашу девочку, если бы Буян его не загрыз". И все стали Буяна ласкать. И Ваня очень был рад.

Потом пришла зима, и поехали все на санях в город. Вдруг пошел снег, сделался ветер и мороз, и они все заблудились и не знали, что им делать. Стало темно, и они искали дорогу и не могли отыскать. Отец говорит: "Мы все замерзнем. Надо богу молиться". Ваня стал плакать. А Буян пришел к Ване и стал ему руки лизать. "Буян, надо нам дорогу, а то мы пропадем". Буян замахал хвостом и побежал вперед по снегу. Они поехали за ним и ехали-ехали, и Буян нашел дорогу и прямо привел их в город. И отец позвал Ваню и говорит:

"Если бы Буян нам не показал дорогу, мы бы пропали. Вот твой Буян какая добрая, хорошая собака". И Ваня был очень рад. "Теперь мы его будем кормить самым лучшим и класть Буяна спать..."

Затем опять в записной книжке Л. Н-ча следуют указания на постепенное усваивание учениками различных грамматических форм, правил правописания и т. п.

Первое издание "Азбуки" в 1872 г. представляет собою ничто иное, как подробное развитие плана, набросанного еще в 1868 году, со включением в него славянского чтения и арифметики.

Мы останавливаемся несколько дольше на истории этого труда, так как сам Л. Н-ч придавал ему большое значение.

В 1868 году у Л. Н-ча гостил американский консул Скайлер, написавший интересные воспоминания о знакомстве своем с Толстым. Мы уже приводили некоторые выдержки из этих воспоминаний в первом томе биографии.

В этих воспоминаниях Скайлер говорит про Льва Николаевича:

"Он много расспрашивал меня о разных методах, употребляемых в Америке, и, по его просьбе, я мог доставить ему - я думаю, благодаря любезности г. Гаррисона - из "Nation" хороший выбор американских начальных и элементарных способов обучения чтению. В одном из них я помню, что произношение различных гласных и некоторых согласных было представлено наглядно буквами, в общем виде похожими на обыкновенные буквы, но с особенными отличительными переменами, которые тотчас бросались в глаза. Эти книги Толстой пробовал применять при изготовлении своей азбуки, на что он употребил много времени". (*)

(* Евг. Скайлер. Воспоминания о Толстом. "Русская старина", октябрь 1899 г. *)

После вышеприведенного конспекта "Азбуки", записанного в 1868 г., мы ни в записных книжках, ни в письмах не находим никаких следов работы до осени 1871 г.

В 70 году он принялся за изучение драмы, читает Шекспира, Гете, Мольера и собирается читать Софокла и Эврипида. Кроме того, он начинает изучать греческий язык, в несколько месяцев одолевает его настолько, что читает а livre ouvert Ксенофонта, и, наконец, переутомляется и заболевает. Летом совершает поездку на кумыс, в Самарскую губернию, и только вернувшись оттуда, осенью принимается за выполнение задуманного плана азбуки и книги для чтения.

"Мы теперь опять занялись детскими книжками. Левочка пишет, а я с Варей переписываю, идет очень хорошо".

С этих пор он уже не прекращает напряженного труда над азбукой в течение целого года. Работа предстояла огромная. Кроме чисто литературной части, переводов, переделок и оригинальных рассказов, Л. Н-ч задумал дать целый ряд научно-популярных рассказов из естественных наук и для этого просматривал массу учебников, советовался со специалистами по каждому отделу, сам проделывал большую часть опытов, которые описывал.

Особенно увлекался он арифметикой, придумывая новые упрощенные объяснения разных действий.

Предполагая поместить в книгах для детей астрономические сведения, он занялся астрономией, увлекся ею и проводил целые ночи, наблюдая звездное небо.

Он изучал различные варианты былин, и результатом этого изучения явились прекрасные переложения наиболее известных былин, помещенных в книжках для чтения. Л. Н-ч особенно ценил сочинение о былинах Голохвастова.

Чтобы дать образцы славянского чтения, он делал выборки из летописей и Четьи-Миней.

Все эти образцы, объяснения и новые приемы проверялись, кроме того, на практике, так как он с этою целью завел снова школу, на этот раз уже у себя дома. В этой школе обучались до 30 детей, а учителями были он сам и почти все члены его семьи, даже старшие дети, которым было тогда 7 и 8 лет.

Вот что пишет об этой школе Софья Андреевна в письме к своей сестре Т. А.:

"Мы вздумали после праздников устроить школу, и теперь каждое послеобеда приходит человек 35 детей, и мы их учим. Учит и Сережа, и Таня, и дядя Костя, и Левочка, и я. Это очень трудно учить человек 10 вместе, но зато довольно весело и приятно. Мы учеников разделили, я взяла себе 8 девочек и 2 мальчика. Таня и Сережа учат довольно порядочно, в неделю все знают уже буквы и склады на слух. Учим мы их внизу, в передней, которая огромная, в маленькой столовой под лестницей и в новом кабинете. Главное то побуждает учить грамоте, что это такая потребность и с таким удовольствием и охотою они учатся все".

"У нас все продолжается школа, идет хорошо, ребята детям носят разные деревенские штучки: то деревяшки какие-то, правильно нарезанные, то жаворонки, сделанные из черного теста; после классов таскают Таню на руках, иногда шалят, но почти все выучились читать довольно бойко по складам".

"Каждое утро своих детей учу, каждое послеобеда школа собирается. Учить трудно, а бросить теперь уже жалко: так хорошо шло учение, и все читают и пишут, хотя не совсем хорошо, но порядочно. Еще поучить немного, и на всю жизнь не забудут" (*).

(* Архив Т. А. Кузминской. *)

Наконец, с таким трудом и увлечением составленная "Азбука" была готова, по крайней мере вчерне, и Л. Н-ч начал ее печатать. Ему хотелось самого широкого публичного обсуждения предлагаемого им метода, и он намеревался представить свою "Азбуку" на предстоящей педагогической выставке в Москве, которая должна была открыться 30-го мая 1872 года.

Но этот план не удался. Типография задерживала печатание, в нем приходилось преодолевать множество технических трудностей, как, напр., надстрочные буквы, смешанные шрифты в одном и том же слове, арифметические таблицы и т. п. Так что за два месяца работы, к началу выставки, было набрано лишь 7 листов вместо предполагавшихся 25-30.

Л. Н-ч был в большом горе. Трудность работы увеличивалась, а между тем он снова стал чувствовать переутомление, ему необходим был отдых, и никто не мог заменить его в этом деде.

Из этой беды его выручил Ник. Ник. Страхов, взявшийся продолжать печатание "Азбуки" в Петербурге и держать ее корректуру, руководясь советами в инструкциями Льва Николаевича.

По этому делу между ними возникла обширная переписка, из которой мы приводим наиболее интересные выдержки.

"Как мне жалко, многоуважаемый Николай Николаевич, что мы так давно с вами замолчали. Я, кажется, виною этого. Получив ваше письмо, мне так захотелось побеседовать с вами. И статей ваших не было до нынешней прекрасной о Дарвине. Что вы делаете? О себе не могу написать, что я делаю, - слишком длинно. Азбука занимала и занимает меня, но не всего. Вот этот остаток-то и есть то, о чем я не могу написать, а хотелось бы побеседовать. Азбука моя кончена и печатается очень медленно и скверно у Риса, но я по своей привычке все мараю и переписываю по 20 раз" (*).

(* Архив В. Г. Черткова. *)

Этот "остаток", как мы увидим ниже, был посвящен разработке материалов для задуманного им, но, к сожалению, не напечатанного романа из времен Петра Великого. О том же Л. Н-ч сообщает и Фету:

"Азбука моя не дает мне покою для другого занятия. Печатание идет черепашьими шагами, и черт знает, когда кончится, а я все еще прибавляю и изменяю. Что из этого выйдет - не знаю, а положил я в него всю душу".

При составлении книг для чтения Л. Н-чу захотелось дать образцы содержательных, простых, художественных и доступных детям рассказов, и он исполнил это блестящим образом; об этом прослышали редакторы журналов и стали одолевать Л. Н-ча, выпрашивая дать что-нибудь напечатать. Л. Н-ч обещал некоторым и сейчас же почувствовал на себе тяжесть этого обязательства. Один рассказ он обещал "Заре", сотрудником которой был Страхов, и он в том же письме выражает ему свои сомнения насчет этого:

"Между нами будь сказано, это обещание меня стесняет, а пользы для "Зари" не будет. Это так ничтожно и оговорка, что из Азбуки, уничтожит все, что даже мог бы значить нуль. Если можно выхлопотать мне свободу - очень одолжите. Если будет какое-нибудь достоинство в статьях Азбуки, то оно будет заключаться в простоте и ясности рисунка и штриха, т. е. языка; а в журнале это странно и неприятно будет, точно не доконченное, как в картинной галерее какой бы ни было рисунки карандашом без теней".

Конечно, получив для "Зари" рассказ Л. Н-ча, Страхов не замедлил выразить ему свой восторг, на что Л. Н-ч отвечал ему:

"Письмо ваше очень порадовало меня, многоуважаемый Николай Николаевич. Будет с меня и того, что вы меня так понимаете. А от публики я не только не жду суждений, но боюсь, как бы не раскусили. Я нахожусь в положении лекаря, старательно скрывшего в сладеньких пилюлях пользительное, по его мнению, касторовое масло и только желающего, чтобы никто не разболтал, что это лекарство, чтобы проглотил, не думая о том, что там есть. А оно уж подействует".

Рассказы из Азбуки, которые Л. Н-ч дал напечатать, были: "Кавказский пленник" в "Заре" (1872, 2) и "Бог правду видит" в "Беседе" (1872, 3).

На новое предложение Страхова поместить один из рассказов в "Семейных вечерах" Кашперовой Л. Н-ч отвечает уже с раздражением:

"Что касается до Кашперовой, то я не только давать что-нибудь в "Вечера" не намерен, чтобы выручить свои деньги по 400 руб. за лист, но только радуюсь уроку никогда не отвечать на редакторские письма и прятать бумажник и серебряные ложки в присутствии редакторов. Не обвиняйте меня за раздражение. Я раздражен на себя за то, что изменил своему правилу - не иметь дела с журналами и литературой. Я жду и желаю для полного своего пристыжения, чтобы оба рассказа, которыми я дал повод рассуждать о себе умникам журналистам и за которые я ничего не получил, были бы напечатаны в хрестоматиях, а моя бы Азбука не вышла. Так и будет".

Наконец в мае Л. Н-ч обращается к Страхову с просьбой избавить его от тяготевшей над ним издательской работы, принять на себя его дело; вот что он пишет:

"Любезный Николай Николаевич! Великая к вам просьба. Хочется сделать кучу предисловий о том, как мне совестно и т. д., но дело само за себя скажет. Если вам возможно и вы хотите мне сделать большое дело, вы сделаете. Вот в чем дело. Я давно кончил свою Азбуку, отдал печатать, и в 4 месяца печатание не только не кончилось, не началось и, видно, никогда не начнется и не кончится. Зимою я всегда зарабатываюсь и летом кое-как оправляюсь, если не работаю. Теперь же корректуры, ожидание, вранье, поправки типографские и свои измучили меня и обещают мучить все лето. Я вздумал теперь взять это от Риса и печатать в Петербурге, где, говорят, большие типографии и они лучше. Возьметесь ли вы наблюдать за этой работой, т. е. приискать человека, который держал бы черновые корректуры (тоже за вознаграждение). Только вам я бы мог поручить эту работу так, чтобы самому уже не видать ее. Вознаграждение вы определите сами, такое, которое бы равнялось тому, что зарабатываете в хорошее время. Время, когда печатать, вы определите сами. Для меня чем скорее, тем лучше. Листов печатных будет около 50-ти. Если вы согласитесь, то сделаете для меня такое одолжение, значения которого не могу вам описать. Умственная и душевная работа моя по делу этому кончилась, но пока это не напечатано, я не могу спокойно взяться за другое дело, и оттого это мучает, томит меня. Благодарю вас очень за корректуру статьи. Она мне не понравилась в печати, и я жалею, что напечатал и ту, и другую. И забавно то, что ни тот, ни другой журналы не платят мне денег. Выгода та, что уж вперед, наверное, никогда не отвечу ни на одно редакторское письмо. Не будете ли проезжать опять мимо Ясной? И нет ли надежды опять увидеть нас, хорошо бы было"

После некоторых колебаний, разъяснительных и дополнительных писем Страхов согласился наблюдать за изданием. На что Л. Н-ч отвечал ему радостным письмом:

"...Письмо ваше, дорогой Ник. Ник., так обрадовало меня, что жена уверила, что я вдруг сделался совсем другой и веселый. Мне теперь верится в возможность окончания этого дела".

Затем следует целый ряд писем с подробными описаниями, инструкциями, поправками, посредством которых Л. Н-ч издали лично руководил в высшей степени добросовестной работой Н. Н. Страхова.

"Я до одурения занимаюсь эти дни окончанием арифметики. Умножение и деление кончены и кончаю дроби. Вы будете смеяться надо мною, что я взялся не за свое дело, но мне кажется, что арифметика будет лучшее в книге".

В своих письмах к Страхову Л. Н-ч не скрывал от него, что, кроме особой любви и интереса к этому делу, он преследует и чисто материальные цели, надеясь, что Азбука эта принесет ему доход, в котором он нуждается, так как заботился о доставлении средств все увеличивающейся семье.

Впрочем, больших иллюзий на этот счет он не питал: так, в одном из писем, когда дело шло о продаже и назначении цены, он писал:

"Огромных денег я не жду за книгу и даже уверен, что, хотя и следовало бы, их не будет; первое издание разойдется сейчас же, а потом особенности книги рассердят педагогов, всю книгу растащат по хрестоматиям, и книга не пойдет. Имеют свои судьбы книги, и авторы чувствуют эти судьбы. Так и вы знаете, что ваша книга хороша, и я это знаю, но вы чувствуете, что она не пойдет. Издавая "Войну и мир", я знаю, что она исполнена недостатков, но знаю, что она будет иметь тот самый успех, какой она имела, а теперь вижу очень мало недостатков в Азбуке, знаю ее огромное преимущество над всеми такими книгами и не жду успеха, именно того, который должна иметь учебная книга".

Сдав последние листы Азбуки в печать, Л. Н-ч чувствует себя снова свободным и пишет Страхову благодарственное письмо:

"Вы не можете себе представить, как я счастлив теперь, спихнув с себя эту работу, казавшуюся мне столь важною. Боюсь, что покажется вам длинно. Как мне ни жалко, даю вам carte blanche сократить в отделе примеров сложения и вычитания. Напишите, как и когда теперь кончится все и вы будете свободны, меня не будет мучить совесть за вас, и я - главное - вас увижу. Дня не проходит, чтобы я по нескольку раз не благословлял вас за то, что вы для меня делаете. Особенно теперь, когда я все эти последние дни насилу удерживал потребность начать свою настоящую работу. Теперь, благодаря вам, я могу начать и забыть про Азбуку".

Приводим здесь интересный проект объявления об Азбуке, составленный самим Л. Н-чем, который вместе с тем дает нам представление о ее содержании:

"1-го ноября выйдет Азбука гр. Л. Н. Толстого в 4-х отдельных книгах в 160-180 страниц каждая, содержащих: 1) азбуку и руководство для обучения чтению и письму; 2) статьи для русского чтения: басни, описания, сказки, повести и статьи научного содержания (за исключением новых переводов Эзопа и Геродота и некоторых басен, рассказов и сказок, содержание которых заимствовано с индийского, арабского, немецкого, английского и народного, все статьи русского чтения написаны автором для настоящей книги); 3) руководство к правописанию и грамматике посредством напечатания особым шрифтом различных грамматических форм; 4) некоторые былины, изложенные правильным, по мнению автора, русским стихом; 5) руководство для обучения славянскому языку с объяснениями главных грамматических форм; 6) статьи для славянского чтения с русским переводом: выбранные места из летописи, житии из Четьи-Миней Макария и Дмитрия Ростовского и из Священного Писания; 7) арифметику, от счисления до дробей включительно, и 8) руководство для учителя".

Наконец Азбука вышла, и вот отзыв самого Л. Н-ча о ней в письме к Страхову от 12-го ноября 1872 г.:

"Азбука не идет и ее разбранили в "Петербургских ведомостях", это меня почти не интересует. Я так уверен, что я воздвиг памятник этой Азбукой. От Буняковского получил на 20 страницах письмо об арифметике. Он хвалит и критикует, дельно в том отношении, что я напрасно в дробях исключил все прежние приемы".

То значение, которое придает сам Л. Н-ч своему труду, что с ним случается очень редко, побуждает нас дать краткое описание этого оригинального произведения, представляющего к тому же теперь библиографическую редкость. Азбука и хрестоматия 1-го издания состоят из 4-х книг. Каждая книга разделена на части и каждая часть - на отделы. 1-я книга состоит из четырех частей, 1-ю часть составляет азбука в собственном смысле слова, т. е. алфавит с таблицей картинок на каждую букву, склады, фразы, составленные из слов, разложенных на склады, и, наконец, коротенькие рассказы, загадки, пословицы и поговорки, служащие упражнением той или другой буквы, которая произносится не так, как пишется.

Особенность алфавита, предложенного Толстым, заключается в том, что он дает особый, упрощенный рисунок букв, без утолщений и тонких штрихов, для того чтобы сложность рисунка не затрудняла запоминание главной фигуры.

2-я часть книги состоит из целого ряда рассказов, разделенных на четыре параграфа: рассказы первого параграфа служат упражнением в произведении некоторых букв и слогов. Рассказы второго параграфа подобраны так, что дают упражнения отдельно на каждый из знаков препинания. В третьем параграфе помещены упражнения в чтении стихов. Содержание всех этих рассказов очень разнообразно. Там есть и пересказы басен Эзопа, рассказы из индийской, еврейской и арабской мудрости, рассказы исторические, русские народные легенды, бытовые картины и т. д.

3-я часть книги содержит в себе упражнения в церковно-славянском языке, обязательном для учеников русской школы как язык богослужебный, и состоит из образцов, заимствованных из древних летописей, из Четьи-Миней, из Библии, Ветхого и Нового Завета, и, наконец, несколько употребительнейших молитв.

4-я часть первой книги посвящена началам арифметики и знакомит учеников с различными способами изображений чисел: с названием цифр и чисел по древнеславянской системе, по римскому, арабскому и по русскому способу счета, с помощью "счетов".

Затем следуют упражнения в сложении, в уме и на счетах. Наконец, в конце 1-й части помещены несколько указаний для учителя, из которых мы приводим здесь статью "Общие замечания".

Общие замечания для учителя

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:

1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.

Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя. Для того, чтобы не говорить того, чего ученик не может понять, избегайте всяких определений, подразделений и общих правил. Все учебники состоят только из определений, подразделений и правил, а их-то именно и нельзя сообщать ученику.

Избегайте грамматических и синтаксических определений и подразделений частей и форм речи и общих правил. А заставляйте ученика видоизменять формы слов, не называя этих форм и - главное - больше читать, понимая то, что он читает, и больше писать из головы, и поправляйте его не на том основании, что то или другое противно правилу, определению или подразделению, а на том основании, что не понятно, не складно и не ясно.

По естественным наукам избегайте классификации, предположений о развитии организмов, объяснений строения их, а давайте ученику как можно более самых подробных сведений о жизни различных животных и растений.

По истории и географии избегайте общих обзоров земель и исторических событий и подразделений тех и других. Ученику не могут быть занимательны исторические и географические обзоры тогда, когда он не верит еще хорошенько в существование чего-нибудь за видимым горизонтом, а о государстве, власти, войне и законе, составляющих предмет истории, не может составить себе ни малейшего понятия. Для того, чтобы он поверил в географию и историю, давайте ему географические и исторические впечатления. Рассказывайте ученику с величавой подробностью про те страны, которые вы знаете, и про те события исторические, которые вам хорошо известны.

По космографии избегайте сообщения ученику объяснения (столь любимого в педагогии) солнечной системы и вращения и обращения земли. Для ученика, ничего не знающего о видимом движении небесного свода, солнца, луны, планет и затмениях, о наблюдениях тех же явлений с различных точек земли, толкование о том, что земля вертится и бегает, не есть разъяснение вопроса и объяснение, а есть без всякой необходимости доказываемая бессмыслица. Ученик, полагающий, что земля стоит на воде и рыбах, судит гораздо здравее, чем тот, который верит, что земля вертится, и не умеет этого понять и объяснить. Сообщайте как можно больше сведений о видимых явлениях неба, о путешествиях и давайте ученику только такие объяснения, которые он сам может проверить на видимых явлениях.

В арифметике избегайте сообщения определений и общих правил, упрощающих счет. Ни на чем так не заметен вред сообщения общих правил, как на математике. Чем короче тот путь, посредством которого вы научите ученика делать действие, тем хуже он будет понимать и знать действие.

Самое короткое счисление есть десятичное - оно и самое трудное. Самый короткий прием сложения - начинать с меньших разрядов и приписывать одну из полученных цифр к следующему разряду - есть вместе и самый непонятный прием: нет ничего легче, как научить ученика при вычитании считать за 9 всякий 0, через который он перескочит занимая, или научить приведению к одному знаменателю посредством помножения крест-накрест, но ученик, выучивший эти правила, уже долго не поймет, почему это так делается.

Избегайте всех арифметических определений и правил, а заставляйте производить как можно больше действий и поправляйте не потому что сделано не по правилу, а потому что сделанное не имеет смысла.

Избегайте весьма любимого (особенно в иностранных книгах для школ) помещения необычайных результатов, до которых дошла наука, - вроде того: сколько весит земля, солнце, из каких тел состоит солнце, как из ячеек строится дерево и человек, и какие необыкновенные машины выдумали люди. Не говоря уже о том, что, сообщая такие сведения, учитель внушает ученику мысль, что наука может открыть человеку много тайн, - в чем умному ученику слишком скоро придется разочароваться, не говоря об этом, голые результаты вредно действуют на ученика и приучают его верить на слово.

Избегайте непонятных русских слов, не соответствующих понятию или имеющих два значения, и особенно иностранных. Старайтесь заменять их словами, хотя и длиннейшими, хотя даже и не столь точными, но такими, которые в уме ученика возбуждали бы соответствующие понятия.

Вообще избегайте таких оборотов: это так-то называется, это так-то, а старайтесь называть каждую вещь именно так, как ей следует называться.

Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.

Сообщайте определение, подразделение, правило, название только тогда, когда ученик имеет столько сведений, что сам в состоянии проверить общий вывод, - когда общий вид не затрудняет, а облегчает его.

Другая причина, по которой урок бывает неприятен и незанимателен, заключается в том, что учитель объясняет слишком длинно и сложно то, что давно уже понял ученик. Ученику так просто, что ему сказали, что он ищет особенного, другого значения, и понимает ошибочно или уж вовсе не понимает.

Такого рода толкования обыкновенны, в особенности, когда предметы уроков взяты из жизни. Например, когда учитель начнет толковать ученику, что такое стол, или какое животное лошадь, или чем отличается книга от руки, или: одно перо и одно перо - сколько будет перьев?

Вообще толкуйте ученику то, чего он не знает, и то, что вам самим было бы занимательно узнать, если бы вы не знали. При соблюдении всех этих правил часто случится, что ученик все-таки не будет понимать. На это будут две причины. Или ученик уже думал о том предмете, о котором вы толкуете, и объяснил его себе по-своему. Тогда старайтесь вызвать ученика на объяснение его взгляда и, если он неверен, опровергайте его, а если верен, то покажите ему, что вы и он видите предмет одинаково, но с различных сторон.

Или же ученик не понимает оттого, что ему еще не пришло время. Это особенно заметно в арифметике. То, над чем вы тщетно бились по целым часам, становится вдруг ясно в минуту через несколько времени. Никогда не торопитесь, переждите, возвращайтесь к тем же толкованиям. Для того, чтобы душевные силы ученика были в наивыгоднейших условиях, нужно:

1) Чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц там, где он учится.

2) Чтобы ученик не стыдился учителя или товарищей.

3) (Очень важное). Чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т. е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.

4) Чтобы ум не утомлялся. Определить число часов или минут, после которого ум ученика утомляется, - невозможно ни для какого возраста. Но для внимательного учителя всегда есть верные признаки утомления; как скоро ум утомлен, заставьте ученика делать физическое движение. Лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен.

Тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого.

5) Чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не слишком труден.

Если урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученику.

Чем больше будет ученик предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, заучиванию стихов, - тем труднее будет ученику.

Но если учитель положит и все силы на свое дело, то все-таки он не только со многими учениками, но и с одним учеником будет постоянно чувствовать, что он еще далеко не исполняет того, что нужно.

Для того, чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающее знание.

Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество.

Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет много лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. (*)

(* "Азбука гр. Л. Н. Толстого. Спб. 1872 г. Кн. I. с. 180. *)

2-я, 3-я и 4-я книги расположены по тому же плану, как и первая, за исключением азбуки, составляющей 1-ю часть первого тома, и состоят поэтому каждая из трех частей: 1-я часть заключает в себе статьи для постепенного чтения, 2-я - упражнения в чтении на церковно-славянском языке и 3-я - арифметику. Каждая книга заключается наставлениями для учителей; наиболее интересны наставления по преподаванию арифметики.

Мы считаем своим долгом остановить внимание читателя на арифметическом методе Л. Н-ча, так как в нем есть много оригинального.

Главная цель преподавания арифметики, преследуемая Л. Н-чем, - это сознательное отношение ученика к числу во всех его комбинациях и разложении и составлении его всевозможными способами, как наглядными, так и умственными. Для наглядного обучения Л. Н-ч широко пользуется русскими счетами, производя на них всевозможные примеры счисления, сложения и вычитания. Для умственного упражнения и для полного сознательного усвоения состава числа Л. Н-ч вводит в преподавание начальной арифметики различные системы счисления, кроме десятичной, производя все четыре действия с помощью этих различных систем.

Дав понятие о десятичных дробях, как о продолжении десятичного счисления после запятой, и пройдя затем целый ряд упражнений в различных системах счисления, Л. Н-ч подходит к простым дробям, рассматривая их как частные случаи различных систем счисления, подходя, таким образом, к ним с совершенно новой, неожиданной стороны и давая новое обобщение целых и дробных чисел.

Вот этот замечательный переход:

"Целые числа всегда считаются в десятичном счислении и редки в другом счислении, а дроби редко считаются в десятичном счислении и почти всегда в разных счислениях.

Дроби в десятичном счислении пишут так: 0,55 (35 сотых), 1,017 (одна целая и 17 тысячных) и т. д. А дроби в разных счислениях пишут так: наверху пишут числа, а внизу то, в каком оно счислении, и это нижнее число зовется знаменателем. А самое число, что пишется наверху, зовется числителем".

Тот же метод различных систем счисления проведен Л. Н-чем с большой последовательностью и в действиях над дробями, и в приведении дробей к одному знаменателю. Способы эти, даваемые Л. Н-чем, заслуживают, по нашему мнению, большого внимания.

Азбука Л. Н-ча, конечно, вызвала немало критических статей; как всегда, в этих статьях было много противоречивых суждений, часто взаимно уничтожающих, но почти все они сходились на одном осуждении предложенного Львом Николаевичем способа обучения чтению, который они считали допотопным, способом азов и т. д., и негодовали за отвержение нового звукового метода, который в то время уже начал распространяться в русских школах.

Эти нападки заставили Л. Н. обратиться с открытым письмом к издателям "Московских ведомостей", в котором он разъясняет свои отношения к этому вопросу. Приводим это письмо целиком:

"Прошу вас дать место в уважаемой вашей газете моему заявлению, относящемуся до изданных мною четырех книг под заглавием Азбука.

Я прочел и слышал с разных сторон упреки моей Азбуке за то, что я будто бы, не зная или не хотя знать вводимого нынче повсеместного звукового способа, предлагаю в своей книге старый и трудный способ азов и складов. В этом упреке есть очевидное недоразумение. Звуковой способ мне не только хорошо известен, но едва ли не я первый привез его и испытал в России 12 лет тому назад, после своей поездки по Европе с целью педагогического изучения. Испытывая тогда и несколько раз потом обучение грамоте по звуковому методу, я всякий раз приходил к одному выводу - что этот метод, кроме того, что противен духу русского языка и привычкам народа, и кроме того, что требует особо составленных для него книг, и кроме огромной трудности его применения и многих других неудобств, о котором говорить здесь не место, - неудобен для русских школ, что обучение по нему трудно и продолжительно, и что метод этот легко может быть заменен другим. Этот-то другой метод, состоящий в том, чтобы называть согласные с гласной буквой и вкладывать на слух без книги, и был мною придуман еще 12 лет тому назад, употребляем мною лично во всех моих школах и по собственному их выбору всеми учителями школ, находившимися под моим руководством. И всегда с одинаковым успехом. Этот-то прием я и предлагаю в своей Азбуке. Он имеет только внешнее сходство со способом азов и складов, в чем легко убедится всякий, кто даст себе труд прочесть руководство для учителя к моей Азбуке. Способ этот отличается от всех других известных мне приемов обучения грамоте особенно тем, что по нему ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3-4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный - не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил московскому Комитету грамотности сделать публично, т. е. сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу.

Дело обучения грамоте есть дело практическое, и показать лучший и удобнейший прием обучения грамоте может только опыт, а не рассуждения, а потому всех тех, кого должно интересовать и интересует дело грамотности, я прошу, до произнесения решения, сделать опыт.

Самый процесс обучения грамоте есть одно из ничтожнейших дел во всей области народного образования, как я это уже высказал и в издаваемом мной журнале 12 лет тому назад, и в наставлении для учителя в изданной недавно Азбуке, но и в этом ничтожном относительно деле для чего идти хитрым и трудным путем звукового способа, когда того же самого можно достигнуть проще и скорее" (*).

(* Зелинский. "Русская критическая литература о Толстом", ч. 7, с. 66. *)

Закончив этот краткий исторический очерк Азбуки Л. Н-ча и описание ее содержания, мы переходим к другим отделам его педагогической деятельности 70-х годов, к опытам и проектам, большею частью не осуществленным, но тем не менее ценным по своей оригинальности и серьезности, с которой Л. Н-ч затрагивает в них самые существенные черты народной жизни.

Был один мальчик. Звали его Ваня. И у него были мать и отец и маленькая сестра. Один раз Ваня вышел на двор и слышит, что в саду что-то шумит, пищит. Ваня пошёл в сад посмотреть и видит – в канаве лежат три маленьких щенка. Два белых и один белый с чёрными пятнами. Белые щенки уже были мёртаые, а пёстрый ещё был жив. Он пищал. Ваня взял этого щенка и понёс домой.

А у Вани был отец. Отец увидел щенка и говорит: «Зачем ты принёс щенка?» А Ваня говорит отцу: «Позволь мне, пожалуйста, этого щенка держать в нашем доме. Мне его жалко. Его братья умерли, и он умрёт, если его бросить. Я его буду кормить». И отец сказал: «Ну хорошо».

Ваня стал щенка кормить и назвал его Буян. Щенок Буян скоро вырос, и стала большая собака – сильная и добрая.

Один раз все легли спать, а буян был на дворе. А воры пришли во двор и хотели украсть лошадей. Никто не видал воров, и они уже вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял страшным голосом и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали.

Отец позвал Ваню и говорит ему: «Я рад, что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Ну, я теперь позволю жить ему дома».

И Ваня был очень рад.

Потом пошли они раз все в лес и взяли с собой маленькую сестру Ванину и положили её в лесу спать. Вдруг пришёл волк и хотел схватить девочку из люльки.

А Буян услыхал, что идёт волк, и спрятался за кустом. Он не испугался, а хотел волка поймать. Волк думал, что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и убили волка. Но волк укусил Буяна. Отец пошёл и говорит: «Он укушен». Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: «Я прежде любил Буяна за то, что он воров прогнал, а теперь ещё больше люблю. Волк бы заел нашу девочку, если бы Буян его не загрыз».

И все стали Буяна ласкать.

И Ваня был очень рад.

Потом пришла зима, и поехали все на санях в город. Вдруг пошёл снег, и сделался ветер и мороз, и они все заблудились и не знали, что им делать. Стало темно, и они искали дорогу и не могли отыскать. Отец и говорит: «Мы все замёрзнем. Надо богу молиться». Ваня стал плакать. А Буян пришёл к Ване и стал ему руку лизать. «Буян, найди нам дорогу, а то мы пропадём». Буян замахал хвостом и побежал вперёд по снегу.

Лев Николаевич Толстой. "Ваня и Буян". Иллюстрации В. Юдина.

Лев Николаевич Толстой.
"Ваня и Буян".
Иллюстрации В. Юдина.


Был один мальчик. Звали его Ваня. И у него были мать и отец и маленькая сестра. Один раз Ваня вышел на двор и слышит, что в саду что-то шумит, пищит. Ваня пошёл в сад посмотреть и видит – в канаве лежат три маленьких щенка. Два белых и один белый с чёрными пятнами. Белые щенки уже были мёртаые, а пёстрый ещё был жив. Он пищал. Ваня взял этого щенка и понёс домой.



А у Вани был отец. Отец увидел щенка и говорит: «Зачем ты принёс щенка?» А Ваня говорит отцу: «Позволь мне, пожалуйста, этого щенка держать в нашем доме. Мне его жалко. Его братья умерли, и он умрёт, если его бросить. Я его буду кормить». И отец сказал: «Ну хорошо».

Ваня стал щенка кормить и назвал его Буян. Щенок Буян скоро вырос, и стала большая собака – сильная и добрая.



Один раз все легли спать, а буян был на дворе. А воры пришли во двор и хотели украсть лошадей. Никто не видал воров, и они уже вошли в конюшню. Вдруг Буян залаял страшным голосом и бросился в конюшню. В доме все проснулись, воры испугались и убежали.

Отец позвал Ваню и говорит ему: «Я рад, что ты взял Буяна. Без него лошади бы наши пропали. Ну, я теперь позволю жить ему дома».

И Ваня был очень рад.



Потом пошли они раз все в лес и взяли с собой маленькую сестру Ванину и положили её в лесу спать. Вдруг пришёл волк и хотел схватить девочку из люльки.

А Буян услыхал, что идёт волк, и спрятался за кустом. Он не испугался, а хотел волка поймать. Волк думал, что его никто не видит. Вдруг Буян выскочил из куста и стал грызть волка. Все прибежали и убили волка. Но волк укусил Буяна. Отец пошёл и говорит: «Он укушен». Ваня стал плакать. Отец позвал Ваню и говорит: «Я прежде любил Буяна за то, что он воров прогнал, а теперь ещё больше люблю. Волк бы заел нашу девочку, если бы Буян его не загрыз».

И все стали Буяна ласкать.

И Ваня был очень рад.



Потом пришла зима, и поехали все на санях в город. Вдруг пошёл снег, и сделался ветер и мороз, и они все заблудились и не знали, что им делать. Стало темно, и они искали дорогу и не могли отыскать. Отец и говорит: «Мы все замёрзнем. Надо богу молиться». Ваня стал плакать. А Буян пришёл к Ване и стал ему руку лизать. «Буян, найди нам дорогу, а то мы пропадём». Буян замахал хвостом и побежал вперёд по снегу.

Николай Львович Толстой Варвара Львовна Толстая Андрей Львович Толстой Михаил Львович Толстой Алексей Львович Толстой Александра Львовна Толстая География (интерактивная карта)

Толстой Иван Львович («Ванечка»; 1888—1895) — младший сын Толстого, последний, 13-й, ребёнок в семье, удивительно талантливый, сердечный и чуткий по отношению к окружающим, поражавший всех серьёзностью и добротой, но проживший очень короткую жизнь.

Ванечка родился 31 марта 1888 г. в Москве, в хамовническом доме. С момента его рождения жизнь семьи наполнилась новой любовью. Толстой испытывал необыкновенную нежность к маленькому сыну, видел в нём «духовно, любовно одарённого мальчика» (письмо А. А. Толстой от 31 марта 1895 г.). Один из старших сыновей Толстого вспоминал, что «отец полюбил его, как младшего ребёнка, со всей силой родительской, старческой привязанности» (Толстой И. Л., гл. XXIV).

Отец и сын были очень похожи, особенно выражением глаз. Один из современников писал: «На этом детском личике поражали глубокие серьёзные серые глаза: взгляд их, особенно когда мальчик задумывался, становился углублённым, проникающим, и тогда сходство с Львом Николаевичем ещё более усиливалось» (Русанов, с. 145).

Всегда очень занятый повседневной работой, Толстой всё же уделял младшему сыну много внимания. Он часами играл с ним. Была у них обоих любимая игра: отец брал большую плетёную корзину с крышкой, сажал туда Ванечку, или Сашу (младшую дочь), или их друга Кузьку и носил эту корзину по всему дому закрытую: потом останавливался где-нибудь и велел тому, кто сидит в корзине, угадывать, в какой они комнате. Об этой игре Толстой вспоминал даже вдали от дома: «Ваня! Мы скоро приедем и будем тебя носить в корзинке. И туда принесём, что ты не догадаешься. А когда откроем крышку, ты увидишь то, чего <…> никогда не видал». По воспоминаниям Софьи Андреевны, он ни одному из своих детей, даже первенцу Сергею, не уделял в своё время столько души, сколько любимому Ванечке.

Толстой учил сына говорить, читать, сам читал ему сказки, которые Ванечка потом пересказывал с придуманными новыми подробностями. Большим успехом в семье пользовались книжки Жюля Верна, который нравился Толстому прежде всего как искусный популяризатор знаний. В 1890-е гг. отец читал младшим детям «Необыкновенные путешествия» Ж. Верна, соединяя при этом поучение с развлечением, беседу с игрой: «Сейчас Саша с Ванечкой, — писал он в Москву жене, — рассматривали карту мира и узнавали, где Патагония, в которую поехали дети капитана Гранта» (1894, сентябрь).

Читать и писать Ванечка учился по «Азбуке» Толстого, которая по сей день лежит на столе в его детской комнате московского дома. Большие способности он проявлял и при изучении иностранных языков: в 6 лет свободно владел английским, понимал французский и немецкий языки. Он любил рисовать, был очень музыкален, пластичен, хорошо танцевал.

Время от времени Толстой ставил перед сыном всё более сложные задачи: Ванечка сам должен убирать свою постель, стол, игрушки, не затрудняя няню. Отец учил его быть добрым, честным, справедливым и особенно радовался, когда подрастающий Ванечка проявлял по отношению к окружающим доброту и ласку. Это было то самое главное, что Толстой больше всего желал видеть в своих детях. В дневнике 16 января 1891 г. он с радостью отмечал: «Кухаркин сын Кузька, ровесник Ванечки, пришёл к нему. Ванечка так обрадовался, что стал целовать его руки. Так естественно радоваться всякому человеку при виде другого…».

Проявление искренней любви и доброты по отношению к окружающим его людям было, наверное, главной чертой этого ребёнка, которая делала его особенным. Он любил устраивать праздники для других. Ванечка умел «справлять именины» любимой няни: «Он волновался за несколько дней, у всех спрашивал, кто что подарит няне, и сам готовил чашку, платочек, шкатулочку или ещё что», — вспоминала С. А. Толстая (Толстая С. А. Ванечка. Истинное происшествие из его жизни // Семья и школа. — 1991. — № 6. — С. 38). Он готовил с помощью мамы рождественские праздники и ёлки, делал подарки не только для всех приглашённых детей, но и для прислуги, и для детей прислуги (на декабрьскую ёлку 1890 г. в яснополянский дом пришло 80 человек из деревни, и все были оделены подарками!). В московском доме, кроме множества поздравительных открыток Вани Толстого к разным праздникам, хранится один из рождественских подарков любимой маме — это бумажная салфетка, красиво расшитая бисером и нитками руками Ванечки, с дарственной надписью на обороте. Софья Андреевна говорила о сыне: «Ванечка… любил людей, любил писать письма, угощать, праздновать, дарить, и как многие любили его!» (Толстая С. А. Смерть Ванечки// ДСАТ. 1. — С. 516). «У него на всех хватало нежности». В этой связи замечателен такой случай из жизни Ванечки. В примыкающей к саду хамовнического дома клинике для душевнобольных находился пациент, заболевший после смерти своего единственного ребёнка. Он нашёл утешение в общении с Ванечкой. Общались они через забор. Но разговоры были самые серьёзные. Мальчик внушил больному, что есть ещё много любви в этом мире и что всех надо любить. После этих разговоров в душе больного вновь пробудилось желание жить. В благодарственном письме С. А. Толстой он писал: «Не доктора исцелили меня, но Бог послал мне утешением вашего Ванечку, этого ангела, который мне дал счастье новой любви к нему и через него — ко всем детям и людям» (Толстая С. А. Ванечка. Истинное происшествие… — С. 39).

В этом ребенке было врожденное чувство справедливости. Он не мог переносить, когда при нём сердились. Он всегда заступался за свою сестру Сашу, если её обижали старшие братья, заступался за няню, когда на неё сердилась мама. Он был до отчаяния несчастлив и горько плакал, если поссорившись с Мишей, тот не сразу хотел с ним мириться. Он так любил Мишу» (ДСАТ. 2. — с. 199). Любая несправедливость вызывала в нём чувство недоумения и протеста. Когда в семье произошел раздел имущества и Софья Андреевна объявила сыну, что Ясная Поляна принадлежит ему, Ванечка запротестовал и ответил, что «всё — всехнее». Он удивлял окружающих своими суждениями. Старший его брат Сергей писал, что это был очень способный мальчик, не по годам развитой, сердечный и чуткий».

Толстой, как и его отец, обладал особенным чувством природы: любил прогулки по лесам Ясной Поляны, любил хамовнический сад, любил собирать грибы, ягоды, цветы, составлять гербарии, сажать деревья. Мальчик тонко понимал красоту мира. Покидая на зиму 1894 г. Ясную Поляну, он с матерью обычно прощался с любимыми местами: «Когда мы влезли на вышку, мы с ним залюбовались видом. Был ясный, слегка морозный октябрьский день. Блестело всё от замерзшей росы. Ванечка долго всматривался в даль и сказал: «Красота, и я с тобой. И ничего больше не надо»». Он уже и тогда понял, писала Софья Андреевна, «что свете ничего не может дать столько счастья, как красота и любовь» (Толстая С. А. Моя жизнь// Новый мир. — 1978. — № 8. — С. 112).

Ванечка очень любил писать письма — сначала под диктовку, потом сам своим родным и близким. Он обладал несомненным даром художественного воображения, как маленький сказочник, повествующий о событиях и переживаниях своей детской жизни: «Милые барышни… В зоологический сад ездили, и я боялся. И там были слоны большие 2, и белые медведи и американский осёл, и как это называется пеликаны и страусы… Медведь чёрный плясал. И был туман, и мы скорей поехали… И напиши всё это папе, и поцелую его кланяюсь и прощаюсь… Ваня» (ОР ГМТ). Толстой любил читать письма маленького Вани. Когда был в разлуке с сыном, просил: «Ванечка, напиши мне письмо. Я тебя люблю. Папа».

Реальные события нашли отражение и в первом сочинённом Ванечкой рассказе про собаку «Спасённый такс», который Софья Андреевна записала со слов сына. Рассказ оказался настолько хорош, что был напечатан в популярном детском журнале «Игрушечка» за 1895 г. (№ 3).

Весь этот яркий, светлый мир детской жизни терял свои краски, когда Ванечка болел. Болел он часто. 1895 год стал трагическим в жизни семьи Толстых. С начала года Ванечка всё время недомогал. Во время болезни спросил Софью Андреевну, правда ли, что дети, умершие до 7 лет, бывают ангелами: «Лучше и мне, мама, умереть до 7 лет. Теперь скоро моё рождение, я тоже был бы ангел. А если я не умру, мама милая, позволь мне говеть, чтобы у меня не было грехов» (Толстая С. А. Моя жизнь). 20 февраля он заболел скарлатиной. Видя переживания матери, мальчик сказал: «Не плачь, мама, ведь это воля Божия» (Толстая С. А. Смерть Ванечки // ДСАТ. 1. — С. 513). 23 февраля 1895 г. Ваня Толстой умер. Ему было 6 лет, 10 месяцев и 22 дня от роду.

26 февраля Толстой записал в дневнике: «Похоронили Ванечку. Ужасное — нет, не ужасное, а великое духовное событие». Позднее, в дневнике: «Природа пробует давать лучших и, видя, что мир ещё не готов для них, берёт их назад…» В другой раз: «А я-то мечтал, что Ванечка будет продолжать после меня дело Божие. Что делать!» (ДСАТ. 1. — С. 512, 515).

Через много лет после смерти сына С. А. Толстая писала: «Я знала, чувствовала, что Ванечка был один из <…> ангелов, посылаемых Богом к людям, чтоб напомнить им о любви. Ванечка исполнил свою миссию и навеки покинул землю, не испытав ничего, кроме любви, которой давал в таком избытке людям и которой люди платили ему» (Толстая С.А. Воспоминания о Ванечке. — ОР ГМТ).

Сегодня - день семьи. И не важно, из кого состоит ваша семья - из прадедушки или правнучки, мамы с папой или троюродной тети и брата, из всевозможных рыбок, котов или из собственного, любимого эго, главное - это - ваша семья. Заглянем в жизнь одной из великого множества семей, в семью Льва Толстого. О некоторых сторонах жизни этой семьи рассказывает выставка «Ванечка Толстой. 2520 дней любви», которая до конца мая проходит в музее - усадьбе Толстого в Хамовниках
Выставка посвящена 125-летию со дня рождения Ивана Львовича Толстого, последнего сына Толстых - «Ванечки», как любовно называли его в семье. Ванечка родился 31 марта (12 апреля по новому стилю) 1888 года в этом московском доме и прожил 6 лет, 10 месяцев и 22 дня, что в сумме составляет 2520 дней. Он рос в окружении любви и любящих людей. Выставка располагается в Классной комнате, рядом с детской и знакомит с семейными ценностями и традициями Толстых, особенностями воспитания детей, дает представление об увлечениях и занятиях Ванечки, его отношениях с близкими.


Толстая Т.Л. Портрет Ванечки Толстого 1894г. Бумага, сангина

Лев Николаевич Толстой считал сына духовно, нравственно одаренным ребенком, он притягивал к себе людей необыкновенной чуткостью и ласковым вниманием ко всем. Эти качества Толстой больше всего желал видеть в своих детях. Ванечка был одним из самых любимых детей Льва Николаевича. По словам С.А., Лев Николаевич ни одному из своих детей не уделял «столько внимания и души», сколько Ванечке. Л.Н. записал в дневнике в 1891 году: »Кухаркин сын Кузька, ровесник Ванечки, пришел к нему. Ванечка так обрадовался, что стал целовать ему руки. Так естественно радоваться всякому человеку при виде другого».


Лев Николаевич Толстой в кругу семьи. Ясная Поляна 1892г. Слева направо: Михаил, Лев Николаевич Толстой, Лев, Андрей, Татьяна, Софья Андреевна Толстая, Мария. На первом плане - Ванечка и Александра. Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К°».

В своих воспоминаниях С.А. Толстая писала: «Ваничка из всех детей был больше всего лицом похож на отца. Те же глубокие и вдумчивые светлые глаза, та же серьезность духовного внутреннего содержания. Как-то раз, расчесывая свои вьющиеся волосы перед зеркалом, Ваничка обернул ко мне свое личико и с улыбкой сказал: «Мама, я сам чувствую, что похож на папу»».


Ванечка Толстой 1890-1891гг Тула Фотография И.Ф. Курбатова

Софья Андреевна Толстая до самозабвения любила мир своего последнего ребенка и мир его детских радостей. Она сберегла все, что было связано с памятью о Ванечке. Все его игрушки и «вещицы». Софья Андреевна была центром детской жизни в семье. Ни одно событие из семи лет жизни Ванечки не проходили без ее участия: она готовила праздники, подарки, кукольные представления, рассказывала истории, рисовала, собирала и составляла гербарии. Любовь матери и сына была сильной, нежной. Сохранилось много писем, записочек, так в разлуке с мамой Ваничка писал 2 декабря 1894 года: «Без тебя скучно что-то на душе чижало».



Софья Андреевна с детьми: Андреем, Михаилом, Александрой и Ванечкой. 1892г. Москва Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К°».

Сохранилась маленькая записка с надписью на обороте: «Графине Толстой», где без знаков препинания, карандашом выведено детским почерком: «Пожалуйста приходи къ намъ на фокасъ въ семь часовъ Саша и Ваня».


Когда в семье Толстых появился 13й ребенок, Софья Андреевна хотела назвать мальчика Юрием. Она рассказывала: «Старшие сыновья, сложив первые буквы своих имен, решили, что недостает буквы И, чтобы получилось слово СИЛАМИ. С - Сергей, И - Илья, Л-Лев, А-Андрей, М-Михаил. Имена же девочек означали слово ТМА: Т- Татьяна, М-Мария, А-Александра. И вот мальчики кричали, что победили СИЛАМИ своими ТМУ и настаивали на имени Иван. Но почему-то и девочки этого хотели и Лев Николаевич». Ванечка с самого рождения вызывал в семье нежные и трепетные чувства. Сергей был старше на 25 лет, Илья - на 22 года. Илья и Сергей жили уже отдельно. «Лев Николаевич говорил, что он захлебывался от счастья, и любовался им (Ванечкой), когда он, ловко перебрасывая воланы, играл с братом Сережей, который при этом выкрикивал: «Альфа и Омега»», писала Софья Андреевна в записках «Моя жизнь»


Л. Н. Толстой с женой и детьми. Ясная Поляна. Фотография С.С.Абамелека-Лазарева. 1884 г. Стоят: Татьяна и Лев; сидят: Илья, Лев Николаевич с Андреем и Михаилом, Сергей, Софья Андреевна с Александрой на коленях, Мария

«Дочери Татьяна и Маша, не имея своих семей, всю способность материнской любви перенесли на маленького брата». Он отвечал своим «милым барышням» взаимной любовью. Вот одно из писем Ванечки к Татьяне, записанное рукой С.А. 1 ноября 1894 г.: «Прощай, милая Таня, скажи папа, Маше, что я их целую и кланяюсь, я тебя крепче всего целую, даже тебе будет приятно, как я тебя люблю, и никогда не расстанусь с тобой, и если ты выйдешь замуж, я буду очень плакать, если твой муж уедет в свое имение. Твой брат Ваня».


Татьяна Львовна с мужем М. С. Сухотиным. Ясная Поляна. Фотография С.А.Толстой. 1900 г.

С младшей дочерью Толстых Сашей Ванечка рос рядом, они вместе играли, гуляли, читали. Ваня всегда заступался, если Сашу обижали. Вот отрывок из дневника Вани 1895 года, в котором ребенок описывает обычный день семьи: «Пятница. Саша рисует. Мама пьет кофий с Мишей и Марьей Александровной Цуриковой. Митя наш локей уезжает в Тулу… Счас придет Филатов. Саша идет на танцы класс…Саша пьет чай. Мама одивается. Няня шьет. Стипан убирает гостиную… Андрюша читает… Саша смиется. Миша учицся… Лева пишет».


Александра и Ваня Толстые 1890 г. Тула Фото И.Ф. Курбатова

Больше всех среди младших сыновей Ванечка любил Мишу. Ему нравилось, когда Миша играл на скрипке, особенно Ванечка любил слушать вальс Шопена. За несколько дней до кончины Ванечка снял со стены своей детской разные картинки в рамках и снес их в комнату Миши, взял молоток и повесил все свои картинки в Мишиной комнате. Михаил в последствии назвал Иваном своего первого сына.


Няни с Ваней Толстым (справа) и Митей Кузминским и дети Толстые и Кузминские. 1888г. Ясная Поляна. Фотография С.С. Абамелика-Лазарева. Слева направо сидят: Вася Кузминский, Андрей Толстой, Саша Кузминский, Миша и Александра Толстые

Дети Толстого были дружны со своими двоюродными братьями и сестрами Кузьминскими и всегда с радостью ждали их приезда летом в Ясную Поляну, где вместе играли, ходили в лес за грибами и ягодами, купались в реке Вороке.


Дети Толстые и Кузминские на прогулке в парке Ясная Поляна. 1888г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева


Митя Кузминский (слева), Ванечка и Александра Толстые в парке Ясной Поляны. 1890 г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева


«Гигантские шаги» Ясная Поляна 1888г. Фотография С.С. Абамелик-Лазарева

В семье Толстых с ранних лет в детях развивали чувство слова, вкус к литературному творчеству. Дети Толстых учили иностранные языки, переводили, писали письма, вели дневники, сочиняли истории. Ванечка довольно рано начал сочинять, под его диктовку С.А. записала рассказ «Спасенный такс». «Мама, я хочу, как папа сочинять. Я тебе буду говорить, а ты пиши». Рассказ Вани о спасенной им собачке учит добру, милосердию и состраданию - вечным христианским добродетелям. Рассказ был напечатан в детском журнале «Игрушечка» в разделе «Для малюток» в 1895г. К этому рассказа Софья Андреевна сделала фотоиллюстрацию: около беседки в саду Хамовнического дома - Сережа Нагорнов, внук племянницы Толстого Варвары Валерьяновны Нагорновой, кормит маленького такса.

Неотъемлемой частью образования и воспитания в семье Толстых было чтение. Лев Николаевич старался заинтересовать детей теми книгами, которые были в равной степени интересны и ребенку и взрослому. Настольными книгами были книги Андерсена, Диккенса, Ж.Верна, «Робинзон Крузо» Дэфо, «Путешествие Гулливера» Сфивта, «Отверженные» Гюго. Свои произведения, кроме рассказов из «Азбуки» (по этой книге Ваничка учился читать) и «Книг для чтения», Толстой никогда не рекомендовал. В семье давно сложилась традиция читать вслух. Особенно любили читать романы Жюль Верна. Толстой восхищался Жюль Верном и считал его «путешествия» во всех отношениях полезными, потому что в них можно соединить чтение с игрой, развлечение с поучением. Книга «Вокруг света за 80 дней» не была иллюстрирована в 1870 е годы и Толстой сам рисовал к ней иллюстрации, приводившие в восторг старших детей.


Рисунки Льва Николаевича Толстого к роману Ж. Верна «Вокруг света в восемьдесят дней» 1870е гг.

В 1894 году Толстой писал жене: « Чтение «Детей капитана Гранта» продолжает иметь большой успех: участвует и няня и я иногда». «Саша с Ванечкой рассматривали карту мира и узнавали, где Патагония, в которую поехали дети капитана Гранта». С.А. Толстая читала детям « 80 000 верст под водою». «Говорю им - Это трудно, вы не понимаете.» А Ваня говорит мне: « Ничего, мама, читай, ты увидишь, как мы от этого и от «Дети капитана Гранта» поумнеем».


Литографические карточки. Пособие по изучению экономической географии. Губернии России XIXв. Литография, бумага.

Одна из семейных традиций Толстых - писать письма. Сохранилось единственное письмо Вани к отцу, написанное в феврале 1895 года. Письма и записочки отца Ванечка хранил в кожаном бюваре, подаренном ему Л. И. Веселитской (Микулич).


Бювар Вани Толстого. Россия 1890е гг. Кожа, картон, атлас шелковый, тиснение.

В одном из писем (1 января 1894 года) Лев Николаевич писал Ванечке: «Я поймал 3х крыс внизу, и одна защемила себе хвост, и хвост толще твоего пальца. И Маша с Надей Ивановой выносили выпускать ее…А я выпускал своих на прешпекте и они прыгали так, что на аршин и забивались под дерево…А вчера Таня сказала, чтобы привезли барана из Овсянникова, потому что люди хотели мяса, и Стаховичу, и Наде Ивановой, и привезли барана и убили его. Вот это принципы…». Ванечка знал, что у папа принципы и убивать животных и есть баранов - грех. И отец не сомневался, что Ванечка все поймет и крыс пожалеет.

Ваничка был очень способный: в шесть лет он свободно владел английским, понимал немецкий и французский языки. На выставке представлено детское лото, на каждой из 108 фишек-карточек С.А. аккуратным мелким почерком на английском и русском языках написала название предмета. С этих картинок и начались занятия Ванечки иностранными языками.

Ваничкины тетрадки для рисования очень просты - это не альбомы с плотной бумагой, а чаще всего школьные тетради в клетку или линейку, подписанные неровно Ваниной рукой: «Ваня Толстой рисованье». Много предметов, нарисованных с натуры: корзиночки, кувшины.

Софья Андреевна покупала шаблоны для рисования в московском магазине «Мюр и Мерлиз». Это прямоугольные плотные листы с прорезями -очертаниями изображаемого объекта. По ним можно было рисовать животных, птиц, людей. Ваня прорисовывал фигуру по шаблону, а потом аккуратно раскрашивал цветными карандашами.

Часто встречаются рисунки с повторяющимся сюжетом, рисунок сына и матери: один лист разделен горизонтальной чертой на две части - вверху «дом» старательно прорисованный рукой С.А., внизу - тот же рисунок, выполненный рукой Вани. Среди многочисленных рисунков чаще всего попадается рисунок с хамовническим домом и садом.


Одно из любимых занятий младших детей Толстых - вырезание картинок. Цветные картинки покупали в магазине и сами вырезали их по контуру. Тематика картинок самая разнообразная: дома, люди, животные, сказочные персонажи. Эти картинки наклеивали в тетради или вставляли в рамку и вешали на стену.

Сохранилось около 300 таких картинок. Разглядывая их, можно сочинять сказки и истории, при этом развивается воображение и речь ребенка. Подтверждением того, что это занятие было любимым в семье Толстого, служит дневниковая запись Софьи Андреевны: «Вечером сегодня играла с ней (Сашей) и Ванечкой, рассказывала им картинки и истории». В эту игру с вырезанными картинками были вовлечены не только мама, но и сестры и друзья дома.

Особенно Ване нравилось составлять и разгадывать шарады. Сохранилась записная книжка в картонном переплете с надписью: «Ваничкины шарады. 1895г»

Из обучающих, познавательных игр сохранились «Рельефные картинки животных Гагельберга». В папке находятся 20 таблиц с описанием и изображением разных видов млекопитающих животных, составленных под редакцией доктора О.А. Гримма и профессора Э.К. Брандта. Издание 1882 года. По этому пособию занимались средние дети Толстых и Ванечка.

Покупных игрушек в семье Толстых было мало, в семье поощрялись игры, в которых можно было проявить смекалку и изобретательность. К таким играм относится иностранная игра «Паркет». В небольшом ящике хранятся небольшие треугольные фигурки разной формы, из которых можно составлять разные узоры, складывая вместе фигуры по принципу мозаики. Составляя интересные композиции, Саша и Ваня приглашали маму на «выставку» своих произведений, о чем гласит записка: «Выставка А.Т. и И.Т.»


Игра настольная детская «Паркет» Запад. Европа. Конец XIXв.

Сохранились среди игрушек Ванички и картинки, которые надо складывать из фрагментов - прообраз современных пазлов. Картинки XIX в. небольшие, в половину тетрадного листа, с простыми сюжетами: детскими забавами, животными, временами года.


Картинка цветная складная. Россия. 1890е гг. Картон. Бумага. Цветная печать.

Сохранился выпиленный лобзиком из дерева петух, правда, кто сделал игрушку - неизвестно.

На выставке представлены два маленьких, трогательных, маленьких и самодельных башмачка - выкройка ботиночка из кожи с застежкой в виде бусинки и кожаная туфелька без задника, украшенная бантиком. Эти два экспоната представляют интерес в связи с увлечением Л. Н. Толстого: с 1880х годов он сам шил обувь для себя и своих друзей. Маленький сын в подражание отцу сшил свои маленькие башмачки.

Ванины сокровища хранили долго и старательно, поэтому они не затерялись в уголках Детской. Среди них - и коробочка из картона в виде подковы, и «человечек» ручной работы из проволоки и шерсти.


После смерти Ванечки от скарлатины (27 февраля / 7 марта 1895 года) Лев Николаевич писал своему другу А.А. Толстой: »Он жил для того, чтобы увеличить в себе любовь, вырасти в любви так, как это было нужно Тому, Кто его послал, и для того, чтобы заразить нас всех, окружающих его, этой же любовью, для того, чтобы, уходя из жизни к Тому, Кто есть любовь, оставить эту выросшую в нем любовь в нас, сплотить нас ею».


Л. Н. и С. А. Толстые после смерти Ванечки. Ясная Поляна. Фотография С. А. Толстой. 1895 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры