Минотавр — чудовище из критского лабиринта. Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища Мифы древней греции о минотавре краткое содержание

Главная / Ссоры

Минотавр - древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка, пожалуй, является одним из наиболее известных мифологических существ. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, исполнял роль наказания за грехи Афинян перед критским царём Миносом. И каждый год в его лабиринте должны были безнадёжно плутать 7 юношей и 7 девушек, обречённые на страшную смерть.

Легенда об ужасающем минотавре была подробно изложена Аполлодором, и гласит она следующим образом: в результате «гражданской войны», произошедшей на Крите, царь Минос сверг всех своих братьев и захватил единоличную власть на острове. Дабы закрепить свою победу, Миносу требовалось заслужить покровительство божественных сил. Для этого он попросил у Посейдона, послать на землю из морских глубин быка, чтобы потом принести его в жертву во славу Богов. Однако Минос схитрил, он оставил быка себе, а в жертву принёс самого обычного бычка. Посейдон, разозлившись на предательство нового правителя, наделил «морского» быка свирепым нравом, а на жену Миноса, Пасифаю, насылает проклятье, которое заключается в непреодолимой любовной страсти к этому быку. Не в силах сопротивляться неестественному влечению, Пасифая просит мастера Делала, который был сослан на остров за убийство, придумать какой-нибудь способ, чтобы утолить свою животную страсть. Мастер помог царице, и после, у неё рождается необычный ребёнок, которого назвали Минотавр. Минотавр родился с головой быка и туловищем человека. По совету оракулов Минос заключает его в лабиринт, который соорудил всё тот же Дедал. Лабиринт был построен настолько хитрым образом, что попавший в него, уже не сможет вернуться обратно.

На съедение чудовищу афиняне каждые девять лет вынуждены были отправлять семь юношей и семь девушек. Когда Тесею выпал жребий стать жертвой ненасытного Минотавра, он решил избавить родину от подобной повинности. Дочь критского царя Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему волшебный клубок ниток. Если конец нити привязать к двери дворца, клубок сам катится к центру лабиринта, где находился Минотавр. Воспользовавшись путеводной нитью, Тесей нашел спящее чудовище. убил Минотавра и сумел благополучно найти обратный путь в сплетении ходов лабиринта.

Миф о противоборстве Тесея с Минотавром относится к числу наиболее популярных историй античного мира, вдохновлявших скульпторов и художников на создание бессмертных творений. Известно множество старинных ваз с изображением поединка, созданы многочисленные поэмы, роман и даже балеты.

Минотавр, в древнегреческой мифологии, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра.

Минотавр

Легенда о минотавре начинается с проступка, царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершило ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.

Сбежавший из Греции архитектор Дедал - построил знамениты лабиринт в котором и поселили Минотавра. Афины, которые провинились перед критским царем - во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.

Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однаждый греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда остануться черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея чтобы он оставил её. но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании данном отцу, он забыл сменить паруса с черного цвета на белый.

Отец, увидев галлеру с черными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Источники: www.onelegend.ru, godsbay.ru, krit.info, bobfilm.net, animalspace.net

Святой Конвойон – первый аббат Редона. Часть2

Морван де Леон. Часть3

Король Артур и меч Экскалибур

Ракшасы

Религии Китая

Религия Китая никогда не была похожа ни на одну из систем духовных представлений, которые царили в Европе и на Ближнем Востоке. ...

Поездка в Хорватию

Сказать о таком прекрасном месте, как Хорватия, что она очень красива, значит, ничего не сказать. Эта великолепной красоты страна просто поражает...

Арахна

На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. Часто собирались нимфы со склонов Тмола и с берегов златоносного Пактола любоваться...

Кто такие евнухи?

Многие наверняка слышали слово евнух. Однако не все знают его точного значения. Кто такой евнух? Чем он занимается? Это...

Интернет и заработок

В сети сейчас есть сотни вариантов заработка. Есть такой заработок в сети Интернет, который сопряжен с заметным риском, а есть...

Кем была царица Клеопатра?

Сходство египетской принцессы Клеопатры, в неполных 15 лет приехавшей в чужую страну и выданную замуж за равно чужого этой стране...

Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца) , где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!

Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Т ри сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой . Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте , сложном сооружении, который построил для этого Дедал.

Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Тесей и Минотавр

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром. Дальше вы наверняка всё знаете. Икар, увлекшись полётом, взлетел слишком высоко к солнцу, горячие солнечные лучи растопили воск, и... Икарийским назвали море, в котором погиб юный Икар.

Возможно, вам также будет интересно:

Большинство современников в той или иной степени ознакомлены с древнегреческими мифами. В одном случае в качестве источников служат учебники по истории средней школы или высшего учебного заведения, в другом - изучение фольклора далекого прошлого является составляющей самообразования. Есть немалая категория людей, которым изучение мифологии доставляет духовное удовлетворение. Многим известен миф о Минотавре, который проживал далеко в океане.

Минотавр на острове Крит

Одним из зрелищных является Минотавр со специфическим строением тела - голова быка, а всё остальное - туловище, руки и ноги - человеческие. Иными словами, это своего рода ужасный гибрид.

Чудовищу острова Крит повезло жить не где-нибудь, а во Дворце, который в целом представлял собой настолько сложный подземный лабиринт, что любой попавший туда человек был обречен заблудиться и исчезнуть там навеки. Большую часть времени Минотавр проводил в центре жуткого помещения. Из уст в уста передавался миф о Минотавре. Кратко люди рассказывали о том, какое это жестокое существо.

Упоминание о Минотавре у большинства афинян вызывало чувство страха. Жители вынуждены были регулярно каждые 9 лет выбирать по 7 представителей обоего пола юного возраста и отправлять во дворец с лабиринтами. Таким способом удавалось задобрить чудовище. Почему именно семь? Данное число испокон веков у многих народов относилось к разряду магических. Видимо, такого же мнения придерживался Минотавр.

Но однажды среди «избранников» оказался Тесей, который приходился сыном царю Эгею, правившему в Афинах. С появлением этого человека миф о Минотавре получил особую концовку.

Кто такой Тесей?

С раннего возраста мальчик был окружен теплом своей матери Эфры, которая в то время была царевной Тезеры. Отец не занимался воспитанием сына по причине того, что находился далеко от семейного очага. Перед тем как расстаться с женой, Эгей спрятал под тяжелым камнем сандалии и меч, которые должен был забрать повзрослевший Тесей. Воля Эгея была исполнена шестнадцатилетним сыном. Желая увидеть отца, Тесей направился в Афины, по дороге совершив немало подвигов.

Еще в школе все изучают известный миф о Минотавре. Краткое содержание вы можете прочитать ниже.

Каким образом Тесей расправился с Минотавром?

Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно - раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.

Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.

Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.

Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.

Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле - условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.

После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.

Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Подлинность описанной выше истории можно, конечно, подвергнуть сомнению. Дворец же, в котором обитал Минотавр, хотя и в полуразрушенном виде, но сохранился. И это несмотря на исторический период, равный почти четырем тысячам лет! Количество желающих побывать на Крите и ознакомиться с древними мифическими достопримечательностями не уменьшается.

Изображения главных персонажей мифа о Минотавре присутствуют на полотнах картин, ими расписаны вазы, представлены они в виде скульптур. Внушительная стоимость этих шедевров искусства не препятствует спросу на них. Память о Тесее и Ариадне, благодаря которым человечество избавилось от злого чудовища, будет жить в сердцах людей еще очень долго. Теперь и вы знаете, какие события описываются в мифе о Минотавре.

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?


Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.

Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра.

Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем.

Он принес жертву Аполлону-Дельфинию - покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.
Корабль счастливо прибыл к острову Криту. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя.

Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.
Ариадна дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток.

Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь.

С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом.

Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.

Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила. На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису.

Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.
А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины.

Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу.

Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, - какие на нем паруса.
Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса - черные. Значит - погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры